Как понять что персонаж хорошо прописан
Анкета хорошо прописанного персонажа
Если вам не нужны пояснения или вы заполняете анкету не в первый раз, просто пропустите предисловие и приступайте к анкете 🙂
Предисловие
Покачиваясь на волнах русского арт-соо, я часто сталкивалась с тем, что художники ищут анкеты персонажей, которые помогли бы им создать нового героя или оживить уже существующего.
К сожалению, стоящих анкет не так-то много. Чаще всего это список из пары десятков вопросов, состоящих по большей части из «Какой любимый цвет вашего персонажа?» и «На каком боку он спит?». Такую анкету, безусловно, заполнить можно, но скорее как развлечение.
Так же попадаются анкеты очень подробные, с хорошими интересными вопросами, но подходящие скорее, для хорошо проработанных основных героев. Такие анкеты подойдут вам, если вы хотите объединить в один файл всё, что знаете о персонаже. Но для разработки нового героя они не подойдут.
Я же хотела составить анкету, которая будет чем-то средним и более менее универсальным. Конечно, для третьестепенных персонажей она будет излишне подробной. Хотя, кто знает, может быть, вы любите прописывать всё на свете.
Персонажи, для которых подойдёт анкета: главные герои, важные второстепенные персонажи; люди, человекоподобные существа, антропоморфные существа, существа с похожей на человека системой организации.
Персонажи, для которых не подойдёт анкета: третьестепенные герои, герои-функции; древние непостижимые боги, хтонические существа, существа с принципиально другой системой мышления и социума.
Важно: вы можете убирать и добавлять пункты анкеты, адаптировать их под себя, расписывать очень подробно или очень кратко, вставлять дополнительные иллюстрации. Если ваш герой проходит долгий путь за историю, можно расписывать все варианты его жилищ/работ/любовных интересов. Так же вы можете избегать спойлеров, если собираетесь выставлять анкету в открытый доступ или наоборот, расписывать все тайны подробно, если делаете её исключительно для себя. Всё зависит от ваших предпочтений и целей. Эта анкета лишь ваш черновик, а не непреложный список правил.
Анкета
Общее:
Внешний вид и образ:
Ядро любого хорошо прописанного персонажа.
В любом произведении я готов закрыть глаза на множество косяков с темпом повествования или с нелогичностью, если меня зацепили персонажи. Для меня центр любого произведения это в первую очередь персонажи, которые его заполняют. Поэтому я достаточно долго размышлял над вопросом: «каким должен быть хороший персонаж? Что должно быть в основе такого персонажа?». И в этом треде я попробую расписать свои размышления.
Ну если совсем коротко, то в основе хорошего персонажа лежит конфликт, это, в принципе, и так понятно. Однако не всегда очевидно, что за этим словом стоит?
Чаще всего, когда говорят конфликт, то имеют ввиду, что персонаж с кем-то посрался или что-то в этом роде. На самом деле интерпретация этого термина куда шире. Конфликт это в принципе любое столкновение целей персонажа и факторов, которые ему мешают их достичь.
Любой действительно интересный персонаж начинается именно с конфликта, потому что практически любой сюжет рассказывает о его преодолении. Даже, например, жанр повседневности пронизан многочисленными более мелкими ежедневными конфликтами, которые вынужден преодолевать персонаж.
Важно еще так же понимать, что конфликт может происходить в виду не только внешних факторов, но и внутренних свойств характера персонажа. Какая-нибудь черта, которая свойственна этому персонажу, может стать преградой для достижения им цели. Подобная преграда может стать причиной личностного роста и эволюции персонажа, а может и выступить в качестве причины его падения.
Другая важная деталь при проработке персонажа это его мотивы. Что стало причиной начала его путешествия к своей заветной цели. Ну и конечно же нельзя забывать про вопрос: что стало причиной формирования у этого персонажа именно того характера, что у него есть на начало истории? Именно подобная проработка вглубь делает персонажа по настоящему интересным. А все остальные детали как например внешность, повадки, характерный способ общения можно будет составить отталкиваясь от этого каркаса.
Я понимаю, что рассказываю вполне очевидные вещи. Однако даже я сам до конца не понимал много из того, что сам здесь описал и поэтому если создавал какого-то персонажа, например, в ролевой игре, то всегда делал это на основе своей интуиции. Поэтому я думаю тут найдется много людей кому подобная схема окажется полезна.
Досье на героя
Анкета персонажа
Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии героя.
Составьте на него досье.
Личные данные
• Ф.И.О. или прозвище
• Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история?
• День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу.
• Раса, национальность, вероисповедание
• Социальный класс
• Материальное положение
• Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей.
Внешние данные и здоровье
• Фигура, лицо, зубы, руки, волосы
• Манера одеваться
• Жестикуляция, громкость голоса
• Как обстоят дела со здоровьем?
• Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь?
• Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает?
Характер и социальные навыки
• Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик?
• Что оказало самое большое влияние на формирование его характера?
• Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой?
• Что он ценит в людях?
• Что он любит? Что не любит?
• Что думают о нем друзья?
• Кто его лучший друг?
• У него есть враги? Если да, то кто именно?
Образование и профессия
• Где и как он учился?
• Кем и где он работает?
• Ему нравится его работа?
• Если он не работает, то чем он заполняет свои дни?
• Он по натуре предприниматель или наемный работник?
Личная жизнь
• Отношение к сексу
• Любовь для него — это…
• Его идеал женщины (мужчины)?
• Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно?
• Он женат, разведен, вдов? Если у него есть бывшие, то что он думает о них?
• У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения?
Место жительства
• Страна, город, район, дом, квартира
• Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба?
• Как выглядит его жилище?
• Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи?
Имущество
• На что он живет?
• На чем он перемещается?
• У него есть собственность? Счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне?
• Его отношение к собственности
Привычки и хобби
• Каковы его бытовые привычки?
• Он опрятен или неряха? Насколько для него важен порядок?
• Он “сова” или “жаворонок”?
• Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или “всеядное животное”?
• У него есть хобби?
• У него есть домашние животные?
• Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку? Посещает выставки?
• Как он отдыхает?
Убеждения, цели и мечты
• У него есть цель в жизни?
• О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты?
• Откуда он черпает информацию?
• Кто является для него авторитетом? Кому он доверяет?
• Что мотивирует его?
• Он считает, что дети — это цветы жизни, злобные монстры, неопознанные ходячие объекты?
• Его отношение к религии.
• Его отношение к политике.
• Что он думает о своей расе и национальности?
• “Родина — это важно” или “Мой дом — планета Земля?”
• За какие идеалы он готов умереть?
• Как он относится к насилию?
Действия по ходу романа
• К чему он стремится на протяжении романа?
• В чем заключается его проблема в начале романа?
• Как он меняется на протяжении романа?
• Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа?
• Почему он должен быть им интересен?
Почему прописывать сильных женских персонажей так тяжело?
Казалось бы, половая принадлежность одна (хотя всех я не проверял, вот эта мадам какая-то подозрительная)
Но что их так сильно отличает? Вот вы иногда берете новый рассказ / книгу / фильм (нужное можно не подчеркивать), читаете, и минут через пять начинаете закатывать глаза от раздражения. Иногда автору так и хочется заорать:
Почему авторs упорно выдают даме по автомату в каждую руку и отправляют ее вершить подвиги по имя Женственности?
Чего долго тянуть бедного кота? Выдам сразу главный тезис:
СИЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕРСОНАЖ ОТ СИЛЬНОГО МУЖСКОГО ПЕРСОНАЖА ОТЛИЧАЕТСЯ.
ничем
Прописывать сильного женского персонажа тяжело, потому что тяжело прописывать сильного персонажа в принципе.
И раааааз уж тема зашла про конкурс и девушек-героинь, не премину воспользоваться случаем! Как думаете, что делать, если Удача в вашем мире материальна? Конечно, отправляться за ней в путь! Для этого вам понадобится капитан корабля «Сорока», ушлый аристократ без единого гроша и, конечно, неунывающая девчонка с парочкой тайн за спиной. Вот только, чтобы погнаться за мечтой, для начала придется выбраться из порта Босой Удачи…
И обязательно отметьте, каких классных персонажей я ещё не упомянул!
Как описать внешность / характер персонажа
Персонажи, то есть главные, второстепенные и эпизодические герои — это основа любого прозаического или драматического произведения. На их характерах, их особенностях строится сюжет. Многие известные писатели признавались, что иногда их герои получаются настолько живыми, а характеры настолько самобытными, что авторская задумка уже не может полностью контролировать ход сюжета. Хорошо прописанный герой не может поступить тем или иным образом, потому что это просто не в его характере, не соответствует его убеждениям.
Создание таких героев и есть настоящее писательское мастерство, таким образом проявляется сила художественного таланта — демиург творит мир, населяет его героями и дает правила-заповеди, но те выходят из его воли, подобно библейским Адаму и Еве. Конечно же, умение создавать таких героев — это если не признак огромного таланта или даже гениальности, то уж точно огромного мастерства, ведь чтобы даже просто почувствовать, увидеть что в характере твоего героя, а что нет, нужно уникальное чутье.
Так как же описать характер персонажа, его внешность таким образом, чтобы хотя бы приблизиться к этому идеалу? В этой статье мы дадим несколько важных советов для начинающих, которые помогут приблизиться к этому идеалу ну или, для начала, просто создать интересных и запоминающихся персонажей.
Как описать внешность персонажа?
Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?
Отберите 3-4 особенно важных внешних детали
Это могут быть необычные глаза, шрамы, особенность прически, примечательная деталь в одежде. Больше деталей прописывать не стоит, большее количество характеристик просто не откладывается в человеческом сознании. Чтобы подтвердить эту особенность, достаточно вспомнить героев русской классики. Возьмем Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и Мир». Что мы знаем о его внешности? Что он высокий и полный, этакий человек-шкаф, что носит очки, так как близорук и что одет он в хороший костюм, который на нем плохо сидит.
Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).
Не давайте слишком общих и субъективных характеристик
Героиня прекрасная, как утренний рассвет — это, конечно, хорошо, но для стихов, для лирики. В реальности, которой хоть в чем-то должна соответствовать проза, красота для всякого своя. Поэтому, если хотите наделить героя такой характеристикой, делайте это необычно, возможно даже немного диссонансно. Давайте опять обратимся к роману-эпопее «Война и Мир». Вспомним первую жену Болконского, Лизу. Ее Толстой напрямую называет по-настоящему красивой женщиной и тут же пишет, что верхняя губа у нее коротковата и не прикрывает зубов, поэтому рот всегда приоткрыт, а над губой виднеются усики.
Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.
Уделяйте внимание мимике
Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.
Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого
Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.
Замечательным примером силы такого приема описания — это восприятие других героев заглавным героем произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Будучи человеком низким и бездарным по натуре, он видит других, более цельных и ярких героев, как в кривом зеркале. Сам читатель не сразу понимает, что его обманывает взгляд Клима, что те герои — хороши, как внутренне, так и внешне.
Избегайте клише
Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.
Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.
Как описать характер персонажа?
С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.
Дайте герою основную черту характера
Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.
Для примера возьмем высокомерную отчужденность Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Являясь человеком холодным и разочаровавшимся он, тем ни менее, дважды испытывает почти юношескую влюбленность, ясную и чистую. Хватает ли его надолго? Нет. Это противоречит его сути, но он испытывает любовь и удивляется сам себе.
Конфликтообразующий недостаток
— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?
Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее.
У героя должны быть мотивы и цели
Даже если герой совсем обыденный и неяркий, всегда есть основная движущая сила. Возьмем пушкинского «Станционного смотрителя». Какие мотивы и цели у незначительного Самсона Вырина? Но когда дело коснулось благополучия и жизни его любимой дочери, он проявил и силу духа и настойчивость.
Привычка или чудачество сделают героя ближе к читателю
Это может быть фобией, навязчивой идеей, каждодневным ритуалом. Герой подросткового фэнтезийного романа Д.Емца Мефодий каждый день ставил будильник на 4 или 5 утра и вставал, даже не имея планов и цели, даже если планировал лечь спать дальше. Просто чтобы доказать себе, что он сильнее сна, у него есть сила воли.
Универсального средства описания героя, конечно же, не существует. Но, возможно, эти незамысловатые советы помогут вам не запутаться в своих идеях, и натолкнут на важные мысли.