Как понять что ты графоман
14 способов отличить графомана от наст. писателя
1. Графоман очень болезненно переносит критику и как правило принимает ее в штыки. Он ассоциирует критику с личным унижением и оскорблением, а не с возможностью исправить ошибки и извлечь уроки. Собственно критика ему не нужна, это пустая трата сил и времени. Зачастую такие люди не находя контраргументов, переходят на личность критикуемого, таким образом пытаясь заставить его замолчать и оставить последнее слово за собой.
3. Истинный писатель подвержен сомнениям, он склонен самым тщательным образом переписывать и обновлять свое творение, графоман же уверен, что шедевр создастся его гением, без особого труда. Для этого ему достаточно лишь взять в руки ручку или сесть за компьютер.
5. Графоман зачастую заносчив, крикливо одет, любит употреблять словосочетание «мое творчество» и называть себя при случае и без случая, писателем. Ему нравится похвалиться знакомствами с «Великими мира сего», «вхожестью» в тусовки. В обществе такого, необходимо слушать только его.
7. Истинный труженик слова ставит на первое место качество написанного, и он в этом беспощаден, вплоть до того, что сжигает или уничтожает уже полностью написанную вещь. (Гоголь). Для графомана важно количество в ущерб качеству.
8. В талантливом произведении вы обязательно найдете интересные мысли; графоман же склонен сыпать цитатами известных людей или литературными штампами, самобытность в его творчестве отсутствует или представлена в ничтожных количествах.
9. Инженеры человеческих душ стремятся сделать мир чище, лучше посредством своего творчества, главная же задача графомана – собственное тщеславие, красочные обложки, хлесткие названия, тиражи, появление в СМИ.
11. Писателю не столько важны слава и деньги, как возможность быть понятым, услышанным, а денег лишь бы хватало на самое необходимое, на то, что бы не отвлекаться от главной цели – творчества.
12. Настоящих литераторов отличает всемерная помощь молодым талантам, чего не скажешь про графоманов, которые видят в них конкурентов, которые могут их обойти, отодвинуть на периферию.
13. Писателя отличает обостренное чувство справедливости, нежелание сотрудничать с властями. денежными мешками и зашторенными редакторами, они не хотят развивать модные темы, смаковать жареные факты и копаться в чужом нижнем белье. Графоман ради тиража, призрачной славы перешагнет через все.
14. Писателями не рождаются, у многих людей есть задатки, генетическая предрасположенность к творчеству. Только упорный каждодневный и многолетний труд, оттачивание мастерства, беспощадная критика к себе, рождают поистине великих мастеров слова и знатоков человеческих душ.
Здесь выделив и вставив в адресную строку, вы можете найти полный текст книги «Графоманы и писатели»: https://ridero.ru/books/grafomany_i_pisateli/
Вот информация по справочникам. Кое что интересное на мой взгляд по теме.
Графоман, или как я узнал о себе страшную правду
Вот для себя решил, наконец, как следует, прояснить понятие «графоман». Все-таки деятельность копирайтера подразумевает, в первую очередь, писательскую активность. Почитав немного материалы в сети, черпнуть немного народного слова в подготовке своей статьи никогда не лишне, я осознал, что спокойно могу причислить себя к компании таковых, то есть графоманов, будь они неладны! Хотя это и несколько травмирующее обстоятельство, зато возник резон двигаться вперед, улучшаться, совершенствоваться, ведь, насколько я понял, каждый писатель проходит стадию графомании, кто-то быстро, а кто-то навсегда застревает в этой области между относительно нормальными состояниями: обычный человек и писатель. Так что продолжаю писать, надеясь, что качество не заставит себя ждать.
Что такое графоман?
Оказывается – вот мое откровение! – графоман – это не просто человек с некими отклонениями личности, хотя, оглянувшись вокруг, трудно назвать с ходу имя человека, не страдающего наличием оных, а представитель целого класса писателей, причем достаточно много пишущих, но имеющих некоторые серьезные изъяны в творчестве. Вот о них-то, этих изъянах, мне и захотелось написать статью, материал для которой ласково подсказан автором Олегом Волковым, который, к слову, страсть, как не любит графоман.
Основные отличительные признаки графомании
Итак, с дифирамбами расстаюсь и представляю на суд свое видение картины графомании в обществе, через призму, естественно, собственной причастности к сему, нелицеприятно осознанному, существу графоманскому.
Недостаток организации
Во-первых, самая большая беда: неорганизованность – основная проблема, как выясняется, не только моя. Еще со школьной скамьи не любил планов для сочинений, и это отвратительно сказалось на моей способности нести свою мысль в публикации слаженно, единым потоком. Сам прекрасно знаю, что из повествования, слагаемого без остова, получается расползающаяся во все стороны каша, но мужественно продолжаю эту пагубную линию поведения в своих написанных и, большей частью, недописанных опусах. А самое смешное – оправдания, которые приходят на сей счет. Например, вот такое: истинный автор льет на бумагу интуитивно хорошо. Словом, будем исправляться. Поэтому скоро здесь появится материал о правильном (структурированном) написании своих произведений.
Логика – враг фантазера, но друг писателя
Во-вторых, логичность. Фантазия многих авторов зашкаливает так, что данные, будь то даже выдуманная, фэнтезийная вселенная, просто не соответствуют друг другу. Я сталкивался с таким в своем творчестве какое-то время назад, и теперь, увидев это, с радостью осознаю, что хоть в чем-то расту над собой. Кстати, логика, вернее ее отсутствие, плавно следует за первым пунктом данного списка графоманских минусов. Так что все у нас пока укладывается в стройную систему. Я же, в свою очередь, беру этот пункт на вооружение, так как очень люблю придумывать, а вот к контролю фактического материала есть определенные вопросы.
Гармония слов – не для пыли в глаза
В-третьих, и это касается не только нон-фикшн, грамотное словоупотребление. Звучит несколько путано, поэтому объясню. Допустим, мы пишем произведение на определенную тематику, а слова употребляем из смежной области, а то и, вообще, не в тему, как говорится. Звучит смешно и наивно, и, пожалуй, прокатит в сатирическом произведении, но уж точно не в нон-фикшн, да даже и в фэнтези перлы, типа «проколол его палицей» тоже не приветствуются. Как ни крути, а каждый наш день пропитан обыденной действительностью, которая, подчиняясь определенным законам, неизменно тянется и в наши фантазии, которые, хоть и отрывают нас от нее, однако диктуют определенный порядок вещей, не следовать которому, означает слыть просто невеждой.
Проецируя вышеозначенное на себя, скажу, что не люблю скатываться в дилетантизм, но как только отрываюсь в своем творчестве от фактического материала, в силу лени или неспособности быстро постичь что-то, сразу получаю подобные казусы в своих произведениях. Поэтому, в качестве памятки себе, буду стремиться максимально использовать фактический материал, не ленясь потратить час-другой, чтобы разобраться с вопросом досконально.
Комплексы, куда же без них?
В-четвертых, как выясняется, графоманы отличаются выставлением своих неудовлетворенных желаний напоказ, зачастую, причем, сами того не осознавая. Проявляется это просто. Герой, в исполнении автора, не очень удовлетворенного своей обыденной жизнью, испытывает непреодолимую потребность делать то, что, как видно по его произведению, у автора в жизни явно не получается. Будь то подвиги на любовном фронте, или способность иметь все, что только можно в этой и других вселенных. Все бы ничего, пусть бы и пишем, может легче станет, однако, во всем назойливо необходима проклятая «золотая середина», к которой так трудно приблизиться, раз уж ты – не Достоевский. Очень трудно оценить себя с точки зрения наличия данного минуса, но на будущее постараюсь быть более сдержанным в своих графоманских порывах.
Я – самый крутой писатель!
В-пятых, раз пошел такой разбор, идем до конца. Выявлено еще одно свойство графомании – неспособность совершенствоваться в творческом отношении. У графомана всегда можно найти множество цветистых метафор сомнительной ценности, в каком-то смысле он растет над собой, но его художественный уровень продолжает граничить с дилетантством. Уж не знаю, насколько это применимо ко мне, боюсь, я все-таки пытаюсь расти над собой, но обязуюсь вспоминать об этом моменте и прислушиваться к конструктивной критике.
Окружение действия – истинный источник воображения читателя
И, наконец, в-шестых, хотя, думается, продолжать еще есть, куда. Начинаются уже совсем профессиональные тонкости, о которых также будут еще материалы. Объединим их одним словом «приемы». Итак, одним из важнейших приемов в передаче атмосферы действа является описание антуража, если хотите. Оно, естественно, должно будить воображение, но важно передавать ключевые детали, которые помогут читателю максимально полно воспринять происходящее. Короче, фон надо прорабатывать, а вот профессиональный графоман этим зачастую пренебрегает, я тут увидел и себя: ох, и есть над чем поработать.
Выводы
Есть еще оттенки и моменты, которых в слишком раздувшейся статье, уже и не упомянуть. Но напоследок, стоит сказать об амбициозности автора. Именно от нее отталкивается хорошее произведение, именно ею я, похоже, и завершу данное наступление на свое графоманское горло. Будем улучшать качество наших текстов, потому что ничего в этой вселенной не стоит на месте, а либо падает камнем вниз, либо трудовыми потугами толкается вверх. Желаю Вам и себе успехов на этом тернистом пути на писательский Олимп. Надеюсь, Вам было интересно и полезно узнать немного о графомании и, возможно, в себе увидеть нечто из упомянутого. Если так, то не расстраивайтесь, потому что, если Вы увидели чуть-чуть себя, значит, Вы с этим что-то сделаете. Ну а тем, для кого уроком сие не оказалось, что ж, все равно пишите. Кто я такой, чтобы запрещать Вам это делать. Успехов Вам в творчестве!
Что такое графомания и кто такой графоман
Вспомните, как Цветик учил Незнайку стихи сочинять: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». При этом он ругал Незнайку за то, что тот в качестве рифмы подбирает несуществующие слова. В итоге Незнайка все-таки придумал стихи: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Но стихи ли это? Скорее, графомания во всей своей красе. Давайте разберемся, почему возникает графомания, что это такое и как с этим бороться.
Что такое графомания
Каково значение слова «графомания»? Название образовано от греческих слов grapho – пишу и mania – сумасшествие, безумие, страсть, влечение. Это одержимость сочинительством. В наше время понятие «графомания» имеет негативный оттенок, но так было не всегда. Раньше так называли всех писателей, ведь творец не может создавать без маниакальной тяги к написанию. Лев Толстой сам называл себя графоманом. Современное значение слова несколько иное, так называют бездарных писателей с сумасшедшей тягой к сочинительству.
Графомания – это патологическая тяга к написанию, сочинению при отсутствии соответствующих способностей и знаний. Это многословное, но бессодержательное и бессмысленное написание текстов. Чаще всего графомания встречается в поэзии. Графоман пишет банальные или бессмысленные строки. Он пишет стихи, не обладая творческими и литературными способностями.
Графомания в психологии – это бесконтрольная тяга к сочинительству. Автор постоянно что-то пишет, но вместо ценных продуктов творчества получается бессмыслица. Его труды неинтересны ни читателям, ни критикам, ни редакторам.
Примеры графомании
Грань между талантом и графоманией настолько тонка, что даже некоторые из авторов прошлого удостоились звания графомана в настоящем. Один из них – И.А. Бродский. У него много поклонников, но и не меньше тех, кто не просто не признает его творчество, но и жестко критикует. В графоманстве обвиняли Пастернака, Маяковского, Есенина и много кого еще. Среди современных творцов в графоманстве обвиняют И. Губермана.
Восприятие графомании субъективно, однако можно назвать несколько популярных ошибок, которые допускают графоманы (примеры графомании):
Пример графоманского стиха одного из современных писателей Е. Грачева:
«Ты же замужем ни разу
Не была, я был женат.
На тебе б женился сразу –
Стал бы счастлив, но – не факт».
Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор.
Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке. Примерно так же неприятно читать и слушать то, что написал графоман. Примеры графомании в современном мире преследуют нас на каждом шагу. Например, большинство блогеров, особенно инстаблогеров являются графоманами. Они пишут бессмысленный, бесполезный, неуникальный текст, но считают себя учителями, наставниками других. Некоторые копирайтеры тоже грешат графоманством.
Графомания в психиатрии
Психиатры рассматривают графоманию как психическое расстройство, болезнь души. Притом нередко она выступает симптомом других патологий, например, шизофрении, психопатии, паранойи, маниакального синдрома. Некоторые больные говорят, что их заставляют писать высшие силы, голоса. В психиатрии часто рассматривают еще одно похожее явление – эротографоманию. Это патологическая тяга к написанию любовных, эротических писем.
Кто такой графоман
Значение слова графоман: тот, кто страдает графоманией. Графоман – это человек, который пишет стихи, не имея соответствующих способностей. Он рифмует строки или пишет текст без смысла, структуры и логики, не заботится о содержании и правилах написания.
Графоман – кто это такой, как его называют в народе (не без доли иронии):
Маньяки пера встречаются не только в поэзии, в прозе тоже хватает патологических литераторов. Продукты их «творчества» называют мусором, вбросами, и это еще самые мягкие эпитеты из тех, что встречаются. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, графоман – это бездарный, но плодовитый писатель. Не всегда графоманство относится к психиатрии, иногда речь идет исключительно об отсутствии литературных способностей и таланта.
Литературные способности – это свойства личности, позволяющие добиться успеха в литературе. К ним относится:
Отдельное внимание психологи уделяют критериям вербального интеллекта (он тесно связан с литературными способностями):
Признаки наличия творческих способностей:
Графоманы чаще всего не попадают ни под один из вышеназванных пунктов. Они наделены другими чертами:
Чаще всего писаки сочиняют про себя, потому что для другого у них не хватает знаний и опыта. Хотя некоторых графоманов это не останавливает, они пытаются выдать себя за специалиста, профессионала в каком-то деле. Они пишут “научные” труды в той сфере, где ничего не понимают. Если человек описывает себя, то отражает образ Я-идеального, а не Я-реального. Он описывает себя таким, каким хотел бы быть в глазах других людей.
Графоманы стараются издать свою книгу, чаще всего у них получается. В наше время в этом помогают интернет-издания и интернет-издательства. Можно самому выбрать дизайн, напечатать текст, заказать тираж. В интернете можно обойтись без услуг редакторов и корректоров. Такая возможность дала толчок к новому этапу активного развития графомании. Любой желающий может с легкостью, не выходя из дома, издать свое произведение. И никто не обратит внимания на содержание, научность, достоверность написанного. Книга окажется на прилавках магазинов и библиотек.
Признаки графомании
Как распознать графомана? Кто-то предлагает сравнивать количество и качество, якобы одержимые люди всегда пишут много и бессодержательно. Практика же опровергает это. Успешные писатели тоже могут писать много, быть активными и продуктивными. А у графоманов иногда проскальзывают содержательные стихи, написанные по всем правилам литературного жанра.
Как же отличить графомана от начинающего неопытного писателя? Было проведено немало исследований, наблюдений, которые позволили выявить истинные признаки графомании:
Графоманы обожают свое творчество. Если кто-то высказывает пожелания с целью помочь молодому творцу, то тот обвиняет окружающих в зависти, непонимании. Главный клинический признак графомании – очень серьезное отношение графомана к своему творчеству.
Причины графомании
Основная причина – комплекс неполноценности, который запускает защитный механизм реакцию гиперкомпенсации.
Другие причины развития графомании:
Написание строк – попытка человека избавиться от боли, освободить душу, заявить о себе, почувствовать себя активным и ценным членом общества. Бессмысленное сочинение – суррогат общения. Чем больше человек пишет, тем меньше он нуждается в реальных контактах, тем меньше ощущает одиночество.
Графомания не всегда используется как психотерапия. Иногда этим страдают здоровые, но чрезмерно темпераментные люди, лентяи и бездельники, индивиды с повышенной сексуальной активностью. Согласно теории З. Фрейда, нереализованная сексуальная энергия выходит через творчество (сублимация).
Лечение графомании
Программа коррекции подбирается индивидуально, зависит от особенностей проявления графомании. При расстройстве легкой степени тяжести можно использовать метод переключения внимания, то есть предложить клиенту новый вид творчества, новое увлечение. Неплохо перед этим выявить, к чему у него есть склонности.
Если мы имеем дело с графоманией как тяжелым психическим расстройством, то поможет только психотерапевт и медикаментозная терапия. Используется когнитивно-поведенческая психотерапия, семейная психотерапия. Психолог помогает клиенту избавиться от комплексов, душевных травм, неуверенности, робости, заниженной самооценки. Специалист помогает клиенту адаптироваться в социуме, научиться взаимодействовать с людьми, найти новые способы самореализации. В лечении графомании важна поддержка друзей и близких. Больному не хватает любви, внимания, тепла, принятия, ощущение ценности и значимости.
Если речь идет о графомании как результате отсутствие таланта, то нужно его развить. Талант – это следующая стадия развития способностей. Но сначала нужно определить, есть ли у вас литературные задатки. Для этого можно использовать любую психодиагностическую методику, например, диагностику В.П. Ягунковой «Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей». Если способности есть, то их нужно превращать в талант.
Схема развития таланта такая: задатки – способности – талант – гениальность. Талант на 99 % состоит из труда, на 1 % из задатков. Многие известные писатели и поэты прошли через стадию графомании. Они набирались мастерства и опыта, развивали свои способности, смогли преодолеть этот этап. В этом случае графоманию можно сравнить с переходным возрастом.
Как распознать графомана? Заметки читателя
О графоманах уже написано много. Столько всего написано, что самим графоманам впору позавидовать. Может быть, это даже такой специальный вид графомании — писать о графоманах? Но все же есть основополагающие вещи, а именно — что же такое графомания и кто такие графоманы? То ли это психически нездоровые люди (настоящих пациентов больниц мы из рассмотрения исключаем), то ли бездельники, то ли еще кто? Нужно четкое определение.
Как всегда, начнем со словарей.
Графомания (от греч. графо — писать и греч. мания — безумие, исступление) — болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. Графоманы стремятся опубликовать свои произведения. Так, не имея литературных способностей, они пытаются (иногда успешно) издать свои художественные произведения, а графоманы, не имеющие научных знаний, стремятся опубликовать свои псевдонаучные трактаты. Графоманские тенденции нередки у сутяжных психопатов и шизофреников (Словарь иностранных слов).
Толковый словарь :
* Графоман, графомана, м. Страдающий графоманией (мед.). || Бездарный, но плодовитый писатель (ирон.).
* Графомания (от графо … и мания), патологическая страсть к сочинительству.
Толковый словарь :
* Графомания, графомании, мн. нет, ж. (от греч. grapho — пишу и mania — сумасшествие) (мед.). Психическое заболевание, выражающееся в пристрастии к писательству, у лица, лишенного литературных способностей.
Тут все больше уклон именно в медицинскую сторону. Только Ушаков дает бездарного писателя как второе значение — уже производное от первого, ироническое. Но нас не интересуют реально больные люди, их надо лечить, а обсуждать там нечего. Нас-то, как правило, интересуют именно «бездарные, но плодовитые писатели (ирон.)» — а именно: где грань? Любой ли бездарный писатель — графоман?
Если же человек написал мало, он все равно может быть графоманом: если он жив, то еще напишет, а если помер — просто не успел…
Таким образом, критерий количества написанного отпадает. Слаб.
Есть куча паршивых бездарных писак — абсолютно не графоманов. Это дельцы, приспособившиеся и чутко уловившие сиюминутные запросы общества, поэтому их бездарная писанина имеет официальный или коммерческий успех.
Если на дворе советская власть — он кропает книжки о сусально-плакатных пионерах, героях, или о пионерах-героях, о передовиках производства, западных шпионах Если власть переменилась и нужно другое — он валяет романы про борьбу мафий, жизнь гламурных красоток и все такое. Требуется диссидентская литература — пожалуйста, готов роман о притеснениях инакомыслящих в годы советской власти.
Качество всего этого не просто ниже плинтуса, оно уже где-то приближается к «привет шахтерам», но это не графомания, а ловкачество. Такие люди как раз здоровее нас всех. И никакой страсти к этому занятию у них нет, им нравится результат: деньги, звания, слава.
Вот где однозначно была решена проблема графомании, так это в СССР. Если ты член Союза писателей — значит, ты инженер человеческих душ. Если нет — имя тебе графоман, и можешь писать для собственного удовольствия, публиковаться в стенгазетах, если, конечно, не будешь отклоняться от генеральной линии партии. А не то — и подправить можно.
Ажаев, Семен Бабаевский, Иван Шевцов, Кочетов, известные своей вопиющей бездарностью — это писатели-соцреалисты, перед которыми редакторы литературных журналов делали ку и платили им фантастические гонорары. А Булгаков, Зощенко, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Платонов, Даниэль, Синявский — модернисты-графоманы, подозрительные субъекты. А Бродский так и вовсе тунеядец, чуть ли не уголовник.
Во все времена были гениальные писатели, которых общество оценило уже после их смерти. А при жизни домочадцы считали их именно что графоманами, жены кидали в них недорогую посуду, а лавочники не отпускали в долг. Таким образом, признание литературными организациями, величина гонорара — тоже никакая не гарантия, что перед нами не графоман, равно как и отсутствие признания и гонораров — не признак графомании.
Есть еще одна категория людей — пишущие для своего удовольствия. Они не претендуют на признание, не огорчаются от непризнания и не считают себя супергениями. Так, пописывают себе в охотку. Иногда из них получаются Агаты Кристи, чаще не получаются, но это тоже не графоманы…
Иногда встречается мнение, что графоман — это тот, кто не может не писать. Но это уж вовсе ни в какие ворота не лезет — этак мы всех хороших и гениальных писателей в графоманы запишем…
Что же остается? Как нам реорганизовать Рабкрин… то есть отличить графомана? Кажется, уже все критерии перебрали — и везде расплывчатость. Неопределенность. И никакого правила Лопиталя, чтобы ее раскрыть путем взятия производных.
Но мне кажется, что я таки нашла критерий. Дело в том, что у меня под присмотром долгое время был немаленький поэтический сайт и приходилось много общаться с поэтами. Закачивать туда их стихи, разруливать ситуации в форумах, где разгоралось обсуждение. И я обнаружила, что чем талантливее стихи — тем внимательнее и спокойнее человек относится к критике. Талантливый поэт может не согласиться с критикой и сказать, что он хотел написать именно так. Может согласиться и исправить. Но в любом случае он критику выслушает, обдумает и поблагодарит за внимание. Может и огорчиться, но огорчение будет направлено на себя: не сумел, не донес, недовыразил мысль, не отточил слог. Потому что настоящие поэты ужасно скромны, самоедливы и требовательны к себе.
А вот бездарные — наоборот. Они всюду растыкивают свои тексты, выкладывают их на всех возможных сайтах, посылают в редакции, зачитывают знакомым… При этом любую критику они воспринимают как нападки, придирки и видят в ней вражеские происки. Обвиняют оппонента в зависти или непонимании его величия. Быстро переходят на личности и либо начинают агрессивно браниться, либо сворачиваются, забирают все творчество и уходят, гневно хлопнув дверью.
Они никогда не правят свои тексты, не переделывают и не отшлифовывают. Для правки и шлифовки нужно же понимать, что твой текст несовершенен. А у графоманов этот момент начисто отсутствует. Почему? Да потому, что ему безумно нравится все, что он написал, до единого слова. Отсюда и поиск врагов, завистников и интриганов — ну не понимают они, что написали плохо. Им-то кажется, что хорошо? А эти люди ворчат, критикуют и указывают на погрешности, следовательно, все они — враги.
Яркие примеры изумительной графомании чистой воды:
Значит, так и решим.
Графоман — это тот, кому безусловно нравится все, им написанное, и как следствие этого он:
а) не правит свои тексты;
б) не переносит никакой критики (даже доброжелательной и по делу).
Кстати, это и к статьям на ШколеЖизни.ру относится.