Как понять что человек биологическое
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Биологический возраст: что это и как его определить
Люди стареют с разной скоростью, и теперь это научный факт. Исследователи из университета Дьюка (США) наблюдали за группой добровольцев и выяснили: процессы старения их организмов протекают с неодинаковой интенсивностью. Как вычислить свой биологический возраст, а главное – зачем?
Биологический возраст человека – что это такое?
Биологический возраст организма отражает его состояние, показывая скорость метаболических процессов. К примеру, тело может быть на 10-20 лет старше или моложе своего «паспортного» возраста. Даже два человека, родившиеся в один день, могут выглядеть совершенно по-разному и иметь заметно отличающиеся физические возможности. Также это касается памяти и интеллектуальных способностей, которые могут стареть «не по годам» быстро.
Во многом это зависит от генетики и образа жизни человека. Так, у тех, кто регулярно занимается спортом и имеет хорошую мышечную массу, метаболический возраст обычно ниже фактического.
Но при негативных факторах организм изнашивается гораздо быстрее. Например, старение ускоряют:
Все это может «расшатать» важные обменные процессы и сделать человека старше изнутри. Однако биологический возраст поддается коррекции. Антивозрастная медицина как раз занимается тем, что «притормаживает» старение организма и поворачивает его вспять.
Зачем рассчитывать биологический возраст
Чтобы рассчитать метаболический возраст, обычно оценивается состояние важнейших функций организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, неврологической, почечной и мышечной.
Для этого предлагаются различные тесты и методы. По данным американского исследования 2018 года, самыми показательными являются физиологические измерения:
Для максимально объективных выводов подобные тесты дополняются лабораторными анализами.
Что дает определение биологического возраста?
Если он больше реального, это повышает риск возникновения «возрастных» заболеваний и раннего их проявления. В основном, это сердечно-сосудистые и нейродегенеративные заболевания, сахарный диабет и рак.
Однако эти коварные недуги можно предотвратить, изменив образ жизни и, тем самым, сократив возраст своего тела.
Изучайте тонкости антивозрастной медицины из любой точки мира. Для удобства врачей мы создали обучающую онлайн-платформу Anti-Age Expert: Здесь последовательно выкладываются лекции наших образовательных программ, к которым открыт доступ 24/7. Врачи могут изучать материалы необходимое количество раз, задавать вопросы и обсуждать интересные клинические случаи с коллегами в специальных чатах
Проверка возраста
Критериев биологического возраста довольно много. Определить его можно разными способами.
Оценка физических параметров тела. Она может выглядеть так:
Лабораторные анализы для борьбы с преждевременным старением:
Биологические маркеры возраста. Их аномальные уровни указывают на стремительное старение организма и повышенные риски заболеваний.
Гормональный баланс. C возрастом значительно меняется соотношение гормонов. Если их «перекос» обнаружить вовремя, это может замедлить старение и предотвратить развитие многих заболеваний. Для выяснения биологического возраста важны такие гормоны:
Липиды и жирные кислоты. Нарушения липидов крови (особенно если они связаны со слишком высоким кровяным давлением) являются одними из самых надежных маркеров сердечно-сосудистого риска.
Дополнительные тесты. Для объективной оценки метаболического возраста могут использоваться и другие исследования. Например, для оценки функций, которые с возрастом ухудшаются в первую очередь:
Это лишь часть возможных исследований для «расчета» биологического возраста. И даже если он не такой, как хотелось бы, можно кардинально изменить свой образ жизни и стать моложе изнутри.
Кроме того, скорректировать возраст тела помогают врачи антивозрастной медицины – после тщательной диагностики они дадут рекомендации, как восполнить дефицит питательных веществ и что именно изменить в своих привычках, чтобы гораздо лучше себя чувствовать и выглядеть значительно моложе своих паспортных данных.
Получайте знания, основанные на доказательной медицине из первых уст ведущих мировых специалистов. В рамках Модульной Школы Anti-Age Expert каждый месяц проходят очные двухдневные семинары, где раскрываются тонкости anti-age медицины для врачей более 25 специальностей
Краткие выводы
«Биологический возраст – это характеристика нашего здоровья, которая определяет качество нашей жизни. Неважно, какого человек возраста, поскольку старение начинается с рождения. Но крайне важно входить в здоровом биологическом возрасте в беременность и важно удерживать его качество и даже останавливать, несмотря на растущий паспортный, как можно дольше. Благодаря школе Anti-Age Expert мы умеем это делать, например, убирая метаболические ловушки: окислительный стресс, гликация, инсулинорезистентность. На этом фоне мы можем подобрать минимальную, но эффективную дозу гормонов. А мы знаем, что гормоны – это основные регуляторы биологического возраста.
Сегодня, когда человек живет в состоянии постоянного стресса, терапия по остановке биологического возраста очень актуальна. Потому что даже молодые люди, у которых должен быть гормональный расцвет, приходят с эмоциональным выгоранием. Это как раз связано с хроническим социальным стрессом. Хорошо, если каждый пациент сможет найти своего, думающего доктора, который в идеале прошел школу Anti-Age Expert».
врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач УЗ-диагностики, врач антивозрастной медицины.
Биологическое действие ионизирующего излучения.
Тема: Биологическое действие ионизирующего излучения.
Ионизирующее излучение было открыто в 1895 году Вильгельмом Конрадом Рентгеном в Германии, который зафиксировал неизвестные ранее лучи, которые проникали сквозь тело человека. Эти лучи, однако, не были связаны с естественной радиоактивностью. Рентген получил их в электронной лампе, разгоняя поток электронов от одного электрода к другому. Это открытие вдохновило других учёных искать таинственные лучи, и в 1896 году было сделано следующее открытие: французский физик Анри Беккерель изучал минеральный образец урана и обнаружил, что он испускал лучи того же самого типа, что и лучи Рентгена. Беккерель обнаружил явление естественной радиоактивности.
Теперь поиск химических элементов, испускающих радиацию, стал более целенаправленным. В 1898 году учёные Мария и Пьер Кюри выделили два радиоактивных элемента: полоний и радий. Радий, который является высоко радиоактивным химическим элементом, скоро оказался полезным в медицине. А в то время об опасности вредного воздействия излучения на организм не было известно.
Многие из первопроходцев в области медицины и научных исследований были облучены, и в течение первых десятилетий прошлого столетия некоторые из них погибли от лучевой болезни.
В 1928 году на Международном Конгрессе по радиологии в Стокгольме была основана международная организация – сегодня известная, как Международная Комиссия по Радиационной Защите (МКРЗ). МКРЗ собирает информацию о воздействии радиации на здоровье и выпускает рекомендации по радиационной защите.
Воздействие ионизирующего излучения на вещество.
Любое вещество, поглощая энергию солнечного излучения, нагревается. Воздействие солнечного излучения на биологическую ткань приводит к биологическим эффектам (например, загар на теле человека). Так же и ионизирующее излучение воздействует различным образом на живую и неживую материю.
Тело человека поглощает энергию и находится под биологическим воздействием ионизирующего излучения. Чтобы понять, как ионизирующее излучение воздействует на нашу биологическую ткань, исследуем процесс на уровне элементов, составляющих ткань, то есть на уровне клетки.
Клетка и молекула ДНК живого организма.
Генетический материал человека состоит из 46 хромосом, составляющих 23 пары. Внутри хромосом находится молекула ДНК, которая является сложнейшей макро-молекулой. Молекула ДНК состоит их двух цепочек в форме двойной спирали, растянув которые можно получить нить длинной около 1,5 метра
Четыре базы, названные А, С, G, Т, связывают обе спирали вместе очень оригинальным способом. А в одной спирали всегда соединяется с Т в другой спирали, С всегда соединяется с G. В случае, если одна спираль повреждена, другая служит моделью для восстановления.
Деление клетки в организме.
Клетки могут разрушиться или быть повреждены вследствие каких-либо причин. Чтобы позволить тканям тела и органам поддерживать свои функции, клетка делится с образованием двух нормальных, здоровых дочерних клеток, идентичной материнской клетке, которые заменяют повреждённую клетку.
Когда клетка делится, обе цепочки каждой молекулы ДНК разделяются, каждая затем становится частью новой спирали ДНК и в результате – мы имеем две новые клетки.
Полный процесс деления занимает от двух минут до двух часов – это очень чувствительный период в жизни клетки. Повреждение ДНК во время этого процесса может привести к различным последствиям. Однако, способность клетки к восстановлению исправит большинство дефектов прежде, чем закончится образование новой клетки.
Повреждение ДНК происходит случайно, или в результате воздействия на неё ядовитых веществ, вирусов, ультрафиолетового или ионизирующего излучения.
Воздействии ионизирующего излучения на ДНК.
Некоторые клетки являются наиболее чувствительными к ионизирующему излучению, но все они чувствительны в период деления. Это означает, что растущая ткань или ткань, которая имеет высокую скорость деления клеток, более чувствительна к ионизирующему излучению, чем другие ткани. Вот почему дети, а особенно плод беременной женщины более чувствительны к излучению, чем взрослые. По той же причине клетки раковой опухоли более чувствительны к излучению, чем здоровая ткань, так как раковая опухоль растёт очень быстро за счёт частого деления раковых клеток. Эта особенность опухоли используется для лечения рака при помощи облучения раковых клеток.
Прямые и косвенные эффекты облучения.
Ионизирующее излучение может воздействовать на ДНК непосредственно или косвенно. Наши клетки состоят на 65-75% из воды. Поэтому, наиболее вероятная молекула, которая подвергается воздействию ионизирующего излучения молекула воды. Излучение ионизирует молекулы воды, приводя к образованию различных химических активных веществ. Эти вещества, которые называются свободными радикалами, могут воздействовать на молекулу ДНК. Прямое воздействие имеет менее важное значение, поскольку оно менее вероятно. Чтобы вызвать прямой эффект, ионизирующее излучение должно разрушить молекулу ДНК.
Бета- и гамма-излучения вызывают низкую плотность ионизации, поэтому вероятность повреждения обеих цепочек спирали ДНК относительно небольшая. Обычно ущерб наносится только одной цепочке или одной базе, и это повреждение может быть восстановлено относительно эффективными функциями восстановления организма. Альфа-излучение вызывает высокую плотность ионизации. При этом возникает большая вероятность разрушения обеих цепочек ДНК. Поскольку генетическая модель клетки, таким образом, разрушается, вероятна ошибка в процессе восстановления клетки, что может даже привести к гибели клетки.
Действие радиации на организм человека.
Существуют различия между последствиями радиационного воздействия, которые возникают вскоре после облучения – острые последствия – и последствиями, которые будут наблюдаться намного позже – хронические последствия.
Острые последствия облучения.
Острые последствия обусловлены большой дозой облучения тела или органа человека за короткий срок, и в большинстве случаев приводят к гибели клеток организма. При превышении порогового значения повреждения неизбежны, и они увеличиваются с увеличением дозы. Индивидуальное пороговое значение может быть разным, и это может изменить степень повреждения каждого индивидуума. Острая лучевая болезнь и повреждение плода у беременных – примеры острых повреждений организма в результате воздействия ионизирующего излучения.
Острая лучевая болезнь.
Клетки, которые являются наиболее чувствительными к воздействию радиации – клетки с высокой частотой деления. Поэтому в первую очередь ионизирующее излучение будет воздействовать на кроветворные органы (красный костный мозг), особенно чувствительные к ионизирующему излучению. Кратковременная доза облучения на всё тело более, чем 1000 мЗв (100 бэр) приведёт к острой лучевой болезни. Множество клеток и, следовательно, большие части живой ткани будут повреждены или погибнут. Функции облучённого органа будут нарушены. Последствия интенсивного облучения организма в дозах, превышающих пороговое значение, иногда проявляются уже через час или два: человек начнёт чувствовать слабость и начнётся рвота. Эти признаки обычно уменьшаются после двух дней, и в течение двух-трёх недель – самочувствие человека улучшается. Однако, за это время число белых кровяных клеток существенно уменьшится, уменьшится и сопротивление организма заразным болезням. Это может привести к воспалительным болезням с высокой температурой, диарее и кровотечениям. Если человек поправляется от острого облучения, то останется риск хронических последствий облучения.
Незамедлительное и целенаправленное квалифицированное лечение увеличивает процент выживания.
Генетические нарушения в организме.
Различают следующие виды воздействия на клетки организма вследствие облучения в зависимости от поглощённой дозы облучения и радиоустойчивости клетки:
— Без изменений – облучение не влияет на клетку
— Клетка восстанавливает молекулу ДНК
Молекула ДНК получает ложную информацию, ведущую к мутации клетки. Мутации не обязательно отрицательные, но они могут также привести к генетическим нарушениям и раковым заболеваниям.
Хронические последствия облучения.
Рак и наследственные болезни расцениваются как хронические последствия действия радиационного облучения.
Пороговое значение дозы облучения для хронических последствий отсутствует. Чем больше доза облучения, тем выше вероятность заболевания.
Клетка, у которой генетический код был изменён, может развиться в раковую клетку. Рак – болезнь, вызванная бесконтрольным делением мутирующих клеток. Примерно 20% всех смертных случаев в мире – от раковых болезней. Признаки лейкемии, вызванной ионизирующим излучением, обнаруживаются через 3-7 лет после облучения. Другие виды раковых болезней развиваются более длительное время.
Наследственные изменения в потомстве.
ДНК в половых клетках, также могут быть повреждены ионизирующим излучением. Эти повреждения могут быть переданы следующему поколению. Но для того, чтобы это случилось, дефект клеток должен быть унаследован от обоих родителей. Необходимые условия передачи генетических изменений следующему поколению:
— Хромосома в половой клетке повреждена.
— Повреждены одинаковые хромосомы в клетках отца и матери.
— Эмбрион должен развиться. Шансы эмбриона выжить уменьшаются, если клетки повреждены.
Эти условия объясняют, почему наследственные последствия нанесения вреда организму настолько трудно оценить. Вероятность каждого условия мала. Вероятность того, что все три условия выполняются одновременно – чрезвычайно мала.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Человек как предмет биологической эволюции
Существует множество версий возникновения человека, но официальная наука придерживается теории Дарвина. Согласно ей разумные формы жизни возникли в результате естественного отбора. Природа, по мнению Чарльза Дарвина, очень рациональна, она позволяет выжить наиболее сильным, выносливым представителям каждого вида.
Приспосабливаясь к трудным условиям жизни, обезьяна эволюционировала в человека. Веками древние люди развивались, у них появилась мораль, религия, нормы поведения в обществе. С возникновением неравенства люди стали объединяться в государства, в нем каждому была отведена своя роль и функции.
В чем сходства человека с царством животных:
У людей, как и у любых живых существ, есть свои биологические потребности (нужды). Врожденные потребности, заложенные человеку природой, называются первичными (их необходимо удовлетворять в первую очередь).
К биологическим потребностям относятся:
Кроме того, существуют сходства в строении человека и животных: кровеносная система, деление зубов на клыки и резцы, схожее расположение внутренних органов, костей.
Люди, выросшие вне общества, среди животных
Если с детства младенца изолировать от социума, он не приобретет социальных навыков, не сможет взаимодействовать с другими людьми. Так его биологические качества сохранятся, а социальные не разовьются.
Яркий пример: люди воспитанные животными. Это не выдумка, в истории много случаев, когда дети воспитывались в волчьем логове, медведями, пантерами и даже леопардами. Найденные малыши копировали повадки зверей, проявляли агрессию, вместо речи рычали, издавали определенные звуки.
Даже после долгого пребывания среди людей они не смогли освоиться в человеческом обществе. С большим трудом детей учили ходить прямо, разговаривать по-человечески, есть столовыми приборами.
Черты различия человека и животного
Человек изначально наделен способностями, выделяющими его из животного царства:
1. Способность к осмысленной членораздельной речи. Люди с помощью слов и жестов (глухонемые) не только отражают, что происходит вокруг, но могут рассказать о прошлом, передать свои чувства. Кроме устной речи у людей развита письменность, с помощью которой они надолго сохраняют свои мысли на бумаге;
2. Возможность создавать орудия, улучшающие качество труда. Обезьяны тоже умеют трудиться, но они используют подручные средства, созданные природой, например, камни. Человек осознанно производит нужные ему материалы, сырье, полезное для трудовой деятельности оборудование;
3. Творческая деятельность. Только люди умеют передавать свои чувства и переживания через музыку, стихи, изобразительное искусство. Творческие способности развиты у людей неодинаково. От владельца таланта зависит, будет ли он развиваться или «зарыт в землю»;
4. Логическое мышление, возможность анализировать, сопоставлять факты, события. Все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура основаны на мыслительной деятельности, возможностях человеческого разума;
5. Способность осознанно ставить перед собой цель и достигать ее. Только у людей есть свобода выбора: самому решить к чему стремиться, какую выбрать профессию, с кем создавать семью. Животные принимают решения на инстинктах, люди совершают осознанный выбор.
Все эти навыки развиваются в процессе жизни ребенка в обществе, зависят от его ближайшего окружения, круга общения.
Различия между человеком и животным проявляются и в потребностях. Люди, кроме биологических, не могут прожить без удовлетворения социальных потребностей:
Человека также отличает наличие нравственности, морали, религии, духовных ценностей.
Человек царь природы или ее часть?
Для начала вспомним, кто такой царь: глава государства, в его подчинении находятся все окружающие, он отдает приказы, а народ безропотно их выполняет. Кому отдает приказы человек? Он может подчинить себе некоторых домашних животных и даже хищников, но управлять всем животным царством (птицами, рыбами, зверями, насекомыми) ему не под силу.
И все же есть причины, почему человека называют царем природы:
Ответственность человека перед обществом
Ответственность – это способность совершать выбор, осознавая его последствия. Ответственность за свои поступки присуща только людям, животные на нее не способны. Принято выделять виды ответственности:
Личная ответственность – это самостоятельное принятие решения, за последствия которого будет отвечать только сама личность. Индивид определяет цель, выбирает способы ее достижения и знает, что за хорошие и плохие результаты ему придется отвечать лично.
Пример: ученик решил прогулять уроки. Вместо посещения школы он утром пошел в зоопарк. Вечером учительница позвонила учащемуся домой и рассказала родителям о его проступке. Мама лишила на три недели школьника возможности сидеть за компьютером.
Групповая ответственность – выбор, совершаемый группой людей, в котором принимает участие каждый член группы.
Пример: 7-А сговорился не прийти на школьную линейку. Весь класс пошел в парк аттракционов. Дети весело провели время, не осознавая, что их поступки безответственны. Они радовались, что избежали скучного торжественного мероприятия. Их классный руководитель получил выговор за проступок класса. Директор назначил 7-А дежурными по школе в течение полугода. До этого в школе дежурства распределялись между классами, каждую неделю дежурил один класс.
Коллективная ответственность – движение коллектива к выбранной цели. Для достижения результата между членами коллектива распределены права и обязанности.
Несмотря на существование разных видов ответственности, психологи говорят, что ответственность бывает только личной. Это утверждение связано с тем, что находясь в одиночестве или в группе, человек сам принимает решение, как ему поступать. Участвуя в групповом преступлении, преступник должен знать, что ему лично придется отвечать за злонамеренные действия.
Перед кем личность несет ответственность? Индивид отвечает за свои решения и действия перед:
Последствия безответственности
В современном обществе проблема безответственности рассматривается психологами, писателями, школьными учителями, представителями закона. Признаки безответственности:
Примеры безответственности персонажей в художественной литературе:
1. Дориан Грей поступил безрассудно, поддавшись дурному влиянию и собственному тщеславию. Он утратил все человеческие качества в обмен на вечную молодость, о чем жалел в конце своей жизни;
2. Обломов не смог реализовать способности, задатки из-за нежелания победить собственную лень;
3. Ученый Гриффин (из произведения Г. Уэлса «Человек-Невидимка») изобрел формулу, благодаря которой человеческое тело становилось невидимым. Впоследствии безответственный поступок стоил ему жизни.
Один из способов, борьбы с безответственностью – приучение школьников к волонтерской деятельности, бескорыстной помощи людям.
Волонтерская деятельность: осознанная помощь социуму
Чем занимаются волонтеры в России:
Особенно востребована работа волонтеров с пожилыми людьми ветеранами ВОВ. Так формируется уважительное отношение к героям войны, патриотизм, нравственные качества молодежи.
Как стать волонтером
Волонтером может стать человек любой профессии. В свободное от работы, учебы время доброволец занимается благотворительной деятельностью. Направлений очень много, каждый выбирает свой вид благотворительности.
Желающие стать добровольцами часто задаются вопросами: с какого возраста можно стать волонтером и как это сделать. Добровольцем может стать человек, достигший совершеннолетия (18 лет). В этом возрасте он может самостоятельно принимать участие в благотворительных акциях, программах. В возрасте 14-16 лет подросток может заниматься волонтерской деятельностью с участием и под надзором старших: родителей, родственников, учителей, тренеров.