Как определить что у тебя синдром аспергера
Синдром Аспергера
Некоторым людям сложно понимать мимику, жесты или интонацию. Из-за этого у них возникают проблемы при общении и восприятии информации. Иногда это связано с синдромом Аспергера — расстройством аутического спектра. При этом заболевании у человека возникают трудности во взаимодействии с другими людьми и в общении, но в то же время интеллект остается нормальным, высоким или даже очень высоким.
Причины синдрома Аспергера
Синдром Аспергера — врожденное нарушение развития, одна из форм аутизма. Расстройство влияет на восприятие и поведение человека при общении с другими людьми. При этой болезни человеку сложно понимать выражения лиц, интонацию, позы, жесты, и это влияет на взаимодействие с другими людьми, а также на проявление эмоций. Это может проявляться по-разному: иногда люди с синдромом Аспергера кажутся обыкновенными, но при этом все равно испытывают сложности в общении.
Синдром Аспергера у мужчин встречается чаще, чем у женщин (по некоторым оценкам, в 8 раз чаще). Он может быть и у детей, и у взрослых. Обычно его выявляют, когда ребенок идет в детский сад или школу и возникают первые проблемы в общении.
Точные причины заболевания не установлены. Известно, что оно связано с генетическими нарушениями, но механизм наследования не определен. Синдром Аспергера у женщин встречается намного реже, чем у мужчин, и это, в том числе, подтверждает генетическую природу нарушения. Также рассматривают влияние иммунологических и экологических факторов, определяют, какие из них в период беременности могут так влиять на организм матери, что это вызывает нарушения в развитии ребенка, но пока точные закономерности не выявлены. Кроме того, ученые изучают связь расстройств аутического спектра с влиянием социальных факторов, с применением вспомогательных репродуктивных технологий, но накопленных данных недостаточно, чтобы делать достоверные выводы.
Рисунок 1. Симптомы синдрома Аспергера. Источник: Verywell Health
Симптомы синдрома Аспергера
У разных людей синдром Аспергера проявляется по-разному, обычно сочетанием сразу нескольких симптомов.
Существует несколько основных признаков¹:
Не всегда при заболевании есть все эти симптомы. Нарушения могут проявляться по-разному, в разной степени влиять на жизнь человека и его отношения с другими людьми.
Хорошие и плохие дни
Проявления болезни не всегда одинаково влияют на самочувствие и поведение. Иногда могут быть «хорошие» дни, когда удается избежать раздражителей, связанных с сенсорной чувствительностью, и тогда самочувствие остается нормальным. В «плохие» дни из-за сенсорной чувствительности, нарушения планов или по другим причинам может нарастать тревога, напряжение, и это может приводить к срыву. Чтобы срывы случались как можно реже, важно создавать вокруг ребенка или взрослого комфортную для него среду, учитывать важные для него ограничения (например, необходимость строго придерживаться распорядка дня или избегать большого скопления людей).
Признаки синдрома Аспергера у взрослых
Связанные с синдромом Аспергера симптомы могут сохраняться всю жизнь. У взрослых людей на наличие заболевания могут указывать несколько признаков:
Как понять, нет ли у меня синдрома Аспергера?
Ниже — список утверждений, характерных для этого заболевания:
Диагностика синдрома Аспергера
Первые признаки болезни могут появляться у детей в раннем возрасте. Родители или педиатр могут заметить их уже к 2-2,5 годам. Часто состояние становится заметным только после того, как ребенок начинает ходить в детский сад или школу. Иногда заболевание диагностируется только во взрослом возрасте. Набор симптомов и их тяжесть могут сильно различаться у разных людей. Из-за этого при диагностике могут возникать проблемы, а сам синдром может долго оставаться нераспознанным.
Мир для ребенка с синдромом Аспергера ярче и громче, чем для обычных детей. Это особое восприятие действительности доставляет дискомфорт. Фото: drobotdean / freepik.com
Синдром Аспергера характеризуется несколькими признаками, при наличии которых ставят диагноз:
В то же время при этом заболевании нет задержки речи, отставания в развитии навыков самообслуживания, мышления, адаптации (кроме общения с другими людьми). Ребенок растет любознательным, его интеллект нормально развит, а проблемы с учебой могут возникать только из-за трудностей в общении. Иногда болезнь проявляется неуклюжестью, небольшими нарушениями координации движений, но это необязательный симптом.
Стимминг
Как и при других расстройствах аутического спектра, при синдроме Аспергера ребенок или взрослый может периодически стиммить — совершать однообразные ритмичные движения, которые его успокаивают, помогают справляться с тревогой или с влиянием подавляющей сенсорной обстановки. Стимминг может проявляться по-разному: например, как раскачивание корпуса тела, как повторение слов, кружение на одном месте или хождение вперед и назад. Стимминг важен — он помогает снять напряжение, «отключиться» от раздражающего фактора, избежать срыва. Поэтому важно не мешать и, тем более, не ругать и не стыдить ребенка за стимминг.
У детей в диагностике синдрома Аспергера может участвовать сразу несколько специалистов: не только психиатр, но и психолог, педиатр, педагог, логопед. Взрослым за диагностикой нужно обращаться к психиатру.
Для людей с синдромом Аспергера характерен ограниченный или специализированный интерес, например, к созданию башни из банок, как у мальчика на фото. Фото: Andwhatsnext at English Wikipedia (CC BY-SA 3.0)
Лечение синдрома Аспергера
Пока не существует способа вылечить синдром Аспергера, но некоторые методы терапии могут облегчить симптомы, упростить адаптацию, помочь человеку с этим расстройством лучше взаимодействовать с обществом. Для этого важно получать поддержку от лечащего психиатра и психолога, обучаться социальным навыкам и общению. Если дополнительно развиваются и другие нарушения, врач может назначить прием лекарств. Это могут быть антипсихотические, противотревожные, седативные, снотворные и другие препараты. Лекарственная терапия не является основным способом лечения заболевания. Основной способ контролировать его течение — это психосоциальная поддержка².
Что может помочь взрослому человеку с синдромом Аспергера?
Если синдром Аспергера диагностирован в детстве, большое значение имеет поддержка со стороны родителей, а также социальная адаптация. Чтобы помочь ребенку с таким расстройством, нужно:
Важно! Нельзя ругать или физически наказывать ребенка за проявления синдрома Аспергера. Если у него случается срыв, важно оградить его от действия провоцирующих факторов. Нужно найти способы помощи при срыве, например, иногда помогает правильное дыхание или просто отдых в тихом безопасном пространстве. Если ребенок стиммит (совершает повторяющиеся движения для самоуспокоения или концентрации), не нужно мешать ему это делать.
Прогноз
У 40%³ детей с синдромом Аспергера по мере взросления его проявления смягчаются, но при этом могут сохраняться проблемы в общении, сенсорная чувствительность, а также стремление к концентрации на предмете интереса.
Ребенку с синдромом Аспергера очень важна психосоциальная поддержка. Занятия с психологом могут смягчить симптомы заболевания. Фото: photographee.eu / Depositphotos
Если смягчения симптомов не происходит, когда больной взрослеет, диагноз изменяют на «шизоидное расстройство личности», но, фактически, человек продолжает страдать от синдрома Аспергера³. Чаще всего результаты адаптации оказываются средними. Человек становится более или менее самостоятельным, но у него сохраняется ряд личностных особенностей, связанных с заболеванием. Во многих случаях все связанные с общением, поведением и взаимодействием в обществе проблемы в определенной степени сохраняются в течение всей жизни. Со временем симптомы могут изменяться. На фоне основного заболевания могут появляться и другие расстройства или заболевания, включая алкогольную зависимость, депрессию.
При хорошей адаптации человек с синдромом Аспергера может быть очень успешным в выбранной профессии, он может создать семью, быть полностью самостоятельным и почти не испытывать заметных трудностей в социальном взаимодействии.
Заключение
Синдром Аспергера считают одним из «мягких» вариантов расстройства аутического спектра, но у него есть ряд симптомов, которые могут усложнять социальную адаптацию, общение, обучение. Важно, чтобы при этом расстройстве человек начал получать помощь, психологическую и социальную поддержку как можно раньше. Обучение, психотерапия и создание комфортной среды помогают справляться с проявлениями болезни, обеспечивая нормальное качество жизни.
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера — это высокофункциональная форма аутизма, нарушение психического развития, при котором человека всю жизнь сопровождают трудности в социальной коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. По статистике, данному расстройству подвержено менее 1% населения планеты.
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, как называть этот симптомокомплекс: расстройством аутистического спектра, синдромом или особенностью функционирования мозга.
В отличие от «классического» аутизма или синдрома Каннера, который обычно сопровождается умственной отсталостью, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется на высоком уровне, но среди всех пациентов, у кого было диагностировано расстройство аутистического спектра, людей с синдромом Аспергера крайне мало.
Австрийский педиатр и психиатр Ганс Аспергер — первопроходец в изучении аутизма, серьезно занимавшийся наблюдением за детьми с расстройствами социального общения и адаптации, называл это состояние синдромом аутистической психопатии. В честь него английский психиатр Лорна Уинг предложила термин «Синдром Аспергера». Безусловно, вклад Аспергера в изучение аутизма велик, но методы исследований доктора вызывают много споров. Книга Эдит Шеффер «Дети Аспергера» и другие исторические расследования приоткрывают тайну о нацистском прошлом детского психиатра. Сообщества врачей-психиатров из разных стран призывают отменить этот термин, но многие больные называют себя «аспи». Как к этому относиться, — каждый решает сам.
Симптомы и признаки синдрома Аспергера
Синдром Аспергера является врожденной «скрытой дисфункцией», и по внешнему виду определить его наличие крайне затруднительно.
Люди, страдающие данным расстройством, обладают высоким или выше среднего интеллектом. Им свойственна особенная манера вербального общения: речь развитая, беглая, но им трудно поддерживать беседу. Они воспринимают речь другого человека в буквальном смысле: не понимают шутки, метафоры, сарказм, иронию, испытывают затруднения в интерпретации невербальных знаков. Интонация, мимика, жесты, выраженные другими людьми, трудны для понимания и не несут смысловой нагрузки для страдающего синдромом Аспергера, а сам он их практически не использует, к тому же, избегает зрительного контакта. Непонимание этикета, правил поведения, законов общежития социального окружения создают сложности в общении.
Нарушения обработки сенсорной информации, которые проявляются повышенной чувствительностью к звукам, освещению, прикосновениям, приводят иногда к агрессивным или подавленным состояниям.
Сконцентрированность на одной теме разговора или хобби, несвойственном обычным людям, возможность легко выполнять монотонную работу, навязчивое внимание к определенному человеку тоже указывают на неординарность личности.
Структурирование деятельности, строгое следование плану можно назвать особенностью, помогающей людям с синдромом Аспергера в достижении целей и приобретении профессиональных навыков. Однако при обстоятельствах, связанных с изменением привычного ритма жизни или переноса запланированных ими событий, психика больного подвергается серьезному испытанию, иногда приводя к срыву.
Неумение договариваться, дружить, неконтролируемые эмоции, неспособность к сопереживанию, эмпатии тоже являются признаками синдрома.
Семантико-прагматическое нарушение речи при синдроме Аспергера
Важнейшим для человека средством коммуникации является осознанная речь, высший уровень которой – семантика, – является продолжением развивающего мышления. На этом уровне человеческий мозг представляет окружающие его образы и понятия в форме речевых конструкций, устанавливая отношения между объектами и описывающими их словами.
Семантико-прагматическое расстройство речи, часто сопутствующее синдрому Аспергера в детстве, можно обозначить как «отсутствие отношений». Вербальное общение в таком случае не эффективно, поскольку беглая речь ребенка характеризуется нарушением понимания, не относится к собеседнику и не обладает коммуникативной функцией. Ребенок разговаривает сам с собой, говорит о себе в третьем лице, а при непонимании смысла слов собеседника использует эхолалию (повторение речевых конструкций другого человека).
Синдром Аспергера у детей
Мнения специалистов расходятся: одни считают синдром обособленным заболеванием, другие относят его к легкой форме аутизма. Синдром Аспергера диагностируется с 4 до 11 лет.
По внешнему виду очень трудно определить у ребенка какое-либо заболевание психики, но при тесном контакте и наблюдении начинают проявляться особенности:
Исследования подтверждают, что у большинства детей с синдромом Аспергера, с которыми с раннего возраста занимались родители, психологи, врачи, обучая социальному взаимодействию, умению вести диалог, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми, наблюдается значительное улучшение состояния в раннем школьном и подростковом возрасте.
Синдром Аспергера у взрослых
Причины возникновения синдрома Аспергера не ясны, но ученые склоняются к генетической предрасположенности по отцовской линии, утверждая, что 80% страдающих — мальчики.
С течением времени симптомы сглаживаются, и расстройство у взрослых становится менее выраженным, чем в детстве. Им свойственны педантичность, самодостаточность, ответственность, высокая работоспособность, целеустремленность, сосредоточенность на деталях. Знания в интересующей их области глубоки и структурированы, а результаты труда достойны восхищения.
Специалисты подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, обладавшие в детстве высокими способностями к планированию и выполнению сложных заданий, легче адаптировались к социальной среде, налаживали отношения с окружающими, получали профессиональные навыки и создавали семью.
Известные личности с синдромом Аспергера
Синдром Аспергера (иногда это состояние называют формой высокофункционального аутизма) — пожизненная дисфункция личности, отражающая необычность восприятия мира и отношения к людям, уникальность способа обработки информации.
Из воспоминаний близких известно, что А. Моцарт, А. Эйнштейн, И. Ньютон, А. Линкольн, Л. Бетховен, Ч. Дарвин имели странности характера, которые сейчас можно было бы отнести к признакам синдрома Аспергера.
Множество одаренных людей, страдающих синдромом Аспергера, стали известными деятелями науки, искусства, спорта и внесли огромный вклад в дело развития общества.
Стивен Спилберг стал прекрасным кинорежиссером, Бобби Фишер — чемпионом мира по шахматам, Майкл Фелпс — известнейшим спортсменом, Дэн Эйкройд — знаменитым актером, Гленн Гулд — пианистом-виртуозом своего времени, Вернон Смит— Нобелевским лауреатом в области экономики. Относят к этой плеяде и Билла Гейтса. Список известных людей с синдромом Аспергера не закончен. Представители различных профессий достигли недосягаемых высот благодаря тому, что приспособились к жизни в обществе, научились использовать свои особенности психики для достижения цели и управлять ими.
Синдром Аспергера у детей
Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:
Он назвал такое состояние «аутистическим расстройством личности в детском возрасте».
По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы. Появившийся именно тогда термин «синдром Аспергера» был признан специалистами всего мира. Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.
На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.
Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы
К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.
Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка («идеальный младенец») или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.
С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта («смотрят на человека, как будто он предмет мебели»).
Причина появления синдрома Аспергера у детей до сих пор остается неизвестной
По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.
В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).
Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную «истерику».
Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика
В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.
При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника («говорят для себя», «разговаривают не с людьми, а среди людей»).
Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.
Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.
С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других («слепота к чужому разуму»). Ему недоступно значение жестов и мимики. Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений. Часто кажущийся странным, эксцентричным, «бестактным», «грубым и бесчувственным», этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.
Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.
Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.
Диагностика и лечение
Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.
Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия. Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления. Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).
В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.
Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.
Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Синдром Аспергера у взрослых
Отрывки из брошюры о синдроме Аспергера для взрослых «Общества аутизма округа Эдмонтон» (Канада)
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера (также известный как расстройство Аспергера) – это психическое состояние, которое связано с нарушениями социального развития. Людей с синдромом Аспергера также называют аспи, аспергеры или аспергерные аутисты. Синдром Аспергера включает несколько базовых симптомов, а также множество дополнительных симптомов, которые могут присутствовать в некоторых случаях. Если у человека нет базовых симптомов, то, вероятно, у него нет синдрома Аспергера.
К базовым симптомам относятся:
Социальные трудности, включая как минимум две из ниже перечисленных:
Повторяющееся и ограниченное поведение, включая как минимум одно из ниже перечисленного:
Некоторые другие симптомы, которые часто связаны с синдромом Аспергера, включают:
Люди с синдромом Аспергера обычно имеют средний или выше среднего уровень интеллекта. Более того, вполне вероятно, что среди людей с синдромом Аспергера чаще встречается высокий интеллект, чем среди населения в целом.
Вышеперечисленные признаки считаются значимыми симптомами синдрома Аспергера только в том случае, если они мешают человеку эффективно функционировать в повседневной жизни.
Если большинство из следующих утверждений относятся к вам, то есть вероятность, что у вас может быть синдром Аспергера:
Двойной диагноз
У людей с синдромом Аспергера часто диагностируют другие расстройства. Некоторые наиболее распространенные диагнозы включают:
Каждый из этих других диагнозов может по-своему отразиться на человеке с синдромом Аспергера, и он может нуждаться в лечении. Дополнительную информацию об этих расстройствах можно получить в Интернете, библиотеке или у специалиста по психическому здоровью.
Ответственность за себя
У некоторых людей есть проблемы с изучением математики или чтением, а у людей с синдромом Аспергера есть такие же проблемы с социальным познанием. Эти проблемы могут помешать человеку стать полностью самостоятельным. Однако поскольку люди с синдромом Аспергера имеют средний или выше среднего интеллект, и синдром Аспергера не вызывает серьезных физических ограничений, в нашей стране ожидается, что люди с этим синдромом станут независимыми взрослыми. Это может стать трудной задачей, но это вполне возможно.
Если у вас синдром Аспергера, то с большой вероятностью, вы уже добились огромного прогресса в контроле над своим расстройством. Подумайте о том, какое поведение вызывает у вас проблемы в повседневных социальных ситуациях, и решите, можете ли вы научиться контролировать или менять его. Внимательно анализируйте свое поведение и поведение людей вокруг вас. Посещение группы поддержки может предоставить вам необходимую обратную связь, которая поможет вам в отношениях с другими людьми. Это может вызвать у вас дискомфорт, но в конечном итоге это того стоит.
Если вы взрослый человек с синдромом Аспергера, то помните, что вы все равно несете ответственность за свои действия. Может быть легко списать грубость или бесчувственность к другим на синдром Аспергера, но люди с синдромом Аспергера обладают полной свободой воли и властью делать собственный выбор. Люди с синдромом Аспергера нуждаются в понимании в отношении своего расстройства со стороны семьи, специалистов и общества в целом. Однако аспи точно так же должны учиться уважать других и понимать, что даже если у других людей нет синдрома Аспергера, у них есть свои уникальные проблемы. Многие социальные отношения можно улучшить, если обе стороны будут стараться и уважительно относиться к своим различиям.
Модификация и управление сенсорными ситуациями
По некоторым оценкам как минимум 40% людей с синдромом Аспергера имеют необычную чувствительность к некоторым сенсорным стимулам. Им может быть сложно обрабатывать или интегрировать информацию одной или всех сенсорных систем: зрения, слуха, вкуса, запаха, прикосновений, баланса и тяжести. Сенсорные чувствительности часто становятся главным препятствием для функционирования в повседневной жизни. Для некоторых людей с синдромом Аспергера такие мелочи как жужжание флуоресцентной лампы или шум машин на дороге могут быть очень травматичными.
Многие эксперты считают, что сенсорные трудности – это причина многих симптомов синдрома Аспергера, включая повторяющиеся движения тела, ограниченный контакт глазами и плохую физическую координацию.
К сожалению, поскольку окружающий мир не адаптирован к потребностям людей с синдромом Аспергера, они не могут полностью избежать неприятных сенсорных ситуаций. Однако все равно есть методы, которые позволяют снизить контакт с подобными стимулами и уменьшить их негативное влияние.
Основной метод лечения сенсорных проблем, которые связаны с синдромом Аспергера – это сенсорная интеграционная терапия. Обычно ее проводит трудотерапевт или физиотерапевт. Она сводится к тому, что пациент постепенно контактирует с неприятными сенсорными стимулами в контролируемых объемах. Обычно сенсорная интеграционная терапия применяется для лечения детей, но во многих случаях она помогает и взрослым. Если вы знаете или подозреваете, что у вас проблемы с сенсорной интеграцией, то очень важно проявить активность и найти метод, который сможет вам помочь.
Изучайте, какие ситуации, окружение или предметы помогают вам успокоиться и сосредоточиться. Тщательно следите, чтобы в течение дня вы проводили достаточно времени в успокаивающей обстановке, в случае необходимости увеличивайте это время.
Носите с собой «набор для комфорта» каждый раз, когда вы выходите из дома. Он должен содержать предметы, которые помогают вам блокировать неприятные ощущения или снижают вашу тревожность, связанную с сенсорикой. Это могут быть беруши, нюхательные соли или мячики для стресса.
Ваш дом – это сфера, связанная с максимальным контролем над сенсорным опытом. Выбирая место проживания, важно учесть возможные сенсорные проблемы, включая шум машин, низко пролетающие самолеты или яркие огни фонарей по вечерам.
Иногда очень важна дополнительная звуковая изоляция жилого помещения, лампы и лампочки с затемнением или другие лампы подходящей яркости. Используйте приятные вам звуки – музыку, фонтан и так далее. Выбирайте такие цвета и текстуры для мебели и обоев, которые создадут для вас максимально спокойную атмосферу дома.
Профессиональное образование
Если вы заинтересованы в профессиональном образовании, то проанализируйте различные учебные заведения и то, насколько они соответствуют вашим потребностям. Подумайте о том, насколько вам комфортно в разных размерах класса, во время групповой работы и так далее, понадобится ли вам максимально структурированная учебная атмосфера. Вам также стоит уточнить, какие услуги предоставляет это учреждение для студентов с особыми потребностями. Дистанционное обучение может быть приемлемым вариантом, но сначала вам следует рассмотреть социальные и академические возможности, которые предлагают более традиционные учебные заведения.
Трудоустройство
Если вы заинтересованы в трудоустройстве, то стоит искать такую работу, которая сможет использовать ваши самые сильные стороны, интересы и способности. Хорошо структурированная работа с очень четкими результатами труда может обеспечить вам чувство безопасности и руководство. Работа, где основной акцент делается на деталях, может оказаться идеальной для вас, особенно если она не требует частого социального взаимодействия. С другой стороны, вам могут не подойти профессии, которые требуют высокого уровня социальной чувствительности. Ищите работодателя, который с пониманием отнесется к вашим трудностям с прочтением социальных ситуаций.
Жилищные условия
Даже для людей без синдрома Аспергера переезд из родительского дома и самостоятельная жизнь – это огромный шаг. Однако для людей с синдромом Аспергера переход к независимой жизни связан с особыми проблемами.
Многочисленные перемены и новая ответственность, которые связаны с независимой жизнью – это настоящий шок для людей, которые очень зависят от жесткого распорядка. Так что важно, чтобы переход к полной независимости осуществлялся очень постепенно. Возможными вариантами являются квартиры с наблюдением, которые несколько раз в неделю посещают сотрудники, или групповые дома с наблюдением. Часто желательно поначалу жить в новом помещении лишь несколько дней в неделю, а остальные дни проводить в доме со своей семьей.
Если вы собираетесь жить с соседями по квартире, учтите, что они могут относиться к вашему расстройству с меньшим пониманием, чем члены семьи. Постарайтесь достичь с ними компромисса, чтобы добиться стабильной обстановки в квартире.
Хотя полезно заранее запланировать и создать жесткий распорядок для готовки, уборки и похожей работы по дому, у независимой жизни есть много аспектов, которые нельзя запланировать заранее. В подобных ситуациях очень важно получить адекватную поддержку от друзей или семьи.
Знаменитые люди, у которых мог быть синдром Аспергера
Некоторые эксперты считают, что несколько известных исторических личностей могли иметь синдром Аспергера, включая:
Среди наших современников, согласно заявлениям некоторых источников, у известного американского режиссера Стивена Спилберга и канадского актера Дэна Акройда диагностирован синдром Аспергера.
Позитивные аспекты синдрома Аспергера
Хотя синдром Аспергера может осложнить жизнь во многих отношениях, он также может быть связан с уникальными дарованиями.
Представленный выше материал — перевод текста «What is Asperger Syndrome?»