Как понять что мозг перегружен

Информационная перегрузка мозга: кто виноват, и что делать?

Звучит невероятно, но сейчас за один месяц медиа вываливают на современного человека столько информации, сколько представитель XVII столетия усваивал за всю свою жизнь! Так что мы жители мира информационных перегрузок, и их последствия сказываются на нашем здоровье.

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен
Причем это еще цветочки! По прогнозам специалистов, уже через год объем данных, которые человек потребляет за 12 месяцев, приблизится к отметке в 9 зеттабайт. Чтобы было нагляднее, поясним: 1 байт это как песчинка, а указанный объем информации более чем в 100 раз превышает количество песчинок на всех пляжах мира!

При этом объем данных на планете Земля растет с астрономической скоростью, множась и множась. 90% информации, которая известна человечеству сегодня, появилась в… последние два года! И если до 2003 года в целом было произведено 5 экзабайт данных, то ныне такой же объем генерируется каждые… двое суток!

Медиарынок сегодня крупнейший из когда-либо существовавших. Самые активные его игроки поднимают показатели за счет массированного вброса колоссального количества информации ежедневно. И эти объемы множатся в геометрической прогрессии.

Наращивают обороты и соцсети. Все они построены по типу пирамиды, а потому прирастают за счет естественного вовлечения новых участников. И этот метод содействует неплохим дивидендам: у Facebook, например, за последние пять лет прибыли выросли вдвое.

При этом ученые из стокгольмского Королевского технологического института доказали, что у активных пользователей соцсетей заметно ухудшается кратковременная память…

Свои исследования на эту тему проводил и более чем полвека назад американец Джордж Миллер. Его эксперименты показали, что человеческая «оперативка» способна запоминать порядка 9 двоичных чисел, 8 десятичных, семь букв и пять слов из одного слога. То есть каждый из нас способен одномоментно помнить 7 (плюс-минус 2) элемента.

Если их больше, мозг дробит эти единицы информации на группы, чтобы в каждой опять-таки было 5-9 элементов. Но мы каждый день сталкиваемся с такими невероятными объемами информации, что наша память не выдерживает такого натиска: все эти логины, пароли, пин-коды, информационный мусор из СМИ, «вода» в коммуникациях…

Кроме того, шотландские ученые заметили, что у пользователей соцсетей повышенная тревожность, а американские исследователи установили взаимосвязь между интернет-аддиктивностью и лишним весом.

Как можно справиться с информационными перегрузками?

Если вы хватаетесь за телефон, едва открыв глаза, а час без интернета вызывает у вас сильнейший дискомфорт, то нужно срочно искать факторы, которые являются причиной, подстрекающей вас сбежать в онлайн-мир. Тут, возможно, понадобится помощь психолога.

Если же все еще не так плохо, воспользуйтесь рекомендациями по повышению осознанности потребления информации:

За 2 часа лекции вы получите выжимки из 7 (!) лет плодотворной работы ученых и персональный инструментарий для развития вашей продуктивности. Все техники вам подберут исходя из тестирования способностей мозга: никакой «воды», только факты и польза!

Вы получите на руки методики эффективной обработки внушительных объемов информации, постановки целей, отсечения отвлекающих факторов и умения управляться со стихией символов и смыслов.

Регистрируйтесь по этой ссылке и забирайте бонус — умный трекер формирования полезных привычек!

Источник

Проблемы с памятью: усталость, перегрузка или что-то более серьезное

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен

Что делать, если стала подводить память? На забывчивость жалуются многие: от молодых до пожилых людей.

Сначала это проявляется вроде бы в мелочах, но зачастую с возрастом проблема усугубляется, и в какой-то момент мы понимаем, что нам трудно на себя положиться, так много утекает, не удерживается, растворяется как будто в воздухе. И тут мы начинаем задумываться: это просто накопилась усталость и нужно съездить в отпуск, попить витаминки, или дело в чем-то более существенном? А вдруг провалы в памяти – признак заболевания? Давайте проанализируем, почему память может нас подводить и что с этим делать.

Сразу успокоим: очень редко ухудшение памяти вызвано тяжелой патологией мозга. Обычно все гораздо банальнее, а значит, и поправить ситуацию проще. Чтобы немного лучше разобраться в том, как работает память, нужно понимать, что бывают разные ее типы:

Когда причина – не заболевание

Рассмотрим основные причины, по которым работа мозга ухудшается и память может периодически отказывать.

Когда причина – в болезни

В ряде случаев неполадки с памятью вызваны заболеваниями. Что это за состояния?

Как можно поправить ситуацию: профилактика и лечение

Для начала нужно обратиться к неврологу, который выслушает все ваши жалобы, осмотрит и при необходимости направит на дополнительную диагностику. Дальнейшие действия и возможное лечение будут зависеть от первопричины нарушений памяти и будут индивидуально назначены доктором. В большинстве случаев нужна комплексная терапия, включающая прием лекарственных средств, витаминов, корректировку образа жизни, работу с психотерапевтом при депрессивных расстройствах и стрессовых ситуациях.

В качестве профилактики проблем с памятью и в целом для улучшения работы мозга полезно вести здоровый образ жизни, чередуя физическую активность и полноценный отдых, сбалансированно питаться, обязательно употребляя сложные углеводы и витамины группы В, не забывать пить достаточное количество чистой воды (обезвоживание негативно влияет на мозг). Кроме того, отличным решением будут регулярные тренировки памяти. Здесь может помочь учеба: полезно начать учить новый язык или осваивать какое-то новое умение, читать вслух литературу о том, чем вы ранее не интересовались. Важную информацию можно записывать, стоит вести дневник, а в конце дня вспоминать произошедшие события. Еще несколько упражнений на внимание:

Чтобы уточнить цены на прием специалиста или другие вопросы пройдите по ссылкам ниже

Источник

Вопрос психологу: как бороться с информационными перегрузками?

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен

Еще в древней Книге Екклесиаста (по преданиям, ее автор — сам царь Соломон) было написано, что «…много читать — утомительно для плоти». То есть уже тогда задумывались, что важно контролировать поток информации, который мы воспринимаем. Простыми словами, информационная перегрузка — это перегрузка объемом информации, которая поступает к нам через органы чувств.

Одним из первых этот термин ввел в обиход американский философ и футуролог Элвин Тоффлер в 1970 году. Он называл это «сенсорной перегрузкой в Информационную эпоху».

Со времен создания книгопечатания — а впоследствии и телевидения, интернета, электронной почты и социальных сетей — люди постепенно пришли к осознанию, что «передоз» информации может навредить, однако этому не было доказательств.

В 2019 году ученые из Датского технологического университета провели исследование на базе научного журнала Nature Communications и пришли к интуитивно логичному выводу: чем больше информации вокруг нас, тем сложнее нам концентрировать внимание на каждом из информационных сегментов. В частности, поэтому нам кажется, что все великие вещи и произведения были созданы раньше, а сейчас нет ни одной стоящей книги. Сравните: тысячи лет назад существовало всего несколько книг, написанных от руки, но с появлением печатного станка стало возможным их массовое производство. Ну а теперь, в век глобальной диджитализации, книги стали электронными и количество копий каждой из них достигает колоссальных показателей.

Не удивительно, что в стремительно меняющихся реалиях современной жизни, которой присущ режим мультизадачности, мы не можем обстоятельно и вдумчиво изучать что-то одно и уделять достаточно времени чему-то по отдельности: глаза разбегаются и мы не знаем, на чем лучше сфокусировать свое внимание.

Можно выделить следующие причины, приводящие к информационной перегрузке:

1) быстрый рост количества новой информации, производимой обществом;

2) общедоступная возможность легко передавать и делиться информацией через интернет с помощью высокотехнологичных гаджетов;

3) повышение количества доступных каналов получения информации (телефон, e-mail, мессенджеры, социальные сети и др.);

4) стремительно увеличивающееся количество информации о прошлом;

5) противоречия и неточности в доступной информации (относится к термину «информационное загрязнение»);

6) низкое соотношение «сигнал/шум» (чем меньше соотношение, тем больше ненужной для человека информации — так называемого информационного шума);

7) недостаток методов сравнения и обработки различных видов информации;

8) поступление различных видов информации, никак не связанных между собой.

Итак, ранее мы обсудили, что информационная перегрузка воздействует на все общество в целом. А влияет ли она на продуктивность каждого человека в отдельности? Вне всякого сомнения. И, увы, не самым благотворным образом.

Человеку в среднем требуется около 25 минут, чтобы вернуться к продуктивной работе после того, как он переключился на что-то другое — например, на электронное письмо или сообщение в мессенджере. Исследователи утверждают, что большое значение играет страх случайно упустить или не успеть получить какую-то очень важную информацию: это вызывает фрустрацию и чувство подавленности.

Действительно, новостные ленты, почта, поток новых постов в соцсетях, радио и телевидение — все это, подобно снежному кому, формируется в единый огромный массив данных, который начинает довлеть над человеком и негативным образом сказывается и на его мыслительных процессах, и на эмоциональном состоянии.

Эдвард Хэллоуэлл, американский врач-психиатр, утверждает, что люди в наше время начали приобретать черты синдрома дефицита внимания и гиперактивности — состояния, которое считается генетически детерминированным.

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен

Итак, чем же конкретно вредит информационная перегрузка? Загибаем пальцы:

Отдельно отмечу такие неприятные феномены, как:

Феномен информационной перегрузки оказывает значительное негативное влияние и на общество и бизнес в целом.

Однако стоит признать, что есть люди, которые прекрасно справляются с большими потоками информации и чувствуют себя при этом вполне комфортно. Как этого достичь?

Для начала нужно понять главное: проблема информационной перегрузки решается двумя способами: уменьшением поступающей информации либо укреплением нашего воспринимающего аппарата — мозга.

Начнем с первого блока практических шагов:

1. Возьмите за правило раз в неделю или в месяц «чистить» свои подписки в социальных сетях, рассылках и проанализируйте, какие сайты вы посещаете больше по привычке, на автоматизме, а не из-за их реальной пользы для себя.

2. Устраивайте себе «цифровой детокс» или «цифровой шаббат». Есть целые движения людей, которые следуют этим принципам и расценивают информацию как еще один продукт, который навязывает нам общество потребления. Философия цифрового детокса предполагает отношение к информации как к инструменту достижения целей. Их манифест — disconnect to reconnect. То есть «отсоединись, чтобы присоединиться» (к себе и своим ценностям).

3. Занимайтесь планированием. Например, можно пользоваться классической техникой. Разделите все дела на следующий день на четыре группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные, неважные и несрочные. Или также на четыре группы, но по другому принципу: сделать самому, делегировать, отложить и вообще не делать.

4. Совмещайте похожие задачи и выполняйте их в одно время. Например, если надо разослать письма разным людям — выделите отдельно время, когда вы напишете и отправите все письма сразу.

5. Используйте приложения для тайм-менеджмента. Это позволит вам планировать режим работы и отдыха. Приложение будет напоминать вам о времени, когда лучше сделать перерыв, чтобы вы не забывали отдыхать и не тратили ценное время отдыха на малопродуктивный серфинг в интернете.

6. Возьмите на вооружение технику «Съешь лягушку». Это классический прием, который заключается в том, чтобы сделать какое-то небольшое и, возможно, не самое приятное дело именно с утра. Это позволит начать день на подъеме и с ощущением «я молодец» и «трудности мне по плечу», что в конечном итоге уменьшит и бремя информационной нагрузки.

7. Используйте различные современные приложения и инструменты. Например, сделайте так, чтобы все письма из разных ящиков приходили в один ящик. Так у вас будет меньше хаоса в разных каналах информации, а значит, будет меньше информационного шума.

8. Старайтесь избегать мультизадачности. Эрл Миллер, ведущий нейроученый из Massachusetts Institute of Technology утверждает, что, даже если нам кажется, что мы мультизадачны, мы всего лишь очень быстро переключаемся между несколькими задачами. А это вынуждает нас проигрывать в общей эффективности.

Теперь перейдем ко второму блоку практических шагов, которые помогут мозгу стать устойчивее к информационным перегрузкам:

1. Соблюдайте режим работы и отдыха. Сон — важен. Отдых — это не только отпуск, но и смена деятельности в течение дня. После рабочего дня прогулка в гордом одиночестве, без музыки и отвлечения на смартфон — отличный способ нивелировать негативные последствия информационного шума.

2. Уделите внимание работе со стрессом. Забудьте про аффирмации и визуализации — вместо этого обратите внимание на научно обоснованную медитацию в технике mindfulness. Для этих целей можно скачать специальные приложения — например, Headspace или Meditopia. Такая медитация поможет вам развить навык осознанности. А это прямой путь к улучшению концентрации внимания и собранности.

3. Если же вы отмечаете, что не справляетесь с тревогой или подавленностью, отмечаете выгорание или трудности в отношениях, сложно контролируете приступы гнева, то самое время обратиться за профессиональной помощью к специалисту. Ищите психотерапевта, работающего в сфере когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ) или психотерапии ACT (Acceptance and Commitment Therapy — терапия принятия и ответственности).

В качестве литературы по теме рекомендую следующие книги:

И напоследок запомните: человек — достаточно гибкое существо, поэтому навыку справляться с информационными потоками можно и нужно научиться. Огромные потоки информации неизбежно приходят вместе с развитием прогресса, но именно от нас зависит, станет ли эта информация полезным инструментом или превратится в изматывающую головную боль.

Источник

Хроническая усталость и перенапряжение нервной системы

Сильная усталость знакома многим людям. Ее обычно связывают с наличием физического и психического перенапряжения накануне. Она быстро исчезает после отдыха. Эти состояния часто возникают после авралов на работе, сдачи экзаменов, посадок на даче и другой подобной деятельности.

В этом случае люди знают, с чем связана усталость и четко определяют момент, когда они ее почувствовали. При развитии хронической усталости человек не осознает, в какой момент она возникла. Пациент не понимает в чем причина этого состояния и испытывает серьезные неудобства из-за снижения работоспособности.

Описание

Хронической усталостью называют состояние, когда человека беспокоит ощущение дискомфорта с постоянной психической и физической слабостью. Пациент находится в состоянии переутомления. Оно возникает по неизвестным причинам и продолжается больше шести месяцев.

Отличительной чертой астенического синдрома считают то, что основные его симптомы сохраняются после длительного сна и продолжительного отдыха. К устранению проблем не приводит смена деятельности или уход от ежедневных обязанностей.

Впервые синдром хронической усталости стали выставлять как отдельный диагноз пациентам с 1988 года. До этого его не считали заболеванием. Тяжелые варианты течения астении относили к атипично протекающим инфекциям.

Астеническим синдромом чаще страдают люди молодого возраста. У женщин это заболевание выявляют чаще. Синдром развивается у гиперответственных и активных людей, которых можно назвать трудоголиками.

Причины

Точные причины возникновения этого заболевания у людей до сих пор изучаются. Специалисты считают, что ведущую роль в развитии хронической астении играет возбудители инфекционных патологий. Выявляются следующие возбудители:

Предположительно патологическое состояние возникает из-за длительной антигенной стимуляции иммунокомпетентных клеток. При их деятельности выделяются цитокины. С этими веществами связывают повышенную температуру тела, мышечную боль и озноб.

Специалисты выявили связь астении с расстройством работы лимбической системы в головном мозге. Эта структура отвечает за эмоциональную сферу, память, вегетативную регуляцию деятельности органов, суточные ритмы работы организма, работоспособность. Эти функции нарушаются у людей с хронической астенией.

Симптомы

Возникновению заболевания часто предшествует любая инфекция. Это моет быть обыкновенная простуда. В норме после острого периода болезни наблюдают слабость не больше трех недель. Периодически у больного возникает головная боль, депрессивное настроение и повышенная утомляемость.

В случае хронической астении эта симптоматика не проходит спустя даже полгода. Пациент понимает, что это ситуация ненормальна и обращается к врачам. Основной симптом, с которым он приходит к врачу – это ощущение постоянной усталости. Оно не проходит после ночного сна. От него не помогает избавиться даже отдых в течение нескольких дней.

Небольшую часть пациентов беспокоит сонливость. У большинства людей формируется бессонница. Часто они сообщают, что снизилась работоспособность, ослаблено внимание. Больные жалуются на невозможность сосредоточиться. Их беспокоят изменения эмоционального состояния, такие как:

У пациентов часто возникают нарушения терморегуляции. Температуры повышается или снижается в течение длительного промежутка времени. Пациентов постоянно беспокоит головная боль, светобоязнь, сухость глаз, головокружение, боль в горле, сердцебиение. Некоторые больные резко худеют.

Диагностика

Выставляют больным диагноз синдром хронической усталости на основании характерных жалоб. Они должны соответствовать следующим критериям:

Существуют также малые критерии, которые могут присутствовать у пациента с хронической астенией. К ним относят следующее:

Болезнь имеет часто внезапное начало. Диагноз ставится при выявлении у больного двух больших, а также четырех малых критериев.

Лечение

Терапию при синдроме хронической усталости проводит врач невролог. Она предназначается для устранения симптомов и повышения работоспособности. Врач составляет для пациента индивидуальный курс, основываясь на его жалобах. С помощью медикаментов снимают нервное перенапряжение или болевой синдром. Больному назначают прием витаминов, микроэлементов.

Пациенту рекомендуют вылечить все хронические патологии. Он должен строго соблюдать режим труда и отдыха, придерживаться полноценного питания. Больному проводят психотерапию. Ему рекомендуют заниматься плаванием и лечебной физкультурой. Необходим отказ от вредных привычек.

Лечение синдрома хронической усталости занимает длительное время. Больной должен набраться терпения и строго соблюдать все рекомендации врача.

Источник

Мозг помнит всё? Беседа с нейрофизиологом Ольгой Сварник

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен

Сегодня нам доступны самые разные научные инструменты и самые передовые технологии. Человечество накопило колоссальные знания, как в естественных науках, так и в гуманитарных. Однако человеческий мозг по-прежнему остается «Священным Граалем» ученых и самой сложной, малоизученной областью. Что мешает нам изучить мозг до конца? Как работает человеческая память и действительно ли наш мозг помнит всё? Об этом и многом другом рассказала Ольга Евгеньевна Сварник — нейрофизиолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН.

Все мы знаем о том, что мозг – это очень сложная структура. Десятки миллиардов нейронов, триллионы синапсов…Учитывая эту сложность, насколько мы вообще способны изучить мозг и что сегодня является главным камнем преткновения в подобных исследованиях?

Мы, безусловно, можем изучать мозг. И это достаточно длительный процесс, в силу тех особенностей, о которых вы говорите: огромное количество клеток, связей, клетки все очень разные. Исследования последних десятилетий показали, что существует огромное количество типов нейронов, и чем глубже мы погружаемся в эту область, тем больше новых типов находим. Процесс исследования мозга и клеток, которые этот мозг составляют — почти бесконечный и очень интересный.

Важный вопрос — а как мозг связан с психическими процессами? Активность наших нейронов связана с тем, что делает организм. Примечательно не только то, что в мозге есть множество разных типов нейронов, но и то, что они активируются в конкретные моменты, которые являются специфическими для этих нейронов. Есть нейроны, которые будут активны, когда я рассказываю кому-то о мозге, или когда я сама продумываю, как работает мозг, или даже когда я сплю и мне снится что-то о работе мозга. Исследуя эти нейроны, мы получаем доступ к внутреннему миру человека.

Главный камень преткновения в изучении мозга — это то, что огромное количество деталей, которые мы получаем о работе мозга, почему-то не хотят укладываться в некую общепринятую теорию. И есть некоторые изменения в том, что мы понимаем под принципами работы мозга. Существует несколько разных предложений о том, что это такое — принципы работы мозга. И довольно большое число исследователей никак не могут прийти к единому мнению в этом вопросе. Деталей много, а общая картина до сих пор не сложилась. Похожую ситуацию мы можем увидеть и в других науках, например, в физике.

Ольга Евгеньевна, вы изучаете память. Расскажите подробнее об этом. Память локализована где-то в мозге или это ситуативный процесс, и у нас нет конкретной зоны памяти?

Если коротко, то да, никакой зоны памяти нет. При этом, разрушение или нарушение работы определенных зон может приводить к амнезии. Но это не одно и то же. Есть кратковременная память, есть долговременная память, есть память имплицитная, когда мы приобрели какой-то опыт, но не можем ничего об этом сказать и не можем как-то его декларировать. А есть такие виды памяти, где мы можем сказать, например, что знаем, в каком месте находится Эйфелева башня или представляем, как работают нейроны в мозге. Это всё разные аспекты явления, которое принято называть памятью. И когда мы говорим об этих проявлениях работы мозга, мы не можем сказать, что память лежит где-то в определенном месте в мозге.

Один известный пациент с амнезией по имени Генри Молисон перенес операцию по разрушению гиппокампальных структур и некоторых корковых зон, которые были связаны с гиппокампом, в итоге он потерял возможность что-либо запоминать. У него не было впечатления, что он может описывать какие-то случившиеся с ним эпизоды. Но при этом, обучение у него всё же происходило, просто он не мог декларировать эпизоды. Грубо говоря, у пациента информация об эпизодах была, но он просто не мог об этом сказать. И ведь это явление было описано за 50 лет до случая Генри Молисона. Швейцарским врачом Эдуардом Клапаредом был описан очень известный, почти анекдотичный случай. Он постоянно здоровался за руку со своей пациенткой с похожим расстройством. У женщины тоже были проблемы с приобретением новой памяти и возможностью декларировать эпизоды из жизни. Во время одного из таких приветствий врач подложил иглу в свою руку и уколол больную. Впоследствии пациентка об этом совершенно не помнила, но стала избегать рукопожатий с доктором. Получается, что этот опыт у человека всё же остался, и такой опыт мог формировать дальнейшие взаимодействия этой женщины с миром.

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен

В 2018 г. Ольга Сварник опубликовала научно-популярную книгу «Мозг за минуту».

А можно ли сказать, что наш мозг вообще ничего не забывает, и то, что произошло однажды, остается навсегда?

В современной нейронауке тенденция такова, что проблема памяти — это прежде всего проблема доступа к ней. Дело ведь не в том, что память как-то потерялась. Если мы представим, что любой приобретённый опыт — это формирование какой-то нейронной группы, которая теперь с ним связана, то получается, что вернуться к этому опыту — значит активировать эту группу. Если мы наслаиваем всё больше и больше других нейронных групп, уходя в нашем опыте от той первоначальной группы, то получается, что мы не можем к ней вернуться за счет того, что там уже есть другие наслоения и ветви этого «дерева опыта» изрядно разрослись.

Опыты на животных показывают, что можно заактивировать ту старую группу, которая была еще до всех этих наслоений, и вернуться к тому моменту. И в этом смысле конечно можно сказать, что да, мозг действительно хранит всё, если был сложившийся опыт. Вокруг нас сейчас есть масса краткосрочных моментов, которые на какой-то короткий период тоже «фиксируются» нашим мозгом, но при этом не переходят в долговременную фазу. А вот если всё перешло уже в долговременную память, то возможность потерять такую память — это прежде всего сложность найти к ней доступ, либо другой вариант — если клетки, связанные с этой памятью, разрушены.

Как объяснить случаи, когда какой-то запах возвращает тебя к таким далеким временам, о которых ты, казалось бы, уже не помнишь, но вдруг память оживает вновь? Запах — это сфера подсознания? И как он связан с памятью?

Бо́льшая часть того, что есть в нашем мозге, работает, не выходя на уровень, который принято называть сознанием. Но это всё равно составляет наш опыт.

В плане возможности вернуться к старым нейронным группам того опыта, который был до всех наслоений, запах играет универсальную и очень интересную роль. То есть запах помогает возродить то, к чему мы сами уже не можем подобраться: в силу завязанности предыдущего опыта на множестве других вещей, с которыми мы познакомились в процессе жизни.

Почему так происходит? Ответа на этот вопрос я, честно говоря не знаю, но он давно меня интересует. Даже какая-то картинка крайне редко приводит к подобному оживлению эпизодов нашего прошлого, а запах имеет такую уникальную возможность. В художественной литературе этот феномен был многократно и красочно описан, но с научной точки зрения трудно предположить, что бы это могло быть. Почему именно запах, даже не звук, обладает такими характеристиками? Ответ на этот вопрос мне бы тоже хотелось знать.

Почему мы на долгие годы можем запомнить какие-то незначительные детали из далекого прошлого, которые, казалось бы, не несут никакой смысловой нагрузки (например, зеленые носки, увиденные на ком-то давным-давно, или пробежавшую мимо собаку)? Или здесь, как говорил Фрейд, незначительных деталей быть не может и за этим воспоминанием стоит какое-то более серьезное, спрятанное переживание?

Такие воспоминания связаны с каким-то общим состоянием организма на тот момент. Возможно, то состояние по своим эмоциональным характеристикам действительно имело большую значимость. Наверное, такая особенность нашей памяти сыграла свою роль в эволюции: организмы, которые фиксировали с помощью своих нейронов как можно больше деталей, вероятно получали большее преимущество в эволюции.

Другой аспект — это то, что состояние, столь важное на тот момент, могло возвращаться снова и снова, когда мы мысленно думали о пережитом. И вот в момент одного из таких возвратов могли добавиться эти зелёные носки или ещё что-то. Возможно, прямого отношения к той ситуации они и не имели, но наша память, спустя какое-то время, связав это и наслоив ещё что-то, «решила», что эти зелёные носки были очень важны для той ситуации. Есть разные нюансы касательно того, как наша память претерпевает разнообразные модификации с каждый реактивацией тех нейронных групп, которые лежат в её основе. Это тоже очень интересные процессы.

Получается, что по сути самым верным является именно первое воспоминание, а все остальные возвраты, воспоминания об этом моменте, которые наслоились позже, ложные? Может быть, все наши воспоминания вообще являются неверными и мало связаны с тем, что происходило на самом деле?

Очень важно сказать, что это за виды памяти. Явление переделки памяти за счет возврата к активации самой ранней нейронной группы связано всё-таки с эпизодической памятью. А семантическая память работает как бы наоборот: если мы что-то учим, например, пытаемся запомнить все столицы мира, то здесь повторение только на пользу и это нашу память укрепляет. (Под семантической памятью подразумеваются знания (например, о том, что Эйфелева башня в Париже), а не сам эпизод моего первого видения Эйфелевой башни). А вот сам эпизод, свидетелем которого мы были, имеет тенденцию видоизменяться, приобретать детали, которых не было, и терять те, что были. Многочисленные исследования показывают, что эпизодической памяти, возможно, не стоит сильно доверять. Были ли эпизоды из нашего детства именно такими, какими мы их запомнили — этот вопрос не так прост. Вполне может быть, что похожие вещи были, но выглядели совсем не так, как мы их запомнили.

Как понять что мозг перегружен. Смотреть фото Как понять что мозг перегружен. Смотреть картинку Как понять что мозг перегружен. Картинка про Как понять что мозг перегружен. Фото Как понять что мозг перегружен

Лекция Ольги Сварник «Сон и память» в БЕН РАН.

Ольга Евгеньевна, вы работаете в Институте психологии РАН, в Московском Институте психоанализа, активно ведете преподавательскую деятельность Что вас, как ученого, больше всего привлекает в нейронауке?

Как преподаватель, я рассказываю о принципах работы мозга разным студентам: от физиков до психологов. Как учёный, я исследую клетки, которые есть в мозге на самых разных уровнях: это и нейрогенетические изменения, и изменения электрической активности, а также изменения суммарной активности мозга, регистрируемые с помощью электроэнцефалограммы на людях.

Меня очень увлекает описание и исследование поведения, а также поиск некоторых общих закономерностей для людей и для животных. Мои исследования показывают, что процесс приобретения какого-то опыта (когда организм сталкивается с какой-то новой для него ситуацией) приводит к тому, что у нас, прежде всего, реактивируются те нейронные группы, которые связаны с чем-то похожим: уже имеющимся предыдущим опытом.

Наблюдается интересная закономерность — как часто и стабильно мы, приобретая что-то новое, возвращаемся к старому. И люди, и животные, приобретя новый опыт и найдя решение для новой ситуации, уже добавив что-то новое в свой мозг, снова и снова возвращаются к старому: к ранее приобретенным формам поведения. Как будто снова и снова тестируют старую модель поведения, пытаясь убедиться, а точно ли она не работает? Ведь раньше работала? Эксперименты показывает, что люди часто даже не отдают себе в этом отчет. И вопрос о том, насколько далеко мы возвращаемся в старое и почему мы это делаем, меня сейчас занимает больше всего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *