Как определить что ребенку нужен логопед

Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?

Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть фото Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть картинку Как определить что ребенку нужен логопед. Картинка про Как определить что ребенку нужен логопед. Фото Как определить что ребенку нужен логопед Екатерина Ванесян
Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?

Консультация для родителей

Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда?

Становление речи ребенка, как известно, проходит ряд этапов и длится от года до 6 лет. Звуки языка усваиваются не сразу, а от самых простых к более сложным. Звуки родного языка дети усваивают не отдельно, а в составе слова. Сначала коверкают слова, но со временем произношение уточняется и приближается к норме.

На начальном этапе звукопроизношения ребенок учится произносить простые звуки (А, О, Э, и согласные М, П, Б).Так появляются первые слова: мама, папа, баба. По мере укрепления мышц артикуляционного аппарата появляются гласные У, И, Ы, согласные Д, Г, Н,К, Х, Ф, В,Й. Эти звуки появляются уже к 3-м годам. От 3 до 5-ти лет ребенок учится произносить свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ). Важную роль при этом играет речевой слух (или фонематическое восприятие). Если фонематическое восприятие не нарушено, то ребенок свободно различает в речевом потоке звуки речи. Речевое общение будет затруднено, если нарушен речевой слух, который формируется у детей при восприятии речи окружающих и при собственном произношении.

Итак, к 3-5 годам у детей появляются свистящие и шипящие звуки, а к 5-6 годам сонорные, самые сложные в произношение звуки (Р и Л).

Как говорилось выше, сначала звуки проходят ряд этапов становления, искажаются в речи и к определенному возрасту «находят» нужную артикуляционную позицию. Так как же узнать каковы признаки нормального становления звукопроизношения, а где появляется патология в развитии ребенка?

1. Некоторые звуки могут отсутствовать полностью (ОДКА вместо ЛОДКА, АКЕТА вместо РАКЕТА).

2. Ребенок может заменять сложный звук более простым (ШАПКА – САПКА)

3. Когда ребенок научился правильно произносить звук, он еще не везде может правильно его использовать. Бывает, что он употребляет его даже в тех словах, где его не должно быть (САМОЛЕТ – ШАМОЛЕТ).

Такое смешение скоро проходит само собой, если у ребенка нет патологий в речевом развитии. Именно такое становление звукопроизношения и называется «возрастными особенностями детской речи».

Что касается грамматического строя речи, то он тоже развивается поэтапно. К 6-7 годам дети должны правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже; уметь правильно образовывать новые слова; самостоятельно давать описания предметам, пересказывать сказки.

Если все вышеперечисленное наблюдается у вашего ребенка, то нет причин для беспокойства. А если вы замечаете, что ваш ребенок после 5-6 лет все же употребляет неправильные звуки, искажает их, (например С произносит «межзубно», неправильно строит фразу, или использует неправильные окончания, значит это уже не возрастные особенности, а задержка речевого развития, которая говорит о наличии каких-то патологических причин, которые мешают ребенку вовремя овладеть родной речью.В этом случае вам необходима поддержка специалистов : невролога, логопеда, дефектолога.

Анкета для родителей на начало года Анкета на начало года Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать.

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Вашему ребенку 2-3 года, а он совсем не говорит? Вас это волнует? Ему уже 4 года, но его не понимают окружающие.

Источник

Как определить что ребенку нужен логопед

Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Бесплатные занятия с логопедом

Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Когда стоит обращаться к логопеду?

С какими видами речевых нарушений чаще всего сталкивается в своей деятельности учитель-логопед

Цели и задачи обращения к учителю-логопеду

Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:

В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?

Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.

Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.

3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».

Источник

Как понять, что ребёнку нужен логопед

Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть фото Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть картинку Как определить что ребенку нужен логопед. Картинка про Как определить что ребенку нужен логопед. Фото Как определить что ребенку нужен логопед

Сначала родители ждут, когда же ребёнок заговорит, потом умиляются, как смешно он коверкает слова, а потом начинают переживать из-за того, что малыш явно неправильно назвал «щуку». Так когда же вести ребёнка к логопеду, а когда можно расслабиться? Рассказывает психолог, логопед и автор серии книг «Логопедическая практика» Елена Янушко.

Почти в каждой семье с детьми рано или поздно возникает вопрос: «Нужно ли показать нашего ребенка логопеду?». Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени, другие считают, что определенные проблемы с речью пройдут естественным путем. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребенка речи. Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть его предысторию.

Как понять, есть ли логопедические проблемы у ребёнка?

Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. Так называемые звуки раннего онтогенеза появляются в речи ребенка в 1-2 года — это звуки А, О, Э, П, Б, М. Звуки среднего онтогенеза появляются в речи в 2-3 года — это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки позднего онтогенеза: в 3-5 лет в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в 5-6 лет — самые сложные звуки — Л и Р. Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего ребенка. Например, не стоит беспокоиться, если в 3-4 года у ребенка отсутствуют звуки Л или Р. Стоит подождать до 5 лет и, если звук не появится, стоит обратиться к логопеду.

Встреча с логопедом — до детсада или до школы?

Чтобы вовремя начать работу над возможными проблемами, стоит показать ребенка-дошкольника логопеду минимум два раза — перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. Первый раз посетить логопеда стоит, когда ребенку исполнится 2-3 года, второй раз — в возрасте 5-6 лет, чтобы оставалось время на исправление проблем, если их выявит специалист.

Когда идти к логопеду нужно незамедлительно?

В ряде случаев важно не откладывать визит к логопеду — чем раньше вы начнете работу над ошибками в речи, тем легче их будет исправить. Например, если ребенок использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук». Стоит записаться на прием к специалисту, если у ребенка появилось искаженное произношение некоторых звуков — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков в речи. Иначе исправлять такое нарушение через год-два будет непросто.

Что нужно сделать для профилактики?

С детьми нужно много говорить и делать это нужно правильно. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Малышам в год-два предлагайте для повторения облегченные слова: мама, папа, няня, ляля и др., повышая уровень сложности постепенно. Разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Читайте стишки и потешки, предлагайте договаривать слова в конце строки и целые строки.

Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть фото Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть картинку Как определить что ребенку нужен логопед. Картинка про Как определить что ребенку нужен логопед. Фото Как определить что ребенку нужен логопед

«Детям исполнилось по четыре, а речи всё не было». Как мама близнецов из Якутска помогла им заговорить и решила стать логопедом

В дошкольном возрасте необходимо регулярно и качественно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, чтобы развить точные движения языка. Особое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха — это одна из основ будущей грамотности ребенка. Именно поэтому ребенку так важно слышать правильную, хорошо артикулированную речь.

Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть фото Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть картинку Как определить что ребенку нужен логопед. Картинка про Как определить что ребенку нужен логопед. Фото Как определить что ребенку нужен логопед

Важно не забывать, что все упражнения нужно предлагать ребенку в игровой, увлекательной форме. Помочь в этом могут разные издания. Например, в альбоме «Логопедическая практика» есть интерактивный формат — по мере освоения определенных звуков ребенок закрашивает в альбоме фрагменты раскраски, отмечая тем самым свой прогресс. А иллюстрации помогают детям и родителям изучать и выполнять упражнения.

Иллюстрация: olga boat / Shutterstock

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Как определить что ребенку нужен логопед

Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально.

Бесплатные занятия с логопедом

Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально. Отличить вариант нормы от дефекта речи неподготовленным родителям бывает непросто.

Проблемы с речью тянут за собою отставание в общем развитии, ведь речь является его основой. Нередка ситуация, когда родители спохватываются, что пора бежать к логопеду, только после разговора с воспитателем в детском саду или с учителем младших классов. В статье предложено несколько способов, как понять нужен ли логопед ребенку, или несовершенства его речи пройдут по мере взросления.

Какие дефекты речи требуют особого внимания

На развитие речи и языка влияет ряд факторов, в том числе физическая зрелость, наследственность и окружающая среда. Проблемы со слухом являются частыми причинами дефектов произношения, но даже дети с нормальным слухом могут страдать нарушениями или проблемами с артикуляцией.

Ниже приведены три наиболее распространенных среди младших дошкольников дефекта, когда ребенку нужен логопед. Они должны настораживать внимательных родителей, но чаще всего оказываются незамеченными, так как их принимают за обычное детское коверкание слов и произношения.

1. Заикание или логоневроз

В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются в начале предложения. Это явление может принимать форму повторения первого звука или слога в слове или первого слова в предложении. Чаще случается, когда малыш устал, взволнован или находится в конкурентной ситуации, такой, когда он стремится проявить себя лучше или быстрее, чем его сверстники.

2. Шепелявость

Шепелявость является еще одной распространенной проблемой артикуляции, когда маленькие дети учатся говорить. Дошкольники, как правило, делают замену легкого в произношении звука на более сложный для них.

3. Длинные паузы

Еще одним недостатком является появление слишком длинных пауз между словами или мыслями. Это признак поиска правильного слова или размышлений о том, как структурировать свое следующее предложение.

Что родители могут сделать помимо обращения к логопеду

На ранних этапах заикания родители должны сделать все, что необходимо для создания более спокойной обстановки, в которой можно самовыражаться без тревожности. У врачей до сих пор нет четкого ответа о том, почему дети заикаются, но есть вещи, которые родители могут сделать, чтобы облегчить проблему. Вот три способа:

Двуязычные дети (билингвы)

Многие дети в настоящее время растут, изучая два языка. Смешивание словарного запаса из двух языков, допущение большего количества грамматических ошибок и относительно небольшой словарный запас в активе речи — все это обычное поведение детей на ранних этапах освоения двух языков одновременно.

Однако недостатки обычно исчезают со временем сами собою. Эти нормальные характеристики иногда ошибочно принимаются педиатрами за речевые задержки. Поэтому убедитесь, что педиатр знает, что ваш малыш-билингв осваивает сразу два языка, если вас направляют к специалисту-дефектологу.

Простые физиологические проблемы

Недостатки речи у дошкольников, как правило, несерьезны. Большинство детей с дефектами произношения усваивают правильные звуки к началу школьных лет, когда они лучше контролируют мышцы, участвующие в разговоре. Здесь хорошо помогают различные стишки и скороговорки. Так, логопеды советуют читать ежедневно самую длинную скороговорку на русском языке «Лигурия», чтобы отточить навыки дикции до совершенства.

Расстройства речи у детей школьного возраста

Такие нарушения, как заикание и шепелявость, требуют профессионального внимания, если они продолжаются в течение продолжительного периода времени или ухудшаются, или если они вызывают беспокойство у школьника.

Если заикание длится более нескольких месяцев, или если ребенок расстроен из-за того, что ему трудно общаться, обратитесь к его педиатру. В зависимости от проблемы он может направить вас к логопеду.

Не нужно думать, что ребенок еще слишком мал для работы со специалистом – профессиональные логопеды и дефектологи могут заниматься с детьми в возрасте от 2-3 лет. Даже для таких малышей разработаны комплексы логоритмической гимнастики, игровые формы занятий. Помните, что своевременный запуск речи необходим для правильного развития мышления. Не откладывайте визит к специалисту, если у вас есть какие-то сомнения.

Источник

Как понять, что ребенку нужна помощь логопеда?

Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть фото Как определить что ребенку нужен логопед. Смотреть картинку Как определить что ребенку нужен логопед. Картинка про Как определить что ребенку нужен логопед. Фото Как определить что ребенку нужен логопед

Многие родители до сих пор верят в устаревшее мнение о том, что ребенка нужно показывать логопеду в 5 лет. Было выявлено, что наиболее активно развивается речь ребенка в 3-летнем возрасте, в этот же период у ребенка довольно гибкое психологическое состояние и он готов осваивать и совершенствовать навык связной речи. Соответственно малыша нужно начинать водить к логопеду с 3 лет и следить за динамикой речевого развития.

Возрастные нормы развития речи

До пятилетнего возраста развитие ребенка во всех направлениях идет очень стремительно. То, что считается нормой в 3 года, в 4 может оказаться задержкой развития. То же касается и логопедии. Это вовсе не значит, что родителям нужно впадать в панику, если навыки их чада не соответствуют нормам, нередко после небольшой задержки все может быстро наладиться. Однако обратить внимание действительно стоит.

К 1 году ребенок при нормальном развитии может произнести несколько слов, в общей речи взрослых различает отдельные слова, может следовать примитивным инструкциям.

К 2 годам малыш должен научиться правильно произносить звуки в, т, д, н, к, г, п, б, м, ф и понимать инструкции, состоящие из 2 действий. К 2.5 годам ребенок строит простые предложения из 2-4 слов.

К 3 годам примитивные фразы преображаются в более сложные конструкции с использованием падежей существительных, а также единственного и множественного числа. В речи появляется большее количество прилагательных, предлогов (в, на, под) и союзов (если, когда).

К 4 годам должны четко произноситься свистящие звуки (з, с, ц), а чуть позже и шипящие (ж, ш, ч, щ). Из уст малыша вы можете услышать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Речь наполняется большим количеством предлогов и союзов.

К 5 годам ребенок должен освоить наиболее сложный для произношения звук р, беспрепятственно использовать разговорную лексику, понимать обобщающие понятия (животные, еда). Перестановки букв и их пропуски могут появляться только в редких случаях с труднопроизносимыми словами.

Не следует забывать, что развитие каждого ребенка индивидуально и некоторые отклонения от этих норм вполне допустимы. Однако не стоит оставлять их без внимания, необходимо постоянно следить за малейшими изменениями и наблюдаться у врача. Пройдя специальный курс и обучившись основам постановки звуков и связной речи, вы сможете самостоятельно помочь не только своему ребенку, но и всем желающим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *