Как понять что рулевая колонка неисправна
5 признаков неисправной рулевой колонки
Рулевая колонка подключена к подвеске транспортного средства. Если рассуждать более конкретно, рулевая колонка – это узел, оказывающий связь между рулевым колесом и рулевым механизмом транспортного средства. Когда водитель поворачивает рулевое колесо руками, рулевая колонка передает эту силу крутящего момента на рулевой вал и шестерню. Оттуда колеса могут поворачиваться влево или вправо в зависимости от направления, в котором водитель поворачивал рулевое колесо. Очевидно, было бы очень плохо, если бы вы потеряли способность управлять рулем из-за плохой рулевой колонки. Представьте себе оживленное движение и поворот, в который для того чтобы вписаться, следует повернуть переднюю колесную пару на 30 градусов. Неисправная рулевая колонка может позволить повернуть лишь на 15 градусов. Вывод – выезд на встречную неизбежен даже при полном вывороте руля.
Как определить неисправность рулевой рейки – видео:
Нет возврата на центр
Когда вы поворачиваете рулевое колесо, колесная пара должна без проблем вернуться в центр. Система рулевого управления с усилителем включают в себя это свойство. Однако колесная пара не вернется в центр, если рулевая колонка заблокирована или повреждена. В результате после поворота машина поедет не по прямой, а по кривой линии. Контроль управления будет полностью либо частично утрачен.
Стуки, скрипы
Вы слышите звуки при повороте рулевого колеса? Звук может казаться щелчком, скрипом. Причина этих звуков связана с неисправными, изношенными внутренними компонентами в рулевой колонке. В большинстве случаев звуки начинаются с малого, а затем постепенно со временем становятся все громче и чаще. Водитель привыкает к этому и не обращает внимания. К ремонту надо приступать сразу, как только что-то показалось неладным.
Неисправность наклона рулевого колеса.
Большинство автомобилей с усилителем рулевого управления имеют функцию поворота рулевого колеса, которая позволяет водителю изменить угол поворота. Эта опция должна помочь водителю позиционировать руль более комфортно. Если рулевой наклон неисправен, это, скорее всего, из-за плохих компонентов рулевой колонки. Результатом будет свободно поворачивающееся рулевое колесо, которое не фиксируется на месте. Как следствие, водитель попросту не может повернуть автомобиль.
Трудно или легко поворачивать
Усилитель руля спроектирован таким образом, чтобы сделать процесс поворота гладким и легким. Но если вы заметите, что рулевое колесо трудно поворачивать, значит рулевая колонка теряет свои свойства. В рулевой колонке могут быть неисправные прокладки или шестерни, которые вызывают такой эффект. Аналогично, если рулевое колесо поворачивает слишком легко. Это говорит о том, что связь руль-колесо нарушается и вследствие этого автомобиль и вовсе может перестать слушаться.
Грязь в системе рулевого управления
Особенно это касается внедорожников и любителей экстремальной езды. Вам необходимо периодически проверять рулевую систему, потому что грязь и мусор будут регулярно накапливаться в ней.
Грязь и песок в рулевой колонке способен создать неприятности и вызвать коррозию узлов
Если вы позволите достаточному количеству мусора попасть в рулевой механизм, это окажет негативное влияние на всю рулевую колонку.
Как проверить рулевую рейку
Увод автомобиля с правильной траектории во время движения, увеличенный люфт рулевого колеса и стук при проезде неровностей – типичные признаки неисправности рулевой рейки. Однако эти же симптомы могут указывать на износ рулевого вала или наконечников, а также выход из строя деталей подвески – шаровых опор, сайлентблоков и ступичных подшипников.
В этой статье мы расскажем, как проверить рулевую рейку на автомобиле без снятия, исключив другие неисправности, и как диагностировать контрактную рулевую рейку при покупке для замены изношенной.
Признаки неисправности рулевой рейки
Список неисправностей рулевой рейки варьируется в зависимости от конструктивных особенностей, в первую очередь наличия или отсутствия усилителя руля. Подробнее обо всех неполадках данного узла с ГУР, ЭУР, их признаках и последствиях можно прочитать в материале неисправности рулевой рейки. В этой статье выделим наиболее подверженные неполадкам детали, причины выхода из строя и их характерные симптомы.
Все механические неисправности деталей рулевой рейки, помимо перечисленных симптомов, сопровождаются характерным стуком при проезде неровностей со стороны моторного отсека.
Как проверить исправность рулевой рейки
Большинство признаков неисправности рулевой рейки совпадают с симптомами износа других элементов рулевого управления и подвески. Достоверно установить источник проблемы можно только после снятия и разборки узла. Однако для начала имеет смысл провести предварительную проверку исправности рулевой рейки на автомобиле, и убедиться, что дело именно в ней. Сделать это можно двумя способами: проверить стучит ли рулевая рейка и оценить ее люфт.
Предварительная проверка рулевой рейки без снятия за 10 секунд
Быстрая диагностика рулевой рейки. Наглядный метод: видео
Для предварительной проверки рулевой рейки при появлении вибраций или люфтов на руле необходимо проверить рулевую рейку на стук. Для этого достаточно ударить ногой по боковой части покрышки передних колес стоящего автомобиля.
Этот метод позволяет исключить неисправность шаровых опор или сайлентблоков подвески, которые пробить под нагрузкой не удастся. Если при ударе возникает характерная вибрация, рейка стучит в трубе, а во время проезда лежачих полицейских звучит особенно жесткий стук, то скорее всего, имеет место именно износ деталей рейки.
Порядок проверки рулевой рейки на исправность
Проверка рулевой рейки на подъемнике с помощником: видео
Более тщательная диагностика рулевой рейки осуществляется на смотровой яме или на подъемнике. Для некоторых операций потребуется помощник и фонарик. Ряд последовательных действий позволят легко определить ее состояние.
В первую очередь проверяем целостность пыльников шарниров рулевых тяг, убеждаясь в отсутствии разрывов. Затем осматриваем корпус рейки и распределителя (на авто с ГУР) на предмет наличия подтеков жидкости, указывающих на негерметичность.
Просим помощника покачать руль влево-вправо, повернуть его в крайние положения. При наличии посторонних звуков стараемся локализовать их источник.
Проверка наличия люфтов
Как правильно подтянуть рулевую рейку: видео
Ощутить люфты также можно, попросив помощника покачивать вывешенное колесо колеса автомобиля, имитируя движение руля влево-вправо с небольшой амплитудой. В этом случае предварительно необходимо аналогичным способом убедиться в исправности рулевых наконечников и шаровых опор.
Как проверить контрактную рулевую рейку
Не стоит покупать рейку с следами коррозии
Во многих современных автомобилях рулевая рейка является неремонтопригодной и меняется только в сборе. Так как стоимость оригинальной запчасти может достигать 100 000 рублей, часто автовладельцы приобретают аналог или узел с разбора. В этом случае актуален вопрос: как проверить контрактную и б/у рулевую рейку без разборки перед покупкой.
Выявить все возможные неисправности на снятой рулевой рейке без разбора и установки на автомобиль сложно, а определить ресурс б/у практически невозможно. Однако по некоторым косвенным признакам можно выявить побывавший в ремонте или заведомо неисправный узел.
Проверка контрактной или б/у рулевой рейки производится в следующем порядке:
Если поврежден резиновый пыльник, значит попадает влага и грязь
Проверка рулевой рейки с ГУР И ЭУР на стенде
В некоторых СТО доступна услуга проверки рулевой рейки с ГУР на стенде. Стоимость её составляет от 1500 рублей. Суть процесса заключается в имитации работы насоса ГУР.
Проверка рулевой рейки с ГУР на стенде: видео
В простом стенде в корпус рейки при помощи специальной установки через отверстия под трубки для гидроусилителя нагнетается масло под давлением, после чего осуществляется вращение рулевого вала вручную с помощью инструмента.
В более продвинутых стендах дополнительно можно протестировать рейку под варьируемой нагрузкой. Для этого она размещается между нагрузочными гидроцилиндрами. Проверка рулевой рейки с ГУР на стенде позволяет убедиться в отсутствии утечек и достоверно проверить работоспособность без установки на автомобиль в условиях, максимально приближенных к реальным.
Существуют и специальные стенды для диагностики рулевой рейки с ЭУР. Оборудование представляет собой аналог диагностического сканера для специальных задач. Наибольшим функционалом обладает контроллер MS561. Стенд позволяет просматривать информацию из блока управления, осуществлять чтение и удаление ошибок, обновлять ПО, калибровать датчики, а также тестировать установленные на автомобиле и снятые с него агрегаты. Стоимость такого оборудования около 1 млн рублей, поэтому есть он в основном в крупных СТО и дилерских центрах.
Часто задаваемые вопросы
Как проявляются проблемы с рулевой рейкой?
Характерные признаки неисправности рулевой колонки: стук при проезде неровностей, неадекватное поведения руля (заклинивание, люфты), отсутствие обратной связи с колесами, отклонение от траектории при прямолинейном движении. На автомобилях с ГУР возможно самопроизвольное вращение руля, появление следов жидкости под автомобилем.
Как быстро проверить рулевую рейку не снимая?
Для предварительной быстрой проверки рулевой рейки достаточно ударить по боковой части шины колеса стоящего автомобиля. Если при этом будет слышен характерный стук, скорее всего, неисправна рулевая рейка или наконечники.
Как проверить контрактную рулевую рейку?
Самостоятельно проверить контрактную рулевую рейку можно визуально, убедившись в отсутствии повреждений на корпусе, а также вращая рулевой вала и наблюдая за работой механизма. Состояние зубцов и втулок можно продиагностировать лишь косвенно по отсутствию люфтов. Более достоверная диагностика контрактных и б/у рулевых реек возможна на стенде в СТО.
Как долго можно ездить с неисправной рулевой рейкой?
Это зависит от характера повреждений. Износ опорных втулок проявляет себя в основном лишь посторонними звуками, что никак не отражается на управлении. Нарушения в работе гидросистемы, разрушение подшипников или износ зубьев червячной пары могут привести к увеличению люфта руля свыше допустимого, его неравномерному вращению и заклиниванию. Ездить на машине с такой неисправностью опасно, поэтому при первых признаках неполадок необходимо проверить и отремонтировать или заменить рулевую рейку.
Чем “болеют” рулевые колонки?
18.06.2018 Автор: Master Service 14546
У каждого автомобильного агрегата есть характерные болезни и проблемы. В прошлых статьях мы уже говорили о болезнях рулевых реек и насосов ГУР. На очереди – рулевые колонки с ЭУР и без усилителей. Поехали!
Что вам нужно знать о рулевых колонках?
Рулевая колонка легкового автомобиля – механический или электромеханический агрегат, который соединяет руль с рулевой рейкой. Основная функция агрегата – передает усилие от руля на вал распределителя. Также травмобезопасная колонка защищает водителя от травм при авариях. Карданные шарниры агрегата соединяют валы под углами до 15°, поэтому при аварии агрегат складывается и не бьет водителя в грудь. Также часть удара гасит травмобезопасный вал колонки.
Механическая рулевая колонка
В общем виде агрегат состоит из следующих элементов:
Каталог рулевых колонок с электроусилителем руля
Конструкция рулевой колонки с ЭУР
Принцип работы механической колонки
В работе механической рулевой колонки ничего сложного нет. Водитель поворачивает руль, который соединен с верхним валом. Усилие от детали через крестовину передается на травмобезопасный узел, который в свою очередь поворачивает вторую крестовину и передает усилие на распределитель рейки. Что происходит дальше, вы знаете из наших прошлых статей – “червяк” сдвигает шток, который соединен рулевыми тягами и наконечниками с колесами, и автомобиль поворачивает в нужном направлении.
Принцип работы колонки с электроусилителем
Принцип работы агрегата с ЭУР немного сложнее. Когда водитель поворачивает руль, датчик поворота руля измеряет угол, направление и угловую скорость поворота верхнего вала. Полученные данные датчик передает на электронную плату усилителя, которая запускает электромотор. “Червяк” электроусилителя прокручивает червячное колесо рулевого вала и увеличивает усилие.
Дальнейшие действия такие же, как и в механической колонке – верхний вал прокручивает травмобезопасный, который поворачивает распределитель и так далее. Когда водитель отпускает руль, ЭУР возвращает руль в нейтральное положение.
Неисправности рулевых колонок с ЭУР и без усилителей
Рулевые колонки без усилителей ломаются из-за механических неисправностей, например, износа деталей, ржавчины, сильных ударов. Если в автомобиле стоит агрегат с электроусилителем, то к описанным выше проблемам добавляются неисправности электропривода и ошибки электроники.
Рулевая колонка с ЭУР Hyundai Accent 2006-2011 годов выпуска
Для начала рассмотрим механические поломки, а затем перейдем к возможным проблемам с электроусилителями.
Механические неисправности колонок
Механические поломки рулевых колонок:
Рассмотрим подробнее каждую из неисправностей.
Износ резьбы верхнего вала, осевой люфт и стук руля.
Неисправность появляется в результате естественного механического износа, если руль установили на вал неправильно или если появилась ржавчина. Если резьба повреждена, водитель может почувствовать, как руль болтается вперед-назад и стучит. Чтобы устранить неисправность, изношенную деталь нужно заменить. Продлить срок службы резьбы вала помогут аккуратное вождение и профессиональный сервис.
Ржавление шлицевого соединения травмобезопасного вала
О всех неисправностях травмобезопасного вала мы подробно рассказали в одной из прошлых статей (вот ссылка на эту статью, только сначала дочитайте эту, а то все в голове перемешается).
Ржавчина на шлицевом соединении карданного (травмобезопасного) вала – причина неприятного хруста и скрежета при поворотах руля
Крепление узла редко выходит из строя из-за обычного механического износа. Чаще всего причина поломки – ржавчина на шлицевом соединении, которая постепенно разрушает зубья креплений.
Откуда появляется ржавчина? Очень часто в этом виноваты сами водители, которые зимой не сбивают снег с обуви. В салоне снег тает и влага просачивается под педали, где находится карданный вал колонки. А дальше все просто – узел под действием влаги постепенно ржавеет, коррозия попадает на шлицевое соединение и со временем разрушает его.
Как понять, что шлицевое соединение карданного вала колонки проржавело:
Если на шлицевом соединении есть ржавчина:
Обнаружили один из этих признаков? Запишитесь на диагностику в автосервис, который специализируется на ремонте рулевого управления. Узел с неглубокой коррозией можно восстановить, а сильно поврежденный узел нужно заменить.
Чтобы не допустить подобные проблемы, следите, чтобы под ковриком возле педалей не скапливалась влага, и не забывайте о плановых и сезонных техобслуживаниях. Ну и конечно, вы можете самостоятельно проверять состояние элементов рулевой колонки.
Износилась опорная втулка верхнего вала
Верхний вал находится в трубке корпуса, которая контролирует положение детали. Чтобы вал не болтался, в трубке стоит опорная втулка. Износ этой втулки в результате механического трения и ржавчины на валу – частая проблема многих рулевых колонок.
Изношенная опорная втулка рулевой колонки
Вал с изношенной втулкой будет стучать и радиально люфтить, так что вы быстро заметите неисправность. Единственный способ устранить неисправность – заменить втулку на новую.
Износился, разрушился или заржавел опорный подшипник верхнего вала
Подшипник контролирует положение верхнего вала и обеспечивает его осевое движение. Неисправность появляется из-за ржавчины на детали, сильных ударов или резких наездов на препятствия, а также в результате естественного механического износа.
Признаки неисправностей – радиальный люфт, хруст, стук и скрежет при поворотах руля и езде по неровной дороге. Устранить поломку можно только заменив подшипник на новый.
Износ креплений корпуса, люфт и стук корпуса с верхним валом
Корпус колонки надежно прикреплен к кузову автомобиля. Если крепления корпуса износились или расшатались, то корпус агрегата вместе с валом люфтит и стучит. Часто ездите по плохой дороге и любите полихачить? Тогда не удивляйтесь, если спустя несколько месяцев после покупки автомобиля руль будет люфтить и стучать на каждом повороте.
Чтобы устранить неисправность, разболтавшиеся болты креплений можно подтянуть. Если болты заржавели или резьба сорвана, обратитесь за помощью на СТО. Чтобы не допустить проблемы с креплениями, достаточно быть аккуратным и внимательным на дороге, а также вовремя проходить ТО.
Заржавели и закисли крестовины между валами
Крестовины передают усилие между валами колонки и дальше на рейку. Также крестовины обеспечивают необходимый угол между валами, что увеличивает безопасность колонки и уменьшает риск серьезных травм для водителя при авариях.
Крестовины ржавеют по тем же причинам, что и шлицевое соединение карданного вала колонки. Чаще всего ржавеет нижняя крестовина, которая соединяет колонку с рейкой и находится в нижней части автомобиля близко к дорожному покрытию. Это значит, что любая влага и грязь в первую очередь попадает на нижнюю крестовину, а верхняя деталь находится в относительной безопасности.
Новая (слева) и заржавевшая (справа) крестовины рулевой колонки
Ржавые крестовины хрустят и скрежещут при поворотах руля и движении по неровной дороге, руль может застрять в одном положении, а автомобиль в любой момент может стать неуправляемым. Если на крестовинах появилась ржавчина, элементы нужно заменить, так как ремонту они не подлежат. За такой услугой обращайтесь на СТО, так как заменить крестовины в гаражных условиях у вас, скорее всего, не получится.
Как защитить детали рулевой колонки от ржавчины? Все просто – регулярно посещайте СТО для прохождения плановых и сезонных техобслуживаний, не забывайте регулярно проверять состояние рулевого механизма. Обнаружили признаки неисправностей? Сразу обращайтесь в специализированный автосервис по ремонту рулевого управления. Это поможет не допустить серьезные поломки и вовремя устранить дефекты и ржавчину.
Болтаются и стучат защитные кожухи
С одной стороны, это и неисправностью назвать сложно, скорее, неприятная проблема, которая раздражает и мешает сосредоточиться. С другой стороны, кожухи защищают электронику и провода, которые находятся под рулем, и при сильной болтанке вся незакрепленная начинка агрегата может просто выпасть вам на колени.
Если крепления кожухов не повреждены, просто поставьте элементы на место. Но если крепления лопнули или сильно повреждены, нужно купить новые кожухи.
Поломки и ошибки электроусилителя колонки
Электроусилители рулевых колонок могут отличаться по конструкции, но принцип работы и характерные неисправности у всех электроусилителей одинаковые.
Желтый значок сигнализирует о неисправностях в работе ЭУРа колонки, а красный значок – о полном отключении усилителя
Какие проблемы могут возникнуть в работе электроусилителя:
Признаки неисправностей – тяжелый руль; прерывистые повороты руля; посторонний стук, который появляется только при запущенном двигателе; предупреждающие сигналы на приборной панели, которые предупреждают об ошибках в работе усилителя.
Главное, что нужно запомнить – не пытайтесь починить электроусилитель рулевой колонки самостоятельно, даже если вы посмотрели сотню обучающих роликов на эту тему. Также не доверяйте ремонт усилителя неспециализированным СТО и автосервисам гаражного типа – у работников таких сервисов скорее всего нет ни опыта, ни оборудования для ремонта электроусилителей колонок.
Если заметили признаки неисправностей ЭУРа рулевой колонки, обращайтесь на специализированное СТО по ремонту рулевого управления, на котором есть электротехнический отдел. Чтобы проверять и ремонтировать рулевые колонки с ЭУР, нужны опытные и квалифицированные специалисты, а также специализированное и современное оборудование и инструменты.
Каталог рулевых колонок с электроусилителем руля
А что касается профилактики поломок усилителей колонок, то здесь все просто – своевременно проходите плановые и сезонные ТО, самостоятельно следите за общим состоянием агрегатов рулевого, будьте аккуратными и внимательными на дороге, а также пользуйтесь услугами только проверенных и специализированных СТО. Так вы существенно увеличите срок службы не только рулевой колонки и электроусилителя, но и других агрегатов рулевого управления.
Неисправности рулевой рейки
Неисправности рулевой рейки автомобиля могут не только вызывать дискомфорт вождения, но и стать причиной более серьезных поломок и даже привести к ДТП. Признаками неисправности являются: увеличение механического усилия при повороте рулевого колеса, гул насоса ГУР, течь жидкости гидроусилителя, стук во время езды по неровным дорогам, ржавление вала рейки.
Признаки неисправности рулевой рейки
Большинство автомобилей комплектуются гидроусилителем (ГУР) или электроусилителем (ЭУР) руля. Основные неисправности рулевой рейки в них похожи, однако существуют и отличия, поэтому имеет смысл рассмотреть их отдельно.
Неисправности рулевой рейки с гидроусилителем
Симптомы неисправности рулевой рейки с ГУР зачастую связаны именно с гидравлической системой — жидкостью и насосом. Так, при поломке гидравлической рейки водитель будет ощущать:
Неисправности электрической рулевой рейки
Неисправности электрической рейки, схожи проблемами с гидравлической рейкой, кроме подтеков жидкости. Так при выходе из строя рейки с ЭУР часто бывает:
В целом, несмотря на схожесть, вызваны они несколько другими причинами, о которых речь пойдет ниже. Главная проблема в данном случае — вода, которая попадает на шток, либо в блок управления рейкой.
Причины неисправности рулевой рейки
Существует три основные причины по которым вы можете услышать стук в рулевой рейке. Это — износ червячной пары (распределителя), износ зубчатой части вала, выработка вала по втулке.
Так, самым нагружаемым узлом в ее конструкции является сцепление между шестерней и зубчатой основой. Соответственно, здесь со временем могут разрушиться зубья — частично и даже полностью. Это можно понять по стуку при удержании руля во время проезда по неровностям.
В случае отсутствия выработки на зубьях но небольшого люфта на штоке ситуацию можно исправить с помощью регулировочной гайки. Подтянув ее вы установите оптимальное расстояние между зубцами рейки и шестерни. Если же зубья поломаны полностью, то такая рейка подлежит замене (иногда можно заменить только шестерню).
Когда образовалась выработка во втулке. За счет коррозии, вследствие попадания влаги появляется внутри абразив, который и съедает втулку (может пластиковая либо бронзовая). Неисправность устраняется методом замены из специального ремкомплекта.
Еще одна причина поломки — износ наконечника рулевой тяги или всей тяги полностью. Случается это вследствие разрыва пыльника и вымывание смазки. Обычно эти детали ремонту не подлежат, и соответственно, их меняют на новые. Аналогично и с шаровым наконечником.
Тяга находится в пыльнике, который со временем или под воздействием внешних факторов может потерять целостность. Соответственно, в него попадает пыль, грязь, вода, что играет роль абразива. При движении абразив значительно изнашивает тягу и грязь попадает в рейку, разбивая ее.
В случае, если машина «ерзает» по дороге или руль плохо возвращается в исходное положение — значит, плохо настроена рулевая рейка (хотя возможны и другие варианты, поэтому нужна дополнительная диагностика).
Далее рассмотрим основные причины, из-за которых выходит из строя рулевая рейка с усилителями (гидравлической и электрической рулевой рейки).
Почему возникает неисправность рейки с ГУР
Причины, по которым появляются неисправности рулевой рейки с ГУР:
Ржавление рейки
Отдельно стоит остановиться на коррозии, поскольку именно по этой причине рейка рулевого чаще всего начинает скрипеть. Дело в том, что зачастую при ремонте (замене) реек в автосервисе их сотрудники фиксируют пыльники универсальными пластиковыми хомутами, поскольку их проще устанавливать. Однако пластиковые хомуты не обеспечивают должной герметичности пыльника.
Большинство производителей реек на их корпусе делают специальные прорези для циркуляции воздуха. А поскольку хомутов два — сверху и снизу, то один из них подсасывает воздух снизу, где он холодный, а второй — сверху, где он теплый. Как результат, на поверхности рейки появляется конденсат и ржавчина. Как показывает практика, для появления очагов ржавления достаточно времени около полугода.
Выработка корпуса
Эта причина возникает только на рейке с гидроусилителем. Канавки внутри на корпусе появляются вследствие редкой замены жидкости. Появляются примеси износа металла которые налипают на тефлоновые кольца. Такой абразив словно рашпилем съедает корпус.
Устраняется только заменой рейки. Проблема не критичная, но мало приятная, ведь у вас будет постоянный стук в рулевой.
Причины неисправностей рейки с электроусилителем
Причинами выхода из строя электрической рулевой рейки могут быть неисправности следующих узлов, входящих в его состав:
Как определить неисправность рулевой рейки
Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, как понять неисправность рулевой рейки? В большинстве случаев сделать это можно, непосредственно, находясь за рулем автомобиля, однако износ втулки или выработка в корпусе диагностируется только при снятии или разборке. Также выявить неисправность можно по вышеописанным признакам.
Как проверить рейку рулевую на неисправность и что делать
Диагностику неисправности рулевой рейки необходимо выполнять, основываясь на признаки которые появляются при эксплуацаии. Для начала опишем диагностику рейки с ГУР.
Гул при повороте
Если при вывернутом в крайнее (или близкое к нему) положение рулевом колесе слышен гул — значит, надо проверять состояние гидро- или электроусилителя и составляющие его рабочей системы. При этом гул может возникнуть даже в случае, если уровень жидкости будет в норме. Проверять нужно состояние лопастей насоса (зачастую со временем производительность насоса снижается), состояние его подшипников, натяжение приводного ремня.
Утечка жидкости ГУР
Регулярная утечка — повод проверить систему гидроусилителя, ее уплотнителей. В частности, если автовладелец вынужден часто доливать жидкость в расширительный бачок системы. При этом сопутствующим симптомом неисправности рулевой рейки будет утечка жидкости из магистрали. Она может стекать прямо на землю под машиной (обычно прямо под расширительным бачком) либо потеки видны на пыльниках рулевых тяг.
Зачастую при утечке жидкости в систему попадает воздух (система «завоздушивается»). Его можно видеть по бурлящей жидкости в расширительном бачке. Как указывалось выше, причиной утечки может быть ржавчина на рейке. Чтобы избавиться от нее в дальнейшем, желательно пользоваться нестандартными пластиковыми хомутами для затяжки пыльников, а их металлическими аналогами, обеспечивающими более высокий уровень герметичности.
Стук при езде в передней оси
На самом деле подобный стук может сигнализировать и о неисправности в ходовой автомобиля, поэтому необходимо выполнить дополнительную диагностику. Стук может быть как по центру так с левой с правой стороны. В лучшем случае стук может сигнализировать о порванном пыльнике тяги, в худшем — о проблемах с тягами, рычагами или другими элементами.
Чтобы точно понять из-за чего возникла такая неисправность лучше снять и разобрать рейку. Ведь самым безобидным может быть попускание регулировочной гайки или износ втулки (когда стук справа), а более серьезной проблемой является износ червячной пары.
Порванный пыльник на тяге
При проверке работоспособности рейки необходимо обратить внимание и на целостность пыльника тяги. В идеале он должен быть целым, а резина эластичной. Если он порвался, и внутрь попала грязь — его нужно обязательно заменить, добавить смазки предварительно удалив с механизмов грязь, влагу, мусор.
Рулевая рейка с электроусилителем
Для локализации неисправностей в электрической рулевой рейки необходимо выполнить проверку следующих элементов.
Разбитые втулки
Чаще всего причиной возникновения гула и/или дребезжания руля при повороте (и даже без него) становятся разбитые втулки. Соответственно, нужно выполнить демонтажные работы и проверить их состояние. Обычно восстановлению они не подлежат. Поэтому можно поступить двумя способами — поменять электроусилитель вместе с рейкой в сборе, либо же купить и использовать ремонтный комплект, состоящий в том числе и из втулок.
Заодно имеет смысл проверить состояние червячной передачи (шестерни). Она выходит из строя гораздо реже, однако, если автомобиль имеет большой пробег — обязательно стоит ее проверить.
Датчики поворота
Проверка работы датчиков крутящего момента осуществляется методом компьютерной диагностики. Тут желательно обратиться за помощью в автосервис. Но, как правило, датчики — это достаточно надежные устройства, поэтому редко выходят из строя. такой датчик начинает “глючить” если пыльник, который установлен над ним, поврежден, и во внутрь попадает влага.
Электропривод руля
В современных ВАЗах с ЭУРом, при значительном пробеге могут наблюдаются проблемы с электродвигателем. Это ощущается по увеличивающемуся усилию на рулевом колесе. Соответственно, в таком случае желательно проверить состояние щеток, подшипников и обмоток электродвигателя.
Аналогично, как и при проверке гидравлической рейки, нужно обратить внимание на состояние пыльника, наконечников, тяг.
Последствия неисправности рулевой рейки
Также водителей часто интересует вопрос о том, чем грозит неисправность рулевой рейки, и можно ли ее использовать в таком состоянии? И чтобы понять последствия, достаточно знать функцию рулевой рейки.
То есть, первое чем грозит выход из строя рейки — нарушение управления автомобилем. И если на начальной стадии (когда рейка только начала скрипеть и/или гудеть) она еще будет выполнять свои функции, то при ее полном выходе из строя водитель может полностью потерять контроль над автомобилем!
Ремонтировать или ставить новую
Ответ на вопрос о ремонте или замене на новую рейку неоднозначный, и требует комплексного подхода. Самый дорогой, но надежный вариант — замена на оригинальную запчасть. Но такая возможность есть далеко не у всех, поэтому подобный вариант можно рекомендовать лишь обладателям дорогих иномарок премиум-класса, либо автовладельцам, которые могут позволить себе не экономить.
Большинство же автолюбителей покупают так называемые неоригинальные рейки либо контрактные, но еще в хорошем состоянии.
Еще один вариант — покупка и использование ремонтного комплекта. В него входят пыльники, сальники, втулки. Именно этот путь чаще всего и выбирается. Но тут есть два аспекта. Первый — качество такого ремкомплекта. Гнаться за дешевизной не стоит. Второй аспект — кто будет делать ремонт. Этот вопрос весьма актуален, поскольку ремонтный мастер должен обладать соответствующим опытом. Поэтому покупка ремонтного комплекта хорошего качества и обращение на проверенный автосервис — это весьма неплохой вариант ремонта, позволяющий неплохо сэкономить. Только обязательно требуйте гарантию на выполненные работы. И сохраняйте гарантию на купленную рейку или ремонтный комплект.
А вот если дело касается рейки с электронным усилителем руля, то тут чаще выбирают именно ремонт, поскольку какой бы сложности не была неисправность, в сервисе всегда рекомендуют менять деталь на новую. Заморачиваться с ремонтом мало кто хочет. Так как шлифовка, если это механическая проблема, не допустима, а электронные неисправности требуют больших затрат времени и навыков, как диагностики, так и пайки. Тут уж каждый сам для себя выбирает что ему доступнее.