Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Задержка психического развития у детей: симптомы, признаки отставания, возрастные особенности

Взрослея, дети всегда стремятся исследовать все вокруг, узнавать что-то новое. Ежедневно они пропускают через себя огромное количество информации. Но, если ребенок слабо заинтересован в этом, врачи могут диагностировать задержку психического развития.

ЗПР подразумевает различные сложности во взаимодействии с социумом и анализом информации. Дети, страдающие этим заболеванием, испытывают значительные трудности в учебе, им сложно осилить школьную программу и взаимодействовать с окружающими. Рассмотрим симптомы и признаки ЗПР, чтобы понять, в каком случае следует обращаться к врачу.

Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть картинку Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Картинка про Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Что такое ЗПР

ЗПР – это замедление нормальной скорости психического развития, когда у ребенка выявляются нарушения внимания, мышления, двигательных навыков, эмоциональных проявлений.

Часто патология выражается в снижении концентрации внимания, плохой памяти, незрелости мышления и быстрой утомляемости. Если у ребенка в 4 года замечено отставание по одному из указанных направлений, это может оказаться симптомом задержки психического развития.

В некоторых видах недуга проявляются такие нарушения:

В остальных случаях преобладает задержка интеллектуального и психологического развития.

Виды и классификация

ЗПР, как правило, делят на 4 категории, которые отличаются как причинами возникновения, так и особенностями течения заболевания. Определять вид недуга необходимо для разработки эффективной схемы лечения.

ЗПР конституционального происхождения

Этот тип можно охарактеризовать как психический инфантилизм. Ребенок ведет себя так, будто он младше, чем есть на самом деле. Выявить недоразвитие можно даже в раннем возрасте по таким симптомам:

Дети, страдающие ЗПР конституционального происхождения, не отличаются от сверстников визуально, однако, эмоционально они менее развиты. Это напрямую влияет на способность к обучению.

ЗПР соматогенного происхождения

В отличие от первого типа, дети с ЗПР соматогенного происхождения имеют ослабленный организм. Тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, напрямую воздействуют на ЦНС, задерживая ее развитие. Признаки патологии:

Таких детей часто переводят на индивидуальный режим обучения и физической активности. Ребенок меньше находится в коллективе, вследствие чего ухудшается его социализация.

ЗПР психогенного происхождения

В основе данного вида ЗПР лежит дефицит внимания или гиперопека, что провоцирует следующие симптомы задержки психического развития у детей:

Ребенок, не получающий должного внимания и не имеющий возможности увидеть нормальные семейные отношения, плохо взаимодействует со сверстниками, что ведет к отсутствию социализации и дальнейшим сложностям с коммуникацией.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Характерная черта этого вида – незрелость эмоциональности и познавательной деятельности. Симптомы индивидуальны и зависят от степени, характера и локализации повреждений ЦНС, но основными из них считаются:

Поскольку у больных нарушение функций головного мозга незначительные, дети все еще могут полноценно коммуницировать со сверстниками и легко социализироваться, но для этого следует посещать специалиста.

Симптомы и признаки развития детей с ЗПР

Зачастую выявить ЗПР можно лишь при отправке ребенка в первый класс, ведь именно тогда вскрываются все сложности с учебой и усвоением информации. Но при должном наблюдении некоторые симптомы заметны гораздо раньше.

Интеллект

Нарушение интеллекта у детей затрагивает такие аспекты:

Также под влияние недуга пропадает восприятие окружающего мира или становится неточным и замедленным. В результате ребенку трудно формировать полноценные образы. Хуже всего у детей с ЗПР развито слуховое восприятие, поэтому формат обучения с использованием живой речи наименее результативен.

Внимание

Дети, страдающие ЗПР, не могут концентрировать свое внимание на одном объекте долгое время. Они делают это поверхностно. Любые посторонние факторы способны их отвлечь.

Память

Дети с данным недугом не могут выбрать из услышанной информации именно ту, которую необходимо запомнить. Их память наглядно-образная и мозаичная.

Мышление

Лучше всего такие дети мыслят в наглядно-действенном формате. Например, им легче посчитать числа на конкретных, существующих предметах. Образное мышление у них не развито, а абстрактно-логическое и вовсе отсутствует. Они не могут анализировать и сравнивать информацию, а также формулировать выводы и умозаключения.

Дети с ЗПР часто подвергаются задержке психоречевого развития, то есть искажают артикуляцию множества звуков, испытывают трудности со словарным запасом, контролем за грамматикой и формулировкой правильного высказывания. Часто это сочетается с дислексией и дислалией. Сложность заключается в том, что необходимо выявлять проблему и приступать к лечению уже в 3 года, чтобы избежать ухудшения речевого навыка.

Эмоции

Ребенок с этой болезнью, как правило, очень нестабилен в своих эмоциях. Его настроение часто меняется, а разум легко поддается внушению. Также возможны проявления агрессивности, плохой координации и моторики, тревожности и конфликтности. Такие дети в основном замкнуты, зажаты в себе и избегают контакта со сверстниками.

Физические параметры

Рост и вес ниже нормы – еще один признак ЗПР. Внешне ребенок с патологией часто выглядит моложе на несколько лет.

Особенности поведения в определенном возрасте

Младенец

Как правило, малыши с ЗПР позже остальных начинают самостоятельно держать голову, ходить и разговаривать. Также присутствует излишняя возбудимость, повышенный или пониженный аппетит, бессонницы и болезни ЖКТ.

Дошкольник

При патологии малыши в возрасте 4–6 лет не понимают правил большинства детских игр и нормы поведения в общественных местах. Проявляют излишние, неуместные эмоции и испытывают трудности в коммуникации.

Школьник

Детям с ЗПР, пошедшим в первый класс, трудно дается учеба. Им необходимо больше времени для анализа полученной информации, особенно в условиях, которые мешают концентрации. Они часто забывают о цели, которую преследуют, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Также стоит отметить, что при высокой умственной нагрузке ребенок испытывает эмоциональный и физический дискомфорт.

Кто может диагностировать задержку психического развития

Диагноз вправе поставить только ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия. Педиатр, психолог, логопед, невролог и другие врачи могут выявить проблему и направить ребенка на обследование. Нужно сдать анализы и провести различные тесты. Например, проверить наличие черепно-мозговых травм и стресса, которые могли повлиять на развитие психики, пройти нейропсихологический тест.

При подтверждении диагноза даются рекомендации по воспитанию и обучению в школе. Наблюдаться с проблемой у опытного специалиста можно в нашей клинике La Salute. Здесь вам поможет нейропсихолог с большим стажем ¬– Данилина Камилла Касимовна. Это практикующий врач, сотрудник Научно-Практического Центра Детской Психоневрологии, которая издала более 30 работ по детской психологии. Лечение проводит с помощью физиотерапии и ЛФК, специальных препаратов.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Задержка психического развития и умственная отсталость – заболевания, схожие, но они обладают рядом отличий, которые описаны в таблице.

ЗПРУО
Имеет скачкообразную динамику интеллектуальной деятельностиНе характеризуется развитой эмоциональностью
При заболевании формируется сложность с интеллектуальной деятельностьюФормируется сложность с мыслительными операциями
При правильном подходе можно откорректировать поведение и развитие малышаОтсутствует восприятие игровой подачи информации, ребенок не в состоянии принимать помощь при исполнении задач, не испытывает желания анализировать и понимать прочитанную информацию

Если ребенка старше 10 лет не оставляют признаки ЗПР, ему могут изменить поставленный диагноз либо на умственную отсталость, либо на конституциональный инфантилизм.

Как распознать у ребенка ЗПР

В процессе взросления ребенок обретает множество новых навыков, стремится изучать окружающий мир. Если он отчужден и имеет какой-то из перечисленных выше симптомов, нужно посетить специалистов, чтобы провести обследование и диагностику.

Самостоятельно делать выводы о заболеваниях малыша нельзя. Существует множество причин и факторов, способных повлиять на поведение и восприятие ребенка. Подтверждать диагноз и назначать способы лечения и корректировки должны квалифицированные специалисты.

Клиника La Salute предлагает проверенную программу коррекции состояния детей с задержкой психического развития. Мы обладаем условиями, необходимыми для постановки диагноза и исправления недуга еще на ранних этапах, что позволяет предотвратить дальнейшее ухудшение психологического здоровья ребенка.

Источник

Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть картинку Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Картинка про Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению.

Бесплатные занятия с логопедом

Если ребенок отстает в физическом и умственном развитии, это можно вычислить по его поведению. Ребенок может не выполнять самые простые, казалось бы, задания, которые его сверстники выполняют мгновенно. Ребенок может не усваивать учебный материал, его реакции могут быть замедленными – конечно же, родители волнуются. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания ребенка в физическом развитии

Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.

Неправильный педагогический подход

При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.

Задержка развития психики

Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.

Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.

Биологические причины задержки в развитии ребенка

Социальные причины задержки в развитии ребенка

Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.

Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа

Психический инфантилизм

Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.

Психическая задержка соматогенного происхождения

Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.

Органически-церебральные задержки в развитии

Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.

Как выявить отклонения в развитии ребенка?

Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.

Лечение ребенка, который отстает в развитии

Если приступить к лечению ребенка, который отстает в развитии, с первых месяцев его жизни, можно проделать существенную работу и добиться очень хороших результатов. Если задержка в развитии ребенка вызвана не биологическими, а социальными факторами (нервная система его здорова), то упорной работой медиков и врачей можно добиться полного выздоровления ребенка. Здесь действует золотой закон: чем быстрее начать работу с ребенком, тем лучше и быстрее проявится результат.

Источник

Задержка психического развития (ЗПР)

Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть картинку Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Картинка про Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть картинку Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Картинка про Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Смотреть картинку Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Картинка про Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет. Фото Как понять что ребенок отстает в развитии 8 лет

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Задержка психического развития (ЗПР) с точки зрения нейропсихолога

Задержка психического развития (ЗПР) — это педагогическая характеристика развития ребенка, которая не является медицинским диагнозом (в Международной классификации болезней 10 пересмотра нет такого диагноза).

Вспоминается метафора психиатра Г.Е. Сухаревой о ЗПР: «Подушка для ленивой головы».

Многим детям с отставанием до 5-5,5 лет пишут в заключениях «ЗПР», «ЗПРР», в том числе и врачи, имея в виду, что уровень развития высших психических функций ребенка не соответствует возрастной норме. В дальнейшем эта характеристика будет уточняться, то есть после 5 лет часть из этих детей, возможно, получит уже медицинский диагноз «умственная отсталость». Для того, чтобы четко разграничить умственную отсталость в легкой степени и ЗПР, необходимо проведение теста Векслера, который проводит клинический психолог.

Для ребенка с ЗПР характерно:

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я. и Н.Н. Семаго

Данная классификация ЗПР отражает не причины, а структуру нарушения.

В группе нарушений развития ребенка чета Семаго выделяет две принципиальные категории:

По сути, это все будет вариантами ЗПР, но с разной структурой. Мы рассмотрим первую категорию. Ее можно назвать «истинным ЗПР», т.к. именно представители данной категории характеризуются замедлением темпа созревания психики. Здесь авторы выделяют гармонический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Как понятно из названия, гармонический – значит равномерный, а дисгармонический – наоборот.

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, такой ребенок выглядит младше своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту, на который он выглядит. Задержаны равномерно все сферы психики, то есть ребенок позже созревает в силу своей конституции (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная, познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для более младшего возраста. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более внушаем, наивен, его эмоции более яркие и непосредственные, даже для школьника преобладают игровые мотивы в деятельности. Интеллектуальной деятельностью быстро пресыщаются, хотя в игре часто неутомимы. Им сложно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Специфической коррекции для данного вида ЗПР не требуется. В школу их отдавать нужно как можно позже, в идеале – ближе к 8 годам. Необходимо создавать развивающе-профилактическую среду, то есть следить за тем, чтобы ребенок прошел все нормативные уровни развития и сформировал к школе необходимые способности, «дозрел». Некоторым детям этого типа нужны занятия с логопедом. Важно соблюдение режима дня, общеукрепляющие моменты, наблюдение хорошего педиатра. Для развития саморегуляции подойдут игры с правилами (любые, важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди). Для развития координации, улучшения работоспособности хорошо использовать двигательную нейрокоррекцию. Прогноз благоприятный. Дефектолог-олигофренопедагог такому ребенку не нужен.

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто также выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоническим инфантилизмом часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением.

Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

В группе недостаточного развития (ЗПР), по классификации Семаго, выделяется две подгруппы: задержанное развитие («истинные» ЗПР – гармоничный и дисгармоничный инфантилизм) и парциальная несформированность высших психических функций.

При гармоничном и дисгармоничном инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

В случае с частичной несформированностью ВПФ развитие событий иное. Это не просто темповая задержка созревания психики. У такого ребенка характерна другая структура нарушения. Можно сказать, что какие-то из звеньев психики не дозревают до нормы. Получается некая «мозаика» из дозревших и недозревших ВПФ. При этом, поскольку все функции психики влияют друг на друга, в возрасте после 8-9 лет этот тип нарушения может быть квалифицирован уже как дисгармоничный (то есть речь идет об искажении личностного развития) или тотальное недоразвитие (умственная отсталость, если ситуация была пограничная).

При этом парциальная несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (то есть имеют место быть повреждения мозга).

В этой категории выделяется три вида:

Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Представьте «классического» ребенка с СДВГ. Характерны:

Коррекция:

При этом физически ребенок развит по возрасту.

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и асоциального поведения.

Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, у которых ранее стояли диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия».

Для данного нарушения характерны:

Коррекция:

Прогноз: при ранней и грамотно выстроенной коррекции достаточно благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск развития дислексии и дисграфии. Со стороны невролога таким детям часто ставится диагноз «неврозоподобный синдром».

Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

Коррекция:

Прогноз: в зависимости от качества коррекции, социально-семейного окружения очень различный.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *