Как понять что тебе нравится делать в жизни
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
50 вопросов, которые помогут понять, чего ты хочешь в жизни
Диалог с самим собой иногда бывает наиболее полезен для того, чтобы определить свои цели на будущее и направление, в котором хотелось бы развиваться. Работа, отношения, пристрастия – всё это ведомо лишь тебе одному. Но самое главное – это научиться грамотно распределять своё время, тратя его по максимуму на то, что по-настоящему любишь, и по минимуму на то, что необходимо сделать. Тебя ждет ряд вопросов, которые ты должен задать самому себе, чтобы понять, чем ты хочешь заниматься в своей жизни и что ты за человек.
Не допускай влияния своих страхов на чистоту опроса, ведь в этом случае результаты могут быть искажены. Если застрянешь на каком-то вопросе, то просто пропусти его и двигайся дальше. К нему можешь вернуться чуть позже. Выпусти все скрытые мечты и желания, которые таятся в душе, чтобы узнать, кто же ты на самом деле хочешь получить от этой жизни!
1. Что помогает тебе продвигаться в карьере, в жизни? Что для тебя по-настоящему важно, значимо? Благодаря чему ты чувствуешь себя полноценно?
2. Что мешает тебе продвигаться в карьере и в жизни? Что отнимает силы и энергию, создает тревогу, забирает ценное время?
3. Как бы ты проводил время, если бы имел много денег и не нуждался в зарплате?
4. Какие детские мечты ты не реализовал, но они до сих пор тебя манят?
5. Если тебя запомнят за три вещи после того, как ты убудешь в мир иной, то что это будет?
6. Кто является твоим вдохновителем по жизни, глядя на которого или ради которого ты готов работать и покорять новые высоты?
7. Какими навыками ты обладаешь? Любишь ли ты делать то, что умеешь?
8. Обладаешь ли ты навыками, которые не приносят тебе удовольствия, но ты вынужден пользоваться ими каждый день?
9. Что именно ты делал на прошлой работе и делаешь на нынешней, от чего ты получаешь истинное удовольствие?
10. Что именно ты делал на прошлой работе и делаешь на нынешней, от чего ты бы хотел отказаться навсегда?
11. Сколько времени в неделю ты тратишь на то, что тебе не приносит удовольствия, и на то, чем бы ты хотел прекратить заниматься?
12. Назови 5 своих самых главных ценностей?
13. Как твоя жизнь и работа в данный момент поддерживают и отражают эти ценности?
14. Какие знания и навыки в данный момент ты игнорируешь и не уделяешь им достаточно внимания?
15. Как ты живешь вне зоны комфорта?
16. Какую ложь ты говоришь себе и другим людям о том, какой ты человек на самом деле, и что по-настоящему важно для тебя?
17. Чего ты боишься больше всего, когда начинаешь поиски чего-то вожделенного для себя?
18. Что в твоей натуре, в твоем характере, взглядах мешает и препятствует осуществлению самых сокровенных мечтаний и желаний?
19. Как твои страхи в прошлом мешали осуществить мечты и желания?
21. Если есть вероятность того, что страхи оправданы, то ты готов пойти на риск ради того, чтобы осуществить свою мечту?
22. Готов ли ты на определенный риск для того, чтобы добиться своей цели?
23. Что вызывает у тебя наибольшее желание развиваться и добиваться своих целей сегодня? Доход? Работа? Изменение образа жизни? Переезд? Что движет тобой, что является путеводной звездой?
24. Тогда в чем заключается твой главный страх?
25. Какие действия ты можешь предпринять, чтобы избавиться от этого страха?
26. Есть ли люди в твоей жизни, которые препятствуют тому, чтобы ты осуществил свои желания и мечты? Что это за люди и как они это делают?
27. Что ты можешь сделать, чтобы перенастроить этих людей и заручиться их поддержкой или же убрать со своего пути?
28. Можешь ли ты полностью перестать общаться с теми, кто тянет тебя вниз? Если нет, то почему?
29. У всех близких есть объяснимые опасения насчет твоих целей, каким путем ты можешь их преодолеть?
30. Назови по-настоящему интересные тебе и вдохновляющие увлечения, которые ты открыл за последние несколько лет.
31. Готов ли ты уделять этим интересам больше времени и найти себе достойного наставника, который поможет развиться еще больше?
32. Если ты уже нашел то, что любишь, то каким путем пришел к осознанию этого? Какие предпринимал действия?
33. Имеешь ли ты достаточное количество сбережений, которых бы хватило на несколько месяцев, чтобы суметь перейти на новую работу и начать путь к достижению новой цели?
34. Что ты можешь сделать, чтобы создать финансовую подушку, которая на данный момент отсутствует?
35. Каков минимальный доход, который позволит тебе жить?
36. Готов ли ты отказаться от своего образа жизни, чтобы жить ради мечты?
37. Что самое ужасное может произойти, чтобы ты отказался от своей мечты?
38. Какова реальная вероятность такого исхода?
39. Как выглядит твой идеальный день? Опиши его со всеми подробностями с самого утра и до вечера.
40. Чего бы ты хотел по-настоящему достичь, прежде чем умрешь?
41. Что ты сделал для того, чтобы это произошло?
42. Готов ли ты работать на неинтересной работе, чтобы осуществить свою мечту и уделять больше времени собственным интересам?
43. Если каждый день ты будешь просыпаться и чувствовать удовлетворение от своей работы, то как это повлияет на остальные аспекты жизни?
44. Как на тебя влияет однообразная скучная жизнь? Что ты упускаешь?
45. Что заставляет тебя гордиться собой?
46. Если бы можно было начать все сначала, что бы ты изменил в своей жизни?
47. Ты бы многое изменил или же оставил все так, как есть?
48. Если ты проживешь 90 лет, то сколько лет жизни у тебя осталось?
49. Сколько из этих дней ты готов жить, занимаясь нелюбимой работой и общаясь с людьми, на которых жалко тратить время?
50. Что произойдет, если ты попытаешься изменить то, что тебя не устраивает в твоей жизни?
Как понять, чего я хочу? Инструкция
инструкция по поиску потерянных желаний.
Эта инструкция для вас, если вы не знаете, чего хотите. Или желания вроде бы есть, но в них нет энергии и они большое похожи на обязательную программу: поесть, помыться, посмотреть телек, потупить в телефон. Главный критерий — все это без огонька и удовольствия.
ПОЧЕМУ ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ?
Обычно это результат решения, принятого в детстве. Когда вы раз за разом не могли получить желаемое. Или вас осуждали, отвергали или наказывали за ваши желания. Еще один вариант — излишне опекающие и тревожные родители, которые знали за вас, что вам нужно и действовали настойчиво.
ЗАЧЕМ ЧТО-ТО МЕНЯТЬ?
Чтобы чувствовать себя живым. Чтобы получать удовольствие. Чтобы кайфовать от того, что вы делаете. Вообще желания — один из главных видов топлива на этой планете. Убедил?
ДОПУСТИМ УБЕДИЛ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
У меня для вас две новости — хорошая и плохая.
Плохая новость: вы тренировались игнорировать свои желания 20, 30, а некоторые — все 40 лет (серьезный стаж!). Для того, чтобы изменить эту привычку, вам нужно какое-то время постоянно возвращаться к практике, нескольких подходов будет явно недостаточно.
Хорошая новость: все люди хотят, пока они живы, поэтому желания у вас уже есть, надо просто из обнаружить. Человеческий мозг пластичен и вы можете выработать новый навык, если будете следовать инструкции. Обычно на выработку такого навыка уходит около 30 дней. Поверьте, результат того стоит.
Подготовка: установите на телефон программу, которая будет напоминать вам о практике каждый час. Для этой цели подойдет любой интервальный таймер. Программа должна работать весь день, с утра до вечера. Можно ли без программы? Можно, но вы забудете и все закончится ничем.
Когда вы слышите напоминание, вам следует остановиться, прислушаться к своим ощущениям и ответить на три вопроса:
— Каковы мои телесные ощущения?
— Что я сейчас чувствую (чувства, эмоции, состояния)?
— Чего я сейчас хочу?
Почему именно эти вопросы?
«Каковы мои телесные ощущения?»
К телесным ощущениям необходимо обратиться, чтобы выйти из головы, где проводит жизнь большинство людей, и обнаружить себя, а не идеи о себе. Очень полезный навык, кстати.
«Что я сейчас чувствую?»
Чувства — важнейшая составляющая жизни, если вы не в контакте с ними или не можете их распознать, скорее всего и с желаниями будет сложно разобраться. Ну и вообще — тема эмоционального интеллекта сейчас продается на каждом углу, а ведь это для начала — способность обнаружить и назвать свои чувства.
«Чего я сейчас хочу?»
Не ждите сразу новогоднего салюта и парада единорогов. Сначала вам нужно научиться замечать самые простые импульсы. Например, вы увидите, что вам хочется сменить позу или подвигать плечами. Или попить, или сходить в туалет (а вы этого уже час не замечаете). И только восстанавив такую базовую чувствительность вы постепенно сможете выйти на более «сложносочиненные» желания. Важный момент — нужно обязательно сделать то, что хочется (конечно, в рамках уголовного кодекса) и получить от этого удовольствие, хотя бы небольшое.
ЧТО ДАЕТ ТАКАЯ ПРАКТИКА?
У вас появляется два новых навыка — разворачивать внимание на себя и различать сигналы (поначалу возможно достаточно слабые), говорящие о вашем состоянии и ваших желаниях. Это и есть тот самый «контакт с собой», о котором без конца твердят психологи.
У этой практики есть один побочный эффект, о котором я хочу вас предупредить. Если вы начнете прислушиваться к себе, вы можете обнаружить, что в вашей жизни происходят вещи, которые вас не устраивают. Что вы делаете не то, что хотите делать. Работа, отношения, развлечения, образ жизни, далее везде. И тогда перед вами в полный рост встанет вопрос — готовы ли вы это менять? И с желаниями — их же потом придется выполнять. Столько беспокойства!
Психология | Psychology
8.2K постов 44.1K подписчик
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
И так я выяснила что хочу сдохнуть
Важный момент — нужно обязательно сделать то, что хочется (конечно, в рамках уголовного кодекса) и получить от этого удовольствие, хотя бы небольшое.
я так алкоголиком стал
А о принципе 5 Почему вообще не заикайтесь. Всё сведётся к тому что вы нищеброд и ничего себе не можете позволить =/
Я не говорю, что не стоит пытаться понять свои желания, но эта конкретная практика с ежечасным таймером, на мой субъективный взгляд, сделает только хуже.
Товарищи, это чудо. Автор, я послылаю тебе флюиды благодарности.
Второй день думаю, чего я хочу и как мне это понять. Спасибо, спасибо! Отличная практика
Таймер на каждый час?
Особенно здорово будет задуматься о себе и своих желаниях, во время важных переговоров ( ну когда покупатель стоит у кассы, а ты его обслуживаешь )
А ещё лучше во время, когда идёшь по пешеходному переходу по сигналу светофора!
Ну понятно, что инструкции не так буквальны, и что нужно всё своим умом подгонять.
Конечно, это всё отговорки, чтобы не думать о себе, как о человеке и личности.
На это, всякие психологические практики не рассчитаны, верно?
почему бы не ответить на вопрос «что я люблю?»
Гена Букин дал очень исчерпывающий ответ
Я люблю, когда титьками девки трясут.
Я люблю, когда денежки в руки плывут.
Я люблю, когда детей дома нет.
Я люблю, когда свободен туалет.
Я люблю, когда жена уходит навсегда!
Я люблю, когда в доме вкусная еда!
Я люблю пиво, шампаснкое, икру,
И я ненавижу эту игру!
Я и так раб своих желаний! Вот я хочу Alfa Romeo Brera кроме шуток, но не могу ни как насобирать денег (не таких уж и больших по сути, с моей вполне себе средней, даже чуточку выше средней ЗП для НСК) потому, что я хочу: колы, КФС, бургер, картинг, игру для плойки, игру для бокса, сгонять в кино, мне лень поеду на такси. И вот к вечеру ты понимаешь что ты на всякую ебату потратил 1, 2, 3к просто на ветер, прожрал и просрал в буквальном смысле. Вот прошлая неделя, за 3 дня ПТ, СБ и ВС,
и того за 3 дня 17к в пустоту ибо сиюминутные желания.
Многие раскритиковали этот способ даже не попробовав. Может просто вы боитесь что-то менять? И самое важное в этом способе планомерность и постоянство, увы это не сработает сегодня же, но со временем вы рискуете узнать о себе много нового.
Вот я хочу пиво и бабу. И чего делать?
Лучше бы это разъяснил, психолог.
Ответ на пост «Даже билборды издеваются»
В моей психологической практике работе с прошлым уделяется большая часть работы. Люди не могут «отпустить» воспоминания потому, что не умеют это делать. А не умеют потому, что им никто не объяснил.
Основная техника, используемая мною в работе — перепроживание травматичного эпизода. Мы раскладываем ситуацию на отдельные элементы: участники ситуации, травмирующее событие, мысли и ощущения о травмирующем событии, концептуализация травмирующего события и т.д. После этого пересобираем ситуацию, меняя взаимодействие между действующими лицами, формируем новую концепцию ситуации (что на самом деле произошло и что это значит?), и проверяем полученную концепцию в текущей жизни, в ситуациях, похожих на травматичную.
Подробно технику пересмотра/перепроживания я писать не буду, поскольку она сильно зависит от индивидуального материала самого клиента. Тем более что конкретные кейсы я уже описывал ранее в своих постах, там вы сможете ознакомиться с тем, как это примерно происходит.
Стоит отметить, что не все ситуации можно отработать таким образом. Тяжелые случаи, вроде изнасилований, участия в боевых действиях, непреднамеренные убийств и т.д. требуют иного отношения.
В оригинальном посте пишется о «глупых моментах», которые человек не может отпустить. Предположу, что речь идет о ситуациях, за которые стыдно/неловко. Именно их мы рассмотрим, и именно на них я дам несколько рекомендаций по самостоятельной работе.
Мы не будем заниматься теоретизированием, выясняя откуда и почему берется стыд, это вы можете изучить самостоятельно, у авторов вроде Карен Хорни или Альфреда Адлера. Сконцентрируемся на материалистической стороне вопроса. Что в сущности происходит?
1. Вы находитесь в нейтральном состоянии —>
2. Поступает сигнал (из внешней среды, или путем саморефлексии), который ассоциативно напоминает о неком событии в прошлом —>
3. Вы погружаетесь в воспоминание, и начинаете испытывать неприятное ощущение, которое называете стыдом —>
4. Некоторое время вы прокручиваете воспоминание в своей голове, усиливая неприятное ощущение стыда —>
5. Через некоторое время ощущение становится очень неприятным, и вы пытаетесь его как-то уменьшить. В абсолютном большинстве случае человек пытается отвлечься (переключится) на какое-то занятие, например залипание в социальных сетях (пикабушечке!), компьютерных играх, уборке, работе и т.д.
6. Это так или иначе помогает, поскольку голова занятое другой деятельностью, мозг реагирует на другие сигналы, и первоначальный сигнал, в виде воспоминания, уходит на задний план и гаснет.
Вроде бы всё понятно. Проблема в том, что первоначальный стыд никуда не делся, и как только вы вновь столкнетесь с сигналом, ассоциативно напоминающим о постыдной ситуации, вы вновь испытаете чувство стыда, и вам вновь надо будет отвлекаться. Замкнутый круг.
Как проработать первоначальный сигнал, чтобы воспоминание перестало терзать? Я дам одну полезную технику, но сначала оговорюсь. Поскольку эффективность той или иной психологической техники сильно привязана к индивидуальному материалу, то может получиться так, что рекомендации ниже у вас не сработают. Это нормально, значит конкретно ваш случай требует другого подхода. Универсальных методик, которые работают у всех и всегда не существует, как бы не пытались убедить в обратном многочисленные психолухи.
Наблюдение за ощущением
Техника, простая в понимании, но непростая в исполнении. Суть её в том, что вы сознательно наблюдаете за вашим неприятным ощущением всякий раз, когда она возникает. С соблюдением нескольких принципов:
Ваше ощущение стыда ни плохое, ни хорошее. В нём нет никакого иного значения, кроме того, что это некоторая автоматическая реакция вашего организма. Солнце на 73 процента состоит из водорода, это хорошо или плохо? Это никак. Ваше ощущение это такое же «никак».
Вы не пытаетесь контролировать ощущение, вмешиваться в работу вашего организма, пытаться подавить ощущение или усилить его. Вы наблюдаете за ощущением как за чем-то, что живет и развивается само по себе, без вашего участия и вмешательства.
3. Удержание внимания;
Всё ваше внимание направлено на наблюдение за динамикой вашего ощущения. Вы не думаете о чём-то еще, и если какие-то мысли будут отвлекать вас от наблюдения за ощущением, вы мягко возвращаетесь обратно, без самообвинения.
Вы — сторонний наблюдатель. Это ощущение — нечто внешнее, по отношению к вам. Это происходит не с вами как с личностью, а с вашим телом. Вы как будто бы наблюдаете за динамикой ощущения в некотором теле, похожим на ваше.
Звучит запутанно, как это делать конкретно?
Шаг 0: Вы вспоминаете о событии, которое вызывает чувство стыда;
Шаг 1: Вы фиксируете в теле ощущение стыда и описываете его про себя или вслух примерно следующим образом:
«Прямо сейчас, в моём теле, возникло ощущение, которое я называю стыдом. Это ощущение возникло в солнечном сплетении, и ощущается как сильное сжатие. Так же, я ощущаю жар, и легкую тошноту. По всему телу возникает напряжение, как будто бы хочется спрятаться, скрыться»
Шаг 2: Вы входите в без оценочную позицию, проговаривая про себя или вслух примерно следующую фразу:
«Эти ощущения неприятны, но не плохи. Не все неприятное — плохое, не всё плохое — неприятно. Эти ощущение неприятны, но не хороши. Не всё приятно хорошо, не всё хорошее — приятно. Это ощущения ни хороши, и не плохи. Это ощущение, которые произвел мой организм, без моего ведома и желания, в ответ на определённый внешний раздражитель. Я отказываюсь от любых оценок этого ощущения, и собираюсь просто понаблюдать за ним, как за чем-то внешним».
Шаг 3: Вы постулируете свое невмешательство, проговаривая про себя или вслух примерно следующую фразу:
«Я не собираюсь вмешиваться в работу своего организма. Я не буду пытаться уменьшить это ощущение, или увеличить его. Я не буду пытаться взять его под контроль. Я буду наблюдать за естественной динамикой ощущения. Если оно будет усиливаться — значит будет так, если будет ослабляться — значит будет так, если останется прежним — значит будет так.»
Шаг 4: Вы отсекаете отвлечения, проговаривая про себя или вслух примерно следующую фразу:
«Во время наблюдения мне будет захотеться отвлечься, переключиться, подумать о чем-то другом, кроме самого ощущения. Это нормально, поскольку ощущение для меня неприятно, и естественно пытаться снизить его неприятность через отвлечения. Всякий раз, как я буду отвлекаться, я буду мягко возвращаться к наблюдению за ощущением. Я не буду себя осуждать за переключения, поскольку не могу их полностью проконтролировать»
Вот и вся техника. Вы механически проговариваете про себя текст, продолжая удерживать внимание на ощущении.
Сколько нужно наблюдать? Практика показывает, что наблюдать требуется не более 5 минут. У абсолютного большинства моих клиентов неприятное ощущение проходит в течение двух-трех минут.
Сделать технику нужно не менее 10 раз для того, чтобы точно понять, работает она для вас или нет. Первые несколько раз у вас может не получиться, это абсолютно нормально, вы учитесь.
Несколько проблем, которые возникают во время выполнения техники:
1. У человека не получается удерживать внимание на ощущении, он постоянно отвлекается то на внешнее (какие-то звуки вовне), либо на внутреннее (погружается в само воспоминание).
Разумеется, технику лучше делать в тихом спокойном месте, желательно в одиночестве, чтобы ничего вас не отвлекало. Однако даже в этом случае людей может отвлекать что-то внешнее. В качестве возможного решения я могу порекомендовать использовать ритмичный внешний раздражитель, вроде тиканья часов, метронома, или простой ритмичной музыки. Вы кладете часы/метроном рядом, или надеваете наушники с музыкой, вспоминаете нечто постыдное, и начинаете выполнять технику.
Если ваши отвлечения в большей мере внутренние, рекомендую взять ручку и начать выстукивать простой ритм, вроде 1-1-3 всякий раз, как ловите себя на отвлечениях. Заметили, что залипли на воспоминании, выстучали ритм, вернулись к наблюдению за ощущениями.
2. Человек боится, что ощущение усилится до такой степени, что станет невыносимым;
Это нормальный страх, который лечится опытным путём. Организм не сможет произвести такое ощущение, которые вы будете неспособны вынести, это невозможно физиологически. Так же, организм не способен поддерживать такое ощущение неопределённо долго. Даже если во время выполнения упражнения чувство стыда усилится, то продолжайте наблюдение — усиление не будет долгим. Но это всё увещевания, убедиться вы сможете в этом самостоятельно.
Возникает вопрос — неужели эту технику теперь нужно будет делать всю жизнь? В этом и вся прелесть — конечно же нет. Нескольких десятков раз хватит для того, чтобы воспоминание перестанет вас волновать и вызывать чувство стыда. Останется только нейтральное ощущение вроде «Ну было и было».
Не будем погружаться в психофизиологические дерби, вы можете это сделать самостоятельно через книги вроде «Думай медленно — решай быстро», либо через лекции Павлова, в которых он описывает конфликты стимулов. Приведу только иллюстрирующую метафору: сознательное наблюдение за сигналом помогает этот сигнал проработать, или «довести до конца». Представьте себе, что внутри вас есть костёр, который никак не может догореть до конца, потому что вы постоянно его тушите. Отвлекаясь от ощущения стыда, вы не даете организму обработать этот сигнал до конца, постоянно обрывая процесс в начале, либо в середине. Ресурсы тратятся, а результат никакого.
Выполняя технику наблюдения, вы позволяете вашему организму доработать сигнал до конца, исчерпать его и вас наконец-то может отпустить. С учетом перечисленных мною ограничений.
Не откладывайте в долгий ящик, если у вас есть постыдные воспоминание сразу же попробуйте его отработать по технике. Через 5-10 раз опишите ваш опыт в комментариях, я постараюсь ответить на вопросы и скорректировать вашу работу.
На сегодня всё, увидимся в комментариях и следующих психологических заметках)
P.S. Почта для связи psy.kuz@yandex.ru
Буддизм vs психология
Во всяком случае, одна из лучших
Отчаяние иногда сменяется благодарностью
последнее время пребывал в депрессии небольшой. Вскрылись большие пласты замороженных чувств.
Это нелегко принимать, с этим надо работать.
В основном чувства очень неприятные. И я даже решил прекратить психотерапию. Испугался. Решил заморозиться обратно).
Это учитель алгебры и геометрии в пятом классе, когда меня чуть не оставили на второй год.
Вот) пока только их вспомнил.
Что нет людей которые примут вас и помогут вам бескорыстно.
Попытайтесь вспомнить, и думаю получится.
Все будет хорошо. Всем добра.
Соберись тряпка, перестань думать о своем инсулине. Большое депрессивное расстройство. Эндогенная депрессия
Сегодня речь пойдет о депрессии. Нет не о плохом настроении, а о настоящей эндогенной депрессии. В большинстве своем люди представляют депрессию, как сугубо плохое настроение и сниженную работоспособность. Отчасти это верно, но лишь от части. Дело тут в том, что для депрессии плохое настроение, это вовсе не обязательный компонент, но об этом речь пойдет дальше.
Хорошо, вот я вам тут рассказываю, как вы все заблуждаетесь, но без аргументов это все будет оставаться лишь болтовней. Так что, думаю стоит дать определение того, что же такое депрессия.
Начнем с того, что все “депрессии” делятся на 2 большие ветки:
Данное заболевание возникает при дисбалансе выработки серотонина и катехоламинов. Тут существует 2 варианта:
Нейроны не способны создавать в синаптической щели достаточную концентрацию серотонина и катехоламинов. В таком случае сигнал получается попросту слишком слабым. И нейрон “приемник” не реагирует на входящий сигнал.
Теперь рассмотрим, а как же все таки диагностируется депрессия.
Диагностика начинается с того, что нужно исключить другие расстройства. Такие как мания, гипомания, смешанные состояния, симптомы дефекта личности, апатико-абулический синдром при шизофрении. Также важно убедится в отсутствии тяжелых органических нарушений. Таких как инсульт, рак, и.т.д. Последствия черепно-мозговой травмы. Реакция на острую стрессовую ситуацию, а также хроническую усталость / астению, невротические расстройства, патологии развития и старения. Все вышеперечисленные болезни могут проявиться как депрессия, но это не будет большое депрессивное расстройство.
Теперь рассмотрим симптоматику.
Изменения аппетита и веса. Тут существует 3 варианта:
нет апспетита, человек ничего не ест, и теряет вес.
нет аппетита, человек ничего не ест, но вес остается прежним.
обратная ситуация, человек малоподвижен, много ест и набирает вес.
Полное отсутствие либидо. Человек в депрессии, за исключением легких форм, не испытывает сесуального желания. аналогично сексу, у человека полностью отсутствуют любые другие влечения, даже к любимым занятиям.
Изменение физической активности. Человек с этим расстройством будет чувствовать катастрофическую усталость, нежелание и неспособность вообще что либо делать. При тяжелой депрессии человек целыми днями может лежать и ему даже перевернуться на другой бок будет сложно. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию. Исключением является атипическая депрессия или маскированная депрессия, когда у человека на первый взгляд все нормально, но на деле оказывается что у него полный пакет симптомов.
Постоянное чувство вины.
Нарушения в когнитивной сфере. Трудность мышления, трудность концентрации, трудность или даже невозможность принятия решений.
Постоянные навязчивые мысли о смерти и суициде.