Как понять что резина плохая
Как понять что резина плохая
Как определить износ шин?
Контроль за состоянием шин относится к базовому уходу за автомобилем наравне с поддержанием чистоты в салоне и своевременной заменой лампочек в фарах. Но если о том, что пора ехать в химчистку, скажут пятна на обивке, а о визите к электрику напомнит электронный датчик или сниженная видимость ночью, в случае с покрышками придется проявить инициативу, потому что в их арсенале есть только опасные сигналы.
Рисунок протектора на шине
Зачем обращать внимание на износ
Основных аргументов пристально следить за состоянием шин три:
Срок службы автомобильных шин
Свойства покрышек разнятся в зависимости от их назначения: например, для производства беспрокольных шин, предназначенных для автомобилей с системой контроля давления и адаптированными подвесками, используют очень жесткую резину, а на внедорожных, часто имеющих дело с глиной и уклонами, делают более глубокие ламели. К ключевому условию эксплуатации, влияющему в том числе и на износ, относится и сезонное назначение.
Летняя резина
Отличается жесткостью материала и меньшей глубиной протектора – обычно это 6-8 мм. Это объясняется тем, что шинам не приходится противостоять перепадам температур (в гараже одна температура, на улице – совсем другая) и кардинальной разнице в покрытиях в течение одной-единственной поездки (например: снег, лед, асфальт). А для того, чтобы нивелировать влияние погоды на дорогу, достаточно тонких ламелей, способных отводить воду и грязь.
В итоге летние покрышки могут оставаться пригодными для поездок в течение всех 10 лет, которые чаще всего заявляют производители (по ГОСТ 4754 этот срок составляет 5 лет).
Зимняя резина
Зимним шинам приходится приспосабливаться к более экстремальным условиям: нужно, чтобы резина была устойчива к перепадам температур и к часто изменяющемуся давлению внутри. При этом они должны обеспечить автомобилю надежное сцепление с заснеженными покрытиями и льдом. Соответственно, ламели на покрышках делают шире и глубже (от 9 до 11 мм), а для их производства используют более мягкий и эластичный материал, чем для летних – и он изнашивается заметно быстрее. Особенно внимательно стоит отнестись к «липучке» – резина для нее пластичнее всего.
Поэтому, несмотря на то, что ГОСТы и нормы для зимних шин не отличаются от норм, предусмотренных для летних, менять их стоит не реже, чем раз в четыре сезона или при пробеге от 40 тысяч км (для российских) до 80 тысяч км (такую максимальную цифру указывают китайские производители).
Возраст покрышек можно узнать по боковой маркировке: первая и вторая цифры обозначают неделю производства, а третья и четвертая – год.
Дата производства покрышки
Из-за чего шины изнашиваются быстрее
Но на срок годности шин, установленный ГОСТами и заявленный производителями, можно опираться лишь в идеальных условиях. К обстоятельствам, приближающим момент замены покрышек, относятся:
Правила хранения шин
Виды износа шин и их причины
Даже если принято решение приобрести подержанные покрышки, не обязательно опираться лишь на заверения владельца. Условия их эксплуатации и нынешнее состояние можно определить по износу.
Нормальный
Говорит о том, что шины хранились правильно, а автомобиль был в хорошем техническом состоянии и не перегружался.
Центральный
Свидетельство того, что предыдущий владелец ездил на перекачанных шинах: пятно контакта сместилось в центр и поэтому протектор стерся быстрее именно там. Из-за перепадов температур чаще всего встречается на зимней резине.
Двусторонний
Очевидно, что давление в баллонах было ниже необходимого и автомобиль опирался на внешние ребра жесткости, на которых и видны сильные потертости.
Как образуется и выглядит двусторонний, центральный и нормальный износ покрышек
Односторонний
Его причинами могут быть деформированные диски или неправильная геометрия осей.
Пятнами
Чаще всего означает, что колеса отбалансированы некорректно. Если проблема не решается балансировкой, искать истоки нужно глубже: стоит проверить амортизаторы или рычаги.
Схема и причины одностороннего и неравномерного износа шин
Неравномерный на каждой покрышке из пары с одной оси
Возможно, эти баллоны из разных партий – это легко определить по дате производства. Если нет, то причина может быть в схождении колес.
Пилообразный
Актуален для шин с блочным протектором и появляется после систематических поездок по покрытию плохого качества.
Пример пилообразного износа шины с блочным протектором
Как определить, насколько изношены шины
Если факт износа очевиден, то его степень еще предстоит измерить. Чтобы сделать это правильно, нужно знать нормы глубины протектора для сезонных покрышек и порядок их оценки.
Допустимый износ протектора летней и зимней резины
Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
Обозначения категорий зафиксированы в Приложении №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Легковые автомобили по этой классификации относятся к категории M1, малотоннажные грузовые – к N1.
При этом регламент не учитывает особенности летних и зимних шин, поэтому не указывает средние сроки, которые ходит резина до достижения этих отметок.
Индикатор износа шин
Отметки, обозначающие минимально допустимую глубину протектора, или показывающие текущую, считаются самым надежным показателем пригодности конкретной резины. И все же, ориентируясь на индикатор, стоит помнить о том, что рисунок на шине может быть стерт неравномерно.
Пример индикатора износа протектора
Как измерить протектор?
Для этой цели подходят несколько инструментов: специальный измеритель, штангенциркуль с линейкой или линейка с глубиномером. Чтобы получить максимально точные данные, измерить протектор нужно в нескольких местах – минимум в шести разных точках на окружности.
Формула для подсчета износа
Когда речь заходит о процентном значении износа (например, в объявлениях о продаже б/у покрышек), его часто считают от общей глубины протектора. Но в реальности использовать шины запрещено не с момента полного «облысения» резины, а при определенной высоте рисунка. Поэтому для правильного расчета нужно использовать формулу вида:
где I – износ, H new – высота протектора новой шины этой модели и размера, H now – фактическая высота протектора (минимальное значение), а H min – минимально допустимое значение высоты протектора.
Заключение
Даже оценивая состояние шин только визуально, можно получить ценную информацию об исправности автомобиля. А более глубокий анализ с измерениями позволит поддерживать его в надлежащем состоянии и избежать неприятных ситуаций на дороге.
Как определить изношенность летних шин
Индекс износа шин
По аналогии, в случае, если индекс износостойкости – 150, то это означает «заводские» 72 тыс. км, 200 – 96 тыс. км., и так далее.
Чем опасны изношенные шины на дороге:
ухудшается сцепление с дорожным полотном, что приводит к повышенной вероятности заносов, аварий, аквапланирования в случае дождливой погоды;
уменьшается проходимость в условиях бездорожья;
повышается риск прокола шины во время движения.
Также стоит помнить, что вопрос износа шин регулируется ПДД, и можно получить штраф за использование «облысевшей» резины. Зная, какой максимальный износ шин допустим, этого легко избежать: 1.5-2 мм для летних, и 4-5 мм – для зимних (более точную цифру указывает производитель).
3 способа определить износ шин
1. По индикатору износа на покрышке. Чтобы найти этот индикатор, необходимо осмотреть боковую часть шины и найти одну из маркировок: треугольник, логотип компании, снежинку или аббревиатуру TWI. Если протектор стерся до этого индикатора, это означает, что шину нужно срочно утилизировать.
2. Многие по старинке предпочитают использовать 10-копеечную монету. Вставляете ее в протектор надписью «10 копеек» к себе, и если ее видно – уровень износа слишком высок, нужно заменить покрышку. Этот способ удобен, но не совсем точен: измеряя износ в разных частях шины таким образом, будет сложно на глаз оценить его неравномерность, а это тоже крайне важный показатель.
3. Оптимально использовать для этих целей специальный измеритель, глубинную линейку или штангенциркуль. Это позволит с точностью до миллиметра измерить изношенность протектора в разных участках шины и понять, нет ли неравномерного износа.
Неравномерная изношенность шин: как определить, причины, чем опасно
Если в разных частях протектора измерения показывают разные результаты, важно определить, как именно изнашиваются ваши шины, чтобы понять, где и в чем состоит ошибка эксплуатации.
Если протектор больше стерт по боковым частям, а центр стерт меньше, это означает, что давление в шинах недостаточное, и пятно контакта с дорогой неправильное. Это приводит не только к плохой устойчивости машины, но и к повышенному потреблению топлива.
Если протектор стерт посередине, а боковые части в порядке – это означает, что ваши шины перекачены. Иногда так делают намеренно с целью экономии топлива, однако шины в таком случае всё равно придётся менять досрочно.
Как оценить изношенность шин визуально: дополнительные параметры
Трещины по бокам шин могут свидетельствовать о частой езде по бездорожью, неправильном хранении, некачественной резине или длительном сроке эксплуатации, а также о неправильном давлении в шинах.
Выпуклости или «грыжи» по бокам шин появляются в результате удара боковой частью об твердые препятствия. Покрышки с такими повреждениями использовать не рекомендуется.
Вмятины на протекторе указывают на недостаточность амортизации и неотрегулированном сходе-развале. Обнаружив такие повреждения, необходимо отогнать автомобиль в сервис и убедиться в исправности подвески.
Отдельные пятна износа на протекторе свидетельствуют об агрессивном вождении/торможении, заносах с блокировкой колес, либо о длительной стоянке автомобиля в одном положении.
Как рассчитать износ шин в процентах
Чаще всего это требуется для продажи и покупки б/у покрышек, чтобы сориентировать покупателя в степени их износа. Многие продавцы называют эту цифру наобум, однако такой способ не имеет ничего общего с реальной оценкой степени изношенности шины. Также важно понимать, что условный 50% износ для летней покрышки – это допустимое значение, тогда как 50% изношенности протектора зимней резины – знак того, что покрышку использовать нельзя. Поэтому важно знать, как точно определить процент износа шин, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Многие делят фактическую высоту протектора на высоту такой же, но новой шины, и получают некий процент износа. Это было бы правильно, если бы не одно НО: мы не можем стереть протектор до нуля физически, да и закон запрещает использование покрышек с протектором ниже разрешенных значений.
Посчитать реальный износ шин можно, разделив разницу между высотой новой шины и фактической высотой на разницу высоты протектора новой шины и минимально возможной высоты протектора для этой шины, и затем умножить это число на 100.
Если возможности узнать высоту такой же, но новой шины, не получается, используйте средние значения вашего типа шин:
Средняя высота протектора в начале использования
Зимние шины со скандинавским протектором
Зимние с обычным или асимметричным протектором
Как проверить колеса при покупке автомобиля
Мы уже писали, как при осмотре подержанного автомобиля проверить геометрию кузова, генератор, систему зажигания, аккумулятор, двигатель, ходовую часть. В этом материале расскажем, как проверить резину при покупке б/у машины.
Некоторые специалисты утверждают, что эксплуатация б\у шин подобна русской рулетке – полагаться приходится лишь на счастливый случай. И чтобы случай был действительно счастливым, следует проверить колеса как можно внимательнее.
Содержание
Как проверить резину при осмотре авто
Автошины – гарант безопасности на дороге. При осмотре автомобиля и б\у резины проверьте следующее:
Каждый из параметров по-своему важен, а потому игнорирование хотя бы одного из них может существенно снизить уровень безопасности на дороге.
Год выпуска резины
Рекомендуем проверить в первую очередь. Если шины отслужили отведенный им срок, дальнейшая эксплуатация не представляется рациональной. Сделать это несложно – дата состоит из двух цифр: номер недели и год выпуска, наносится на внешнюю сторону резины. Если при осмотре машины обнаруживается, что цифры на каждом колесе отличаются, то это свидетельствует о неодновременной замене колес. О причине замены, если срок эксплуатации еще не подошел, следует поинтересоваться у продавца.
Износ покрышки
Чтобы проверить износ шин, достаточно визуального осмотра. Важно, чтобы износ шин (при его наличии) был равномерным по всей окружности колеса. Нарушение равномерности износа автошин может быть признаком разбалансировки колес, а также это указывает на возможную неаккуратную манеру вождения предыдущего владельца, что может стать причиной еще нескольких проблем при эксплуатации авто. Повышенный износ с внешней стороны свидетельствует о недостаточном давлении в шине, которое также следует проверить перед тест-драйвом. Эксплуатация таких колес чревата тем, что в поворотах резина будет плохо «держать» дорогу. Если износу была больше подвержена центральная часть, готовьтесь к снижению скорости разгона, управляемости и торможения.
Глубина протектора
При покупке автомобиля обязательно обратите внимание на этот параметр. Испытания показывают, что допустимая глубина протектора должна быть не менее половины от изначальной – для летних шин составляет не менее 3 мм (1,6 мм по законодательству, но лучше будет оставить запас), для зимних – не менее 4 мм. Проверить глубину несложно – в автомагазинах можно приобрести специальный щуп с метками или использовать простую линейку.
Следы ремонта
Осматривая протектор, не лишним будет проверить наличие следов ремонта изнутри (на гладкой поверхности). Сами по себе латки на протекторе не являются критичными, но только если их количество не превышает пары штук на одно колесо, а их размер – трети ширины рисунка. В ином случае, от эксплуатации «коня» на таких колесах следует отказаться. Обратите внимание на характер латки – восстановленный рисунок протектора (так называемая «нарезка») может обернуться разрывом шины.
Степень стертости сцепных кромок
Сцепление шины с дорожным покрытием происходит по всей ширине протектора. Кромки шины также оказывают влияние на эффективность торможения. Чем меньше они становятся, тем меньше сцепления резины с дорожным покрытием, и, следовательно, повышается опасность движения по мокрой или скользкой поверхности. Изношенная передняя кромка свидетельствует о проблемах с подвеской авто, на что тоже стоит обратить внимание. Проверить эту часть протектора можно «на ощупь» – проблема присутствует, если зубья на кроях протектора отличаются по остроте.
Наличие микротрещин
Микротрещины на шинах могут появиться даже в условиях минимального износа резины и бережливого хранения. Средний срок службы резины – 5 лет, но, как правило, к окончанию срока шина естественным путем приходит в непригодность. При наличии небольших трещин не рекомендуется превышать скорость свыше 80 километров в час, иначе шансы полного износа шины стремительно увеличиваются. Глубокие трещины появляются при большой степени расслоения шины. Использовать такую резину крайне не рекомендуется.
Порезы и следы ремонта шины
Дефекты в виде порезов и следов ремонта – явный сигнал держаться в стороне от выбранной б\у резины.Как правило, опасными являются боковые порезы шины ввиду того, что ремонт таких дефектов чрезвычайно сложен и не дает дальнейшей гарантии качества эксплуатации резины. Но, кроме того, необходимо проверить и убедиться в отсутствии неявных повреждений. Деформация каркаса автошины в виде вмятин и заломов может быть следствием езды или стоянки на спущенном колесе, а также сильного удара. Окончание срока эксплуатации в этом случае может наступить раньше, чем предполагается.
Внутреннее расслоение покрышки обнаружить крайне сложно. Предупреждением могут служить различного вида вздутия на внутренней стороне шины. Возможны и видимые разрывы слоя. Проверьте степень продавливания шины – от нажатия двумя большими пальцами шина не должна сильно деформироваться, но будет быстро возвращаться в исходную форму.
Эти параметры проверки шин и колес применимы и к летней, и к зимней резине. Но, в холодное время года, когда автомобиль «переобут» в зимнюю резину, следует учесть еще некоторые факторы.
Покупка машины на зимней резине
Зимой правильным считается покупка машины на зимней резине, но возможна и другая ситуация, поэтому не пренебрегайте осмотром колес. В первую очередь, следует проверить, во что «обута» машина – она может продолжительное время простаивать, особенно, если сделка происходит на авторынке. Зимние колеса делятся на два типа: шипованные, и фрикционные.
Не менее важным является глубина протектора. За 100% принято брать глубину протектора новых шин, 0% – непригодную в использовании, соответственно. Минимально разрешенная глубина протектора зимней резины достигает 4 мм, иначе – 0%. С завода шины выпускают с разной глубиной. Учитывайте, что, если изначально глубина достигала 8 мм, то 4 мм – это не 50% износа, как утверждают некоторые продавцы.
Проверка б/у автомобиля с помощью Автокод
Гарантией хорошей сделки будет бдительность покупателя. Плохая резина при общем хорошем состоянии автомобиля — не всегда повод отказываться от покупки. Если износ естественен и равномерен, а также соответствует среднему сроку службы автошин, вариант приобретения авто стоит рассмотреть. Всегда можно со временем заменить резину на ту, что будет вызывать доверие.
Чтобы при осмотре не возникли сомнения по поводу истории приобретаемого авто, проверьте историю машины с помощью онлайн-сервиса Автокод. Для получения полного отчета необходимы только VIN, номер шасси или государственный номер интересующего автомобиля.
Вбивая уникальные номера автомобиля, вы получите следующие данные:
Износ автошин или другие негативные факторы могут быть скрыты продавцом. Чтобы они впоследствии не привели к неполадкам в других частях машины, закажите выездную проверку Автокод. Специалист приедет на место в любое время и проведет профессиональный осмотр ТС. Проверка машины через Автокод поможет удостовериться в правильности своих предположений или опровергнуть их.
Как понять, что ваши зимние шины пора менять?
Ноябрь – самый холодный и горячий месяц одновременно. Самый холодный он для летних шин, которые значительно теряют в своих эксплуатационных характеристиках уже при температуре ниже +5°С – ну а ноябрь в большинстве регионов уже гарантированно означает первые заморозки. Самый же горячий он для работников шиномонтажа, которые неустанно «переобувают» машины в преддверии зимнего сезона. Но перед тем, как напялить то, что вы извлекли из гаража или с балкона, на колеса своего автомобиля, стоит внимательно это осмотреть и серьезно подумать: не пора ли купить новую зимнюю резину?
Материал подготовлен совместно с NITTO TIRES.
Н а самом деле, процедура «самодиагностики» зимних шин лишь немногим сложнее таковой для летних. Но если в том случае единственным официальным фактором, влияющим на возможность эксплуатации резины, была лишь высота протектора (причем весьма лояльная – до 1,6 миллиметра), с зимней резиной все чуточку сложнее.
Основных диагностических процедуры здесь, впрочем, тоже всего две: первая – тщательный осмотр шин на предмет проколов, порезов и «шишек», а вторая – замер остаточной высоты протектора.
Третья процедура проистекает, скорее, из здравого смысла: помимо остаточной высоты протектора стоит оценить и «остаточную ошипованность» каждого колеса. Разумеется, резиновая смесь в отсутствие шипов своих свойств не теряет, но полагать, что «беззубая шиповка – это полноценная липучка», все же излишне оптимистично.
По букве закона
Первым документом, регулирующим использование зимней резины, по-прежнему является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу с 1 января 2015 года. Он гласит, что по закону: «запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами в зимний период. Также запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства». Иными словами, обязательной является установка зимних шин как минимум на период с декабря по февраль. При этом наличие на них шипов, разумеется, не оговорено, главное – чтобы они были промаркированы соответствующим образом: значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S».
Стоит отметить, что этот пункт техрегламента четко дает понять, что никаких рейдов и проверок, касающихся установки зимней резины с 1, 15 или 25 ноября, ГИБДД проводить не должна: зимняя резина обязана появиться на автомобиле не позднее 1 декабря. Однако руководствоваться в этом вопросе стоит не законодательными актами, а здравым смыслом:
как только среднесуточная температура опускается ниже +5°С, стоит всерьез озадачиться вопросом «переобувки», ведь даже в отсутствие снега любой дождик может обозначать гололед и начало «дня жестянщика».
Второй документ, строго регламентирующий применение зимних шин, – это Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В нем четко указано, что остаточная глубина рисунка протектора у зимних покрышек должна составлять не менее 4 мм. Более того, этот документ, в отличие от техрегламента, предусматривает и наказание за нарушения: согласно части 1 статьи 12.5 КоАП нерадивого автовладельца могут оштрафовать на 500 рублей. Отдельно стоит отметить, что запрет на эксплуатацию и штраф также распространяется и на любителей устанавливать шипованную резину лишь на одну ось автомобиля, и на тех, чья машина имеет разные шины на одной оси.
Помните: установка ошипованных шин только на одну ось – это не только огромная ошибка, грозящая опасностью вам и окружающим, но и потенциальная дыра в вашем бюджете.
Резюмируем все вышесказанное
Итак, из всех условий и регламентов, описанных выше, можно составить вполне четкую схему проверки того, готовы ли вы к зимнему сезону.
Если все вышеперечисленные условия соблюдены, вы готовы к надвигающемуся зимнему сезону.
Завершая разговор об эксплуатации зимних шин, стоит упомянуть еще пару нюансов. Во-первых, перед установкой шипованной резины стоит оценить не только количество, но и состояние шипов. Ржавчина и легкая деформация – не повод для беспокойства, но если шипы можно извлечь из покрышки буквально пальцами, то скорее всего, их посадочные места уже критически изношены, и резина может не дожить до конца сезона. Ну а во-вторых, даже если «шиповка» износилась, не стоит «добивать» ее летом: тот же технический регламент Таможенного союза запрещает эксплуатацию транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период.