Как показать ребенку что мама главная
Как показать ребенку что мама главная
Из моих троих детей больше всего на меня похож сын Костя. Наша главная общая черта — договороспособность. У Кости развит эмоциональный интеллект, он думает о том, как другие отреагируют на его слова или поступки, подмечает детали. Например, всегда заметит мою новую стрижку или костюм. Он помогает мне с младшим, четырехлетним Микой, больше, чем дочь. Мне нравится, что он планирует свою жизнь и траты. Думает, не пойти ли ему учиться в частную школу, так как возможностей там больше. На День матери подарил мне открытку и конфеты, предварительно узнав у бабушки, какие я люблю. Хотелось бы, чтобы Костя научился быть чуть более твердым по жизни и умел отстаивать личные границы спокойно, не психуя.
Всячески стараюсь увеличить время в офлайне — и детей, и свое. За компьютером сижу только в офисе, а так — с телефона. Я пыталась ограничивать детей в пользовании телефоном и планшетом, но безуспешно. Несколько лет назад Костя, маленький хакер, научился обходить ограничение экранного времени и заходил в игры с помощью SMS. Вообще, наши дети технологически подкованнее нас: если я чего-то не понимаю, всегда прошу помощи у Кости.
Еще пару лет назад Костю нельзя было оттащить от компьютера: он играл в «стрелялки», стратегии, мечтал стать киберспортсменом. Это плохо сказалось на его учебе. Сейчас он не играет — надоело. Надеюсь, надолго. Оценки сразу улучшились. Костя вернулся к собиранию лего и начал заниматься паркуром — я это одобряю, в его возрасте была такой же активной и занималась всем подряд.
Я доверяю Косте, не отслеживаю геолокацию, потому что всегда знаю, где он. Радуюсь, когда он выходит погулять или едет к другу с ночевкой. Стараюсь меньше запрещать и больше объяснять, давать выбор, когда это возможно. У меня в детстве была абсолютная свобода, поэтому и я стараюсь не давить на детей.
Моя мама — однозначно пример для меня. О будущей профессии я особо не думал, но, наверное, как и она, буду заниматься бизнесом. Мама очень активная и добрая, на работе иногда бывает строгой, но с нами — нет. В выходные она бегает в парке, даже в минусовую температуру. Иногда берет нас с собой.
Я люблю спорт и, думаю, в этом похож на маму. Занимаюсь паркуром — узнал об этом виде спорта от одноклассников и решил попробовать. Еще люблю собирать лего: два года не собирал, но недавно опять начал. А еще у нас с мамой одинаковые предпочтения в еде, и мы оба любим собак (моя сестра, например, больше любит кошек).
Гаджетами пользуюсь лет с пяти. Сначала играл на старом планшете, а в семь лет у меня появился первый смартфон. Еще есть компьютер и приставка, но в нее больше играет сестра. Сейчас я чаще пользуюсь телефоном: пишу сообщения в Whatsapp, смотрю видео в TikTok и на YouTube. Когда-то у меня был свой аккаунт в TikTok с 4000 подписчиками, но его без объяснения причин заблокировали, так что теперь я сижу в приложении без аккаунта. Но вообще, в соцсетях бываю редко — в дороге или когда совсем нечего делать. Мама запрещает мне долго сидеть в телефоне и компьютере, говорит, что я испорчу зрение и стану хуже учиться. Но я долго и не сижу — это раньше было, а сейчас мне скучно. Мама тоже сидит в телефоне, но в основном по работе, и я бы не сказал, что постоянно.
Мой сын полностью оправдывает свое имя: Григорий в переводе с греческого — «бодрствующий». Гриша — очень энергичный, стремительный и эмоциональный ребенок. Кажется, в этом мы с ним похожи.
В этом году Гриша пошел в первый класс. Он видит, что все его одноклассники сидят в телефонах, поэтому просит подарить ему свой на день рождения. Да и я не представляю свою жизнь без смартфона. Когда несколько лет назад сенсорный экран в телефоне неожиданно перестал реагировать, я впала в панику, ведь осталась без связи с внешним миром. Мои рабочие чаты, почта, Zoom — в телефоне. Без навигатора, который предупреждал меня о камерах на дороге, было очень сложно. Я активно пользуюсь банковскими приложениями, оплачиваю коммуналку онлайн — это реально экономит время. Смотрю расписание уроков в специальном приложении. Даже машину я завожу удаленно с помощью смартфона — это очень удобно, особенно зимой: садишься в уже прогретый автомобиль. В общем, без телефона сейчас никуда. И сын это тоже видит. Я понимаю, что рано или поздно придется купить ему смартфон, но стараюсь оттянуть этот момент.
Но мне нужно оставаться с ребенком на связи, поэтому наш выход — умные часы. Я могу отслеживать геолокацию сына. Гриша в случае необходимости может мне позвонить или написать. Часами легко пользоваться, они безопасны, так как доступ к связи есть только у списка контактов. То есть никто посторонний ребенку позвонить или написать не сможет.
У ровесников моего сына сейчас популярна игра Brawl Stars. Они ее постоянно обсуждают. Мы с мужем решили пойти на компромисс и скачали игру на мой старый планшет. Вообще-то я была против игр, но муж сказал, что от этого не убежать. Мы обошлись малой кровью: Гриша может играть только по выходным, не больше получаса в день. Я стараюсь своим примером показывать сыну, что не стоит постоянно сидеть в гаджетах: в музее или на концертах я убираю телефон, а когда заканчивается рабочий день, я включаю авиарежим, чтобы звонки и сообщения меня не отвлекали.
Когда купим сыну смартфон, я обязательно установлю родительский контроль: поставлю ограничения по времени, буду следить, какие приложения Гриша устанавливает, и удалять их при необходимости. Но обязательно объясню, почему я это делаю. До средней школы я точно буду его контролировать.
Гриша говорит, что он устает от частых путешествий. Я бы в его возрасте так уставала! Мы постоянно проводим отпуск вместе. На ковидные каникулы были в Турции. Гриша боится, что и на Новый год мы опять куда-то поедем. Но в следующий раз я планирую отдохнуть одна.
Мне кажется, я строгая мать. В моем детстве точно было меньше запретов. Мы были более самостоятельные: одни ходили в школу или оставались дома на долгое время, а ведь раньше не было мобильных, и мы не могли оперативно позвонить родителям. Сейчас я не представляю, как отпускать Гришу одного в школу и оставлять дома одного надолго.
Я хожу в первый класс, занимаюсь плаванием и мечтаю стать тренером. Мне нравится, как мой тренер всеми руководит — я тоже так хочу. Люблю играть в шахматы и шашки, иногда в лото. В шахматы научился играть в школе, сначала мне не нравилось, а потом очень даже. С папой играю в карты. Еще я люблю рисовать, хожу в художку. Недавно нарисовал малыша Йоду, но вообще «Звездные войны» не люблю.
Мама добрая, но многое мне запрещает. Я против этого. А еще мне не нравится, что мама постоянно сидит в телефоне. Целый день! Мне кажется, она иногда там сидит просто так, а не из-за работы. А мне не разрешает. Я очень хочу телефон на день рождения, только не кнопочный. Пока у меня только умные часы, и по выходным мне разрешают играть в Brawl Stars на планшете.
Во многих случаях детские часы, предназначенные для контроля родителями, имеют слабую защиту и могут быть легко взломаны. К такому выводу пришли специалисты компании Dr.Web, проанализировав несколько популярных устройств ценой в несколько десятков долларов. Безопасность — первый аргумент для родителей в пользу детских смарт-часов, поэтому не стоит пренебрегать уровнем защиты при выборе гаджета. Созданная компанией Huawei модель WATCH KIDS 4 Pro может служить примером такого подхода.
Эти смарт–часы обеспечивают вполне «взрослый» уровень безопасности, соответствуют принятому в ЕС Общему регламенту защиты персональных данных (GDPR).
Среди полезных для родителей функций в часы встроен сервис «Безопасная зона», позволяющий устанавливать границы, в которых ребенок может находиться. Если вдруг он окажется в другой зоне, родителям сразу придет уведомление на телефон. Также устройство оснащено кнопкой SOS (чтобы избежать негативной ассоциации у детей, она названа FUN), которая по нажатию отправляет фотографию местоположения ребенка в режиме реального времени. А чтобы ребенок ненароком не вытащил симку, слот для карты защищен винтиком, который не снять без специальной отвертки.
Моему сыну Артему девять лет, он учится в третьем классе. Он рассудительный не по годам. С ним можно говорить об устройстве мира, обсуждать современную музыку и кино, смеяться и дурачиться, ходить в театр, парк и в гости, делать поделки, рисовать скетчи, играть в настолки. Он всегда открыт новому. Но больше всего он любит гаджеты: смартфон, ноутбук, планшет — все, где есть выход в интернет. Мне кажется, сейчас дети знакомятся с гаджетами чуть ли не в утробе матери и с малых лет умеют запускать игры и выходить в сеть. Артем обожает блогеров и TikTok, играет в Minecraft, слушает музыку и аудиокниги, может, например, сделать оригами по ролику на YouTube.
В детстве я мечтала стать учителем начальных классов, а сын хочет стать блогером. В детстве мы хотим быть похожими на людей, которыми восхищаемся. Для меня это был мой первый учитель, а для Артема пару лет назад — Влад А4, а сейчас Эдик. Сын считает, что школа — пустая трата времени. Каждый будний день я уговариваю его сесть за уроки и объясняю, для чего же нужна эта неинтересная школа (Боже, дай нам Диму Зицера в каждый класс!).
В выходные мы заняты домашними делами, долгими прогулками, походами в гости, в кино и театр. Лучший отдых для нас — уехать за город, а лучше — на море, и обязательно чтобы были горы, солнце ирозовая турецкая акация, ракушки и. отличный Wi-Fi. Гаджеты, к сожалению, стали неотъемлемой частью жизни. Моя работа невозможна без смартфона, ноутбука, соцсетей, огромного количества медиа и телеграм-каналов. Если я выпадаю из инфополя на день, начинается паника, кажется, что я упускаю что-то очень важное. Вне работы смотрю Netflix, слушаю аудиокниги на Storytel. Не представляю, как наши родители жили без приложения Family Link: благодаря нему я знаю, где мой ребенок и что он ищет в интернете. При этом из-за постоянного пользования гаджетами, переизбытка информации развивается тревожность и прокрастинация — и у меня, и у сына. Но если я научилась справляться, то ему пока очень сложно передать этот навык.
Я желаю Артему только счастья, но мне бы не хотелось навязывать ему свои взгляды и принципы, некоторые из которых мешают мне жить комфортно (например синдром отличницы). Мне хотелось бы, чтобы он относился ко всему проще, позволял себе чего-то не делать, быть более независимым и свободным, меньше рефлексировать, не бояться менять свою жизнь, развиваться в разных сферах.
С самого его рождения я пытаюсь делать все, чтобы у нас были доверительные отношения. Артем знает, что мне можно рассказать все и что я пойму, если что-то не так, объясню, подскажу, как поступить в той или иной ситуации. Из запретов у нас только время, проводимое в гаджетах: будь его воля, он не вылезал бы из них целыми днями. Родители запрещали мне гулять с друзьями в детстве, говорили, что два часа в день — более чем достаточно, а я искренне не понимала, почему общение и игры с друзьями могут быть вредны. Что тогда, что сейчас родители как переживали за своих детей, так и переживают, как пытались что-то запрещать во благо, так и пытаются. Просто двор сменился гаджетами, живое общение — общением в сети, библиотеки — интернетом. Но люди остались теми же.
Воспитание мальчика: роль мамы в жизни сына
Родители – главные люди в жизни мальчика. С родителей начинается базовое формирование личности ребёнка. Но в этом формировании каждый из родителей играет свою роль. И мама имеет своё значение в жизни сына, в его развитии. Главная задача мамы – исполнять свою роль, развиваться самой и тем самым развивать личность сына. Нет никакого смысла пытаться посягнуть на роль отца, потому что быть для мальчика и тем, и другим невозможно, скорее сын в таком случае не получит ни того, ни другого. Каждый мальчик нуждается в маме именно для того, чтобы получить от неё то, что и должна дать женщина. Мужчина будет давать своему сыну то, что и должен получить мальчик от папы, как от мужчины.
Значение мамы в жизни ребёнка всегда оценивалось очень высоко, но часто всё ограничивается тем, что мама просто должна быть. А вот кем она должна быть в жизни сына, какую роль сыграть в его становлении? Не всегда этим вопросом задаются. При этом осознание своей роли имеет важное значение для самой мамы, потому что избавляет от очень многих собственных предрассудков, домыслов и давления со стороны общества, окружающих людей и порой даже близких родственников.
В чём же истинная роль мамы в воспитании сына, что может дать мама своему сыну, какое место должна занимать в его воспитании, развитии и формировании мужественности, на что делать упор в своём подходе?
Я записала видео, в котором рассказала о том, что считаю главным секретом воспитания сыновей для мам. Кому интересно развиваться в этой теме, видео можно получить здесь. http://mammablog.ru/wppage/glavnyj-sekret-vospitaniya-synovej-dlya-mam2/
Дальше читайте, в чём главная роль мамы в жизни сына и что она может ему дать, чтобы вырастить мужчину.
1. Самое первое и самое важное – это любовь.
Материнская любовь – это основа основ. Мальчик в первую очередь должен чувствовать себя любимым, желанным. Именно мама способна дать не просто любовь, а безусловную любовь. Именно такой и должна быть мамина любовь. Отцы, как правило, уже с рождения ждут каких-то будущих успехов от своих детей, планируют за своих сыновей, кем они будут: футболистами, боксёрами, крутыми парнями, и т. д. Каждый папа видит своего сына уже с рождения, исходя из собственных желаний, нереализованных стремлений, внутренних убеждений. Мама любит просто своего ребёнка: не футболиста, не отличника, не спортсмена. Но часто случается так, что это внутреннее ощущение безусловной любви пропадает куда-то, когда беззащитный комочек начинает взрослеть и всё больше обретать способности выражать своё мнение, буйствовать порой, требовать самостоятельности. Зачастую и мамы начинают предъявлять определённые ожидания к своему сыну. Для сына же очень важно, чтобы эта безусловная любовь оставалась на протяжении многих лет связующим звеном между мамой и сыном. Именно с маминой безусловной любви у мальчика начинает формироваться внутреннее чувство спокойствия, уверенности в себе, позитивного отношения к себе и миру. Именно с маминой безусловной любви у мальчика формируется безусловное принятие себя. Сначала просто как человека, потом и как человека мужского пола, как мужчины.
Чувство привязанности между родителями и детьми – очень важная и нужная сила, которая поддерживает внутренний стержень мальчика. В отсутствие этой самой привязанности мальчик начинает искать другие привязанности и авторитеты. В семьях, где уделяют большое внимание привязанности, активному совместному времяпровождению, близким и доверительным отношениям между членами семьи, мальчики более успешны и не попадают в плохие компании. Под дурное влияние попадают мальчики, лишённые привязанности к родителям. И это задача родителей позаботиться о формировании и поддержании привязанности. Сама по себе привязанность может легко потерять свою силу в отношении к одному человеку, и возрасти по отношению к другому. Если родители нисколько не заботятся о поддержании чувства привязанности, то именно так и происходит с их мальчиками, которые начинают искать себе авторитеты среди других людей.
Мама играет первичную роль в формировании привязанности. Просто потому, что она изначально теснее связана с ребёнком. Она 9 месяцев носит малыша под сердцем, кормит его грудью, носит на руках, обеспечивает все потребности новорожденного малыша, разговаривает с ним, заботится, ласкает. Одним словом инстинктивно делает всё то, что способствует формированию тесной и крепкой связи между родителем и ребёнком. Эта привязанность питает мальчика, питает его внутренний мир, его потребность быть признанным, чувствовать себя значимым, удовлетворяет очень важную человеческую потребность – быть социальным. Эта связь с родителями является очень мощной силой, которая удерживает мальчика внутри духовных, культурных границ, закладывает основу семейным ценностям, заботе о близких.
И начинается привязанность с мамы. Папы, во-первых, изначально гораздо меньше времени проводят со своими новорожденными малышами, во-вторых, они не наделены той силой инстинкта, какой свойственен матерям. Но привязанность к папе тоже очень важна. Вот поэтому мама и является тем самым связующим мостиком, изначально соединяющим мальчика с отцом уже с первых дней его жизни. Или не является. Потому что не знает этого, интуиция молчит, чувство собственничества перехлёстывает и т. д. Бывает, по-разному. И тогда мальчик лишается очень важной привязанности к отцу. И неизвестно, впоследствии мужчина сможет ли самостоятельно захотеть и суметь наладить эту связь с сыном. Сколько таких семей, в которых у мальчика с отцом складываются неприязненные или в лучшем случае отстранённые равнодушные отношения.
Поэтому очень важно маме помочь наладить связь сына с отцом, постоянно подталкивать отца к заботе о сыне, а не лишать его возможности ухаживать за младенцем, не отстранять его от ответственности за уход за малышом с первых дней его жизни.
3. Мама формирует отношение сына к папе
Поскольку мамы первые годы полностью посвящают своим детям, тогда как папы, как правило, работают, и проводят в семье очень мало времени: вечерами, да по выходным. Мальчик большую часть своего времени проводит с мамой, общается с ней, привыкает к ней, узнаёт её. А вот папу многие сыновья начинают узнавать значительно позже. Кому-то это счастье выпадает годам к трём, кому-то после 6-ти или ещё позже. И о своём папе мальчики узнают по большей части не из непосредственного общения и контакты с отцами, а перенимают от мамы. Как мама ведёт себя по отношению к папе? Общается ли с ребёнком о папе или не упоминает его до его прихода? Находит ли мама место для папы в жизни своей и ребёнка, даже когда папы нет дома? Всё это играет немаловажную роль в том, каким видит своего папу мальчик, как начинает к нему относится.
Например, пока папа где-то работает и находится в отлучке, мама может жаловаться на папу, выражать недовольство, проявлять негативное отношение. А может, и не вспоминать вовсе, будто если нет человека, и не вспоминаем о нём. А может часто говорить о папе, рассказывать, где он, чем занимается в это время, как старается ради своей семьи, что приготовят для папы на ужин, чтобы порадовать его, о чём расскажут, когда папа вернётся, что ему покажут, о чём попросят папу. Ещё мама может часто ориентировать мальчика на папу: «Пойдём сделаем зарядку, чтобы стать таким же сильным, как папа», «Кушай хорошо, вырастешь большой, как папа». Одним словом хвалить папу и ставить его в пример, способствуя формированию отцовского авторитета.
4. Мама способствует формированию отношения сына к мужчинам, как к полу, и отношения к самому себе, как представителю мужского пола.
Для формирования у мальчика на подсознательном уровне позитивного отношения к своему полу и к самому себе, очень важно, чтобы мама относилась к мужчинам уважительно, была позитивно настроена, и не испытывала внутренних обид и озлобленности на весь род мужской. Мы можем даже не замечать, насколько сильно наше женское отношение к мужчинам откладывается на психологии наших сыновей. Ведь это проявляется не явно. Это проявляется впоследствии в таких выплывающих психологических проблемах подрастающего мальчика, как непринятие себя. Мальчики могут часто избегать ответственности, испытывать внутренне чувство недовольства собой, терять уверенность в себе, целеустремлённость, неохотно проявляют свои мужские качества, становятся безынициативными и нерешительными.
К тому же мама может любить, заботиться, проявлять трепетное отношение к мальчику, пока он младенец. Но если она находится в состоянии внутреннего конфликта с мужским полом, то мама не сможет сохранить такое же позитивное отношение к сыну, когда он начнёт взрослеть и всё больше мужать. Так или иначе, он будет становиться всё больше мужчиной, к которым мама, как женщина, Испытывает неприязнь. Эту же неприязнь или неуважение она будет переносить и на сына.
Поэтому очень важно для мамы иметь позитивное отношение к мужчинам, уважать мужчин, признавать их мужские качества и достоинства, и избавляться от обид, если они когда-то поселились в душе.
5. Создание внутренней атмосферы в семье для формирования мужественности у мальчика.
Как известно – мужчины – это строители внешней среды, мамы – строители внутренней среды. Папа пор своей мужской природе ответственен за создание внешних благоприятных условий для семьи. Одна из главных ролей мужчины в семье – это обеспечивать благополучие, папа создаёт также внешний образ семьи, т. е. несёт лицо семьи в общество. Мама же по своей внутренней природе ответственна за создание внутреннего благополучия семьи: уют тепло, любовь.
Чтобы мужчина мог вырасти и расцвести, ему, как и цветку, необходимы благоприятные условия. Не просто почва, на которой вырастет абы что и абы как, а ухоженная, сдобренная почва. Ведь согласитесь, очень трудно мальчику вырасти в семье, где все грызутся, где мама равнодушно встречает папу, где не налажены доверительные отношения, где не чувствуется тепло, где мама несёт на себе все семейные проблемы. А ведь всё это создаёт в первую очередь женщина.
Папы очень часто при наших современных условиях и потребностях оказываются загружены как раз таки внешним обустройством, и у них просто порой не хватает сил и времени даже задуматься о том, что можно сделать для внутреннего благополучия семьи. Очень важно женщине создать все условия для того, чтобы и папе приятно было находиться с семьёй, проводить время. Иногда приходится даже подталкивать пап к общению и активному времяпровождению с детьми. Бывает, приходится подталкивать мужей к взятию ответственных семейных дел на себя. А то ведь бывает, как взвалит женщина на себя весь груз семейных дел и решения всех проблем, и несёт на себе, как ломовая лошадь. И это точно не способствует развитию гармоничной атмосферы в семье.
Если мама умеет наладить такую обстановку, при которой папа, как мужчина, в семье сохраняет авторитет, роль главы семьи, защиты и опоры, мама, как женщина, олицетворяет заботу, тепло, уют, праздник, то у мальчика формируется здоровая модель взаимоотношений в семье, при которой мужчина – это мужчина, женщина – это женщина. Нет подмен ролей, нет почвы для дисгармоничного развития мужского Я. Есть здоровая семейная атмосфера, принятие собственных ролей и отличная почва для растущего мужчины развиваться в гармонии со своей внутренней природой.
6. Признание мужественности сына с позиции женщины
Для каждой любящей мамы даже её повзрослевшие сыновья – по-прежнему её дети. Даже если эти дети уже предпенсионного возраста Это нормально, это любовь Но вот другой вопрос, перенесём ли мы то, что у нас в душе, фактически на взаимоотношения с сыном, отразиться ли это на нашем подходе к нему, на нашем восприятии его, как мужчины.
И вот здесь-то как раз нельзя допустить, чтобы наша материнская любовь захлестнула нас с головой и начала управлять разумом и искренними желаниями сделать сына счастливым. Счастливым не по нашему видению, а по его стремлению.
Ведь как часто бывает, мама настолько вживается в роль мамы – опекающей, заботящейся, удовлетворяющей все нужды, предугадывая желания ребёнка, что просто забывает, что в первую очередь она женщина. И растёт рядом с ней не просто ребёнок, не просто мальчик, а мужчина.
Что это значит? Это значит, что с каждым годом он взрослеет и всё больше приобретает мужскую индивидуальность, это значит, что с каждым годом у него возрастает потребность чувствовать себя мужчиной и решать свои внутренние мужские задачи. Если всё это игнорировать и воспринимать своего сына как ребёнка, тогда мама часто начинает продолжать опекать не по возрасту и буквально задавливать чрезмерной заботой. Сыну не позволяют принимать какие-то решения, потому что мама лучше знает, что для сына лучше. Сыну не позволяю рисковать, испытывать себя на прочность, тренировать свою выдержку, закалять характер, потому что всё это так или иначе связано с риском ущерба для здоровья: ведь для этого нужно где-то лазить, карабкаться, сталкиваться с неприятностями, порой ввязываться в конфликты. А мама так переживает за сына, что предпочитает вынудить его вести пассивный образ жизни, быть «хорошим» мальчиком и не расстраивать маму.
Чтобы вырастить мужчину, маме нужно перейти ту границу, когда мальчика нужно непросто опекать и заботиться, как о своём ребёнке, а ещё и предоставлять ему право решать за себя, нести ответственность за свои поступки, тренировать свою волю, самодисциплину, проявлять инициативу, заботу о других членах семьи, и в первую очередь о маме. Если мама никак не хочет смириться с мужанием своего сына и неосознанно стремится подавить в нём мужское проявление, чтобы сынок по-прежнему оставался её малышом, то велика вероятность того, что ей таки удастся подавить его мужественность. И вырастет несамостоятельный, безынициативный, зависимый человек. Те же мамы, что сумели научиться выражать свою любовь к сыновьям не стремлением опекать, а стремлением взрастить мужественность, стремлением помочь найти себя и свою внутреннюю природу, они, конечно, смогут увидеть совсем другие результаты своих сыновей. Потому что это и есть истинное счастье для мамы – видеть своих взрослых сыновей счастливыми и успешными мужчинами.
7. Двустороннее уважение
Казалось бы, что может быть естественнее, чем создать уважительные отношения с обеих сторон: со стороны мамы к сыну, и со стороны сына к маме. Но часто бывает так, что происходят сдвиги либо в одну сторону, либо в другую. К примеру, мама может поставить себя в довольно авторитарную позицию, когда сына обязуют уважать и почитать свою маму, прислушиваться к ней, понимать, что мама плохого не посоветует и делает всё для сына, для его счастья. При этом сама мама не совсем представляет себе, в чём же должно проявляться уважение у сына, потому что таким подходом она просто лишает своего сына уважения. Уважение к ребёнку – это значит не накрывать его тотальным контролем, а давать разумную свободу, это значит – не требовать уважения, а заслуживать его, не навязывать свой авторитет, а опять-таки заслужить его, не решать постоянно за сына, а давать как можно больше возможности принимать решения, там где есть в этом потребность у мальчика.
А бывает и наоборот, мама так любит сына, стремится всё ему дать, что забывает о всяком уважении к себе, позволяет расти потребителю, который не учится заботиться о женщине, о братьях, сёстрах, других членах семьи, который не развивает чувство ответственности, а лишь потребляет всё то, что с такой жертвенностью и самозабвением отдаёт ему мама. Она уверена, что должна своему ребёнку: должна позаботиться о его будущем, о его благополучии его безопасности, его желаниях, дать ему лучшее. Часто так ведут себя мамы, которые сами в детстве были лишены поддержки со стороны родителей. И недостаток этой поддержки и уважения, они с излишним рвением пытаются компенсировать у своих сыновей. Само собой ни к чему хорошему это не приведёт. Потому что вырастет эгоист, потребитель, человек, стремящийся удовлетворять только свои желания и прихоти и совершенно не способный о ком-то заботиться и нести за кого-то ответственность.
Поэтому тут очень важно сохранять баланс: уважение должно быть обоюдным и не навязанным. Помните, что это одновременно уважение между мамой и сыном и уважение между мужчиной и женщиной. Оттого, сохраняется баланс или происходит перекос в одну сторону, зависит отношения мальчика вообще с женщинами и с самим собой. Очень трудно создать счастливую и гармоничную семью мужчине, который либо не научился уважать женщину, либо не имеет уважения к себе. А так же чем дальше, тем труднее маме с перекосами будет сохранять добрые отношения с сыном и взаимопонимание. А ведь нам очень хочется создать такие отношения, которые не закончатся с взрослением наших детей, а просто перейдут на новый уровень. Мы ведь не хотим терять наших сыновей, даже когда они вырастут.
Вот это и есть одни из базовых принципов любящей и заботливой мамы, которая растит сына и осознанно подходит к развитию его мужского Я. Как бы кто ни говорил о главной роли папы в жизни мальчика, но если мальчик растёт с мамой, то она играет не менее важную роль в его становлении. Просто у каждого родителя своя роль и своё значение. И маме надо знать, в чём же её роль, какое влияние она оказывает на формирования мужской личности, чтобы не совершать фатальных ошибок, чтобы осознанно растить счастливого мужчину, такого мужчину, про которого и мужчины, и женщины будут говорить: «Он настоящий мужчина».