Как объяснить ребенку что такое сложное предложение
«Сложносочинённое предложение». Занятие по совершенствованию лексико-грамматических представлений у старших дошкольников
Наталия Базарова
«Сложносочинённое предложение». Занятие по совершенствованию лексико-грамматических представлений у старших дошкольников
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Теремок»
занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР подготовительного к школе возраста на тему «Сложносочинённое предложение»
Учитель-логопед: Базарова Наталья Анатольевна
Старый Оскол
Тема: Сложносочинённое предложение.
Цель: формирование лексико-грамматической категории.
Задачи: закрепить умение детей составлять сложносочинённые предложения с союзами и, а, но, или. Уточнить понятия «слово», «предложение», «действие». Активизировать словарь детей по теме «Весна». Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением героев занятия (Незнайка, доктор Пилюлькин, Гусля, Винтик, Шпунтик, Знайка); мяч; сюжетные картинки по теме «Весна»; карточки с союзами А, И; пары сюжетных картинок для составления предложений; пары предметных картинок для составления предложений; предметы (книга, альбом, конструктор, пластилин, барабан, мяч, машина, кукла, пирамида, скакалка, раскраска, карандаши).
Ход занятия.
Называние героев рассказа Н. Носова «Незнайка в солнечном городе».
II.Знакомство с планом занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по Солнечному городу. Наш путь начнётся от домика главного героя Незнайки. Мы навестим доктора Пилюлькина, заглянем в гости к музыканту Гусле, зайдём в мастерскую Винтика и Шпунтика, не пропустим и домик Знайки. Наконец, мы попадём на поляну сказок и развлечений. Там закончится наше путешествие. Итак, все готовы? Тогда смелее, в путь! Но прежде чем отправиться в путешествие, выполните задание Незнайки.
Игра с мячом «Подбери слова-действия».
III.Составление предложений по демонстрации действий.
– А вот и больница доктора Пилюлькина. Он интересуется, что вы делаете, чтобы расти здоровыми и крепкими? (Делаем зарядку, занимаемся физкультурой, много гуляем).
– Доктор хочет проверить, как у вас получается. Встаньте в две колонны.
– Девочки кружитесь, а мальчики прыгайте на месте.
– Дети первой колонны приседайте, а дети второй колонны хлопайте в ладоши.
– Мальчики, делайте наклоны в стороны, а девочки маршируйте.
– Молодцы! Ребята, кто запомнил, какие команды отдавал доктор Пилюлькин?
IV.Упражнение «Закончи предложение».
Логопед: Мы покидаем больницу доктора Пилюлькина и направляемся к музыканту Гусле. Гусля никак не может написать новую песню про весну. Ему нужно помочь закончить некоторые предложения из этой песни. (На доске сюжетные картинки по теме «Весна»).
На улице ещё холодно, но (на деревьях набухли почки).
Снег почернел и (образовались проталины).
Ярко светит солнце и (журчат ручьи).
Снег ещё не растаял, а (подснежник уже расцвёл).
Скоро лес оденется листвою и (засвищут соловьи).
Пришла весна и (дети улыбаются).
– Гусля рад, что вы помогли ему закончить предложения. Он проводит нас до мастерской Винтика и Шпунтика. А чтобы нам в дороге было не скучно, мы поиграем в игру «Ласточки».
Ласточки летели, все люди глядели.
(Дети бегут по кругу, машут руками).
Ласточки садились, все люди дивились.
(Приседают, руки опускают за спиной).
Сели, посидели, взвились, полетели.
(Бегут по кругу, взмахивают руками).
Полетели, полетели, песенки запели.
VI.Работа с деформированным предложением.
– Винтик и Шпунтик работают в своей мастерской. Они ремонтируют предложения. Помогите им. Послушайте, что у них получилось.
«Сначала надо лечь спать, а потом разобрать постель».
(Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.)
«Сначала надо вытереть посуду, а потом вымыть её».
(Сначала надо вымыть посуду, а потом вытереть её.)
«Сначала надо идти спать, а потом вымыть ноги».
(Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать.)
– Молодцы! Пойдёмте дальше.
VII.Составление предложений с союзами А, И.
– Перед нами широкая река, через которую перекинуты мостики. Прочитайте названия этих мостиков (А, И). Вставьте в предложения маленькие слова. Тогда мы сможем перейти через реку.
Зоя гуляла в саду. Оса укусила девочку.
(Зоя гуляла в саду и её укусила оса.)
Бабушка читает книгу. Внучка учит уроки.
(Бабушка читает книгу, а внучка учит уроки.)
Мама трёт морковку на тёрке. Дочка чистит картошку.
(Мама трёт морковку, а дочка чистит картошку.)
VIII.Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам.
– А вот и домик Знайки. Чем это он так увлечён? Посмотрите, малыш пытается составить предложение по двум картинкам. Давайте ему поможем.
(Дети составляют предложения по двум сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам и символу союза А).
– Знайка благодарит вас, а наше путешествие продолжается.
IX.Составление сложносочинённых предложений с разделительным союзом или.
– Вот мы дошли до Сказочной поляны. Посмотрите, сколько здесь много разных игрушек и предметов. Возьмите себе по два предмета (книга, альбом, конструктор, пластилин, музыкальный инструмент, мяч, машинка, кукла, пирамида, скакалка, раскраска, самолёт).
– Вова, что ты будешь сейчас делать?
(Я буду читать книгу или прыгать через скакалку.)
X. Итог занятия.
Дети делятся впечатлениями от путешествия.
Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; «Домик Деда Мороза» МБДОУ №15 «Дюймовочка» комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет «Сладкая.
Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.
Сложное предложение
Сложное предложение — это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Узнаем, что такое сложное предложение в русском языке, какие виды сложных предложений существуют в зависимости от синтаксической связи между их частями.
Что такое сложное предложение?
Основной единицей речи является предложение. Уточним, что называется предложением в русском языке.
Отдельные слова говорящий объединяет в одно высказывание, чтобы выразить какую-то мысль, передать её другим. С помощью предложения можно сообщить информацию, оформить вопрос или пожелание, просьбу, приказ.
В предложении слова самостоятельных частей речи приобретают такую грамматическую форму, которая позволяет выразить законченную мысль с помощью определенной интонации.
Позвони мне сегодня вечером, пожалуйста!
Это простые предложения, которые имеют одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.
Простые предложения могут объединяться в более сложные синтаксические конструкции, которые насчитывают в своем составе несколько простых предложений. Тогда по отношению к ним следует употребить термин «сложное предложение».
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть соответственно из нескольких грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.
В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на
С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.
Виды сложных предложений
В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.
Союзные предложения разделяются на два основных вида:
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:
Примеры сложносочиненных предложений
Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.
В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.
Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.
Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.
Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.
Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.
В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:
От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.
Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.
В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.
Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.
Существует мнение: Петербург похож на Венецию.
Сложные предложения с разными видами связи
В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:
Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.
Как определить сложное предложение?
Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.
Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Итак, действуем по алгоритму:
Образец рассуждения
В этом предложении две грамматические основы:
Между двумя простыми предложениями существует подчинительная связь, которая выражена союзом «как». «Маша увидела» — это главное предложение. От слова «увидела» к придаточному предложению зададим вопрос что?
Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
Видеоурок «Простое и сложное предложение»
Сложное предложение
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.
Пример сложного предложения:
По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.
Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.
Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.
Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.
Пример сложноподчиненного предложения:
Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.
Виды связи в сложноподчиненном предложении
Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:
Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.
Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.
На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали
Значения придаточных предложений в СПП
Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.
Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.
Типы подчинения в сложноподчиненном предложении
Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:
Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.
Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:
Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.
Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:
Кто желает — тот получит.
Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:
Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.
Проверьте себя
Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?
Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.
Я знал: это не может продолжаться слишком долго.
Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.
Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.
Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Тема:Предложения простые и сложные.
Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.
Простые предложения состоят из одной грамматической основы.
Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.
Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.
На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?
Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы: а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.
Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
Составим схемы этих предложений:
У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.
Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.
У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.
Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.
Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.
Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.
Выберите сложное предложение.
Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:
2. Винни – Пух вставал рано, по утрам он старательно занимался гимнастикой.
3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.
1.
2.
3.
Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:
Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.
Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах.
Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:
Задание 7. Составьте схемы предложений.
Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.
Задание 9. Спишите предложение:
С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока
Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.
2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке
3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.
4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.
Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.
Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.
послышался, птичий, вдруг, крик;
поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;
над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы.
Составьте предложения по схемам:
Выберите неверное высказывание:
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1.Мама устает, потому что она тяжело работает.
2.Солнце восходит, начинается утро.
3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.
1) одно 2) два 3) три
1. Выберите неверное высказывание:
2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:
1. Выглянуло солнце, и стало тепло.
2. Я устал, пойду лягу спать.
3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.
3. Сколько простых предложений в тексте?
Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.
Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах.
1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.
2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке
3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.
4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.
5. На руке у мальчика мягкая повязка.
Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.
Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.