Как определить что человек умный
50 признаков умного человека (по мнению экспертов)
По каким признаком можно определить умного человека.
Все мы обладаем примерно равным количеством врожденного интеллекта — своего рода грубым разумом, который можно развить или игнорировать. Мы замечаем это у детей: любой здоровый ребенок, воспитанный в правильной среде и извлекающий пользу из обучения (школьные знания, книги, телевидение, культура, традиции и т. д.), может добиться больших успехов в жизни.
Но интеллект гораздо более многомерен и менее фиксирован, чем мы обычно думаем. Множественный интеллект не является врожденным — скорее, это результат работы нашей сложной нервной организации. Интеллект может означать много разных вещей и принимать различную форму, некоторые эксперты даже разделяют его по видам: математический, механический, музыкальный, литературный, социальный и так далее.
Для того чтобы человека называли умным, он должен проявлять интеллект не в одной конкретной сфере, а в ряде различных областей. Окончательным показателем этого является не тест на IQ, результаты ЕГЭ или что-то подобное, измеренное грубым количественным способом. Ум — элемент слишком тонкий и сложный, чтобы его можно было оценивать так неуклюже. Можно ли измерять красоту картин или музыки по числовой шкале? Или качество великих литературных произведений? Мастерство реаниматологов? Важность научных открытий?
И все же, кажется, существует центральная концепция того, что мы подразумеваем, когда говорим об «умном человеке» в широком смысле. Это включает в себя не только способность учиться, обрабатывать информацию, вспоминать, анализировать и вычислять, но и, что более важно, умение воспринимать широкий спектр явлений, творить и синтезировать.
Итак, какие важные признаки свидетельствуют о том, что вы умны? Чтобы ответить на этот интересный вопрос, который, возможно беспокоит многих, мы изучили социальный сервис обмена знаниями Quora, где недавно кто-то задал такой вопрос: «Какие есть признаки интеллекта?». Мы отобрали для вас занимательные ответы, на которые ответили дипломированные психологи и ученые. Если верить специалистам, вы скорее всего умный человек, если вы узнаете в себе нижеуказанные факты:
1. Вы избегаете стоять перед толпой и вряд ли будете лидером — скорее, советником, «серым кардиналом».
2. Умным людям нравится быть в одиночестве. Вы можете быть интровертом или экстравертом, но все умные люди одиноки, потому что далеко не каждый способен понять их эмоции и идеи.
3. Вы социально неактивны. По крайней мере, пока не найдете собственное племя. Возможно бурное общение в виртуальном мире, но когда дело доходит до человеческого взаимодействия — нет. Чем вы умнее, тем более избирательным становитесь при выборе людей вокруг вас.
4. Вы ненавидите правила и статус-кво, светские разговоры и бессмысленную болтовню. В то же время любите задавать глупые вопросы, просто чтобы посмотреть, как люди отреагируют, и не прочь объяснить заинтересованному слушателю то, что его волнует.
5. Предпочитаете содержание стилю. Бессмысленные вещи вроде следования моде вызывают у вас недоумение и неприятие.
6. Никогда не теряете детское любопытство и сохраняете интерес ко всему новому до глубокой старости.
7. Вам нравится изучать языки, культуру разных народов и предметы искусства, хотя вы уверены, что некоторые из них — отстой. Вы очарованы историей, особенно той, что фокусируется на умных людях, которые что-то изобрели или открыли.
8. Вы увлечены своим занятием. Выкладываетесь на все 100% и настолько увлекаетесь, что даже не испытываете голода. Если не заинтересованы — склонны откладывать дела.
9. У вас хорошее чувство юмора, но порой чересчур циничное. Умные люди нередко шокируют своими шутками.
10. Вы предпочитаете любовь сексу.
11. Вы, вероятно, хорошо образованны. Высокий IQ часто идет рука об руку с академической успеваемостью, но далеко не всегда сопровождается высокими оценками в школе. Умные дети нередко считают, что большая часть образования не очень полезна, поэтому изучают только то, что их действительно интересует, и достигают в этом высочайшего уровня.
12. Вы цените прекрасную и сложную музыку: классику, джаз, хеви-метал, прогрессивный рок.
13. Глупые, напористые и наглые люди раздражают вас до крайности.
14. Вы пребываете в хорошей физической форме. Даже если у вас избыточный вес.
15. Любите экстрим и предпочитаете индивидуальные виды спорта командным.
16. Вы — эрудит, способный удивить своими знаниями и опытом практически во всем.
17. У вас странные увлечения — например, реконструкция исторических событий. Имеете хобби или интересы, в которые глубоко вникаете.
18. Вы поздно расцвели. Высокоинтеллектуальные люди созревают позднее.
19. Вы обладаете способностью быстро анализировать ситуацию и ищете решения там, где другие ищут оправдания.
20. Воспринимаете неприятности как благословение, потому что люди учатся на плохом опыте. Считаете, что в жизни нет неудач и трагедий, только уроки.
21. Любите осваивать новые навыки: расширение сферы способностей — это качество умных людей.
22. Стараетесь избегать конфликтов и споров. Понимаете, что между людьми всегда есть разногласия и иногда просто соглашаетесь с людьми, чтобы они перестали говорить.
23. Раздражаетесь по пустякам, злитесь, но никогда не жалуетесь и вообще мало говорите. Пока другие упражняются в красноречии, вы наблюдаете и анализируете.
24. Восхищаетесь чудесами природы и размышляете, произошло ли все просто так или за этим стоит разумный замысел.
25. Стараетесь учиться на ошибках других людей и используете чужой опыт.
26. Ваш разум работает как машина, обрабатывая информацию, просеивая шум и затем сохраняя важные части как знания.
27. Вам нравится изучать технологии, и вы приходите в восторг, когда практически применяете работающую технику. Теория, кажется, утомляет вас до смерти, когда она не имеет практического применения.
28. Вы постоянно ищете возможности для автоматизации и можете потратить месяцы, даже годы, работая над решением, которое упростит работу.
29. Вы — книжный наркоман. Можете читать все, что угодно — от комиксов до учебников, от научной фантастики до романов ужасов. Включая форумы, блоги, газеты, инструкции и рецепты приготовления.
Кадр из фильма «Назад в будущее»
30. Вас интригуют фильмы и видеоигры, которые расширяют воображение, с научно-приключенческими сюжетами.
31. Компьютеры вас не пугают. Они всего лишь часть ваших ресурсов для решения мировых проблем.
32. В чрезвычайной ситуации вы чертовски спокойны, несмотря на хаос. Видимо, ваш мозг знает, что эмоции мешают рационально мыслить, и просто отключает их. Вы критически настроены и больше ориентируетесь на логику, а не на беспокойство.
33. В споре вы излагаете аргументы, которые являются существенными и разумными, и стремитесь сделать вывод, устраивающий обе стороны. Накаленные дебаты считаете нездоровыми и контрпродуктивными, поскольку их цель — громить противника и доминировать, а не решать проблему.
34. Вы предпочитаете абстрагироваться от отвлекающих факторов и рассматривать вопрос с разных точек зрения. Умеете поставить себя на чье-то место, прежде чем выносить поверхностные суждения.
35. Прекрасно понимаете суть темы, но не всегда можете сходу четко сформулировать и ясно выразить свои мысли в разговоре. Вам проще излагать идеи на бумаге и доносить их с помощью практической демонстрации.
36. Вас редко беспокоит все, что выходит за рамки ваших интересов, и не особо волнует, что об этом думают другие.
37. Вы не стремитесь ежедневно приводить себя и свой дом в порядок. В данном случае неряшливость — признак сосредоточенности на более важных вещах.
38. Вы скромны. Недалекие люди часто переоценивают свои способности и выставляют себя тем, кем не являются. Люди же с действительно высоким интеллектом склонны рассуждать критически, не хвастать попусту и думать о себе хуже, чем есть на самом деле. Они не испытывают потребности доказывать другим людям, насколько умны, и никогда не используют свой IQ как способ заставить кого-то почувствовать свою неполноценность.
39. Вы — перфекционист и уделяете большое внимание деталям, будь то музыка, точные науки, природные явления и т. д.
40. Вы откровенны с другими. Предпочитаете говорить правду, какой бы тяжелой она ни была, и негативно реагируете на чужую ложь.
41. Вы склонны недоверчиво относиться к намерениям других людей и скептически реагируете на попытки подружиться с вами. Доверие надо заслужить — для вас это факт очевидный.
42. Вы уверены в себе и, как правило, не капризны в желаниях.
43. Ваша жизнь не наполнена неожиданностями. Вы предпочитаете постоянство и размеренность, поэтому избегаете изменчивого социума. Громкие звуки и люди, которые двигаются слишком быстро, могут пугать вас до смерти.
44. Вы уважаете чужие интересы, навязчивые идеи и личное пространство и принимаете советы, не устраивая сцен.
45. Вы не стыдитесь спрашивать, когда чего-то не знаете, ибо понимаете, что лучший способ узнать о чем-то — это задавать вопросы.
46. Вы не спешите осуждать чьи-то поступки, а стараетесь увидеть причину, вынудившую человека поступить так, а не иначе.
47. Любите слушать и обсуждать разные мнения и точки зрения. Пока они разумны и продуманы.
48. Не делаете выводов на основании поверхностных наблюдений и не видите мир в черно-белых тонах. Полагаете, что нет ничего на 100% хорошего или плохого.
49. Вы щедры, чувствительны и добросердечны (за исключением психопатов), цените принципы и нравственность и не обвиняете других в собственных ошибках и глупости.
50. Принимаете людей такими, какие они есть, независимо от их социального статуса или уровня доходов, и спокойно относитесь к тому, что в мире есть кто-то умнее вас.
Умный человек: ученые назвали 10 признаков интеллектуалов
В понятие «умный человек» люди зачастую вкладывают различный смысл. Для одних умный — это тот, кто занимается наукой, для других — владеющей разнообразной информацией, для третьих — тот, кто умеет извлечь выгоду из любой ситуации. Расскажем подробнее о том, кого можно считать умным человеком.
Умный человек: кто это
Для того чтобы понять, кто такой умный человек, необходимо определиться с понятиями.
Ум — это совокупность таких познавательных способностей, как сознание, воображение, восприятие, мышление, язык и память, принятие решений, понимание и т. д.
В мировой философии сложилось два подхода к пониманию ума: дуализм и монизм. Представители первого уверены, что ум — это нечто отдельное от человеческого тела, не зависимое от него.
Монисты же считают, что нельзя считать тело и разум принципиально различными сущностями, поскольку состояние тела влияет на мыслительные способности. Например, ученые установили, что чем выше уровень гормона тестостерона в организме, тем выше способность к пространственному мышлению и лучше сообразительность. Также на мыслительные способности способны влиять голод, боль и ряд других факторов.
Нередко говорят о женском и мужском уме, подразумевая, что представители противоположных полов мыслят по-разному, у них отличается построение доказательств, логика и способ формирования выводов.
Известно, что ум человека устроен так, чтобы экономить энергию и совершать как можно меньше мыслительных операций. Для этого он вырабатывает автоматизмы — действия, выполняемые без контроля сознания. Как правило, они формируются у профессионалов, которые изо дня в день занимаются одним и тем же делом.
Ученые утверждают, что умственная лень — это фактор эволюции и подавляющее большинство изобретений человечества связано с тем, чтобы избавить людей от необходимости прилагать излишние умственные и физические усилия.
Возможно, поэтому в обыденном сознании умный человек — это тот, кто хорошо образован и обладает обширными, почти энциклопедическими знаниями. По сравнению с остальными ему не лень тратить умственные усилия на поиск и обработку информации.
Однако эрудиция не равнозначна уму. Она свидетельствует лишь о хорошей памяти и стремлении к знаниям, так же, как образование не является показателем ума. Оно лишь свидетельствует о том, что человек приспособился к системе образования и выполнял все, что от него требовалось.
Исследователи полагают, что умный человек способен на основе полученной информации выработать аргументированно точку зрения по определенным вопросам, способен сделать обоснованные умозаключения и на их основе принимать взвешенные решения.
Нередко в качестве синонима умного человека в быту можно встретить термин «интеллектуал». Как правило, так называют представителей умственного труда, обладающих аналитическим мышлением.
Однако ставить знак равенства между понятиями «умный» и «интеллектуал» не совсем правильно. Ум человек может проявлять способности в разных сферах.
Существует теория множественного интеллекта, согласно которой ум — это не общая способность, а проявление мышления в конкретных обстоятельствах. Иными словами, мозг человека может быть настроен на определенный вид деятельности, например общение, музыку, логику и т. д.
Таким образом, человек может проявлять ум в определенной сфере, но быть некомпетентным в другой. Например, нередко ученые-гении не способны выстраивать социальные контакты или наладить свой быт.
Интеллектуалом принято считать человека, который размышляет о социальных проблемах, предлагает их решение и пользуется общественным авторитетом. Как правило, выделяют три типа интеллектуалов:
Определение интеллектуала связано с определенными видами деятельности и влиянием в обществе.
Фото: pixabay.com: UGC
Признаки умного человека
Поисковый запрос «признаки умного человека» дает 11,9 млн результатов. Желание узнать, кто такой умный человек, мучило не только обывателей, но и исследователей различных стран. Они выделили 10 признаков умного человека:
Умный человек не выносит оценочных суждений по какому-либо вопросу, пока не изучит несколько источников информации и не проанализирует аргументы за и против. Умные люди рассматривают любую проблему с разных сторон. Поэтому им сложно навязать какие-либо суждения.
Психологам известна системная ошибка человеческого мышления, называемая предвзятость подтверждения. Люди склонны искать и принимать за истину лишь ту информацию, которая доказывает правоту их точки зрения, и игнорируют данные, которые противоречат их убеждениям. Иными словами, верующий будет искать знаки чудес Господа, а атеист — информацию, подтверждающую, что мир материален.
Умного человека отличает непредвзятое отношение к информации. Более того, умные люди ошибаются, как и все остальные, но они способны признать свою неправоту под давлением аргументов.
Ученые выяснили, что умные люди редко выходят из себя. Им не свойственны крайние проявления эмоций вроде агрессии или паники. В критической ситуации они не паникуют, способны проанализировать свое положение и найти из него выход с минимальными потерями.
Как не удивительно, но ум и эмоции связаны между собой. Умные люди способны не только держать под контролем собственные эмоции, но и понимать их, а также понимать чувства других людей. Также умные люди обладают развитой эмпатией — способностью к сопереживанию другим.
Умные люди не осуждают других. Они не склонны к проявлению нетерпимости по отношению к кому бы то ни было. Более того, умные люди никогда не ищут виновников вовне. Они способны осознать, что лишь они несут ответственность за то состояние, в котором оказались.
Современному человеку сложно остаться наедине с собой. Даже если нет компании, ее заменяют гаджеты. Умные люди способны к рефлексии. Для них не составляет проблемы остаться в одиночестве, помедитировать, осознать собственные мысли. Они предпочитают читать, а не смотреть телевизор или проводить время в интернете.
Умный человек всегда выслушает аргументы собеседника. Он не будет перебивать, повышать тон. Он тщательно анализирует все сказанное и лишь потом выскажет свою точку зрения. Даже если умный человек не согласен с оппонентом, он относится к нему с уважением. Он критикует не личность собеседника, а те аргументы, которые он высказал.
Нередко умные люди страдают от синдрома самозванца. Они не уверены в собственной компетенции и в том, что они обладают достаточными знаниями, чтобы высказаться по тому или иному вопросу. Джастин Крюгер и Дэвид Данниг в 1999 году выдвинули гипотезу о том, что уровень компетентности и самоуверенности связаны между собой. Чем ниже компетенция человека, тем больше он уверен в собственном профессионализме. Умный человек всегда терзаем сомнениями, даже если достиг многого на профессиональном поприще.
Юмор — одно из проявлений развитого вербального интеллекта. Он строится на двузначности и словесных парадоксах. Поэтому умение шутить требует развитых умственных способностей. Умные люди прекрасно понимают юмор, ценят его и способны шутить.
Умные люди склонны к планированию. Они ставят цели, тщательно планируют свое рабочее и свободное время, проводят анализ достигнутого за день, неделю и так далее. Они четко знают, что будут делать в каждый из промежутков времени.
Фото: pixabay.com: UGC
Чем умный человек отличается от остальных
Мало заявить миру: «Я — умный». Нужно, чтобы окружающие воспринимали тебя таковым. Ученых давно интересовал вопрос, чем умный человек отличается от остальных и как интеллект связан с поведением. В результате многочисленных исследований ученые выяснили, что есть ряд отличий, выделяющих умного человека из массы.
Вот ключевые из них:
Фото: pixabay.com: UGC
Можно считать себя умным, но без внешнего признания и доказательств высокого интеллекта это будет лишь субъективное мнение. Существует множество признаков, которые позволяют судить об интеллекте человека, но ни один из них не является единственным. Поэтому найти и определить умного человека не так легко.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
10 признаков умного человека
1. Умный человек – это не обязательно отличник или передовик производства. Умный человек знает чего хочет, понимает, как это воплотить в жизнь и делает это.
2. Опрятная внешность. Умный человек знает, что встречают по одёжке. Кроме того, психологи утверждают, что привлекательные люди обычно более приспособлены, популярны и умны – это называется гало-эффект или эффект ореола.
3. Здоровые зубы. По последним исследованиям, люди, прошедшие лечение у стоматолога, считаются более успешными и умными.
4. Умение слушать собеседника. Эмоциональная восприимчивость так же важна, как и IQ. Слушая и задавая наводящие вопросы, можно узнать много нового. Вообще, болтун – находка для шпиона.
5. Хорошая память. Очень многое из того, что считается умом – это просто способность запоминать, а так же в нужный момент доставать из свой “кладовой” нужное знание.
6. Глубокое дыхание. Чтобы выглядеть более уверенным, нужно делать глубокие вдохи, чтобы мозг насыщался кислородом. Окружающим нравятся уверенные в себе люди, потому что они выглядят как герои, на которых можно положиться.
7. Прямая осанка. Грудь колесом, попа ящиком. Большая часть общения строится на языке тела. Если сутулится, то люди подсознательно будут считают, что Вы – ленивый, стеснительный или глупый.
8. Расширение кругозора. Понятие ума подразумевает открытость взглядов. Не слушайте только тех, с кем Вы согласны, читайте разнообразную литературу и выбирайте те книги, которые Вы бы не выбрали, если бы специально не задались целью. Как говорится: “Век живи, век учись”.
9. Использование двойных отрицаний и умных слов. Объясняете Вы что-либо или нет, люди не посмеют задать вопрос, дабы не показаться глупыми.
10. Культурная речь. Перестаньте ругаться. Психологи говорят, что люди находят разговор, приправленный крепкими словечками, менее значимым.
А самое главное, что умный человек, никогда не назовёт себя умным! Он будет тщательно скрывать свои умственные способности.
✔ Напишите своё мнение об этом в комментариях
✔ Поставьте лайк и поделитесь постом с друзьями
С уважением, Команда проекта «Личное развитие и самореализация»
Руководитель: Сергей Марченко
Поставьте лайк и поделитесь постом с друзьями
Умный человек говорите?
пост создан при поддержки ассоциации стоматологов.
если ты такой умный, почему ты такой бедный?
Кроме того, психологи утверждают, что привлекательные люди обычно более приспособлены, популярны и умны – это называется гало-эффект или эффект ореола.
Просто не могу не написать комментарий к 9 пункту. Ух, полегчало.
Скорее не «10 признаков умного человека», а «10 признаков успешного и/или уверенного в себе человека».
если ты не подходишь по какому-либо пункту, ты быдло и х*й 😀
Какого-то пидараса описал.
Умный мозг не только большой, но и жаждущий крови
Мозгу нужно много крови, чтобы быть умным.
Нынешняя парадигма состоит в том, что человеческий интеллект становился все более сложным, когда наш мозг становился больше. Однако австралийские и южноафриканские исследователи утверждают, что это только одна сторона медали. Их исследование показало, что увеличение притока крови к мозгу может быть связано с улучшением когнитивных функций.
Используя размеры двух отверстий в основании черепа, которые позволяют артериям проходить к мозгу, исследователи смогли подсчитать, сколько крови использовалось для прохождения через мозг у 11 видов предков гоминида, от австралопитеков до архаичных Homo sapiens. Это охватывает последние 3,5 миллиона лет.
Они обнаружили, что приток крови к мозгу непропорционально увеличивается с объемом мозга. Они выяснили, что показатель притока крови к объему мозга составляет 1.4, как сообщается в исследовании, опубликованном в Royal Society Open Science.
«Размер мозга увеличился примерно на 350% на протяжении эволюции человека, но мы обнаружили, что приток крови к мозгу увеличился на удивительные 600%», – говорит руководитель исследования, профессор Роджер Сеймур из Университета Аделаиды. «Мы полагаем, что это, возможно, связано с потребностью мозга удовлетворять все более энергичные связи между нервными клетками, которые способствовали эволюции сложного мышления и обучения. Чтобы наш мозг был таким умным, он должен постоянно получать кислород и питательные вещества из крови».
Конечно, чем более метаболически активен мозг, тем больше крови требуется, но новое исследование показывает, что кровоток и объем мозга не увеличиваются согласованно. Опять же, человеческий мозг несколько особенный в том смысле, что он также очень хорошо упакован. А именно, мозг складывается в привычной морщинистой форме ореха, что позволяет формировать больше нервных связей в меньшем объеме. Это может объяснить, почему артерии, направляющие кровь в мозг, увеличиваются в размерах непропорционально размеру мозга.
Используя отверстия в черепе, исследователи определили интенсивность мозговой активности у предков, которые жили миллионы лет назад.
«На протяжении всей эволюции развитие функции нашего мозга, по-видимому, связано с тем, что нам требуется больше времени, чтобы вырасти из детства. Это также связано с семейным сотрудничеством в охоте, защите территории и уходе за молодыми», – сказал соавтор Ваня Бозиочич. «Появление этих признаков, похоже, хорошо следует за увеличением потребности мозга в крови и энергии».
Больше околонаучного у нас на канале t.me/everScience.
Проблемы сценаристов
Что определяет интеллект?
Многие удивляются, какие динозавры тупые! Как мал их мозг относительно тела! Но динозавры не были тупыми!
В старых постах я уже опровергла миф о том, что интеллект зависит от соотношения размеров мозга и тела. Расстояние между нейронами возрастает вместе с размерами тела только у млекопитающих. Так у бурого медведя( brown bear) в коре больших полушарий примерно столько же нейронов, сколько у кошки(cat)
Как объяснить интеллектуальное превосходство крысы над кроликом, если в передних полушариях кролика больше нейронов, чем у крысы? У более умной крысы 31 миллион, а у более глупого кролика 71 миллион. Играет ли большую роль количество нейронов?
Давайте разбираться. Вспомним насекомых. Муравьи.
Они способны передавать друг другу довольно много различных сообщений, а время передачи сообщения пропорционально количеству информации в нем. Более того, эти насекомые способны подмечать закономерности и использовать их для «сжатия» информации.
Последующие опыты, построенные по тому же принципу, но с несколько измененной методикой, в которых муравьи должны были передавать сведения о номере планочки с приманкой (экспериментальная установка напоминала длинную гребенку, установленную в разных вариантах вертикально, горизонтально или замкнутую в круг) выявили у муравьев даже некую систему счисления, сходную с архаичными системами счисления у человека. В последние годы была разработана и проведена серия экспериментов, позволивших исследовать способность муравьев к сложению и вычитанию.
Так же ученые подсчитали их колличество нейронов. У этих насекомых 250 тысяч нейронов. У человека 86 миллиардов нейронов.
Есть и другие гениальные насекомые.
Пчелы идеально знают точное время и место, когда цветут некоторые растения, и способны оценивать количество нектара и пыльцы в этих цветах.
Они могут передавать друг другу координаты цветов с помощью кодовых движений, способны считать, даже осознавать абстрактное понятие нуля, как приматы и попугай Алекс. Они обучаемы, и даже способны перебороть свои инстинкты с помощью интеллекта.
Проводилось немало исследований, где пчелам предстояло решить конкретные практические задачи или выявить закономерность. Самый простой и известный пример – с отодвиганием кормушки.
Каждый день кормушку отодвигали в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. В очередной раз пчелы предусмотрели изменение положения кормушки и слетелись к тому месту, куда должны были отодвигать кормушку заранее. То есть, увидев предыдущие изменения, насекомые сделали умозаключение и просчитали следующие изменения.
Пару лет назад ученые заставили группу насекомых добывать еду, потянув за веревку. Освоив этот трюк некоторые пчелы стали УЧИТЬ ДРУГИХ, а наблюдавшие за процессом сделали это с первого раза. В конце эксперимента уже вся колония могла с лёгкостью делать то, что 1 пчеле давалось с трудом. Ранее считалось что таким талантом обладают только птицы и млекопитающие. Теперь же, используя поразительные умственные способности пчел, некоторые люди забавы ради учат их играть в футбол!
Есть и другой эксперимент, демонстрирующий абстрактное мышление пчел. Мартен Журфа научил пчел узнавать симметричные и не симметричные фигуры. Пчелы быстро перестали заглядывать под не симметричные фигуры в поисках еды, переключившись на симметричные. Затем насекомые освоили различия во взаимных расположениях объектов в пространстве (над – под, справа – слева). А во сколько лет вы перестали путать право и лево? Какому возрасту соответствует интеллект пчёл? Пишите в комменты. А сейчас вернёмся к экспериментам.
Помимо взаимного расположения объектов в пространстве насекомые разобрались в понятиях «такое же» и «совсем другое». Оказалось, что пчёлы запросто переносят навык на новые ситуации. Например, если их научили находить одинаковые запахи, они легко находят и одинаковые на вид фигуры.
Ещё больше впечатляют результаты, полученные Журфа недавно. Он и его коллега Аврора Аваргэ-Вебер обнаружили, что пчёлы могут совмещать освоенные ими понятия. Например, их научили среди нескольких пар из двух разных фигур находить пары фигур одинакового цветового оттенка и одинакового пространственного расположения (например, одна фигура над другой, а не рядом). По мнению Журфа, это свидетельствует о довольно высоком уровне интеллекта. Он научил пчёл данному трюку с 30-й попытки, тогда как некоторые обезьяны начинали справляться с заданием лишь после нескольких тысяч попыток! И это ещё не всё.
Хорошо усвоившие урок пчёлы могут также научиться находить дорогу к приманке в лабиринте, ориентируясь по развешенным в нём изображениям абстрактных фигур. Более того, они способны понять, что одна и та же фигура в разных лабиринтах может означать разные вещи, то есть способны соотносить символ с контекстом.
А ведь у них лишь 960 тысяч нейронов!
Это же тролль, да?
Как Человек Ум и Силу искал
Когда-то, давным-давно, поспорили Ум и Сила, кого из них найти сложнее. Решили они спрятаться, а Человек их искать будет, да рассудит спор.
Первой вызвалась Сила.
Забралась она на самую высокую гору, превратилась в рисовое зёрнышко и спряталась среди скал под огромным камнем, прямо на краю пропасти.
Пошёл Человек искать.
Исходил весь мир, от одного берега океана до другого, и в какой бы стране не был, Силу найти не смог, никто её не видел и не встречал. Люди повсюду использовали механизмы, рычаги и приспособления, чтобы облегчить свой труд.
Уже расстроился Человек, хотел возвращаться, как услышал в одной деревушке, что есть высоко в горах один огромный камень, висит на волоске от пропасти, да никто его сдвинуть не может.
Три года трудился Человек, сбил ладони в кровь, одежда в лохмотья превратились, волосы до плеч выросли, а мышцы стали твёрдыми, как те булыжники.
Наконец подошёл Человек к последнему, огромному камню на краю пропасти, с громким криком поднял его и скинул вниз!
Так нашёл Человек Силу.
Настал черёд Ума прятаться.
Видит он, что Человек упорен и непросто от него утаиться.
Решил Ум хитрее поступить и спрятаться не в одном месте, а во многих.
И забрался он тогда на страницы всех книг на свете.
Начал Человек искать Ум. Ищет его, ищет по миру, спрашивает у каждого, а найти не может. Отчаялся уже было, да тут один старый человек ему подсказал, что ответ можно в книгах поискать, там многое узнать можно.
Начал Человек читать книги. А в книгах было знание. И понял он что на верном пути. Решил, вот оно! Я соберу все знания и тогда найду Ум!
Да только чем больше читает, тем больше удивляется своей глупости!
Прочёл Человек книгу, нашёл в ней крупицу Ума и знаний, да только это капля в море! Теперь ещё больше предстоит ему узнать и прочитать, а кое-где и самому догадаться! И Человек с каждой книгой, в которой искал Ум, понимал эту истину всё отчётливей. Чем больше он читал, тем больше новых вопросов появлялось.
Невозможно даже вообразить, сколь много открытий ещё предстояло сделать!
Так и продолжается до сих пор.
Как бы ни гнался Человек за Умом, всегда остаётся что-то неизвестное, и Ум ускользает от него.
Но Человек упорен, возможно, когда-нибудь он и достигнет своей цели.
(Мой двенадцатый рассказ. Прошу оценить получившийся результат)
Развивающие мультфильмы для взрослых
Леди и джентльмены возник вопрос.
Порою так бывает,что, из-за за**сти на работе, тяга к знаниям сильнее вместимости мозга и хочется перед сном посмотреть что-то умное и познавательное, но легкое.
Всем спасибо и добра
Принцип работы мозга млекопитающих(в том числе человека)
Распишем принцип работы мозга млекопитающего как механизм. Разложим по полочкам модель того, как выполняется координация движений, распознавание, чувства и сознательное мышление.
Начнем с того, что я не раз читала в интернете высказывания, якобы мозг до сих пор загадка для ученых, не доступная изучению. На самом деле уже изобретены невероятно точные методы исследования мозга, позитронно-эмиссионная томография вообще позволяет моделировать его функциональные процессы и структуры на клеточном уровне. И конечно, мозг можно исследовать подробнее еще бесконечно, как и другие сложнейшие явления.
Итак, разберём работу нашего мозга в общих чертах и простыми словами.
Основа мышления у животных всех классов общая. Работа мозга базируется на поиске закономерностей. В мозг попадает бессмысленный набор «пикселей» с глазных рецепторов и прочих, и он находит общие закономерности, на их основе выстраивает 3D модель, разбивает информацию на категории, устанавливает форму объектов и т.д., и так распознаёт объекты. В общем, мозг осмысливает информацию, превращая её из хаотичного набора данных в систематизированный. В тот, в котором может ориентироваться. Тот, который можно использовать, выбирая стратегию поведения в окружающей среде. Так хищная рыба не промахнется, когда инстинкты повелят ей поймать пастью жертву. Мозг рыбы осмыслил информацию с рецепторов, составил 3-D модель окружающего мира, и теперь ориентируется в ней. И он сможет выполнить команду инстинктов.
Змея сможет укусить добычу, кошка не промажет с прыжком, и сова лапами схватит не воздух. Куропатка склюет зёрнышко и сможет узнать хищника, поймет, и где прятаться.
Давайте рассмотрим замечательные качества имеющегося принципа ориентации интеллекта.
Мозг не имеет строгой программы реагирования на конкретный порядок «пикселей» конкретным действием. Мозг способен работать с неточными, неполными данными любого типа.
На основе закономерностей мозг может достраивать для себя недостающую информацию. Принцип поиска закономерностей и классификации информации универсален. Так мозг, точный и материальный орган, где всё, казалось бы, однозначно (нейрон либо возбужден, либо нет), порождает абстрактный процесс, применимый к информации разного типа. Ученые смогли заставить крыс ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ ПО ИНФОРМАЦИИ С ДАТЧИКОВ, напрямую подавая в их мозг данные через виртуальную нейросеть. То есть крысам подавали данные, как если бы это была информация с их собственных рецепторов, переданная с соседних тканей их мозга. И мозг животных смог разобрать информацию с рецепторов того типа, к анализу которого не приспособлен.
Несмотря на совершенство этого принципа работы мозга, древним животным не хватало интеллектуальной мощи, чтобы детально анализировать все предметы окружения. Как же они тогда жили?
Их мозг подробно анализировал только движущиеся предметы. Ведь и хищник, и жертва будут двигаться. Даже мы унаследовали склонность обращать больше внимания на движущиеся предметы. У млекопитающих (зверей) за зрительное восприятие отвечает затылочная доля мозга. Человек тоже относится к ним, поэтому у вас мозг работает по тем же принципам.
Интеллект мозжечка решает сложнейшие задачи, чтобы мы чётко ощущали своё положение в пространстве. Однако осознаём мы положение тела не самим мозжечком, а только сознательными зонами коры, получившими эту информацию от мозжечка.
И при повреждении мозжечка люди не испытывают помутнения сознания, в отличии от повреждения сознательных зон. А сознательность зон мозга зависит от физиологических особенностей его биологических нейронных сетей.
Это может быть вывод о незнакомом человеке лишь по его мимике. А может быть вывод о предстоящем катаклизме, сделанный безо всяких датчиков и аппаратуры синоптиков, только по ощущению атмосферного давления и другим нашим чувствам, и бессознательном понимании закономерностей их взаимосвязей с погодой. Но это уже не столько талант человека, сколько талант некоторых других животных с более развитыми органами чувств. В любом случае, способности интуитивного интеллекта невообразимы. Он тоже работает на основе закономерностей, личного опыта, рассуждения. Но сознательному интеллекту неизвестны эти рассуждения, он получает лишь вывод в виде «предчувствия».
У мозга много бессознательных отделов. Как мы говорили выше, мозжечок, выполняющий сложнейшую задачу координации, тоже относится к ним. Мозжечок хорошо развит и у млекопитающих, и у птиц.
Также и у тех, и у других есть гипоталамус. Он отвечает за регуляцию, так сказать, вегетативной жизни. Но гораздо интересней то, что он создаёт и основные чувства, то есть страх, радость, гнев и т.д. Зачем эволюция наделила животных в том числе отрицательными чувствами и заставила их страдать? Конечно, эволюция не живое, сострадающее существо, и она не способна была пожалеть животных. Но и не садист, то есть такие способности просто отобрал процесс естественного отбора. И всё-таки, почему?
Для того, чтобы эмоции регулировали поведение. Мы осознаём, зачем нужно питаться, но более примитивные древние существа этого не понимали, и их мозгу нужны подсказки. Вот например, что должна делать лягушка, чтобы передать свои гены? Она должна есть и пить, избегать перегрева, ожогов, переохлаждения, травм и других повреждений организма, выбирать самого здорового сексуального партнера и спариваться. Если бы у нее был мощный разум, ее мозг бы анализировал информацию глубже, чем на уровне распознавания. Он бы обнаружил закономерность, что за переохлаждением всегда следует болезнь. Он понимал бы и другие глубокие взаимосвязи. На их основе бы мог составить из закономерностей более длинные причинно-следственные связи. Например, что если лягушке холодно, и она не выйдет на солнце, то заболеет, умрет, и не передаст гены.
А пока приведем еще один пример. Мышь. Если бы у мыши был супер-разум, она могла бы сознательно преследовать цель передать гены. Она поняла бы, что для этого ей нужно выбрать здорового самца, спариться, и заботиться о своём потомстве. Но её мозг такую длинную причинно-следственную связь из закономерностей «не потянет». Поэтому у неё есть чувство влечения к самцу с признаками, обозначающими, что он силен, здоров и т.д. И есть чувство удовольствия от секса. Из-за него млекопитающие, как и птицы, мастурбируют (видео к просмотру не обязательно). Вы спросите, как птицы занимаются онанизмом, не имея члена?
Ответ заключается в том, что у них чувствительная жопа.
Люди занимаются «основным инстинктом» (сексом) потому, что он доставляет положительные эмоции. Инстинкт самосохранения заставляет вас избегать опасности с помощью чувства страха. А чувство страха вызывается гипоталамусом, как и другие чувства. То есть гипоталамус является основой инстинктов.
Но как? Как чувства появляются под действием гипоталамуса?
Вы знаете, что гормоны и нейромедиаторы контролируют активацию зон мозга. Нейромедиаторы помогают проводить импульс. Химия эмоций настолько глубоко изучена, что на нее опирается медицина, создаются антидепрессанты и другие препараты, влияющие на психику. Так какова же химия эмоций?
Гипоталамус связан с лимбической системой. Вы знаете, что наш мозг поделен на отделы со своей специализацией, где нейроны разных типов, по разному организованные в сети, лучше приспособлены к решению соответствующего типа задач. И у нас есть подкорка, пробуждающая определенные нейронные сети отделов нашей коры. Эти сети составляют наше сознание, наши стремления. Регулируя их, подкорка регулирует наше состояние. Смена эмоций, и вообще, смена «режимов» работы мозга начинается с гипоталамуса. На фото гипоталамус.
Теперь вам понятно, как на основе химии возникают чувства. Значит, понятно и то, как чувства и образы создаются химией психотропных препаратов, или как работу сознания удаётся корректировать при лечении психически больных.
Но как тогда ученые создавали чувства у животных с помощью электродов? Ведь широко известен эксперимент, в ходе которого ученые заставляли крыс и быков прятаться, нападать, проявлять дружелюбие и другие эмоции. Как это удалось?
Электрические раряды искусственно пропускали через элементы мозга, пробуждая их. Это и заставляло отделы мозга живого существа выполнять задаваемые задачи. Ученые искусственно включали их, как нужно.
А когда ученые рассчитали всё так, чтобы электричество синтезировало радость, крысы быстро научились нажимать на рычаг, соединяющий электрическую цепь. Потому что ток делал их счастливыми. Мозгу свойственно преследовать награждение от системы поощрения(даже если ее активируют искусственно). Есть разные гормоны удовольствия, это и гормоны морального удовольствия, и физического, которое вы испытываете, например, от вкусной еды.
То, что эмоции представляют из себя процесс включения соответствующих зон мозга под действием подкорки и химии ставит жирую точку на вопросе того, являются ли чувства проявлением энергетики души.
Кстати, гипотеза (ни в коем случае не теория) о памяти воды на энергетику чувств давно потерпела крах. У всех ученых, повторивших тот же эксперимент, результаты были отрицательные. Ничего. Напоминает знаменитый провал эксперимента со взвешиванием души, где при проверке, конечно, тоже не оказалось ничего волшебного.
Даже если вы скажете, что живете не для удовольствия, а для блага других людей, вы всё равно живете ради удовольствия, просто чувствуете его через эмпатию.
У мозга есть механизм защиты от чрезмерного стресса, так вместе с адреналином вырабатываются гормоны удовольствия. Их может быть настолько много, что напуганный человек становится неестественно смешливым. У кого-то эти гормоны удовольствия вырабатываются чрезмерно, что сподвигает их возвращаться в стрессовую ситуацию снова и снова.
Удовольствие еще называется системой поощрения мозга.
Как и система поощрения, система наказания может расстраивать работу мозга. Например, она может мешать воспринятию неприятной информации.
И тем не менее, для закрепления поведения необходимы гормоны награждения/наказания.
Как я уже говорила, сети нейронов находят общие закономерности/взаимосвязи. Это и есть кирпичики, из которых строится мышление.
Простой пример: мозг рыбы обнаружил, что каждый раз, после того, как стучали по стеклу аквариума, кидали корм, и теперь после стука по стеклу рыба будет сразу плыть к поверхности за кормом. Или можете вспомнить собаку Павлова.
Теперь разберём, как работают причинно-следственные связи. Они тоже основываются на закономерности (взаимосвязи), однако включают в себя моделирование последствий на основе этих закономерностей. Мозг должен уметь вырабатывать поведение не только методом проб и ошибок. Без понимания причинно-следственных связей существо будет искать решение проблемы именно методом тыка, а мозг будет «записывать» взаимосвязь того или иного действия с эмоциональным награждением/наказанием на основе регуляции синапсов(система поощрения их укрепляет).
Для понимания последствий и причинно-следственной связи система поощрения должна заранее срабатывать, реагируя на смоделированную мозгом ситуацию, на спрогнозированные им последствия действий.
Например, мозг существа «покадрово» получает с глаз информацию о местоположении предмета. Он находит закономерность, что с каждым «кадром» предмет всё ближе, и моделируя, делает вывод, что далее этот предмет окажется еще ближе, пересечется с ним и причинит повреждения. Повреждения это боль. Не из страха не передать свои гены, но из страха боли, животное избегает приближающегося предмета. Система поощрения/наказания сработала заранее. Это самый базовый, элементарный пример прогнозирования, моделирования мозгом последствий. Такой примитивной формой рассудка, возможно, обладает даже муха.
Вот более сложный пример. Бездомная собака стоит на перекрестке. Она просчитывает, что траектория едущей машины может пересечься с ней. Собака заранее понимает, что если машина на нее наедет, будет больно, хотя не имела опыта попадания под машину. Собака видит, что когда у светофора горит зеленый свет, машин нет, а когда горит красный, машины есть. По природе работы мозга она улавливает и эту закономерность. Она никогда не выполняла данное действие, и рефлекторной связи «зеленый свет есть-иду через дорогу» у нее нет. Но она прогнозирует последствия и разумно использует полученные знания, когда целенаправленно стремится достигнуть какого-то места для каких-то своих дел. Такое поведение довольно распространено среди бездомных собак. Собака может научиться даже поворачивать ручку двери, сделав умозаключение о том, что это помогает открыть дверь, видя, как это делает человек. Она выполняет действие, ранее не совершая эти движения, не имея такого рефлекса. И использует эти знания тогда, когда открытие двери является разумным шагом к достижению ее цели, например, чтобы добраться до миски на кухне.
Когда-то я я играла с таксой брата Китой и прятала от нее мяч под огромными мягкими игрушками. Ей понадобилось время, чтобы догадаться поднять верхние предметы. Сначала она пыталась добраться до мяча, раскапывая предмет, как велит ей врожденный рефлекс. И тем не менее, когда Кита лучше сориентировалась в ситуации, то стала целенаправленно по очереди поднимать и откладывать в сторону все предметы, под которыми может быть мяч. И в итоге она, конечно, нашла его.
Несмотря на то, насколько в использовании орудий труда приуспели приматы и китообразные, я для разнообразия приведу пример с медоедом, представителем куньих.