Как полюбить классическую литературу с чего начать
Классическая литература: что дает ее чтение, с чего начать знакомство с ней, как ее полюбить
Классическая литература вызывает у людей разные эмоции. Кому-то она надоела еще со школы и бесконечного «списка книг для чтения летом», кому-то пришлось столкнуться с ней и в университете.
К сожалению, учебные программы часто составлены так, что в них попадают далеко не самые интересные произведения, поэтому учащиеся приходят к выводу, что классика — скучна и бесполезна.
На самом деле это далеко не так. Мы научим, как полюбить классическую литературу, расскажем, какую пользу она приносит и порекомендуем список интересных книг.
Если хотите регулярно получать больше полезных советов и мотивирующих статей, присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу.
Что мне дает классическая литература?
Есть люди, которые читают классику ради удовольствия: их привлекает эпоха ХІХ или первой половины ХХ столетия, нравятся яркие герои, трагичные судьбы.
Но есть и другие ответы на вопрос «почему полезно читать классическую литературу?». Классические произведения литературы:
Как полюбить классическую литературу?
Есть проверенные способы чтобы «наладить отношения» с классикой. Для лучшего эффекта их применяют в комплексе.
Объединяйте литературу и историю
Классические книги часто кажутся скучными потому, что читатель плохо представляет себе время и условия, в которых жили персонажи. Если вы предварительно изучите главные исторические сведения об эпохе, то лучше поймете поступки героев и их мотивацию.
Это поможет и изучению самой истории: исторические факты лучше усваиваются, если воспринимать их через призму интересного персонажа.
Знакомьтесь с другими сферами искусства
Чтобы лучше проникнуться ощущением эпохи, обратите внимание на ее культурные компоненты.
После этого вы лучше поймете смысл книги, сможете наглядно представить героев и условия их жизни.
Смотрите экранизации
Часто интерес к произведению вызывает снятый по нему фильм. Посмотрев его, вы поймете, насколько интересен сюжет книги и персонажи. После этого, прочтя оригинал, сравните его с кинофильмом.
В книгах герои раскрываются более полно, в сюжете больше линий и важных деталей, так что сравнение часто оказывается не в пользу киноленты.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Книги можно закачать на смартфон, так вы сможете читать чаще
Лучшие книги классической литературы
Предлагаем список альтернативных книг от знаменитых авторов. Они не успели надоесть в школе, поэтому знакомство с классикой лучше начать именно с этих произведений.
Русская классическая литература
1. А. С. Пушкин «Повести Белкина»
Небольшие по объему рассказы отличаются динамичным сюжетом и яркими героями. Мотивация персонажей гораздо проще, чем в «Евгении Онегине», поэтому их поступки кажутся логичными и понятными.
2. Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
Роман о сложных отношениях нескольких семей читается гораздо легче, чем знаменитая «Война и мир».
3. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Семейная сага, в которой нашлось место даже загадочному убийству. Моральных вопросов автор поднимает не меньше, чем в «Преступлении и наказании», но детективная интрига делает чтение интереснее.
4. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
Здесь, в отличие от известных «Отцов и детей» нет никакого нигилизма и острого конфликта поколений. Это, в первую очередь, роман о чувствах: любви, уважении, честности, принципиальности, ответственности.
5. А. Н. Островский «Бесприданница»
История главной героини этой пьесы не менее трагична, чем Катерины из «Грозы». В то же время «Бесприданница» наполнена множеством событий: здесь кипят страсти, а любовь борется с желанием спокойной обеспеченной жизни.
Зарубежная классика
1. У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Вместо сложных и объемных романов Ч. Диккенса можно прочесть посвященную той же эпохе «Ярмарку тщеславия». Ее сюжет более динамичный, в нем больше интриг и любовных линий.
2. Ш. Бронте «Джен Эйр»
В отличие от своей предшественницы, Дж. Остин, Ш. Бронте уделяет внимание не только чувствам и переживаниям героинь, но и размышляет о положении женщине в обществе, что делает произведение более ярким.
3. Г. Джеймс «Женский потрет»
Не слишком известный в нашей стране, но на западе писатель пользуется заслуженной популярностью. В его книгах психологический реализм соединен с мистическими нотками, а герои совершают непредсказуемые поступки.
4. Э. Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой»
Одна из самых жизнерадостных книг писателей «потерянного поколения», поэтому начинать знакомство с их творчеством лучше именно с нее.
5. Дж. Оруэлл «Скотный двор»
Относится к современной классической литературе. Как и «1984», «Скотный двор» посвящен тоталитарному обществу. Но читать его гораздо проще, т. к. действие происходит не в непонятном будущем, а на обычной ферме.
А если вы слишком увлеклись классической литературой и забыли про учебу, не беда. Ведь есть студенческий сервис, специалисты которого готовы всегда прийти на помощь и решить все учебные проблемы.
«Я вас любил»: 7 советов, как полюбить русскую классику
«Я вам пишу, чего же боле. »
Решила открыть для себя загадочный и многогранный мир русской классической литературы, почерпнуть мудрости из книг, подготовиться к ЕГЭ или просто блеснуть знаниями перед учителем и близкими? Так или иначе, многострадальная, но великая русская литература несомненно заслуживает внимания!
Правильно настройся
Наверняка тебе неоднократно приходилось слышать о том, что русская классика — это скучно и занудно. Но ведь половина людей, которые так говорят, даже не читала эти произведения! А другая половина была просто неправильно настроена. Мы давно стали жертвой этих россказней, которые правдивы так же, как и то, что в России по улицам ходят медведи с балалайками.
Так вот, забудь весь этот бред и просто поверь в то, что русская литература — это действительно интересно и увлекательно! Только представь, как с головой окунешься в этот загадочный мир, а потом будешь козырять своими знаниями перед учителями и друзьями!
Изучай интересные факты про авторов
«Безумцы всех умней», — говорил папа Алисе в фильме Тима Бертона «Алиса в стране чудес». И наши писатели — не исключение. Причем безумцы они как в хорошем, так и в плохом смыслах. Об их причудах только книги писать да фильмы снимать!
К примеру, ты знала, что Пушкин умудрился проиграть в карты неопубликованную часть «Евгения Онегина»? К счастью, до конца вечера он успел отыграться.
А та самая жена Толстого, которая переписывала «Войну и мир» несколько раз, регулярно терпела от мужа унижения. В первую же брачную ночь, прежде чем приступить к делу, Лев Николаевич заставил девушку прочитать его дневник о былых подвигах на интимном фронте!
Ну а на десерт оставим Гоголя, который страшно любил вязание и кулинарию, что было очень необычно для мужчины в те времена.
Создай атмосферу
Возможно, в твоей домашней библиотеке где-то завалялся томик «Войны и мира». Пыльный старый, потрепанный. И каким бы богатым ни было содержание, держать такую книгу в руках не всегда приятно. Так что не пожалей денег и купи новое издание.
Чистые, свежие, вкусно пахнущие страницы, яркая обложка… Ничто не вдохновляет на чтение лучше этого! А еще не забудь прикупить красивую закладку и прикольный карандаш, чтобы подчеркивать умные мысли и делать пометки.
Кстати, да, здесь речь идет именно о работе с бумажной книгой, электронная будет довольно непрактичной в этом плане. К тому же как можно читать произведения русских классиков с электронного девайса, если сами классики писали их для тебя от руки или на печатной машинке? И первыми ценителями их книг были те, кто читал их в бумажном виде. А нам нужно полное погружение! Можешь еще свечки зажечь на время чтения, если захочешь 🙂
Впусти классику в свою жизнь
Чуть подробнее о полном погружении. Наверняка в твоей комнате висит постер с твоим любимым актером или певцом, а если нет, то ты точно видела нечто подобное у своих друзей или в кино. Так чем же хуже старые добрые русские писатели?
Можно развесить портреты классиков по стенам — купить или просто распечатать. Причем это необязательно должны быть те же надоевшие изображения, что украшают кабинет литературы и смотрят на тебя со страниц учебников — в интернете можно найти более привлекательные и интересные портреты писателей. Еще можно заказать футболку с лицом Есенина, распечатать из интернета смешные картинки на эту тему и украсить ими свои тетрадки.
То есть сделать все, чтобы убедить свой мозг в том, что ты действительно фанатеешь от русской классической литературы!
Делай пометки в книге
Особенно если ты готовишься к ЕГЭ или ОГЭ. Выделяй места в книге, где описываются портреты героев, интерьеры, а также подчеркивай интересные цитаты (их, кстати, можно будет использовать не только в сочинениях, но и постить себе на стену). Это действительно очень полезно и приятно — в процессе будешь чувствовать себя эдаким важным умным профессором. Проверено!
Не забывай про стихи
В перерывах между прозой можно (и даже нужно) учить стихи. Стихи — отличный способ выразить свои чувства и справиться с переживаниями, а также еще один повод влюбиться в русскую классику. Литература очень богата лирическими произведениями самых разных сортов, так что ты точно сможешь найти себе стих по душе. Тебе и скучно, и грустно, и вообще все плохо? Тогда тебе подойдет Лермонтов! Все достало и бесит — Маяковский, хорошее настроение — Пушкин, интеллектуальный глубокомысленный настрой — Пастернак и так далее. Выбор огромный!
Как полюбить читать классику? Совет подростка
Анастасия Казанцева
Более 80% подростков не любят читать. Особенно ребятам не нравится классика. Неужели для подростков все потеряно? Совсем нет! Я знаю, как полюбить читать классику и расскажу вам об этом.
Почему классика так бесит?
Причин несколько. Во-первых, родители часто критикуют выбор книг: «Детективы? Фентези? Других дел что ли нет, лучше бы классику почитала, Пушкина, например!» Такие слова отбивают всякое желание попробовать читать классику.
Во-вторых, школьная программа по литературе тоже очень влияет на интерес к чтению. Главный минус школьной программы по литературе в том, что на уроках изучается классика и только классика. Дети не могут выбрать почитать что-то более современное, например, Гарри Поттера, в котором освещено не меньше проблем, чем в классике. Подростки не могут выбрать почитать то, что им действительно интересно. У них вообще нет выбора, им просто приходится читать книги вроде «Муму» Тургенева. Вы видели школьника, который был бы в восторге после того, как прочитал этот рассказ?
Я сама не так давно полюбила классическую литературу, хотя читать любила всегда. Поэтому здесь поделюсь своим личным опытом и советами, которые мне помогли. Я расскажу о том, как же полюбить читать классику, если в школе вам напрочь отбили любовь к ней, и вы морщитесь при одном лишь упоминании Пушкина, Тургенева и других писателей. Как же полюбить классику?
Пойми героев!
Прежде всего нужно понять, что классическая литература была написана совсем для другого времени. Тогда не было гонки за продуктивностью, люди не думали о том, как успеть все и так далее. Поэтому литературу того времени читали медленно, вдумчиво, не торопясь.
Вдумчивое чтение не всем подходит, например, я быстро читаю и привыкла к этому с детства. Пришлось находить решение этой проблемы. Как вариант, можно слушать аудиокниги, но многим этот формат не удобен. Поэтому еще можно тренировать концентрацию и внимание, если есть трудности с этим (а они есть почти у всех современных подростков – уже доказаны существенные различия в восприятии информации современными детьми и их родителями).
Многие не любят классику из-за того, что им трудно понять поступки героев, смысл каких-то моментов. И это нормально, потому что мы не жили в те времена. Но что тогда делать?
Лично мне очень помогают читать классику вебинары и критические статьи по произведениям. Анализы книг можно найти на многих сайтах, вот лишь парочка моих любимых:
Не стоит прочитывать книгу и сразу забывать о ней после прочтения. Часто автор мог спрятать какие-то отсылки в произведении, важные детали. Возможно, что вы даже не обратили внимание на главную идею или проблему книги. Во время просмотра вебинара или прочтения статьи вы будете понимать, что многие моменты даже не заметили. И не считайте подробный разбор книг чем-то нудным и скучным, просто попробуйте.
Бесконечные страдания… Ну сколько можно?
На тему страданий в русской классической литературе уже сделана тысяча мемов. Это, конечно, забавно, но не помогает полюбить читать классику. Знакомо? Причин много, но я расскажу о некоторых.
Иногда это зависит от литературного направления, в котором была написана книга, например, все вы знаете повесть «Бедная Лиза», где главная героиня влюбляется в Эраста, а после его предательства страдает и заканчивает жизнь самоубийством. Как я уже сказала, все это из-за литературного направления. В сентиментализме чувства были важнее разума, поэтому Лиза думает, что либо Эраст, либо никто.
Другая причина – философия русских писателей, особенно XIX века. Рассказывая о несчастных или потерянных людях, писатель обращал внимание на жизненные проблемы, заставлял читателей увидеть что-то новое, понять причины каких-либо поступков, изучить мировоззрение человека и так далее. Например, Ф.М. Достоевский писал: «Страдание – единственная причина сознания». За «устаревшими» героями и жанрами можно увидеть самые актуальные проблемы!
Что почитать из классики? Мои любимые книги
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Думаю, что многие из вас, когда начинали читать книгу, явно не думали о том, что там будет главный герой, который будет разъезжать по поместьям и скупать крестьян.
Итак, сюжет известен всем. Чичиков разработал план по тому, как разбогатеть. Он решил начать скупать «мертвые души», потом с помощью залога этих крестьян он должен был получить деньги за них и разбогатеть. Все законно, не придраться. Так вот, для осуществления своего замысла Чичиков начинает знакомиться с помещиками, а после знакомства аккуратно пытаться купить у них те самые «мертвые души». Однако, его план в итоге проваливается.
Сам замысел книги тоже интересный, ведь изначально должно было быть 3 тома. В первом томе были показаны недостатки и пороки русского общества. Во втором и третьем томе герои должны были встать на путь исправления. В конце трилогии перед нами были бы совершенно новые герои и новая Русь без пороков и недостатков. Второй том Гоголь сжег, но не просто из-за того, что рукопись ему не понравилась, а потому что понял, что люди не меняются. Долгое время он жил за границей, а когда вернулся в Россию обратно, писатель увидел, что за время его отъезда ничего не изменилось и понял, что пишет утопию, чего он не хотел.
Мне очень понравилось, как автор показывал пороки общества, как раскрывал характер каждого помещика. В книге много деталей, которые не каждый заметит с первого прочтения.
2) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Эта книга для меня оказалась достаточно трудна в понимании, особенно из-за Ершалаимских глав, поэтому пришлось перечитывать роман несколько раз. Не знаю, у многих ли возникли трудности с прочтением книги, потому что говорят, что книга читается легко.
Немного о сюжете. Эту книгу достаточно трудно пересказывать, но я попробую. В Москву приезжает иностранный профессор Воланд со своей свитой. После их появления в городе начинается череда мистических событий. Воланд хочет увидеть истинное лицо жителей Москвы, обличить их пороки, что у него с легкостью получается.
Это произведение мне очень понравилось из-за отсылок и количества деталей. Почти у каждого героя есть какой-то прототип. Например, считается, что Маргарита – это прообраз третьей жены Булгакова. Также многие исследователи думают, что прототип Рюхина – Маяковский, с которым у писателя часто были конфликты. Вот какую характеристику Булгаков дал герою в книге: «…и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу».
В книге безумно много деталей, поэтому даже если вы читали книгу, то советую вам изучить ее поподробнее.
3) «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Главный герой Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается обратно в Москву. Окружение отвергает и не принимает его взгляды. Фамусовское общество отрицает важность образования, книг, считает главным чин и состояние человека. Чацкий считает иначе и пытается доказать свою точку зрению, но окружение его не слушает. Отвергнутый обществом, герой снова покидает Москву.
Все хотя бы один раз слышали афоризмы оттуда, например, знаменитая фраза из монолога Чацкого: «А судьи кто?» Эта книга зацепила меня тем, что А.С. Грибоедов совмещает в ней сразу три литературных направления, что было в новинку в те времена, а также автор очень хорошо освещает проблемы общества, например, подражание всему иностранному, необразованность.
Надеюсь, что эта статья поможет вам полюбить читать классику! Если вам понравилась моя статья, вы можете прочитать другую мою статью о том, как полюбить читать 🙂
Нескучная классика: как увлечь подростков литературой
Анна Ножкина
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Каждый учитель-словесник хотя бы раз слышал от своих учеников такие фразы: «Да зачем нам эти старые книги?», «Я лучше ленту новостей почитаю», «Я прочитал, потому что меня мама заставила». Как изменить отношение подростков к литературе? Вместе с филологом и педагогом Анной Ножкиной разбираем новые идеи и анализируем лучшие практики.
«Старье» или классика?
Школьная программа по литературе — вещь консервативная. Она меняется довольно редко, а некоторые тексты, которые входят в «золотой фонд» русской классики — произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других «столпов» русской литературы — включили в обязательный список для чтения еще в 1921 году. Прошло больше 100 лет, а на школьных уроках литературы изучают все тех же авторов.
Вот и новый ФГОС по литературе в очередной раз подтвердил, что серьезных перемен пока ждать не стоит.
«Текстов очень много — больше, чем можно осмысленно прочитать, и в основном это XIX век: крестьянские дети, незнакомые современным школьникам реалии», — так отзывается о новой программе Председатель Гильдии словесников Антон Скулачев.
Современные произведения зарубежных и российских авторов, написанные для детей, в программе почти не представлены. Получается, что учителям и школьникам приходится работать с материалом, зачастую далеким от проблем современных подростков. Как показывает практика, для большинства учеников Обломовы, Чацкие, Гриневы и Чичиковы — не более, чем вымышленные кем-то, «картонные» персонажи со сложным набором непонятных жизненных установок, в которые даже не хочется вникать. А это значит, что учителю нужно искать компромисс и попытаться связать прошлое с настоящим, обучение с жизнью.
Один из подходов, которые практикуют предметники на уроках литературы, — это поиск способов «оживить» созданные классиками характеры и актуализировать их в современных реалиях. Вот несколько удачных примеров.
1. Сделайте учеников соавторами
Предложите ученикам стать соавторами книги, додумать мысли героев, а при открытом финале — закончить произведение.
Например, при чтении «Дубровского» А.С. Пушкина в шестом классе предложите мальчикам написать письмо от лица Владимира Дубровского Марье Троекуровой, а девочкам — от лица Марьи — Владимиру. Используйте необычные бланки или шаблоны, например сердечки: в этом возрасте подобный подход обрадует школьников.
Вы удивитесь, насколько трогательные письма могут написать дети, и как тонко они чувствуют героев.
2. Читайте новости
С помощью современных новостей демонстрируйте, что произведения классики актуальны и в наши дни.
Например, несколько лет назад в прессе была распространена новость о том, как участников масленичного гуляния угощали блинами прямо с больших лопат. Это событие прекрасно соотносится с фрагментом из «Войны и мира», где Петя Ростов стал свидетелем сцены, как император бросал толпе куски бисквита, думая, что совершает благодеяние.
Прочитав детям вслух любую новость, соотносящуюся с произведением, спросите: «Как вы думаете, почему я это сейчас прочитал(а)?». Вероятнее всего, ваши ученики с восхищением воскликнут, что в современном мире происходит то же самое, что и в произведении XIX века.
Чтобы зафиксировать эту мысль, в качестве домашнего задания предложите ребятам найти в Интернете аналогичные новости. Теперь подростки сами смогут доказать, что классическая литература актуальна и поныне.
К тому же, использование новостей на уроках литературы учит школьников не только внимательно читать книги, но и более широко смотреть на новостную повестку и анализировать информацию через культурный контекст — а это необходимый в наши дни навык.
3. Используйте мемы
Мемы — это тоже текст. Подростки, которые активно пользуются соцсетями, сталкиваются с ними ежедневно, а многие сами их создают. Если проанализировать ту или иную картинку или предложить в качестве одного из заданий создать мем, вы значительно улучшите свои взаимоотношения с подростками.
Например, этот мем к гоголевскому «Ревизору» не только заставит учеников улыбнуться, но и поможет лучше запомнить содержание произведения.
Продемонстрировав в классе такую шуточную анкету Пьера Безухова на сайте знакомств Tinder, можно задать и серьезный вопрос по содержанию «Войны и мира» — например, как именно происходил «активный поиск смысла жизни» у Пьера?
А этот мем точно повысит градус доверия между педагогом и учениками, когда вы попросите их перечислить основные сюжетные линии этого романа Л.Н. Толстого.
4. Практикуйте погружение
Попробуйте поближе познакомить своих учеников с тем миром, в котором живут герои классической литературы: бытом, реалиями, историческим контекстом.
Посетите с детьми музейную экспозицию, где представлены вещи того исторического периода, почитайте им вслух газетные заметки или объявления (среди них встречаются довольно занятные экземпляры), которые печатались в год публикации литературного произведения. Можно предложить ученикам поучаствовать в небольшой театральной постановке, разыграв отрывок из пьесы или диалог из прозы.
Или последуйте примеру педагога Надежды Колодиной: в рамках ее онлайн-марафона «Литературное Рождество», который проводился в Instagram, участники готовили блюдо из литературного произведения и выкладывали фотографию результатов.
Помните, что важнее воспитать у подростков привычку к чтению, а не заставить запомнить сюжеты всех классических произведений. Если ученики поймут, что классическая литература, на первый взгляд скучная, может быть увлекательной и даже полезной, то перестанут воспринимать чтение как повинность, и начнут относиться к урокам литературы с большим энтузиазмом.
С чего начать читать классику
Классические произведения изучаются в школе, но нередко учащиеся не понимают или попросту не хотят читать огромные книжки. Но с возрастом приходит осознание того, что классика играет большую роль в нашей жизни. В классической литературе раскрываются проблемы, которые будут актуальными во все времена — любовь, расставания, война, семейные отношения. Помимо всего прочего, литература тесно связана с историей и открывает новые взгляды на исторические события.
Читать классическую литературу непросто. В основном проблемы связаны с тем, что в произведениях используется уже устаревшая лексика. Чтобы классическая литература была понятна, а ее чтение приносило удовольствие, упражняться нужно регулярно. Здесь как в спорте: чтобы поднять большой вес, нужна практика и тренировки. Необходимо постепенно и логически продвигаться от более легкой литературы до сложной и многотомной.
Как начать читать классику?
Во-первых, определитесь с жанром, который вам близок, познакомьтесь с существующими направлениями в литературе — классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом, модернизмом, постмодерном. Каждое направление имеет свои особенности и специфику. Подумайте, что вам интересно: отправиться в историю Отечественной войны Толстого или погрузиться в мир мистики Гоголя?
Во-вторых, определитесь с хронологией. Вы можете отправиться как в мир князя Игоря, так и порассуждать об актуальных проблемах вместе с современными авторами. Помните, что школьная программа — это лишь верхушка классической литературы, причем верхушка только русской классики. К слову, школьные программы не меняются уже десятки лет, и хотя туда включены многие хорошие классические произведения, многие из них остаются непонятыми учениками из года в год. Отойти от школьной программы — значит найти для себя что-то новое, поэтому не бойтесь начинать с менее известных произведений.
В-третьих, определите для себя, сколько времени вы готовы посвятить чтению. Советуем на чтение выделять хотя бы час в день. Помните, что книгу нужно читать регулярно. Если вы прочтете сегодня одну главу, а вторую только через 3 месяца, то вы просто-напросто забудете обо всем прочитанном и потеряете интерес к произведению, и еще у вас не сложится целостная картина.
И последний совет: читайте книги, читайте обязательно! Не бросайте читать книги, не останавливайтесь после первого не понарвившегося вам произведения. Уверены, вы найдете себе что-то по душе. Но если вы не знаете, с чего начать читать классику, предлагаем вам десятку лучших произведений русской литературы.
Десятка лучших классических произведений русской литературы
Необходимо начинать с более простых рассказов. При этом вы можете читать классику не только отечественного происхождения, это могут быть и произведения зарубежных писателей. Попробуйте начать с этих 10 классических произведений, которые легко читаются, их можно найти в любой библиотеке, они подойдут для любой возрастной группы, точно не оставят вас равнодушными, а некоторые из них даже не отнимут много вашего времени (что в целом классике не свойственно, к сожалению).