Как объяснить родителям что такое внеурочная деятельность

Мастер-класс родительского собрания «Внеурочная деятельность. Разделяем ответственность».

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №121 г Снежинска Челябинской области

Попова Татьяна Владимировна

Мастер-класс «Школа и родители. Разделяем ответственность»

Цель. Распространение личного профессионального опыта на примере проведения родительского собрания с применением инновационных образовательных технологий.

Продемонстрировать коллегам разнообразные формы работы с родителями в целях пропаганды эффективного сотрудничества с ними.

Рассмотреть внеурочную деятельность учащихся с точки зрения разделения ответственности между школой и родителями.

Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

* Встречая участников, прошу их записать ожидания от мастер-класса на листе ватмана, закреплённом на магнитной доске. ( прил. 3 )

( слайд 1 ) Добрый день, уважаемые коллеги! Чтобы завязать наш диалог, позвольте задать постой вопрос: кто должен учить детей?

В образовательном процессе любой школы участвует 3 стороны ( слайд 2 ): педагоги, ученики и родители. Нам всегда хочется видеть этот треугольник правильным, т.е. равносторонним. Тогда он будет устойчивым, а значит, устойчивыми будут и образовательные результаты.

Учитель и ученик, школа и семья. От каждого в равной мере зависит успех обучения. Каждый должен осознавать всю меру ответственности за качество образования.

Таким образом, один из ключевых ресурсов развития школы – разделение сфер ответственности за результат образования учащихся. Наибольший эффект здесь имеют формы взаимодействия, направленные на совместную работу педагогического коллектива и родителей.

( слайд 3 ) Традиция нашей школы – поддерживать доверительные, открытые, по-домашнему тёплые отношения между семьёй и школой. Опыт работы показывает, что именно в жанре сотрудничества, поиска решения проблем с позиции «на равных» родители не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Поэтому находятся решения, максимально устраивающие всех.

Формы сотрудничества могут быть различными в зависимости от специфики вопроса, целей, актуальности проблем. И сегодня я рада возможности поделиться опытом проведения родительских собраний как одной из эффективных форм сотрудничества. Прошу активных участников занять места родителей ( слайд 4.1. ).

— Итак, д обрый день, уважаемые родители. П редлагаю начать родительское собрание. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным.

— Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня? (ответы из зала)

— Аббревиатура ФГОС всем известна. А если расшифровать её так …

(использование приёма «Акростих») ( слайд 4.3. )

Ф рак отглаженный, с иголочки

Г осподин тот светский носит.

О санкой статной привлекает.

С ветлые мысли, дела прогрессивные в жизнь нашу вносит.

— Чей портрет? (ученика)

— Впечатляет? Попробуем найти «ключевые слова», учитывая личностно-ориентированный подход.

III . Создание проблемной ситуации, сообщение темы собрания

Позвольте напомнить, что одна из главных деятельностей младшего школьника – игровая. Прошу вас закончить известную пословицу, применяя уже имеющиеся у вас знания о Стандарте. ( слайд 5 )

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы …» (развивалось)

— Национальный проект «Наша новая школа» гласит ( слайд 6.1. ) : «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

— Какая фраза вас настороживает? («р ебята должны быть вовлечены…») ( слайд 6.2. )

— Кто, по вашему мнению, «должен вовлекать ребят» ?

— Итак, тема родительского собрания «Внеурочная деятельность. Разделяем ответственность». ( слайд 7.2. )

VI . Построение выхода из проблемной ситуации

— Что, по вашему мнению, внеурочная деятельность?

— ( слайд 8.1. ) Под внеурочной деятельностью понимается совокупность всех видов образовательной деятельности, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение задач воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Попробуем сравнить её реализацию с рационом питания. ( слайд 8.2. ) Перед человеком встаёт вопрос «поесть или не поесть»?

Это жизненная потребность, необходимость!

Какие вопросы возникают? (Что съесть? Где? Когда? Сколько?) ( слайд 8.3. )

Те же вопросы можно адресовать и к реализации внеурочной деятельности.

2. Групповая форма работы «Плюсы и минусы»

— Предлагаю вам попробовать найти ответы на поставленные вопросы, работая в группе и с опорой на выдержки из нормативных документов. ( прил. 1 )

— Первой группе я предлагаю роль «оптимистов», т.е. вы будете рассматривать документ с позитивной точки зрения. Найденные «плюсы» вы будете выстраивать в виде башни из кубиков.

— Вторая группа – «скептики». Попробуйте отыскать «минусы» внеурочной деятельности и, так же, выстроить башню.

— Тогда прошу вас приступить к работе с информационным источником.

3. Работа со зрителями.

— Реализуя внеурочную деятельность в соответствии с новым Стандартом, мы – педагоги уже осознали достоинства этой Программы. А какую проблему реализации вы бы назвали основной? (кадровое обеспечение, низкая мотивация педагогов)

— Я отлично представляю ваши эмоции, когда возникает необходимость трудиться больше, чем позволяют наши индивидуальные особенности.

— Хочу предложить вам релаксационную минутку, которая, надеюсь, повысит ваш тонус и настроение в трудные минуты. Согласны немного отдохнуть?

— Я буду читать фразы, а вам предлагаю показать свои чувства действиями (пантомимой).

«Программа по ФГОС». А что это?

Писать свою программу?

Опустили голову, сжали плечи.

Пожали плечами, повернули голову налево, направо.

Скачать в Интернете?

Через неделю сдать?!

Разнообразные энергичные движения.

Потёрли руки. Улыбнулись.

Похвалили друг друга.

Пожать руку, похлопать по плечу, погладить по голове.

4. Презентация результатов деятельности рабочих групп.

— Прошу вас обменяться полученной информацией, своими мнениями и суждениями. Выстраивая башни, можете придать им любую форму. Пусть это будет вашей творческой позицией.

V . Формулирование выводов (п роект решения родительского собрания)

Разделение ответственности ( слайд 9 )

Модели внеурочной деятельности

— Также как и ваши башни, модели внеурочной деятельности могут быть разнообразны. ( слайд 10 )

взаимодействует со всеми работниками школы;

организует образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся;

организует разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

VI . Анкетирование с целью планирования деятельности (прил. 2)

— С целью эффективного анализа ситуации и дальнейшего планирования внеурочной деятельности я прошу вас заполнить анкету. ( слайд 11 ) Её первая часть составлена в форме недельной циклограммы занятости ребёнка. С обратной стороны запишите те направления развития личности, которые вы считаете наиболее предпочтительными для вашего ребенка. Программы внеурочной деятельности, реализуемые нашей школой, вы можете ещё раз увидеть на слайде.

— ( слайд 12 ) С содержанием стандартов второго поколения связаны слова русского педагога А.С. Макаренко « Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители… ».

— ( слайд 13 ) Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом, именно р одители должны занимать лидирующие позиции в образовании и воспитании детей с целью разделения с педагогами и ребёнком ответственности за конечный результат обучения и развития . Только в этом случае, на мой взгляд, качество образования будет равняться качеству ответственности.

— ( слайд 14 ) Уважаемые педагоги, я готова ответить на вопросы, которые возникли в ходе мастер-класса. Что бы вам хотелось обсудить, высказать?

— Перед уходом прошу вас вспомнить свои ожидания и записать или, может быть, зарисовать ваше впечатление от мастер-класса на ватмане с обратной стороны магнитной доски.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

(от 29.12.2012 N 273-ФЗ)

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

ФГОС начального общего образования

( Приказы Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373,

Цель внеурочной деятельности: способствовать формированию высокого уровня познавательной активности и развитию творческих инициатив каждого учащегося, раскрытию его индивидуального потенциала.

Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общекультурное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное.

Содержание образования внеурочной деятельности определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования и науки РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими.

Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом РФ «Об образовании».

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, с согласия и по социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся. Ученик и его родители (законные представители) определяют выбор занятий внеурочной деятельности (количество часов, направленности и виды деятельности, место и время посещения) в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.

Циклограмма занятости учащегося во внеурочной деятельности

Ф. И. учащегося 2 А класса (2013-2014 уч.г.)

Источник

В помощь родителям. Что такое внеурочная деятельность и как выбрать направление для своего ребенка

Как объяснить родителям что такое внеурочная деятельность. Смотреть фото Как объяснить родителям что такое внеурочная деятельность. Смотреть картинку Как объяснить родителям что такое внеурочная деятельность. Картинка про Как объяснить родителям что такое внеурочная деятельность. Фото Как объяснить родителям что такое внеурочная деятельность

Шесть вопросов о внеурочной деятельности в школе

1. Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность — это не классический урок. Если она организована в школе не формально, то должна быть построена иначе — это может быть кружок, секция, экскурсия, олимпиада, конференция, факультатив, классный час, игра и другие варианты. При этом внеурочная деятельность — часть образовательного процесса. Её форму и виды занятий устанавливает непосредственно школа. А дополнительные занятия — это то, что для ребёнка вне школы выбирают родители. Ни к согласованию со школой, ни к ФГОС они отношения не имеют.

В соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Введена внеурочка для освоения основной образовательной программы. Полную версию документа можно прочитать здесь.

2. Чем она отличается от урока

По сути, внеурочная деятельность — это обучение, но с неформальным общением между детьми и между учителем и детьми. Тут нет отметочной системы, есть возможность подобрать максимально интересные занятия для ребёнка, которые могут проходить как в школе, так и в музее, театре или где-то ещё. То есть внеурочная деятельность может быть и совместным походом в зоопарк, где организацией процесса занимается школа.

Дети привыкают к «познавательному общению» и понимают, что обучение — это не только урок, класс и парта.

3. Как распределяется нагрузка

Максимальная недельная нагрузка на ученика — 10 часов. Она может распределяться равномерно между учебными днями или нет. Зависит от интересов детей, родителей и возможностей школы. Проще говоря, занятия могут быть по два академических часа в неделю (если речь о пятидневной учебной неделе) или как-то иначе. Например, если мы планируем поход в театр или экскурсию в музей, то единоразово такое занятие может длиться три или более часов. Внеурочные занятия могут проходить в учебную неделю, на каникулах или в выходные и праздничные дни. Это зависит от договоренностей школы и родителей.

4. Что изучают на таких занятиях

По ФГОС, внеурочная деятельность организована по направлениям, видам и формам.

Другими словами, это могут быть такие занятия: музыка, искусство, танцы, спорт, астрономия, шахматы и другие.

5. Что такое пособия по внеурочной деятельности и зачем они нужны?

Пособия по внеурочной деятельности похожи на те, что есть для обычных уроков. Выстроены по модульной структуре, которые рассчитаны на 17, 34 и 68 часов. Задания в основном составлены так, чтобы дети учились в игровой форме и общались. Это пособия для педагогов с готовой программой по тому или иному направлению. Но выбирать и предлагать направления, виды и формы занятий родители могут вместе с представителями школы.

Перед тем как определиться с внеурочными занятиями, нужно учесть интересы и способности детей. Только так их занятия на внеурочке будут эффективными и интересными.

Рекомендации для родителей.

по выбору дополнительного образования

по внеурочной деятельности для ребенка

Как выбратьдополнительное образование по внеурочной деятельности в школедля своего ребенка, чтобы занятие приносило пользу, – это животрепещущий вопрос всех родителей. Большинство детей охотно занимаются самыми разными делами. Пробовать все, подражать взрослым – это способ дошкольников познавать мир. Расширять представление о своих возможностях – это мотивация школьников.

Родители давно не отдают своих детей в кружки и спортивные секции только для того, что ребенок «без дела не сидел и по улице не шатался». Вот как выглядят современные доводы в пользу дополнительных занятий для ребенка.

Смена обстановки. После школьных занятий ребенку полезно переключиться на неформальную активность – подвигаться, пообщаться с другими людьми, поиграть, пошуметь.

Эмоциональная разгрузка. Пересидевший за партой ребенок интуитивно ищет другое занятие – оно помогает вернуть краски жизни.

Укрепление здоровья. К общему физическому развитию, которое дает спортивная секция или хореографический кружок, добавляются психологические навыки – вырабатывается упорство, умение преодолевать препятствия, справляться со страхом.

Знакомство с разными занятиями. Можно перебирать увлечения, чтобы найти то, которое придется вашему чаду по душе: пробовать себя в разных видах спорта, лепить и рисовать, участвовать в театральной сценке, размышлять над головоломкой.

Развитие талантов. Иногда выраженные способности проявляются уже в раннем возрасте. Как знать, может, именно ваше дитя станет в будущем знаменитым певцом, выдающимся художником, олимпийским чемпионом.

Развитие слабых сторон. Подходящие занятия помогут укрепить здоровье болезненного малыша, придать уверенности стеснительному ребенку, выработать у юного мечтателя умение сосредоточиться, научить непоседу справляться с заданиями, требующими усидчивости.

Выработка ответственности и самостоятельности. Пока ребенок мал, родители помогают ему собраться на занятия и вовремя попасть на занятия. Но позже ребенок сам учится отвечать за сборы, расчет времени на дорогу, заботиться о расходных материалах для занятий. Одновременно вырабатывается умение ставить цели и искать способ их достижения.

Совершенствование коммуникативных навыков. Внеурочная деятельность предполагают групповые занятия. Ребенку приходится взаимодействовать с людьми разного возраста, находить общий язык, договариваться, сотрудничать. Неформальная обстановка и наличие общих интересов способствуют тому, чтобы ребенок раскрывался и завязывал дружеские отношения с другими детьми.

Не обязательно руководствоваться всеми пунктами списка. Достаточно определиться, что вам важнее всего – физическое развитие ребенка или путь к чемпионству, возможность узнавать как можно больше о разных занятиях или достигать мастерства в чем-то одном, выявление способностей или поиск дела, от которого ребенок будет получать удовольствие.

Направление занятий может быть любым, а выбор можно считать успешным, если:

занятия не напоминают школьные уроки. Руководитель способен увлечь вашего ребенка и уделить ему достаточно внимания.

внеурочная деятельность поощряет естественную любознательность ребенка и отвечает его склонностям.

Чем старше ребенок, тем больше у него собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать занятия по внеурочной деятельности за компанию с друзьями, третьи стремятся подражать кумирам. Выбор внеурочной деятельности для школьников в будущем даже могут перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны родителей, даже если идет вразрез с их мечтами.

Но нередко бывает и так, что школьник не проявляет интереса ни к одному из занятий. Причины могут быть разными, вплоть до страха перед чем-то новым и неуверенности в своих силах. Нужно искать мотивацию: договориться о пробных занятиях и хвалить даже за минимальный успех; наблюдать за склонностями и предлагать соответствующие занятия; где ребенок будет чувствовать себя успешным; подкреплять желание пробовать себя в разных сферах; поддерживать выбор ребенка, даже если он не кажется вам полезным или престижным.

В школьном возрасте все еще важна личность педагога дополнительного образования. Это именно тот человек, который способен на занятиях подать пример увлеченности, целеустремленности, упорства или нестандартного мышления. Разумеется, от преподавателя ожидается уважение к детям.

Советы по выбору внеурочной деятельности

В первую очередь определитесь, достаточно ли времени у ребенка останется на отдых, игры, удовольствия? По мнению психологов, у детей должна быть возможность иногда ничего не делать. Да и просто погулять на свежем воздухе полезно.

Чего ожидать родителям от занятий внеурочной деятельностью?

Ожидания родителей различны до крайностей: у одних это надежды на великие достижения, а у других – уверенность, что у ребенка все равно ничего не получится и он скоро забросит новое занятие. В целом, любые избыточные ожидания, как хорошие, так и плохие, губительно действуют на психику ребенка.

Если вы видите у ребенка явные способности к какому-то делу и убеждены: такой талант обречен на успех, то велика вероятность, что в скором времени вы начнете давить на него, добиваясь побед и наград. Результаты «выше среднего» в начальной школе – еще не гарант золотых медалей в будущем. Многие выдающиеся личности в детстве ничем не выделялись среди сверстников, и в то же время нередки случаи, когда, казалось бы, настоящий маленький гений превращается в самого обычного взрослого человека. Дети мечтают оправдать родительские надежды, но это не всегда получается, что вызывает у них колоссальный стресс. Кроме того, на подсознательном уровне ребенок в случае избыточных ожиданий начинает чувствовать, что его любят за что-то, а не просто так. А значит – если он не добьется успеха в выбранном деле, родители разочаруются в нем и будут меньше любить. Нелепо? Для нас, взрослых, возможно, и так, но для ребенка этот страх вполне реален.

Отрицательное отношение к новому увлечению ребенка (пусть даже оно только у вас в голове, а не на словах) «ломает» его, убивает желание заниматься, настраивает на неудачи. Даже если вы относитесь к выбору ребенка скептически, подумайте, чем вызван ваш настрой. То, что вы, родители, не видите в своем чаде способностей или усердия, еще не означает, что они действительно отсутствуют. Детям крайне важно чувствовать, что в них верят самые главные для них люди – причем верят искренне! И пусть не получится в этот раз, конкретно с этим увлечением – ребенку будет полезен и такой опыт. Главное, чтобы рядом были внимательные любящие родители.

Постарайтесь относиться к любым видам деятельности ребенка нейтрально – без придания им избыточной важности или скептицизма. Детям, вне зависимости от результата, будет приятно и полезно попробовать себя в новом деле, познакомиться с интересными людьми, возможно, приобрести хобби, которое в будущем будет просто приносить удовольствие, а не медали и заработок. Взрослым стоит воспринимать внеурочную деятельность так же, как воспринимают их дети – позитивно, радуясь тому, что в жизни ребенка происходит что-то хорошее и увлекательное.

Школа и учреждения дополнительного образования предлагают огромный выбор различных кружков и секций, где можно найти занятие по душе и в соответствии с желаниями самого ребенка.

Желаю вам и вашим детям сделать правильный выбор занятий! Пусть они принесут ребенку яркие впечатления и помогут во взрослой жизни!

Источник

В помощь родителям. Внеурочная деятельность в школе и как выбрать занятия по душе

Шесть вопросов о внеурочной деятельности в школе

1. Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность — это не классический урок. Если она организована в школе не формально, то должна быть построена иначе — это может быть кружок, секция, экскурсия, олимпиада, конференция, факультатив, классный час, игра и другие варианты. При этом внеурочная деятельность — часть образовательного процесса. Её форму и виды занятий устанавливает непосредственно школа. А дополнительные занятия — это то, что для ребёнка вне школы выбирают родители. Ни к согласованию со школой, ни к ФГОС они отношения не имеют.

В соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Введена внеурочка для освоения основной образовательной программы. Полную версию документа можно прочитать здесь.

2. Чем она отличается от урока

По сути, внеурочная деятельность — это обучение, но с неформальным общением между детьми и между учителем и детьми. Тут нет отметочной системы, есть возможность подобрать максимально интересные занятия для ребёнка, которые могут проходить как в школе, так и в музее, театре или где-то ещё. То есть внеурочная деятельность может быть и совместным походом в зоопарк, где организацией процесса занимается школа.

Дети привыкают к «познавательному общению» и понимают, что обучение — это не только урок, класс и парта.

3. Как распределяется нагрузка

Максимальная недельная нагрузка на ученика — 10 часов. Она может распределяться равномерно между учебными днями или нет. Зависит от интересов детей, родителей и возможностей школы. Проще говоря, занятия могут быть по два академических часа в неделю (если речь о пятидневной учебной неделе) или как-то иначе. Например, если мы планируем поход в театр или экскурсию в музей, то единоразово такое занятие может длиться три или более часов. Внеурочные занятия могут проходить в учебную неделю, на каникулах или в выходные и праздничные дни. Это зависит от договоренностей школы и родителей.

4. Что изучают на таких занятиях

По ФГОС, внеурочная деятельность организована по направлениям, видам и формам.

Другими словами, это могут быть такие занятия: музыка, искусство, танцы, спорт, астрономия, шахматы и другие.

5. Что такое пособия по внеурочной деятельности и зачем они нужны?

Пособия по внеурочной деятельности похожи на те, что есть для обычных уроков. Выстроены по модульной структуре, которые рассчитаны на 17, 34 и 68 часов. Задания в основном составлены так, чтобы дети учились в игровой форме и общались. Это пособия для педагогов с готовой программой по тому или иному направлению. Но выбирать и предлагать направления, виды и формы занятий родители могут вместе с представителями школы.

Перед тем как определиться с внеурочными занятиями, нужно учесть интересы и способности детей. Только так их занятия на внеурочке будут эффективными и интересными.

Рекомендации для родителей.

по выбору дополнительного образования

по внеурочной деятельности для ребенка

Как выбрать дополнительное образование по внеурочной деятельности в школе для своего ребенка, чтобы занятие приносило пользу, – это животрепещущий вопрос всех родителей. Большинство детей охотно занимаются самыми разными делами. Пробовать все, подражать взрослым – это способ дошкольников познавать мир. Расширять представление о своих возможностях – это мотивация школьников.

Родители давно не отдают своих детей в кружки и спортивные секции только для того, что ребенок «без дела не сидел и по улице не шатался». Вот как выглядят современные доводы в пользу дополнительных занятий для ребенка.

Не обязательно руководствоваться всеми пунктами списка. Достаточно определиться, что вам важнее всего – физическое развитие ребенка или путь к чемпионству, возможность узнавать как можно больше о разных занятиях или достигать мастерства в чем-то одном, выявление способностей или поиск дела, от которого ребенок будет получать удовольствие.

Направление занятий может быть любым, а выбор можно считать успешным, если:

· занятия не напоминают школьные уроки. Руководитель способен увлечь вашего ребенка и уделить ему достаточно внимания.

· внеурочная деятельность поощряет естественную любознательность ребенка и отвечает его склонностям.

Чем старше ребенок, тем больше у него собственных представлений о том, чем он хочет заниматься. У одних детей могут быть явные способности, другие хотят посещать занятия по внеурочной деятельности за компанию с друзьями, третьи стремятся подражать кумирам. Выбор внеурочной деятельности для школьников в будущем даже могут перерасти в профессию. Все это заслуживает поддержки со стороны родителей, даже если идет вразрез с их мечтами.

Но нередко бывает и так, что школьник не проявляет интереса ни к одному из занятий. Причины могут быть разными, вплоть до страха перед чем-то новым и неуверенности в своих силах. Нужно искать мотивацию: договориться о пробных занятиях и хвалить даже за минимальный успех; наблюдать за склонностями и предлагать соответствующие занятия; где ребенок будет чувствовать себя успешным; подкреплять желание пробовать себя в разных сферах; поддерживать выбор ребенка, даже если он не кажется вам полезным или престижным.

В школьном возрасте все еще важна личность педагога дополнительного образования. Это именно тот человек, который способен на занятиях подать пример увлеченности, целеустремленности, упорства или нестандартного мышления. Разумеется, от преподавателя ожидается уважение к детям.

Советы по выбору внеурочной деятельности

В первую очередь определитесь, достаточно ли времени у ребенка останется на отдых, игры, удовольствия? По мнению психологов, у детей должна быть возможность иногда ничего не делать. Да и просто погулять на свежем воздухе полезно.

Чего ожидать родителям от занятий внеурочной деятельностью?

Ожидания родителей различны до крайностей: у одних это надежды на великие достижения, а у других – уверенность, что у ребенка все равно ничего не получится и он скоро забросит новое занятие. В целом, любые избыточные ожидания, как хорошие, так и плохие, губительно действуют на психику ребенка.

Если вы видите у ребенка явные способности к какому-то делу и убеждены: такой талант обречен на успех, то велика вероятность, что в скором времени вы начнете давить на него, добиваясь побед и наград. Результаты «выше среднего» в начальной школе – еще не гарант золотых медалей в будущем. Многие выдающиеся личности в детстве ничем не выделялись среди сверстников, и в то же время нередки случаи, когда, казалось бы, настоящий маленький гений превращается в самого обычного взрослого человека. Дети мечтают оправдать родительские надежды, но это не всегда получается, что вызывает у них колоссальный стресс. Кроме того, на подсознательном уровне ребенок в случае избыточных ожиданий начинает чувствовать, что его любят за что-то, а не просто так. А значит – если он не добьется успеха в выбранном деле, родители разочаруются в нем и будут меньше любить. Нелепо? Для нас, взрослых, возможно, и так, но для ребенка этот страх вполне реален.

Отрицательное отношение к новому увлечению ребенка (пусть даже оно только у вас в голове, а не на словах) «ломает» его, убивает желание заниматься, настраивает на неудачи. Даже если вы относитесь к выбору ребенка скептически, подумайте, чем вызван ваш настрой. То, что вы, родители, не видите в своем чаде способностей или усердия, еще не означает, что они действительно отсутствуют. Детям крайне важно чувствовать, что в них верят самые главные для них люди – причем верят искренне! И пусть не получится в этот раз, конкретно с этим увлечением – ребенку будет полезен и такой опыт. Главное, чтобы рядом были внимательные любящие родители.

Постарайтесь относиться к любым видам деятельности ребенка нейтрально – без придания им избыточной важности или скептицизма. Детям, вне зависимости от результата, будет приятно и полезно попробовать себя в новом деле, познакомиться с интересными людьми, возможно, приобрести хобби, которое в будущем будет просто приносить удовольствие, а не медали и заработок. Взрослым стоит воспринимать внеурочную деятельность так же, как воспринимают их дети – позитивно, радуясь тому, что в жизни ребенка происходит что-то хорошее и увлекательное.

Школа и учреждения дополнительного образования предлагают огромный выбор различных кружков и секций, где можно найти занятие по душе и в соответствии с желаниями самого ребенка.

Желаю вам и вашим детям сделать правильный выбор занятий! Пусть они принесут ребенку яркие впечатления и помогут во взрослой жизни!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *