Как показать велосипедисту что он тормозит
Как правильно тормозить на велосипеде – способы торможения
Залог безопасного катания на велосипеде – умение затормозить в нужный момент. Казалось бы, в этом нет ничего сложного. Тогда почему некоторые велосипедисты вылетают через руль? Или почему велосипед начинает заносить в процессе остановки? Как показывает жизненная практика, неправильное использование переднего и заднего тормоза, в зависимости от конкретной ситуации, приводит именно к таким последствиям. Поэтому так важно понять, когда и какой тормоз следует использовать. Кроме того, большое значение имеет их одновременная работа. Обращаем ваше внимание на то, что ведущим тормозом является передний. Поэтому, уважаемые велосипедисты, вам придется преодолеть страх полета через руль и научиться правильно тормозить на велосипеде.
Как происходит процесс торможения?
Подавляющее большинство современных велосипедов оснащены одной из следующих типов тормозной системы:
Соответственно, замедление скорости и полная остановка велосипеда будут происходить с учетом особенностей конкретного типа и элементарных законов физики. Останавливаясь на велосипеде, необходимо сбалансировать силу тяжести с учетом инерции. Современные спортивные или горные модели оснащены передним и задним тормозом. Просто заблокировать колеса – значит ускорить стирание покрышек и полностью нивелировать возможности тормозной системы. Это означает лишь то, что каждому велосипедисту, который регулярно выбирается на покатушки, нужно научиться использовать обе системы тормозов.
На сухой дороге
Эффективность торможения можно увеличить, если использовать оба тормоза на грани блокировки колес. При ней торможение происходит за счет стирания покрышек об асфальт, а специально созданная для этого система велосипеда ничего не делает.
Повторяем пройденный материал: снижать скорость велосипеда в стандартных ситуациях нужно с помощью переднего тормоза. Большинство велосипедистов боятся его использовать, поскольку считают, что могут отправиться в короткий, но захватывающий полет через руль. Чтобы исключить такую вероятность, нужно переместить массу тела на педали и удерживать такое положение до полной остановки велосипеда.
На мокрой дороге
Катание на горном велосипеде под дождем – не самое лучшее занятие. Но бывает, что и прокатиться по лужам приходится не по своей вине. В данной ситуации не лишним будет знать, как затормозить на скоростном велосипеде. На мокром асфальте сцепление шин с поверхностью значительно меньше. Самое опасный момент – это начало дождя, когда вода еще не успела смыть всю дорожную пыль, в результате чего образовывается весьма скользкая субстанция. Это нужно учитывать при выборе скорости и маневрировании. Имейте в виду, что мокрая тормозная система становится менее эффективной.
Чтобы снизить скорость и полностью остановиться, необходимо задействовать дисковые тормоза. Торможение по возможности нужно планировать заранее: для этого следует несколькими короткими нажатиями просушить колодки (это поможет вернуть им нужные свойства).
Важно! В сырую погоду сцепление шин с асфальтом крайне ненадежное. Используя передний тормоз, можно не рассчитать усилие, в результате чего колесо заблокируется. Поэтому замедление скорости и остановку на мокрой поверхности лучше начинать с заднего тормоза. Даже если колесо заблокируется и байк пойдет юзом, справиться с заносом можно. Чтобы эффективней тормозить, следует переместить центр тяжести своего тела с передней на заднюю ось велосипеда: так вы создадите дополнительную нагрузку на колесо, увеличив тем самым его сцепление с дорогой.
Внимание! Под дождем особенно скользкими становятся дорожная разметка и канализационные люки. По возможности старайтесь не тормозить на этих участках дороги.
На неровной поверхности
Здесь главное понять, когда именно нужно начинать торможение. Прилагать усилие на спуске с горы следует в правильно подобранный момент. Помните о том, что на переднее колесо приходится куда большая нагрузка, нежели на заднее. Использование переднего тормоза позволит вам взять ситуацию под контроль и легче управлять движением велосипеда. Кроме того, это поможет избежать заноса. Помните о том, что при чрезмерном нажатии на ручку переднего тормоза вы рискуете вылететь через руль.
Чтобы этого не случилось, перемещайте центр тяжести на заднее колесо, тем самым увеличивая его тормозную силу. Так вы сможете равномерно распределить нагрузку на обе оси велосипеда, обеспечив эффективную работу переднего и заднего тормоза.
Внимание! Если вы зажмете ручку переднего тормоза в момент, когда заднее колесо разгружено или немного оторвалось от земли, колесо заблокируется. Приземление на него чревато падением.
В процессе поворота
На поворотах пользоваться тормозами крайне нежелательно. Необходимо сбрасывать скорость еще до начала маневра. Но если уж так получилось, что скорость в вираже слишком высока, то нужно зажимать оба рычага. При торможении в повороте нужно учитывать, что оба колеса находятся в разгруженном состоянии. Чем меньше вес велосипеда и водителя, тем меньше усилий нужно прикладывать для снижения скорости в повороте.
В случае повреждения одного из колес
Прокол колеса – не такое уж и редкое явление. Продолжать движение в этом случае крайне небезопасно. Использовать тормоз поврежденного колеса нельзя – останавливаться нужно, используя тормозную систему целого. Соскочившая с обода покрышка может заблокировать колесо. Результат предсказуем: можно упасть.
На скользком покрытии
Здесь не до маневров и резких движений. Главная задача велосипедиста – удержать равновесие. Поэтому такой участок дороги желательно объехать или преодолеть его на минимальной скорости. Если затормозить все-таки нужно, лучше воспользоваться задним тормозом. Использование переднего чревато заносом. Останавливаться следует плавными и непродолжительными нажатиями на ручку.
Если вдруг заднее колесо начало уходить в занос, нужно моментально ослабить тормозное усилие и позволить ему возобновить вращение.
Торможение падением
Удивлены? Да, такой метод тоже существует. Правильно падать тоже нужно уметь. Понятно, что такой метод торможения нужно применять исключительно в экстренных ситуациях и по возможности стараться выйти из них с минимальными последствиями. Если вы понимаете, что иным образом остановить байк нельзя, планируйте боковое падение. Помните, что полет через руль чреват травмами шеи, головы и позвоночника. При соскакивании назад, когда велосипед будто выпрыгивает из-под велосипедиста, есть риск повредить копчик, спину и позвоночник. Более того, неудачное падение может привести и к летальному исходу, если сильно удариться затылком об асфальт. Поэтому падение на бок будет оптимальным вариантом.
Чтобы сделать это, нужно заблокировать заднее колесо и завалить байк в сторону, на которую вы планируете падать. Действовать и принимать решения нужно быстро. Учиться правильно тормозить на велосипеде лучше зимой, когда дорожное покрытие является идеальным плацдармом для оттачивания навыков.
Одновременное использование переднего и заднего тормоза
Пожалуй, это лучший и наиболее безопасный прием торможения. По факту, нажатие рукояток происходит не совсем одновременно: задние тормоза нужно запустить на несколько мгновений раньше передних. Сначала необходимо мягко зажать ручку заднего тормоза и через долю секунды запустить передние тормоза (на них нужно жать чуточку сильнее). Секрет заключается в плавности ваших движений.
Насколько бы неожиданной не была ситуация, паниковать и совершать резкие маневры точно не стоит. Разум велосипедиста должен всегда оставаться холодным. Ведь одно неверное движение может покалечить не только вас, но и окружающих. Поэтому есть смысл потренироваться и отточить навыки торможения. Научитесь «слушать» заднее колесо и улавливать его поведение при срабатывании тормозной системы.
Где лучше ставить передние тормоза на руле: нюансы
Велосипедисты всего мира до сих пор не могут определиться, где лучше ставить передние тормоза: слева или справа. Путаница становится еще больше из-за распространенного заблуждения, согласно которому ведущими являются задние тормоза. Казалось бы, разницы особой нет. Но в установке рукоятки есть определенные нюансы:
У нас можно встретить велосипеды с обоими вариантами установки рычагов. Как показывает жизненная практика, ведущим является все-таки передний тормоз, поэтому логичней ставить его на правую сторону. Если вы – левша, можно поставить на соответствующую сторону руля.
Рекомендации
Какая бы система тормозов не была установлена на ваш велосипед, есть некоторые общепризнанные принципы, которые нельзя оставлять без внимания:
Не оттачивать навыки торможения может только тот, кто раз в месяц садится на велосипед, чтобы совершить неспешную прогулку вечером. Всем остальным, кто регулярно катается на байке, необходимо научиться правильно использовать задние и передние тормоза.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что правильно затормозить на велосипеде с дисковыми тормозами не так сложно, если хорошо потренироваться и усвоить последовательность действий в любой ситуации. Помните, что от вашего умения останавливать велосипед в нужную минуту зависит ваша жизнь и здоровье.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Как правильно тормозить на велосипеде
Степень безопасности занятий велоспортом определяется правильностью торможения. Многие совершают множество ошибок, казалось бы, в элементарном умении остановить байк. У новичков появляется множество трудностей, также ошибки встречаются у тех, кто сменил систему торможения.
Суть процесса
Существует три разновидности тормозных систем для велосипедов: при помощи v-брейков, гидравлическая и дисковая.
Тип тормозной системы определяет ряд правил, которые требуется соблюдать в процессе остановки велосипеда. Если рассматривать торможение с точки зрения физики, то байк подвергается силе инерции и силе тяжести.
При торможении требуется уравновесить оба воздействия на райдера. Современные разновидности велосипедов имеют передний и задний тормоз.
При их правильной эксплуатации удастся эффективно и без лишнего вреда велосипеду преодолеть трудности, встречающиеся на пути. Блокировка обода окажет негативное влияние на состояние покрышек, а также исключит дополнительные возможности тормозной системы.
Чтобы своевременно остановить байк, требуется правильно задействовать тормозную систему переднего колеса, предварительно сместив центр тяжести, немного съехав с сиденья.
Задний тормоз требуется использовать при торможении на скользком дорожном покрытии или на ухабистой местности.
Постоянная эксплуатация исключительно задних тормозов является нарушением правил использования тормозной системы, вместо эффективного торможения, байк пойдет юзом, покрышки будут стерты.
Остается 2 возможности использования тормозной системы, используя передний и задний элемент одновременно, или постепенная остановка велосипеда исключительно при помощи тормоза на переднем колесе.
Одновременное торможение
Является оптимальным вариантом остановки велосипеда.
В действительности же передний тормоз начинает использоваться на несколько секунд позже. Изначально требуется плавно сжать тормозную систему на заднем колесе, после чего активировать тормоза на переднем, сжать которые требуется немного сильнее.
Секрет эффективной остановки байка заключается в плавности совершаемых действий. Вне зависимости от ситуации в резкости движений нет необходимости.
Рекомендуется заранее потренироваться и довести процесс торможения до автоматизма. Практиковаться следует на асфальтированном дорожном покрытии.
Также требуется научиться определять момента ухода заднего колеса в занос, нижние конечности гораздо лучше чувствуют велосипед в данный момент. Умение также можно довести до полного автоматизма, все решается практикой и опытом.
Торможение передним колесом
Новички в сфере велоспорта при использовании переднего тормоза опасаются перелететь через руль. Подобный вариант возможен при попытке резко остановиться, когда сила инерции перебрасывает велосипедиста.
Чтобы нивелировать данное воздействие, при торможении требуется сместить центр тяжести назад. С этой целью райдеру необходимо откинуть корпус и свесить пятую точку вниз.
При соблюдении данных правил заднее колесо даже не поднимется. Силы инерции будет недостаточно, чтобы перекинуть велосипедиста через руль.
При необходимости совершить срочную остановку во время крена, не следует придаваться панике. Требуется наклонить байк и тело в сторону заноса, визуально это должно выглядеть, как одна прямая под наклоном.
При разных направлениях велосипеда и райдера провоцируется возникновение юза или велосипедист терпит падение.
Где располагаются тормоза
Определенной договоренности, где требуется размещать передний и задний тормоз, между государствами нет. Причиной путаницы стало распространенное ошибочное мнение, что основным элементом тормозной системы является заднее колесо, а не переднее.
Существует определенная логика при установке тормозной системы байка.
На территории Российской федерации встречаются обе разновидности установки тормозных рычагов. Практика показывает, что основным является передний тормозной элемент, для него требуется больше усилий, правшам требуется установить его справа.
Общие советы
Вне зависимости от типа тормозной системы, следует соблюдать несколько общих рекомендаций, позволяющих добиться эффективного торможения и увеличить безопасность во время передвижения на велосипеде.
Соблюдение данных рекомендаций обязательно всем, за исключением тех, кто выезжает на велопрогулку раз в год в деревне. В городских условиях при высоких скоростях обязательно требуется соблюдать вышеописанные правила. Это повысит степень безопасности перемещения по дороге, предотвратит аварию.
Как нужно тормозить на велосипеде
6 минут Автор: Михаил Скворцов 2210
Залог безопасного катания – умение правильно тормозить. На первый взгляд элементарный навык торможения приобретается далеко не сразу. Особенно много сложностей возникает у тех, кто седлает «железного коня» впервые или пересаживается на велосипед с тормозной системой, отличающейся от системы предыдущего байка.
Разобраться в том, как правильно тормозить на велосипеде, поможет знакомство со всеми составляющими процесса.
Как происходит торможение
Как известно, современные велосипеды могут иметь один из трёх видов тормозов:
В зависимости от типа тормозной конструкции торможение будет осуществляться с учётом определённых правил и законов физики. Собственно, с точки зрения физики, всё просто: велосипедист подвергается воздействию двух сил:
При этом первая направлена вниз, а вторая – вперёд. Когда мы тормозим, нам надо уравновесить воздействие данных сил. Современные велобайки, как правило, оснащены передними и задними тормозными системами, позволяющими при правильном использовании грамотно преодолевать трудности пути. Простая блокировка колёс в этом случае не только стирает покрышки, но и полностью нивелирует возможности тормозов.
Для того чтобы вовремя затормозить, достаточно грамотно воспользоваться передним тормозом, переместив центр тяжести с помощью небольшого «сползания» с седла. Необходимость использования заднего тормозного устройства возникает лишь тогда, когда переднее колесо скользит на ледяном покрытии, высоко подскакивает на неровностях дороги, проколото и рискует соскочить с обода, либо когда у передней системы оторвался тросик. Во всех остальных случаях вместо того, чтобы безропотно вас послушаться, велосипед пойдёт юзом и сотрёт резину до дыр, что особенно вероятно на выбоинах или щебне.
Итак, если пользоваться одними только задними тормозами без особых на то причин – неправильно, что нам остаётся? Есть два наиболее предпочтительных варианта: одновременно тормозить передом и задом или аккуратно притормаживать одним передним тормозом.
Использование передних и задних тормозов одновременно
Такой способ торможения можно считать наиболее продуктивным. На самом деле, нажатие рукояток происходит не совсем одновременно: задние тормоза пускают в ход на несколько секунд раньше, чем передние.
Для начала нужно плавно (не резко!) надавить на задний тормоз. Затем практически сразу задействовать передние тормоза. На них нужно жать сильнее. Весь секрет – в плавности совершаемых движений. Какой бы неожиданной ни была ситуация торможения, не стоит включать панику и тормозить рывками. Лучше заранее потренироваться, доведя это умение до автоматизма в спокойной обстановке: в заасфальтированном дворе, на пустой автомобильной стоянке.
Научитесь «прислушиваться» к заднему колесу, различая момент его ухода в занос. Лучше всего это чувствуют ноги при торможении педалями. На более современных байках получить такое умение тоже можно. Всё дело в навыке, доведённом до автоматизма.
Использование переднего тормоза
Среди начинающих велосипедистов бытует мнение, что при торможении на переднем сцеплении ездок рискует перелететь через руль. Такое возможно только при очень резкой попытке остановиться, когда сила инерции перетягивает райдера вперёд.
Чтобы уравновесить нагрузку на велосипед, нужно переместиться на сиденье чуть назад, слегка свесив попу и откинув корпус. При таком распределении веса заднее колесо даже не поднимется над асфальтом, и уж тем более перелетать через голову вам не придётся.
Если предстоит срочно остановиться на повороте или во время сильного заноса, паниковать также не стоит. Необходимо одновременно наклонить велосипед и собственный корпус в сторону создавшегося крена. Вы с велосипедом визуально должны составить одну наклонную прямую.
Разнонаправленное усилие тела велосипедиста и самого байка создадут дисбаланс, из-за которого вы в лучшем случае уйдёте в юз, а в худшем потерпите крушение.
С какой стороны тормоза?
В мире до сих пор не договорились относительно того, справа или слева на руле нужно располагать переднее тормозное устройство. Путаницу усиливает распространённое заблуждение, согласно которому основными являются задние тормоза.
В нюансах установки присутствует своя логика:
В России можно встретить велосипеды с тем и другим вариантом установки рычагов. Практика показывает, что ведущим является всё-таки передний тормоз, поэтому для управления им необходимо прикладывать больше всего усилий. Исходя из этого, смотрите, как вам удобней. Если вы не левша, есть смысл поставить передний тормоз справа.
Общие рекомендации
Какой бы системой тормозов ни был оборудован ваш байк, есть несколько общих принципов грамотного торможения, которые должен запомнить каждый желающий остаться в живых:
Не принимать во внимание данные рекомендации может только тот, кто использует велосипед раз в год для неспешной прогулочной езды по сельским дорогам. Всем остальным, особенно в условиях города, где велосипед ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, остаётся тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться!
ПДД и велосипедисты
ПДД и велосипедисты
Большинство любителей двухколесного транспорта вовсе не считают себя участниками дорожного движения, поэтому и не соблюдают всем известные ПДД. А это в корне неверный подход к собственной безопасности и жизни других людей. Согласно формулировке, велосипед понимается как транспортное средство, имеющее как минимум два колеса и приводящееся в движение с помощью мускульной силы человека, управляющего данным транспортным средством. Таким образом, становится понятно, что водитель велосипеда является таким же участником движения и должен соблюдать все установленные правила.
Имейте в виду, что часть ПДД подходят только для автомобилистов: в данных пунктах обычно говорится про механическое средство передвижения (коим велосипед не является). Но когда упоминается слово “транспортное средство” или “водитель”, то будьте уверены, к вам эти пункты правил имеют самое прямое отношение.
Безопасная дистанция и интервал: от чего зависят эти показатели
Начнем с разъяснения того, что, собственно, обозначают термины «дистанция» и «интервал», и чем они отличаются. Под дистанцией следует понимать расстояние, соблюдаемое между двумя транспортными средствами (впереди/сзади идущим и движущимся за ним/впереди него) во время движения либо при остановке (стоянке). Интервал аналогично подразумевает расстояние, только сбоку от одного ТС до другого ТС.
Безопасная дистанция подразумевает соблюдение расстояния, достаточного для полной остановки автомобиля в случае экстренного торможения (без столкновения с другим ТС)
Здесь также важно обращать внимание на сзади движущийся автомобиль и учитывать это при торможении
Движение пьяным на велосипеде
Большинство велосипедистов полагает, что их движение не может повлечь какой-либо ответственности. Однако в реальности все не так.
Сегодня контролирующие органы постепенно начинают уделять больше внимания ПДД велотранспорта. По закону существует ответственность за вождение в пьяном виде, а велосипед – это и есть транспортное средство. Поэтому правила прямо запрещают ездить пьяными.
Несмотря на то что подобная статья подходит также и для велосипедистов, а сотрудники вправе привлечь таких водителей к ответственности, на практике ситуация несколько иная.
Так, для управления велосипедом не требуется наличия специальных водительских прав, за счет чего лишить их также невозможно.
Поэтому применяется статья в КоАП РФ, которая определяет уровень ответственности водителей.
Важно! Вождение скутера либо мопеда в пьяном виде полностью подпадает под применение статьи для водителей ТС и штрафные санкции по ней также правомерны.
Сигналы велосипедиста
Для безопасности на дороге велосипедисты применяют условные знаки:
Например, если велосипедист планирует остановку, то он поднимает любую руку вверх.
Садясь за руль велосипеда, водитель должен проверить его исправность, в том числе исправность тормозов, руля, звукового сигнала и проверить наличие фонарей и светоотражателей.
Посмотрите видеоматериал о правилах безопасности велосипедистов на дороге:
В статье использовано изображение с сайта www.велосипедный-ульяновск.рф
Жесты руками
Помимо световых и звуковых сигналов, на дорогах также активно используют для общения систему жестов руками
Как правило, сначала привлекая внимание коротким гудком. Среди такой жестикуляции существуют символы, значение которых не всегда понятно
10. Круг
Когда водитель рисует в воздухе круг указательным пальцем, он показывает, что у вас спущено одно из колес. Иногда вместо этого используют жест «мизер» и указывают на конкретное колесо.
11. Поднятая рука
Символ приветствия или благодарности. Таким жестом часто отвечают на предупреждения или другие сигналы соседей по потоку, используя его вместо мигания аварийкой.
13. Приложенная к груди рука
Жест извинения, который используется, когда человек в чём-то провинился или некорректно повёл себя на дороге по отношению к другим.
15. Фига
Сложенным из пальцев кукишем обычно предупреждают водителей грузовиков или больших автобусов о том, что между спаренными колесами одной из осей застрял камень. Это потенциальная опасность для идущих позади машин.
Не забывайте, что все это негласные знаки, которых нет в правилах. Они ни к чему не обязывают и всего лишь выражают пожелания. Их не обязательно использовать, а в случае неприятных ситуаций неформальные жесты не смогут послужить оправданием. За свои действия несёте ответственность только вы!
Терминология и нормативы
Нужно начинать ознакомление с правилами и знаками с общих положений, например:
Сами велосипедисты требуют к себе уважения и внимания на дорогах, но стоит понимать, что и спрос с них такой же, как и с остальных участников движения на дороге. Существуют дополнительные требования к этой группе участников, а именно: нужно правильно выбирать расстояние от обочины, опираясь на здравый смысл и, естественно, на порядок обочины. Так же и при неисправности велосипеда или травмы самого водителя, стоит знать, в каком направлении нужно двигаться, чтобы не нарушать порядок движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге.
Правила, которые вы должны знать перед выездом на дорогу на велосипеде:
Знаки особых предписаний
Где ездить желательно, не стоит, запрещено
При выборе маршрута рекомендуется выбирать дороги с низким трафиком: так езда будет более комфортной, быстрой, меньше риска попасть в ДТП или отравиться выхлопами.
Можно, но не стоит ездить по слишком широким улицам с интенсивным движением. Конечно, опытный велосипедист-дорожник проедет везде, однако, если есть более приемлемые варианты, лучше выбрать их. Также не стоит злоупотреблять ездой по трассе и дорогам с большим количеством большегрузного транспорта. Нужно помнить, что фура и велосипед – вещи несопоставимые.
Запрещено двигаться на велосипеде по скоростным магистралям с бессветофорным движением. Скорость автомобилей на таких дорогах обычно близка к 90 км/час даже в правом ряду, и скромные 25-30 км/час велика тут совершенно не к месту. Также запрещено ехать на двух колесах в тоннелях.
Проезд перекрестков и пересечение дороги
Проехать пересечение дорог в общем случае можно четырьмя способами: продолжить движение прямо, повернуть направо или налево, развернуться. Правый поворот велосипедисту разрешен на всех обычных перекрестках, так как делается с крайнего правого положения – законного места велосипедиста.
Прямо велосипедист может также свободно проехать со своего ряда, при этом он будет иметь преимущество перед поворачивающими направо. Если правая полоса идет только на поворот, то для проезда прямо нужно перестроиться в соседний ряд, предварительно уступив дорогу всем, кто не собирается перестраиваться.
Поворачивать налево и менять направление водителю велосипеда разрешено только с дорог, на которых по одной полосе в каждую сторону и отсутствуют трамвайные пути. Кстати, о трамваях: на перекрестках они имеют преимущество перед велосипедом, если для него не горит красный, он не выезжает со второстепенной дороги или из депо.
Трамвай всегда главный
Предупреждающие указания о повороте: «направо» – вытянутая рука в правую сторону, «налево» и «разворот» – вытянутая рука влево. Показывать направление поворота нужно заранее, перед маневром.
Подача сигналов при повороте – хороший тон, серьезный подход
Перекрестки разделяются не несколько типов:
Первые тип перекрестков проезжается по правилу «помеха справа». Смотрим направо и все, что движется оттуда, – пропускаем. При повороте налево на таких перекрестках необходимо пропустить всю встречку, если у нее нет своей помехи справа (слева от велосипеда).
Схема проезда «помеха справа»
Перекрестки с приоритетом – это пересечения дорог, где по правилам одни проезжают «не глядя», другие уступают. Первые движутся по главной дороге, вторые находятся на второстепенной. На главной дороге велосипед имеет преимущество, как и автомобиль
Однако нужно соблюдать осторожность, немного снизить скорость и проехать, только если, действительно, дают это сделать
Самый неприятный маневр на главной дороге – съезд налево. Здесь нужно будет предварительно пропустить всех попутных, а затем и встречных. Иногда главная дорога может менять направление: под знаком есть информационная табличка. Если такая дорога поворачивает налево, то никого пропускать не нужно. На второстепенной дороге велосипед уступает всем, кто едет по главной, если намерен проехать прямо или налево, и только будущим попутным ТС – при повороте направо.
Перекресток с приоритетом проезда
Регулируемые перекрестки – это обычно пересечение крупных улиц, где поворот налево будет запрещен. Повернуть можно двумя способами:
Поворот налево с многополосной дороги «уголком» (зеленые линии)
Прямо и направо разрешено ехать на зеленый сигнал, в том числе и мигающий. Завершать проезд перекрестка можно на желтый и даже красный. Если светофор мигает желтым или выключен, то смотрим на знаки приоритета или слезаем и переходим дорогу пешком.
Есть еще Т-образные регулируемые перекрестки. Они интересны тем, что с дороги без прямого проезда можно свернуть налево, даже если количество полос больше одной. Для этого заранее надо перейти в левый ряд и на зеленый спокойно повернуть: велосипед окажется справа от всех и не создаст помех. Не забываем подавать сигналы поворота при перестроении и перед поворотом.
Переходить дорогу с велосипедом нужно своими ногами, по пешеходному переходу. К сожалению, многие пренебрегают этим и переезжают прямо на седле. Этого делать нельзя по следующим причинам:
То же касается регулируемых переходов (без перекрестка): в правилах четко указано, что пересекать проезжую часть велосипедист обязан на правах пешехода. Уважающий себя водитель велосипеда всегда помнит, где он может, а где не должен ехать.
Это неправильный велосипедист
Роль велосипедиста на дороге
Начнём изучение правил для велосипедистов с позиционирования. Конечно, велосипедист часто едет медленно, намного медленнее 30 км/ч, по которым отсекаются некоторые участники дорожного движения. Велосипедист не защищён кузовом или дугами безопасности. Велосипедисту сложно показать поворотник или посмотреть в зеркало перед проездом перекрёстка.
Тем не менее, велосипед и его водитель обладают абсолютно теми же правами, о чём многие почему-то забывают, такими же обязанностями, что и водители автомобилей или мотоциклов. В ПДД для велосипедистов предусмотрен всего один небольшой пункт дополнительных ограничений, который мы рассмотрим чуть позже.
Термины
Разберём основные термины, которыми оперируют авторы ПДД. Описания сокращены для того, чтобы не помрачать рассудок читателя казённым языком законов.Велосипед – транспортное средство с, как минимум, двумя колёсами, приводимое в движение мускульной энергией, которое, к тому же, может иметь электромотор.Водитель – человек, упрваляющий транспортным средством. Т.е. велосипедист – это, точно, водитель. При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.
Права и обязанности
Как становится ясно из терминологии, велосипедист может быстро изменить свой статус на дороге, если поведет велосипед около себя. При этом на велосипеде он становится водителем транспортного средства, принимая все права и обязанности оного, а пешком – пешеходом (за единственным исключением движения вдоль трассы).
Примечания[править]
Велосипедисту запрещается, в частности, управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, пользоваться во время движения мобильными телефонами и другие запреты (ПДД 2.7).
Водитель Механического ТС обязан:
Урок 22Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов
Правила вождения велосипедов и мопедов
Правила вождения велосипедов и мопедов
Выезжать на дороги на велосипеде можно с 14 лет, а на мопеде — с 16 лет. Перед выездом надо отрегулировать положение седла и руля по высоте.
Внимание! Запрещается выезжать на дороги при неисправных тормозах и рулевом управлении, а в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости — при неисправных или отсутствующих фарах и задних габаритных огнях.
Движение на велосипедах и мопедах разрешается не на всех дорогах. Нельзя двигаться по автомагистралям и по дорогам, предназначенным для движения только автомобилей, автобусов и мотоциклов.
Запрещено также движение в тех местах, где установлены дорожные знаки «Опасность», «Движение запрещено», «Въезд запрещён», «Движение на велосипедах запрещено».
Велосипедисты и водители мопедов могут двигаться только по крайней правой полосе проезжей части дороги в один ряд и как можно правее. Перед началом движения, выполнением поворота или разворота, остановкой необходимо убедиться, что это не создаст помех другим водителям и пешеходам.
Прежде чем выполнять левый поворот или разворот, надо заранее занять крайнее левое положение на проезжей части. Следует учитывать, что поворачивать налево и разворачиваться велосипедистам и водителям мопедов можно только на дорогах, имеющих не более одной полосы для движения в данном направлении и без трамвайных путей. Кроме того, нельзя выполнять разворот в тех местах, где это запрещено Правилами дорожного движения.
Сигнал, подаваемый велосипедистом перед выполнением левого поворота (разворота)
Для выполнения поворота направо следует продолжать движение по правому краю проезжей части.
Сигнал, подаваемый велосипедистом перед выполнением правого поворота
Перед совершением поворота или разворота надо заблаговременно подать предупредительный сигнал. Сигналу левого поворота и разворота соответствует вытянутая в сторону левая рука или правая рука, тоже вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом.
Сигнал правого поворота означает вытянутая в сторону правая рука или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом.
Перед торможением велосипедист (водитель мопеда) тоже подаёт предупредительный сигнал, поднимая вверх левую или правую руку.
Сигнал, подаваемый велосипедистом перед торможением
Следующая страница Водителям велосипедов и мопедов запрещается
Требования к техническому состоянию велосипеда
Любое транспортное средство, выезжающее на дорогу, должно быть технически исправным. Это самое первое правило всех водителей.
Водителю – велосипедисту положено каждый раз перед выездом проверить состояние шин, оценить исправность тормозной системы и звукового сигнала, убедиться в том, что крепление руля и сиденья надёжны.
А также необходимо следить за наличием и исправностью светового оборудования:
Современные велосипеды могут быть технически оснащены электрическим двигателем до 0,25 кВт, и даже автоматическим выключателем двигателя при наборе скорости 25 км/ч и более. Такие транспортные средства допускаются к движению и приравниваются к обычному «велику».
Запреты для велосипедистов
Правила на дороге действуют для всех участников дорожного движения, в том числе и велосипедистов. В правилах дорожного движения есть запреты, которые не должны нарушать велосипедисты, такие как:
Штрафы
Велосипед, как и другие участники движения, двигаясь по дорогам общего пользования, является транспортным средством. Однако, административный кодекс вычеркивает их из списка классических ТС.
Поэтому для них применяется другая статья КоАП 12.29, регламентирующая ответственность и штрафы за нарушение действующих ПДД.
Так, санкция за несоблюдение любых правил движения влечет за собой штраф — 800 рублей. При этом сумма штрафа за движения в пьяном состоянии составляет уже порядка 1500 рублей.
Стоит заметить, что любые правонарушения велосипедиста фиксируются на видео аналогично нарушениям обычных водителей автомобилей.
Сегодня практика регулирования соблюдения ПДД данным видом транспорта еще не отлажена.
Поэтому зачастую многие велосипедисты ездят, как им этого захочется.
Единственное, что сегодня контролируется — это их движение по автомагистралям, где всегда находятся сотрудники ДПС и при необходимости могут остановить транспортное средство в случае нарушения и выписать штраф.
Сигналы регулировщика для пешехода
Сигналов регулировщика в ПДД всего 3, однако они имеют разное значение для разных участников дорожного движения:
Сигналы регулировщика для трамваев в этой статье рассматривать не будем, а вот о пешеходах и транспортных средствах поговорим подробнее.
Итак, если Вы увидели на перекрестке регулировщика, то первое, что Вам нужно определить, — это кем Вы являетесь: пешеходом или водителем транспортного средства (например, автомобиля или ). После этого по жестам регулировщика нужно определить, можно ли Вам двигаться.
В пункте 6.10 ПДД расписаны все сигналы регулировщика в порядке их следования, однако на практике более удобным является другой подход. После того, как Вы увидели регулировщика, Вам нужно в первую очередь понять, при каких его жестах разрешено движение именно Вам, не ориентируясь на других участников дорожного движения. При соответствующем жесте Вы сможете продолжить движение.
Рассмотрим жесты регулировщика для пешеходов. Замечу, что на перекрестке пешеход может оказаться лишь в двух возможных ситуациях:
Пусть пешеходу из примера необходимо перейти проезжую часть по красной стрелке. Пешеход может переходить дорогу в следующих ситуациях:
На левой картинке руки регулировщика вытянуты в стороны и пешеход может двигаться по красной стрелке
Обратите внимание, что в данном случае траектория пешехода пересекается с траекториями автомобилей, поворачивающих направо, однако автомобили должны уступить дорогу пешеходу. Кроме того, регулировщик с вытянутыми в стороны руками может стоять к нам не только лицом, но и спиной
Движение в этом случае также будет разрешено.
Движение по синей стрелке на первой картинке запрещено.
Рассмотрим правую картинку. На ней регулировщик расположен спиной к нам и его правая рука вытянута вперед. В данном случае также можно переходить дорогу по красной стрелке и нельзя по синей.
Обратите внимание, что если регулировщик стоит лицом к нам и его рука вытянута вперед, то движение пешехода по красной стрелке запрещено. Итак, приближаясь к перекрестку пешеход должен ожидать следующих сигналов регулировщика:
Итак, приближаясь к перекрестку пешеход должен ожидать следующих сигналов регулировщика:
1. Руки вытянуты в стороны. Одна рука показывает направление, с которого пришел пешеход, а другая — направление, по которому пешеход собирается продолжить свой путь.
2. Рука регулировщика вытянута вперед. Он стоит спиной к дороге, которую пешеход собирается пересечь.
Обратите внимание, что если рука регулировщика вытянута вверх, движение пешеходов запрещено. Однако поскольку на практике пешеходы в основной массе не знают сигналов регулировщика, сотрудники ГИБДД предпочитают сначала остановить транспортный поток подняв вверх правую руку, а затем жестами показать пешеходам, что они могут идти
Это не запрещено правилами.
Замечу, что за переход проезжей части на неправильный сигнал регулировщика на пешехода может быть наложен административный штраф, который будет рассмотрен позже.
Дорожные знаки для велосипедистов: велосипедная дорожка
Самый главный знак для водителей велосипедов мы уже рассмотрели. Он является запрещающим. Но существует и еще один знак: он обозначает велосипедную дорожку, по которой можно свободно передвигаться водителям двухколесного транспорта.
Обычно данный знак ставится в начале специально выделенной асфальтированной полосы, довольно часто на нее наносят разметку в виде изображения велосипеда. Но имейте в виду, что разметка без специального знака не является обозначением велосипедной дорожки. Такая полоса относится к основному дорожному полотну, по которому могут двигаться и автомобилисты.
Сам знак выглядит, как синий круг, на фоне которого изображен белый велосипед. Согласно ПДД, водители двухколесного транспорта в первую очередь должны передвигаться по велосипедным дорожкам, и только в случае их отсутствия – по обочинам или дорожному полотну.