Как понять что ребенок эгоист
Как понять что ребенок эгоист
И.А. Галкина (кандидат психологических наук)
Эгоистами называют людей, которые личные интересы ставят превыше всего, любят только себя, учитывают только свое мнение, не отзывчивы к проблемам, интересам, чувствам других людей. Специалисты отмечают, что уровень эгоизма у современных детей значительно выше, чем у прошлого и позапрошлого поколения. Они связывают это с радикальными изменениями в воспитании. Сейчас многие родители настолько боятся нанести «психологическую травму», что часто перегибают палку и своим поведением воспитывают в ребенке эгоизм, удовлетворяя все детские желания как по мановению волшебной палочки. А по мере того, как растут детские запросы, растет и эгоизм малыша. Его проявления особенно болезненны для любящих родителей. Отдавая ребенку самое лучшее, они надеются, что повзрослев, он будет относиться к ним с такой же нежностью и заботой, но столкнувшись с негативным отношением в свой адрес, родители начинают задаваться вопросом: «Что делать, если ребенок растет эгоистом?» Рассмотрим методы воспитания, которые к этому приводят, а также способы, которые можно использовать, чтобы избежать излишнего себялюбия у детей.
Перечислим типичные ошибки и ситуации, приводящие к развитию детского эгоизма.
Неадекватная (завышенная) оценка личности ребенка. Современную систему воспитания часто называют детоцентрированной, так как многие родители делают своего ребенка центром вселенной, что совсем не идет ему на пользу. У ребенка формируется неправильное представление о любви: он просто позволяет окружающим любить себя, требует заботы, искренне считая, что близкие рады всегда и во всем угождать ему. Такая схема переносится и во взрослую жизнь: подобное отношение ожидается от супруга, друзей, коллег.
Стремление родителей постоянно навязать свои желания и цели детям. Такой излишне авторитарный подход воспитания часто приводит к тому, что отстаивая свои права, ребенок включает эгоизм как защиту. Он не понимает, почему должен прислушиваться к другим, если его самого не слышат.
Подавление самостоятельности. В условиях постоянной нехватки времени многим родителям проще самим надеть ребенку ботинки, убрать игрушки, выкинуть мусор. Но это убивает в ребенке стремления делать что-то самому. С 2-3 лет малыш в состоянии многое делать самостоятельно, например, кушать, мыть руки, одеваться, помогать убираться после игры и пр. Но некоторые мамы и папы не стремятся развивать в ребенке полезные навыки самообслуживания. В результате мы наблюдаем картину, когда мама завязывает первокласснику шнурки, несет за него портфель и вдобавок делает уроки. Такое воспитание растит зависимых, эгоистичных, инфантильных личностей, которым придется нелегко во взрослой жизни. Особенно ярко недостаток самостоятельности будет проявляться во время принятия каких-то решений. Если вы с самого начала все и всегда решали за ребенка, то в любой последующей ситуации он будет прибегать к вам и требовать от вас незамедлительный ответ, и вы просто обязаны будете решить его проблемы тут же, отложив все свои дела.
Личные примеры эгоизма у родителей. Когда родители воспитывают ребенка, руководствуясь только своим удобством, ведут себя эгоистично друг с другом, ставя все время во главу угла свои интересы, то и ребенок в дальнейшем примет эту же позицию, считая ее нормой.
Подкуп детей родителями. Когда взрослые искусственно стимулируют хорошее поведение ребенка, они закладывают мину замедленного действия. Подкупая несозревшую личность сладостями, подарками или деньгами, взрослые формируют эгоистичную модель поведения, приучают его вести себя примерно лишь тогда, когда это ему выгодно. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное (материальное) выражение. У ребенка должен быть моральный стимул и уважение к своим родителям, а не корыстный расчет.
Чрезмерная опека и стремление постоянно контролировать ребенка. Излишняя опека часто возникает, когда малыш достался семье с большим трудом. Подсознательно боясь потерять долгожданного ребенка, родственники сдувают с него пылинки, чтобы он чувствовал себя комфортно, однако слишком навязчивое желание родителей постоянно участвовать в жизни ребенка ведет к тому, что он просто теряется в своих желаниях и мыслях, не может сам решать важные вопросы и боится шаг ступить без помощи родителей.
Избавление ребенка от ответственности и обязанностей. У безответственного ребенка возникают сложности с самодисциплиной и самоорганизацией, обслуживанием себя в быту. Он не реагирует на просьбы, ведь близкие с этим его нежеланием считаются и позволяют не участвовать в делах, которые не нравятся.
Наделение ребенка чрезмерной властью. Признание ребенка главным в семье и разрешение диктовать всем свои правила приводит к тому, что ребенок превращается в маленького командира, который считается, прежде всего, только со своими желаниями и требует от других подчинения, игнорируя их потребности.
Недостаток внимания. Дети очень чувствительны к нежности, ласке, эмоциональному контакту. Если взрослые слишком сдержанно проявляют свои чувства или редко общаются с ними по причине сильной занятости, они страдают из-за недостатка любви. Ребенок просто не понимает, как нужно любить, поэтому растет эгоистом. Если ему не хватает внимания, любви, он не чувствуют безопасности в жизни, у него нет устойчивого домашнего мира. Живя в таких условиях, ребенок учится выживать и в детской головке закладываются мысли о том, что если он не сделает сам, то больше никто и не поможет, а значит, нужно думать только за себя, ведь никто в этом мире о нем не думает. Такой эгоизм у детей появляется, как защитная реакция неокрепшей психики.
Что же делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Приведем советы специалистов.
Как не допустить детского эгоизма?
Приучайте к самостоятельности
Не стоит пресекать попытки ребенка сделать что-то самостоятельно. Малыш хочет сам завязывать шнурки? Постарайтесь начинать сборы на 15 минут раньше, чтобы не опоздать в детский сад, но предоставляйте ему возможность пробовать снова и снова. Стремится помыть посуду? Не отбирайте губку – пусть учится, старается. Следует поощрять малыша принимать самостоятельные решения и разъяснять, какую ответственность он за них несет. Предлагайте ребенку выбор, не решайте всё за него, ведь он так и вырастет без своего мнения, без своей цели, он будет жить вашими мыслями, чувствовать себя незащищенным и требовать от вас опеки до самой старости.
Устанавливайте четкие границы дозволенного
Ребенок приходит в семью и становится ее частью, а не центром вселенной, и должен уважать потребности, интересы других членов семьи. Рано или поздно ребенок начинает прощупывать границы: он стремится понять, что ему будет дозволено, что родители одобрят или проигнорируют, а за что последует наказание. И здесь очень важно не упустить момент и вовремя продемонстрировать соответствующее поведение. Научитесь говорить «нельзя». Как бы ни сжималось ваше сердце от детского плача, постарайтесь проявить твердость. Нельзя идти на поводу у ребенка, если он что-то требует, впадая в истерику. Через несколько минут истерика закончится, и малыш поймет, что таким способом ему не добиться желаемого. Скажите спокойным голосом: «Сейчас мама не может купить эту игрушку, но ты обязательно получишь ее на Новый год». С другой стороны, постоянно говорить «нет» ребенку тоже неверно. Нужно найти разумный баланс между тем, что необходимо и тем, от чего можно отказаться. Главное – показать малышу, что вы не будете моментально исполнять все его капризы.
Учите ребенка нести ответственность за свои поступки
Ребенку необходимо осознавать отрицательные последствия своих поступков. Это он сможет понять только на личном опыте. В случаях, когда его жизни не угрожает опасность, родителям стоит ограничиться одним предупреждением, а потом дать ребенку самому столкнуться и справиться с результатами своих действий. Постепенно снимайте с себя ответственность за личные дела ребенка — за то, чтобы он не проспал, не опоздал, сделал уроки и пр. Не сразу, но постепенно подводите ребенка к тому, что за все свои личные дела он должен отвечать сам, а вы в крайних случаях его подстрахуете. Как говорится «на своих ошибках учатся», поэтому, пока ребенок не пройдет свою школу жизни, он не научится по-настоящему жить.
Приобщайте ребенка к домашним делам
У ребенка должны быть свои обязанности по дому, которые он должен выполнять не за вознаграждения, а как вклад в жизнь семьи. Он должен понимать, что эти дела он делает для всех, а не только для себя. Отведите ребенку несколько посильных домашних обязанностей, например, полная уборка его комнаты и вытирание пыли во всей квартире. Ребенок должен чувствовать на себе ответственность хотя бы за мелкие домашние дела, которые ему поручили.
Расширяйте круг общения ребенка
Естественным образом эгоизм обычно устраняется в детских коллективах. Посещая детсад, ребенок учится уважать запросы сверстников, понимает, что он – не центр вселенной. Однако встречаются случаи, когда в садике дети ведут себя примерно, но приходя домой, начинаю командовать и «строить» взрослых. Если такое происходит, родители должны изменить модель воспитания.
Не захваливайте ребенка сверх всякой меры и не сравнивайте с другими
Адекватно оценивайте способности ребенка. Если вы не хотите столкнуться с ситуацией, когда ребенок растет эгоистом, не сравнивайте его со сверстниками. Утверждение: «Ты лучше всех!» зародит в нем ростки самовлюбленности, а выражение: «У тебя получилось хуже всех» снизит самооценку и вызовет ненависть к окружающим.
Будьте примером для подражания
Ребенок хорошо чувствует истинные намерения и отношение к окружающим. Если в семье проповедуются корыстные интересы и безразличие к окружающим, не стоит удивляться, что младшее поколение растет эгоистами. Никогда не выясняйте отношения, не ругайтесь с членами семьи в присутствии ребенка. Конечно, порой трудно сдержать эмоции, но подумайте, какой пример вы подаете малышу. Увидев, как вы кричите на папу или бабушку, он не будет доискиваться причины, а просто скопирует ваше поведение.
Поощряйте дружбу с другими детьми
Расспрашивая ребенка о событиях прошедшего дня, интересуйтесь не только его жизнью, но и тем, что делали его знакомые. Если кто-то заболел, спросите: «А ты узнал, как Ваня себя чувствует, не нужна ли ему твоя помощь?» Не давайте понять ребенку, что вы отдаете ему «лучший кусочек», «все самое вкусненькое». Даже последним и вкусным следует делиться с друзьями. Такая позиция приучает к равенству и способствует развитию эмпатии.
Воспитывайте альтруистические качества у ребенка
Психологи считают, что бороться с нежелательными качествами в характере нужно путем развития противоположных качеств. С ранних лет приучайте детишек заботиться о других людях, о животных, уступать место старшим, делиться вкусной едой и т.д. Показывайте ребенку пример того, как нужно заботиться об окружающих. Таким образом в ребенке будет развиваться доброта, сочувствие, забота о ближнем; он будет думать не только о своих прихотях, но и об окружающих его людях; не будет заострять внимание только на своих желаниях. Все добрые дела делайте вместе с ребенком и обязательно хвалите его за это, чтобы он чувствовал себя счастливым от того, что сделал что-то приятное людям. Важно не только заботиться об окружающих, но и всегда быть внимательным к ним — поздравлять со всеми праздниками, с днями рождения, звонить и спрашивать «как дела» у родных. Ребенок должен понять, какое это удовольствие доставлять радость другим. Сделайте собственную подборку мультфильмов, фильмов, книг и развивающих игр, которые показывают пользу взаимовыручки, учат дружить и уважать взрослых. Необходимо подчеркивать альтруистические черты у литературных персонажей и киногероев. Однако в погоне за воспитанием альтруистичной личности, не забудьте объяснить малышу, что его интересы тоже важны и имеют значение. Учите его уступать, но не принижать значимость собственных желаний. К примеру: ребенок принимает условия игры своего друга и умеет уступать – отлично. Но если он делает это постоянно и занимает «подчиненную» позицию – плохо. Учите малыша взаимодействовать с миром, объяснять и отстаивать свою позицию словами и правильными поступками.
Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме или есть какие-то проблемы, связанные с другими темами воспитания ребенка, обращайтесь за консультациями к нашим опытным психологам и педагогам, работающим в развивающем детском центре «Летиция». Мы всегда рады вам помочь!
Эгоизм ребёнка и методы его преодоления
Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства.
Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно. Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?
Что такое эгоизм?
В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом. Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие.
Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться. Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка. Таким образом, можно воспитать маленького тирана, желания которого — закон.
«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».
Эгоизм ребёнка
Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью. Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются с двух лет. Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья. В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.
То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:
Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов. В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера. По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.
Причины детского эгоизма
Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания — ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия самостоятельно, это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
Стимулирование успехов. Сделаешь математику — куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.
Проявления эгоизма
В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте — это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают таланты и достижения малыша. Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе. Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.
Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.
Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма: непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей. Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто. Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.
Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.
Ошибки родителей в воспитании
Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера — следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?
Цель – эгоцентризм. В том случае, если целью воспитания в семье было формирование завышенной самооценки и эгоцентризма, то у ребёнка будет воспитана ориентация только на себя, на собственные потребности, интересы, чувства. Во взрослом возрасте такая повышенная концентрация на собственном «Я», абсолютное равнодушие к окружающему миру, интересам людей и общества может впоследствии привести к отчуждению и восприятию мира как враждебного.
Дарим подарки, отдаём лучшее. Обычно эгоистическая направленность сознания ребёнка закрепляется в таких семьях, где родители весь смысл жизнедеятельности семьи ориентируют лишь на удовлетворение потребностей ребёнка. Такая модель поведения родителей приучает ребёнка к постоянному ожиданию подарков, немедленному реагированию на желания, увеличению капризов и изощрённости прихотей. Родители не подозревают, что воспитывают в ребёнке потребителя, способного только брать и ничего не производить. К вышеуказанным последствиям приводит и привычка отдавать ребёнку самый вкусный кусок, обслуживать первого за столом и т. д.
Освобождаем от труда и самообслуживания. Вред приносит желание родителей освободить ребёнка от любых физических усилий, будь-то труд или самообслуживание. Так вырастают иждивенцы. Крайне противоположная позиция родителей также вредна: равнодушие и постоянная строгость к ребёнку способствует формированию такого же отношения у него к людям: бездушного, холодного.
Выполняем за детей их дела. Так вы лишаете детей проявления инициативы и формируете отрицательное отношение к труду.
Демонстрируем личный негативный пример. Учим нравственности, внимательности, доброте, щедрости, при этом проявляя личные эгоистические качества? Вряд ли будет польза от теории, не подтверждённой на практике.
Подкупаем детей. Оплата домашних дел или школьных оценок – не лучший метод воспитания. Ребёнок должен оценивать свои поступки, достижения или промахи, а не их денежную стоимость. Материальное поощрение в детском возрасте способствует снижению энтузиазма и истинного творческого начала.
Слишком интенсивно воспитываем. Постоянные назидания влияют на снижение самооценки ребёнка, подавляют личность, ведут к общей незрелости.
«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»
Альтруизм
Альтруизм — прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм — это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других. Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным. Эгоист не способен это делать.
«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»
Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?
Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
Учим, что просьба о помощи — это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.
Советы родителям, как перевоспитать ребёнка
Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники — достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам. У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, помогать по дому. Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.
Польза негативного опыта. Отрицательный опыт ребёнка — действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит — вполне самостоятельным.
Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.
Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает — это воспитывает потребность заботиться о близких.
Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям. Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок — это уже не эгоист.
Выводы
Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.
Мой ребёнок — эгоист, советы психолога
Детский эгоизм. Как бороться и чего опасаться? Советы психолога.