Как понять что младенец умный
10 ранних признаков, что малыш будет умным
С того момента, как родился ваш ребенок, вы понимаете, что он необыкновенный. Каждый приобретенный им навык только подтверждает это. Многие мамы считают, что способность 5-недельного ребенка перевернуться с живота на спину это подтверждение того, что они родили как минимум Эйнштейна. Но все же есть некоторые объективные ранние признаки того, что ваш ребенок будет интеллектуалом, по мнению экспертов, а не просто интуитивно.
Если вы считаете, что ваш ребенок может стать будущим новатором, ученым, инженером или даже лидером свободного мира, тогда проверьте его на предмет этих ранних признаков.
Их память исключительна
По мнению экспертов, если ваш ребенок помнит прошлые события, например, где была спрятана игрушка, или они могут быстро распознавать лица и места, это признаки того, что ваш ребенок интеллектуально одарен. Фактически, наличие хорошей памяти считается полезным навыком практически в любом возрасте.
У них умный взгляд
Вы могли бы подумать, что ваш ребенок бросает вам серьезный вызов, но на самом деле это может быть просто отработка навыка фокусировки. Д-р Дебора Л. Руф, консультант по вопросам образования, рассказала изданию The Huffington Post, что более одаренные дети начинают раньше смотреть сфокусировано и демонстрировать “умный взгляд”. Такие дети настолько пристально изучают окружающую среду, что кажется, что они все уже знают про этот мир.
Они выбирают более старших детей для общения
Ваш ребенок имеет тенденцию выбирать компании детей, которые старше них или даже взрослых? Британский эксперт Люн Кендалл, сказал Би-би-си: « Одаренные дети часто предпочитают компанию старших детей или взрослых». Продвинутые дети не только чувствуют себя комфортно со старшими детьми, они также учатся у них.
Они рано начинают говорить
Они плохо спят
Если у вас есть плохо спящий новорожденный или ребенок школьного возраста, это может расстраивать всю семью. Но есть и компенсация за все мамины бессонные ночи. Руф сказал The Huffington Post, что одаренные дети обычно очень поверхностно и плохо спят, потому что их мозг настолько перестимулирован, что им бывает трудно уснуть.
Они очень характерные
Они очень чувствительны
Мой сын очень чувствителен. Он оплакивает раздавленных насекомых и мчится, чтобы утешить плачущих младенцев. Как оказалось, большое сердце может быть связано с большим мозгом. Доктор Дэвид Палмер, педагог-психолог, сказал Psychology Today, что «одаренные дети более эмоционально возбудимы, чем другие. Они более чувствительны к чувствам других и проявляют много эмпатии».
Они постоянно в движении
У многих детей есть энергия, ожидающая, когда ее сожгут, но, если ваш малыш был вечным двигателем с первого дня, оэто может указывать на одаренность. Доктор Хиллари Хеттингер Штайнер и доктор Марта Карр очень хорошо сказали, что потребность в умственной и физической стимуляции является признаком интеллекта. Поэтому, если ваш ребенок постоянно хочет менять позы, вертится, ему быстро все надоедает, он, вероятно, интеллектуально одарен.
«Много болтает»: общество людей с высоким интеллектом назвало 16 ранних признаков одаренных детей
© Коллаж Кристины Савельевой
Как распознать вундеркинда?
Крупнейшее и старейшее общество людей с высоким показателем IQ, Менса (Mensa), постоянно находится в поиске одаренных детей.
Минимальный результат IQ-теста для вступления в Менсу — 132 балла по тесту Стэнфорда-Бине и 148 баллов по тесту Кеттела. Но не каждый родитель решит провести тест для маленького ребенка. Сама организация заявляет, что ее IQ-тесты подходят для детей старше десяти с половиной лет, но есть среди участников Менсы и двухлетка с IQ 146.
Организация решила перечислить 16 признаков того, что у вас растет потенциальный вундеркинд. Так родителям будет легче понять, что у них не просто умный и любознательный малыш, а будущий гений. Вот эти признаки.
Превосходная память
Ребенок легко запоминает названия стран, цифры, адреса, детали и другую информацию, легко осваивает арифметику и иностранные языки.
Раннее развитие
Ребенок быстрее большинства сверстников научился говорить, играть в настольные игры и так далее.
Чтение
Ребенок научился читать раньше, чем большинство детей в его возрасте.
Необычные хобби и интересы, глубокие познания в какой-то области
Иногда дети демонстрируют сильный интерес к чему-то, например, к динозаврам, это распространенное явление. Но если ваш малыш, например, не просто интересуется кино, а способен отличить комедию от научной фантастики, то это признак высокого интеллекта. Если ребенок углубляется в изучение какой-то темы, то это значит, что он жаждет ставить перед своим интеллектом новые задачи.
Проблемы в общении с другими детьми
Одаренным детям иногда бывает сложно общаться со своими сверстниками. Они не понимают, почему другие дети не знают того же, что и они. Менса считает, что дети с высоким интеллектом — чувствительнее, чем другие. Они расстраиваются, если их не замечают или дразнят, и порой предпочитают избегать общения вовсе.
Осведомленность о событиях, происходящих в мире
Ваш малыш следит за политикой, читает газеты или знает, что такое BLM? Это еще один признак того, что он хочет ставить новые задачи перед своим интеллектом.
Перфекционизм
Одаренные дети обычно остро воспринимают неудачи, так как в большинстве своем являются перфекционистами. Они знают, что умнее сверстников, и гордятся своими навыками или талантами. Порой они ставят перед собой слишком высокую планку и очень огорчаются, если не достигают своих целей.
Любит поболтать
Ребенок весь день болтает, и вы не знаете, куда деваться? Отличный признак! У вас любознательный малыш, который хочет участвовать в интересных беседах, получать новые знания и оттачивать свое остроумие и навыки общения.
Хорошие оценки
Это очевидно — если ваш ребенок получает за свои знания оценки выше среднего, то у него большой потенциал.
Любит проводить время со взрослыми или наедине
У кого вероятнее всего узнать что-то новое и захватывающее? Конечно, у взрослых! Вот почему маленькие гении обычно предпочитают их компанию вместо общения с детьми. А еще таким малышам интересно проводить время в одиночестве, занимаясь какими-нибудь поделками, читая книги, собирая пазлы.
Постоянно задает вопросы
«А как работает телефон?» «А почему кот рыжий?» «А кто придумал слово „рыжий“?» Если ребенок сводит вас с ума своими вопросами, то остается только набраться терпения и… порадоваться!
Чувство юмора
Ребенок великолепно шутит или понимает юмор, который, как вам кажется, слишком сложный для его возраста? Значит, он в этой жизни уже многое понял!
Любовь к музыке
Речь идет не о маленьких Моцартах, хотя и о них тоже. Если ваш ребенок легко осваивает игру на любом музыкальном инструменте, то ему, скорее всего, будет легко даваться и изучение чего-то другого.
Любит все контролировать
Такие дети обычно любят полностью контролировать ситуацию, доказывать себе, что они могут довести какое-то дело до конца, сделать все определенным образом и никаким другим.
Придумывает правила
Одаренные дети часто придумывают дополнительные правила для игр. Так бывает, если игра им кажется недостаточно сложной.
Выраженная интроверсия или экстраверсия
По мнению Менсы, еще один верный признак гениальности — если ваш ребенок гиперобщительный или, напротив, не нуждается ни в чьем обществе и замечательно проводит время сам.
Если вы обнаружили, что ваш ребенок соответствует многим из этих признаков, то у него, вероятно, все шансы набрать большое количество баллов в тесте IQ. Только не забывайте, что гениальность бывает разной и ее еще никто не измерил, а IQ-тесты и сама концепция коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике.
Как понять, что у ребенка аутизм?
Детский аутизм
Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?
Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?
На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.
Аутизм – так и звучит диагноз?
Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:
1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.
В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.
1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.
Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:
1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;
Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.
1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.
Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.
Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.
Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?
Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?
Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.
Чем ребенок с аутизмом отличается от других?
В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:
Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;
Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);
Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;
Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.
Что может вызвать у ребенка аутизм?
К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.
В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?
Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».
Это можно вылечить?
Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.
Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?
Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.
Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.
Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.
Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.
Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.
Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?
Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:
1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.
2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.
3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.
4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.
5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.
Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?
Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.
Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.
Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет
Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии
с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;
начинает узнавать предметы и людей;
улыбается при звуке вашего голоса;
начинает улыбаться при общении;
поворачивает голову на звуки.
начинает реагировать на эмоции окружающих людей;
может находить не тщательно спрятанные предметы;
изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;
тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;
выражает радость или недовольство голосом;
произносит наборы звуков.
начинает охотно подражать окружающим;
становится очевидным, что ребёнок вас понимает;
может находить спрятанные предметы;
реагирует на «нельзя»;
изображает простые жесты, например, может указать на предмет;
«разговаривает» сам с собой на разные лады;
может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;
реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.
подражает поведению окружающих;
радуется обществу других детей;
понимает многие слова;
находит тщательно спрятанные предметы;
указывает на называемые картинки и предметы;
начинает сортировать предметы по форме и цвету;
начинает играть в простые игры с воображением;
начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;
может выполнять простые поручения;
может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».
начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;
может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;
сортирует предметы по форме и цвету;
сопоставляет предметы с картинками;
выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;
пользуется простыми предложениями при общении;
правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);
начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).
Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?
Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.
Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.
Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.
Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.
Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.
Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?
Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.
Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.
Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.