Как переубедить родителей что оценки не главное
Плохие оценки не должны разрушать отношения в семье — но не все родители это понимают
© Коллаж Кристины Савельевой
Показательный тред из Твиттера
Школьные оценки далеко не всегда свидетельствуют об уровне знаний ребенка. Все, кто помнит свои школьные годы, знают, что обидную «двойку» можно получить и за опоздание, и за шум на уроке, и за спор с учителем. И даже если «двойка» была заслуженной — это все равно еще не конец света.
Впрочем, далеко не все родители придерживаются той же точки зрения. Нередко хорошие оценки становятся ключевой целью посещения школы (а не получение новых знаний и навыков). За плохие оценки детей жестоко наказывают, а обучение превращается в наказание и повинность — кстати, даже после того, как дети вырастают, это ощущение остается с ними надолго.
Пользовательница Твиттера с ником yasakharnaya написала в своем микроблоге: «Как же жалко всех детей, которых *** [наказывают] за оценки. Я вот могу только вспомнить, как дед забирал меня из школы классе в третьем, и когда узнал, что я получила двойку, с криками „Урааааа, это моя внучка“ скупил мне все журналы, наклейки и прочие приколы в киоске».
Также девушка с благодарностью вспоминает свою маму, которую «бесили родители одноклассников, которые делали с ними все уроки, собирались после школы и обсуждали, что задали».
«Алло, домашние задания сделаны как раз для самостоятельного выполнения и для того, чтобы ребенок мог ошибиться и исправить ошибки!», — напоминает yasakharnaya.
За четыре дня твит набрал почти 26 тысяч лайков и более двухсот комментариев, многие из которых могут показаться до боли знакомыми.
«Вспомнила, как получила тройку по биологии (я была отличницей), так мне устроили скандал. Видимо, на нервной почве (и из-за слабого иммунитета) в очередной раз заболела, лежу с температурой, мне очень *** [плохо], все болит и заходит маман, садится около моей постели, вручает учебник по биологии и говорит: „Учи, через час приду и буду спрашивать“», — написала пользовательница с ником fueled_by_ramen.
После получения 4 в четверти по одному предмету, родители долго орали на меня. Обсуждали при мне, зачем вообще меня родили и что надо было делать аборт(и да, я второй ребёнок).
Очень рад, что у других людей более адекватные родственники.
Пользователи вспомнили, как их наказывали, ругали и били за плохие оценки (причем иногда плохой оценкой считалась даже «четверка»), а также пророчили ужасное будущее, отчисление из школы после девятого класса и работу дворника.
Многие отметили, как сильное давление со стороны родителей привело к довольно серьезным последствиям: паническим атакам, неуверенности в себе, проблемам на работе и суицидальным мыслям.
я когда узнала что у меня первый раз будет тройка в четверти в буквальном смысле хотела вскрыться и искала и спрашивала где можно купить лезвие 👍✌👍✌✌
Впрочем, были и хорошие истории. «Батец на мои тройки делал: „Тащи учебник на кухню. Будем разбираться“. И пока он готовил, я зачитывала непонятное и мы прорешивали задачи», — вспоминает spriggan1517.
Как же я боялась расстроить своих родителей двойками,потому что моих одноклассников за это сажали под домашний арест(а это было самое страшное наказание),но каждый раз мои родители говорили:ничего страшного,дело житейское,если надо, исправишь.Спасибо им за это
«Когда я получила первую двойку в пятом классе, мне было очень страшно говорить об этом родителям, и я, чуть ли не плача, после школы сказала об этом бабушке, она начала смеяться и с восторгом объявила, что надо купить торт и отпраздновать мою первую двойку аахахах», — поделилась пользовательница с ником goandfuckyrself.
Примечательно то, что истории, в которых родители положительно или хотя бы нейтрально реагируют на плохие оценки, до сих пор считаются чем-то «из области фантастики», как отметили многие комментаторы. Наказания, унижения и запугивание из-за плохих оценок до сих пор остаются негласной нормой в родительских кругах — и это очень тревожно.
Школьные оценки, которые изначально были призваны следить за успеваемостью ребенка в тех или иных областях, становятся яблоком раздора — разрушают отношения в семье, превращаются в показатели того, насколько ребенок достоин любви и принятия, и приводят к довольно опасным последствиям.
Причин тут множество — от родительского страха перед тем, что их ребенок не получит жизненно важного образования, до проблем самой системы образования, которая учит детей ориентироваться на оценки и баллы, а не на фактические знания и умение мыслить.
Что делать родителям? Искать причины, по которым принесенная из школы двойка вызывает у них такие сложные чувства, разбираться с ними, и не проецировать свой страх на ребенка — подробнее об этом можно почитать, например, здесь.
Как объяснить маме, что оценки ‒ не главное: что делать с плохими отметками, советы
На современных школьниках лежит большая ответственность. Родители постоянно твердят, что высокие отметки в школе помогут получить пропуск в лучшие вузы, а потом найти престижную работу. Как реагировать на неудачи школьника в учебе?
Можно ли наказывать ребенка за плохие оценки
Когда ребенок радует пятерками в дневнике, его хвалят и поощряют. Но не всем детям знания даются одинаково легко. Если вы привыкли ругать за плохие оценки, то можно добиться обратного эффекта. Наказывать ребёнка за двойки психологи не советуют. Опросы показывают безрезультатность метода: агрессивная реакция взрослых лишь повышает неуверенность и отвращение к учебе.
Ребенок может решить, что родителей интересуют исключительно школьные успехи. Однако любому человеку хочется быть любимым не за успехи в учебе, а просто так. Появляется риск спровоцировать развитие синдрома отличника. Избавиться от него во взрослой жизни будет проблематично.
Вместо того чтобы думать, как наказать ребенка за плохую учебу, научите его не бояться делать ошибки. Главное их исправлять. Объясните: плохая оценка – лишь повод для дальнейшего улучшения результата. Удачной аналогией будет спорт. Проигрыш или пропущенный гол – не конец, а очередной шаг к совершенствованию себя и новой победе.
Ребенок переживает из-за оценок, что делать?
Он и так чувствует себя хуже других, негативная реакция мамы только усилит ощущение собственной неполноценности. Как помочь малышу собраться и исправить положение?
Как объяснить маме, что оценки – не главное
Порой психологам приходится давать советы не родителям, а детям. Порой их слишком перегружают репетиторы, не давая передохнуть и воспринять новую информацию. Ребенок в праве попросить снизить нагрузку.
Низкие оценки всего лишь показатель того, что ребенок не успел усвоить материал. Воспринимайте их как повод разобраться и помочь ему найти оптимальный способ решения проблемы.
Оценки — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников
Все ли родители понимают, для чего их дети ходят в школу? За оценками или за знаниями? Чему учатся в первую очередь — математике и русскому языку? Или анализировать, думать, открывать новое? Возможно, родители слишком беспокоятся об успеваемости, но забывают о главном — чему на самом деле хотят научить детей.
«Наконец-то, каникулы!» — облегченно вздохнула одна мама в родительском чате. Остальные участники дружно ее поддержали. Но почему родители радуются каникулам больше детей? Потому что хотя бы на неделю можно взять передышку: не тревожиться об успеваемости, не контролировать домашние задания, не делать их вместе с ребенком.
Пока в родительских головах живет связка: «хорошая учеба = хороший вуз = успешная жизнь», переживания за успеваемость никуда не денутся. Как можно не переживать за будущее собственного ребенка?
Но чем больше родители тревожатся из-за оценок и стремятся контролировать школьника, тем меньше у него желание учиться. А чем меньше желания — тем больше переживаний. Чтобы разомкнуть этот круг, попробуйте посмотреть на учебу как на процесс, который задуман не только ради оценок. Образование, особенно школьное — это познание мира вокруг и поиск своего места в этом мире.
Какие цели вы бы поставили для своего ребенка? Составьте список этих целей, хотя бы пять-шесть. Только не нужно писать, например: «Хочу, чтобы мой ребенок окончил школу с золотой медалью». Медаль — это не цель, а средство на пути к ее достижению. И вполне возможно, что именно вашему ребенку она ни к чему. Не стоит также ставить целью отличную успеваемость, просто потому, что оценки — слишком субъективный фактор и не всегда оценивают именно знания.
К каким ориентирам стоит идти? Например, можно написать: «Хочу воспитать своего ребенка самостоятельным», «Хочу, чтобы он научился думать и анализировать», «Хочу, чтобы он не боялся осваивать новое».
Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения
Теперь посмотрите, что вы можете сделать, чтобы достичь этих целей? Например, поддерживать ребенка в его порывах сделать все самому. Не вмешиваться в процесс выполнения домашнего задания, даже если кажется, что он сделает все не так. Обсуждать (именно обсуждать!) спокойным тоном причину плохой оценки. Не зацикливаться на его неудачах.
После того, как цели и пути их достижения прописаны, подумайте — а насколько вы сами этого достигли? Насколько вы самостоятельны в принятии решений? Умеете ли анализировать информацию? С какими чувствами беретесь за выполнение новых задач? Оцените себя по каждому написанному пункту в процентах и подумайте — чего не хватило именно вам, чтобы стать такими?
Или же наоборот — что вам помогло такими стать? Список не нужно обсуждать с ребенком. Пусть он останется вашим ориентиром в тех ситуациях, когда вы не будете знать, как поступить. Список поможет помнить о главном — для чего вы поступаете так, а не иначе.
Школьная пора — замечательное время, когда можно заложить не только знания физики и математики, но и полезные навыки и умения. Именно последние помогут найти свое место в жизни и стать успешным. А физику можно и забыть после вручения аттестата.