Как понять что кинескоп сел
Типовые неисправности кинескопов телевизоров и порядок их устранения
Хотя телевизоры с электронно-лучевыми трубками устарели и постепенно теряют свои позиции на современно рынке, но зачастую им нет альтернативы
Наиболее дорогой частью таких телевизоров является кинескоп, от правильной работы которого напрямую зависит качество демонстрируемой на экране картинки. Правильность и длительность работы кинескопа зависит от режима и условий его эксплуатации. Важно следить, чтобы напряжение на электродах кинескопа соответствовало указанным техническим параметрам.
Если возникают проблемы в работе кинескопа, то благоразумнее всего попросить помощи у квалифицированного мастера, так как неосторожное обращение с ним не только может полностью вывести прибор из строя, но и серьезно травмировать человека высоким напряжением.
Если вы решили самостоятельно отыскать неисправность, то порядок действий должен быть следующим:
Наиболее широко встречающиеся неисправности кинескопа и его цепей:
Признаки того, что кинескоп вышел из строя:
Давайте рассмотрим некоторые признаки типовых неисправностей кинескопа, а также предполагаемые причины их появления.
Экран не светится, хотя звуковое сопровождение идет
В этом случае можно предположить:
Экран светится, но недостаточно ярко, при этом на модуляторы подаются сигналы нужного уровня
Нарушена ориентация магнитов системы сведения лучей (чистоты цвета). В некоторых типах кинескопов можно вращением магнитов на горловине добиться качественного и яркого отображения телевизионной картинки.
Экран светится только одним из основных цветов, при этом невозможно регулировать его яркость
Скорее всего, произошло короткое замыкание между модулятором и катодом той пушки, цветом которой светится экран. Другой причиной может быть неисправность видеоусилителя того цвета, который преобладает на экране.
Экран светится, но на нем не отображается один из основных цветов
Проблема создана обрывом катода или же полной потерей эмиссии электронной пушки, отвечающей за пропавший цвет на экране.
Где отремонтировать телевизор?
Найти ближайший сервисный центр, получить консультацию по ремонту или заказать выезд мастера вы можете через наш рейтинг сервисных центров по ремонту телевизоров.
Рыдания ретрофаната над старым телевизором
Ой всё. Мне всегда было интересно, где у ретрохобби… не дно, а граница серьезного увлечения, на грани помешательства. Теперь я знаю, это — старый ЭЛТ-телевизор. Они тяжелые. Они мерцают. Качество изображения — в лучшем случае терпимое, или так мне поначалу казалось. Когда ты покупаешь гудящий ящик с тысячами вольт внутри, ты переходишь на новый уровень коллекционирования, и уже не будет пути назад.
Если серьезно, теплые (натурально, они греются) ламповые (как минимум одна) телевизоры — это большой этап развития технологий, как домашних-телевизионных, так и компьютерных. Этап, который закончился достаточно резким переходом на тощие ЖК-экраны в течение буквально пяти лет, в конце нулевых. Хотя на дачах или даже дома у многих из нас (или у родственников) старый телевизор найдется и сейчас, это ненадолго. Их больше не делают, слишком сложно и не стоит оно того. Срок жизни у них меньше, чем у ЖК-дисплеев. Мы наблюдаем завершение жизненного цикла большого ассортимента технологий, в прошлое уходят связанные с ними потребительские привычки.
Вот эти особенности старого телевидения, просмотра видео с аналоговых источников на «голубом экране», восьмибитного гейминга я и хочу сегодня повспоминать. Ну и поискать примеры задач, в которых ЭЛТ до сих пор вне конкуренции. А начну с самого простого аргумента про преимущество телевизора с трубкой: он стильный! Вы посмотрите, какая роскошная коробка! Какой возмутительно неплоский экран! Какие божественные крутилки! Это же микроволновка (с тостером), только вместо еды она подогревает ностальгические чувства.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Околотехнические вводные
Я не стану в подробностях описывать технологию работы кинескопных ТВ — иначе может возникнуть ощущение, что я в них разбираюсь, а это не так. Базовые вещи можно узнать где угодно, от Википедии до Ютюба. Попробую сформулировать те моменты, которые важны для повторного открытия этой ретротехники. Ну, например так: «Изобретению телевизора предшествовало открытие катодных лучей — потока электронов, ускоряемого в вакууме разностью потенциалов между катодом и анодом». Тут важно следующее: для нормальной работы этой схемы стрельба электронами должна производиться в вакууме. Именно откачивание воздуха из кинескопа делает необходимым толстые стенки из стекла, чтобы противостоять атмосферному давлению, из-за чего все ЭЛТ-телевизоры — тяжелые. И еще: на кинескоп подается напряжение в тысячи вольт, что при неаккуратном обращении может быть смертельно.
Дальше: горячий катод, источник катодных лучей, подогревается до температуры в сотни градусов. Ламповые телевизоры греются и потребляют относительно много электроэнергии. Поток электронов ударяет в люминофор, вызывая свечение. Без системы электромагнитов у нас получилась бы одна яркая точка в центре экрана, но с их помощью поток электронов можно отклонять. Каждую секунду телевизор (в системе PAL или SECAM) с помощью катодных лучей и электромагнитов 50 раз проходит по всему экрану, сверху вниз и слева направо. За каждый из 50 проходов отображается только половина кадра, каждая четная или нечетная строка. Полных кадров получается 25 штук по 625 линий в каждом (видимых — 576), что достаточно для создания иллюзии движущихся картинок. Если сфотографировать экран с достаточно маленькой выдержкой, можно увидеть процесс создания изображения в действии:
Выводы: частота обновления кадров в 50 герц по ощущениям отличается от такой же на ЖК-телевизоре, где сразу отображается весь кадр. Ах да, телевизор у нас цветной, и это делает всю схему еще сложнее. Электронных пушек вместо одной становится три, они отвечают соответственно за красный, зеленый и синий компоненты изображения. Перед слоем люминофора появляется теневая маска: железная сетка с микроотверстиями, благодаря которой поток электронов от «красного» излучателя попадает только на «красный» люминофор. Выведем на ТВ сплошную заливку белым цветом и сфотографируем макрообъективом:
Так и хочется написать: красные, зеленые и синие пиксели «горят» одновременно, благодаря чему нам кажется, что мы видим белый цвет. На самом деле это не пиксели: просто зоны на экране, которые загораются под действием потока электронов. В ЭЛТ-телевизоре нет возможности зажечь один пиксель в произвольной точке экрана: такая техника просто не оперирует подобными понятиями. Можно посмотреть на границу между белым и черным участками: из-за аналоговой природы ЭЛТ она не такая четкая, как на современном дисплее.
Наконец: люминофор не вечен, он выгорает. Деградация происходит и с ЖК-дисплеями: кристаллы могут «застрять» в открытом или закрытом положении, может сесть подсветка. Но в ЭЛТ это происходит по-другому: постоянно включенный телевизор постепенно теряет яркость и контрастность изображения, становится блеклым. Если выводить на него статические элементы (логотип телеканала, меню «Пуск»), может выгореть именно эта часть люминофора, и тогда логотип останется с вами навсегда. Хороший телевизор может работать по 8 часов в день много лет подряд. Экран, который не выключают сутками, сядет за 5-7 лет. Пока нет проблемы найти ЭЛТ-телевизор в хорошем состоянии, но даже при бережной эксплуатации он рано или поздно выйдет из строя. Впрочем, на мой век хватит.
Персональная ТВ-история
Для правильной настройки на волну памяти приложу фото телевизора моего детства — модель Горизонт-736. Он дожил до конца девяностых, сначала как основной экран для семейного просмотра, потом — как монитор для восьмибитного компьютера. Хотя непосредственно телевещание не входит в сферу моих интересов, без нее тут не обойтись: начиная с довоенных времен и вплоть до конца семидесятых (а в моем случае — до начала девяностых) это был единственный способ отобразить что-то на экране вашего ТВ. Полноценное телевещание началось после войны, а моя бабушка еще помнила типичный телеприемник тех годов, «с линзой»:
Это КВН-49, и сразу видно, что он отличается от «Горизонта» диагональю экрана: 18 сантиметров против 61, или в устоявшихся позднее дюймах — 7 против 23. Помимо размеров экрана со временем улучшались параметры изображения — яркость и контрастность, повышался срок жизни кинескопа, с сотен часов до десятков тысяч в лучших экземплярах. Хотя в современные ЖК-матрицы упаковано куда больше технологий, кажется что сделать кинескоп — сложнее. Уж точно это было уникальное производство, просто так возобновить которое (на случай маловероятного CRT-ренессанса) не получится. Вот это видео показывает некоторые этапы производства кинескопов: Все Очень Сложно.
В девяностые к телеэфиру добавился видеомагнитофон, а также восьмибитный компьютер — сначала версия «Радио86-РК», а позднее — клон ZX Spectrum. Уставший «Горизонт» сменили на импортный 21-дюймовый JVC. Заграничная техника была прорывом по яркости, сочности картинки, хотя и произошла некоторая потеря по размеру экрана. К тому же добавился полноценный линейный вход, а до этого приходилось использовать RF-модуляторы, с неизбежной потерей в качестве. Да черт с ним с качеством, главное пульт, пульт появился! Больше не требовалось вставать с дивана, чтобы переключить канал! Старый телек в итоге переехал в гараж — просто так сразу выкинуть было жалко. Никогда не забуду это ощущение полноты и нестабильности, когда ты спускаешься по лестнице с советским телевизором в руках.
У моих родителей и многих знакомых стандартные, недорогие импортные телеки с диагональю в 21 дюйм прослужили по 10-15-20 лет и были заменены уже на большие ЖК-экраны. Наш экземпляр жив до сих пор, показывает кино на даче, хотя принимать эфирное ТВ самостоятельно уже не может — требуется декодер для цифрового сигнала. С отключением аналогового ТВ закончилась большая история: когда по воздуху передавался сигнал, непосредственно управляющий всей электроникой телевизора с трубкой. Помимо свойств приемника, на древний телевизионный экспириенс влияли удачное расположение дома относительно телевышки, качество антенны, хорошо (или плохо) распаянные разъемы, наличие радиолюбителя в соседнем доме или искрящего пылесоса этажом выше. Мы смотрели будто не сериал, и не новости, а весь окружающий мир, с полосами, снегом и рябью.
Телевизор часто не меняют, и я пропустил ЭЛТ-прогресс последних лет, уже в начале двадцать первого века. Между тем, технологии развивались до самого конца. В конце девяностых появились широкоформатные ЭЛТ-телевизоры. Увеличивались размеры экрана, достигнув максимума в 40 дюймов. Впрочем, в реальной жизни вы вряд ли найдете старый ТВ с диагональю больше 36″, а максимально распространены размеры 28-32. Это были монструозные аппараты весом под 50 кило. В них же золотым стандартом стало удвоение частоты смены кадров до 100 герц, что убирало мерцание. Самые последние ТВ имеют разъем HDMI и обрабатывают цифровую картинку с разрешением до 1080i (они же, кстати, не рекомендуются для ретро из-за лагов). В районе 2007 года произошло резкое падение продаж тяжелых телевизоров: потребитель голосовал за компактность, высокое разрешение ЖК-дисплеев и прочие удобства нового времени. Крупные вендоры в один год перестали показывать новые модели на выставках — ЭЛТ однозначно считался устаревшим. Обанкротились производители кинескопов. Сейчас ЭЛТ-телевизор проигрывает современным плоским почти во всем: от разрешения до диагонали, яркости и контрастности. Он превращается в ретро, но такое — для самых ценителей с хорошей физподготовкой или парочкой друзей. Качественные ЭЛТ-мониторы для компьютера сейчас стоят очень дорого, а вот просто телевизор достанется вам бесплатно или за копейки, только заберите.
Верните мне мой 1986-й
10 дюймов экрана), со встроенным видеоплеером, он был предназначен для дела. Например, для установки в присутственных местах. Особой фичей встроенного видеомагнитофона является возможность воспроизведения кассеты по кругу: включаете рекламный ролик вашего зубного кабинета и мучаете им посетителей до готовности. Предположу, что такую штуку можно было установить в автобусе, использовать для быстрого скрининга кассет из библиотеки, сделать переносную видеосистему в школе, и подобное. Помимо дизайна меня привлекла вот эта самодостаточность, а также наличие видеовхода. То, что в телевизоре нет собственно приемника телеканалов, меня совершенно не расстроило — ловить там все равно нечего.
Судя по дате в сервисном мануале, модель была разработана в середине восьмидесятых. В начале девяностых она продавалась в США за 500 долларов — немалые деньги за компактную модель.
Телевизор в таком возрасте может страдать большим количеством недугов, иметь севший кинескоп или выгоревшие секторы от статических элементов системы видеонаблюдения. Мне повезло, хотя и покупал без проверки: единственной неисправностью была застрявшая внутри кассета, которую со временем перекосило так, что пришлось разбирать весь механизм. Вытащил, вручную прокрутил механизм загрузки и выгрузки в штатное положение, и все заработало. Удивительно! Преимущество профессиональной техники: ее делали так, чтобы она работала даже в самых сложных условиях. Даже два резиновых привода в кассетном механизме не расплавились от времени, а это вообще фантастика.
Окей, я вставляю кассету с «Терминатором» и получаю восхитительный флешбек на придиванном столике. Он выглядит как гость из прошлого, и работает так же! Картинка качественная, но сам кассетный механизм — базовый, с двумя головками и без каких-либо средств улучшения изображения с VHS. Звук — монофонический, никакого Hi-Fi-стерео, но так даже лучше. Здесь вполне уместны артефакты видеокассеты, слегка бубнящий саундтрек. Именно так мы и смотрели кино в те времена, разве что экран был побольше.
Под откидной панелью спрятаны и стандартные регуляторы яркости и контрастности, и крутилка Vertical Hold, позволяющая подправить синхронизацию видеосигнала, если что-то пошло не так. В нашем случае — скорее сбить синхронизацию, для создания аутентичных артефактов старого ТВ-изображения:
Также вручную регулируется трекинг на видеокассете, отдельно для режимов воспроизведения и паузы. Покадровый просмотр — еще одна интересная фича магнитофона. Опять же, путем кручения ручки вызываем из небытия эффект пожеванной кассеты из видеопроката:
Вот оно, наше счастливое аналоговое детство! Можно ли сравнить изображение по технологиям 80-х с современным экраном? Для этого подойдет ретропланшет Apple iPad 2: размеры экрана похожие, такое же соотношение сторон.
Понятно кто выиграет по разрешению, хотя яркость и цветопередача у ЭЛТ неплохие. Главное, в 2021 году хочется иметь устройство со всеми артефактами из прошлого. Включение со свистом высоковольтных цепей, постепенное нарастание яркости изображения по мере прогрева. Даже отсутствие пульта не мешает — хочешь поставить на паузу, подойди и поставь! Больше всего досаждает то самое мерцание с частотой 50 герц: мы от него совсем отвыкли. Хотя если смотреть старый ТВ хотя бы час, перестаешь замечать.
Старый контент
Отличный компаньон для старого телевизора — DVD-рекордер, они сейчас тоже продаются очень дешево. Прежде всего я отметил, насколько все же качественнее картинка с DVD, по сравнению со встроенным VHS. Но дело не только в DVD: рекордер способен конвертировать любой вид аналогового сигнала в требуемый для этого ТВ композитный. Например, можно по S-Video подключить мой ретрокомпьютер на базе Pentium 4:
Но это полумеры. Я подключаю к телевизору микрокомпьютер Raspberry Pi 3. У всех версий Pi есть композитный видеовыход, способный работать со старыми телевизорами. Устанавливаю медиаплеер Kodi. Получаю ретротелевизор с возможностью стриминга с Ютюба, управляемый со смартфона. Но тут будет более уместен древний, соответствующий эпохе, контент:
Персональная машина времени оформлена, но самое интересное впереди.
Безудержный ретрогейминг на эмуляторе
По-хорошему, если у вас есть аутентичный телевизор, надо не останавливаться и покупать оригинальную игровую приставку или восьмибитный компьютер. Ассортимент тут огромный, и я пока даже не знаю, с чего начать — то ли со Спектрума, то ли с «Денди». Эмуляция на Raspberry Pi — вполне достойный способ сначала попробовать, понравится ли. Я пользуюсь заточенным под ретроигры дистрибутивом RetroPie (точнее форком CRTPi с оптимизацией под композит) и подключаю беспроводной джойстик Logitech F710.
Здесь мне пришлось отвлечься и изучить феномен, известный как 240p. Те самые консоли из 80-х и 90-х (вплоть до шестого поколения игровых приставок на рубеже веков) вместо 480 ТВ-линий чересстрочно выводят картинку по-другому: 240 линий с прогрессивной разверткой, то есть пропускают каждую вторую строку. По факту рабочих линий в изображении разных приставок в разных регионах может быть меньше (192 или 224, например), важен именно принцип их отображения. Любые аналоговые стандарты передачи видеосигналов поддерживают 240p без проблем. Проблемы начинаются при попытке подключить старую консоль к новому ТВ, который по сути оцифровывает аналоговый сигнал. Зачастую он пытается сконвертировать 240p в 480i, и портит картинку, теряет строки, а некоторые спецэффекты ломаются совсем.
Режим 480i или 576i вполне подходит для кино, но для компьютерной картинки он не идеальный: на контрастных горизонтальных линиях, которых в таком изображении много, наблюдается нечеткость и мерцание, как видно на фото выше — интерфейс RetroPie выводится в 480i. Читать элементы меню того же Kodi нелегко, особенно мелкие.
Зато в эмуляторе с правильными настройками на ЭЛТ — прекрасное четкое изображение. Для настоящих консолей и для эмуляторов есть современное ПО 240p Test Suite, которое позволяет убедиться, что у вас действительно «правильный» режим. В том числе можно оценить геометрию экрана:
И на моем телевизоре на удивление все хорошо, что вообще-то не гарантируется. Хорошо — не в смысле идеально, а «бывает гораздо хуже». Заметно плохое сведение лучей в верхнем правом углу, и это я переживу. Самое главное: игры для старых приставок разрабатывали под старые телевизоры, с учетом их особенностей. На ЭЛТ они выглядят более «правильно», чем в эмуляторе на современном дисплее. Посмотрите:
Относительная нечеткость изображения, непопадание лучей в конкретные точки на экране, искажения композитного видеосигнала придают кирпичам в Super Mario дополнительную текстуру и объем. Мыльноватым изображение кажется на фотоснимке, в реальности все нормально. Еще один пример из игры Metroid для NES:
Ретрокартинка здорового человека. Насколько это мешает играть в старые игры на эмуляторе с разрешением 4К? Нисколько не мешает. Но при помощи старого телевизора я теперь играю в Super Mario Bros аутентично.
Хочу ли я порекомендовать всем покупать старые телевизоры, пока не поздно, вытаскивать ненужные тяжелые ящики из чулана? Не обязательно, хотя если у вас стоит старый телек на даче, небольшие затраты на микрокомпьютер с композитным выходом дадут ему вторую жизнь. Более того, мой конкретный ТВ покупался в основном за стильный вид и компактные размеры. На 20-27 дюймах большого ЭЛТ может получиться еще лучше. Тут есть масса способов реализовать идеальное «аналоговое» изображение. Путем моддинга Raspberry Pi для вывода более качественного компонентного RGB-сигнала, или же подключением к компьютерному ЭЛТ-монитору по VGA с заведомо лучшими характеристиками. Либо путем модификации старых консолей или использования нативного компонентного выхода в приставках поздних времен (Playstation 2/3 или Xbox 360S). Даже телевизор без RGB-входа можно модифицировать — все равно сигнал внутри раскладывается на красную, зеленую и синюю компоненты, почему бы не подать на него изображение лучшего качества? Есть много ступеней в этой кроличьей норе. Когда-нибудь я этим улучшайзингом обязательно займусь, но не на этом телеке, он хорош и так, без модификаций. Или плох, это зависит от вашей точки отсчета.
Сайт Виктора Королева
Простыми словами о ремонте телевизоров и домашней бытовой техники своими руками
Кинескоп: проверка и восстановление
Проверка и восстановление работоспособности кинескопа
Всем привет!
В практике ремонта CRT телевизоров бывают случаи, когда проверка элементов на плате результата не даёт, т.е. всё функционирует хорошо, но изображение на экране отсутствует. Вот в этот момент и возникает необходимость проверки работоспособности кинескопа. Этот процесс и будет описан в данной статье.
Симптомы неисправности экрана таковы:
Тусклое изображение;
Экран светится ярко с линиями обратного хода (ЛОХ);
Нет никакого свечения экрана;
Экран периодически засвечивается и, в некоторых случаях, срабатывает защита и телевизор отключается.
Начнём разбор по порядку.
Тусклое изображение может возникнуть из-за эмиссии накала кинескопа. Эта же причина может вызывать и постепенное затухание свечения и восстановление его при прогреве телевизора. Устранить данную неполадку можно, хотя и не надолго, путём перемыкания защитного резистора в цепи питания накала кинескопа. Ещё один вариант восстановления кинескопа при такой неисправности – это наматывание дополнительной обмотки на сердечнике сторчного трансформатора и использовании её в качестве питающей обмотки на накал. Но, не забывайте, это не надолго. И в дальнейшем вам, всё-таки, придётся заменить экран. Если же экран светится ярко и видны линии обратного хода (это тонкие горизонтальные светлые линии, которые расположены по всему экрану или на какой-то его части), то такой кинескоп восстановлению не подлежит. Однако, хочу заметить, такая неисправность может возникнуть и по другим причинам. По этому следует проверить все узлы телевизора, перед тем, как решиться на замену экрана.
Экран не светится (нет растра)
Данная неприятность может возникнуть либо из-за обрыва нити накала, либо из-за замыкания модулятора с катодами кинескопа.
Проверить обрыв нити накала очень просто: во-первых нужно обратить внимание на то, горит ли нить накала в горловине кинескопа при включенном аппарате. Если нет, то нужно выключить телевизор, снять панельку кинескопа и проверить есть ли цепь между контактами 9 и 10 (нить накала, обозначается Heater). Если цепь отсутствует, то произошёл обрыв и восстановлению экран не подлежит.
Распиновка (цоколевка) кинескопа показана на рисунке выше.
Замыкание модулятора (G1) с катодами (KG – катод зелёного цвета, KR – катод красного цвета, KB – катод синего цвета) можно проверить так:
Нужно при снятой панели кинескопа подать напряжение питания на накал (6,5 – 7,5В), т.е. на контакты 9 и 10 и немного подождать, пока кинескоп прогреется. После этого нужно взять прибор (омметр, мультиметр), выставить его шкалу на измерение сопротивления не менее 20 кОм, отрицательный вывод от него подключить к модулятору (G1), а положительный поочерёдно подключать к катодам (KG, KR, KB) и смотреть есть ли сопротивление между модулятором и этими катодами. При исправном кинескопе сопротивление должно быть близко к бесконечному, т.е. прибор не должен ничего показывать. Если же имеется некое сопротивление, которое видно на приборе, то произошло замыкание между модулятором и тем катодом, на котором и видно это сопротивление. Так же данная причина способствует пропаданию всех цветов, какого-то одного или двух.
Такое замыкание происходит из-за попадания между контактами частичек люминофора, который от времени начал осыпаться.
Иногда бывает, что замыкание то появляется, то исчезает. Такой эффект некоторые мастера называют «блуждающим» и «поймать» момент, когда можно устранить этот дефект, бывает не так просто, так как при небольшом встряхивании телевизора частичка люминофора, из-за которой происходит замыкание, может опять отлепиться от контакта.
Таким же образом проверяется замыкание контакта ускоряющего напряжения (G2) с остальными контактами и контакта фокусировки (G3) тоже с другими контактами. Только в этих случаях отрицательный вывод прибора нужно подключать к ускоряющему или фокусировке, в зависимости от того, какой контакт проверяете. Параметры сопротивления при этих проверках должны быть такими же, как и при проверке модулятора с катодами цветов, т.е. сопротивление должно быть близко к бесконечности.
Устранить такое замыкание можно простым, так сказать «дедовским», способом.
Возьмите независимый источник питания с переменным напряжением 6…8В и при выключенном телевизоре подайте это питание на накал кинескопа (используйте отдельную плату кинескопа). После подачи питания на накал кинескопа и прогреве, нужно взять конденсатор, ёмкостью 100…220 мкф и напряжением 350…450 В, припаять к нему вывода из проводков и зарядить его от розетки (при этом соблюдая технику безопасности при работе с высоким напряжением). Затем один вывод конденсатора подключить к одному из тех контактов, между которыми произошло замыкание, а вторым выводом конденсатора коснуться другого замыкающего контакта, чтобы в этот момент произошла разрядка конденсатора. Вы услышите характерный щелчок – это значит, разрядка произошла и частичка люминофора, которая была причиной замыкания, сгорела. Данный метод ещё называют «прострел кинескопа».
После такой процедуры ваш кинескоп вам ещё послужит.
Это, конечно же, не все причины и методы восстановления кинескопов, но самые простые.
Если есть чем поделиться, пишите комментарии.
И не забудьте поделиться в соц.сетях этой статьёй.
Успехов вам!
134 комментария
Ну как проверить…. как простое замыкание, т.е. прозвонить эти контакты на предмет короткого замыкания или в рабочем состоянии (если это возможно) замерить напряжения на каждом контакте и если оно одинаковое, то замыкание присутствует.
Сто лет не простреливал кинескопы.. А тут попался старый телевизор, красный катод слабый. Вспомню молодость))
Кстати при замыкании одного из катодов на нить накала, я спасал кинескоп делая новую обмотку накала на ТДКС. Старую обмотку отключал. Смысл в том чтобы нить накала и обмотка, были изолированы от общей «массы» телевизора. Пару 72-х кинескопов так переделал, работают уже довольно долго.
Да, верно… Я так тоже делал пару раз, правда, как они сейчас не знаю.
Доброго времени суток! Я не могу сказать что я именно ТЕЛЕмастер, телевизоров я отремонтировал сотни три-четыре максимум (для мастера это маловато), но по поводу прострела кинескопа знаю абсолютно точно — стрелялись только старые цветные кинескопы 61лк3(4)Ц с дельтовидным расположением пушек. У них толстое эмиссионное покрытие катода и стрелялись они два-три раза. Новые планарные кинескопы 5ц не стреляются. Проблема в том, что эмиссионное покрытие у них тонкое и при простреле вы просто выбиваете в нем дыру. В свое время я делал приспособу для посмотреть состояние катода и эти дыры прекрасно видны на проекции катода на экране. Короче, «не марнуйте куме силы» — новые кинескопы не стреляются. Подмотать накал конечно можно, но это совсем не надолго — несколько месяцев и все. В лихих девяностых я делал поднакал кинескопа в телевизорах и они немного восстанавливались — за три-четыре месяца. По крайней мере больше на эти кинескопы жалоб не было.
Сто лет не простреливал кинескопы.. А тут попался старый телевизор, красный катод слабый. Вспомню молодость))
На телевизоре по отдельности присутствуют все цвета то есть красный синий зелёный кинескоп рабочий?
Привет Юрий! Я такого никогда не проделывал. Было, что запитывал от независимого источника, который подключал ко входу питания. Но в принципе, если бы была необходимость, я бы попробовал.
Вероятно, подсел катод зеленого. Если так, то ничего уже не сделаешь.
Виктор ещё такой вопрос? Петля на кинескопе размагничивания у неё есть плюс и минус? провода которые подходят к плате или без разницы? с Уважением!
Привет! На петлю подаётся переменное напряжение, отсюда следует, что петля полярность не имеет. Подключать можно как угодно, естественно, через позистор.
Если нет другой платы, можно как нибудь без нее сделать?
Можно, но надо будет припаивать к контактам кинескопа. Отпаяй контакты от родной платы кинескопа и используй ее, а потом все на место припаяй.
Вы использовали простой конденсатор и электролитический конденсатор?
Не надо ничего припаивать)) залудите концы проводов, сверните спиралью и аккуратно оденьте на контакты кинескопа. Учтите, кинескоп легко выводится из строя трещиной в стекле возле контактов, поэтому контакты не деформировать.
Привет Дмитрий! Возможно кинескоп — катод зеленого цвета «сел». Возможно на плате кинескопа по питанию катода зеленого вышли из строя элементы — транзистор, диод, резистор.
Привет! Это особенность флетроновских кинескопов, у них всегда преобладает какой-нибудь из цветов. Можно поправить цвета в сервис-меню. Как это сделать — полно информации в сети.
Да, будут проблемы с ОС.
Ну какой совет? Кинескоп менять.
Привет, Витек! Дело, по моему мнению, в кинескопе. По всем признакам ему совсем хана. Но для успокоения можешь стрельнуть. Подай на накал 6…8В и стрельни конденсатором.
Можно ли использовать родной накал кинескопа,конечно при этом будет снята плата кинескопа и снята присоска с анода?
Нет. Напряжение накала нужно на пару вольт больше.
А если на ТДКС отдельно намотать?
Замерить цифровым вольтметром возможно напряжение накала,или только осцилографом?
Собрал все необходимое для прострела
Трансформатор на 7 вольт
Конденсатор 200мкф на 450вольт,
возник вопрос,кондер разрежать-плюс на модулятор а минус на катод?
Привет! Без разницы. Цель прострела сжечь замыкающую частицу и полярность здесь роли не играет.
Пробуйте уменьшить ускоряющее напряжение регулятором SCREEN на ТДКС. Если не убираются, вероятно кинескоп.
Витек Кидалов, чем дело кончилось? Прострел помог? Как по мне, так дело не в кинескопе. Если на выходе видеоусилителей 190 вольт из 200 возможных, так они глухо заперты.
Здравствуйте. Такой вопрос. На ярких местах изображения, возникают синие всполохи тянущиеся вправо. При уменьшении насыщенности или контрасности, они исчезают. Значит кинескопу конец подходит?
Привет! Очень возможно. Также можно проверить питание видеоусилителей (+180…+190В), заменить конденсатор на этой цепи.
Доброго времени, Виктор! Дело такое: экран заливает зелёным цветом (красного и синего — нету). Проверил сопротивление на KG, KR, KB — бесконечность, правда прогревал работой телека не менее получаса. Выполнить процедуру как у Вас описано или сразу прощаться с кинескопом?
Привет! Попробуй, хуже уже не будет. Хотя, если нарушена эмиссия, то толку не будет.
Спасибо, Виктор, за быстрый ответ!!
Приветствую! Скажите пожалуйста от игровых приставок Денди и Сега садится кинескоп или нет? или всё таки это миф.Ведь дивиди и прочая техника тоже подключается через тюльпаны. Хочу узнать ваше мнение как специалиста, на форумах много чего пишут! Спасибо за ответ!
Привет, Андрей! Этот миф был создан для детей, чтобы родители могли как-то оправдаться, когда запрещали ребенку долго играть. Так же говорили и о видеомагнитофонах. Но доля истины тут есть, хотя и незначительная. Игры более динамичны по цвету, яркости, контрастности и т.д., значит на тв идет больше нагрузки, чем при просмотре аналогового телевидения. Но это оооочень незначительно! Любое цифровое устройство, подключаемое к тв, дает немного больше нагрузки на аппарат. Надеюсь, я ответил на твой вопрос. Спасибо за интересный вопрос!
Привет! К сожалению, тут ничего не сделаешь. Если высоковольтный вывод пробит, то ничем уже не заизолируешь, всё равно пробъёт рано или поздно. Там напряжение 25000В. В нормальном состоянии он может соприкасаться с кинескопом. Единственный выход — замена ТДКС. И трогать руками анодный вывод не рекомендуется, так как в кинескопе остается заряд.
Спасибо за помощь, тоесть сам провод не сьемный нужно менять весь ТДКС?
Совершенно верно, провод не съёмный.
Пожалуйста скажите можно ли дальше использовать телик и как избежать повторения или вообще ухудшения ситуации? Спасибо за ответы, большое.
Если заменить ТДКС, то можно использовать дальше без каких-либо ухудшений. С пробитым отводом не рекомендую.
Могу ли я временно отвести от кинескопа провод и пользоваться этим ТДКС или будут последствия?
Если провод пробит, то, если отвести провод от бандажа кинескопа, между пробоем и кинескопом буде электрическая дуга и запах озона. Это может сопровождаться треском и может привести к нехорошим последствиям.
Здравствуйте! Такой вопрос, не знаю что послужило причиной, но картинка на экране по краям стала одного цвета, а по середине другого, знаете типа венетки. Такое раньше бывало с мониторами компьютера на кинескопах, помогала кнопка размагничивание. А что делать с телевизором? И можно ли это исправить или кинескоп сел? Спс.
Привет! Замени позистор.
Тут пошарился в инете, походу позистор мозги колупает? Не идёт питание на петлю размагничивания? Значит кинескоп живой? Стоит заменить позистор и все?
Всё верно — замени позистор.
И ещё вопрос, через какое время после выключения телевизора возможно безопасно отсоединить плату от кинескопа? Просто я не очень шарю в этих делах, но позистор поменять думаю сумею. Боюсь как бы током не долбануло))))
Минут через 15. Осторожнее на контактах силового конденсатора и присоску снимай изолированной отверткой, руками не трогай, долбанет!
Привет! Пробуйте убавить ускоряющее напряжение (нижний регулятор на ТДКС). Также может быть виновна кадровая развертка.
Привет! Ну как, нужно взять подходящий провод, намотать три-четыре витка на сердечник ТДКС. На плате кинескопа отключить питание накала полностью, затем подключить питание от проводов, которые обмотаны на ТДКС. Потом включить и посмотреть результат. Если не устраивает, подматать ещё.
То есть отключить накал от кинескопа, взять провод припаять от ноги ТДКС накала, от него намотать три ветка и пустить на накал кинескопа?
Нет. Просто намотать новую обмотку на сердечник ТДКС и использовать её на накал. Ничего к ТДКС припаивать не надо.
А земля то есть минус остаётся на месте?
Нет. Полностью автономно сделать.
Значит с обмотки один провод на плюс другой на минус я так понял? спасибо!
Принцип такой. Только там нет плюса и минуса, там переменное напряжение.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!если у этого тв такая засада,есть еще один пациент,у него дела получше,но все же..SHARP 21H-FG5RU ШАССИ ae2a-vd написано.Вообщем у него с зеленым цветом не порядок,когда переключаешь канал или громкость,зеленая индикация нормальная,насыщенная,а изображение зеленый и черный больше в синий уходит..что нибудь можно сделать?или это кинескопу хана?
Может и кинескоп, как я могу что-то сказать, надо проверять. Проверь питание цветов и кинескоп.
Всё пока работает но бывает немного мерцает
У меня hitachi c2135mn, при включении звук есть изображение еле видно..даже цвета не понять толи есть толи нет, нить накала светится, ускоряющее на всю катушку…меню тоже не видно…как думаете кинескоп?
Привет! да, думаю кинескоп.
тут шторы везде закрыл, виден цвет зеленый и красный, синего не наблюдается возможно это модулятор на катод синего луча замкнул?
Ну а в чём проблема? Проверь.
Здравствуйте, а вообще реально в 2017 году кинескоп новый найти и поменять?
Даже не знаю…. по сервисам если походить. Но, мне кажется, он будет дороже, чем новый тв.
Возможно и то, и то… Если аппарат старый, то, скорее всего, кинескоп «садится».
2005 года, наверно пора ему. Попробую поменять.
При подаче напряжения на накал в пушке создается магнитное поле, в результате чего, вероятно, осыпавшиеся частицы люминофора притягиваются к катодам и создается такое сопротивление между ними.