Как понять что предложение полное или неполное

Русский язык

План урока:

Полные предложения: определение и признаки

Определение термина звучит следующим образом:

Полное предложение по смыслу всегда закончено и понятно само по себе. Ему не нужен контекст или другие предложения:

Они завтра едут на рынок.

Анна мечтала отдохнуть в Египте.

Дети играли в домино и весело смеялись.

Все три предложения закончены по смыслу. Понять, о чем идет речь, можно в отрыве от контекста. Эти высказывания – полные.

Для полных предложений характерен научно-деловой стиль, в котором нужно четко выражать мысли, без двоякого толкования.

— Какой фильм вы смотрите?

— Мы смотрим интересный художественный фильм.

В данном примере прослеживается непрерывная синтаксическая связь между словами.

В первом предложении сказуемое «смотрите» согласовывается с подлежащим «вы». Кроме того, сказуемое управляет дополнением «фильм» с помощью вопроса «Что?».

Во втором примере выделим грамматическую основу – мы смотрим. Это подлежащее и сказуемое. От сказуемого «смотрим» снова задаем вопрос «Что?» и получаем ответ «фильм». Это прямое дополнение. От него находим определение с помощью вопроса «Какой?». Получаем ответ «интересный» и «художественный».

Диалог составлен с помощью полных распространенных предложений. Однако людям свойственно экономить время и усилия во время речи, поэтому подобные примеры встречаются нечасто.

Полные предложения необязательно должны быть распространенными. Понять смысл синтаксической единицы и полностью раскрыть ее содержание можно с помощью лишь грамматической основы:

Все три примера – полные, но нераспространенные предложения.

Полное предложение – это единица синтаксиса, которой не требуются контекстуальное окружение для раскрытия смысла. Смысл высказывания передается с помощью грамматической основы и второстепенных членов, которые к ней относятся. Сфера использования полных предложений – научный и деловой стиль.

Неполные предложения

Дадим определение термину:

Член предложения пропущен, но легко восстанавливается на основе языкового окружения:

Во втором предложении пропущена грамматическая основа, присутствует лишь дополнение. Однако в языковом контексте, с учетом первого предложения, понять, о чем идет речь, можно. Если второе предложение рассматривать отдельно от первого, то его смысл становится неясен.

Обратите внимание на текст.

Вчера мы посетили новую программу московского цирка. Чудесно! Она базировалась на выступлении фокусников, акробатов и жонглеров. Удивили эквилибристы. Кажется, они из династии Волжанских.

Проанализируем выделенные предложения. Все они – неполные. Их поясняет окружающий текст. Если их рассматривать без контекста, понять, о чем идет речь, невозможно.

Зачастую неполные предложения встречаются в литературно-публицистическом и разговорном стиле.

Неполные предложения используются во избежание тавтологии. Особенно ярко это проявляется при диалогах.

В этом примере ведущую роль играет первое предложение. Без него все остальные фразы звучат бессмысленно. Однако, зная, о чем идет речь в первом предложении, мы легко восстановим недостающие члены предложения:

Неполные предложения – несамостоятельны, и без контекста не рассматриваются. В речи они используются в целях экономии времени. В них пропускаются те части высказывания, о которых мы уже знаем или догадываемся.

Неполные предложения разделяют на нескольких видов.

Поговорим о каждом подробнее.

Структурно полные, но семантически неполные предложения

Это предложения, в которых неопределенно-личные местоимения играют роль подлежащего:

Кто-то вошел в аудиторию.

Вдруг ему что-то вспомнилось.

Кто же это мог быть?

Такие предложения с точки зрения структуры полные: в составе имеются все члены, необходимые для понимания сути. Однако в таких предложениях нет полной исчерпывающей информации о событии и не понятно, кто именно совершает действие.

Структурно и семантически неполные предложения

Это самый яркий пример разграничения полных и неполных предложений. Группа делится еще на два подвида.

Контекстуально-неполные предложения используются в письменной речи. Пропущенный член предложения восполняется из окружающего его контекста:

Успех чаще всего выступает вознаграждением (полное). Иногда – авансом (неполное).

Мама любит клубничное варенье (полное). Я – сливовое (неполное).

Контекстуально-неполные предложения характерны для диалогов:

Второй подвид структурно-семантических неполных предложений, ситуативно-неполные предложения, используются в устной речи. Они подразумевают, что пропущенный член предложения имеется в сознании участников разговора. Элемент, необходимый для полного раскрытия темы, восполняется мимикой, обстановкой, восклицанием:

Это короткое предложение можно часто услышать в разговорной речи. В зависимости от обстановки, у участников разговора мысленно дополняется фраза подлежащим: учитель идет, дождь идет, автобус идет и т.д.

Контекстуально-неполные предложения встречаются в письменной речи, а ситуативно-неполные предложения – в устной. Первая категория – это предложения, которые объясняются контекстом, вторая – языковой ситуацией.

Семантически полные, но структурно неполные предложения

Второе название термина – эллиптические предложения. Они понятны без контекста и вне ситуации. В их составе отсутствует сказуемое. Вместо него имеется группа во главе с подлежащим:

За магазином – сосновый бор.

По лексической наполняемости – это полное предложение, но по структуре – нет (отсутствует сказуемое). Пропуск глагольной формы придает предложению напряженности и интенсивности.

Эллиптические предложения широко используются в призывах или просьбах, когда сказуемое и вовсе не нужно. Принцип таких высказываний базируется по схеме: «кто (что) – куда».

Не все глаголы могут эллиптироваться (пропускаться) в предложениях без ущерба лексической наполняемости высказывания. Рассмотрим таблицу.

Семантически полные, но структурно неполные предложения – особенные. Они показывают объект действия, сообщают о времени (месте), которое характеризует действие. Многие лингвисты считают, что такие высказывания являются неполными исторически, а в современном русском языке они давно играют роль полных предложений.

Итак, неполными бывают предложения по смыслу, составу или же одновременно по составу и по смыслу. При этом принципиально важным является один фактор: неполные предложения нельзя вырвать из контекста или языковой ситуации, без них предложения не имеют смысла.

Источник

Как понять что предложение полное или неполное

Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть фото Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть картинку Как понять что предложение полное или неполное. Картинка про Как понять что предложение полное или неполное. Фото Как понять что предложение полное или неполное

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть фото Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть картинку Как понять что предложение полное или неполное. Картинка про Как понять что предложение полное или неполное. Фото Как понять что предложение полное или неполное

Конспект урока «Полные и неполные предложения». Следующая тема: «»

Источник

Распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения

теория по русскому 🐻 синтаксис

По грамматическому составу различают предложения двух типов: распространённые и нераспространённые.

Нераспространенные предложения

Предложения, состоящие только из грамматической основы (двух главных членов или одного из них), называются нераспространёнными.

Частицы, предлоги и союзы не являются членами предложения, поэтому не влияют на распространённость предложения!

Распространенные предложения

Предложения, в составе которых имеются любые второстепенные члены, называются распространёнными.

Наличие определения, приложения, дополнения, обстоятельства позволяет отнести предложение к разряду распространённых. При этом предложение может быть как двусоставным, так и односоставным. Примеры:

Полные предложения

Простые предложения бывают полными и неполными.

Полными предложениями называются те, в которых есть все структурно необходимые члены предложения, выражающие относительно законченную мысль.

« Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки » (И.А. Гончаров).

Сказуемое в предложении согласуется с подлежащим и управляет дополнением и обстоятельством; дополнения «усталости», «скуки» зависят от дополнения «выражением». Таким образом, предложение представляет собой непрерывную цепочку связей между словами.

Неполные предложения

Неполными называются предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Возможность пропуска члена предложения объясняется тем, что они легко восстанавливаются на основе контекста (языкового окружения), речевой ситуации или из структуры самого предложения.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные, как распространённые, так и нераспространённые предложения. Использование неполных предложений необходимо, чтобы избежать тавтологии, облегчить речь либо упростить конструкции сложных предложений. Пример:

Второе предложение отдельно от первого звучит бессмысленно, но, зная первое, мы легко восстановим недостающее сказуемое «пришла». Поэтому предложение «Катя (пришла)» будет неполным.

В неполных предложениях могут быть пропущены следующие члены:

Неполные предложения бывают трёх типов: контекстуально-неполные, диалогически-неполные, ситуативно-неполные.

Контекстуально-неполные предложения

В подобных предложениях опущенный элемент легко восстанавливается из предшествующего контекста и пропущенных членов может быть больше одного:

«Правда правдой остаётся, а молва себе – молвой» (А.Т. Твардовский).

Диалогически-неполные предложения

Предложения этого типа являются элементами диалога (вопросно-ответная форма). Неполным предложением чаще всего является ответная реплика:

«– Куда и откуда? / – Из Вологды в Керчь… А вы-с? / – Из Керчи в Вологду…» (А.Н. Островский)

Ситуативно-неполные предложения

Подобные предложения звучат как коммуникативное целое и обладают только грамматической неполнотой. Например, команда «Ещё раз!» может быть восстановлена до полной формы («Ещё раз скажите», «Сделайте ещё раз»), но и без дополнительных членов смысл этой фразы ясен.

Эллипсис

Неполнота предложения может использоваться как средство художественной изобразительности. Такая стилистическая фигура называется эллипсисом – намеренным пропуском какого-либо члена предложения: «Татьяна – в лес, / Медведь – за ней» (А.С. Пушкин). Пропущенные члены в эллиптических предложениях, как правило, не восстанавливаются из контекста, а являются очевидными для говорящих.

Пунктуация в неполных предложениях

В неполном предложении на месте пропущенного члена ставится тире, если пропущенный член находится в середине предложения и восстанавливается из предшествующей части или на месте пропуска делается пауза. Примеры:

«А ты любишь пироги с зелёным луком? Я – страсть как!» (М. Горький); «За шоссе – берёзовый лесок» (И.А. Бунин)

Источник

Полное и неполное предложение

Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть фото Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть картинку Как понять что предложение полное или неполное. Картинка про Как понять что предложение полное или неполное. Фото Как понять что предложение полное или неполное Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть фото Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть картинку Как понять что предложение полное или неполное. Картинка про Как понять что предложение полное или неполное. Фото Как понять что предложение полное или неполное

Всего получено оценок: 262.

Всего получено оценок: 262.

Одна из классификаций простых предложений в русском языке предполагает их деление на полные и неполные синтаксические единицы. Принцип деления достаточно прост: в предложении или есть те члены предложения, которые необходимы для понимания ее смысла, или их нет. Чтобы понимать принципы синтаксиса в целом и принципы построения предложения в частности, необходимо разбираться в том, что такое полное и неполное предложение.

Признаки полного предложения

В этой синтаксической единице есть все те члены предложения, которые необходимы для того, чтобы ее смысл был понятен без контекста в виде окружающих предложение и без объяснений.

Часто между двусоставным и полным предложением ставят знак равенства, однако делать этого не стоит. Полным может быть и предложение с двумя главными членами, и предложение с одним. То же касается и признака распространенности-нераспространенности: полные предложения могут быть нераспространенными, если для понимания смысла синтаксической единицы достаточно одной только грамматической основы.

Основной отличительный признак полного предложения – это его смысловая законченность, что как раз и означает, что смысл такого предложения понятен даже в полном отрыве от контекста.

Чаще всего полные предложения встречаются в текстах делового и научного стилей, где недопустимо двоякое толкование смысла или недопонимание каких-то важных аспектов.

Признаки неполного предложения

В таких предложениях, в противоположность полным, пропущен как минимум один (чаще – несколько) член предложения, который необходим для того, чтобы понять смысл синтаксической единицы. Если человек знает языковую ситуацию, которая послужила средой для появления этого предложения, или у него перед глазами есть контекст, он может восстановить смысл синтаксической единицы. То есть главной особенностью неполного предложения является то, что вне ситуации или контекста содержание синтаксической единицы непонятно. На этом основании все неполные предложения делятся на две категории.

Ситуативно-неполные – это такие, которые понятны только непосредственным участникам общения или тем, кто за этим общением наблюдает. Контекстуально-неполные – это такие, которые понятны только читателю, прочитавшему предшествующий и последующий текст.

Чаще всего неполные предложения используются в литературных текстах и в устных диалогах.

Примеры полных и неполных предложений

Чтобы лучше понять вышесказанное, его нужно разобрать на примерах.

Первое предложение для разбора: “Лес горел уже три дня” – в этом предложении есть основа, которая описывает ситуацию в общем, и второстепенные члены, которые добавляют подробности. Смысл понятен без контекста.

Если и другой пример: Кто завтра идет на линейку? – Мы. Предложение мы без окружающего его контекста – заданного перед этим вопроса – лишено смысла.

Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть фото Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть картинку Как понять что предложение полное или неполное. Картинка про Как понять что предложение полное или неполное. Фото Как понять что предложение полное или неполное

Что мы узнали?

Один из типов классификации простых предложений в русском языке – это деление их на полные и неполные. Так, в полных предложениях есть все члены, которые позволяют понять их смысл даже вне контекста или конкретной языковой ситуации. Неполные же им противоположны – без ситуации или контекста смысл таких синтаксических единиц неясен. При этом не стоит путать полные и неполные предложения с двусоставными или односоставными, а также распространенными и нераспространенными. В основе этих классификаций лежать другие признаки. Так, односоставное нераспространенное предложение вполне может быть полным (например, как с предложением “Светало”) и наоборот.

Источник

Неполные предложения. Отличия от назывных предложений

Неполные про­стые пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния с про­пу­щен­ным одним или несколь­ки­ми чле­на­ми, необ­хо­ди­мы­ми для пол­но­ты его стро­е­ния и смыс­ло­во­го содержания.

В рус­ском язы­ке по нали­чию или отсут­ствию необ­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на пол­ные и неполные.

Полные предложения

Полными явля­ют­ся про­стые дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых все его чле­ны как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные, име­ют­ся нали­цо, например:

Каждую осень я при­ез­жал в лес­ную дерев­ню и шел от нее к озе­ру (К. Паустовский).

Только не порви­те сереб­ря­ные стру­ны (В. Высоцкий).

Весело жить в такой зем­ле! (М. Лермонтов).

Не нагнать тебе беше­ной трой­ки! (Н. Некрасов).

Приведенные дву­со­став­ное и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем всех чле­нов, необ­хо­ди­мых по их струк­ту­ре. Смысл каж­до­го из них ясен и не нуж­да­ет­ся в опо­ре на преды­ду­щий кон­текст, то есть их мож­но цити­ро­вать в одиночку.

Признаки неполных предложений

В непол­ном пред­ло­же­нии про­пу­щен­ный член лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста, например:

В непро­лаз­ной тра­ве весь день копо­ши­лись и гуде­ли шме­ли. Иногда выры­ва­лись из тра­вы, с раз­ма­ху нале­та­ли на Машу, с трес­ком уда­ря­лись в лицо и со зво­ном поды­ма­лись вверх, выше скво­реч­ни (К. Паустовский).

Второе пред­ло­же­ние явля­ет­ся непол­ным. В нем про­пу­ще­но под­ле­жа­щее «шме­ли», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из содер­жа­ния пер­во­го пред­ло­же­ния. А если про­чи­тать толь­ко вто­рое пред­ло­же­ние, то будет неяс­но, о чём идет речь: кто или что под­ни­ма­лось из травы?

Значит, непол­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся по смыс­лу неса­мо­сто­я­тель­ным. Его выдер­ги­вать из кон­тек­ста нель­зя. Неполные пред­ло­же­ния часто исполь­зу­ют­ся в слож­ных предложениях:

Труд побуж­да­ет поле, а поле — чело­ве­ка (посло­ви­ца).

Золото испы­ты­ва­ют огнём, чело­ве­ка — тру­дом (посло­ви­ца).

В пер­вом слож­ном пред­ло­же­нии вто­рая дву­со­став­ная часть явля­ет­ся непол­ной, так как в ней про­пу­ще­но ска­зу­е­мое «про­буж­да­ет». Во сле­ду­ю­щем при­ме­ре вто­рая неопределенно-личная часть так­же харак­те­ри­зу­ет­ся непол­но­той из-за отсут­ству­ю­ще­го ска­зу­е­мо­го «испы­ты­ва­ют», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пер­вой части слож­но­го бес­со­юз­но­го предложения.

Нераспространённость непол­ных пред­ло­же­ний чаще все­го наблю­да­ет­ся во вре­мя диа­ло­га в раз­го­вор­ной речи.

-Ты где купал­ся утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюш­ка (И. Тургенев).

Примеры неполных предложений

При отсут­ствии в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мо­го или допол­не­ния на их месте ста­вит­ся тире, если эта непол­но­та под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но паузой.

С утра в поле коси­ли. Вечером тоже.

Тёркин мой — к огню побли­же, отги­ба­ет ворот­ник (А. Твардовский).

Сколько в жиз­ни вся­ких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).

Дела булоч­ной шли весь­ма хоро­шо, лич­но мои — всё хуже (М. Горький).

Алеша смот­рел на них, а они на него (Ф. Достоевский).

Из пафо­са у него выхо­дил крик, из неж­ных слов — слад­кая тянуч­ка, из-за пове­ли­тель­ных реплик рим­ско­го воина-патриция выгля­ды­вал рус­ский бранд­май­ор (А. Куприн).

Багровые листья кле­на и жёл­тые берез лежа­ли у ног жен­щи­ны (М. Горький).

Эллиптические предложения

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет одна раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, в кото­рых недо­ста­ю­щий член не вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из ситу­а­ции и не под­ска­зы­ва­ет­ся кон­тек­стом. Смысл таких пред­ло­же­ния поня­тен вне кон­тек­ста, например:

А за самым даль­ним лугом — поле, вспа­хан­ное плу­гом (С. Маршак).

В этом при­ме­ре про­пу­ще­но ска­зу­е­мое (рас­сти­ла­ет­ся, нахо­дит­ся, есть), кото­рое мож­но лег­ко вос­ста­но­вить по смыс­лу само­го пред­ло­же­ния. Это раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся эллип­ти­че­ски­ми. Это обо­зна­че­ние вос­хо­дит к тер­ми­ну «эллип­сис» (гре­че­ское сло­во elleipsis), кото­рым назы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра худо­же­ствен­ной речи, суть кото­рой состо­ит в наме­рен­ном про­пус­ке слов или фак­тов для при­да­ния тек­сту боль­шей выра­зи­тель­но­сти и динамичности.

Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть фото Как понять что предложение полное или неполное. Смотреть картинку Как понять что предложение полное или неполное. Картинка про Как понять что предложение полное или неполное. Фото Как понять что предложение полное или неполное

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка эллип­ти­че­ские выска­зы­ва­ния свя­за­ны с рече­вой ситу­а­ци­ей, кото­рая часто сопро­вож­да­ет­ся мими­кой, жеста­ми — невер­баль­ны­ми спо­со­ба­ми ком­му­ни­ка­ции. Синтаксический эллип­сис нахо­дит свое отра­же­ние в неко­то­рой свёр­ну­то­сти кон­струк­ций, их неполноте.

Она за дверь. А мать — ни сло­ва вслед.

Тем не менее такие выска­зы­ва­ния вполне ясны и не тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го кон­тек­ста или разъяснения.

Неполные и назывные предложения (отличия)

Неполные дву­со­став­ные пред­ло­же­ния не сле­ду­ет путать с одно­со­став­ны­ми назыв­ны­ми. Особенно такая опас­ность ошиб­ки суще­ству­ет тогда, когда назыв­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным, а непол­ное дву­со­став­ное пред­ло­же­ние не име­ет ска­зу­е­мо­го. В нем оста­лось толь­ко под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, и обсто­я­тель­ство или допол­не­ние, обо­зна­чен­ное так­же суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме, кото­рое, не заду­мы­ва­ясь, отно­сят к подлежащему.

На база­ре обыч­ная тол­чея (непол­ное дву­со­став­ное предложение).

Основное отли­чие состо­ит в том, что в назыв­ном пред­ло­же­нии может быть под­ле­жа­щее и целый кас­кад согла­со­ван­ных и несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, а в непол­ном дву­со­став­ном пред­ло­же­нии может отсут­ство­вать ска­зу­е­мое, но име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство — груп­па ска­зу­е­мо­го, например:

В этом пред­ло­же­нии при­сут­ству­ет под­ле­жа­щее (квар­ти­ра) и обсто­я­тель­ство (неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние «на тре­тьем эта­же»), кото­рое ука­зы­ва­ет на отсут­ству­ю­щее ска­зу­е­мое. Значит, это непол­ное дву­со­став­ное предложение.

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *