Как понять что нравится ребенку
Как выбрать секцию или кружок для ребёнка, когда он не знает, что ему нравится?
Хотите выбрать секцию или кружок для ребёнка, но их так много, а школьник пока не знает, что ему нравится? Тогда стоит подойти к этому вопросу более продуманно. Мы проанализировали общие советы психологов и готовы подсказать, что делать в такой ситуации.
Зачем ребёнку нужна секция или кружок?
Возможно, некоторые родители считают, что секции и кружки существуют только для того, чтобы хоть чем-то занять сына или дочь вне школы. Отчасти это так. Но главное их назначение — развивать детей физически, творчески или интеллектуально. Кто-то хочет вырастить из своего ребёнка футболиста-чемпиона, а кто-то, например, отдаёт на занятия по гимнастике болезненного ребёнка, чтобы укрепить его иммунитет. И важно найти золотую середину между пользой, развлечением и хобби.
«Хочу не туда», «Не знаю», «Не буду» — как в таких ситуациях выбрать кружок?
Ключевой момент в выборе кружка или секции — понять, что нравится ребёнку. Сын хочет танцевать, а дочь — гонять с мячом? Лучше не перечьте им и дайте возможность попробовать себя в новом деле. При большом желании школьника можно записать и на два кружка: один — который ему нравится, а второй — который, как вы считаете, будет полезен для развития.
Ваш ребёнок замкнут? Запишите на командный спорт, например, футбол. Он научится вести себя в коллективе и дружить со сверстниками. Ребёнок — сорви голова? Тогда можно записать и на секцию по шашкам: пусть учится терпению и усидчивости. То есть, важно найти баланс между «люблю» и «полезно» и прийти к обоюдному согласию.
Если ребёнок сам не знает, что ему нравится, лучше поинтересоваться, куда ходят его одноклассники или друзья. В привычном кругу ему будет комфортнее и проще заниматься. Не бойтесь того, что ребёнок начнёт перебирать секции, долго не останавливаясь на чём-то одном. Возможно, он просто ищет, что ему будет более интересным. Это родитель — человек с опытом, который уже ходил заниматься в кружок (или имеет о нём представление) и ориентируется в мире. Поэтому не торопите ребёнка и дайте ему спокойно выбрать занятие по душе или помогите с этим, просмотрев в интернете предложения.
Что следует учитывать при выборе кружка или секции?
Важна и стоимость: выбирайте кружок, который действительно в состоянии оплатить. Чтобы было не в тягость и в радость.
И, конечно же, подбирайте кружок в соответствии с состоянием здоровья школьника. У ребёнка плохое зрение? Скорее всего, длительное вязание и вышивание ещё больше будут утомлять глаза. А на спортивные секции без медицинский справки никто ребёнка не допустит. Такой момент нужно иметь в виду.
Какие кружки можно посещать в Минске?
Выбор кружков и секций в Минске не ограничен: чтобы их отыскать, достаточно погуглить.
Спортивные (командный спорт, шахматы и шашки, картинг, скалодром, бассейн, конная езда, гимнастика, борьба и другие);
Творческие (фотокружок, рукоделие, рисование и лепка, танцы, пение, театр и другие);
Хотите развить в ребёнке главные навыки (программирование) и качества (логику, креативность, коммуникабельность) XXI века? Приходите на пробное занятие в ИТ-школу Адукар для детей 6−15 лет: преподаватели научат ребёнка видеть мир через призму информационных технологий и любить математику, физику и информатику.
Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что оказались вам полезны. Чтобы получить больше информации, посмотрите ещё:
Ребенок с увлечением: он — личность!
Как выбрать хобби для ребенка? Чем увлекаются дети?
Маленькой принцессе из сказки «Спящая красавица» феи открыто предоставили свои дары. Сказали, например, «будешь петь, как соловей». И танцевать. Так решился вопрос с принцессиными увлечениями. В нашей жизни феи действуют скрытно и незаметно. Никто не обещает младенцу: будешь, мол, писателем. И потому выбор хобби у ребенка происходит «методом проб и ошибок».
Играть на скрипке или препарировать головастиков? Полезные увлечения детей
Иметь увлечение в любом случае полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и увлечения учат детей быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду.
Увлечения, которые близки по сути основной деятельности (психологи называют их «предпринимательскими») несут тренинговый эффект. Например, шахматы развивают память и учат просчитывать будущее.
Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.
Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.
Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.
Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!
Что влияет на выбор хобби для ребенка?
Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.
7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка
Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если.
Проблема 1. Ничем не интересуется
Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.
Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.
Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе
Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.
Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.
Проблема 3. Меняем как перчатки
Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. «Среднестатические» ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.
И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в «брошенном» увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.
Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру
Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в «серьезный» спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже «тюфяки» с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.
Проблема 5. Хобби не соответствует полу
Решение. Многие родители опасаются «немужских» увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более «потходящими» ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: «Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор».
Проблема 6. Одержим коллекционированием
Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.
Когда вы признали за ребенком право собирать то, что ему нравится, покажите ему картинки и фото с изображениями того, как хранятся схожие коллекции, как его собратья по увлечению проводят сборы и выставки. Вместе продумайте собственные способы хранения и демонстрации коллекции. Можно постараться рационально организовать место в его шкафу или на полках в детской так, чтобы коллекция была и видна, и доступна.
Проблема 7. Тащит в дом животных без разбору
Решение. Общение с «братьями нашими меньшими» учит ребенка ответственности и заботе. Если ребенок интересуется животными гораздо больше, чем прочие члены семьи, то стоит подыскать кружок с живым уголком или то, что раньше называлось «станцией юннатов». Общение со зверюшками в специально отведенных для этого местах сохраняет нервы родителям и чистоту в доме. Решение содержать животное в доме надо принимать только всем вместе.
Статья предоставлена журналом «Первоклассные родители»
Как понять призвание своего ребенка?
В пять лет мой ребенок мечтал стать дворником, в шесть грезил работой пожарного, перед самым выпуском из детского сада он заявил, что обязательно станет стоматологом, а в начальной школе задумался о карьере видеооператора! Я лишь умиляюсь поискам сына, подходя к выявлению его призвания по-своему.
Если исходить из того, что наше призвание является врожденным, то просто внимательно наблюдая за детьми в том возрасте, когда они еще спонтанно проявляют свои природные склонности, можно предположить, в чем заключаются их сильные стороны, которые мы должны лишь помочь или хотя бы не мешать им развивать. Причем обращать внимание стоит не только на то, что ребенку дается легко, в чем он может быть талантлив, но также учитывать его стойкие интересы к чему-либо и особенности его характера.
Фото: Степан Патрышев
Другой ребенок, девочка, с которой мой сын сначала ходил в детский сад, а потом в начальную школу — типичная мастерица, то есть она относится к ремесленному типу. Сколько ее знаю, она всегда что-то делает своими руками, пробуя себя то в плетении из бисера, то в валянии из шерсти, то в макраме, то в шитье мягких игрушек. По словам ее мамы, их дом уже ломится от ее поделок! И пусть учиться в школе ей не всегда легко, трудолюбия ей не занимать! И рукоделие, скорей всего, будет ее основным «хлебом».
Есть также дети, которые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — то они зачаровано играют в «магазинчик», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку, то увлеченно играют в монополию или находят еще одну идею для очередной коллекции! Это те, кто относятся к торговому типу, из кого получаются хорошие бизнесмены, продавцы и фермеры.
Если самая любимая «игрушка» ребенка — книга, а любимая игра — «в школу», если он рано научился читать и писать, его полки ломятся от всевозможных энциклопедий и развивающих игр, а сам он любит побыть один для «подумать» — то он, скорей всего, интеллектуал. Люди, относящиеся к такому типу — хорошие учителя, психологи, ученые, врачи, первооткрыватели.
Хотя нельзя сказать, что тот или иной тип деятельности обязательно напрямую определяет конкретную сферу его применения, скорее, он лишь задает направление реализации того или иного специалиста. Так, врачом может стать человек, относящийся к управленческому типу, и в этом случае он, прежде всего, будет стремиться стать заведующим больницы, врач-интеллектуал может остаться в ординатуре медакадемии и стать ученым, для врача-торговца самым важным будет получить прибыль, например, открыв частную клинику, а врач-ремесленник с удовольствием будет делать операции в крупной клинике или поднатореет в каком-то узком направлении, например, в гомеопатии.
Как же узнать склонности ребенка к той или иной области профессиональной деятельности после того, как вы определитесь с ее типом? По сути, здесь все как у взрослых — нужно выявить главное увлечение ребенка, определить его таланты и на их стыке найти призвание пока еще маленького человечка. Впрочем, у детей увлечения часто тесно связаны с их талантами, так как им, как правило, нравится заниматься именно тем, что у них хорошо получается делать, к чему у них есть способности.
Фото: Елена Приходько
Чтобы понять предпочтения и склонности своего ребенка, я с самого раннего возраста старалась создать такие условия, в которых они могли бы проявиться в полной мере. До года я проводила с сыном ежедневные занятия, целью которых было не столько научить его чему-то, сколько удивить хоть чем-нибудь (даже если это будет шарик, скомканный на его глазах из шуршащей фольги), а еще дать ему возможность в чем-то творчески проявить себя (пусть даже после этого я буду отмывать стены ванны от гуаши всю ночь).
В год мы пошли на занятия по Монтессори, после чего я зонировала детскую комнату, в которой сын мог в любой момент и порисовать чем угодно, и «поиграть» на каком-то инструменте — там-таме, синтезаторе, гитаре или флейте, и пособирать пазлы или поскладывать головоломки, и порассматривать географические карты, и полистать книги, и послушать обучающие диски на английском-французском-немецком, и поиграть в любые игрушки. Каждый месяц я закупала очередную порцию наглядного материала и развивающих пособий и обновляла комнату то тут, то там.
С четырех лет к нам начал приходить педагог по рисованию, и вот уже сын перерисовал «Золотую осень» Левитана, с шести я пригласила на дом преподавателя игры на синтезаторе, и вскоре уже наслаждалась «Лунной сонатой» в исполнении своего ребенка. Потом я стала водить сына во всевозможные кружки — каратэ, брэйк-данс, шахматы, английский язык, актерское мастерство, игра на гитаре, теннис, фотодело, информатика. Как только он терял интерес к одному из них, у нас освобождалось время для другого. У меня не было цели добиться от ребенка каких-то значимых достижений в той или иной области, мне хотелось, чтобы он попробовал себя в как можно большем количестве различных дел, прочувствовал на опыте все многообразие своих «Я могу!» и, возможно, в итоге остановился на том, что действительно является его страстным увлечением.
Сейчас моему ребенку почти одиннадцать лет. Он с отличием закончил начальную школу, показав особые успехи в точных науках. Он поигрывает на синтезаторе и гитаре, ходит на руках, играет в тенис, порой увлеченно фотографирует, с интересом осваивает компьютерные программы, такие как PowerPoint, Pаint, за границей помогает мне с переводом на английский. Но его самым большим талантом я считаю умение устанавливать контакт, договориться и организовывать какую-либо деятельность среди своих сверстников, а его главным увлечением на данный момент являются операторская работа и компьютерные игры. Таким образом, призвание своего сына на сегодняшний день я вижу в руководстве людьми, работающими на стыке творчества и цифровых технологий.
Фото: Степан Патрышев
Вначале я, как и многие родители, пыталась бороться с его главным пристрастием — компьютерными играми, а затем, увидев, как он собирает в соцсетях группы своих единомышленников, создает для них обучающие видео по играм и делает обзоры лучших геймеров и летсплейщиков, я поняла, что мне стоит поддержать и это его увлечение, в котором так гармонично соединилось все то, что я в него вкладывала с самого детства: работа с образами, звуковым рядом, координация движений, отсутствие языкового барьера. В следующем учебном году я запишу его на курсы программирования компьютерных игр, помогу написать сценарий для его собственной игры и куплю все необходимое, чтобы он мог творить свои игровые миры дома. Но даже если сын наиграется и в это, через три года вдруг увлекшись темой космоса или балетом, я буду его верным проводником и в эти сферы. Ведь самое главное для меня — чтобы в его глазах не угас этот страстный интерес к жизни и другим людям. Именно в этом, на мой взгляд, и заключается настоящее призвание каждого из нас, именно это мы и должны поддерживать в своих детях!
Фото: Степан Патрышев
Таким образом, мой опыт поиска призвания своего ребенка привел меня к выводу о том, что не стоит придавать особого значения ранним заявлениям своего малыша о том, кем он хочет стать (как правило, они являются слишком ситуативными и случайными, хотя здесь могут быть и исключения). По крайней мере, мой ребенок никогда не держал в руках метлы, не играл в стоматолога и не выказал бурного восторга на экскурсии по пожарной станции, несмотря на свои детские мечты стать дворником, стоматологом или пожарным. Гораздо полезнее создать для ребенка полноценную развивающую среду, в которой его призвание сможет проявиться естественным образом. И с самого начала постараться определить тот тип деятельности, к которому малыш предрасположен в большей степени: интеллектуальной (И), управленческой (У), торговой (Т) или ремесленной (Р). Для этого нужно обратить внимание на то:
После того, как вы выясните тип деятельности своего ребенка, постарайтесь создать все необходимые условия для того, чтобы он мог развиваться в соответствии со своей природой.
Интеллектуалу обеспечьте доступ к информации, относитесь к его мыслям с пониманием и уважением, воспитывайте в нем чувство прекрасного, станьте для малыша настоящим другом.
Ребенка-управленца хорошо отдать в какой-то спорт (лучше всего, на боевые искусства), который научит его дисциплине и поможет развить в нем нравственность, объясните ему принципы лидерства на основе любви и уважения к другим людям, станьте для него хорошим учителем.
Фото: Степан Патрышев
Ребенка-торговца обязательно обеспечьте карманными деньгами и научите его ими пользоваться с умом, воспитывайте в нем доброту и щедрость, станьте его персональным финансовым советником.
Ребенок-ремесленник нуждается во всем необходимом для своего творчества, привейте ему любовь к труду, не заставляя постигать сложные науки, а взяв его в свои подмастерья.
Попробуйте создать благодатную почву для взращивания призвания вашего ребенка и его первые ростки не заставят вас долго ждать!
Как понять что нравится ребенку
Из моих троих детей больше всего на меня похож сын Костя. Наша главная общая черта — договороспособность. У Кости развит эмоциональный интеллект, он думает о том, как другие отреагируют на его слова или поступки, подмечает детали. Например, всегда заметит мою новую стрижку или костюм. Он помогает мне с младшим, четырехлетним Микой, больше, чем дочь. Мне нравится, что он планирует свою жизнь и траты. Думает, не пойти ли ему учиться в частную школу, так как возможностей там больше. На День матери подарил мне открытку и конфеты, предварительно узнав у бабушки, какие я люблю. Хотелось бы, чтобы Костя научился быть чуть более твердым по жизни и умел отстаивать личные границы спокойно, не психуя.
Всячески стараюсь увеличить время в офлайне — и детей, и свое. За компьютером сижу только в офисе, а так — с телефона. Я пыталась ограничивать детей в пользовании телефоном и планшетом, но безуспешно. Несколько лет назад Костя, маленький хакер, научился обходить ограничение экранного времени и заходил в игры с помощью SMS. Вообще, наши дети технологически подкованнее нас: если я чего-то не понимаю, всегда прошу помощи у Кости.
Еще пару лет назад Костю нельзя было оттащить от компьютера: он играл в «стрелялки», стратегии, мечтал стать киберспортсменом. Это плохо сказалось на его учебе. Сейчас он не играет — надоело. Надеюсь, надолго. Оценки сразу улучшились. Костя вернулся к собиранию лего и начал заниматься паркуром — я это одобряю, в его возрасте была такой же активной и занималась всем подряд.
Я доверяю Косте, не отслеживаю геолокацию, потому что всегда знаю, где он. Радуюсь, когда он выходит погулять или едет к другу с ночевкой. Стараюсь меньше запрещать и больше объяснять, давать выбор, когда это возможно. У меня в детстве была абсолютная свобода, поэтому и я стараюсь не давить на детей.
Моя мама — однозначно пример для меня. О будущей профессии я особо не думал, но, наверное, как и она, буду заниматься бизнесом. Мама очень активная и добрая, на работе иногда бывает строгой, но с нами — нет. В выходные она бегает в парке, даже в минусовую температуру. Иногда берет нас с собой.
Я люблю спорт и, думаю, в этом похож на маму. Занимаюсь паркуром — узнал об этом виде спорта от одноклассников и решил попробовать. Еще люблю собирать лего: два года не собирал, но недавно опять начал. А еще у нас с мамой одинаковые предпочтения в еде, и мы оба любим собак (моя сестра, например, больше любит кошек).
Гаджетами пользуюсь лет с пяти. Сначала играл на старом планшете, а в семь лет у меня появился первый смартфон. Еще есть компьютер и приставка, но в нее больше играет сестра. Сейчас я чаще пользуюсь телефоном: пишу сообщения в Whatsapp, смотрю видео в TikTok и на YouTube. Когда-то у меня был свой аккаунт в TikTok с 4000 подписчиками, но его без объяснения причин заблокировали, так что теперь я сижу в приложении без аккаунта. Но вообще, в соцсетях бываю редко — в дороге или когда совсем нечего делать. Мама запрещает мне долго сидеть в телефоне и компьютере, говорит, что я испорчу зрение и стану хуже учиться. Но я долго и не сижу — это раньше было, а сейчас мне скучно. Мама тоже сидит в телефоне, но в основном по работе, и я бы не сказал, что постоянно.
Мой сын полностью оправдывает свое имя: Григорий в переводе с греческого — «бодрствующий». Гриша — очень энергичный, стремительный и эмоциональный ребенок. Кажется, в этом мы с ним похожи.
В этом году Гриша пошел в первый класс. Он видит, что все его одноклассники сидят в телефонах, поэтому просит подарить ему свой на день рождения. Да и я не представляю свою жизнь без смартфона. Когда несколько лет назад сенсорный экран в телефоне неожиданно перестал реагировать, я впала в панику, ведь осталась без связи с внешним миром. Мои рабочие чаты, почта, Zoom — в телефоне. Без навигатора, который предупреждал меня о камерах на дороге, было очень сложно. Я активно пользуюсь банковскими приложениями, оплачиваю коммуналку онлайн — это реально экономит время. Смотрю расписание уроков в специальном приложении. Даже машину я завожу удаленно с помощью смартфона — это очень удобно, особенно зимой: садишься в уже прогретый автомобиль. В общем, без телефона сейчас никуда. И сын это тоже видит. Я понимаю, что рано или поздно придется купить ему смартфон, но стараюсь оттянуть этот момент.
Но мне нужно оставаться с ребенком на связи, поэтому наш выход — умные часы. Я могу отслеживать геолокацию сына. Гриша в случае необходимости может мне позвонить или написать. Часами легко пользоваться, они безопасны, так как доступ к связи есть только у списка контактов. То есть никто посторонний ребенку позвонить или написать не сможет.
У ровесников моего сына сейчас популярна игра Brawl Stars. Они ее постоянно обсуждают. Мы с мужем решили пойти на компромисс и скачали игру на мой старый планшет. Вообще-то я была против игр, но муж сказал, что от этого не убежать. Мы обошлись малой кровью: Гриша может играть только по выходным, не больше получаса в день. Я стараюсь своим примером показывать сыну, что не стоит постоянно сидеть в гаджетах: в музее или на концертах я убираю телефон, а когда заканчивается рабочий день, я включаю авиарежим, чтобы звонки и сообщения меня не отвлекали.
Когда купим сыну смартфон, я обязательно установлю родительский контроль: поставлю ограничения по времени, буду следить, какие приложения Гриша устанавливает, и удалять их при необходимости. Но обязательно объясню, почему я это делаю. До средней школы я точно буду его контролировать.
Гриша говорит, что он устает от частых путешествий. Я бы в его возрасте так уставала! Мы постоянно проводим отпуск вместе. На ковидные каникулы были в Турции. Гриша боится, что и на Новый год мы опять куда-то поедем. Но в следующий раз я планирую отдохнуть одна.
Мне кажется, я строгая мать. В моем детстве точно было меньше запретов. Мы были более самостоятельные: одни ходили в школу или оставались дома на долгое время, а ведь раньше не было мобильных, и мы не могли оперативно позвонить родителям. Сейчас я не представляю, как отпускать Гришу одного в школу и оставлять дома одного надолго.
Я хожу в первый класс, занимаюсь плаванием и мечтаю стать тренером. Мне нравится, как мой тренер всеми руководит — я тоже так хочу. Люблю играть в шахматы и шашки, иногда в лото. В шахматы научился играть в школе, сначала мне не нравилось, а потом очень даже. С папой играю в карты. Еще я люблю рисовать, хожу в художку. Недавно нарисовал малыша Йоду, но вообще «Звездные войны» не люблю.
Мама добрая, но многое мне запрещает. Я против этого. А еще мне не нравится, что мама постоянно сидит в телефоне. Целый день! Мне кажется, она иногда там сидит просто так, а не из-за работы. А мне не разрешает. Я очень хочу телефон на день рождения, только не кнопочный. Пока у меня только умные часы, и по выходным мне разрешают играть в Brawl Stars на планшете.
Во многих случаях детские часы, предназначенные для контроля родителями, имеют слабую защиту и могут быть легко взломаны. К такому выводу пришли специалисты компании Dr.Web, проанализировав несколько популярных устройств ценой в несколько десятков долларов. Безопасность — первый аргумент для родителей в пользу детских смарт-часов, поэтому не стоит пренебрегать уровнем защиты при выборе гаджета. Созданная компанией Huawei модель WATCH KIDS 4 Pro может служить примером такого подхода.
Эти смарт–часы обеспечивают вполне «взрослый» уровень безопасности, соответствуют принятому в ЕС Общему регламенту защиты персональных данных (GDPR).
Среди полезных для родителей функций в часы встроен сервис «Безопасная зона», позволяющий устанавливать границы, в которых ребенок может находиться. Если вдруг он окажется в другой зоне, родителям сразу придет уведомление на телефон. Также устройство оснащено кнопкой SOS (чтобы избежать негативной ассоциации у детей, она названа FUN), которая по нажатию отправляет фотографию местоположения ребенка в режиме реального времени. А чтобы ребенок ненароком не вытащил симку, слот для карты защищен винтиком, который не снять без специальной отвертки.
Моему сыну Артему девять лет, он учится в третьем классе. Он рассудительный не по годам. С ним можно говорить об устройстве мира, обсуждать современную музыку и кино, смеяться и дурачиться, ходить в театр, парк и в гости, делать поделки, рисовать скетчи, играть в настолки. Он всегда открыт новому. Но больше всего он любит гаджеты: смартфон, ноутбук, планшет — все, где есть выход в интернет. Мне кажется, сейчас дети знакомятся с гаджетами чуть ли не в утробе матери и с малых лет умеют запускать игры и выходить в сеть. Артем обожает блогеров и TikTok, играет в Minecraft, слушает музыку и аудиокниги, может, например, сделать оригами по ролику на YouTube.
В детстве я мечтала стать учителем начальных классов, а сын хочет стать блогером. В детстве мы хотим быть похожими на людей, которыми восхищаемся. Для меня это был мой первый учитель, а для Артема пару лет назад — Влад А4, а сейчас Эдик. Сын считает, что школа — пустая трата времени. Каждый будний день я уговариваю его сесть за уроки и объясняю, для чего же нужна эта неинтересная школа (Боже, дай нам Диму Зицера в каждый класс!).
В выходные мы заняты домашними делами, долгими прогулками, походами в гости, в кино и театр. Лучший отдых для нас — уехать за город, а лучше — на море, и обязательно чтобы были горы, солнце ирозовая турецкая акация, ракушки и. отличный Wi-Fi. Гаджеты, к сожалению, стали неотъемлемой частью жизни. Моя работа невозможна без смартфона, ноутбука, соцсетей, огромного количества медиа и телеграм-каналов. Если я выпадаю из инфополя на день, начинается паника, кажется, что я упускаю что-то очень важное. Вне работы смотрю Netflix, слушаю аудиокниги на Storytel. Не представляю, как наши родители жили без приложения Family Link: благодаря нему я знаю, где мой ребенок и что он ищет в интернете. При этом из-за постоянного пользования гаджетами, переизбытка информации развивается тревожность и прокрастинация — и у меня, и у сына. Но если я научилась справляться, то ему пока очень сложно передать этот навык.
Я желаю Артему только счастья, но мне бы не хотелось навязывать ему свои взгляды и принципы, некоторые из которых мешают мне жить комфортно (например синдром отличницы). Мне хотелось бы, чтобы он относился ко всему проще, позволял себе чего-то не делать, быть более независимым и свободным, меньше рефлексировать, не бояться менять свою жизнь, развиваться в разных сферах.
С самого его рождения я пытаюсь делать все, чтобы у нас были доверительные отношения. Артем знает, что мне можно рассказать все и что я пойму, если что-то не так, объясню, подскажу, как поступить в той или иной ситуации. Из запретов у нас только время, проводимое в гаджетах: будь его воля, он не вылезал бы из них целыми днями. Родители запрещали мне гулять с друзьями в детстве, говорили, что два часа в день — более чем достаточно, а я искренне не понимала, почему общение и игры с друзьями могут быть вредны. Что тогда, что сейчас родители как переживали за своих детей, так и переживают, как пытались что-то запрещать во благо, так и пытаются. Просто двор сменился гаджетами, живое общение — общением в сети, библиотеки — интернетом. Но люди остались теми же.