Как понять что нужно закрывать бизнес
Бизнес: как понять, что пора с этим завязывать
Прикол в том, что каждый проект — это русская рулетка. Да, можно иметь опыт и знания, но всё равно шанс уйти в минус есть. Поэтому одна из самых первых вещей, которую нужно продумывать ещё на берегу — это план выхода. Ещё точнее — то, как понять, что всё, наигрались, надо закрывать бизнес.
Не уметь вовремя выйти — это сначала рисковать машиной, потом квартирой, а потом психическим и физическим здоровьем. Немалую роль, кстати, в этом риске играют понты, но про это чуть позже.
И ещё одно. Провал — обычно не трагедия, а статистика. То есть он неминуемо случается у большей части проектов. Другое дело, что в случае вашего личного бизнеса ваш первый проект может стать единственным, поскольку денег на другое уже не будет.
Статистика жестока
Если рассматривать деньги как инструмент, то их локальные потери абсолютно не важны. Важно то, что вырисовывается по результатам сотен повторяющихся опытов. Другое дело ваш отдельный проект — у вас всего одна попытка, и ставить нужно так, чтобы был шанс потом адекватно восстановиться. А бекапа нет. Поэтому главный инструмент и страховка — определить, как понять, когда нужно закрываться. Ещё на стадии составления финансового плана. И потом не заходить за эту черту.
Если этого не сделать, то может наступить синдром «ещё чуть-чуть». Выражается он в том, что когда дела идут как-то не так, появляется ощущение, что ещё чуть-чуть, и вот-вот оно пойдёт лучше.
Почему? Во-первых, потому что психологически тяжело признать, что первое дело не пошло. Рационально будет вовремя зафиксировать убытки и выйти, но эмоционально захочется всё же выправить ситуацию. Вы же не неудачник, черт побери!
Во-вторых, начинающий предприниматель наверняка успевает рассказать друзьям о том, что делает, и как делает. Могут появиться понты. А понты предполагают, что «соскочить» с роли успешного бизнесмена не так-то просто. Как следствие появится кредит, взятый втихаря, — лишь бы никому не говорить про свои плохие дела. И потом всё станет ещё хуже.
В-третьих, часто появляются мысли, что надо подождать. Большая часть проектов действительно со временем набирает больше клиентов — тут работает и сарафанное радио, и отложенные эффекты рекламы, и просто привычность. 5 лет держать магазин на одном месте — уже войти в голову всем, кто ходил мимо. «О, он тут у меня ещё в детстве стоял» — вот что это такое. Но на деле, когда продаж нет — глупо ничего не делать и ждать их. Ситуация имеет склонность ухудшаться, поэтому надо шевелиться постоянно. Остановился — замёрз. Если спрос плохой, то надо шевелиться, а не надеяться. Надеяться — вообще очень плохая стратегия.
В-четвёртых, появляется ещё сотня эмоциональных доводов начиная от привязанности к команде (которую придётся увольнять, если это был ваш первый бизнес, и их некуда перевести) и заканчивая удачно найденным помещением, которое жалко терять.
Так что делать?
Поскольку разбираться по ходу пьесы будет довольно сложно, надо заранее для себя поставить точку невозврата в бизнес-плане. И чётко её придерживаться. Например, если решили, что нельзя падать меньше минус двух миллионов, а упали на минус два миллиона и рубль — закрыли сразу. Рубль — мелочь же, но так рубль за рублём можно дождаться и минус трёх миллионов.
Да, жалко, да, случается, но лучше отфиксироваться с мордой робота, чем продолжать совершать ошибки человеческих эмоций. К сожалению, я видел очень много печальных историй, в которых продавали машины и брали кредиты в залог квартиры. Знаю историю с бизнесом с очень высоким для первого дела порогом входа — 6 миллионов, на который человек копил десять лет. Предупреждали же, мол, проверь мини-модель где-то, нету ещё такого рынка, тебе его с нуля создавать. Нифига, зашёл, разорился. Это желание начать сразу делать всё серьёзно, «ставлю на всё» — тоже очень опасное. Если есть возможность сначала глубоко изучать тему и попробовать что-то маленькое, какой-то кусок для доказательства того, что бизнес вообще заработает — лучше пользоваться им. Поэтому в малом бизнесе и имеет смысл говорить о том, что сначала прибыль, потом затраты. Нужно её получить и доказать, что она бывает, а потом вкладываться, а не наоборот.
Видел довольно много провалов из-за неумения что-то делать, например, очень плохого подбора персонала. Тут, конечно, можно и нужно готовиться в теории. Чаще всего речь идёт о сборе шишек на прошлом месте работы, откуда уже тренированным вы выходите в своё дело, в котором разбираетесь. Если вы сильно косячите — лучше вовремя это осознать и оставить ресурсы на вторую попытку, чем выправлять заранее плохую ситуацию.
Видел ситуацию, когда точка выхода обсуждалась двумя основателями, а потом, по мере ухудшения ситуации, отодвигалась. Типа, вот тут мы хорошо поработали в этом месяце, и погода ещё была дождливая — уж в следующем-то наверстаем. Нифига, погода не должна влиять. Договорились железно про дедлайн — не надо за него заходить. На то он и «дед».
И ещё одна классная штука — это когда при известной точке выхода начинаются чудачества с бухгалтерией. Фактически, самообман, чтобы оттянуть закрытие. Тоже крайне непродуктивно, и может закончиться законными подозрениями инвестора по поводу мошенничества. Что ещё и портит отношения.
Масштабирование
Почти точно так же можно относиться к проектам внутри бизнеса покрупнее. Например, разбивать на проекты какие-то крупные задачи. Для примера — мы закрываем 5-6 магазинов в год, чтобы перевезти их на новые места, либо открыть новые где-то ещё. Это при устоявшейся бизнес-модели. По новым направлениям — постоянно что-то пробуем, выживает хорошо если 2 из 10 проектов. Это, кстати, серьёзная удача, те же стартап-инкубаторы могут играть в лотерею с шансом 1/50. В общем, средний бизнес в общем случае можно представить как нечто уже проверенное и оттестированное и новые проекты-эксперименты, которые могут выстрелить, а могут и не выстрелить. У нас это выпуск и выбор под локализацию новых игр, открытие новых розничных точек, добавление в ассортимент любого нового товара и так далее. Но у проектов в таком потоке есть системное отличие от своего первого проекта — иногда можно смело терять деньги, если результат того стоит. Например, в случае если мы выпускаем игру не для заработка, а для развития рынка — мы не будем размечать такую точку закрытия (точнее, разметим, но если выйдем за неё — просто докинем денег).
В случае бизнеса при наличии запаса средств в других компаниях есть ещё момент — нужно оценивать стоимость выхода «здесь и сейчас» и при добавлении дополнительных денег. Второе может быть дешевле, как это ни странно. Но это редко, как правило, когда идут какие-то длительные процессы, которые в конце повышают стоимость компании при продаже. Если она будет.
В общем, даже на самом большом энтузиазме не стоит забывать две вещи — как понять, что всё сделали хорошо, и как понять, что всё сделали плохо. Первое — это план на год («Что у меня будет через год?»), второе — точка невозврата.
Как понять, что пора закрывать бизнес, чтобы не потерять всё до последнего
Решиться закрыть компанию всегда непросто, особенно сложно это провернуть второпях. Необходимо выбрать нужный момент, соблюсти процедуру, избежать ответственности, нивелировать ущерб. Попробуем рассмотреть этот вопрос более подробно со слушателем «Школы траблшутеров» Владиславом Черновым.
Как принять решение продолжать или нет? А может, всё наладиться и будет лучше прежнего? Какие критерии поставить во главу угла? Стоит опираться на эмоции или на финансовые показатели? Как правильно выбрать оптимальный момент? Что учесть, чтобы минимизировать ущерб и избежать личной ответственности?
В умных книгах про инвестиции пишут, что закрытие проекта надо предусмотреть ещё до его начала и расходы ликвидации заложить в прогноз. Бизнес-план не может быть полным без предварительных расчётов, в которые необходимо заложить эти статьи. Но все мы сильны задним умом, попробуем работать с тем, что есть.
Зачастую предприниматели не готовят план закрытия предприятия, и остановка протекает стихийно, бесконтрольно, с серьёзными последствиями. Независимо от доходности фирмы, приходится иметь дело с налоговой, кредиторами, банками, партнёрами, сотрудниками и тут же соображать, чем заниматься дальше.
Принять решение во время кризиса поможет баланс. Если есть запас на некоторый срок, позволяющий переждать месяцы простоя, трудности носят сезонный характер, привлечение инвестора может изменить обстановку к лучшему, есть план как занять долю рынка, вероятен взрывной рост, то выбор вариантов за вами.
Если же деньги на исходе, бизнес и в лучшие времена дышал на ладан, непонятно как возвращать долги, есть внутренние проблемы с партнёрами, вам надоело тянуть лямку без отдачи или внешняя сложная обстановка только подтолкнула пойти на давно обдумываемый вариант, то готовьтесь предпринять непростые шаги.
После принятия решения о закрытии необходимо провести полную проверку предприятия. Юридический и бухгалтерский аудит позволит выявить ошибки в исчислении и уплате налогов, проблемы в документообороте, составить план, пригласить экспертов для оценки рисков и проведения процедуры ликвидации компании.
Не стоит возлагать эту функцию на штатных сотрудников. Если бухгалтер 10 лет вёл отчётность некорректно, то замыленный глаз не сможет выявить ошибки. Обращаемся в специализированную компанию. Удивитесь результатам: доначислениям налогов, упущенным возможностям, обязательствам, ответственности и рискам.
Чиновников не интересует, приносит компания прибыль или нет, им нужно выполнение планов по сбору средств. Чем чище будет ваша «карма» в этом случае, тем лучше. При ликвидации всю компанию просветят насквозь. Большие обороты и прошлые «прегрешения» увеличивают вероятность тщательной проверки.
Стоит провести ревизию кредиторов: как только информация о сворачивании предприятия появится в открытом доступе, а это обязательное условие по закону, кредиторы незамедлительно пришлют требования о погашении задолженности в полном объёме. Хорошо бы понимать заранее, а хватит ли у вас средств.
Дополнительных хлопот могут добавить партнёры по бизнесу. Кто-то работает ради прибыли и ему кроме баланса ничего не интересно. Другой вложил в бизнес годы труда и надеется, что вскоре всё наладится и не готов расставаться с былыми мечтами. Необходимо привести желания собственников к общему знаменателю.
Не стоит пользоваться «альтернативным» способам ликвидации: смена учредителей на номинальных лиц, разного рода присоединения слияния и увод компании в другой регион — не снимет с вас ответственности за долги накопившиеся в период деятельности компании, а вполне может привести к уголовной статье.
В некоторых случаях собственники фирмы уводят средства на подконтрольные счета или депозиты родственников. Налоговая не мешает транзакциям, но в момент поступления денег на чужой счёт может его арестовать до выяснения источника происхождения денежных средств и юридической чистоты операции.
ФНС обладает программным обеспечением, позволяющим определить все подразделения бенефициара, его родственников, дочерние компании, цепочки денежных переводов, задолженности каждой перед бюджетом, взаимосвязи с контрагентами. Все ваши действия прозрачны, а «хитрых схем» вывода всё меньше.
Отдельный вопрос — расставание с сотрудниками. Те люди, которые работали с вами многие годы, могут остаться на улице и думать будут о своём будущем (причём вполне обоснованно). Отношение к закрытию будет зависеть от построения диалога и исполнения перед ними законных обязательств.
В случае сокращения необходимо уведомить сотрудника не менее чем за два месяца. И даже если платите в это время зарплату, о трудовом духе и рвении к работе можно забыть. Лучшим вариантом будут выплаты или дальнейшее трудоустройство ключевых лиц, помогающих зачищать хвосты и латать прорехи.
Худшее развитие — обращение персонала в трудовую инспекцию, прокуратуру, суд. По вопросам задержки заработной платы ответственность постоянно ужесточается, в том числе и уголовная. Недовольные могут предоставить информацию в налоговую. Фантазия корпоративной борьбы безгранична
Отдельный разговор о личных обязательствах по долгам. Ограниченная ответственность общества действует, пока существует юридическое лицо. А вот если ООО признаётся банкротом, то участников или руководство могут привлечь к дополнительным санкциям. Кредиторы приложат к этому все усилия.
В этих случаях собственник вправе подать в отношении руководителя иск о возмещении причинённого ущерба. Если же директор докажет, что в процессе работы был ограничен распоряжениями или требованиями собственника, в результате чего бизнес стал убыточным, то ответственность с него снимается.
Подать заявление о признании банкротом может руководитель, работники, контрагенты, налоговые органы, если требования преодолели рубеж в 300 тыс. рублей и три месяца. Сторона, подавшая иск, назначает выбранного арбитражного управляющего, а это имеет особое значение в привлечении владельца к обязательствам ООО.
Истец вправе оспорить сделки, совершённые в течение года до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае, когда операция совершена по ценам ниже рыночных, срок оспаривания увеличивается до трёх лет, поэтому срочное переписывание активов на друзей и родственников результатов не принесёт.
Процесс ликвидации компании вопрос многоступенчатый, нестандартный, и почти всегда нервный. Лучше доверить его профессионалам, чтобы ускорить процесс, сохранить репутацию и избежать субсидиарной ответственности учредителей. Как это сделать, читайте в следующей статье. Ничего невозможного нет.
Спасти или закрыть: в каких случаях стоит банкротить компанию
За апрель 2020 года в «Яндекс.Директе» по словосочетанию «банкротство компании» в два раза выросло количество поисковых запросов. Для кредиторов действует мораторий на банкротство, но и сама компания часто признает себя банкротом от безысходности. Для кого-то это хороший способ списать долги и перезапустить бизнес заново, а кто-то еще может продержаться. Владислав Линецкий, генеральный директор юридической компании «ЛигалФронт», объясняет как понять, стоит ли закрывать компанию или все же стоит попытаться ее спасти с помощью подсчета активов, пассивов и перспектив конкретной отрасли.
Как понять, что бизнес пора закрывать?
Ключевые признаки, которые помогают понять, что пора закрыть бизнес: умирающая бизнес-модель, отсутствие собственных средств, которые можно вложить в компанию, медленный и непредсказуемый рост прибыли.
Отдельное внимание нужно обратить на дебиторскую задолженность. Сейчас такие долги практически невозможно взыскать, и партнеры, обремененные финансовыми проблемами, вряд ли вернут их в ближайшее время. Суды очень загружены, поэтому слушание назначат через два-три месяца, исполнительный лист компания получит только через полгода.
Полезно регулярно отслеживать свои расходы: например, у меня на счету лежит 1 миллион рублей, партнеры должны мне 2 миллиона рублей, мои ежемесячные траты — 300 тысяч рублей. Если дебиторская задолженность продолжит расти, накоплений со счета хватит только на аренду и зарплату за три месяца.
Предприниматель может готовиться к банкротству, если кредиторская задолженность превышает количество имеющихся активов. Долги приводят к кассовым разрывам, из-за которых сложнее платить аренду и зарплату. Вероятно, что партнеры раньше оформят банкротство — сейчас наблюдается рост таких заявлений — дебиторская задолженность станет невозвратной, и деньги просто спишут.
Спасать или не спасать
У предпринимателя может быть множество психологических барьеров, которые мешают ему закрыть компанию, — привязанность к команде, удачное помещение, дружба с клиентами или самый частый вариант — нежелание возвращаться на наемную работу и страх снова запускать бизнес с нуля.
Если есть реальная предпосылка банкротства и компания скорее всего не переживет кризис, лучше не копить долги, а закрыть ее и открыть заново. Если предприниматель не совершал незаконных сделок, все долги будут списаны.
Многие отрасли сейчас умирают — заводы, туристические фирмы, организаторы мероприятий. В условиях пандемии нет смысла платить аренду за визовый центр, потому что аренда и зарплата вгонят предпринимателя в долги, которые нужно будет выплачивать еще несколько лет.
Если основатель компании эксперт в своем деле, он сможет снова запустить похожий бизнес, когда жизнь вернется в нормальное русло. Остановить компанию от банкротства может только необыкновенное преимущество, например, в случае визового центра очень удачное место возле посольства, которое можно потерять, и прибыль от которого очень быстро покроет долги после пандемии.
Когда именно банкротить компанию
Подавать на банкротство пора, когда владелец бизнеса понимает, что у компании недостаточно активов и доходов, чтобы погасить задолженность. Например, предприниматель владеет зданием стоимостью 10 миллионов рублей, у него есть дебиторская задолженность в 2 миллиона рублей и еще 15 миллионов рублей он должен своим подрядчикам. Даже если продать здание, этого не хватит, чтобы покрыть долги.
Если три месяца подряд владелец компании не может выплачивать долги, пора подавать на банкротство. Если подать заявление позже, директор будет нести субсидиарную ответственность и будет вынужден заплатить проценты по долгам.
Если вскоре ожидается подписание крупного контракта, идут переговоры, есть коммерческое предложение — компанию пока можно не банкротить, позже это можно использовать как обоснование своих действий.
Какой бизнес стоит спасать
В некоторых нишах бизнес еще можно спасти. Мы видим, что рестораны вводят доставку, даже если раньше ее не было или она работала плохо. Доставка приносит 10–20% от докризисных доходов, но этого достаточно, чтобы выплачивать зарплату, сохранить команду и обеспечить лояльность клиентов. В хороший ресторан после карантина клиенты все равно вернутся.
Никто из крупных фитнес-клубов не закрылся: они проводят онлайн-тренировки, сдают в аренду тренажеры за 10–15 тысяч рублей в месяц, повышают лояльность потенциальных клиентов за счет бесплатных тренировок. У многих фитнес-клубов есть скидка на аренду, и нужную сумму они как раз могут погасить за счет оборудования и онлайн-тренировок.
В других отраслях нужно обращать внимание на покупательскую способность, поддержку государства. Можно сделать предварительный финансовый анализ, поговорить с экспертами, провести аудит, оптимизацию бизнеса.
Во сколько обойдется банкротство
Если попытки спасти бизнес ни к чему не приводят, пора закрывать компанию и начинать все заново. Подача заявления на банкротство обойдется в шесть тысяч рублей, услуги арбитражного управляющего, который оформляет банкротство, — в 30 тысяч рублей в месяц. Процедура обычно идет от шести месяцев до года, и услуги арбитражного управляющего оплачивает заявитель.
Если у компании нет имущества, заявитель должен положить на депозит примерно 180 тысяч рублей для процедуры упрощенного банкротства, и 360 тысяч рублей — для неупрощенного. Если у компании есть активы, например, здание, после его реализации сначала заплатят арбитражному управляющему, потом — кредиторам.
Грамотное банкротство под надзором юристов и хорошего управляющего, которые привлекут к ответственности директора и учредителя, стоит дороже. Сумма такого банкротства варьируется от 250 тысяч рублей за полное банкротство до 10 миллионов в месяц, например, для банка. Средний минимум по рынку, чтобы обанкротить компанию, — 400 тысяч рублей. Стоимость зависит от того, есть ли у компании имущество, много ли было сделок.
На какие вопросы нужно ответить перед банкротством
Важно понять, что именно привело к банкротству — пандемия, дебиторская и кредиторская задолженность, замороженный проект или недобросовестные сделки и неправильные решения руководителя.
В банкротстве можно оспаривать сделки, совершенные за три года. Предприниматель должен проанализировать свое поведение за последние три года: все ли сделки были добросовестными, могут ли его привлечь к субсидиарной ответственности. Например, продажа автомобиля за 500 тысяч рублей коллеге из компании за два месяца до банкротства при стоимости автомобиля 1 миллион рублей не считается добросовестной сделкой при наличии долгов, и позже ее признают недействительной. Если машину не вернут, это будет ответственность директора, и он не сможет списать долги.
Альтернативы банкротству
Перед процедурой банкротства стоит посоветоваться с юристами, аудиторами и кредиторами.
Можно договориться с банком о реструктуризации долга — для банка это выгоднее, чем банкротство должника, то же самое касается арендаторов, можно договориться после пандемии отдавать им процент от выручки взамен на скидку на текущую аренду.
Если у компании нет долгов, но поддерживать бизнес в рабочем состоянии дальше невозможно, можно подать заявление на добровольную ликвидацию, и за полгода компанию исключат из ЕГРЮЛ.
Кредиторы могут провести процедуры внешнего управления и финансового оздоровления и попробовать спасти компанию: утверждается управляющий, проводятся меры для восстановления платежеспособности должника, составляется план финансового оздоровления, формируется график погашения задолженности. В России почти нет успешных процедур такого типа.
Продажа компании не спасет от долгов — недобросовестного директора по-прежнему смогут привлечь к ответственности.
Чаще всего в России используется две процедуры — наблюдение и конкурсное производство. Подсчитываются долги, проводится финансовый анализ, продается имущество компании, потом кредиторам возвращаются долги, и компания выставляется на продажу.
9 признаков того, что вам пора закрывать свой бизнес
Очень часто владельцы неудачного бизнеса изо всех сил пытаются удержаться на плаву. Они вновь и вновь «реанимируют» убыточный проект, вкладывая в него деньги, силы, время. Ведь никому не хочется чувствовать себя неудачником. Но стоит ли игра свеч?
Итак, как же понять, что настала пора распрощаться с бизнесом и задуматься о новых перспективах?
1. Bы постоянно влезаете в долги. Занимаете деньги на оплату аренды офиса , зарплаты сотрудникам, закупку очередной партии товара. Взять кредит на открытие проекта — это одно. Вы рассчитываете, что данные средства в будущем окупятcя сторицей. Но если регулярно приходится брать займы, а отдачи нет, это уже говорит о серьезных проблемах. А со временем все только усложнится.
2. Вы держите бизнес уже больше 3-х лет. Но позитивных изменений не наблюдаете. Да, для достижения значительных результатов требуется время. Однако предприятие должно ежегодно демонстрировать рост. Пусть в первые годы и небольшими темпами. Но если положительной динамики нет на протяжении нескольких лет подряд, не пора ли переключиться на другие цели?
4. Конкуренты опережают вaс. Правда, если речь идет об известных корпорациях, которые уже давно на рынке —- это еще не повод опускать руки. Лидерами они стали не за один день и много трудились, чтобы добиться признания. У таких компаний, скорее, нужно поучиться. На то они и лучшие в своей области. Однако если вac «переплюнули» практически все «соперники», включая новичков рынка, это уже повод задуматься…
5. В вaшeй компании наблюдается текучка кадров. При том, что зарплаты не снижались и условия работы кардинально не менялись. Просто люди не чувствуют перспектив для развития. И отправляются на поиски нoвoго. Может пора последовать их примеру?
7. Bы ощущаете, что рабочий процесс больше не приносит удовольствия. Речь идет не о временных приступах усталости, а о тотальном чувстве скуки и неудовлетворенности. Когда бизнec испытывает трудности, его владельцы тратят все свое время на «латание» финансовых дыр в бюджете. Тут уж не до креатива и свежих идей. А без нужного настроя не может быть успешного проекта.
8. Вac все чаще посещает «крамольная» мысль — о работе наемным сотрудником в режиме старой доброй 5-дневки. Например, риелтором в агентстве, занимающимся продажей коммерческой недвижимости в Нижнем Новгороде … Топ-менеджером или директором отдела маркетинга в крупном холдинге. Да мало ли вариантов… Вы устали от тотальной ответственности, решая все проблемы самостоятельно. Быть предпринимателем, конечно, престижно. Но каждому ли это по силам?
Резюме
Решение о закрытии неудачного бизнеса может даться трудно и даже болезненно. Но именно оно откроет путь к нoвым перспективам и свершениям.