Как понять что человек вежливый
Кто такой вежливый человек?
Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.
Что такое вежливость
Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.
Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.
Зачем нужна вежливость
Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:
Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.
Правила вежливости
Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.
Основные правила вежливости:
Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.
Формы вежливости
Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:
Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.
Виды вежливости
Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:
Официальная
Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.
Ритуально-обрядовая
В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».
Бытовая (обиходная) вежливость
В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.
Неофициальная или дружеская
В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».
Безличная
Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.
Речевой этикет и вежливость
По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.
Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:
Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.
Основные правила речевого этикета:
Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.
Почему важно быть вежливым человеком
Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:
Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.
Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.
Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:
Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).
Как стать вежливым
Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.
Основные правила, как быть вежливым:
У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.
8 признаков, что ты чрезмерно вежливый, и почему это плохо
1. Постоянно всех хвалишь
«Ого, как здорово! Ты так классно выглядишь!», «Крутые кроссовки!», «Ты такой худой стал!» — от парней редко такое бывает адресовано другим парням. Тут две причины: первая и излишняя вежливость. На первый взгляд всё это может показаться приятным комплиментом, но комплименты по внешнему виду не очень сильно ценятся и могут быть восприняты по-разному. Плюс, если делать это постоянно, теряется весь эффект и, самое главное, искренность. Вместо этого сделай искренний комплимент за достижения или что-нибудь насущное.
2. Даешь очень длинный ответ на вопрос
Ты можешь подумать, что проявляешь чрезмерную вежливость, предоставляя кому-то всю информацию, которая ему может понадобиться в ответ на вопрос, но в большинстве случаев люди просто хотят получить базовые факты, особенно в профессиональной среде. Или если человек спросил дорогу, не нужно рассказывать о памятниках, которые встретятся на его пути, и в честь кого названа улица, по которой он будет идти. В общем, длинные ответы никому не нужны. Если человек захочет узнать что-нибудь уточняющее, он непременно скажет об этом.
3. Задерживаешь зрительный контакт
4. Перебарщиваешь с эпитетами
Если ты иногда говоришь «превосходно» или «фантастически» — это нормально. Но если у тебя всё такое, если у тебя даже зеленый свет светофора вызывает бурю эмоций и 48 эпитетов, то это уже слишком. Это тонкая грань, которая пересекает порог вежливости и входит в зону ужасно раздражающего до мозга костей человека. Местами нужно быть сдержанным. Даже если ты только подошел, и уже зеленый — это не повод.
5. Прикасаешься к людям не в то время
Крепкое и уверенное рукопожатие всегда вежливо и актуально. После этого становится непонятно, как дальше физически контактировать, и нет ничего страшного в том, чтобы не контактировать, — от этого еще никто не умирал. Ты можешь подумать, что обнять кого-то очень крепко или просто обнять или потереть плечи — хороший способ показать свою привязанность, но ты рискуешь сделать ситуацию достаточно неловкой и сконфузить человека. Это всё удваивается, если этот человек противоположного пола. В любом случае лучшим решением будет держать руки при себе.
6. Полагаешься на предпочтения других
Позволять другим людям принимать все решения может показаться уместным, когда ты имеешь дело с руководителями в бизнес-среде и начальниками. Однако постоянное обращение к другим с просьбой сделать выбор ставит тебя в невыгодное положение, потому что они научатся не воспринимать тебя всерьез, а потом, спустя года, когда у тебя появится своё мнение или желание и ты решишь его высказать, тебе посмеются в лицо, и всё на этом. Хотя, возможно, оно и единственно правильное или адекватное, но тебя уже никто не будет воспринимать. Поэтому не ленись думать и говорить с самого начала знакомства.
7. Убираешь со стола, пока другие кушают
Уборка грязной посуды со стола может показаться разумным жестом, но если остальные все еще едят — это может быть воспринято как сигнал об окончании трапезы или о том, что ты говоришь им уйти, хотя ты и не собирался этого делать. А если ты не хозяин, это может даже показаться довольно грубым, как будто ты думаешь, что стол недостаточно чистый, или берешь на себя обязанности уборщика. Всегда жди, пока люди закончат есть, и если это не твой дом, сначала спроси, можешь ли ты помочь привести в порядок стол или кухню (смотря где вы едите). В ресторане такое не спрашивай и тоже не трогай грязную посуду. Если ты в гостях — будь гостем, не заставляй лишний раз людей обращать внимание на всякие мелочи, которых можно было бы избежать.
8. Отказываешься от комплиментов
Ты можешь просто пытаться выглядеть вежливо, преуменьшая комплименты, и немного самоиронии всегда к месту, но постоянное подавление себя заставляет тебя выглядеть плохо и занижает твою значимость. Тебе же сказали, что ты умный, — скажи «спасибо» и не спорь. Комплименты принимать нужно тоже уметь, некоторые даже учатся со временем. А на деле достаточно сказать просто «спасибо» — этого, как правило, хватает.