Как понять что неисправен датчик дроссельной заслонки
Неисправности датчика дроссельной заслонки
Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля. Что ДПДЗ работает некорректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности. Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.
Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.
Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:
Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.
Причины неисправности ДПДЗ
Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:
Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.
В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.
Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки
Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:
Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».
Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора OBDII. Популярным сканером поддерживающим работу с большинством автомобилей является Scan Tool Pro Black Edition. Он поможет точно узнать номер ошибки и увидеть параметры работы дроссельной заслонки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах.
Коды ошибок 2135 и 0223
Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». На неправильную работу ДЗ или ее датчика также могут указывать такие коды: Р0120, Р0122, Р0123, Р0220, Р0223, Р0222. После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ.
В диагностическом приложении сканер даст возможность увидеть данные идущие с датчика в реальном времени роботы. Двигая заслонку необходимо смотреть на показания в вольтах и процентах ее открытия. При исправном состоянии заслонки датчик должен выдавать плавные значения (без каких либо скачков) от 03, до 4,7В или 0 — 100% при полностью закрытой или открытой заслонке. Удобнее всего смотреть работу ДПДЗ в графическом виде. Резкие провалы будут говорить об износе резистивного слоя на дорожках датчика.
Заключение
Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.
Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности
Датчик положения дроссельной заслонки и его функции
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) применяется в двигателях с контролируемым впрыском топлива. Он предназначен для определения текущего состояния заслонки и передачи этой информации на электронный блок управления (ЭБУ). В зависимости от того, насколько заслонка открыта, ЭБУ рассчитывает необходимые пропорции топлива и воздуха, подаваемых в цилиндры.
ДПДЗ расположен в моторном отсеке автомобиля сбоку на дроссельном узле.
Принцип действия ДПДЗ
По сути, датчик положения дроссельной заслонки – это, своего рода, потенциометр, состоящий из двух резисторов: постоянного и переменного. Он оборудован тремя контактами, на один из которых подается напряжение величиной 5 В, второй замкнут на «массу», а третий – напрямую связан с контроллером.
ДПДЗ реагирует на вращение оси заслонки, уменьшая подаваемое на него напряжение. При открытой полностью заслонке выходное напряжение на третьем контакте исправного датчика должно быть не менее 4 В, при закрытой – не более 0,7 В. В последнем случае ЭБУ включает режим холостого хода и подает воздух во входной коллектор, обходя заслонку.
Признаки неисправного датчика положения дроссельной заслонки
О неисправности ДПДЗ могут свидетельствовать следующие симптомы:
Более точно диагностировать неисправность датчика, возможно лишь путем его проверки.
Датчик положения дроссельной заслонки признаки неисправности
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки
Для проверки используем автомобильный тестер, включенный в режиме вольтметра. Не снимая датчик с дроссельного узла, подключаем минусовой щуп на «массу», плюсовой – к контакту ползунка (выходному, идущему к ЭБУ). Включаем зажигание, заслонку не трогаем. В таком положении тестер должен показывать напряжение, не превышающее 0,7 В.
Далее рукой проворачиваем пластиковый сектор датчика до упора, полностью открывая заслонку. В этом случае тестер должен выдать, как минимум 4 В.
Следующий этап проверки проводим с выключенным зажиганием тестером, включенным в режиме омметра. Минусовый щуп снова подключаем на «массу», плюсовой – к любому из двух контактов датчика. Медленно перемещаем сектор датчика в одну и другую сторону. У исправного датчика сопротивления в разных диапазонах должно оставаться одинаковым.
Если эти условия не соблюдаются, датчик подлежит замене.
Причины неисправности ДПДЗ
Существует две причины, по которым датчик выходит из строя:
В любом из этих случаев ремонт датчика невозможен.
Замена датчика положения дроссельной заслонки
Замена ДПДЗ производится за считанные минуты, и не требует от автовладельца каких-то особых навыков. Из инструментов здесь нужна только отвертка.
Порядок работ такой:
1.Отключаем провод «массы» на аккумуляторе.
2.Находим датчик, нажимаем на пластиковую защелку в месте подсоединения проводов, рассоединяя контакты.
3.Отверткой откручиваем два винта крепления датчика, и снимаем его.
4.Устанавливаем на место новый датчик, подключаем провода.
5.Накидываем минусовый провод на соответствующую клемму аккумулятора, проверяем работу двигателя.
Неисправности дроссельной заслонки
Неисправности дроссельной заслонки внешне можно определить по таким признакам работы двигателя – проблемы с запуском, снижение мощности, ухудшение динамических характеристик, неустойчивый холостой ход, увеличение расхода топлива. Причинами неисправностей может быть загрязнение заслонки, возникновение подсоса воздуха в системе, некорректная работа датчика положения дроссельной заслонки и прочие. Как правило, ремонт заслонки несложен, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого выполняется ее чистка, замена ДПДЗ, либо устранение подсоса внешнего воздуха.
Признаки неисправности дроссельной заслонки
Дроссельный узел регулирует подачу воздуха во впускной коллектор, благодаря чему в дальнейшем образуется топливовоздушная смесь с оптимальными для двигателями параметрами. Соответственно, при неисправной дроссельной заслонке технология создания указанной смеси меняется, что негативно сказывается на поведении автомобиля. В частности, признаками неисправности положения дроссельной заслонки является:
Здесь стоит добавить, что многие из перечисленных симптомов могут указывать на проблемы с другими элементами двигателя. Поэтому параллельно с проверкой неисправности электронного или механического дросселя необходимо выполнить дополнительную диагностику других частей. Причем желательно с помощью электронного сканера, который поможет определить ошибку дроссельной заслонки.
Причины неисправности дроссельной заслонки
Существует ряд типовых причин, которые приводят к сбоям в работе дроссельного узла и описанным выше проблемам. Перечислим по порядку какие могут быть неисправности дроссельной заслонки.
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода (или сокращенно РХХ) предназначен для того, чтобы подавать воздух во впускной коллектор двигателя при его работе на холостом ходу, то есть, когда дроссельная заслонка закрыта. При частичном или полном выходе регулятора из строя будет наблюдаться нестабильная работа двигателя на холостых оборотах вплоть до его полной остановки. Так как он с дроссельным узлом работают в паре.
Неисправности датчика дроссельной заслонки
Еще одна распространенная причина неисправности дросселя — проблемы с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПЗД). Функция датчика заключается в фиксации положения дроссельной заслонки на своем посадочном месте и передаче соответствующей информации ЭБУ. Блок управления, в свою очередь, выбирает определенный режим работы, количество подаваемого воздуха, топлива и корректирует момент зажигания.
При неисправности датчика положения дроссельной заслонки этот узел передает некорректную информацию к ЭБУ, либо не передает ее вовсе. Соответственно, электронный блок на основании неверной информации выбирает неправильный режимы работы двигателя, либо переводит его в работу в аварийном режиме. Обычно при выходе датчика из строя на приборной панели загорается контрольная лампа Check Engine.
Привод дроссельной заслонки
Существует два типа привода дроссельной заслонки — механический (с помощью троса) и электронный (на основе информации от датчика). Механический привод устанавливался на автомобили старых моделей, и в настоящее время встречается все реже. Его работа основана на использовании стального троса, соединяющего педаль акселератора и рычаг на оси вращения дросселя. Трос может растянуться либо порваться, хотя это и встречается достаточно редко.
В современных автомобилях повсеместно используется электронный привод управления дроссельной заслонкой. Команды на положение дросселя принимает электронный блок управления на основании полученной информации от датчика привода заслонки и ДПЗД. При выходе из строя одного или другого датчика блок управления принудительно переходит в аварийный режим работы. При этом привод заслонки отключается, в памяти ЭБУ формируется ошибка, а на приборной панели загорается контрольная лампа Check Engine. В поведении машины возникают описанные выше проблемы:
В редких случаях выходит из строя электродвигатель привода заслонки. В этом случае заслонка располагается в одном положении, что фиксирует блок управления, переводя машину в аварийный режим.
Разгерметизация системы
Часто причиной неустойчивой работы двигателя автомобиля выступает разгерметизация во впускном тракте. В частности, воздух может подсасываться в следующих местах:
Подсос воздуха приводит к некорректному образованию топливовоздушной смеси и появлению ошибок в работе впускного тракта. Кроме этого, просачивающийся таким образом воздух не проходит очистку в воздушном фильтре, поэтому он может иметь в своем составе много пыли или других вредных мелких элементов.
Загрязнение заслонки
Корпус дроссельной заслонки в двигателе автомобиля имеет непосредственную связь с системой вентиляции картерных газов. По этом причине на ее корпусе и оси со временем скапливаются смолистые и масляные отложения и прочий мусор. Возникают типичные признаки загрязнения дроссельной заслонки. Это выражается в тому, что заслонка двигается не плавно, зачастую она заедает и подклинивает. Как результат — двигатель работает нестабильно, в электронном блоке управления формируются соответствующие ошибки.
Чтобы избавиться от таких неприятностей, нужно регулярно проверять состояние дроссельной заслонки, а при необходимости чистить ее специальными средствами, например, очистителями карбюратора или их аналогами.
Как почистить дроссельную заслонку
Перед тем как как почистить дроссельную заслонку стоит изучить пять основных ошибок, которые делают автовладельцы в этой процедуре. Рекомендации как правильно очистить ДЗ от нагара.
Подробнее
Слетела адаптация заслонки
В редких случаях возможно сбрасывание адаптации дроссельной заслонки. Это может также привести к указанным проблемам. Причинами слетевшей адаптации может быть:
Также причиной слетевшей адаптации может быть попавшая в фишку влага, обрыв или повреждение сигнального и/или питающего провода. Нужно понимать, что внутри дроссельной заслонки есть электронный потенциометр. Внутри него имеются дорожки с графитовым напылением. Со временем, в процессе эксплуатации узла, они изнашиваются и могут износиться до такой степени, что не будут передавать корректную информацию о положении заслонки.
Ремонт дроссельной заслонки
Ремонтные меры дроссельного узла зависят от причин, по которым возникли проблемы. Чаще всего объем ремонтных работ состоит из всех или части приведенных ниже мер:
Адаптация дроссельной заслонки «Васей диагностом»
На автомобилях VAG-группы процесс адаптации заслонки можно выполнить с помощью популярной диагностической программы «Ваг-Ком» или «Вася диагност». Однако перед тем как непосредственно перейти к адаптации, нужно выполнить следующие предварительные действия:
Сам процесс адаптации выполняется по следующему алгоритму:
В результате описанных действий возможны два варианта — начнет выполняться процесс адаптации, в результате которого будет выведено соответствующее сообщение «Адаптация ОК». После этого нужно зайти в блок ошибок и при их наличии программно удалить информацию о них.
Но если в результате запуска адаптации программа выдает сообщение об ошибке, то нужно действовать по следующему алгоритму:
Если же и после описанных действий программа выдает сообщение об ошибке, то это говорит о неисправности узлов, участвующих в работе. В частности, может быть неисправна сама дроссельная заслонка или ее отдельные элементы, проблемы с подключаемым кабелем, неподходящая программа для адаптации (часто можно встретить взломанные версии «Васи», которые работают некорректно).
Если же нужно обучить дроссельную заслонку Ниссан, то там несколько другой алгоритм адаптации, не требующий использование какой либо программы. Соответственно и на других автомобилях, таких как Опель, Субару, Рено свои принципы обучения дросселя.
В некоторых случаях после выполнения чистки дроссельной заслонки может возрасти расход топлива, а работа двигателя на холостых оборотах будет сопровождаться их изменением. Это связано с тем, что электронный блок управления будет продолжать давать команды в соответствии с теми параметрами, которые были до чистки дросселя. Чтобы избежать подобной ситуации необходимо заслонку откалибровать. Делается с помощью специального прибора со сбросом прошлых рабочих параметров.
Механическая адаптация
С помощью указанной программы “Ваг-Ком” можно программно адаптировать лишь автомобили, выпущенные немецким концерном VAG. Для других же машин предусмотрены свои алгоритмы по выполнению адаптации дроссельной заслонки. Рассмотрим пример адаптации на популярном автомобиле Chevrolet Lacetti. Так, алгоритм адаптации будет следующим:
На других машинах манипуляции будут иметь схожий характер и не занимают много времени и усилий.
Как определить подсос воздуха
Разгерметизация системы, то есть, возникновение подсоса воздуха может привести к некорректной работе двигателя. Для того чтобы найти места обозначенного подсоса, необходимо выполнить следующие действия:
Некоторые автовладельцы накачивают во впускной тракт избыточное давление воздуха со значением до 1,5 атмосфер. Далее с помощью мыльного раствора можно найти места разгерметизации системы.
Профилактика использования
Сама по себе дроссельная заслонка рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля, то есть, не имеет периодичности замены. Поэтому ее замену выполняют при выходе узла строя по причине механической поломки, выхода из строя всего двигателя или по другим критическим причинам. Чаще из строя выходит упомянутый выше датчик положения дроссельной заслонки. Соответственно, он и подлежит замене.
Для нормальной эксплуатации двигателя дроссельную заслонку необходимо периодически чистить и перенастраивать. Делать это можно либо при появлении указанных выше признаков поломки, либо просто периодически с тем, чтобы не доводить ее до такого состояния. В зависимости от качества используемого топлива и условий эксплуатации машины чистить дроссельную заслонку рекомендуется при процессе замены моторного масла, то есть, через каждые 15…20 тысяч километров пробега.
Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Все современные автомобили имеют в своей конструкции множество электротехнических и электронных устройств. С их помощью осуществляется контроль и автоматическая настройка параметров функционирования различных узлов, агрегатов и систем. Они могут быть очень сложными и дорогими, как, к примеру, электронный блок управления двигателем (ЭБУ), так и совсем простенькими. Примечательно, что многие «мелочи», стоимость которых совсем невелика, играют на практике весьма важную практическую роль. К примеру, если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то если оставить их без внимания, скорый и весьма дорогостоящий ремонт силового агрегата практически обеспечен.
За что отвечает датчик положения дроссельной заслонки
Такая деталь, как датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) предназначена для того, чтобы передавать в электронный блок управления двигателем информацию о том, в каком именно состоянии в данный конкретный момент времени находится пропускной клапан. По сути дела, он представляет собой комбинацию постоянного и переменного резистора, а его максимальное суммарное сопротивление равняется приблизительно 8 Ом. ДПДЗ имеет в своей конструкции три контакта, причем на два из них подается напряжение (обычно его величина составляет около 5 В), а третий является сигнальным и связан с соответствующим контроллером.
Датчик положения дроссельной заслонки производства GM
Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается на ее корпусе и реагирует на вращение оси, когда она или открывается, или закрывается. Соответственно, меняется и его сопротивление: если заслонка полностью открыта, то напряжение на сигнальном контакте составляет как минимум 4 B, а если полностью закрыта — то максимум 0,7 В. За всеми изменениями напряжения следит контроллер, в результате чего регулируется количество топлива, поступающего для формирования воздушно-топливной смеси.
Если ДПДЗ работает некорректно, то оно будет или меньше, или больше необходимого, что может привести (и зачастую действительно приводит) к различным нарушениям в работе силового агрегата, а порой даже к его выходу из строя. Следует также сказать, что неисправность датчика положения дроссельной заслонки довольно часто является причиной возникновения проблем с коробкой переключения передач. Ремонт и двигателя, и КПП — это весьма затратное мероприятие, так что если обнаруживаются признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки, то ее нужно обязательно проверить.
Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки в топливной системе играет «сглаживающую» роль, и поэтому если он исправен, то автомобиль едет без рывков, плавно, при нажатии на педаль газа демонстрирует «отзывчивость». Если же ДПДЗ неисправен, то это можно определить по следующим признакам:
Если проявляется хоть один из перечисленных выше признаков, то вполне вероятно, что ДПДЗ неисправен. Как показывает практика, в большинстве случаев поломка этой детали связана с ее естественным износом. Дело в том, что переменный резистор, имеющийся в конструкции датчика положения дроссельной заслонки, имеет напыленный слой основы, который металлический контакт, перемещающийся по нему, со временем истирает. Соответственно, ДПДЗ начинает выдавать неправильные данные.
Опытные специалисты утверждают, что самый верный признак того, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен — это «плавание» оборотов силового агрегата в режиме холостого хода. Если такие симптомы обнаруживаются, то необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, или же произвести диагностику самостоятельно.
Читайте также: Когда и как менять ремень ГРМ на автомобиле.
Неисправности датчика дроссельной заслонки: разбираемся в устройстве и методах диагностики
Устройство современных автомобилей представляет собой единый, металлическо-электронный механизм, все элементы которого тесно связаны между собой. Выход из строя одной, на первый взгляд незначительной детали, может повлечь за собой проблемы в области ДВС и других важнейших систем.
Пример – выход из строя датчика положения дроссельной заслонки, который играет одну из ведущих ролей в области системы впуска ДВС. Когда датчик заслонки неисправен, это отражается на принципах регулировки подачи воздушных масс, влияющих на формирование топливно-воздушной смеси. Иными словами, неисправный датчик может стать причиной, почему у автомобиля резко возрастет потребление расходных жидкостей с одновременным снижением мощностей двигателя.
За что отвечает этот датчик и его важность
Состояние дроссельной заслонки передается с помощью отдельного элемента – датчика, который транслирует на электронный блок информацию о положении устройства в конкретный временной период. Передача данных осуществляется благодаря работе двух элементов, которые преобразуют переменный и постоянный ток.
Роль дроссельной заслонки и ее датчика в системе запчастей автомобиля
Дроссельная заслонка отвечает за все изменения контактного напряжения, что позволяет регулировать поступление топлива, которое используется при создании топливно-воздушной смеси. Чтобы заслонка работала исправно, передача данных должна осуществляться своевременно и корректно.
Когда датчик ломается, происходит скачок напряжения. Это негативно отражается на работе многих систем в автомобиле, в особенности, ДВС. Самый негативный сценарий, который влечет за собой поломка датчика дроссельной заслонки, связан с выходом из строя двигателя авто с последующей заменой устройства на новый агрегат, без возможности восстановления запчастей.
Основные признаки поломок датчика положения дроссельной заслонки
Когда датчик сломан, это находит свое отражение в работе многих систем. Признаки неисправности датчика дроссельной заслонки:
Ухудшение работы двигателя на «холостых» оборотах. Если раньше ДВС при переключении на нейтральную скорость работал стабильно и надежно, то при выходе из строя датчика заслонки переход на «холостой режим» становится для владельца транспортного средства настоящим испытанием. В ряде случаев сбои в системе ДВС приводят к тому, что машина буквально глохнет на ходу, что может привести к возникновению аварийной ситуации на дорогах.
Отказ мотора при попытке переключиться на другую скорость, включая нейтралку. Это один из наиболее характерных признаков неисправности датчика заслонки, который встречается практически у каждого владельца авто, столкнувшегося с этой проблемой.
Двигатель мгновенно «затухает» при включении определенной скорости. Чаще всего проблема связана с переходом в «холостой режим». Но иногда сбои случаются и при изменении иной скорости.
Ухудшение плавности движения автомобиля. Всем владельцам авто важно, чтобы его машина ездила уверенно, отличалась высокой маневренностью и определенной степенью надежности. Но если датчик дроссельной заслонки выходит из строя, о плавном движении за рулем можно забыть. При увеличении скорости машина будет буквально перескакивать с одного скоростного режима на другой, что также чревато созданием аварийной ситуации в процессе очередного рывка автомобиля. Ход автомобиля в такой ситуации часто сопровождается сменой рывков с провалами.
Резкое падение тяги и способности к разгону. Этот признак не является 100% гарантией того, что при его возникновении речь идет исключительно о сломанном датчике дроссельной заслонки. Но если машина стала значительно медленнее набирать скорость при поднятии на любые поверхности, заметно снижает скорость при наличии груза весом до 70% от максимальной загруженности, слишком долго разгоняется на старте, скорее всего, причиной проблемы является именно датчик заслонки дросселя.
Появление кода ошибки на приборном щитке. В моделях, по-максимуму оснащенных электроникой, определить, в чем причина неисправности, порой легче, чем в устаревших механических предшественниках. Так, если на панели загорается сообщение с ошибкой Check Engine, рекомендуется подключить прибор для сканирования кода. При обнаружении ошибки p0120 можно с уверенностью утверждать, что проблема связана исключительно с датчиком дроссельной заслонки.
Увеличивается расход топлива. Когда дроссельная заслонка не справляется с регуляцией топлива, это плохо сказывается на работе ДВС. Постепенно, в зависимости от степени выхода из строя деталей, расход бензина или дизеля будет увеличиваться.
Когда датчик дроссельной заслонки не работает, может проявляться один или сразу несколько признаков его неисправности. Независимо от возникшей проблемы следует учитывать, что именно способствовало поломке детали, а также есть ли способы быстрого и качественного решения проблемы, исключающие замену элементов в автосервисе.
Причины неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Прежде чем искать, какие причины приводят к поломке этого агрегата, необходимо отметить, что существует 2 типа таких датчиков:
Пленочно-резистивные. Их еще называют контактными.
Магнитно-резистивные, или бесконтактные.
Пленочно-резистивные датчики дроссельной заслонки ломаются чаще. Это связано с особым устройством прибора, который сопряжен с движением ползунка по резистивным тропам. У дорожек есть свой срок службы: когда он подходит к концу, они попросту изнашиваются, что приводит к выходу пленочно-резистивного датчика из строя. Иными обстоятельствами, которые приводят к поломке контактного датчика, являются:
слабый контакт или его отсутствие у ползунка. Наличие электрического контакта во многом зависит от состояния резистивного слоя на дорожке, который в процессе естественной эксплуатации запчасти постепенно выходит из строя. Контакты нарушаются, датчик перестает работать;
отсутствие опыления на основе, что препятствует нормальному передвижению ползунка. Это отражается на слабых показателях линейного напряжения, которые не повышаются;
выход из строя связующих элементов – шестеренок с привода ползунка;
разрывы комплектующих – соединительных проводов. При этом не имеет значения их тип. Оборваться и помешать работе датчика могут и питающие, и сигнальные элементы;
замыкание в электроцепи. Даже малейший сбой в работе электрической системы автомобиля может привести к негативным последствиям для датчика дроссельной заслонки, что непременно отразится на работе всей системы ДВС.
Поломка бесконтактных датчиков чаще всего связана с обрывом соединительных элементов – проводов, а также возникновением замыкания в электрической цепи. Отсутствие напыления на дорожках снижает риск появления неисправности из-за выхода из строя этих элементов.
Вне зависимости от того, какой датчик стоит на конкретном авто, проверить исправность датчика дроссельной заслонки можно одним и тем же методом. Проверку следует осуществлять с помощью спецприбора, который называется электронный мультиметр. Инструкция по проверке датчика положения дроссельной заслонки:
Активация процесса зажигания. Только при включении двигателя можно понять, все ли хорошо с датчиком, и как это отражается на работе всей системы ДВС.
Отделение контактов прибора от фишки. Далее следует взять мультиметр и соединить его с датчиком, чтобы определить, подходит ли ток к устройству. Проверка продолжается только в случае обнаружения электрической связи. Если контакт отсутствует, следует проверить соединительные элементы (проводку), чтобы найти место обрыва или определить провода, которые вышли из строя, что и привело к отсутствию напряжения в датчике положения дроссельной заслонки.
Замер показателей. Следует помнить, что при измерении заслонка должна быть полностью закрыта, то есть когда педаль газа отпущена. В таком состоянии нормальный показатель измерения должен составлять не более 0,7 Вольт. И, напротив, если выжать педаль акселератора, то есть открыть заслонку, то показатели на мультиметре должны приблизиться к значению 4 Вольта.
Вращать заслонку. Чтобы понять, как ведет себя датчик в динамике, следует открыть заслонку, плавно вращая сектор. Значение показателей должно увеличиваться по мере вращения устройства.
Примечательно, что проблемы датчика зачастую связаны с низким качеством соединительных элементов – проводов, которые выходят из строя в 2-3 раза быстрее окончания срока их эксплуатации. Этим обычно «грешат» автомобили российского производства, так как аналогичная проблема у владельцев иномарок встречается в 4 раза реже.
Проверка неисправностей с помощью специального сканера
Если мультиметр можно назвать универсальным устройством, которое предназначено для проверки напряжения в электроприборах, то для определения конкретных проблем с автомобилем используют специальный сканер – диагностическое устройство OBDII, или автосканер. В отличие от мультиметра, который позволяет только узнать, каким является напряжение в электроцепи, определить вариативность (скачки), автомобильный адаптер показывает, какая именно ошибка привела к возникновению неисправности, что позволяет узнать причину поломки и детали, требующие ремонта.
Для проверки датчика нужно подключить прибор в соответствии с инструкцией и, исследуя данные в закрытом и открытом состоянии заслонки, замерить показатели напряжения, проверив, какая информация появляется на экране некорректно. При наличии проблем на табло отображается определенный код.
Как упоминали ранее, при неисправности датчика зачастую возникает именно ошибка p0120, которая фактически переводится как «Неисправность выключателя при определенном положении заслонки». Код p0120 является не единственным в списке обозначений, связанных с некорректной работой этого прибора. Если на экране появляется значение p0122-p0123, P0220-P0223, это тоже свидетельствует о проблемах с датчиком.
Кроме выявления неисправностей в системе ДВС, автосканер помогает определить ряд проблем и в других системах. Но перед его использованием необходимо изучить инструкцию: ряд моделей измерительного прибора не подходит под конкретные виды автомобилей, а потому перед приобретением этого аксессуара рекомендуется внимательно изучить, с машинами каких производителей совместимо данное устройство.
Вывод
Когда у датчика положения дроссельной заслонки признаки неисправности становятся очевидными невооруженным взглядом, в большинстве случаев прибор подлежит замене на другое, исправное устройство. Не следует оттягивать с ремонтом ТС: этот прибор оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Если проблему запустить, это может привести к резкому ухудшению качества топливно-воздушной смеси, которая формируется благодаря воздействию дроссельной заслонки. Неисправность этих запчастей негативно сказывается на работе всей системы ДВС, что в 70% случаев приводит к необходимости замены двигателя на новый агрегат.