Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта

Почему оценка не должна быть показателем умственных способностей

Когда смотришь на ребёнка, который делает домашнее задание до двух часов ночи, очень хочется ему помочь. А ещё хочется знать, что ребёнок не придёт с невыполненным заданием в школу, не получит двойку, на него не будет орать учитель. Именно с этими мыслями родитель сидит и в те же два часа ночи доделывает домашнее задание вместе или вообще за ребёнка. О том, почему домашка стала общей заботой детей и родителей, — многодетная мама Елена Шерман.

Когда я прихожу в школу на родительское собрание к своим дочкам-семиклассницам, я каждый раз чувствую себя провинившимся учеником. Классная, строго взирая, говорит, что в неуспеваемости наших детей — львиная доля нашей родительской вины. Мы должны ежеминутно и ежечасно контролировать выполнение домашних заданий; проверять, отскакивает ли у них от зубов аксиомы и теоремы. Учительница математики внушает: не поленитесь, подзовите в выходной ребёнка и откройте учебник математики. «Ну-ка, давай-ка проверим признаки параллельности прямых!».

Большинство родителей поддакивают, и начинается горячее обсуждение в духе: «А почему вчера в электронном дневнике не было записи о том, что задали по географии?», «А как вы решили вчера по математике номер 37(а)?», «Мы вчера зубрили доказательство теоремы, он не может его запомнить!», «А когда в электронный дневник выставят оценки за самостоятельную?», «А что задали по физике на завтра?».

Такая активность родителей и их участие в учебном процессе детей всегда приводит меня в замешательство. Я чувствую себя инопланетянином

Если дети не подошли ко мне и не сказали, что им что-то непонятно, не попросили помочь разобраться, значит, домашнее задание они сделали.

Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть картинку Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Картинка про Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта

В неуёмной активности родителей я вижу лишь стремление к контролю и желание, чтобы ребёнок везде и всюду был лучше всех. Но зачем каждый день контролировать, что задали и что из этого ребёнок действительно сделал? Дети сейчас используют массу уловок, чтобы разделаться с домашним заданием побыстрее и с минимальными усилиями. Находят в интернете решение задач и написанные сочинения, обмениваются по телефону и в чате решениями. Вот уж что мне действительно непонятно — это наличие вай-фая в школе.

На том же собрании нам рассказали, что дети умудряются, спрятав в пенал телефоны, забивать первую строчку диктанта в Safari, находить текст и переписывать его

Мои дочки утверждают, что этим не пользовались, но гарантии, конечно, нет. По-моему, это все толкает детей к тому, чтобы двигаться по линии наименьшего сопротивления: напрягать мозги только чтобы найти, где достать решение или ответ. Почему-то дети совершенно отвыкают пользоваться собственным ресурсом — накопленными знаниями, не учатся обрабатывать и анализировать информацию. На любой вопрос у них первая реакция: «Окей, Гугл!».

Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть картинку Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Картинка про Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта

Я пытаюсь объяснить своим детям, что тесты и самостоятельные работы нужны, чтобы выяснить, какие пробелы остались в знаниях ученика. И что оценка — это не более чем маркер для учителя, который показывает, что дети усвоили, а что — нет. Но я, видимо, всё идеализирую. Потому что мои дочери со мной спорят и считают, что оценка — это показатель их умственных способностей. Пятёрка — молодец, двойка — дурак. И мне очень жаль, что всю систему перевернули с ног на голову. В погоне за оценками и за тем, чтобы их детей считали умниками, родители сидят и делают за них домашние задания, пишут доклады. А в выходной вместо похода на каток заставляют детей повторять эти пресловутые признаки параллельности прямых. Когда я спрашиваю у своих дочерей что-то, что требует от них покопаться в памяти и извлечь оттуда информацию, они отвечают: «Файл не найден». Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Та же учительница математики говорит нам на собрании: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были успешными, нужно с ними сидеть и заниматься». Неужели успеваемость и успешность — одно и то же? Не кажется ли вам, что мы что-то упускаем важное в погоне за оценками?

Источник

Как объяснить маме, что оценки ‒ не главное: что делать с плохими отметками, советы

Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть картинку Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Картинка про Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта

На современных школьниках лежит большая ответственность. Родители постоянно твердят, что высокие отметки в школе помогут получить пропуск в лучшие вузы, а потом найти престижную работу. Как реагировать на неудачи школьника в учебе?

Можно ли наказывать ребенка за плохие оценки

Когда ребенок радует пятерками в дневнике, его хвалят и поощряют. Но не всем детям знания даются одинаково легко. Если вы привыкли ругать за плохие оценки, то можно добиться обратного эффекта. Наказывать ребёнка за двойки психологи не советуют. Опросы показывают безрезультатность метода: агрессивная реакция взрослых лишь повышает неуверенность и отвращение к учебе.

Ребенок может решить, что родителей интересуют исключительно школьные успехи. Однако любому человеку хочется быть любимым не за успехи в учебе, а просто так. Появляется риск спровоцировать развитие синдрома отличника. Избавиться от него во взрослой жизни будет проблематично.

Вместо того чтобы думать, как наказать ребенка за плохую учебу, научите его не бояться делать ошибки. Главное их исправлять. Объясните: плохая оценка – лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Удачной аналогией будет спорт. Проигрыш или пропущенный гол – не конец, а очередной шаг к совершенствованию себя и новой победе.

Ребенок переживает из-за оценок, что делать?

Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть картинку Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Картинка про Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта

Он и так чувствует себя хуже других, негативная реакция мамы только усилит ощущение собственной неполноценности. Как помочь малышу собраться и исправить положение?

Как объяснить маме, что оценки – не главное

Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Смотреть картинку Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Картинка про Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта. Фото Как объяснить родителям что оценки не показатель интеллекта

Порой психологам приходится давать советы не родителям, а детям. Порой их слишком перегружают репетиторы, не давая передохнуть и воспринять новую информацию. Ребенок в праве попросить снизить нагрузку.

Низкие оценки всего лишь показатель того, что ребенок не успел усвоить материал. Воспринимайте их как повод разобраться и помочь ему найти оптимальный способ решения проблемы.

Источник

Оценки — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников

Все ли родители понимают, для чего их дети ходят в школу? За оценками или за знаниями? Чему учатся в первую очередь — математике и русскому языку? Или анализировать, думать, открывать новое? Возможно, родители слишком беспокоятся об успеваемости, но забывают о главном — чему на самом деле хотят научить детей.

«Наконец-то, каникулы!» — облегченно вздохнула одна мама в родительском чате. Остальные участники дружно ее поддержали. Но почему родители радуются каникулам больше детей? Потому что хотя бы на неделю можно взять передышку: не тревожиться об успеваемости, не контролировать домашние задания, не делать их вместе с ребенком.

Пока в родительских головах живет связка: «хорошая учеба = хороший вуз = успешная жизнь», переживания за успеваемость никуда не денутся. Как можно не переживать за будущее собственного ребенка?

Но чем больше родители тревожатся из-за оценок и стремятся контролировать школьника, тем меньше у него желание учиться. А чем меньше желания — тем больше переживаний. Чтобы разомкнуть этот круг, попробуйте посмотреть на учебу как на процесс, который задуман не только ради оценок. Образование, особенно школьное — это познание мира вокруг и поиск своего места в этом мире.

Какие цели вы бы поставили для своего ребенка? Составьте список этих целей, хотя бы пять-шесть. Только не нужно писать, например: «Хочу, чтобы мой ребенок окончил школу с золотой медалью». Медаль — это не цель, а средство на пути к ее достижению. И вполне возможно, что именно вашему ребенку она ни к чему. Не стоит также ставить целью отличную успеваемость, просто потому, что оценки — слишком субъективный фактор и не всегда оценивают именно знания.

К каким ориентирам стоит идти? Например, можно написать: «Хочу воспитать своего ребенка самостоятельным», «Хочу, чтобы он научился думать и анализировать», «Хочу, чтобы он не боялся осваивать новое».

Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения

Теперь посмотрите, что вы можете сделать, чтобы достичь этих целей? Например, поддерживать ребенка в его порывах сделать все самому. Не вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания, даже если кажется, что он сделает все не так. Обсуждать (именно обсуждать!) спокойным тоном причину плохой оценки. Не зацикливаться на его неудачах.

После того, как цели и пути их достижения прописаны, подумайте — а насколько вы сами этого достигли? Насколько вы самостоятельны в принятии решений? Умеете ли анализировать информацию? С какими чувствами беретесь за выполнение новых задач? Оцените себя по каждому написанному пункту в процентах и подумайте — чего не хватило именно вам, чтобы стать такими?

Или же наоборот — что вам помогло такими стать? Список не нужно обсуждать с ребенком. Пусть он останется вашим ориентиром в тех ситуациях, когда вы не будете знать, как поступить. Список поможет помнить о главном — для чего вы поступаете так, а не иначе.

Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения. Именно последние помогут найти свое место в жизни и стать успешным. А физику можно и забыть после вручения аттестата.

Источник

Оценки не главное

После пандемии выяснилось, что удаленное образование не пошло на пользу. Уровень знаний большинства школьников упал. Об этом свидетельствует всплеск спроса на услуги репетиторов, в том числе на 7hands. Родители ищут индивидуальных преподавателей не только для выпускников, но и для младших школьников.

На современных детей возложена огромная ответственность. Родители только и твердят о том, что высокие отметки — это виртуальный пропуск в лучшие вузы, известные корпорации. Поэтому любой разговор о том, что оценки не главное вызывает разве что усмешку.

Но стоит ли лишать ребенка детства ради пятерок в дипломе?

Как себя чувствуют троечники

Родители часто забывают подумать о том, какой видит свою жизнь ребенок, не оправдывающий ожиданий.

В большинстве случаев троечник страдает от хронического стресса, комплекса неполноценности. Только представьте: учителя постоянно придираются, родители осуждают, а более успешные сверстники общаются с явным презрением. Ни один взрослый человек не смог бы спокойно жить в такой атмосфере. А троечники часто проводят в стрессе большую часть детства!

В лучшем случае не слишком успешные дети формируют свои компании, а в худшем — становятся изгоями, навсегда отдаляются от родителей.

Так стоят ли моральные страдания погони за высокими оценками? Ругая ребенка за двойки и тройки в дневнике, стоит задуматься, от чего будет больший урон: от двойки или от постоянного морального груза.

Почему взрослым людям важны оценки

В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни.

Некоторые студенты реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки почему-то считают глупыми людьми. Таким студентам «не светит» светлое будущее. Успешные личности (которые плохо учились или вообще не окончили колледж), как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном.

Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой.

Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших».

Возникает замкнутый круг.

Школьники и студенты не понимают, почему должны тратить большую часть своей жизни на получение хороших оценок. Но как только у них появляются собственные дети, требования к пятеркам в дневнике возвращаются из ниоткуда. В результате двойки и тройки не одну сотню лет ассоциируются с невежеством.

Почему не нужно требовать от ребенка учиться на одни пятерки

Некоторые школьники и студенты крайне серьезно воспринимают слова родителей о важности высоких оценок. Далеко не все дети по своей природе «бунтари» и готовы отстаивать личные желания. Ребенок, которому важно одобрение родителей, делает все, чтобы оправдать ожидания.

Например, вспомните какими эпитетами описывают отличников. Родители и учителя говорят о том, что они трудолюбивые, усидчивые. Гордые бабушки упоминают: «Ох, он такой молодец! Сутками сидит над уроками, даже на улицу не выходит. Зато получает одни пятерки!».

О троечниках говорят пренебрежительно: «звезд с неба не хватает», «почитает полчасика, чтобы получить минимальную оценку — и бежит мяч гонять».

Никто не хвалит троечника за умение сочетать личную жизнь и образование. Но с точки зрения психологов отличники в более уязвимом положении.

Чем может завершиться многолетняя гонка за пятерками

Миссия «хорошо учиться» настолько сильно давит на российских школьников, что около 17% еще до выпуска пробуют антидепрессанты, ноотропы, нейростимуляторы. Причем родители часто «поощряют» подобное увлечение фармацевтикой и сами приобретают БАДы, добавки «способствующие концентрации».

В результате к моменту выпуска из института студенты получают вполне реальные диагнозы:

У самых «целеустремленных» появляется стойкое пристрастие к алкоголю, зависимость легких наркотиков, снотворных средств, антидепрессантов. А ведь забота о здоровье должна быть приоритетом любого человека!

Родителям, которые из года в года убеждают своих детей в том, что оценки — это главное в жизни, стоит сесть и задуматься, что будет чувствовать ребенок, не получивший желаемые пятерки. Позади несколько лет без прогулок с друзьями, занятий любимым хобби. Но все затраченные усилия не окупились…и в лучшем случае ученик впадет депрессию.

Но статистика пугает еще больше:

Ну а новости о смертях школьников, получивших негативные результаты ЕГЭ, уже никого не удивляют. Поэтому перед тем, как давить на своего ребенка, стоит задуматься: стоят ли пятерки жизни?

Как изменить свое отношение к оценкам ребенка

Не призываем впадать в крайность, демонстративно показывать свое равнодушие к успехам и неудачам школьника. Получение образования — важный этап в жизни каждого человека. Нужно просто рассматривать обучение в школе и в институте как процесс познания окружающего мира, социализации, поиска себя.

Не зря в американских и европейских школах введена анонимная система оценивания: преподаватели не озвучивают отметки перед всем классом, не обсуждают успеваемость на родительских собраниях. Самих же родителей в первую очередь интересует настроение ребенка, его хобби и интересы, а не баллы за тест. Возможно, и в Россию вскоре придут такие изменения.

Важно вспомнить, что школы и институты изначально были созданы для получения знаний, а не для выполнения тестов и зазубривания правил.

Также можно изучить наработки психологов.

Не одно исследование показало, что отличники, «послушные дети», которые делают все, что говорят учителя и родители, чаще становятся жертвами маньяков, вырастают инфантильными личностями. Даже после выпуска из института молодой человек боится принимать решения самостоятельно, живет так, как требует общество.

Выбор партнера, работы, новой машины подсознательно соотносится с ожиданиями окружающих. Хотя на первом месте должны быть собственные желания.

Печально то, что большая часть бывших отличников даже не может четко описать свои цели в жизни.

А вот троечники еще до выпуска из школы понимают, что не оправдают надежд своих родителей. Вместо зазубривания правил и формул, дети ищут то, что интересно именно им.

Каждый может вспомнить одноклассника, который «плавал» по всем предметам, но занимал первые места на спортивных соревнованиях или лучше других мастерил табуреты на трудах.

В то время как отличники пользуются полной поддержкой, троечникам приходится искать свой путь самостоятельно.

Именно нестандартное мышление, необходимость рассчитывать только на свои собственные силы, помогает троечникам стать успешными бизнесменами. Ребенок не боится идти «против толпы», с удовольствием тратит время на собственные интересы.

Уровень страха неудач у троечников значительно меньше, чем у отличников. Одна из причин в том, что дети не ждут поддержки со стороны семьи и друзей, а также не ищут публичного признания. Задача хороших родителей: не ругать за плохие оценки, а помочь найти тот самый «уникальный навык» и помочь развиваться в выбранном направлении.

Советы детям: как объяснить родителям, что оценки не главное в жизни

Не стоит рассчитывать, что родители разрешат бросить учебу или будут игнорировать двойки в дневнике. Но получить больше личного времени, свободного от учебников и репетиторов, вполне реально.

Для начала, можно подсунуть родителям эту статью :).

А вот фразы: «оценки не главное», «даже с двойками в дневнике можно зарабатывать миллионы» скорее всего негативно подействуют на взрослых.

Сложный диалог лучше начать фразой «да, оценки важны…». Ведь действительно, школьник с красным дипломом имеет больше шансов хорошо сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз на бюджет. А вот пятерки в университетском дипломе и уровень зарплаты почти никак не взаимосвязаны.

Если вы явно понимаете, что не станете круглым отличником, предложите родителям снизить интенсивность занятий с репетиторами. Подсчитайте реальную экономию семейного бюджета (взрослые любят цифры) и расскажите, чем планируете заниматься в освободившееся время.

Естественно, компьютерные игры и прогулки с друзьями вряд ли станут той полноценной заменой, которая удовлетворит родителей. Подумайте над тем, какой навык хотелось бы развивать, займитесь полезным хобби.

Очень часто взрослые требуют хорошие оценки «по всем направлениям» просто потому, что даже в выпускном классе подросток не может определиться куда он хочет поступать, чем заниматься. Но если вы продемонстрируете реальное стремление, готовность развиваться в выбранном направлении, оценки по «ненужным» предметам отойдут на второй план.

Например, занятия рисованием могут показаться взрослым глупыми и бесперспективными. Но как только вы сделаете подборку реальных вакансий с указанием зарплат, родители по-другому взглянут на ваше хобби. Ну а если вам удастся заработать хотя бы пару сотен рублей своим навыком, то сердце даже самого строгого взрослого дрогнет!

Конечно, каждый родитель мечтает обеспечить своему ребенку комфортное будущее. Но не стоит жертвовать детскими интересами и хобби ради высоких оценок в дневнике. Такой подход приведет к тому, что школьник потеряет интерес к познанию нового задолго до выпуска из школы. Оценки — важная, но не главная часть процесса обучения.

Источник

GuruTest

Есть ли связь у интеллекта и школьных оценок: мнение учителей и психологов

Часто родители ругают своих детей, оказавшихся не слишком-то старательными учениками, и обвиняют их в глупости. Но так ли уж это справедливо? Мы выяснили, есть ли связь у интеллекта и школьных оценок: ответ на этот вопрос вас удивит.

Подавляющее большинство людей (во всяком случае, на определенном жизненном этапе) почему-то считает, что высокие или, напротив, низкие оценки, полученные в школе, — прямая констатация уровня интеллекта: двоечник непременно круглый дурак, а отличник — умник, хоть в Гарвард отправляй.

В школе между отличниками и теми, кто довольствуется оценками пониже, как правило, ведутся нескончаемые войны и баталии. Первые язвят и упрекают вторых в глупости и лени, наслаждаясь временным триумфом, ну а вторые в качестве защиты приводят множество «живых» примеров — обычно это известные и добившиеся успеха личности, вынужденные так или иначе прервать свое обучение в пользу собственного дела.

Мы разобрались в ситуации и выяснили, есть ли связь у интеллекта и школьных оценок: ответить на этот вопрос нам помогли школьные учителя и психологи.

Есть ли связь между интеллектом и школьными оценками

В школьной иерархии, как правило, наибольший почет и уважение (во всяком случае, от учителей — реакцию учеников предсказать сложнее) достаются отличникам, то есть тем, кто получает хорошие оценки. Тех же, кто перебивается с двойки на тройку, периодически удивляя родителей вкраплениями четверок, обычно не замечают, и это понятно. Зачем возиться с тихоней, который даже не хорошист, если можно заставить из кожи вон лезть одного-единственного отличника, отсылая его на всевозможные конкурсы и олимпиады, и тем самым зарабатывать уважение уже в своем, учительском кругу?

Отрицать тот факт, что некая зависимость школьных оценок от интеллекта присутствует, было бы, пожалуй, глупо. Тем не менее значение этой зависимости сильно преувеличено: не стоит считать, что ребенку со средним интеллектом никогда не победить на конкурсе или в олимпиаде, которые обычно являются прерогативой отличников.

Если мы не говорим об исключительных случаях, когда, например, имеют место быть определенные проблемы в семье, явно мешающие нормальному умственному развитию ребенка, то возводить в культ интеллект, пожалуй, не стоит: не меньшую роль играет качество образования, которое школа может предоставить.

Не стоит забывать и о субъективизме, характерном, к сожалению, и для сегодняшних реалий: учитель по каким-то личным причинам запросто может за работы, выполненные на одинаковом уровне, поставить совершенно разное оценки.

Что думают учителя и психологи

У психологов несколько иная точка зрения: исследуя результаты различных выборок, психологи в целом подтверждают, что интеллект так или иначе коррелирует с оценками, которые получают учащиеся. Но есть и исключения: по данным исследований, низкие оценки также получали учащиеся с высоким IQ, недостаточно мотивированные для того, чтобы полноценно участвовать в учебном процессе.

Учителя же нередко отмечают другую, достаточно любопытную зависимость: ребенок, стабильно не вылезающий из череды троек или четверок, как правило, привыкает к своему положению и даже не пытается что-либо изменить. Сложно говорить, падает ли интеллект «задавленного» двойками ребенка в течение какого-то периода, но ясно одно: единожды провалившийся хорошист вполне может «скатиться» до троек и до конца обучения в школе так и не подняться на прежний уровень.

Как видите, связь между интеллектом и школьными оценками все же присутствует, но не такая однозначная, какой ее представляет большинство: все несколько сложнее, чем кажется. Психологи это только подтверждают: если дополнительно ознакомиться со специальными исследованиями, можно лишь в очередной раз обнаружить, что в любом правиле всегда есть исключения.

Впрочем, отметки могут оказывать воздействие на вашу жизнь и после завершения чудесных (впрочем, кому как) школьных лет: ранее мы уже рассказывали о том, как школьные отметки повлияли на вашу жизнь.

Расскажите, что по этому поводу думаете вы: есть, по-вашему, связь между школьными оценками и интеллектом, или же нет? Можно ли считать школьные оценки объективными? Почему?

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *