Как понять что ребенок нормально развивается
Как понять, что с малышом все хорошо?
Поделиться:
Для меня, как для врача пренатальной диагностики, самый любимый скрининг-первый, в 11-14 недель.
Часто именно в этот момент мама впервые видит своего малыша: видит ручки, ножки, видит сердцебиение и, пока еще, неощутимые движения самого настоящего человек. На этом сроке мы можем увидеть уже очень много, эта информация будет бесценной, одной из самых главных в новой жизни.
Появление УЗИ ознаменовало новую эру в диагностике различных заболеваний, в т.ч. и в акушерстве. Ультразвук позволяет «заглянуть» внутрь матки, увидеть плод, его части тела и внутренние органы, без разреза и повреждения, похоже на чудо, правда?
От примитивных технологий, когда с помощью УЗИ можно было только подтвердить наличие беременности, до сегодняшнего дня, когда ультразвук позволяет рассмотреть плод в мельчайших деталях, прогресс метода колоссальный. Сегодня врач УЗИ может увидеть очень много, но не все.
Одной из самых трудных задач пренатальной медицины является диагностика хромосомных аномалий (ХА).
Хромосомные аномалии-это болезни, вызванные нарушением количества (или нарушением строения) хромосом, генетического «хранилища» каждого человека.
Заподозрить хромосомную патологию можно по специфическим признакам, а вот точно поставить диагноз можно лишь детально рассмотрев и посчитав хромосомный набор. Для этого нужно заглянуть внутрь клетки, в ее ядро, именно там и находятся хромосомы. У человека для этого, чаще всего, используется венозная кровь, в специальной лаборатории выделят клетки, доберутся до их ядер, посчитают и оценят строение всех хромосом.
Но как быть с плодом? Так просто его кровь нам не получить. Сейчас разработаны методики, позволяющие получить клетки плода (из крови или плодных оболочек), но все они являются инвазивными, т.е. связаны с проникновением внутрь матки.
Этот метод очень надежный, но как любая медицинская процедура имеет свои противопоказания и осложнения: в 1% случаев происходили прерывания беременности и начинались кровотечения.
Для акушеров это слишком большая ставка. Просто так, на всякий случай, «проникать внутрь матки» нельзя.
Как же определить, когда этот риск действительно оправдан? Самым первым показателем, который стали использовать для выявления группы риска, стал возраст матери. Чем старше, тем выше риск. Но и у молодых женщин рождались дети с хромосомными аномалиями. Ученые всего мира стали думать, а можно ли увидеть ХА без риска для мамы и плода, например, с помощью УЗИ?
У 70% плодов с синдромом Дауна (одна из самых частых и трудных в диагностике ХА) на сроке беременности 11-14 недель беременности обнаруживали расширение ТВП.
Но у остальных 30% плодов с этим же синдромом ТВП оставалась нормальной, а некоторые плоды с расширенным ТВП имели нормальный набор хромосом.
Кроме этих показателей врач оценивает частоту сердцебиения, кровоток внутри сердца и в венозном протоке (сосуд, соединяющий пуповину и сердце плода).
Все эти показатели тоже учитываются при расчете риска хромосомных аномалий.
Анна Калинина
Точка зрения автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Как до родов понять, что с ребенком все хорошо? Рассказывает специалист генетического центра
Как не попасть в группу риска во время беременности, какие обследования лучше сделать тем, кто собирается рожать после 35 и что такое ДОТ-тест? Об этом и не только в интервью со специалистом центра генетики и врачом-терапевтом Анной Анищенко.
— Какие генетические исследования важны при подготовке к беременности?
Кариотипирование подойдет тем, кто только планирует малыша.
Специалист объясняет: желательно проходить исследование в паре. Чаще делают его те, кто более года не может зачать ребенка. Либо если женщина сталкивалась с выкидышами и невынашиванием беременности. Как говорит статистика, более 70% случаев невынашивания связаны именно с хромосомными нарушениями. По результатам исследования зачастую можно сказать паре, почему не получалось, в чем была причина. А также о том, что можно исправить, а что — нет.
Например, был случай, когда женщина долго не могла забеременеть. После проведения исследования SNP-кариотипирования стало понятно, что беременность не наступает у женщины по причине хромосомного нарушения у мужа. Будущая мать все это время считала, что причина в ней и не видела выхода из данной ситуации. Так случилось, что через некоторое время пара рассталась и у женщины появился новый партнер. Вместе решили пройти исследование на определение совместимости для зачатия ребенка. Через некоторое время счастливая пара обратилась за проведением ДОТ-теста: была 9-я неделя беременности.
Есть также возможность сделать исследование на моногенные заболевания.
— Существует ряд недугов (муковисцидоз, неврологические болезни), которые будущий ребенок получает от родителей. При этом мама и папа не больны, они здоровы, но являются носителями. Если встречаются два таких носителя, то вероятность зачать больного ребенка очень высока. Вот почему им рекомендуется сделать пренатальную панель (в которой будет совместимость пары, и в т.ч проверка их на моногенные заболевания). Это анализы для пары, которые отвечают на многие вопросы. Например, к каким заболеваниям будут предрасположены их дети. Каков процент рождения здорового ребенка. Что можно и нельзя откорректировать.
— Чем отличаются подобные исследования от генетических паспортов, которые делают в Институте генетики и цитологии, а также лабораториях Минска?
— На мой взгляд, нет единого понимания, что такое «генетический паспорт». Каждая лаборатория включает то, что сама имеет в виду. Например, часто можно услышать о паспорте по невынашиванию беременности. Туда входит лишь малая толика исследований, которые показывают причины невынашивания. В основном, они связаны с кровью.
Иногда под «генетическим паспортом» подразумеваются спортивные исследования.
— Некоторые исследования позволяют узнать всю основную информацию о генетических рисках и предрасположенностях. Располагая ей, человек может грамотно управлять своей жизнью, обходя стороной заболевания. Например, в исследование входят моногенные и полигенные заболевания, благодаря которым можно узнать предрасположенность и статус носительства различных наследственных заболеваний.
— Кто из беременных женщин входит в группу риска и нуждается в дополнительных исследованиях?
— В группу риска входят женщины, которые рожают первого (и последующих) ребенка (детей) после 35 лет. Медики (в случае необходимости) рекомендуют таким будущим мамам проходить исследование под названием амниоцентез (исследование амниотической (околоплодной) жидкости, взятой с помощью тонкой иглы через микроскопический прокол в животе будущей мамы, — прим. ред.).
В группе риска и те, в чьих семьях (или в семьях мужей) уже рождались дети с наличием хромосомной патологии.
Еще одна группа риска будущих матерей — это женщины с привычными выкидышами/невынашиванием беременности.
Специалист объясняет: все вышеописанные ситуации открывают возможность к дополнительным обследованиям, в том числе к ДОТ-тесту. Особенно, если амниоцентез как исследование невозможно сделать из-за угрозы выкидыша или по другим показаниям.
— Объясните, пожалуйста, что такое ДОТ-тест?
— Неинвазивный перинатальный ДНК-скрининг анеуплоидий плода по крови матери (ДОТ-тест), в отличие от применяемых в настоящее время методов УЗИ и биохимического скрининга, где оцениваются только косвенные маркеры хромосомных аномалий, является прямым методом исследования внеклеточной ДНК плода по крови матери, начиная с 10-11 недель беременности.
На данном сроке ДНК плода составляет 5-10% всей свободно циркулирующей ДНК, и этого количества достаточно, чтобы проанализировать его с помощью ДОТ-теста.
Исследование не требует специальной подготовки и является абсолютно безопасным для ребенка. При этом пациентка получает результат в течение 10 рабочих дней.
ДОТ-тест выявляет:
— При наличии таких патологий детки выживают (т.е. не происходит выкидыша), но рождаются с тяжелой степенью инвалидности.
Кроме того, ДОТ-тест сегодня доступен при ЭКО и суррогатном материнстве. Можно воспользоваться этой услугой и будущим матерям, ожидающим двойню. Дополнительный бонус исследования — возможность выявить пол будущего малыша.
— Результаты ДОТ-теста признаются врачи из государственных женских консультаций?
— Выдается официальное заключение с печатями лаборатории (где проводились исследования) и печатями. Принимают документ гинекологи или нет, скорее, зависит от них самих. Многие подкалывают его как заключение к обменной карте.
— Это объясняется, в том числе, и клиентам. В подобных случаях женщины будут проходить амниоцентез, т. к. на данный момент по законодательству основанием для прерывания беременности является инвазивное вмешательтво.
Анна рассказывает, что мужчин среди клиентов для данных исследований немного. Как правило, обращаются для сдачи анализов на разработку генетического паспорта в парах.
Чаще всего мужчины приходят для исследований, связанных с предрасположенностью к спорту или с происхождением. Подобную информацию пары узнают и для детей.
Мужчины боятся, что что-то будет не так именно с ними. Поэтому иногда занимают позицию «незнания». Если женщина готова узнать и бороться, то мужчина чаще думает, мол, я не знаю, я не виноват…
Развитие ребенка по месяцам до года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.
Что умеет малыш в 7 месяцев
Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет». Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое». Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Помните: если «нет» произносится по любому поводу, малыш скоро привыкнет к этому слову и перестанет обращать на него внимание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не сможет уважать вас и ваши желания. Поэтому лучше всего пользоваться запретами только в случаях, когда необходимо защитить малыша от опасности.
Как развивается малыш в 10 месяцев
Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!
Малышу 11 месяцев: что он умеет
Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.
Подводим итоги первого года
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
Психоэмоциональное развитие:
В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы:
Задержки развития: как распознать и что делать?
Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.
Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.
Пять сфер развития ребенка
Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:
Когнитивное развитие
Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.
Речевое развитие
Развитие крупной и мелкой моторики
Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.
Развитие бытовых навыков
В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.
Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:
Знает основные цвета и может их называть,
Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),
Может запоминать и пересказывать простые истории,
Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),
Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).
Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).
Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.
В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.
Что нужно знать о задержках развития?
Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.
Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть
Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.
Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:
Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,
Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,
Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.
Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.
Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.
Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?
В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.
Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.
Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.
Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.
Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.
К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.
Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.
Выводы
Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.
У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.
Заключение
К счастью, настоящие задержки и нарушения развития встречаются у детей относительно редко, обычно же речь идёт о небольших сложностях в освоении отдельных навыков. Такие проблемы достаточно легко решаются с помощью посещения специализированных развивающих занятий.
Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» имеют большой опыт помощи малышам и их родителям в подобных ситуациях. На первых занятиях мы внимательно расспрашиваем родителей о всех особенностях ребенка, проводим всестороннюю диагностику малыша и предлагаем различные варианты занятий в зависимости от пожеланий родителей.
Запишитесь на первое бесплатное занятие в детский Монтессори клуб «Созвездие», мы будем рады вам помочь!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия