Как перестраивается слух при письме что такое внутренний слух
Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.
Что такое музыкальный слух
Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.
Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.
Как же можно проверить музыкальный слух?
Помогут несложные упражнения:
Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.
Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.
Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.
Виды музыкального слуха
Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:
Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.
О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.
Защита слуха от негативных факторов
Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.
Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.
Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.
Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.
Янмаева Ольга Анатольевна
Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»
7 эффективных приёмов для развития внутреннего слуха
Внутренний слух – это уникальная музыкальная способность, связанная с умением ясно представлять себе звучание музыки в сознании. Если вы решили развить внутренний слух, то будьте готовы для этого изрядно потрудиться.
Предлагаем вам 7 эффективных приёмов, с помощью которых можно развить внутренний слух. А вот какого качества – зависит только от вашего старания и временных затрат.
Приём №1: накапливаем музыкально-слуховые впечатления.
Совершенно справедливо внутренний слух считается высокой ступенью развития музыкального слуха или так называемого слуха «внешнего». Это объясняется очень просто: гораздо легче и быстрее можно представить себе то, что уже когда-то слышал и знаешь как это звучит. Поэтому для развития внутреннего слуха очень важно накапливать музыкально-слуховые впечатления, то есть как можно чаще вдумчиво и осознанно слушать и изучать музыку, как целостные произведения, так и её отдельные элементы (звуки, интервалы, аккорды), исполнять музыку на инструменте или голосом.
Приём №2: следим по нотам за исполняемым произведением.
Слушание, подкрепленное зрением, хорошо развивает внутренний слух, поскольку наряду с восприятием работает и анализ качества исполнения музыки. Особенно полезно прослушивать одно и то же произведение с нотами в руках несколько раз и после попробовать себе представить прослушанное только просматривая ноты и внутренним слухом воспроизводя услышанное.
Приём №3: развиваем память и запоминаем музыку глазами.
Для активности внутреннего слуха очень важно иметь хорошую музыкальную память. Ведь если вы не запоминаете то, что слышите или только что прослушали, то не сможете это представить и своим сознанием.
Важно чтобы была задействована память не только слуховая, но и зрительная. Для этого возьмите небольшой несложный музыкальный фрагмент, допустим 8-10 тактов. Дайте себе ограниченное количество времени, к примеру 2-5 минуты (в зависимости от протяженности и сложности фрагмента время может увеличиваться). За это время вам нужно запомнить отрывок без напевания мелодии вслух, а пропевая только мысленно и «ощущая» мелодию глазами.
Приём №4: поём «про себя» с чёткой, но беззвучной артикуляцией.
Многие исследователи приходят к выводу, что первый этап развития внутреннего слуха наиболее естественно строить, опираясь на вокальную моторику. И это не случайно, ведь приём «пения про себя» или по-другому мысленного пропевания не только хорошо активизирует координацию слуха и голоса, но и развивает внутренний слух.
Если вы любите караоке, то это упражнение вам очень понравится! Возьмите любую песенку, следите за текстом и пойте её «про себя», не издавая звуки голосом, а только представляя в уме как они звучат. И при этом ещё чётко и беззвучно произносите текст песни.
Приём №5: тренируем слуховое внимание.
Как для развития музыкального слуха, так и для активизации внутреннего слуха очень полезны внутрислуховые «переключения». Для этого используется принцип «поём / играем – молчим». Можно упражняться на незнакомых мелодиях (во время чтения с листа), а можно с пользой для ваших ушей провести время для «разогрева» рук. Во время игры гамм при разыгрывании попробуйте проделать следующее: один звук гаммы пойте или играйте на гитаре, а следующий молчите (! точнее «пропевайте» в уме). Далее «молчим» через два звука, через три и т.д.
По этому же принципу можно работать и при разучивании новой пьесы. Например, четные такты – играете, нечетные – «молчите» (затем наоборот), четные доли – «молчим», нечетные – играете (затем наоборот). Можно также играть отдельные длительности (например, только четверти), остальные длительности озвучивать внутренним слухом. Данное упражнение поможет вам также надёжно выучить музыкальный текст пьесы.
Приём №6: сочиняем музыку без инструмента.
Почувствуйте себя хотя бы на короткое время великим композитором и вдохновитесь такой выдающейся фигурой как Людвиг ван Бетховен, которому даже потеря слуха не мешала сочинять гениальную музыку. А всё благодаря великолепно отточенному внутреннему слуху.
Сочинение без проигрывания и подыгрывания на инструменте не только поможет развить ваши воображение и фантазию, но и наилучшим образом натренирует ваш внутренний слух. Попробуйте сочинить простую одноголосную песенку или совершенно миниатюрную пьеску из 4-8 тактов сидя с карандашом и нотной бумагой за столом, чтобы убедиться в этом.
Приём №7: подбираем по слуху.
Данный приём является своего рода лакмусовой бумажкой для проверки вашего внутреннего слуха. Поскольку для того чтобы подобрать мелодию нужно очень хорошо представить себе как она звучит и какими нотами записывается. Как научиться подбирать послуху – тема отдельной статьи. Здесь же отметим, что в основе данного приёма лежит принцип «слышу – воспроизвожу». И чем лучше ваш внутренний слух, тем точнее соответствие оригиналу, и, следовательно, тем качественнее подбор.
Подготовила Александра Макарова
Как перестраивается слух при письме что такое внутренний слух
Автор: Николюкина Татьяна Валентиновна
Организация: МБУ ДО ДШИ «Камертон»
Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти
I. Внутренний слух, его свойства.
Содержание и формы внутреннего слуха.
Роль внутреннего слуха в музыкальном творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика.
Сохранилось много высказываний музыкальных деятелей о важности работы над его развитием. Так Р. Шуман в своей книге «Жизненные правила для музыканта» писал:
«Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая её глазами».
Способность человека представлять себе музыку в уме, слышать её в своём воображении, переживать, не исполняя и реально не слушая её, а узнавая и воспроизводя музыку по памяти, в процессе творческого созидания, называется внутренним слухом.
Деление слуха на внешний, как восприятие реально звучащей музыки, и внутренний, как представление музыкального материала, соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно, восприятию явлений и предметов окружающего мира органами чувств, осмысливанию на основе прошлого опыта и представлению о них – мысленно видеть и слышать образ.
Разделение слуха на внешний и внутренний до некоторой степени условно, так как оба эти.
Вида взаимосвязаны. Но доля внутреннего слуха и в качественном, и в количественном отношениях весомее. Именно он влияет на музыкальный слух в целом.
Каково же содержание музыкального слуха?
Он складывается из способности мысленного представления отдельных музыкальных звуков, созвучий, одноголосной мелодии, многоголосной музыкальной ткани. Внутренний слух позволяет представить структуру музыкального произведения: его форму, метроритмическую организацию музыкальной ткани, ладофункциональное строение, фактуру, количество голосов, темп, динамические оттенки.
Это способность представлять фонизм музыкальных элементов отдельных созвучий, тональностей (представление может быть и абстрактно – эмоциональное, и цветное), тембры музыкальных инструментов, певческих голосов, индивидуальные черты исполнения музыки. Всё перечисленное отвечает на вопрос, что можно внутренне слышать.
Внутренний слух, как воздух. Внутренним слухом дышит и к внутреннему слуху обращается каждый компонент аналитического слуха или, по терминологии Н. А. Римского-Корсакова, «чувство музыкальной логики». И также как воздух внутренний слух незаметен. Его существование как бы само собой разумеется. Он помогает выстроить в уме, удержать от распада элементы музыкальной ткани, которые осознаются с помощью ладового, ритмического, мелодического, тембрового слуха. Внутренний слух придаёт восприятию законченную, единую, устоявшуюся форму. Дифференцированное музыкальное восприятие с помощью внутреннего слуха переходит в представление. Теперь сложившийся образ музыкального целого может зазвучать.
Пути реализации внутреннего слухового процесса, т. е. конкретные его проявления, есть формы внутреннего слуха. Внутренние слуховые представления имеют две формы: внутреннее воспроизведение и внешнее. Внутреннее воспроизведение проявляется, как внутреннее слышание или внутреннее пение. Оно возникает, как произвольно, так и не произвольно. Пение вслух (внешнее воспроизведение), игра на музыкальных инструментах является опосредованным воплощением внутреннего слухового процесса, тогда как первая (внутреннее воспроизведение), есть непосредственное и полное его выражение.
Умение представлять про себя музыкальное звучание складывается в процессе реального музыкального восприятия, в процессе музыкального соучастия, Активного включения в процесс исполнения музыки. Всякое осознание, в том числе и осознание звуковых отношений, требует активного усвоения и повторения. Так, ученик должен повторить заученный урок, чтобы убедиться в том, что материал действительно усвоен.
Не случайно Б. Теплов называет внутренний слух репродуктивным компонентом музыкального слуха, акцентируя момент повторения отзвучавшего, его воспроизведения.
А вот, что пишет Д. Кирнарская: «Когда мы слышим музыкальное движение, в котором один звук непременно выше или ниже другого, это значит, из тембра выделяется понятие музыкальной высоты. Но пока ученик не повторил голосом это движение, пока он активно не осознал его, можно сказать, что чувство высоты ещё не проснулось. Когда ученик учится различать интервалы, он начинает понимать, что широкие интервалы отличаются от тесных, а шероховатые диссонансы от мягких консонансов. Но пока его голосовые связки не прочувствовали различную степень напряжения при пении разных интервалов, ученик ещё не пережил их, а значит чувства интервала нет.
Так же развивается и ладовое чувство. Пока голос не поймёт, сколько осталось до самого устойчивого звука и не пройдёт это расстояние самостоятельно, ладовое чувство не сформируется. Тяготение и разрешение звуков в их тончайших различиях без активного воспроизведения нельзя понять до конца».
Катализатором внутреннего слуха является слуховая инициатива. Тот, кто любит музыку, хочет участвовать в её исполнении, интуитивно вторит ей, стимулирует свой слух. Тот, кто слушает пассивно, поверхностно, свой внутренний слух не стимулирует, он может так никогда и не проснуться. Появление внутреннего слуха свидетельствует о музыкальной активности, инициативности человека. Вот почему все музыкально одарённые люди обладают чрезвычайно развитым внутренним слухом. Они создали его активность своего музыкального восприятия, своим постоянным соучастием в исполнении.
Таким образом, формирование внутреннего слуха всегда происходит в диалоге между реальным звучанием и внутренним, путём чередования работы внутреннего слуха и внешнего. Формируется этот навык на начальном этапе обучения через простые формы работы: допевать начатые мелодии, подстраивать к слышимому голосу, инструменту свой голос. Подпевание является механизмом порождающий внутренний слух, сопровождает его и в дальнейшем.
Внутренний слух музыканта всегда в работе. Чтобы человек ни сыграл, ни спел, он откликается на услышанное, как бы повторяет его, как внутреннее эхо. Это закрепление голосом музыкального впечатления оставляет в сознании «след». Он может быть и достаточно ярким, едва ли не копирующий звуковой оригинал, но в то же время может быть и весьма слабым. Однако качество музыкального слуха определяется не только степенью отчётливости слуховых «следов», сколько возможностью сознательно пробуждать эти «следы».
Факторы, воздействующие на качество внутреннего слуха.
Индивидуальные особенности музыкального слуха.
Идеальный внутренний слух обладает свойствами, развитыми наилучшим образом. Относительный или абсолютный, он должен быть и мелодический, и гармонический, ладовый. Отличаться яркостью представлений. Произвольно или непроизвольно опираться на чувство музыкальной логики. Это быстрое, точное, полное вспоминание, иметь значительный объём памяти и охватывать все формы внутреннего воспроизведения.
Хороший внутренний слух справедливо ассоциируется с высокой степенью профессионального слуха, поскольку открывает широкие возможности к многогранной музыкальной деятельности.
Как показывает педагогическая практика, музыкальный слух встречается в самых разных формах и степенях развития. Существуют благоприятные или неблагоприятные сочетания свойств внутреннего слуха, которые дают бесконечное количество его разновидностей. Нет двух людей с одинаковым качеством музыкального слуха. Он отличается, как положительными особенностями, так и недостатками, которые у одних людей проявляются в большей степени, у других в меньшей, у одних они легче исправляются, у других труднее.
Работа преподавателей сольфеджио направлена на исправление бесконечного перечня недостатков слуха и создания условий для его развития. Любой вид работы по сольфеджио, даже построенный без системы, улучшает слух. Но бессистемность в работе намного увеличивает время для достижения цели, намного снижает результаты и делает их непрочными. Иное дело методически построенная работа. Если упражнения выстроены в соответствии с особенностями слуха учащихся, учтены временные сроки для отработки, достигнуты непрерывность тренировки, то у учащихся вырабатывается устойчивая сеть слуховых навыков, по- настоящему улучшается качество внутреннего слуха.
Таким образом, необходимым условием успешного развития слуха являются:
II. Упражнения по развитию внутреннего слуха
Упражнения делятся на три группы:
Работа над развитием навыков внутреннего слуха может проводиться с учащимися любых возрастов, классов, но при этом следует выбирать упражнения, соответствующие уровню подготовленности каждого ученика.
Упражнения на внутреннее представление, слышание устойчивых неустойчивых ступеней лада, тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые. Ощущение тоники, как ладового центра:
Упражнения на развитие представления интервалов, как соотношения ступеней лада:
Определение и представление фонизма интервалов, аккордов. Тренировка скорости и прочности слуховых реакций:
Представление ладовых функций аккордов:
III. Заключение
Внутренний слух – это музыкальная способность, представляющая самостоятельную разновидность музыкального слуха. Это более сложная и по природе, и по проявлению, и по индивидуальным, и по качественным различиям способности, чем слух внешний.
Из-за сложности структуры внутренний слух чрезвычайно трудно поддаётся развитию. Практической работе по исправлению недостатков слуха необходима строго продуманная система упражнений и кропотливая, непрерывная работа по их выполнению.
Музыкальное развитие ученика чаще всего зависит от таланта учителя, который может сделать каждое упражнение на уроке осмысленным и интересным, а также одухотворить порой скучные, однообразные моменты закрепления материала и превратить их в игру, в удовольствие, указать на их необходимость ради достижения цели – раскрытия творческого потенциала, творческих возможностей каждого учащегося. Поддерживая эту музыкальную мотивацию, делая её более осмысленной, можно пробудить слуховые резервы.
Замечательны слова Б. Асафьева: «Музыка – идейный мир, и в ней ценно как то, что звучит, так и то, что образуется вокруг звучания: лучи мысли, причиной которых она является». Фокусировать эти лучи, обращая их в звучание – наилучший путь развития музыкальных способностей, а внутренний слух является невидимой, но очень важной составляющей этого процесса.
Список литературы
Внутренний слух и способы его развития
Горлова Анжелика Петровна
Казахский национальный университет искусств, г.Астана
Аннотация: В статье рассматривается феномен внутреннего слуха, анализируется его природа, а также приводятся методы, позволяющие его совершенствовать.
Ключевые слова: Внутренний слух, игра на «немой клавиатуре», сольфеджирование, музыкальный диктант
The inner hearing and the ways of its development
Gorlova Angelica Petrovna
Kazakh National University of Arts, Astana
Abstract: The author reckons in the article the phenomenon of the inner hearing, its nature and methods of improving it are analyzed.
Keywords: Inner hearing, playing the «dumb keyboard», music playing, musical dictation
В данной работе мы рассмотрим феномен внутреннего слуха, проанализируем его природу, а также подробнее остановимся на методах, которые применяются для его развития и совершенствования. Для начала нам нужно определиться, что такое внутренний слух. Но прежде, чем проанализировать этот термин, нам необходимо разобраться, что собой представляет музыкальный слух вообще. Приведем несколько определений.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные звуки и их качественные особенности. Также, мы увидели, что музыкальный слух имеет несколько разновидностей, и внутренний слух как раз и является одной из этих разновидностей. Тот, у кого этот вид слуха развит в достаточной мере, обладает способностью слышать музыкальные ноты, не исполняя их на каком-либо инструменте. Также, стоит отметить, что музыкант может не только «услышать» мелодию, но и добавить оркестровку, гармонию и др. То есть, как следует из всего вышесказанного, любому профессиональному музыканту-исполнителю внутренний слух просто необходим. Как писал Б.М.Теплов, «внутренний слух это не просто способность представлять себе звуки, а это способность оперировать музыкальными слуховыми представлениями» [9].
Невозможно исполнять музыку механически, как часто делают учащиеся, готовясь к экзаменам, когда они запоминают просто последовательность пальцев на клавиатуре. Этот факт был доказан путем проведения большого количества психологических экспериментов. Так, у Д.К. Кирнарской в книге «Музыкальные способности» есть описание подобных экспериментов, проведенных музыкальными психологами.
Довольно интересный эксперимент был проведен Стивеном Финнеем [3, с.199-200], когда одна группа испытуемых играла на «немой» клавиатуре. Они не слышали то, что они исполняли, но играть все же продолжали, восполняя недостаток звучания внутренним слухом. Вторая группа испытуемых играла на клавиатуре «отстающей». Они слышали то, что исполняли, но с задержкой в несколько секунд. Испытуемые прекратили играть из-за разлада между реальным и внутренним слухом. Финней пришел к выводу, что при музицировании внутренний слух должен присутствовать обязательно.
Еще один эксперимент был проведен Луизом Бентоном [3, с.200]. Психолог создал для испытуемых помехи при чтении с листа. Сначала им было предложено играть на «немой» клавиатуре. Как и в предыдущем эксперименте, подобное положение дел не вызвало особенных трудностей у музыкантов: они смогли исполнять мелодию, ориентируясь на внутренний слух. Когда же им предложили играть на «слепой» клавиатуре (музыканты слышали, что они играют, но не видели клавиш), количество ошибок при исполнении резко возросло. Таким образом, испытуемые не могли контролировать свою игру, ориентируясь только на внутренний слух.
Д.К. Кирнарская делает вывод, что «природа внутреннего слуха контекстуальна в высшей степени: он лишь часть, одна сторона, «подкладка» всякой музыкальной деятельности. Даже очень плохой внутренний слух в отличие от очень плохого чувства ритма или очень плохого ладового чувства отнюдь не фатален — есть вполне способные музыканты, чей внутренний слух далек от совершенства. Выражение «один в поле не воин» в высшей степени справедливо по отношению к работе внутреннего слуха, который подкрепляет работу аналитического слуха, активизирует ее. Заместить же слух внешний и реальный внутренний слух может лишь в редчайших случаях, которые говорят об очень высоких музыкальных способностях» [3, c.201].
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальный слух очень важен при исполнении музыкальных произведений, однако работает он совместно как с другими видами слуха, так и с чувством ритма и зрением.
На данный момент существует большое количество упражнений, позволяющих внутренний слух развивать. Остановимся на некоторых из них.
Итак, в ходе анализа феномена музыкального слуха, мы пришли к выводу, что он является очень важным для профессионального музыканта. Однако не все музыканты обладают идеальным внутренним слухом, и в этом случае необходимо уделить время его развитию. На сегодняшний день количество упражнений и методик, позволяющих его усовершенствовать очень велико. В нашей статье мы проанализировали три наиболее распространенных упражнения. Это игра на «немой клавиатуре», сольфеджирование и музыкальный диктант.