Как подчеркнуть потому что в предложении
Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)
Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Как подчеркиваются части речи?
Всего получено оценок: 619.
Всего получено оценок: 619.
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим примеры с существительным.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? Чей? Который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени?
Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Как подчёркивается местоимение в предложении в русском языке?
Местоимение подчёркивается определённой линией в зависимости от того, каким членом предложения оно является.
В тексте, чтобы избежать повтора одних и тех же слов, широко используются местоимения, которые, как известно, могут заменять собой слова разных частей речи:
Заменяя слова других частей речи, местоимение может быть любым членом предложения, и тогда оно подчёркивается определенной линией в соответствии с его синтаксической ролью.
Местоимение — подлежащее
Определить местоимение в роли подлежащего не составит труда. Подлежащим чаще всего являются личные местоимения, хотя могут употребляться местоимения других разрядов. Местоимение-подлежащее заменяет собой существительное, имеет форму именительного падежа единственного или множественного числа и отвечает на вопросы: кто? что?
Подъезжая к деревне какого-либо помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую тёмную деревянную церковь (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мы в деревне стараемся привести свои руки в такое положение, чтоб удобно было ими работать; для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава (Лев Толстой. Анна Каренина).
Местоимение, выполняющее роль подлежащего, подчёркивается одной прямой линией.
Местоимение — сказуемое
В роли этого главного члена предложения местоимение используется, если находится после подлежащего, причем, как правило, в сообщении нет глагола-сказуемого, и отвечает на вопрос: что говорится о предмете?
Сказуемое-местоимение подчёркивается двумя параллельными прямыми линиями.
Как подчёркивается местоимение-определение
Местоимение в качестве определения только указывает на признак предмета, конкретно не называя его, и отвечает на вопросы: какой? чей?
В роли согласованного определения выступают определительные, указательные, притяжательные и др. местоимения, которые подчёркиваются волнистой линией.
У него была своя собственная цель (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Этот домик с примыкающим к нему палисадником находился в черной, запущенной части парка со старой полукруглою аллеей въезда (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Особую трудность вызывают несогласованные определения, которые выражаются притяжательными местоимениями «его», «её», «их». Их отличительной особенностью является то, что они поясняют в предложении имена существительные.
Каморка (чья?) его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила больше на шкаф, чем на квартиру (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).
Вдруг лицо (чьё?) её исказилось от ужаса (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Взъерошенная шерсть (чья?) их заиндевела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на шкуре (Джек Лондон. Белый Клык).
Местоимение в роли дополнения
Просто я хочу показать (кому?) вам свою квартиру (Борис Пастернак. Доктор Живаго).
Я спрашиваю (кого?) его (о чём?) о чём-то ненужном на суде (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Тогда он открыл (кому?) ей тайну, (за что?) за которую всякий из вас дорого бы дал (А. С. Пушкин. Пиковая Дама).
Местоимение «за которую», являющееся дополнением в зависимой части сложноподчинённого предложения, является союзным словом.
Местоимение в роли обстоятельства
Местоимение в роли обстоятельства в предложении принадлежит к синтаксической группе сказуемого. От сказуемого задаем обстоятельственный вопрос к местоимению или, чаще, к лексически неделимому словосочетанию, содержащему в своем составе местоимение. Обстоятельство подчёркивается линией «штрих-точка-штрих-точка» ( ), например:
По улице в это время проходил учитель танцев (Ю. Олеша. Три толстяка).
Проходил (когда?) в это время.
Сижу (где?) у себя, то есть дома.
Проплакал (как долго?) весь день.
Как подчеркнуть имя прилагательное в предложении
Затяжные дожди размыли дорогу. Дожди были затяжные – дорогу размыло.
Два предложения, в которых говорится об одном и том же: те же слова, смысл одинаковый. Почему же прилагательные (далее ИП) в предложениях подчеркиваются по-разному, как определить, когда каким членом предложения (далее ЧП) они являются?
Какие бывают члены предложения
Изучая части речи, знакомятся с ролью слов в предложении, запоминают, как подчеркивается имя прилагательное, существительное, глаголы в зависимости от синтаксической роли. Ведь все самостоятельные части речи обязательно несут синтаксическую нагрузку, являясь главными или второстепенными ЧП.
В примере два прилагательных подчеркнуты волнистой линией. Это два определения – второстепенные ЧП, отвечают на местоименный вопрос КАКОЙ? (мальчишка), КАКУЮ? (улицу).
Синтаксическая роль прилагательного
Предложение с определениями, выраженными ИП, не вызовет вопросов или сомнений. Потому что это обычная синтаксическая роль слов, обозначающих признак. Поэтому прилагательные привычней подчеркивать как определения – волнистой чертой.
Но это не единственная функция ИП, которое бывает главным ЧП. Чтобы не пропустить имя прилагательное в роли сказуемого, обращают внимание на форму, положение слова в контексте.
Полная форма
Рассмотрим для сравнения примеры:
В первом – констатация факта: речь о зиме, а она суровая. Во втором акцент не на зиме (и так понятно, что не лето), а на ее качестве – суровая. Полное ИП в постпозиции по отношению к подлежащему обычно подчеркивается двумя прямыми чертами, потому что выполняет роль сказуемого, если нет другого полноценного сказуемого:
В первом примере говорится, что рябина указывала путь – ИП здесь лишь второстепенные ЧП. Второй пример – ИП входит в сказуемое, так как в предложении нет другого полноценного сказуемого, а прилагательное стоит после подлежащего.
В таких предложениях сказуемое – составное именное. Состоит из глагола-связки (был, стал, казался) и ИП, в котором заключен смысл, основное значение сказуемого. Глагол-связка вписывается в текст, где действие происходит в прошедшем или будущем времени, а в наст. времени связка нулевая:
Краткая форма
ИП в краткой форме, где бы по отношению к подлежащему ни стояло, всегда входит в составное именное сказуемое. Другой синтаксической роли у краткого ИП не бывает.
Как подчеркнуть прилагательное
Познакомившись со степенями сравнения, ученики узнают, что есть еще одна форма ИП, которая всегда подчеркивается двойной прямой чертой. Это простая составная степень сравнения:
Но такие ИП легко перепутать с наречием, если не задать вопрос:
Как подчеркнуть глагол с частицей не
Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)
Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Частица – что это за часть речи, что про нее надо знать и как правильно подчеркивать частицы в предложениях
Служебная часть речи. Вносит в предложение «оттенки смысла».
Частица – это одна из трех служебных частей речи. Две другие: предлог и союз. Частицы нужны для того, чтобы дополнить смысл предложения, внести «оттенки» смысла. Давайте разберемся, как это происходит.
Зачем нужны частицы
Они привносят дополнительный смысл. Сравните: «Я сказал, чтобы ты был дома в десять!» – «Я же сказал, чтобы ты был дома в десять!». Частица «же» внесла в предложение какой-то оттенок раздражения. Человек как будто хочет сказать: «Ты что, глупый?! Ты меня не услышал?!»
Другой пример. «На улице очень холодно» – «На улице не очень холодно». Отрицание, которое выражено частицей «не» помогло говорящему точнее передать свою мысль. Получается как бы три возможных варианта: не очень холодно – холодно – очень холодно. Говорящий посчитал, что ему подойдет первый – то есть «холодно», но все-таки терпимо.
С помощью частиц можно задавать вопросы: «Ты ли это?». А еще можно задать вопрос и вместе с ним выразить какое-то чувство, например, отчаяние: «Неужели мы никогда больше не вернемся» – человек спрашивает как будто самого себя, сам не может поверить, что пути назад нет.
Частицы могут использоваться для образования форм слова. Например, чтобы получить глагол в сослагательном наклонении, мы используем частицу «бы»: «Я бы учился на пятерки … [при таком-то условии]».
Три признака частицы
Эти признаки характерны для всех служебных слов.
Как найти частицу в предложении
Это можно сделать методом «исключения». Сначала вы исключите все самостоятельные слова, к которым можно задать вопрос. Потом у вас останутся служебные – предлоги, союзы и частицы.
Предлог всегда будет относиться к существительному и употребляться в вопросе к нему. Даже если он стоит не рядом с существительным: «песня (про что?) про храброго зайца». Предлог нельзя «выбросить» из предложения, потому что получится бессмыслица или совсем другое значение «песня храброго зайца» (то есть уже не про него, а его песня, которую он сам поет), «иду школу», «купил магазине» и так далее.
Союзы будут соединять слова или предложения. Смотрите: рисую и читаю; корабли и капитаны; «Подул ветер и мы укрылись в пещере».
А частицы ничего не соединяют, в вопросах к существительным не употребляются. Их почти всегда можно выбросить из предложения без потери смысла: «Ты же человек» – «Ты человек», «Пойдешь ли ты гулять со мной?» – «Ты пойдешь гулять со мной?».
А вообще, лучше гуглить
Если вы плохо знаете морфологию, то лучше гуглите непонятные слова. Например «либо – какая часть речи», «же – какая часть речи». Так вы быстрее будете их запоминать.
И еще. Слова могут быть разными частями речи в зависимости от контекста. Поэтому не доверяйте быстрым ответам Гугла и Яндекса, открывайте целиком сайты и смотрите объяснение, почему слово относится к той или иной части речи.
Разряды частиц
Их не надо учить, но они помогают запомнить сами частицы. Вот вам разряды с примерами, частицы я в каждом примере выделю полужирным.
Как подчеркивать частицы в предложении
Поскольку они не являются членами предложения, их подчеркивать не надо. Но в школьной практике бывает иначе. Некоторые учителя говорят, что надо подчеркивать вместе с тем словом, к которому частица относится. Например: «Я не рассказал друзьям о происшедшем» – частица «не» относится к сказуемому «рассказал», поэтому подчеркивается вместе с ним двойной линией.
Некоторые учителя велят выделять служебные слова, например, в треугольник. Я думаю, что это более рационально, помогает ребенку «видеть» служебные части речи в предложении.
Уточните у своего учителя, как подчеркивать предлоги, союзы и частицы и подчеркивайте так, как он/она скажет.
Полезные материалы по теме
Прокрутите чуть ниже – вы увидите форму для комментариев. Там можно написать вопросы по теме, если они у вас есть. Я отвечаю на все вопросы.
Покритиковать статью там тоже можно.
Вот подборка курсов по русскому языку. В них есть несколько бесплатных материалов и книг для скачивания. Все разделено по классам, выберите свой класс по содержанию и посмотрите материал. Может, подберете что-то хорошее.