Как объяснить ребенку что такое второстепенные чл предложения
Как понятно объяснить тему «Второстепенные члены предложения»
В этой статье я расскажу, что мы придумали для визуализации и разбора темы «Второстепенные члены предложения».
Напомню, мои дети обучаются на семейном обучении. А значит, что в наших совместных интересах найти способ объяснить новую тему понятно, просто и интересно. В этот раз идея как разобраться с «дополнением, определением и обстоятельством» пришла в голову Никите.
Он придумал спиннер-помогатор.
Если Вам интересен наш опыт обучения, читайте далее.
С Никитой, который перешел в 4-й класс, начали новую тему с построения изученного материала.
Вспомнили, что такое речь. Что она бывает устной и письменной. Важно проговорить этот момент для того, чтобы ребенок вспомнил ранее изученный материал.
Поговорили о том, что такое предложение (слова, связанные по смыслу для сообщения законченной мысли), и о том, что предложение делится по цели высказывания на:
— повествовательные
— побудительные
— вопросительные
А по интонации на:
— восклицательные
— невосклицательные
Никита придумал сам предложение каждого вида. Посмеялись. И откуда у детей такая живая фантазия?!
Далее я попросила написать его предложение, в котором были бы только главные члены предложения.
Собака лает.
Потом я попросила его «распространить» предложение.
И у него получилось так:
Злая собака громко лает на улице.
Он записал второе предложение под первым. Важно! Предложения детей не оспаривать, не критиковать. Даже если ребенок придумает на Ваш взгляд что-то глупое или неинтересное.
Так же вы можете предложить придумать предложение с самыми короткими словами, чтобы меньше писать. Детям обычно нравится такая идея!
Мы стали искать главные члены предложения (эта тема ему знакома с третьего класса). Удобно искать с глагола, с действия.
Он подчеркнул в первом предложении глагол «лает» двумя чертами (сказуемое), существительное «собака» — одной чертой, т.к. это подлежащее.
Во втором предложении оказалась такая же грамматическая основа.
Мы обсудили, что первое предложение не распространено главными членами. Значит оно «нераспростаненное» сделал вывод Никита.
А второе — распространено. Значит оно какое? — спросила я у сына.
— Распространенное!
— Никита, а придумай помогатор, который как компас поможет определить, как называются другие члены предложения. Их всего три. Как ты думаешь, что может нам помочь?
— А давай придумаем специальный спецагентский «спиннер»? Он будет показывать, что это за член предложения.
Далее мы нарисовали спиннер (правда у меня он оказался больше похож на пропеллер), в котором в каждую «лопасть» стали добавлять информацию:
Одна лопасть нужна для того, чтобы определить о «каком» предмете идет речь. Определить его.
Называется этот член предложения (предположил Никита) определяющее. Я немного поправила его открытие. Подчеркивается очень красиво — волной.
Никита сразу нашел определение и зафиксировал его в «помогаторе».
Вторая лопасть — дополняет предложение информацией.
И отвечает на падежные вопросы. Мы вспомнили падежи и решили, что называется этот член предложения «дополнение» (была версия «дополняющее»). Подчеркивается прерывистыми линиями.
Найти дополнение было просто.
Третья лопасть определяет при каких обстоятельствах произошло дело. Обстоятельство. А подчеркивается точка-тире.
Отвечает на вопросы: где? когда? зачем?
Мы разобрали до конца данное предложение, потом начали играть.
После для практики Никита получил задание придумать пять распространенных предложений.
Пять нераспространенных.
Выбрали, какое из низ запишем (где слова покороче).
Никита записал и сделал разбор самостоятельно, поглядывая на «спиннер-помогатор».
Дело готово! На следующий день вспомнил все сам и сделал полный разбор предложения.
Так проходит наше семейное обучение. Главное в обучении — интерес, графическая наглядность и чтобы открытия делали дети.
Никита, как и еще двести других ребят, занимается в клубе «Гениальных детей».
Там они получают каждый день спецагентское задание — миссию, которую нужно выполнить.
Миссии интересные и необычные, ребятам их нравится решать.
Именно благодаря развитию ТРИЗ мышления в клубе, Никита придумал «помогатор-спиннер» для новой темы, чем представил новую тему и систематизировал понятия о второстепенных членах предложения.
В «Клубе гениальных детей» мы занимаемся развитием правильного «учебного» мышления с ребятами от 5 до 13 лет.
Маленьких гениев ждет 365 уроков в стиле «развивающих уроков Школы спецагентов», разбитых по 7 сферам развития, которые участники клуба получают каждый день:
— Память и работа мозга
— Логика, дедукция, алгоритмы
— Изобретательность, ТРИЗ
— Внимание, концентрация
— Обработка информации
— Творчество, художественное мастерство
— Ораторское искусство, сценическое мастерство
Уроки приходят каждый день на почту в течение года.
На выполнение уроков требуется не больше 15 минут в день. Уроки предназначены для детей, но могут выполняться и вместе с родителями.
Благодаря этим урокам и пошаговой системе дети развивают в себе навыки спецагентов эффективного обучения, тратя в день не больше 15 минут, легко втягиваются в процесс обучения.
Во время учебы уроки клуба являются якорем, настраивающим на быстрое выполнение учебных заданий.
Если Вы хотите, чтобы этот учебный год прошел легко, Ваш ребенок делал уроки и задания в несколько раз быстрее, развивал свой мозг и сверхспособности для эффективного обучения — записывайте ребенка в «Клуб гениальных детей» прямо сейчас, пока учебный год только начался.
На странице клуба подробная информация и примеры заданий.
Стоимость участия в годовой программе развития детей, по технологиям спецагентов эффективного обучения, стоит чуть меньше 14 рублей в день, то есть 5000 рублей за год обучения.
Что вы можете купить в магазине на 14 рублей в день?
Конфету, коробок спичек, жвачку, ручку, мыло, рулон туалетной бумаги, пластиковый стаканчик, пакет…
А можно купить годовую программу развития ребенка, которая будет работать на него всю его жизнь, сокращая время на учебу, помогая получать новые профессии, сдавать экзамены, сессии, учить языки, путешествовать в любые страны и достигать великих результатов в жизни.
Выбор за вами, но вспомните, как вы вкладывались в развитие ребенка, пока он был маленьким. Учили ходить, говорить, кушать, читать, писать. Изучали с ними звуки, животных, цвета, буквы, цифры…
Но, почему-то, когда ребенок идет в школу, мы передаем эту роль на плечи педагогов и считаем, что они лучше нас могут развить наших детей.
К сожалению, не могут.
Школа не учит эффективно учиться. Школа вообще не учит учиться и не занимается развитием детей. У нее другие задачи. А родители зачастую просто не знают, как развивать детей школьного возраста и чем им помочь.
Но мы знаем. Именно поэтому мы делаем наш проект. Именно поэтому мы проводим такое количество полноценных экспресс-тренингов и делаем в них бесплатное участие.
И именно поэтому мы создали «Клуб гениальных детей». Чтобы маленькими шагами, напрямую с детьми, научить их эффективно учиться.
Регистрируйтесь в клуб гениальных детей по специальной цене, которая составляет меньше 14 рублей в день и получите год развивающих уроков.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Второстепенные члены предложения в 5 классе: объяснение новой темы
Сведения о второстепенных членах предложения на ступени основного общего образования школьники получают в пятом классе (например, в УМК Т. А. Ладыженской, УМК В. В. Бабайцевой, УМК М. М. Разумовской) и совершенствуют умения находить их в тексте; обособлять, если нужно; определять их синтаксическую функцию и вид в старших классах.
Термин «второстепенные члены предложения» целесообразно вводить в активный лексикон пятиклассников на уроках русского языка в связи с изучением темы «Распространенные и нераспространенные предложения», т.к. в дальнейшем ученики смогут разграничивать предложения распространенные и нераспространенные именно благодаря знаниям о членах предложения, полученным на этих уроках.
Начать изучение данной темы уместно с выполнения задания, целью которого является актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения, об их роли в простом предложении, об их графическом обозначении, полученных в начальной школе.
Так, выполняя репродуктивное задание на с. 146 учебника русского языка для пятого класса УМК М. М. Разумовской, школьники сравнивают два предложения (Бежит под горой быстрая речка. — Бежит речка.); выясняют, за счет чего одно из предложений более информативно; вспоминают, чем отличается распространенное предложение от нераспространенного, словосочетание — от сочетания подлежащего со сказуемым; делают вывод, что в распространенном предложении информация передается более точно, подробно, выразительно.
В учебнике по теории русского языка для 5-9 классов УМК В. В. Бабайцевой пятиклассники также сравнивают два предложения (Наступила осень. — После знойного лета наступила золотая осень.), вспоминают различия распространенного и нераспространенного предложений, специфику главных и второстепенных членов предложения. В качестве «вводного» в тему упражнения выступает анализ загадки (Зубастый зверек грызет с визгом дубок) с последующей беседой из упражнения 244 на с. 76 учебника по русскому языку для 5 класса: «Подчеркните главные члены предложения. Можно ли только по ним отгадать загадку? Какие члены предложения очень важны для выражения смысла высказывания? Как они называются?»
Учитель может проиллюстрировать данное задание, используя схему, приведенную ниже:
Школьники могут приступить к данной теме, анализируя ряд распространенных и нераспространенных предложений (среди которых есть односоставное предложение), записанные в две колонки, и ответить на вопрос: «Найдите главные члены предложения. Чем отличаются друг от друга предложения, записанные под одним номером?»
Приведем предложения для анализа.
Затем ученики делают вывод, что нераспространенные предложения состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), а в состав распространенных входит хотя бы один второстепенный член предложения.
Получаем новые знания
УМК В. В. Бабайцевой работа по теме «Второстепенные члены предложения» насыщен теоретическими сведениями. Так, в учебнике «Русский язык. Теория. 5-9 классы» на с. 27 актуализируются знания о грамматической основе предложения, на с. 28 вводится понятие второстепенных членов предложения — определения, дополнения и обстоятельства, дается их определение.
В этом УМК под определением понимается второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? В качестве определения обычно выступают прилагательные и местоимения, зависящие от членов предложения, выраженных существительными, например:
Дополнение рассматривается как второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? и др.), выражается существительными и местоимениями и чаще всего зависит от сказуемого:
Обстоятельство в этом учебнике — второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, образ действия и т.п., отвечающий на вопросы где? когда? почему? как? и др. и выраженное наречиями и существительными с предлогами, зависящими от сказуемого, например:
Авторы УМК дают школьнику алгоритм (полностью в виде таблицы 1 он представлен ниже в разделе «Закрепляем на практике. 5 класс»), основываясь на котором, пятиклассники смогут довести умение определять вид второстепенного члена предложения до автоматизма. Для того чтобы определить вид второстепенного члена предложения, необходимо:
Закрепляем на практике
В учебнике по русскому языку для 5 класса УМК В. В. Бабайцевой на с. 76-83, в учебнике по русскому языку для 5 класса М. М. Разумовской на с. 142-149 предложены упражнения, которые закрепляют полученные знания о второстепенных членах предложения. В этом учебнике задания аналитического, конструктивного и аналитико-конструктивного характера представлены широко.
Рассмотрим некоторые из них.
1) В каждой паре словосочетаний найдите части, сходные по значению. Произведите разбор по образцу.
В качестве образца авторы учебника приводят следующие примеры:
2) Спишите, подбирая к словам с пропущенными буквами проверочные. Подчеркните главные члены предложения и обстоятельства.
В качестве упражнений, которые закрепляют полученные знания о второстепенных членах предложения, выступают задания такого характера:
3) Рассмотрите рисунок. Дайте имена всем ребятам. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. Подчеркните условными знаками дополнения и обозначьте те слова, к которым они относятся (к заданию прилагается опорная схема «Кто? предлагает кому? что?», «Кто? смотрит на что?», «Кто? держит в руке что?», «На большой тарелке лежит что?» ).
(Изображение взято с официального сайта В. Кирдий.)
4) Ответьте письменно на вопросы так, чтобы получился связный текст. Нужно ли в каждом предложении употреблять местоимение я? Подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Подчеркните обстоятельства, отвечающие на вопросы когда? как долго? Отметьте те слова, от которых зависят обстоятельства (прилагаются вопросы: когда ты просыпаешься? в каком часу ты уходишь из дома в школу? как долго ты бываешь в школе? когды ты возвращаешься домой? как долго делаешь уроки? в котором часу ложишься спать?).
5) Составьте со словом земля три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором — дополнением, а в третьем — обстоятельством.
Вариантом выполнения данного задания являются следующие предложения: Земля была мягкая, словно ковер. Запах влажной земли смешивался с запахом свежего чая. Кот мягко прыгнул на землю.
В учебнике для пятого класса по русскому языку, входящем в УМК М. М. Разумовской, находим упражнения на с. 146-146-153, выполнение которых позволяет развивать, совершенствовать речь пятиклассника, например:
6) Спишите, вставляя пропущенные буквы, устно охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов: «Зат. нулся ржавой тиной пруд широкий, обм. лел. В луче луны л. тит большая птица. Над тр. пещущей осиной легкий месяц заблестел». Как вы понимаете выражения ржавая тина, луч луны, трепещущая осина?
Один из вариантов письменного выполнения данного задания представлен ниже. Необходимо обратить внимание школьников на вариабельность выделения членов предложения в сочетании «в луче луны».
7) Прочитайте выразительно текст С. Аксакова. С помощью каких слов автор рисует образную картину природы, которую мы легко можем представить по этому описанию? Какие слова выражают отношение к увиденному — состояние восторга, удивление? Спишите текст, подберите к словам с пропущенными буквами проверочные. Подчеркните определения. («Я всегда любил смотреть на тихое п. дение снега. Чтобы вполне насл. диться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня предст. вляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и пор. зительной тишиной».) Вариант выполнения данного задания приводим ниже.
Среди упражнений, направленных на формирование умения подбирать слова, выступающие в качестве второстепенных членов предложения, дифференцировать второстепенные и главные члены предложения, определять вид второстепенных членов предложения, в этом учебнике по русскому языку для пятого класса УМК В. В. Бабайцевой есть следующие задания.
9) Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните члены предложения («Певчий дрозд это небольшая серая птичка. Снегирь русская наша птичка. Оляпка очень осторожная и чуткая птичка»).
Приводим вариант выполнения данного задания:
10) Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение «Первый снег всегда поражает своей белизной» по членам? Результатом выполнения заданий на данном этапе работы может стать таблица «Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения», которую мы приводим ниже.
Таблица 1 — «Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения»
Второстепенные члены предложения – что это такое и зачем они нужны – объясняю тему понятным языком
Определение, обстоятельство, дополнение.
Второстепенными членами мы называем такие члены предложения, без которых оно вполне может быть. Например, вот я говорю: «Я читаю» – ни одного второстепенного члена. А предложение есть, логичное и понятное.
Три типа второстепенных членов в русском языке
Давайте познакомимся с каждым из них по отдельности.
Определения
Мы опознаем их по двум вопросам: какой и чей. Например:
Почему этот член предложения так называется? Смотрите, когда предмет «определён» – мы его точно не спутаем ни с каким другим. Например, дом может быть каким угодно, а вот кирпичный дом – это уже более узкая категория. Мой дом – еще более узкая.
Дополнения
Это такие слова, которые обычно обозначают предметы и отвечают на вопросы косвенных падежей.
Если вы до сих пор не знаете, что такое косвенные падежи, и путаете к ним вопросы, прочитайте мою статью на эту тему. Она маленькая, но в ней много примеров и хороших запоминалочек. Если лень читать – смотрите видео. Оно тоже моё:
Дополнения делятся на две группы:
Обстоятельства
Они обозначают «обстоятельства» того или иного действия. То есть в каком месте произошло действие, в какое время, по какой причине, с какой целью. Их можно опознать по специфическим вопросам:
Подробнее читайте в отдельной статье про обстоятельства.
Что значит сложное слово «синкретизм»
Синкретизм второстепенных членов – это когда одно и то же слово можно отнести к двум разным второстепенным членам. Примеры:
В школе обычно не заморачиваются, ученики могут выделять второстепенные члены и так, и так, оба варианта будут правильными. Предложения для синтаксического разбора обычно подбираются такие, где спорные случаи отсутствуют.
Но надо все же помнить вот про какие моменты:
Поэтому «человек с седыми волосами» – это определение. Оно ведь зависит от подлежащего: «человек (какой?)».
По поводу различия дополнений и обстоятельств – думайте, что хотел сказать автор. Если он хотел сказать об обстоятельствах какого-то действия, то лучше выделять как обстоятельство. Например: «Учебу отменили из-за мороза». Тут очевидно значение причины, автор хочет сказать о причине отмены учебы. Поэтому лучше выделить как обстоятельство.
Дополнения же обычно обозначают просто предметы, а не обстоятельства. Причем предметы трех типов:
Зачем нужны второстепенные члены
Чтобы распространять предложения. Если в предложении будет хотя бы один второстепенный член, то он сразу станет распространенным:
Ну и, понятное дело, они нужны, чтобы точнее передавать мысли, делать нашу речь более красивой и выразительной.
Какие они бывают
Обособленные – то есть выделенные запятыми с обеих сторон. Вот главные члены предложения обособленными никогда не бывают, а второстепенные – очень даже:
Распространенные. Это когда у второстепенного члена есть какие-то зависимые слова. Зависимые слова – это такие, к которым можно задать вопрос от главных. Распространяются чаще всего причастия и деепричастия. А результатом этого становятся причастные и деепричастные обороты:
Однородные. Но такими могут быть и главные члены. У меня уже была статья про однородность, не хочу повторяться.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на мою рассылку. Я буду присылать вам на почту новые и лучшие статьи по русскому языку.
Посмотрите три подборки с курсами. Я распределил в них учебные программы, которые помогают готовиться к проверочным работам и экзаменам. Они позволят вам учиться, не выходя из дома.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли эта публикация полезна, помогла ли она вам разобраться во второстепенных членах. Если вам что-то не нравится – смело говорите об этом, я буду вносить правки.
Второстепенные члены предложения
Члены предложения бывают главными и второстепенными. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, относятся к второстепенным. Они поясняют, дополняют, распространяют как главные члены предложения, так и второстепенные и помогают ярко и полно выразить события.
Виды второстепенных членов предложения
Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого зависит этот член предложения, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.
К второстепенным членам предложения относятся:
• Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы всех косвенных падежей (т.е. всех падежей, кроме именительного). Дополнение графически в предложении подчеркивается пунктирной линией.
Обычно дополнение относится к глаголу – сказуемому, в большинстве случаев выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. При этом от одного и того же глагола могут зависеть разные по значению дополнения.
(кому?) | сестре (адресат действия) | |
Он рисует | (о чем?) | о природе (предмет сообщения) |
(чем?) | мелками (орудия действия) |
• Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета (или лица) и отвечает на вопросы какой? который? чей? Графически определение отображается волнистой линией.
Полная луна осветила все вокруг. (Луна какая? полная)
Чаще всего определение выражается именем прилагательным и согласуется (т.е. ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, к которому оно относится.
Определение показывает цвет, звук, форму предмета, выражает чувства человека, его эмоции и впечатления от предмета.
Мы украсили елку разноцветными шарами. (шарами какими? разноцветными)
Веселая песня звучит вдалеке. (песня какая? веселая)
• Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает как, когда и где совершается действие. Т. е. обстоятельство поясняет сказуемое. Подчеркивается линией тире и точка. Отвечает на вопросы:
Где? Куда? Откуда? – обстоятельства места
Как? Каким образом? – обстоятельства образа действия
Сейчас гремит гром. (гремит когда? сейчас)
Обычно обстоятельства выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах с предлогами и без них.
Обстоятельства более точно и конкретно передают действие, ведь они указывают где, когда и как оно происходит. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.
И тотчас резко застучали капли по стеклу. (застучали когда? тотчас; застучали как? резко).
Поделись с друзьями в социальных сетях: