Как понять что предложение сочинительное или подчинительное
Виды связи в предложении.
Связь в предложении – это способ придания предложению осмысленности, законченности мысли, а также логической, лексической и синтаксической полноценности. Существует два вида связи в предложении – сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь в предложении – это соединение не зависящих друг от друга элементов в предложении: однородных членов в простом или простых предложений в составе сложносочинённого.
Подчинительная связь в предложении – это соединение зависящих друг от друга элементов: слов в словосочетании, предложении или простых предложений в составе сложноподчинённого.
Как определить вид связи в предложении?
Прежде всего, необходимо отбросить грамматическую основу, так как подлежащее всегда связано со сказуемым, также стоит исключить вводные слова.
Пример. Мне хотелось выйти наружу, но дверь была заперта.
Сложное предложение с двумя независимыми частями, сложносочиненное. Исходя из этого, в данном предложении используется сочинительный вид связи.
Мне хотелось выйти наружу, потому что в комнате был очень спёртый воздух.
Сложное предложение, в котором наблюдается подчинительная связь – одно предложение указывает на причину того, о чём говорится в другом. Предложение сложноподчинённое.
Виды подчинительной связи.
Существует три вида подчинительной связи:
Согласование – это такой вид связи, когда зависимое и главное слово (существительное или другая часть речи в роли существительного) уподобляются друг другу в роде, числе и падеже. Самые простые примеры согласования – в словосочетаниях: мерзкий дождь, весёлая я, невидимый кто-то, случайный прохожий, гулкое «зй».
В качестве зависимых слов при согласовании могут выступать любые изменяемые части речи: прилагательные, местоимения (притяжательные, определительные, указательные, отрицательные, неопределённые) и порядковые числительные.
Никаких денег, веселому рассказчику, вашей сестры, первому встречному.
Управление – вид связи, при котором главное слово требует особой формы падежа зависимого слова. Падежная форма при этом обусловлена определенными морфологическими нормами в русском языке. Главным признаком наличия управления в словосочетании или предложении является использование предлога, хотя бывает и беспредложная форма управления. При наличии управления зависимое слово всегда будет отвечать на вопросы косвенных падежей.
Смотреть на луну, любоваться луной, расписаться в получении, подписать документы, забыть о проблемах, забыть формулу.
Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором отношения между зависимым и главным словом выражаются только смысловым признаком, интонацией или порядком слов. Зависимым словом при примыкании может быть инфинитив, причастие, деепричастие, притяжательное местоимение их, её, его, неизменяемое прилагательное (цвет индиго) и простая степень сравнения прилагательного.
Страсть путешествовать, бежать спотыкаясь, желающий выйти, её юбка, девочка постарше.
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Сочинительная и подчинительная связь: типы предложений
В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное — которое состоит из нескольких частей, но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».
Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов — сочинительные и подчинительные. Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.
Подчинительная связь в сложном предложении
Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений. Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.
Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», ««Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».
Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая — придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:
Сочинительная связь в сложном предложении
О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и».
Примеры сочинительной связи:
Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».
Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка
Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».
Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».
Особенности пунктуации
Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз — это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет однородные члены предложения или два предложения, которые находятся внутри одного.
Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая. Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.
В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:
Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации, напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.
Сочинительная связь и сочинительные союзы
Сочинительная связь — это равноправная синтаксическая связь между однородными членами предложения или простыми предложениями в составе сложных.
Что такое сочинительная связь?
Любое высказывание состоит из минимальных значимых синтаксических единиц — слов, которые соединяются в предложение, представляющее собой законченное высказывание, с помощью двух видов связи:
Рассмотрим, что такое сочинительная связь.
Сочинительная связь в простом предложении
Этот вид синтаксической связи осуществляет равноправные отношения, во-первых, между членами предложения. В предложении подлежащее и сказуемое, составляющие его грамматическую основу, и второстепенные члены могут быть однородными, например:
Деревья и травы летом и в самом начале осени по-весеннему сочны и свежи (М. Горький).
В этом простом предложении несколько пар однородных членов предложения:
Эти члены предложения не зависят друг от друга, то есть они равноправны. Они связаны между собой сочинительным союзом «и» и перечислительной интонацией. Эти признаки указывают на то, что между ними существует сочинительная связь.
Сочинительные союзы
Равноправная синтаксическая связь оформляется между главными и второстепенными членами предложения с помощью сочинительных союзов. Перечислим их в соответствии с их грамматическим значением:
Сочинительная связь существует не только между второстепенными членами предложения, обозначенными отдельными словами, но и между однородными определениями, выраженными распространенными приложениями, причастными оборотами, или обстоятельствами — деепричастными оборотами, например:
Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»
Примеры простых предложений с сочинительной связью
На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем (И. С. Никитин).
Лошадь упиралась, шла неохотно. Приходилось не только понукать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).
Кое-где по дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями (Л. Толстой).
Сочинительная связь в сложносочиненном предложении
Этот вид синтаксической связи объединяет простые равноправные предложения в сложное, которое называется сложносочиненным.
Но вот солнце стало опускаться к западу, и из-за холма неожиданно показалось седое облако (А. Коптяева).
В сложносочиненном предложении уже не отдельные слова, члены предложения, а простые предложения объединяются в высказывание, выражающее законченную мысль. Их объединяет интонация и те же сочинительные союзы как признак синтаксического равноправия составляющих компонентов сложного предложения.
От простого предложения отличаем сложносочиненное по наличию в нём двух и более грамматических основ.
Между простыми предложениями с сочинительной связью существует значение одновременности, последовательности, чередования действия, взаимоисключения и пр.
Примеры сложносочиненных предложений
Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Аксаков).
Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении
В сложноподчиненном предложении сочинительной связью соединяются однородные придаточные части одного вида с помощью сочинительных союзов, например:
Вода в затоне задымилась, точно её подожгли или словно над плёсом поднялась водяная пыль (Е. Пермитин).
Придаточные части сравнения соединены с главным предложением подчинительными союзами «точно» и «словно», а между собой — сочинительным разделительным союзом «или».
Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях
А когда листья высохнут и трава сделается похожей на молодое сено, запах станет эфирно-легким и особенно душистым (М. Алексеев).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только к олотушка сторожа доносится с деревенской околицы (К. Паустовский).
Только некоторые из окрестных жителей умели по приметам пробираться через это опасное место, где коварная зелень мхов обманывает неопытного путника и тростник скрывает ямы (М. Лермонтов).