Как объяснить ребенку что такое суть
Как объяснить ребенку, что такое инвестиции и зачем они нужны
Играйте в инвестиции
Инвестиции — это вложение свободных денег в различные инструменты с целью получения дохода. Попробуйте начать рассказ про инвестиции с описания инструментов, например, что такое банковский вклад, акции, недвижимость. Объясните, чем эти инструменты отличаются друг от друга, как они будут приносить доход и в каком размере. Вклад — проценты, акции — дивиденды, недвижимость — рента. Звучит непросто иногда даже для взрослых, но и детям можно объяснить доходчиво, если включить элемент геймификации — рассказывать сложное в игровой форме или на примерах из жизни: особенно хорошо такой прием работает с детьми до 12 лет. Важно соотносить примеры с реальностью, показывать, как, например, банк выплачивает проценты. Заведите дома своеобразный банк-копилку со своими процентами. Ребенок может класть туда деньги, а через месяц вы добавляете в копилку проценты соответственно «вкладу». Так вы покажете ребенку, что его деньги могут работать без него: из 1000 рублей в копилке можно сделать 1050 рублей, положив их на банковский вклад. Не забывайте, что собственный пример также важен. Расскажите, как вы сохраняете и приумножаете свой капитал, зачем это нужно делать, как это сказывается на семейном доходе и на будущем ребенка в частности. Например, почему вы пользуетесь услугами определенного банка, почему выбрали такой тип вклада и что это даст вам в будущем.
Разделите понятия «инвестиции», «спекуляция» и «трейдинг»
Инвестиции носят долгосрочный характер. Потенциал компаний чаще всего реализуется минимум от года, поэтому грамотные инвестиции требуют стратегии и терпения. Объясните, что инвестиции — это отложенный приз или 100 рублей, положенные в карман зимней куртки, только через год ребенок найдет в кармане уже не 100, а 200 рублей.
Часто под понятием инвестиции понимают «быстрые, легкие деньги», путая их со спекуляциями или трейдингом. Объясните ребенку, что крепкие инвестиции — не сиюминутный доход. Трейдинг же или спекуляции — это попытка заработать на колебаниях цен активов. Трейдеры следят за краткосрочными колебаниями на рынках и пытаются сыграть на разнице: изучают отчеты компаний, объемы торгов и просто мировую новостную повестку. Более благозвучное название такого занятия — активное инвестирование. Да, хорошие трейдеры много зарабатывают, но и очень много рискуют, а бывает, и пользуются не самыми честными методами. Попробуйте объяснить на бытовом примере: допустим вам понадобился сахар для приготовления блинов на завтрак. Сахара было много, он никому не был нужен и ваш ребенок припрятал один пакет про запас. Но вдруг сахар закончился, а готовить блины нужно прямо сейчас. Что нужно сделать «сахарному трейдеру»? Правильно — продать вам его по завышенной цене. Но есть риск, что вы откажетесь, и сахарный пакет останется пылиться.
Начните с малого
Купите с ребенком валюту — евро или доллары — и зафиксируйте цену, по которой покупали. Далее вместе наблюдайте за ростом или падением курса валют. Старайтесь объяснить, что приводит к росту или падению курса, какие события в мире влияют на него и почему. Сравнивайте курс купленных валют с другими валютами мира. Покажите, что бы было, если бы вы вложились, например, в юань или иену.
Приведите в пример акции известных компаний
Попробуйте завести брокерский демо-счет для ребенка. Это поможет понять, что такое инвестиции, на практическом примере. Изучите вместе компании, выберите несколько и пусть ребенок решит, в какие из них он бы вложил деньги и сколько. Регулярно возвращайтесь к счету, вместе анализируйте динамику цифр за неделю, месяц и год.
Расскажите про фондовую биржу и на примере компаний продемонстрируйте, как менялись цены на акции и почему, и сколько можно было заработать с изменения цен. Если ваш ребенок увлекается компьютерами, расскажите ему про компании Intel, Microsoft, AMD, Nvidia. Если ему нравятся автомобили, покажите концерны Daimler AG, BMW и другие. Объясните, почему любимые вещи ребенка — компьютер или машина мечты — влияют на рост компании, ее прибыль, уровень акции. Почему успешные компании-производители привлекательны не только своей продукцией. Например, как влияет выход новых айфонов на акции Apple? А что будет, если у Google случится кризис или крупный репутационный скандал? Попробуйте объяснить, как имиджевые события компаний и выход новых продуктов влияет на ее акции и как это используют инвесторы в торговле активами.
Объясните, что инвестиции — это риск
Больше текстов об экономике, финансах, политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Как разговаривать с детьми о различиях и неравенстве
Уверена, что многие родители будут удивлены самой постановкой вопроса — почему вообще нужно разговаривать об этом с детьми? Ведь на сегодняшний день все хорошо, особого неравенства не наблюдается, лично не сталкиваемся. В конце концов, мы же не в Америке, где негров когда-то за людей не считали. Понятно, что детям нужны некоторые сведения на эту тему, но мы-то тут при чем?
Зачем разговаривать?
Безусловно, российские реалии отличаются от реалий других стран — некоторые проблемы, связанные с неравенством, выглядят у нас иначе. И все же разговаривать с детьми о несправедливости и неравенстве имеет смысл по трем основным причинам.
Основные группы риска таковы:
Есть еще более мелкие группы риска, в том числе временные, в которых человек не пребывает всю жизнь, но легко может туда попасть — например, молодые мамы. Этих групп очень много, нет нужды перечислять их все — вы легко найдете эту информацию сами. Достаточно того, что у вашего ребенка не так уж мало шансов оказаться в какой-либо группе в течение жизни, либо стать партнером человека из какой-либо группы. Хорошо бы иметь максимум информации на такой случай, правда?
Когда говорить?
Эксперты и психологи всего мира подтверждают: что ребенок способен чувствовать несправедливость уже в возрасте двух лет, а отличать, например, людей разной расы может даже младенец. А к 5–6 годам некоторые дети уже крепко усваивают предрассудки тех, кто о них заботится. Конечно, трудно рассказывать о чем-то сложном дошкольнику, но можно использовать простые примеры из жизни (Маше дали яблоко, а Лейсан — нет, это несправедливо; Миша и Джон очень разные, у Миши темные волосы, а у Джона светлые), чтобы укрепить идею. Потом на этой базе получится объяснить и другие штуки.
Не волнуйтесь, вы не заложите таким образом основу для расизма и для того, чтобы ваш ребёнок кого-то потом дискриминировал. Вы только лишь назовете то, что уже и так происходит. Дети в любом случае будут замечать различия, и в ваших силах лишь сделать эту тему допустимой и легальной, чтобы вовремя отлавливать странные стереотипы и нежелательные выводы, или чтобы защитить от дискриминации своего ребенка.
Фото: Pexels
Некоторые приемы для начала разговора
Малыши. В СССР во многих детских книжках и на плакатах была такая замечательная картинка — девочки и мальчики, одетые в национальные костюмы, держатся за руки. Можно начать с нее, или с любой книжки или мультфильма, где рассказывается о существовании людей разных культур (например, серия «Гора самоцветов»). Можно зайти и с другой стороны: герои многих детских сказок, мультфильмов и книг — очень непохожие на людей существа. Чем они отличаются от нас? Также можно показывать на людей другой расы или культуры в путешествиях, обращать внимание ребенка на людей с яркими внешними отличиями (в том числе с инвалидностью). Цель — чтобы ваш ребенок не воспринимал различия между людьми как нечто экзотическое или страшное, чтобы он привык к тому, что мы разные — и это нормальная часть жизни.
Обращайте внимание ребенка и на эпизоды, где кому-то чего-то не досталось, хотя он все делал правильно.
Будьте готовы к странным вопросам, вызванным любопытством к различиям и их причинам. Это нормальная часть развития, даже если пока вопросы звучат не очень аккуратно, например, «Мама, смотри, узкоглазый дядя (толстая тетя, ребенок с черной кожей, женщина без руки и т. д.)!». Постарайтесь отвечать на них так, чтобы не выставить различия чем-то плохим. Например, хороший прием — ответы типа: «Вижу, вот какие мы разные, да?», или «О, какой он красивый/ интересный!».
Дошкольники. Примерно в 3–4 года дети начинают использовать отличия как основу для принятия решений (с кем играть, с кем не играть, к кому идти, к кому — нет, кто нравится, кто — нет). Иногда это происходит потому, что у них уже есть какие-то стереотипы и мнения, подхваченные от взрослых (кстати, не обязательно лично от вас — бабушка или няня могут что-то сказать при ребенке, а он запомнит). Иногда это происходит из-за того, что детям в целом свой ственно бессознательно тянуться к тем, кто на них похож, больше им доверять и испытывать большую симпатию. И конечно же, первым делом они будут использовать что-то очень простое, чтобы отделить «наших» от «не наших».
Также в этом возрасте дети могут говорить другим детям довольно обидные вещи, основанные на внешности или других различиях, и важно вовремя замечать это и не оставлять просто так, поясняя, что именно, на ваш взгляд, не совсем верно понято ребенком и не должно быть повторено.
В этом возрасте можно более активно обращать внимание детей на то, что отличает вас лично, самих детей и вашу семью от других людей, и добавлять, что эти отличия не могут быть поводом для того, чтобы кто-то вас обижал.
Младшие школьники. Дети этого возраста получают гораздо больше информации от внешнего мира. Школа, телевизор, фильмы, обрывки разговоров про то, у кого есть власть или нет власти, кто лучше/хуже, кто чего заслуживает и не заслуживает, кто более ценен и менее ценен. Это именно то время, когда нужно учить их относиться ко всему критически. Проще всего делать это через уточняющие вопросы к их заявлениям, вроде таких:
— Эльза красивая? А почему она считается красивой?
— Интересно, почему женщины-воины в видеоиграх все время так одеты?
— Ты сказал, что…, а почему так?
В это время уже можно прямо сказать, что к людям разного пола, разного цвета кожи, разной религии, разного веса и вида в мире относятся по-разному. Часть этих людей сталкивается с несправедливостью в свой адрес. Вы можете привести примеры:
Хотя легче приводить примеры из прошлого, все же стоит объяснить, что сейчас тоже происходит много несправедливого. Спросите, приходилось ли детям самим сталкиваться с несправедливостью — когда с ними или с их друзьями обходились нечестно и обижали их, основываясь на какой- нибудь характеристике вроде внешнего вида, национальности или пола.
Подростки. С подростками уже можно начинать довольно сложные дискуссии, включающие понятия «дискриминация» и «права человека». Общая цель разговоров в этом возрасте — научить подростков видеть за каждым ярлыком живых людей, и не торопиться обобщать любую группу как «врагов», или «тупых и ленивых», или «жадных», или «истеричных» и тому подобное, а использовать свой мозг для вынесения собственного суждения. Старайтесь привязать разговоры к контексту, к тому, что происходит вокруг подростков (например, почти наверняка у каждого из них найдется друг или подруга, в чем-то непохожий на других). Старайтесь отвечать на их вопросы, а не просто читать им нудные лекции о том, что нельзя бить женщин, надо уважать людей другой расы и т. д.
Проверяйте информацию, которую они получают от друзей и из интернета. Вовсе не вся она будет правдивой и правильно понятой детьми. К тому же они легко могут по незнанию попасть на какой- нибудь сайт, где принято высказывать очень много ненависти к определенным группам людей — и либо расстроятся, либо бездумно присоединятся к ним.
Обязательно упомяните, что слухи, злые шутки и обобщения про разные группы людей — это база, которая сама по себе ничем не опасна, но на которой могут когда- нибудь начаться ссоры, вплоть до серьезных конфликтов с драками и вой нами (так уже бывало в истории, здесь тоже можно приводить примеры).
Фото: Andrew Neel/Unsplash
Что говорим?
Наш мир не очень-то честен и справедлив, и это ужасно грустно, потому что справедливость — то, в чем мы сильно нуждаемся и ждем этого от мира, от людей и от общества. Но пока что все сложно: есть бедные и богатые, есть здоровые и не очень, есть люди с разной внешностью, и мир не относится ко всем одинаково. Так что, когда с кем-то обходятся несправедливо из-за того, что он просто такой, какой есть, нормально на это злиться и обижаться.
Справедливость не означает, что все должны быть одинаковыми. Мы все разные: девочки и мальчики, белые и смуглые, круглые и длинные, и это прекрасно, поскольку делает мир разнообразным, нескучным, полным удивительных разных вещей и людей. Справедливость не означает, что мы все должны стать одинаковыми, или что всего у всех должно быть поровну. Она означает, что если кто-то отличается от других, он не должен иметь больше проблем, чем другие, только из-за своей непохожести и невозможности угнаться за всеми. Иметь проблемы можно из-за своих плохих поступков, но не из-за различий, которые невозможно убрать.
Все сталкиваются с несправедливостью, хотя лично нам может казаться, что наша ситуация гораздо обиднее, чем у других. Это нормально: мы все думаем в первую очередь о себе. Но и другие люди тоже страдают от несправедливости и неравенства. Мы не одни, и нас многие могут понять. В этом наше сходство: благодаря общему опыту неравенства мы можем понимать других людей и верить им, даже если мы совсем не похожи на них, а они на нас.
Если много людей будут стараться соблюдать эти правила как можно чаще, мир станет более добрым местом.
Некоторые виды несправедливости можно использовать для того, чтобы развиваться. Это помогает не чувствовать себя такими уж бессильными и обиженными, даже если конкретно сейчас ничего нельзя исправить. Например, многие дети из бедных семей, у которых было очень мало игрушек, выросли и получили образование, смогли найти хорошую работу и обеспечить игрушками не только своих детей, но и детей других людей. Многие дети, которых травили и обижали в школе, выросли и стали помогать другим справиться с психологическими проблемами. Многие девочки, столкнувшиеся с несправедливостью, выросли и стали бороться за права других женщин. Это не значит, что несправедливость сама по себе хороша, но иногда мы можем использовать свои негативные чувства, чтобы сделать что-то и улучшить ситуацию как для себя, так и для других. В общем-то, так и появилось большинство улучшений в мире — просто кому-то было сначала настолько плохо, что он решил не терпеть, а действовать. И все поменялось.
Детские мифы о разных группах людей
Ниже я привожу самые распространенные мифы и установки, связанные с несправедливостью и неравенством, которые вы можете услышать от детей и поправить их, объясняя правду (она приведена в скобках):
Думаю, для этой темы хватит. Конечно, все разговоры о неравенстве, несправедливости и различиях не уместишь в одну главу, но этого минимума уже будет достаточно, чтобы ваши дети намного лучше адаптировались в нашем постоянно меняющемся мире. И если вы, родители, приложили к этому немного сил — вы молодцы!
Как доходчиво объяснить ребенку, зачем нужно учиться?
В чем могут быть причины отсутствия интереса к учебе и что сделать родителям, чтобы ребенок учился с удовольствием? Поговорили об этом с психологом Александром Покрышкиным.
Александр Покрышкин — детский психолог, игровой терапевт, эксперт DIR/Floortime. Ведет блог в Instagram.
Лень и скука — симптомы, а не причины
— Как объяснять детям в разном возрасте, зачем учиться? Так, чтобы они понимали.
— Любой ребенок довольно рано знает, зачем нужна школа: чтобы стать самостоятельным человеком, зарабатывать деньги, заниматься интересным делом и прочее.
— Но для него это во многом абстрактные вещи, да и вообще «уйду в сквот, не буду работать». Как говорить с ребенком, чтобы мотивировать?
— В нашей культуре есть идея, что существуют некие правильные слова, которые нужно сказать ребенку, и тогда он все поймет и будет делать так, как хотят родители. Но мотивация устроена сложнее. Ребенку важно не только понимать, зачем он что-то делает, но еще и чувствовать себя в безопасности, ощущать достаточно компетентным, чувствовать, что он справляется с задачей, а также получать удовольствие от процесса и поддержку значимых взрослых. Именно страх ошибок и других неприятностей побуждает детей затягивать выполнение домашних заданий (то есть «лениться»), а вовсе не недостаток информации о собственном будущем и смысле обучения. И зачастую разговоры о сквотах в таком контексте — способ детей справиться с трудностями. Поэтому родителям, прежде всего, нужно ответить на вопросы: что именно ребенку сложно и как помочь сделать сложное проще для него?
— Если школьник пропускает все слова мимо ушей и говорит, что ему все лень.
— В современной психологии не рассматривают лень как причину. Это симптом, который маскирует более сложную проблему. У нас есть три реакции на стресс: бей, беги или замри. Так вот «замри» — как раз то, что мы называем ленью. Значит, учеба по каким-то причинам дается ребенку непросто.
— Почему же ребенок не говорит прямо, что ему трудно?
— У детей не хватает слов, чтобы отрефлексировать и донести, что именно не так. Это сложная задача и для взрослого. Поэтому часто они выбирают ответы интуитивно, стараясь нас успокоить. Допустим, «мне скучно» или «лень». И часто они сами в это искренне верят. Задача родителя — провести свое расследование и поразмышлять вместе с ребенком, если это возможно: в чем сложность и как мы можем с ней справляться. Иногда достаточно спросить: «Что тебе больше всего не нравится в математике?» и таким образом понять, что именно трудно. Но может последовать ответ: «Она просто дурацкая», и это означает, что нужно разбираться дальше самим.
— То есть естественная ситуация — интерес к учебе, а если его нет — есть какая-то скрытая сложность?
— Да. Но не обязательно быть отличником с горящими глазами: интерес и успеваемость могут меняться в разные периоды жизни. Бывает, не особенно интересно учиться, поэтому домашка делается быстро, чтобы поскорее освободиться. Тогда школа не является проблемой, хотя она и скучная. Другое дело, когда учеба становится неподъемным грузом. Например, ребенок начинает «лениться» и не выполняет вовремя задания. Это ведет за собой кучу последствий: учителя ставят двойки, родители ругаются, задания копятся и занимают больше времени. Никто не выбирает такое, если у него есть другой, более приятный выбор. У ребенка же другого выбора нет: он живет и учится так, как может.
Мотивированность рождается из удовольствия от маленьких побед
— Но если ту же математику сложно «вытянуть» даже на тройку. И нужно постараться, чтобы «не вылететь» из школы…
— Когда родитель пытается убедить ребенка, что нужно постараться, получается, что он представляет себе его каким-то упрямым, ленивым и не очень умным. Как мы уже обсудили, причина не в том, что ребенок не хочет стараться. Поэтому лучшее решение в этой ситуации — искать новые способы помочь. Конечно, это бывает крайне непросто понять самим, особенно когда уже много чего перепробовали. Поэтому в таких случаях консультация специалистов — психологов, педагогов, врачей — бывает очень кстати.
— Другой пример. Младшеклассник вполне аргументированно заявляет: «Зачем писать аккуратно? И так понятно! А в жизни мне не пригодится — я на клавиатуре все набирать буду».
— Опять же: он пока не готов объяснить, в чем именно его трудность. Если бы у него легко получалось писать так, чтобы окружающие восхищались бы его почерком, он бы это делал. Ребенку нужны сочувствие и помощь. А когда мы, желая приучить его к аккуратности, заставляем, например, переписывать на чистый листочек, он злится на нас и ругает сам себя. Это влияет на его отношение к учебе, к родителям и к самому себе, на его способность замечать собственные маленькие достижения. Ведь интерес к новому, умение преодолевать трудности и не унывать при неудачах — все то, что мы ждем от мотивированного ребенка, — рождается из удовольствия от маленьких побед. Поэтому невероятно ценным для него может стать наше уважение к тому, что у него получается, к моментам, где он старался. Если вы заметите одну ровную букву и с заметным для ребенка уважением отметите это, то это может вдохновить его на то, чтобы стараться дальше.
— А если пятиклассник, говорит: «Мне не нужна помощь. Да, поставят тройку, меня это устраивает».
— Негативизм, отрицание смысла, равнодушие — не приходит само собой. Это результат неудачных попыток и разочарований. Ребенок не верит, что у него получится. Что мы можем сделать? Выслушать, посочувствовать, вместе подумать, как помочь. Спорить нет смысла — это колодец без дна.
— Если он активно отказывается от помощи и даже разговоров на эту тему?
— Нужно подумать над вопросом: «Почему он так делает?». Возможно, то, что родители считают помощью, выглядит для него иначе, и ему сейчас нужна помощь другого рода, например, успокоиться. И более стратегический вопрос: «Насколько комфортно, безопасно чувствует себя ребенок, когда мы обсуждаем с ним учебу и предлагаем помощь?». Часто дети отказываются, когда думают, что это бесполезно.
— Ребенок говорит, что ему вообще ничего не интересно. Это, наверное, чаще в подростковом возрасте происходит?
— Это и раньше встречается. Обычно родитель в ответ говорит: «Как же, смотри, какая интересная книга»; «Объясни, что именно тебе не нравится!»; «Разве ты не понимаешь, что учеба — это важно?». Объединяет эти разговоры уверенность, что мы, родители, точно знаем, как правильнее и лучше для ребенка. Но, может, так совпало, что все предметы в этом году действительно очень скучно преподаются. Или у человека просто такой период, когда он правда не знает, что ему интересно, и решает сейчас какие-то другие свои задачи. Отношения со сверстниками, например. Или, опять-таки, есть конкретная сложность.
Когда взрослый человек уходит со стабильной работы и посвящает какое-то время поиску себя, мы с уважением к этому относимся. А когда ребенок говорит, что ему надоела школа, мы его поучаем. А это очень похожие ситуации. Вторая стратегия — думать, как еще можно помочь ему увлечься каким-то делом.
— Попробовать исследовать ситуацию вместе с ребенком. Такой разговор начинается с сочувствия и уважения к его словам. В этом случае родитель осознает, что ребенок имеет право остаться при своем мнении.
— Верная позиция: «Если ребенок не хочет ходить в школу — отстаньте от него! Пусть не ходит какое-то время, потом сам захочет и пойдет…»?
— Нет готовых решений, которые работают для всех. Может, ему нужна более амбициозная школа или наоборот, программа попроще? Здесь важно понять, что на самом деле скрывается за словами ребенка. И — да, безусловно, иногда взять паузу — самое верное решение.
Ключ к решению проблемы
— Если ребенок столкнулся с несправедливостью: например, сосед списал у него и получил 4, а он сам — 3. Обижен и не хочет ничего учить по этому предмету. Как помочь?
— Очень естественно огорчиться в такой ситуации, и поэтому важно его поддержать. Ключ к решению — сочувствие: «Я вижу, ты расстроен, считаешь, что это нечестно», а не сомнения: «Наверное, ты правда был не готов…». Проговаривание эмоций помогает ребенку впоследствии лучше справляться с подобными ситуациями. Следующий шаг — вместе разобрать, справедлива ли обида, объективна ли оценка. Если ребенок считает, что нет, стоит поговорить с учительницей.
— А если родитель сочувствует и говорит: «Обидно, но что поделаешь, так бывает. Не думай об этом».
— Это обесценивание. Мы чаще так делаем из заботы: заглушить неприятное чувство, помочь не думать об этом, и дальше делать то, что нужно. Но это, к сожалению, часто не помогает. Иногда это создает у ребенка ощущение, что мы его просто не поняли, и влияет на наши отношения с ним. А самое главное — это не учит ребенка понимать свои чувства и вообще себя самого, уважительно относится к своим реакциям. Поэтому непростой, но суперполезный путь — исследовать эмоции, когда они возникают.
Менять увлечения — не страшно
— Если ребенок проиграл на соревнованиях и больше не хочет заниматься этим видом спорта. Как объяснить, что результат не так важен, как возможность получать удовольствие от занятий?
— Если сказать только это, то мы обесценим переживания ребенка от проигрыша. Надо найти в себе уважение к его чувствам. А дальше — опять совместное рассуждение. Родители должны оставлять для ребенка опцию бросить этот вид спорта и попробовать новый или не пробовать пока ничего. В такие моменты он тоже чему-то учиться: прислушиваться к своим чувствам, доверять своему опыту. Можно посоветовать лишь не принимать окончательное решение прямо сейчас, в сердцах, а отложить его.
— Все упирается в родительский страх: сейчас бросит — значит, так и будет всю жизнь бросать при первых трудностях…
— Надо останавливать себя в этом размышлении. Жизнь сложнее, чем одно решение.
— Но возможно, он потом сам же будет жалеть, если бросит…
— Может, будет, а может, и нет. С одной стороны, признание того, что мы не всезнайки, заставляет беспокоиться, но с другой — снимает груз ответственности. Да, потом он все равно может сказать: «Почему ты не уговорила меня остаться в музыкалке?», и эта досада тоже станет ценным для него опытом.
— А если ребенок вообще не хочет допзанятий?
— Иногда детям достаточно учебы и общения со сверстниками. Мы ориентированы на идею, что любая возможность учиться в детстве — невероятно ценна. Часто родителям кажется, что дети недостаточно стараются ради собственного будущего. Стремление к высоким баллам, олимпиады, красный диплом — это такой очевидный путь. Но не для всех детей он подходит. И это точно не единственный способ вырасти счастливым человеком.
— Как родитель может помочь подростку определиться, что делать после школы?
— Нужно помочь ему исследовать все возможности, которые у него есть: поступать после 11 класса в вуз или через год либо сначала идти в колледж… Выбор вуза — отдельная сложная задача. Детям нужна в этом поддержка взрослых. Полезны разные профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, лекции от профессионалов-практиков и преподавателей вузов и др.
— Нужно ли предупреждать, что взгляды могут измениться? Допустим, старшеклассник говорит: «Деньги не важны, я хочу быть художником и делать то, что мне нравится», а родители отвечают: «Я понимаю, но имей в виду, что через несколько лет ты можешь пожалеть о своей непрактичности».
— Ребенку нужен свой опыт, да и никто понятия не имеет, как все обернется. Помните историю Джона Леннона, который прибил на дверь собственного шикарного дома табличку со словами своей тети: «Джон, гитара — это хорошо, но она никогда не поможет тебе зарабатывать на жизнь»?
— То есть пытаться научить жизни в любой форме — бесполезно и вредно?
— Нет. Просто для того, чтобы это было полезно и сохраняло отношения, нам приходится отказываться от своей власти и идеи, что наше слово — решающее. Помогает тут посмотреть на происходящее глазами ребенка и найти в себе уважение к этому.