Как определить к чему склонен ребенок
Как определить к чему склонен ребенок
Определение способностей и задатков очень важно для воспитания и развития ребёнка. Зная индивидуальные особенности, родители могут направить их на определённую деятельность, необходимую для будущей жизни.
Как определить способности детей, на что обратить особое внимание?
Такие вопросы встают перед каждым родителем.
Нужно различать способности и задатки.
Способности можно разделить на два вида: специальные (в определенной деятельности) и общие (любознательность во многих сферах), они не бывают врожденными в отличие от задатков.
Задатки служат основой для развития способностей и раннее выявление позволяет вовремя сформировать предпосылки к развитию их в определенной сфере.
Между задатками и способностями можно поставить склонности, их родители чаще всего замечают и делают выводы об интересе ребенка к какой-либо деятельности.
В тоже время наличие задатков не гарантирует развитие способностей, а их отсутствие не мешает добиться успеха.
Как определить, какими способностями обладает ребенок?
До 3-5 лет очень трудно в этом разобраться родителям, они не всегда могут объективно относиться к своему малышу и часто выдают свои стремления за желания ребенка.
Даже внимательные родители не всегда замечают склонности, ведь только у 10-15% они явно выражены, а для остальных детей требуются специальные условия для наблюдения (музыкальные, спортивные, творческие занятия).
Именно наблюдение дает возможность оценить познавательную активность и предположить сферу интересов ребенка. Для этого необходимо дать возможность выбора из многих занятий. Ограничив времяпровождение ребенка «дом-танцевальный кружок», вряд ли можно увидеть, что есть задатки художника. Для их развития нужна подходящая среда.
При этом невозможно переоценить роль родных, которые постоянно находятся рядом и видят, чем он любит заниматься, а к чему равнодушен.
При затруднениях в оценке можно обратиться к помощи специалиста-психолога.
Для определения способностей у детей возможны два варианта:
1.Использование одного теста конкретной направленности, например, тест определения уровня интеллекта по Векслеру.
2.Использование целого диагностического комплекса широкой направленности, который позволяет выявить явные и скрытые способности.
Такой подход строится не только на основе тестирования, но и включает в себя наблюдение, как разовое, так и лонгитюдное (длительное, показывающее динамику).
Тестирование обязательно подбирается в соответствии с возрастом и проводится при помощи различных вопросов, заданий, упражнений. Для родителей будет очень сложно проводить тестирование, этим занимаются специалисты. Поэтому для соблюдения необходимых условий и получения наиболее точного результата, а также для профессионального консультирования необходимо обратиться к психологам.
Родителям очень помогает ведение своеобразных «дневничков», которые впоследствии можно проанализировать и заметить все изменения предпочтений.
Присмотритесь внимательно к своему ребенку, возможно, эти простые рекомендации помогут вам определить его склонности и направить на необходимую деятельность.
Простые рекомендации
3.Он интересуется вычислениями, измерениями, раскладыванием предметов по порядку; ему удается разобраться в математических отношениях; легко воспринимает, запоминает цифры и математические знаки; умеет складывать и вычитать простые числа; ориентируется в часах и календаре, это означает, что ему ближе математика.
5.Если ребенок очень любопытен и его трудно оторвать от интересной для него работы; энергичен во многих областях знаний; может проявить независимость; придумывает что-то свое в творческой деятельности, играх, полон оригинальных идей – это означает, что ему ближе творческое, креативное мышление.
7.Если ребенку нравится разглядывать картинки, красивые вещи, он с удовольствием рисует или лепит; может составить композицию, подобрать работы по фактуре, цвету, то, скорее всего, у него склонности к изобразительному искусству.
9.Когда ребёнок с удовольствием и точно повторяет движения; предпочитает побегать, попрыгать, полазить; ему хорошо даются разные по диапазону движения (медленные-быстрые, плавные-резкие), держит равновесие и физически силен, то для него будет интересна сфера деятельности, связанная с движением.
Наиболее полную информацию можно получить с помощью родителей, педагогов и воспитателей, которые также заполнят опросники и поделятся своими наблюдениями за поведением ребенка не только дома, но и в детском учреждении.
Конечно, интересы малышей могут меняться в зависимости от окружающей обстановки, действий родителей и выводы по результатам обследования могут только подсказать вероятность развития тех или иных задатков.
Даже при таком несложном наблюдении можно предположить с большой долей вероятности склонности ребенка к тому или иному виду деятельности.
Не стоит игнорировать его потребности и заставлять заниматься тем, что нравится только взрослым – в конечном итоге это может привести к неудовлетворенности ребенка, неврозу, а также к осложнению ваших отношений.
Понаблюдав внимательно за его склонностями, взрослые могут дать толчок развитию способностей, а значит увидеть в своем ребенке счастливого талантливого человека!
Как понять, к чему склонен ваш ребенок и какие навыки стоит развивать, рассказали в семейном центре «Семья»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок реализовал свой потенциал и занимался тем делом, которое ему по душе. Поэтому уже с раннего возраста взрослые пытаются понять, что за таланты скрывает в себе их чадо и какие навыки стоит развивать. Как это сделать, рассказала специалист по социальной работе семейного центра «Семья» Виктория Крец.
В семейный центр «Семья» обратилась Елена, мама двухлетней Ани. Она хотела знать, как можно определить, к чему есть способности у дочери, чтобы начать заниматься в этом направлении. Специалисты дали маме рекомендации и рассказали, на что стоит обратить внимание.
Возрастные особенности
Немаловажную роль играет возраст ребенка. Многие маленькие дети любят двигаться под музыку и рисовать, но это абсолютно не значит, что перед нами будущий танцор или художник (хотя это не исключено). Только у 10-15% детей в возрасте от 3 до 5 лет проявляются способности, которые можно легко заметить и определить, у остальных это происходит к 6–7 годам, а то и позже. Поэтому не стоит торопиться с выводами, наберитесь терпения.
Типы мышления
Определите тип интеллекта ребенка. Это позволит вам понять, каким образом воспринимается информация и как принимаются решения. Если понять, какие типы доминируют у ребенка, вам будет легче развивать и мотивировать его.
Наблюдательная позиция
Позвольте ребенку попробовать разные виды деятельности, так он найдет именно то, что ему по душе. Как это определить? Наблюдать. Если на занятия он ходит с радостью, ему легко и интересно дается сам процесс, а после он не испытывает усталости – то вы нашли, что искали. При этом обращайте внимание на работу преподавателей, иногда сама деятельность ребенку нравится, а вот подход педагога – нет.
Не настаивать на своем
Часто родители через детей реализуют свои несбывшиеся мечты: кто хотел танцевать – отдает в балет, кто играть на фортепиано – в музыкальную школу и т. д. Но такой подход не способствует раскрытию потенциала, а наоборот не дает возможности развивать то, что заложено природой. По этой же причине не заставляйте ребенка что-то делать через силу, не требуйте выполнения всего на «отлично». Особенно это касается школьников. Настаивая, вы никогда не поймете, к чему он больше склонен и что ему действительно нравится, а что он делает, чтобы не расстраивать вас.
Поддерживающая позиция
Каждый ребенок уникален, принимайте его таким, какой он есть. Поддерживайте его в начинаниях и самостоятельности, не критикуйте и не сравнивайте с другими. Ведь вера в себя – это главная движущая сила, определяющая собственную ценность в этом мире, вне зависимости от имеющихся способностей.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как не проглядеть талант у своего ребёнка: практические рекомендации родителям
Многие современные родители с раннего возраста начинают определять своих детей в различные кружки и секции, порой даже сразу в несколько. Причём руководствуются взрослые часто собственными амбициями, стремлением не отстать от знакомых. И часто такое дополнительное образование вовсе не соответствует интересам и желаниям сына или дочери. Как же вовремя выявить способности своего ребёнка, чтобы он развивался именно в нужном направлении?
Музыкальные способности
Музыкальные способности можно заметить у своего ребёнка довольно рано — ещё в младенческом возрасте. Такой малыш будет улыбаться при звуке музыки, устремляться в её сторону, с интересом исследовать музыкальные инструменты, если они имеются дома.
Заметить интерес ребёнка к музыке возможно уже в младенческом возрасте
В более старшем возрасте (уже даже в 1,5–2 года) кроха может воображать себя певцом или певицей: держа в руках расчёску в роли микрофона, устраивать домашние концерты. При этом ребёнок воспроизводит услышанную мелодию или песню или же выдаёт собственные импровизации. В детском саду таких деток обычно отмечает музыкальный руководитель, поскольку они поют громко, эмоционально, без стеснения, чувствуют ритм.
Обычно вокальные способности ребёнка сразу отмечает музыкальный руководитель детского сада
Вполне возможно, в семье подрастает будущая звезда эстрады или, например, пианист. Поэтому родителям рекомендуется отдать кроху в школу искусств (обычно это можно сделать с 5 лет), а до этого времени развивать способности самостоятельно: знакомить своё чадо с различными музыкальными произведениями, рассказывать о музыкантах, композиторах, вместе смотреть концерты по телевизору. Когда малыш подрастёт, можно ходить с ним на концерты.
Хореографические задатки
Многие дети не любят петь, но при этом замечательно танцуют. Чтобы как можно раньше распознать хореографические способности (начиная с 4 лет), родителям нужно обращать внимание на следующие моменты:
Подвижность, чувство ритма и артистизм — черты юного танцовщика или танцовщицы
При наличии всех этих признаков, родителям стоит отвести своё чадо в танцевальную студию. Там хореограф более детально оценит способности ребёнка.
Существует несколько критериев профессионального отбора. Первое: ребёнок проявляет интерес к танцевальным движениям. Повторяет за увиденным по телевизору, пританцовывает под услышанную где-либо музыку. Таких творческих деток видно сразу. Если их просишь изобразить что-нибудь, им это не в тягость. Они не устают, с каждой минутой увлекаются всё больше и больше.
Тут главное различить: здесь склонность к музыке или танцам? В этом поможет второй критерий. Мы смотрим на комплекцию. Для профессиональных танцев нужны определённые пропорции: длинные шея, ноги…В раннем возрасте это всё уже можно определить. Даже предпочтительную разновидность хореографии — по жанрам. Обращаем внимание на строение тела. Для балета необходимо продольное строение мышц и вытянутость комплекции вверх. А в акробатическом рок-н-ролле – «хорошие» суставы и связки. Фигура спортсмена — вот типаж для народной хореографии. По физическим данным ребёнка можно таким образом вычислить в будущем успешного баскетболиста, волейболиста. Или бегуна. Родителям нужно внимательно смотреть на то, что уже дано ребёнку при рождении, дано свыше, от Бога!
Третьим профессиональным критерием для занятий танцами являются физические данные ребёнка и его внешний вид. Педагоги — хореографы стараются отобрать детей с выворотным пахом — для высокого grand battement, с большим подьёмом стопы и хорошей гибкостью корпуса. Все эти качества должны быть на «отлично» или «хорошо». Таким детям легко учиться, они с удовольствием занимаются хореографией.
Ольга Юрьева, педагог-хореограф, балетмейстер детского коллектива
https://krasota-tomsk.ru/journal/articles/195/
Видео: малышка танцует фламенко
Способности к живописи
Ребёнок, склонный к живописи, обычно более спокойный и усидчивый. С раннего возраста ему нравится заниматься с карандашами, фломастерами, красками, смешивать разные цвета, лепить из пластилина. Причём проводить время так он может довольно долго для его возраста (к примеру, дети 3–4 лет во второй младшей группе детского сада выдерживают в среднем 15 минут, после чего теряют интерес к изобразительной деятельности).
Ребёнок, склонный к живописи, обычно спокойный, усидчивый, за любимым занятием может проводить много времени
Конечно, первые композиции в те же три года не будут отличаться особой замысловатостью, но вот если у малыша без труда получается обозначать чёткие контуры, вполне реалистично передавать образы простейших предметов (мячик, пирамидка, клубок и пр.), то это замечательно. Очень скоро кроху можно будет отдать в школу искусств или в детскую художественную школу, а пока нужно всячески поощрять его способности, приобретая новые материалы для работы (в том числе необычные, мольберт), подсказывая идеи для творчества, устраивая домашние выставки.
Родители должны всячески поддерживать интерес ребёнка, развивать его способности — приобретать материалы для работы, устраивать домашние выставки, подсказывать идеи для творчества
Такому ребёнку нравится создавать своими руками предметы прикладного характера, например, сделать простейшую гирлянду из разноцветных бумажных колечек для украшения новогодней ёлки. Также он может выразить своё мнение по поводу чужого рисунка, даже о картине известного художника, приводя вполне разумные доводы.
Родители должны иметь в виду, что развиваясь в изобразительном направлении, их сын или дочь обязательно будет в будущем именно художником. Совершенствуя свой талант, ребёнок может стать первоклассным модельером или дизайнером.
Актёрское дарование
Если ребёнок эмоциональный, открытый, любит пародировать своих родителей, знакомых, ровесников из детского сада, возможно, в семье растёт будущий актёр. Такой малыш с раннего возраста любит быть в центре внимания: любит декламировать стихи публике, очень образно и живо перерассказывает сказки.
Ребёнок с актёрскими задатками часто любит пародировать родных и знакомых людей, передавая их поведение, манеру разговаривать и пр
При этом кроха обладает выразительной мимикой и жестикуляцией. Когда он подражает какому-то человеку, то довольно точно передаёт его позу, походку, тональность голоса. В детском саду таким детям всегда достаются ключевые роли на утренниках, они читают стихи на конкурсах.
Задача родителей — поддерживать дарование ребёнка: помогать ему устраивать домашние спектакли, вместе читать литературные произведения по ролям, посещать детские спектакли. И конечно же, малыша нужно отвести в театральную студию или кружок, когда позволит возраст.
Опять-таки в будущем сын или дочь необязательно посвятит себя актёрской карьере (что может смущать некоторых родителей). Артистизм и ораторский талант пригодится в очень многих профессиональных сферах: телевидение, журналистика, педагогика и пр. Человек не будет закомплексован и сможет ярко и доходчиво преподнести любую информацию.
Видео: маленькая девочка очень ярко и эмоционально рассказывает стихотворение А. Барто
Маленький спортсмен
Ребёнок, склонный к спорту, с ранних лет выделяется в коллективе сверстников своей подвижностью, неуёмной энергией, ловкостью, хорошей координацией, хорошим телосложением. Он часами готов бегать по детской площадке, лазить по лесенкам, не обращает внимания на синяки и шишки.
Некоторые малыши выделяются на детской площадке своей энергией, ловкостью, отличной координацией движений
В детских потасовках такой крепыш почти всегда одерживает победу, равно как и в различных соревнованиях. А когда родители покупают ему какой-то спортивный инвентарь (коньки, лыжи, ролики), малыш осваивает его буквально за минуты.
Многие такие ребята имеют даже своего героя-спортсмена, которому втайне или явно подражают.
Родителям просто необходимо определить такого энергичного ребёнка в какую-то спортивную секцию. Возможно, у малыша уже есть определённое предпочтение, например, маленький сын обожает плескаться в ванной и хотел бы заниматься плаванием. Или же девочка любит посещать каток и хотела бы делать это круглый год.
Подвижного и энергичного ребёнка, несомненно, стоит отдать в спортивную секцию, основываясь на его предпочтениях
В спортивной карьере очень важно начать заниматься как можно раньше. К примеру, будущую олимпийскую чемпионку Юлию Липницкую мама привела на каток в пятилетнем возрасте. Однако важно следовать именно интересам ребёнка, рассказать ему подробно о выбранном им виде спорта, показать видео, поприсутствовать на тренировке, познакомить с тренером. Когда малыш уже начнёт посещать секцию, постоянно мотивировать его, внушать уверенность в своих силах, помогать переживать возможные временные неудачи.
Бывают и такие случаи, когда ребёнок долгое время занимается, например, спортом, а потом вдруг отказывается ходить на тренировки. Такие истории не редкость. Это может быть первая волна отказов. Её надо преодолеть и сказать ребёнку: «Хорошо, давай позанимаемся ещё немного, до конца года, а потом посмотрим». И бывает, что ребёнок преодолевает этот «потолок», и у него снова появляется интерес. Потом может быть вторая волна, она может появиться не сразу, а через год или даже два. В таком случае нужно постараться ещё удержать ребёнка. А вот когда начинается третья волна, то, скорее всего, это уже конец. Но здесь нужно разбираться отдельно в каждом случае: возможно, что ребёнок просто поссорился с друзьями по секции, или педагог сильно наругал, или это просто протест родителям, или ещё какая-то проблема, о которой мы пока ничего не знаем.
Виктор Ефремов, практический психолог, кандидат педагогических наук
https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/kak-raspoznat-talant-v-rebyonke-25302/
Даже если малыш и не планирует стать чемпионом мира, то посещение спортивной секции в любом случае пойдёт на пользу здоровью, укрепит характер ребёнка
Литературное дарование
Некоторые дети проявляют склонность к литературе (как знать, может в будущем это будет писатель или журналист). Это вдумчивые ребята с развитой фантазией, богатым словарным запасом. Конечно, это проявляется не в совсем раннем возрасте, а уже позже, когда малыши начинают перерассказывать сказки, истории. Такой ребёнок легко придерживается сюжета произведения, не теряет основную мысль, подбирает точные определения, любит придумывать названия к сказкам и рассказам, сочиняет собственные истории — и всё это ему очень нравится.
Для развития литературных способностей рекомендуется записать малыша в библиотеку (такие ребята обычно рано учатся читать — в старшем дошкольном возрасте) и ходить туда вместе с ним. Пусть сын или дочь самостоятельно выбирает книги. Дома нужно беседовать с ребёнком о прочитанных произведениях, их героях. Хорошая идея — периодически устраивать семейные чтения, предлагать игры на составление рифмы.
Склонность к литературе нужно поддерживать, устраивая совместное чтени с посоедующим обсуждением сюжета произведения и характеров персонажей
Технические способности
Другие же ребята (в большинстве своём, мальчики), наоборот, проявляют технические способности — это становится заметным в старшем дошкольном возрасте:
Ребёнок любит разбирать и собирать игрушки, сам чинить их при поломке
Будущий техник с детства задумывается об устройстве предметов и приборов
Технические способности напрямую связаны с развитием логического мышления, поэтому такой ребёнок обычно любит логические игры
Конечно же, задача родителей — поддерживать интерес к технической сфере. Нужно предлагать ребёнку соответствующие книги, покупать конструкторы, наборы для склеивания, например, корабля или самолёта из мелких деталей. Следует выяснить, есть ли в городе кружок юного техника, чтобы сын его посещал.
Развитию технических способностей помогают также совместные ремонтные работы по дому, в гараже: помимо прочего, это ещё больше сблизит отца и сына.
Папе нужно приобщать сына к ремонтным работам — это только разовьёт его технические задатки
Видео: как выявить способности ребёнка (рекомендации психолога)
Видео: семейный психолог полагает, что задатки можно разглядеть уже даже у грудного ребёнка
Чтобы вовремя выявить талант своего ребёнка, родителям нужно обращать внимание на его любимые занятия. При этом важно поддерживать начинания малыша, проявлять к ним живой интерес. Тогда способности будут развиваться, возможно, определяя будущую профессию сына или дочери или просто помогут сформироваться гармоничной личности.
Как распознать талант в ребёнке?
Рассказываем, как понять, к чему у вашего чада есть способности, и как определиться с выбором кружков и секций.
– Моей дочке 2 года, и я начала задумываться о том, как определить, к чему у неё есть способности. Как не ошибиться с выбором дополнительных занятий и кружков? В каком возрасте лучше отдавать в них ребёнка?
Каждый родитель рано или поздно задумывается о том, какие способности есть у его ребёнка, к какой деятельности он больше всего склонен, в какие кружки и секции отдать своё чадо, чтобы это было ему на пользу, а не во вред. Для большинства родителей их ребёнок талантлив. Но иногда отличить талант от обычного увлечения бывает очень непросто. Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, мы обратились к практическому психологу кировского Центра социально-психологической помощи, кандидату педагогических наук Виктору Ефремову.
В чём разница между склонностями, способностями и талантом?
Способности формируются под воздействием внешней среды, они развиваются через воспитание и условия, в которых растёт ребёнок. Чаще всего они связаны с трудом человека и представляют собой высокий уровень развития как общих, так и специальных знаний, умений и навыков. Именно они обеспечивают успешное выполнение той или иной деятельности.
Однако нельзя отрицать и природные предпосылки способностей.
Каждый ли ребёнок талантлив?
В каком возрасте проявляются таланты?
На этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. У некоторых талант проявляется уже в самом раннем возрасте, а у кого-то это происходит намного позже.
Приходят на ум и другие примеры. Скажем, на тестировании перед первым классом для определения профиля обучения ребёнок продемонстрировал весьма посредственные результаты, а в последствии показал недюжинные способности в этой же области. Психолог поясняет, что здесь во многом играют роль не столько способности самого ребёнка, сколько ситуация, в которой он оказался. Если перед ним сидит «страшная» строгая тётя, то малыш может просто замкнуться и испугаться. То есть в данном случае важна стрессовость ситуации. Поэтому не спешите корить и упрекать ребёнка, а уж тем более разочаровываться в нём.
По каким признакам можно определить одарённость ребёнка?
Если мы говорим о признаках конкретных способностей, то их можно перечислять очень долго, и зачастую бывает очень трудно самостоятельно определить, действительно ли какие-то признаки говорят о наличии способностей или тем более таланта. Но всё же несколько примеров можно привести. Скажем, если ребёнок стремится быть там, где звучит музыка, пытается играть на каком-нибудь инструменте, хорошо запоминает мелодию и чётко повторяет ритм, то можно говорить о развивающихся музыкальных способностях. А если ребёнок рисует «чертежи», любит разбираться в механизмах и их поломках, то можно говорить о наличии технических способностей.
В помощь родителям разработано множество специальных тестов и анкет, которые помогают определить способности детей. К примеру, тест-анкета «Таланты ребёнка» позволяет определить 8 групп способностей. Заполняется она взрослыми на основании их личных наблюдений за ребёнком.
Но гораздо интереснее поговорить о том, как у детей можно определить наличие серьёзной одарённости. В дошкольном периоде первыми, базовыми признаками наличия таланта можно назвать хорошо развитую речь и отличную память. Ребёнок может быть чрезвычайно любопытен: его может интересовать, как устроен тот или иной предмет, или почему происходит то или иное явление.
Удивительно, но рано формирующееся чувство юмора тоже является признаком проявления одарённости. К примеру, малыш любит смешные несоответствия, игру слов, шутки.