Что такое гласный звук? Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв? Какие гласные буквы могут обозначать два звука? Какие бывают гласные звуки? Как узнать, сколько в слове слогов?
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
[а]
[о]
[у]
[и]
[ы]
[э]
2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
обозначают твёрдость согласных звуков
обозначают мягкость согласных звуков
3. Гласные буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают ДВА звука (согласный звук [й❜] + гласный звук) в следующих случаях:
4. Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Один из слогов в слове обычно произносится с большей силой и длительностью в голосе. Это означает, что на него падает ударение. Такой слог называется ударным. Гласный звук в этом слоге также называют ударным. Остальные слоги в слове называются безударными.
Под ударением различаются все 6 гласных звуков, т.е. произносится то, что пишется: во́ды [во́ды], мишка [м❜и́шка].
В безударном положении различаются не все гласные звуки. Например, в слове вода вместо [о] произносится [а]: вода [вада́].
5. Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Например: мо-ло-ко, ста-кан, на-у-ка.
В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
► Читайте также темы:
Материалы по русскому языку для старшеклассников на похожие темы смотрите в книге «Курс русского языка»:
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Гласные звуки — это звуки, которые состоят только из голоса.
Знания о гласных звуках ребята получают в 1 и 2 классе школы.
Что такое гласные звуки?
Наша речь состоит из слов. Каждое слово в свою очередь складывается из звуков. Для того чтобы появился звук, мы используем различные органы: лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, язык, нос и губы. С помощью органов речи человек может произносить звуки, которые сливаются в слово.
Звуки в слове неодинаковые. Одни звуки произносятся голосом, а другие состоят из шума и голоса. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких, который устремляется по дыхательному горлу в гортань. В гортани находятся голосовые связки. Если струя воздуха свободно проходит через них и далее не встречает никаких препятствий на своём пути, то в итоге образуется голосовой звук, состоящий из тона. Если же при выдохе воздух пробирается через разные преграды, то получается характерный шум, типичный для согласных звуков.
Термин «гласный» связан по смыслу со словом «голос».
Достаточно поменять положение губ, как получим с помощью голоса разные гласные звуки. Убедимся в этом, если произнесём следующие слова:
Чтобы образовать гласный звук [о], достаточно округлить губы, а вытянув их трубочкой, получим звук [у]. Гласный звук [а] произносится с широко открытым ртом. Звук [и] требует растянуть губы в улыбке.
Итак, в русском языке различают шесть гласных звуков. Эти звуки на письме обозначаются соответствующими буквами:
От согласных звуков гласные отличаются тем, что их можно произносить достаточно долго или пропеть:
Гласные звуки и слог
Важным признаком гласного звука является его способность образовать слог. В одиночку или вместе с одним или несколькими согласными гласный звук составляет слог. Послушаем, как произносится слово «огород»:
Мы произносим его, не сразу выдыхая всю струю воздуха, а выпуская её по небольшим порциям, тремя точками. Гласный звук является главным в каждом звуковом отрезке слова, который называется слогом.
Посчитаем количество гласных и слогов в слове «огород». Три гласных звука образуют такое же количество слогов.
Убедимся в этом, если произнесём и разделим на слоги слова в соответствии с количеством гласных:
Итак, гласные звуки можно отличить от согласных по трём главным признакам:
Ударные и безударные гласные
Гласные в слове произносятся по-разному. Только один гласный всегда выделяется голосом и звучит дольше, чем остальные гласные звуки, например в слове:
Во втором слоге гласный звук, обозначенный буквой «а», звучит с особой силой и длительностью.
Он находится в сильной позиции и звучит ясно и чётко. Этот гласный звук является ударным.
Понаблюдаем:
В русском языке сильной позицией для гласных является позиция под ударением.
Остальные гласные звуки находятся без ударения в слабой позиции. Они звучат менее чётко и подвергаются изменениям при произношении. Такие звуки в слабой позиции называются безударными гласными. Чтобы правильно написать слово с безударной гласной, к нему потребуется проверочное слово.
Урок русского языка в 1 классе УМК ШКОЛА РОССИИ «Как отличить согласный звук от гласного звука»
Как отличить гласный звук от согласного звука? При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Гласный звук состоит только из голоса.
утка петух собака корова коза
Как отличить согласный звук от гласного звука? При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса. При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1310649
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Переченьвопросов, рассматриваемых в теме:
1) Определение гласного звука;
2) Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Воздух без преград идёт.
Цветом выделяют красным,
Значит, звук зовётся гласным.
2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.
3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.
4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:
буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;
буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;
буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;
буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.
1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.
2. Обозначают два звука, если стоят:
– после гласной буквы;
5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.
6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».
7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.
Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».
Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».
Примерыи разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Группы букв.
Разделите буквы гласных звуков на две группы
Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.
Задание. Гласные в слове.
Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие: