Как объяснить ребенку что такое век
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Единицы измерения времени
Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?
В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.
В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.
Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).
Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.
Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.
Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.
Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время
В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.— «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.
Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)
Историческая лента времени
С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.
Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.
Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.
Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилось какое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.
Исторические задачи
Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.
1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?
Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.
2) Город Санкт-Петербург был заложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?
Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.
3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.
Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.
Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 17 00 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.
В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.
4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?
Решение: 1240+1000 = 2240.
Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.
Решение исторических задач помогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.
Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?
Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.
Как объяснить ребенку что такое век
Стоит понимать, что для малыша время – это нечто абстрактное, то, чего нельзя ни коснуться, ни увидеть.
Нужны занятия с логопедом?
Стоит понимать, что для малыша время – это нечто абстрактное, то, чего нельзя ни коснуться, ни увидеть. Ребенок живет моментом: то, что именно сейчас он чувствует, видит и делает – это и есть для него самое главное и единственное.
Как ощущается время маленькими детьми?
Поэтому трехлетний малыш не хочет отдать «на некоторое время» лопатку в песочнице или трёхколёсный велосипед. Ведь «момент» – это для него то же самое, что для нас «вечность». Ребенок очень медленно учится чему-то, если ему говорят, что начать это делать ему уже действительно пора. Например, переходить с горшка во взрослый туалет. Поэтому стоит приложить усилия, чтобы как можно органичнее приучить его к понятиям, которые имеют связь со временем.
Говорите, например: «Мы сейчас наденем комбинезон, а потом пойдем на прогулку», «Наш папа вернется через час». Вы можете оперировать наименованиями часов, даже если трех-четырехлетний ребенок их пока не понимает. «В пять часов приедет бабушка», «В девять часов мы ложимся спать». Некоторое время спустя – уже названиями дней недели и месяцев.
Вчера, сегодня, завтра
Три таких, казалось бы, невзрачных слова, а на самом деле это основная триада, объединяющая прошлое, настоящее и будущее. Рассказывайте малышу о том, что произошло вчера, что вы делаете сегодня, и какие у вас планы на завтра. Показывайте сегодняшние последствия событий из прошлого: «Вчера мы купили бананы, они зеленоватые, сегодня они полежат в темном шкафу, а завтра они уже будут спелые и вкусные». Опишите, как будущее может быть связано с сегодняшним днем: «Сегодня мы подготовим подарок для бабушки, потому что у нее завтра именины».
Время на стене
Безусловно, очень полезно иметь дома на видном месте календарь. Кстати, вы можете рассказать о том, как выходил из положения на необитаемом острове Робинзон Крузо. Поскольку него не было календаря, он использовал насечки на дереве. Объясните малышу, почему в календаре некоторые дни отмечены красным цветом. Это значит, что этот день выходной, когда никто не работает. Став чуть постарше, малыш может попробовать сосчитать, сколько дней еще осталось до «красного дня» календаря или значимого праздника, дня рождения.
Если закрепить памятные даты в календаре заранее, то ребенок увидит, в каком темпе приближается этот замечательный день.
Внимание! Приготовьтесь к тому, что для детей время, как правило, тянется по ощущениям дольше, чем у взрослых.
Времена года
Их только четыре, они имеют простые и короткие названия, поэтому на самом деле детям проще всего их начать распознавать. Но длятся они так долго, что маленькому ребенку трудно охватить пониманием такой долгий срок, а уж тем более расставить их в правильном хронологическом порядке. Проще всего с зимой, потому что это снег, дед Мороз и Новый год. С летом тоже не все так плохо – ассоциируется с отдыхом и солнцем.
Труднее даются связки ребенку с весной и осенью. Что предложить? Пасху, День Победы, листья на деревьях, таяние снега? Осень – листопад, дождь? А может, у вас есть какие-то свои, семейные ассоциации? Попробуйте вместе раскрашивать, вырезать и клеить, все, что связано с временами года и раскладывать по темам.
Ориентироваться во времени – когда придет навык?
Не ждите, что скоро. Чтобы ребенок научился определять время на часах, нужно, во-первых, понимать разницу между большой и малой стрелками. Во-вторых – уметь считать до двенадцати, а затем и до двадцати четырех. В-третьих – распознавать часы на циферблате. Ну и, в-четвертых (если не самое главное) – хотеть все это узнавать. Конечно, навыки всегда приобретаются легче, когда видно, для чего приобретенные знания смогут пригодиться.
Поэтому растолкуйте ребенку, что с помощью часов люди могут друг другу назначать встречи. А также знают, когда вовремя выйти из дома, чтобы успеть в кино или не опоздать на рейс автобуса. У них реже подгорает пирог, и точно будет сварено яйцо не крутым, а всмятку.
Установите будильник или песочные часы
Даже малыш, который пока не ориентируется во времени, может почувствовать его течение. Покажите ему, как оно длится на примере временных отрезков.
Установите будильник, засекая час, перед началом игры, или при выходе на прогулку. Малыш, скорее всего, сначала будет нетерпеливо спрашивать, сколько же прошло времени, а потом, отвлекшись, забудет о будильнике. Но, когда будильник прозвенит, в итоге, будет удивлен, что час – это так много.
Когда малыш подрастет, постарайтесь объяснить, что время проходит всегда одинаково. Полчаса веселья с папой длятся столько же, как и полчаса в приемной у врача, хотя иногда и взрослым в это трудно поверить.
Покажите, какие разные бывают часы – традиционные механические и с дисплеем, на батарейках и с маятником, карманные «луковицы» и большие, настенные, на зданиях, песочные, цветочные, солнечные часы, секундомер.
Предложите малышу нарисовать что-нибудь на засеченный промежуток времени. К примеру, надо успеть нарисовать домик, прежде чем просыпется весь песок в песочных часах.
А что, если человечка или сразу двоих?
Сделайте сами свой календарь
Довольно трудно ребенку понять, что в жизни с одной стороны, постоянно происходит что-то новое, с другой – неизменно повторяются дни недели, месяцы и времена года.
Для понимания последовательности дней в неделе поможет совместно сделанный календарь. Сделать его довольно просто.
Приготовьте семь листов бумаги. Попросите малыша, чтобы он с понедельника до воскресенья, каждый день рисовал, что случилось сегодня. Какое ему запомнилось важное, смешное или приятное событие. Если на каждом листе делать несколько зарисовок, то при сравнении рисунков одного дня недели бок о бок можно увидеть общее. Тогда ребенок быстрее поймет, что каждую неделю повторяются одни и те же дни.
О роли ощущения времени в развитии образного восприятия
Растолкуйте чаду на жизненных примерах смысл фраз, метафор, крылатых, иносказательных выражений, мемов. Например, таких, как:
«Время и Стекло» (время истекло);
без пяти минут двенадцать;
утро вечера мудренее;
утренний час дарит золотом нас;
не думай о секундах свысока;
делу время – потехе час;
Это будет способствовать развитию абстрактного мышления и образного восприятия у вашего ребенка.
«Нет значит нет»: как научить ребёнка выстраивать телесные границы
И куда может привести их регулярное несоблюдение
Сексуальная неприкосновенность ребенка и безопасность его телесных границ — обязательный фактор для формирования здоровой личности. В этой статье мы рассказываем, какие бывают психологические границы, и предлагаем советы родителям, как защитить ребенка и уберечь от нарушения границ.
Психолог-педагог и наставник шестого класса домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Знает всё о личных границах.
Что такое психологические границы
Психологические границы — это понимание собственного «Я» в отдельности от других; невидимая черта, которая отделяет нас от окружающих людей. Границы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Для каждого под ними подразумевается разное: кто-то не любит прикосновения к себе, кому-то важно часто находиться одному, а кто-то не хочет, чтобы с ним разговаривали по утрам. Теперь разберёмся, зачем нужны психологические границы. У них две функции: определяющая и защитная. Определяющие психологические границы связаны с нашими ценностями, установками и нормами. С помощью определяющих границ мы идентифицируем свою личность и говорим окружающим: «Я — такой».
Защитные психологические границы оберегают нашу личность от негативных эмоциональных и физических ситуаций. С помощью защитных границ мы делаем отношения с окружающими людьми комфортными и гармоничными, говорим: «Со мной так нельзя», «Я так не хочу». В отличие от определяющих границ, защитные границы могут меняться в зависимости от обстоятельств. Скорее всего, никому не захочется, чтобы его внезапно начал обнимать и целовать незнакомец в метро. А объятия и поцелуи с близким человеком — уже иная ситуация.
Типы психологических границ
В психологии выделяется несколько видов личных границ. Они могут быть как определяющими, так и защитными, но при этом одинаково важны.
Физические / телесные / сексуальные границы
Всё, что связано с телом: прикосновения, сексуальный контакт, еда, сон, гигиена. Физические границы подразумевают, что мы не вправе мешать окружающим удовлетворять базовые потребности: например, наказывать ребёнка голодом или заставлять обнять и поцеловать бабушку. Для соблюдения физических границ важно отслеживать свои собственные потребности, например:
Телесные границы особенно важны, поскольку тесно переплетаются с темой секса. Человек, чьи границы в детстве часто нарушались, во взрослом возрасте может не получать удовольствия от близости: он не умеет говорить «нет», отслеживать, что нравится и не нравится. В телесные границы также входят понятия «публичного» и «интимного». Ребёнок должен понимать, как называются его половые органы и кто может видеть его голым. В младшем возрасте это могут быть близкие взрослые.
Объясняйте ребёнку, что он ни в коем случае не должен раздеваться при чужих взрослых, как бы те ни просили и какими добрыми ни выглядели бы — исключением может быть только врач в присутствии родителей. Чем старше становится ребёнок, тем интимнее должна быть атмосфера переодевания, похода в туалет и мытья.
Кстати, потренироваться отвечать на важные вопросы и разобраться в сложных темах можно на нашем бесплатном онлайн-курсе. На этом курсе наши эксперты — врачи и психологи, в формате коротких видео расскажут вам о том, как выстраивать открытый диалог с ребёнком и не бояться неожиданных вопросов (потому что ответы на них вы уже точно будете знать).
Эмоциональные границы
Всё, что связано с эмоциями: количество психической энергии, которое мы готовы отдавать людям. Примером нарушения эмоциональных границ может быть поведение родителя, когда тот выплёскивает на ребёнка собственные переживания и чувства касательно другой ситуации. В этом случае ребёнок вынужден занимать роль взрослого и «помогать» родителю справиться с эмоциями. Но такая ноша слишком тяжела для детей и нарушает их эмоциональные границы.
Другой пример: бестактные вопросы, такие как: «Когда замуж? Часики-то тикают» и «Детей скоро заведёшь?». Для формирования устойчивых эмоциональных границ важна эмпатия — умение распознавать чувства других людей. Эмпатичный человек чувствует, что собеседнику некомфортна определённая тема, и меняет её. Человек, не склонный к эмпатии, игнорирует невербальные посылы.
Материальные / предметные границы
Всё, что связано с вещами и благами: личные предметы, право ими пользоваться и распоряжаться. Материальные границы ребёнка часто нарушаются под предлогами: «У тебя здесь ничего своего нет», «Вот вырастешь — купишь себе сам, а сейчас тут всё моё». Нередка картина, когда ребёнка вынуждают делиться игрушками на детской площадке или в саду: «Нельзя быть жадиной-говядиной, отдай Саше ведёрко!». Это — прямое нарушение предметных границ ребёнка. Если у человека нет желания, он не обязан делиться личными вещами — даже если ему всего три года.
Временны́е границы
Всё, что связано со временем и распоряжением им. Эти границы появляются скорее во взрослом возрасте, хотя могут быть актуальны и для подростков. Человек с чёткими временными границами не работает во внеурочное время или забесплатно, не идёт на контакт во время, обозначенное как закрытое для общения, и не терпит опозданий на встречу в оговорённое время.
Территориальные границы
Всё, что связано с личным пространством: отдельная комната ребёнка в квартире, расстояние при разговоре с незнакомым человеком. Территориальные границы часто нарушаются в семьях, испытывающих жилищные трудности: в одной комнате может жить сразу по несколько человек, и о личном пространстве не может идти и речи. Выходом может быть эргономичная планировка: перегородки для деления комнаты на зоны, шторки вокруг кровати и другие лайфхаки.
Как научить ребёнка телесным границам: советы родителям
Хотя все типы психологических границ играют большую роль для успешной и здоровой жизни, мы остановимся на телесных границах и приведём советы, как помочь ребёнку их выстраивать. Это один из самых важных видов границ, который влияет и на взрослую жизнь: установки, которые закладываются в детстве, часто трудно поменять.
Не заставляйте доедать
Старайтесь сами не идти на поводу у чувства вины и страха показаться невежливым, когда, например, вас угощают в гостях. Часто мы сами нарушаем собственные границы, чтобы не быть «неудобными» и не обидеть кого-то — но лучше честно сказать о нежелании доедать и разрешать ребёнку делать то же самое.
Учите названиям частей тела
Специалисты советуют начинать такие разговоры с детьми уже с самого раннего детства — начиная с 2–3 лет. Заботясь о ребёнке, постарайтесь заменить привычные эвфемизмы для половых органов и других частей тела их реальными названиями.
Часто родители испытывают стыд и прибегают к альтернативным «терминам» — но это лишь добавляет непонятности в социальное табу, которое накладывается на интимные органы. Дети вырастают с осознанием того, что их интимные части тела — «грязные» и «табуированные», что мешает вести полноценную сексуальную жизнь.
Объясните «правило трусиков»
Спрашивайте, когда помогаете ребёнку переодеваться: «Можно я сниму с тебя эту вещь?», особенно если речь идёт про нижнее бельё. Не возражайте, если ребёнок хочет справиться самостоятельно.
Не применяйте силу
Не принуждайте к прикосновениям
Частая практика — стыдить ребёнка за стеснение или нежелание идти на тактильный контакт с родственниками или знакомыми родителей. «Поцелуй тётю Любу!», — пристают мама с папой. А если ребёнок упрямится, начинают его упрекать: «Не любишь, значит. Какой бессердечный!». Важно объяснить ребёнку, что можно не только отказываться от прикосновений, но и пресекать чужие: «Пожалуйста, перестаньте, мне не хочется, чтобы меня трогали».
Прикосновения должны быть комфортны для всех: если кто-то сейчас не склонен к контакту, настаивать не нужно.
Если ребёнок пока мал или стеснителен, помогайте ему пресекать такие некомфортные контакты. Вступитесь за ребёнка и объясните родственникам его нежелание обниматься или целоваться. Защищая телесные границы ребёнка, вы научите его тому же.
Разрешайте отказывать и быть «неудобным»
Для нашей культуры характерен страх сказать или услышать «нет». А между тем умение отказать и принять отказ играет ключевую роль в здоровых отношениях — будь то деловые переговоры или романтическая близость.
Понаблюдайте за собой: всегда ли вы честно говорите «нет» тому, что для вас неудобно, неприемлемо или не входило в ваши планы? Говорите ли вы ребёнку: «Сейчас мама устала и хочет отдохнуть», когда хочется побыть одной? Или, стиснув зубы, соглашаетесь на просьбу ребёнка поиграть, побегать, потискаться?
Умение отказывать также важно для пресечения небезопасных контактов. Если к ребёнку на улице подойдёт незнакомый взрослый и заговорит с ним, ребёнок должен понимать, что это подозрительно — даже если взрослый выглядит добрым и предлагает конфету. Объясните ребёнку, что взрослый должен вести разговоры только со взрослыми, а обращаться к ребёнку — исключительно в присутствии его родителей.
В случае подозрительного контакта ребёнок должен громко дать понять, что взрослый ему не знаком: «Я не знаю этого человека! Это не мой папа! Это не моя мама!». Если же ребёнок растеряется и начнёт плакать, прохожие подумают, что родитель ведёт домой капризного сына или дочь. Такая ситуация никого не встревожит. А громкие крики ребёнка о том, что он не знаком со взрослым, моментально привлекут внимание.
Что запомнить
Изображение на обложке: Tatiana / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter