Как понять что ребенок готов в первый класс
Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу
Если ребенку меньше семи полных лет, всегда остается вопрос: а не рано ли ему идти в первый класс?
Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) — то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.
Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в восемь лет в первом классе скучно, другие — что в шесть с половиной трудно.
Кто прав? Ответ простой. Правы родители — именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.
Кратко о созревании мозга
Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в шесть-восемь лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов — мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.
Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.
Организационные вопросы
Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?
Кто будет забирать ребенка
Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать — кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего три урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.
Дорога до школы
Прекрасная школа во дворе — редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее — чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).
Кружки и секции
Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе — от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).
Как понять, что ребенок готов к первому классу
Ну и третья составляющая успеха первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.
А теперь по пунктам.
Будущий первоклассник знает и может назвать:
— фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)
— свой возраст и дату рождения;
— свой домашний адрес;
— страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;
— времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);
— дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.
Будущий первоклассник умеет:
— выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;
— различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;
— различать и правильно называть цвета цветового спектра;
— владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;
— соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;
— составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
— пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
— составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;
— запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;
— внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;
— действовать по правилам в игре или задании;
— оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)
— обращаться к взрослым людям на «вы», здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», обращаться с просьбой и за помощью.
Должен ли ребенок знать слово «надо», и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не пришлось переучивать?
Лайфхак: как научиться быстро сделать «домашку»
1. Подготовка рабочего места: родитель организует действия в форме поручений, ребенок выполняет:
3 признака, что ребёнку пора в школу
В первом классе соседями по парте могут оказаться дети с разницей в возрасте до двух лет. Одним только исполнилось шесть с половиной, другие до восьми ходили на подготовительные занятия. Родители сами решают, отправить ребёнка в школу сразу после детского сада или годик-другой подождать. Как определить, готов ли ребёнок стать первоклассником, рассказала педагог Ева Резван с помощью детского психолога Елены Кандыбиной.
Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда мы с огромным букетом стояли на праздничной линейке, зевая от волнения.
Это событие, к которому надо готовиться заранее. Но некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пелёнок они придумывают для ребёнка всевозможные активности самого разного вида. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьёзно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.
Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. Ребёнок, который в раннем возрасте не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребёнка тяжело идёт геометрия.
Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете. Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать. Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков.
Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.
1. У ребёнка есть мотивация учиться
Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.
Игры ребёнка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребёнок начинает примерять уже на себя разные социальные роли. Так появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или лётчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. «Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребёнок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению. Он уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила. В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым.
Елена Кандыбина, психолог Центра практической психологии и психотерапии «Белый аист»:
Учебная мотивация — это способность ребёнка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем — в школу идти нельзя.
2. Ребёнок умеет концентрировать своё внимание
Ребёнок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребёнка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встаёт или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребёнок тихо сидит за партой и даже создаёт иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.
Этот вид развития человека неслучайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы понимаем, что с нами происходит, мы лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребёнка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений — горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно. Или эмоционально-ролевые: «Представь, что ты разъярённый лев», «Покажи, как собачка радуется».
Способность ребёнка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях. Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры. Что делает ребёнок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждёт или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?
3. У ребёнка развиты интеллект и моторика
Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении: столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребёнка к школе только это и проверяется. Но и тут у современных детей не всё гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребёнку, допустим, семь лет, а выглядит и ведёт себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определённой строчке. Если мозг ребёнка ещё до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.
Это ещё хорошо, если ребёнок совсем не может писать ровно или читать, не перескакивая от слова к слову. В какой-то момент взрослые это поймут и отстанут. Гораздо хуже, если он может путём огромного напряжение в течение трёх минут написать пару предложений. В такой ситуации взрослые делают вывод, что ребёнок просто ленится. «Посмотри, ты же можешь! Почему ты не стараешься?» А он старается из последних сил. Только сил у него этих ещё совсем мало, а родители даже не заметили, что он выдал свой максимум.
Фото: iStockphoto (DragonImages, FamVeld, romrodinka)
«Идем на взлет»: Как понять, что ребенок готов к школе
Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?
Важными рекомендациями делится Елена Мудрак, школьный психолог со стажем работы более десяти лет.
Подготовка к школе — это научиться смирно сидеть за столом или что-то еще?
Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.
Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:
Физическая готовность к школе
С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:
Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.
Психологическая готовность
Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.
К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
1 Мотивация: знать, что такое школа
Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.
Как проверить. Задайте ребенку вопросы:
Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.
Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9–11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.
Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.
У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:
2 Коммуникация: уметь дружить
Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.
После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.
Как проверить. Оцените себя, ведь ребенок копирует вас: умение поддерживать дружеские отношения, общаться, идти на уступки и отстаивать свое мнение. Вы может и удивитесь, но все самое «нужное» ребенок от вас уже перенял.
У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:
Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.
3 Интеллект: уметь учиться
На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.
1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.
2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6–8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.
4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.
5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4–8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6–7 простых картинок из показанных 9-ти.
6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.
7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.
Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.
4 Эмоции и воля: контролировать себя
Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:
Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».
Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.
Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.
Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!
Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.
Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!
Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.
6 признаков, что ребенок готов к школе
Как выяснить, готов ли ребенок идти в первый класс, и кому подходит трехлетняя программа начальной школы, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая.
Дети, школы и программы — разные
Все дети на пороге школы имеют свой «запас зрелости». Они отличаются друг от друга и по способности выдерживать статическую нагрузку, и по умению слушать, по способности тормозить свои импульсивные реакции и гибко адаптировать свое поведение к школьным требованиям. Также дети приходят к первому классу с разным багажом знаний: кто-то только знакомится с буквами, а кто-то уже свободно читает сложные тексты. Все это влияет на адаптацию к школе и на успешность обучения.
Школы тоже отличаются друг от друга. Есть селективные или рейтинговые учебные заведения, куда сложнее поступить и где детям приходится интенсивно работать уже с первого класса. А есть обычные районные школы со средней нагрузкой.
Кроме того, на сегодняшний день существуют как минимум две программы обучения для начальной школы — стандартная четырехлетняя (1-4) и ускоренная трехлетняя «Эффективная начальная школа 1-3». Задача родителей — выбрать подходящую конкретно их ребенку программу. От этого во многом зависит, как себя будет чувствовать ребенок в школе, его учебная мотивация и качество освоения учебных навыков. Давайте посмотрим на трехлетнюю систему чуть пристальней.
Не каждый первоклассник выдержит нагрузки трехлетней системы
Основная проблема трехлетней программы в том, что для нее нет адаптированных учебников. То есть используются те же пособия, что и для стандартной четырехлетней программы, просто дети проходят их в ускоренном режиме. Получается, что это не переработанная программа, а сжатая — и это принципиально.
За первый год ребенок осваивает программу двух классов: к декабрю он по факту должен окончить первый класс, а в мае — уже второй.
Адаптационный период на этой программе сокращен. Уроки сразу длятся по 45 минут, сразу задаются домашние задания, многое выносится за рамки класса (читай — ложится на плечи родителей), дети много работают самостоятельно.
Я бы рекомендовала эту программу зрелым мотивированным детям, которые идут в школу ближе к восьми годам и которые еще в дошкольном периоде имели опыт систематического обучения — в спорте или музыке, например. Но даже таким детям имеет смысл еще до школы потратить время на автоматизацию ряда навыков.
Ребенок должен прийти в начальную школу свободно читающим и считающим в пределах 100. Еще лучше, если он будет писать. Плюс — стоит еще в саду начать изучение английского языка, чтобы были какие-то базовые знания. То есть подготовка должна быть приближена к школьному формату.
Естественно, набрать целый класс таких детей невозможно. Отбирают всех более или менее читающих детей, которые нормально держат карандаш и в целом адекватны. Через 4-5 месяцев эти ребята приходят ко мне на консультации с напрочь убитой мотивацией к обучению. У них мало свободного времени, много домашних заданий, им сложно, а к рутинной работе они в силу возраста не готовы. Возвращаться же опять в первый класс детям не хочется — они ценят новый статус второклассников. Вот такая ловушка.
Психологическая готовность важнее знаний
Даже если ваш ребенок поступает на стандартную четырехлетнюю программу, я рекомендую готовиться к обучению в школе. Не нужно с ним заранее проходить программу первого класса, мучить его прописями и бесконечным решением примеров. Зато обязательно стоит уделить время развитию речи и подготовке руки к письму.
Пусть ребенок рисует, лепит, плетет украшения из бисера, шьет или выжигает — ручная работа хорошо развивает мелкую моторику и подготавливает мышцы кисти руки к письму.
Желательно, чтобы к первому классу ребенок уже умел читать, хотя бы по слогам. Так ему будет гораздо легче учиться по всем предметам. И имел хотя бы базовые математические представления: о количестве, составе числа, числовом ряде и пространственно-временных отношениях.
При этом надо понимать, что не бывает детей, на 100 процентов готовых к школе. Всегда есть какие-то сложности: например, недостаточная психологическая готовность или коммуникационные трудности.
Если ребенок не читает и не пишет, это не так страшно, это все технические вопросы.
Они, конечно, могут влиять на мотивацию, но они никогда не станут препятствием для обучения. Если же ребенок психологически не готов к школе, ему будет сложно учиться с точки зрения мотивации. Ведь обучение в школе не предполагает игры.
Как понять, что ребенок готов к школе
Давайте поближе рассмотрим основные признаки школьной зрелости:
В первую очередь, это зрелая саморегуляция. То есть ребенок, способный справляться со своими импульсивными реакциями, умеющий осознавать, планировать и проговаривать свои действия, понимающий, что он сейчас делает и зачем. Он должен уметь концентрировать свое внимание на чем-либо, даже если задача в данный момент ему не интересна. Понятно, что никакой ребенок не сможет часами заниматься нелюбимым делом или слушать нудные лекции. Не стоит ждать от него самоконтроля взрослого — речь идет скорее о 15-20 минутах концентрации.
Ребенок должен быть способен выдерживать статическую нагрузку. То есть спокойно высиживать 40 минут урока и чувствовать при этом себя нормально, не изможденным.
Ребенок должен быть готов к сепарации с родителем, к самостоятельному выстраиванию отношений с детьми и наставниками. Важно уметь договариваться, просить о помощи, озвучивать свои чувства и переживания. В противном случае уже с первых дней школа станет источником стресса.
У ребенка должна быть развита речь. Он должен уметь связно выражать свои мысли, иметь достаточный запас слов, хорошее звукопроизношение и звукоразличение.
Если вы видите, что у ребенка есть проблемы с речью, то самое правильное решение — задолго до школы поработать с логопедом, а также создать ребенку среду, стимулирующую разнообразную речевую активность.
В противном случае в школе такому ребенку очень быстро начинают навешивать всякие неприятные диагнозы, типа дислексии и дисграфии. Возможно, удачным решением будет подождать год и отдать его в школу ближе к восьми, это все надо смотреть индивидуально.
У ребенка должны быть развиты базовые пространственные и временные представления. То есть он должен ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, понимать, где верх, где низ, где лево, а где право. Понимать, что такое вчера, сегодня или завтра. Иметь представление о цикличности времени, то есть знать, что вот есть неделя и на неделе у нас по средам, например, футбол, а по четвергам и субботам — бассейн.
Бесконечно важна мелкая моторика, готовность мышц руки к письму. Это можно и нужно тренировать весь дошкольный период: давайте ребенку много разнообразной ручной работы, начиная от рисования и заканчивая кулинарией (замешивание теста, резка овощей для салата и супа, лепка пельменей и т.п.).
Ориентируясь на эти моменты, любой родитель может сам грубо оценить готовность ребенка к школе.
В идеале же будущего первоклассника заранее показать психологу или нейропсихологу, который сможет оценить готовность ребенка к школе и дать рекомендации по устранению пробелов.