Как объяснить ребенку что такое цвет
Представления о цвете для детей
Цвет в живописи
Дети к одному годику хорошо воспринимают цвета. Легко идут на контакт и запоминают информацию. Уже к трем годам ребенок безошибочно показывает цвета, которые просят показать. А к четырем уверенно говорит о цветах, которые он использовал в своей работе. Но эти знания надо сгруппировать и разложить по полочкам.
Существует три основных цвета (первичные): желтый, красный, синий. Основными цветами называются чистые цвета, которые лежат в основе других цветов и оттенков.
При смешивании основных цветов между собой по парам получаются дополнительные цвета (вторичные): оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Теперь у нас получилось 6 цветов, из которых при смешивании в разных пропорциях можно получить большое множество цветов и оттенков.
Йоханесс Итенн
Он первым из всех выделил именно 12 цветов и расположил их по окружности определенным образом. В центре он расположил три основных цвета красный, синий, желтый в виде треугольника. К ним прилегают другие треугольники, образуя шестиугольник, таким образом, чтобы было видно, какие цвета получаются при смешивании. Шестиугольник заключен в кольцо, которое состоит из основных цветов и их оттенков.
Чем ближе секция к одному или другому цвету, тем больше этого цвета находится в нем.
Такая схема удобна для начинающих художников. В ней наглядно представлены цвета и результаты их смешивания.
Цвета Радуги
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Фраза, которая помогает запомнить основные цвета радуги, которую так любят рисовать дети. В каждом слове, первая буква соответствует названию цвета на радуге.
Так получилось, что в радуге собраны те цвета, которые чаще всего встречаются в окружающем нас мире. Повторяйте эту фразу чаще и малыш ее со временем запомнит. Когда ребенок сможет повторить предложение без труда, тогда приступайте к ее осмысливанию, то есть, как же она может помочь ему вспомнить очередность цветов в радуге.
Теплый и холодный
В живописи часто встречаются такие понятия как теплый и холодный цвет.
Как же разобраться в этом? А очень легко, чисто по ощущениям.
Красный, оранжевый, желтый ассоциируется у нас с огнем, солнцем. Мы как будто чувствуем тепло, глядя на них. Значит они теплые.
А оттенки синего цвета будут относиться к холодным, потому что ассоциируются у нас с зимой и снегом.
Ну, вот мы разложили все по полочкам. В этой статье собрана основная информация по цвету для дошкольника, которая поможет ему и вам лучше разбираться в цветах.
Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей
Светлана Малева
Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей
Памятка «Как научить ребенка различать цвета».
Несколько советов для родителей:
• начиная учить цвета, сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;
• не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький», — он синий;
• после того, как ребенок запомнит основные цвета, новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету, пока малыш не воспримет и его;
• одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;
• проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, — чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;
• не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет, лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета, тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет;
• не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге, нелегко будет переключиться на более тусклые цвета;
• не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб
• появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;
• до 3 лет ребенку не рекомендуется давать рисовать фломастерами.
• постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете»
Что же может помочь выучить цвета?
• цветная бумага
• специальные цветовые наборы предметы быта
Употребляйте названия цветовво время процесса рисования постоянно:
— Давай рисовать зеленым цветом.
— Давай поищем – где же желтый карандаш?
— Каким цветом разукрасим листья? Зеленым?
• Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
• Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции.Не зря ведь говориться: человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
• Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать ребенка применять на практике новые знания, тем лучше они запомнятся;
• Побуждайте ребёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили геометрическую фигуру или цвет, пусть ребенок позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой — пусть ребенок подаст ему жёлтое полотенце;
• Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенокне воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т. п. ;
• Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
• Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
• Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).
Цель: Формировать представление о цвете предмета.
Материал: Игровое полотно (норки, разделенное на 4 разных по цвету сектора (красный, желтый, зеленый, синий). По 2 мышки каждого цвета.
Ход игры:
Ребенку предлагается игровое поле и дается задание каждой мышке найти свой домик.
Игра «Цветы».
Цель: Закреплять знания о цвете предмета. Продолжать учить находить два одинаковых по цвету цветка.
Материал: 10 фигурок цветов
Ход игры:
Ребенку предлагается найти на полянке два одинаковых по цвету цветочка.
Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.
Консультация для родителей младшей группы «Как научить ребенка рисовать?» Уважаемые коллеги! Перед тем, как представить вашему вниманию данную консультацию, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Два года.
Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.
Консультация для родителей старших дошкольников «Как научить ребенка читать» Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование букв.
Консультация для родителей «Учим различать цвета легко и весело» Родители часто беспокоятся, что ребенок в 3 года никак не запомнит цвета. Способность ориентироваться и правильно называть цвета может формироваться.
Круглый стол для родителей «Как научить ребенка учиться» 1. Упражнение «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать» Дети растут очень быстро. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим,.
Памятка для родителей дошкольников. Права ребенка. Дети имеют право на: 1. Физическое благополучие: еду, жильё, одежду, заботу, здоровье. Следует научить ребенка оценивать своё самочувствие,.
Памятка для родителей «Как приобщать ребенка к компьютеру» 1. Не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть.
Консультация «Как научить ребенка узнавать и называть цвета»
Галина Свердлова
Консультация «Как научить ребенка узнавать и называть цвета»
Общеизвестно, что в последние годы значительно увеличилось число детей,
имеющих узкий кругозор и соответственно небогатый словарный запас. У таких детей лексика ограничена, бедна, они испытывают трудности в подборе слов, в том числе слов признаков, называющих цвет предметов. Часто родители, обеспокоенные речью детей, жалуются, что они хотели бы выучить цвета, но не могут. Бывает, что даже в подготовительной группе вопрос «Какого цвета этот предмет?» ставит ребёнка в тупик. Напомним, что различие цветов дети усваивают довольно рано, поскольку оно основано на зрительном восприятии. К 5 годам развивающийся по возрасту ребёнок знает и использует в речи названия основных цветов (красный синий, жёлтый, зелёный) и оттеночных цветов (розовый, фиолетовый, коричневый, голубой, серый, салатный и т. д.) Мы расскажем, как помочь запомнить цвета, используя методические рекомендации, изложенные в книге Л. Г. Парамоновой.
1. Прежде всего убедитесь, что у ребёнка всё в порядке со зрением и он хорошо видит предметы и различает цвета.
2. Начинайте с одного из основных цветов и работайте над ним до тех пор, пока ребёнок прочно не усвоит и не будет сам легко называть его. Только после этого принимайтесь за следующий цвет. Так, выучив один из тёплых цветов (красный или жёлтый, принимайтесь за холодный цвет (синий или зелёный, и так чередуйте цвета далее.
3. Начините с работы над пониманием и пополните пассивный словарный запас. Для этого заранее приготовьте образцы цветов. Их вы будете показывать ребёнку, а потом повесите в детском уголке, чтобы ребёнок мог обращаться к ним для сравнения и заучивать названия. В уголке должны висеть только те картинки- образцы, которые он знает. По мере обучения вы будете добавлять новые. На картинке-образце нарисован предмет нужного цвета. Проследите за тем, чтобы цвет был насыщенным и чтобы назвать его можно было однозначно – например, жёлтым, а не оранжевым и не коричневым. Назовите картинку и представьте цвет так: жёлтый желток, красный кран, синий василёк, зелёная зелёнка.
Попросите найти такие же по цвету картинки, игрушки, предметы. Подносите образец, сравнивайте и уточняйте – такой ли цвет (спрашивайте, употребляя именно это слово).И комментируйте демонстрируемое : солнце такое же, как жёлтый желток – жёлтое. Когда ребёнок будет без ошибок находить и показывать такие же по цвету кубики, мячи, ленты и т. д., понимание сформировано.
4. Переходим к формированию правильного употребления и наполнению активного словарного запаса. учите ребёнка отвечать на вопрос «какой по цвету?», задаваемый к предметам известного ему цвета. комментируйте сами и поощряйте повторять или отвечайте сами, если ребёнок молчит.
солнце такое же, как жёлтый желток – жёлтое.
5. Активно используйте названия цветовв повседневной детской жизни: называйте цвета одежды, фруктов и овощей, поощряйте описывать предметы, рисуйте карандашами, красками, фломастерами, лепите из пластилина, стройте из кубиков и т. п. и говорите. Вам помогут лото «Какого цвета», книжки с наклейками или вкладышами разных цветов, обучающие цветные раскраски.
6. Выучив основные цвета, переходите к оттеночным цветам, используя тот же принцип представления нового цвета: розовая роза, сиреневая сирень, фиолетовая фиалка, коричневая кора, голубой глобус, оранжевый апельсин.
7. В трудных случаях заучивайте стихи о цвете.Например:
С мамой жёлтые цыплятки
Целый день играют в прятки.
В одуванчиках сидят,
Не найти никак цыплят!
8. Научите прислушиваться к словам и толковать такие названия как малиновый, салатный, изумрудный, золотой, лимонный.
При систематических и увлекательных занятиях ребенок обязательно усвоит названия цветов.
Используемая литература: Л. Г. Парамонова. Пиши и говори правильно. Пособие для педагогов и родителей. –СПб: «Дельта», 1996. – 384 с., ил.
Консультация «Как научить ребенка считать?» Математическое развитие ребенка происходит не только в детском дошкольном учреждении, но и в семье. Осуществляется оно под руководством.
Консультация «Как научить ребенка читать?» Если ребенок не любит читать. Причины: 1. Родители – книголюбы со стажем, дома – книг полно, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры.
Консультация «Как научить ребенка общаться?» Как научит ребенка общаться? Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством,.
Консультация «Как научить ребенка пересказывать текст» Пересказ – это рассказ о героях и событиях литературного произведения, переданный своими словами в определенной последовательности. Существуют.
Конспект урока математики «Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам» Конспект урока: Час и минута. Учимся узнавать и называть время по часам. Цель : познакомить с единицами измерения времени; научить переводить.
Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета?» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА Если ваш ребёнок не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.
Консультация для родителей «Как учить детей различать и называть основные цвета» Как учить детей различать и называть основные цвета (консультация для родителей) 1. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины.
Консультация для родителей по ФЭМП «Как научить ребенка различать цвета» Консультация для родителей «Как научить ребенка цветам» Многие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать.
Консультация для родителей «Учим малыша узнавать цвета» Консультация для родителей : «Учим малыша узнавать цвета»Научить малыша узнавать цвета может помочь интересная игра. Нужно приготовить разноцветные.
Изучаем цвета: как научить ребенка различать цвета и оттенки
Принято считать, что к трём года ребенок должен научиться различать основные цвета. Этот навык является важной частью сенсорного развития, он дает ребенку возможность по-новому взглянуть на мир. Часто, если малыш не знает или путает цвета, у родителей возникает беспокойство по поводу темпов развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
В каком возрасте ребенок начинает различать цвета?
Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – это желтый, оранжевый, красный, зеленый. В этом возрасте малыши уже могут неодинаково реагировать на свои игрушки разных цветов (например, красная погремушка может радовать ребенка больше, чем синяя), увлеченно разглядывать яркие картинки. Мир младенца быстро приобретает краски, но если говорить об умении осознанно найти предмет нужного цвета, то обычно оно появляется у детей в год – полтора. Именно в этом возрасте оптимально начинать в игровой форме изучать цвета. Озвучивать ребенку названия цветов можно до года, это пойдет ему только на пользу. Но не требуйте от малыша слишком много, помните, что его мозг активно развивается, и, как только придет время, вы непременно увидите результаты.
Чтобы понять, готов ли ваш малыш учить цвета, играя с конструктором, попросите ребенка показать деталь такого же цвета, как у вас. Если малыш может найти одинаковые по цвету предметы, значит он вполне готов и к запоминанию названий цветов.
Учим цвета в повседневной жизни
Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.
Игры для изучения цветов и их оттенков
Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.
Сортировка по цвету
Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:
Раскладывать предметы по мисочкам;
«Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);
Бросать предметы в отверстия нужного цвета;
Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).
Найди пару
Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.
Подбери заплатку
Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).
Цветовое лото
В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.
Цветные сенсорные коробки
Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.
Цветные дни
Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета. Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка. Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.
Карточки для изучения цветов
Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками. Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни.
Настольные игры для изучения цветов
Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.
Развивающие мультфильмы
В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:
Обучающие книги
Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.
Выводы
Мы перечислили для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.
Заключение
Начинать изучения цветов можно с самого раннего возраста, главное, чтобы это было интересно ребенку. Нельзя указать четкие возрастные границы, когда ребенок должен выучить основные цвета. Этот процесс, как и все развитие, индивидуален для каждого малыша. В Центре развития «Созвездие» для малышей создана Монтессори-среда, направленная на всестороннее развитие ребенка. На занятиях «Вместе с мамой» дети в игровой форме знакомятся с понятиями цвета, формы и размера, делают тематические творческие работы. У наших педагогов вы можете научиться тому, как заинтересовать малыша занятием и как правильно преподнести ему познавательную информацию. Развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана