Как понять что ты небинарная персона
«Мое понимание и принятие себя длилось достаточно долго». Личный опыт небинарной персоны.
Казалось бы, в этих историях не было ничего особенного. Но у меня создалось впечатление, что существует некий «правильный» путь осознания своей идентичности, и оно должно произойти довольно рано. Гендер же тех, кто пришел к пониманию, не будучи ребенком или подростком, словно ставится под сомнение. И тот, кто читает очередную такую историю, может подумать «а вдруг я «ненастоящая» трансгендерная персона, раз не осознал_а это в детстве?»
Лично я о подобном задумывался. В процессе понимания собственной андрогинности я читал немало историй, а после пролистывал в памяти свою жизнь и видел: в ней не было никаких переживаний именно по поводу гендерной идентичности. Более того, ребенком и подростком я вполне стереотипно отвечал представлениям о приписанном мне поле.
Проблема заключалась в том, что меня не покидало ощущение инаковости, однако я не мог связать его с несовпадением пола и гендера. Мне неоткуда было взять информацию, подходящую под описание личных ощущений. В детстве не находилось поводов задуматься, что происходит с моим телом и кем я себя ощущаю, воспитание в духе «тыжедевочка» счастливо меня обошло, и я рос просто человеком, не скованным стереотипами. Я не могу сказать почти классическое «в детстве я не хотел играть с куклами и носить платья», потому что с равным удовольствием играл и с куклами, и с машинками, носил как платья, так и комбинезоны. Но чем старше я становился, тем активнее приходилось взаимодействовать с социумом и гендерными установками.
Я хотел самовыражения, но поскольку не знал и не задумывался, кто я, то пытался начать соответствовать своему полу. Я старался быть «правильной» девушкой и не представлял, как можно выражать себя вне стереотипных предписаний.
«Правильные девушки милы и покладисты», и я пытался быть милым, молчать и улыбаться. Получалось правдоподобно, что создало мне репутацию существа странного, забитого и тихого. «Правильные девушки интересуются косметикой», одеждой, и умиляются маленьким детям, и я интересовался и умилялся, хотя пользоваться косметикой так и не научился, в «женственной» одежде выглядел нелепо, а дети вызывали у меня тоску и недоумение. «Правильные девушки испытывают влечение исключительно к противоположному полу», и я старался соответствовать, не испытывая при этом ничего вообще, разве что скуку и легкое отвращение, когда приходилось целоваться с очередным «парнем на несколько дней». (Сейчас я безмерно рад, что у меня хватило здравого смысла не идти дальше неприятных поцелуев). Я делал это потому, что персоны женского пола, окружающие меня, поступали так же. Я соответствовал стереотипам изо всех сил, воспринимал свист вслед и сальные комплименты как доказательство успешности своей презентации. Уверен, никто из знавших меня в то время, не мог бы и предположить, что видит перед собой небинарную персону.
Аналогично я не осознавал разницы между «вещь мне нравится» и «я хочу ее себе». Я не мог понять, что феминностью можно просто восхищаться, не примеряя ее на себя. И мысли «мне нравится платье и туфли на каблуке» воспринимал как «я хочу платье и туфли». Я надевал вещи несколько раз, а дальше они пылились в шкафу, причем дискомфорт от их ношения я старался игнорировать, подавляя его установкой: «это «правильные», феминные вещи, и раз они мне нравятся – все в порядке». На моих фото того периода нет и следа моей андрогинности.
Первый шаг даже не к осознанию себя, а к более адекватному самовыражению мне помогло сделать увлечение готической субкультурой. Казалось бы, гендерная идентичность и субкультура — вещи не слишком связанные, но в моем случае это сработало как альтернатива стереотипам. В неформальной среде критерии феминности и маскулинности размыты: если ты надеваешь корсет, то не потому, что хочешь презентовать себя максимально феминно, а потому что он – часть атрибутики, не привязанной к полу. Как и косметика, тогда я впервые осознал, что подвожу глаза не из-за ощущения себя «правильной девушкой», а ради любви к искусству макияжа и грима. Возможно, это и стало для меня началом понимания, что у косметики и одежды нет гендера, и четкое разделение на «женское» и «мужское» создано в угоду стереотипам.
Тогда мне было 16, я считал себя «тру-готом» и ни разу не задумывался о собственной гендерквирности. Тогда у меня и появился интернет, позволивший получить доступ к соцсетям и информации. Когда я начал знакомиться с людьми, чей гендер и самопрезентация не совпадали с предписанным полом, моя первая реакция выглядела так: «А что, так можно было?» Я начал понимать: следовать стереотипам и отвечать ожиданиям окружающих о твоем гендере и поведении не обязательно. Я стал задумываться: а вдруг мои провальные попытки самовыражения не удаются именно потому, что мои гендер и пол не совпадают?
Не могу сказать, что осознание было мгновенным. Сперва я считал себя бинарным трансгендером, думал, хочу ли совершить переход и озадачивался отсутствием ярко выраженной дисфории. Позже идентифицировал себя как агендера и выступал за постгендерное общество, одновременно продолжая оперировать понятиями феминности и маскулинности и в глубине души не слишком понимая, как можно ощущать себя вне гендера. И лишь годам к 24-м я пришел к собственной небинарности и андрогинности.
Мое понимание и принятие себя длилось достаточно долго, началось и закончилось довольно поздно, однако это не мешает мне быть твердо уверенным в собственной идентичности.
Но проблема «проверки истинности» идентичности транс* и квир-персон существует, причем в достаточной мере в рамках сообщества. Словно создан перечень негласных критериев, определяющих, «настоящий» гендер человека. И возраст понимания своей идентичности или несовпадения пола и гендера также входит в этот список. Персонам, пришедшим к осознанию не в детстве и не подростками, часто высказывается недоверие, ведь раз в детстве и подростковом возрасте их все устраивало, значит, их идентичность — «просто выдумка», образ, то, что появилось внезапно и пройдет со временем. Подобное легко порождает сомнения и у самих персон, особенно на этапе изучения и принятие себя. Такие аргументы выглядят убедительно. Человек, который и так сомневается, сравнив свое прошлое и прошлое «настоящих» транс* и квир-людей, может прийти к определенным выводам и подумать, что если у него не было стремления не вписываться в предписанные полу стереотипы, допустим, не было дисфории и не возникало мыслей связать некомфортные ощущения с трансгендерностью, — значит, он «не нестоящий» транс* или квир-человек.
На самом деле это не так. Процесс осознания своей идентичности у каждого индивидуален, и не существует параметров, по которым можно оценить его «правильность». Осознание гендера не зависит от возраста, жизненного этапа, уровня комфорта в теле и прочих характеристик, призванных оценить «истинность» идентичности человека. У кого-то понимание действительно приходит в раннем возрасте, кто-то идет к нему годами, кто-то осознает мгновенно, кто-то раньше, кто-то позже — любой опыт имеет право на существование. Гендерная идентичность транс* и квир-человека определяется только самим человеком, и то, что кто-то приходит к ее осознанию не в детском или подростковом возрасте, не делает наш гендер «не настоящим». Признание этого факта внутри ЛГБТК+ сообщества и вне его станет еще одним шагом к пониманию и принятию разнообразия и уникальности опыта каждого человека, его ценности, независимо от различий. И убережет многих от травматичного опыта на пути к определению своей идентичности.
Как понять, что вы гендерквир
У вас бывало ощущение, что в различных ситуациях вы ведете себя не характерно своему полу? Если да, то может быть вы гендерквир?
В двух словах, этот термин, можно объяснить как нетрадиционную половую идентичность, отличающуюся от стандартной женской или мужской. Появляется ли ощущение того, что вы «ни мальчик, ни девочка» в раннем возрасте или приходит с годами? Как рассказывают те, кто давно отказались от бинарной системы гендера, это чувство, как правило, присутствует с ранних лет, и с возрастом лишь увеличивается.
Звезды, откровенно о своем «третьем поле»
Нашумевший американский сериал «Миллиарды» впервые в истории телевидения показал персонажа, у которого прослеживается небинарная гендерная самоидентификация. Восходящая звезда хедж-фонда Тейлор Мейсон, чья суть не идентифицируется ни с мужчиной, ни с женщиной, с самого начала просит говорить о себе «они», вместо «она» или «он». Как рассказывает американский психолог Диан Эрензафт, у преобладающего большинства людей, при рождении, гендерная идентичность и пол совпадают. Однако, в отдельных случаях, биология человека и него гендерная идентичность могут отличаться.
Британская феминистка, журналист Лори Пенни говорит о себе так: «Я никогда не чувствовала себя до конца женщиной, но и мужчиной быть не хотела. Сколько себя помню, хотела быть чем-то между. Цитируя Руби Роуз: «Я называю себя девушкой, но лишь потому, что мой выбор ограничен».
Среди публичных людей, также открыто о своем «третьем поле» заявляют актриса Руби Роуз, певица Майли Сайрус и актриса Эйша Кейт Дилон, которая также просит употреблять ее имя вместо местоимений.
Музыкант Билли Боттл, который рассказал в одном из интервью, о том, что ему с детства всегда казалось не совсем нормальным, что к нему обращаются как к мальчику. «Когда я был маленьким, я никуда не вписывался. И, несмотря на то, что я мальчик, мне всегда очень нравились девчачьи увлечения и даже балет». По словам музыканта, когда он узнал, о понятии небинарной гендерной идентичности, он буквально прозрел. Ведь, то, что он прочел, было написано словно про него. «Это было похоже на то, что на поверхность всплыло то, о чем я всегда догадывался или мечтал, но при этом буквально запрещал себе выражать открыто», так прокомментировал ситуацию музыкант.
Майка Картрайт, еще одна героиня публикации авторитетного зарубежного издания, рассказала о том, что иногда, она вовсе не прочь внешне походить на девушку и вести себя как девушка, но в остальное время, Майка ощущает себя смесью двух гендеров.
Тысячи лет назад люди знали о других полах
Впервые о понятии третьего пола открыто заговорили не так давно. Хотя само понятие третьего пола существовало еще тысячи лет назад. Например, в Индонезии издревле признавали целых 5 полов! В Индии и Пакистане давно признаны 3 пола, как и в Мексике, Таиланде и в индейских племенах Северной Америки.
В современном мире бинарная гендерная система давно потеряла актуальность, но открыто обсуждать вопросы самоидентификации стали совсем недавно. Причем благодаря исключительно громким каминг-аутам таких звезд как Кейтлин Дженнер и сестры Вачовски.
На сегодняшний день, среди стран, официально признавших третий пол, можно назвать такие как Германия, Австрия, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Индия, Непал и Пакистан.
Что говорят психологи?
По мнению психолога, гендер не всегда бывает женским или мужским. Он может располагаться в произвольной точке спектра между этими противоположными полюсами. Как видно, третий пол обычно подразумевает несогласие со своим биологическим полом. Люди считают себя либо представителями другого гендера, либо вообще отрицают свое существование в рамках бинарной гендерной системы. Сегодня нормы гендера все больше размываются. Гендерквиры люди, которые считают, что их гендерная идентичность или гендерное самовыражение не вписываются в традиционные «мужскую» и «женскую» категории. В широком смысле термин «гендерквир» используют для обозначения разных вариантов гендерной идентичности, в том числе агендерной, бигендерной и гендерфлюидной. Для многих людей трансгендерный переход начинается с осознания своей гендерной идентичности. Однако этот процесс может быть эмоционально болезненным и для многих ещё больше осложняется нехваткой информации.
Как утверждает американский психолог Диан Эрензафт, гендерквир не является синонимами таких понятий как «трансгендер» и «транссексуал». Кстати, еще буквально в конце 19 столетия, слово «queer», в переводе означающее «странный», предпочитали использовать для уничижительного описания гомосексуальных отношений. Сегодня же, многие представители ЛГБТ-сообществ, применяют слово «queer», исключительно для того, чтобы лишить его уничижительных коннотаций. Однако пока само не является общеупотребительным. По соблюдения корректности, его лучше применять лишь в том случае, если человек сам так себя идентифицирует.
А что у нас?
В современной России процесс трансгендерного перехода пока еще значительно осложнен трансфобией. Как показывает практика, широко распространенная как среди простых граждан, так и среди психологов, трансфобия в последние годы стала значительно проявляться и государственном уровне.
Гендерквир, агендер и гендерфлюид: Какие небинарные идентичности бывают и что они значат
При общении с небинарными персонами стоит сразу спрашивать, какое местоимение лучше использовать при обращении к ним. Одни выбирают «они» в единственном числе, чтобы не добавлять гендерированные окончания к словам, а другие — «он» или «она». Выбор местоимения зависит от небинарной идентичности. Во время подготовки материала с историями небинарных екатеринбуржцев мы решили спросить у сотрудника Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге Арсения Виноградова, какие небинарные идентичности бывают.
Небинары в городе: «Во мне есть намного больше, чем качества только мужчины или только женщины»
Арсений Виноградов
сотрудник Ресурсного центра для ЛГБТ в Екатеринбурге
Небинарная персона относит себя к любому гендеру, кроме четко мужского или четко женского. Небинарные люди могут быть женщинами и мужчинами одновременно, быть между или вне этих гендеров. Одни причисляют себя к трансгендерному сообществу, а другие — нет; кто-то выбирает для себя идентичность «небинарные», кто-то — идентичность из множества объединенных этим термином. Небинарность не является синонимом интерсекс. Иногда небинарные люди делают трансгендерный переход, выбирая те процедуры, которые актуальны для них. Это может быть как медицинский и юридический переход, так и только смена имени или местоимений, только гормональная терапия и так далее. Существует несколько распространенных небинарных идентичностей.
Демибой, демигерл — персоны, чья идентичность не полностью мужская или не полностью женская. Они могут ощущать частичную, разную по интенсивности принадлежность к одному из бинарных гендеров, но также чувствовать, что не вполне вписываются в строгие рамки мужской или женской идентичности. Другая часть идентичности этих персон может быть любой, не обязательно противоположной. Эта идентичность никак не зависит от пола, приписанного при рождении.
«Андрогинная персона», «андрогин», «андрогинность» на самом деле разные термины. Например, андрогинность — это не гендер, а внешняя репрезентация, когда персона не считывается как типично феминная или маскулинная. Словом андрогин исторически обозначали интерсекс-персон, но сейчас это не считается верным. Андрогин (или же андрогинная персона) может обозначать небинарную гендерную идентичность, которая сочетает мужскую и женскую (не обязательно в равной степени) или тяготеет к нейтральности.
Квиргендерная персона (гендерквир) — иногда используется как синоним небинарности, но является самостоятельной идентичностью. Название происходит от многозначного термина «квир», который описывает разные грани ненормативности в контексте сексуальности, гендера, политических взглядов и мировоззрения. Квир предполагает отказ от нормативных идентичностей и ярлыков, размывание бинарных категорий гендера. То есть квиргендерные персоны тяготеют к отказу от гендерных ярлыков в принципе.
Бигендерная персона — персона, которая ощущает принадлежность к двум гендерам. Часто так обозначают себя персоны, чувствующие принадлежность и к мужскому, и к женскому гендеру. В других случаях этот термин обозначает принадлежность к двум любым гендерам из спектра, например, принадлежность к гендерквиру и демибою одновременно. Если персона ощущает принадлежность к трем и более гендерам, то можно использовать термин «полигендер». Существует также термин «пангендер», который обозначает, что персона относит себя одновременно ко всем идентичностям гендерного спектра или что опыт персоны выходит за эти рамки.
Агендерная персона не ощущает принадлежности к какому-либо гендеру. Из-за этого такие люди не вполне относятся к небинарным, но их объединяет выход за рамки однозначно мужского или женского. Иногда агендеры в целом отрицают гендерную систему.
Гендерфлюидная персона — персона, гендерная идентичность которой изменчива. Не обязательно от мужского к женскому: самоощущение может меняться в рамках всего гендерного спектра. Гендерфлюидность — не переходный этап и может сохраняться на протяжении всей жизни. Также существует идентичность «гендерфлакс», которая меняется по шкале силы ощущения какой-либо идентичности, например, от агендерной до полностью женской или от агендерной до пангендерной.
Как понять что ты небинарная персона
К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!
Мы продолжаем рассказывать истории людей из молдавского ЛГБТ+ сообщества. Наша героиня небинарная личность – Мар Мунтяну. Она рассказала о том, как менялось её отношение к себе и к миру, как отреагировала на каминг-аут религиозная мама и с какой проблемой сталкиваются ЛГБТ+ люди в Молдове.
– Расскажи о себе, откуда ты родом, какие у тебя отношения с родителями?
Мне 22 года, я родилась в Кишинёве, и я небинарная персона. Я родилась в обычной семье. Росла с мамой и сес трой, которая младше меня на 3 три года. Жила рядом с лесом, поэтому мне нравится говорить, что я выросла свободным человеком.
– Когда ты поняла, что ты небинарная персона?
Свою небинарность я осознала год-два назад. Я окончательно поняла, что я не могу причислить себя к тем, кого традиционно определяют термином “девушка”. Я смотрела на других девушек и женщин, и понимала, что не хочу идентифицировать себя так, как принято в обществе. Для тех, кто не знает, кто такие небинарные люди – я не определяю себя как парня или как девушку. Я верю в комбинацию мужской и женской энергий, которые циркулируют во мне. Я не верю в стандарты общества, что парень должен быть “таким-то”, а девушка “вот такой-то”. Традиционная бинарная модель предполагает, что «пол», «гендер» и «сексуальность» по умолчанию всегда находятся в соответствии. То есть если при рождении природой дан человеку мужской пол, то от него ожидается маскулинная внешность, особое поведение и гетеросексуальное влечение к «противоположному» полу.
– Когда ты рассказала родителям о своих переживаниях и ощущениях? Какой была их реакция?
Первые мои мысли о небинарности появились прошлой весной, когда начался карантин. У меня заняло немного времени, чтобы понять, как преподнести это людям, которые меня окружают, особенно семье. Маме я рассказала, наверное, спустя 3-4 месяца. Она, естественно, не поняла этого, но не сказала ничего. У неё был такой посыл: «Ты всё равно мой ребёнок и я люблю тебя такой, какая ты есть. Да, я не понимаю, что с тобой происходит и как ты себя идентифицируешь, но это твой выбор и я не могу, и не хочу ничего менять». Мама религиозный человек, она православная христианка. Это заставляет меня ещё больше гордиться тем, что она, будучи частью такого религиозного общества, оставила место для принятия и любви ко мне.
– Ты уже немного сказала, как ты относишься к гендерным ролям. Думала ли ты о рождении детей и можешь ли ты сказать маме, что не хочешь их?
У нас в обществе женщина должна рожать детей, а мужчина должен заботиться о семье, содержать её. Я не думаю, что человек, который решил завести детей обязан идентифицировать себя как женщина. Был момент, когда я сказала маме, что я не хочу рожать детей. Я хочу детей, но, например, усыновить. Это мои мысли сейчас, не обязательно, что лет через пять не скажу по другому.
– Ты замечала нестандартную реакцию на твой внешний вид?
Реакции типичные, вроде – «так ты парень или девушка?». Может и негативные реакции были, но я такой человек, что живу в своём мире больше, чем в общем негативизме вокруг. Может иногда это и плохо, но у каждого человека есть своё место или пространство, и он сам решает, чем его заполнить: чем-то негативным или чем-то позитивным. Я решила не заполнять тем, что мне не подходит или плохо на меня влияет. Я редко встречала негативные реакции, но была путаницы или конфузы. Но мне они кажутся очень милыми.
– То есть, если тебя назвать в мужском роде ты не обидишься?
На что обижаться? Иногда мне бывает некомфортно от этого: я ценю, когда во мне хотят увидеть человека, а не мальчика или девочку.
– Как небинарность связана с сексуальной ориентацией?
Никак. Небинарность или гендерная принадлежность не связана с сексуальной ориентацией. То, как я себя ощущаю и то, с кем я хочу вступать в половую связь — никак не связано между собой. Я бисексуалка. Бисексуальность — это сексуальное и романтическое влечение к мужчинам, женщинам или другим гендерам. П ансексуальность — это разновидность бисекусальности, когда ты любишь человека, вне зависимости от того, какой у него пол и гендер. Я отношу себя к этому типу бисексуальности.
– Много ли в твоём кругу людей, которые относятся к ЛГБТ+ сообществу? И какой процент открыто говорит об этом?
У меня много знакомых из квир-сообщества и это меня радует, потому что ещё год назад не было никого. Сколько из них открыты? Зависит от того, что ты имеешь ввиду. Открыты перед обществом и в социальных сетях – таких мало. Открыты перед своими друзьями и семьёй – большинство. И мне кажется, это самое важное – быть открытым перед родными, чем публично. Для психологического и эмоционального здоровья важно быть открытым в пространстве, где ты живешь. Перед публикой – это уже больше про активизм. Но я открыта для общения.
– Что бы ты сказала родителям ЛГБТ+ подростков, которые не готовы принять своего ребёнка?
Это сложно, потому что я не родитель и я не знаю, что они чувствуют. Я понимаю, что это сложно для родителя, если, например, он всю жизнь растит мальчика, а в один день ребёнок приходит и говорит, что чувствует себя девочкой. Это тяжело принять на психологическом уровне, но это и не невозможно. Думаю, моим сообщением будет – позвольте любви течь в вас и в отношениях с вашими детьми, потому что на первом уровне – есть только любовь. На других уровнях — это уже предрассудки, стандарты. Просто любите.
– Как тебе кажется, какая главная проблема в Молдове, с которой сталкивается ЛГБТ+ сообщество? Нам кажется, что с виду проблем немного.
А вы из комьюнити? Вот этот главный вопрос. Мы живём по гетеронормативным правилам, но люди в ЛГБТ+ сообществе по ним не живут. Существует дискриминация, когда отношение людей другое, может быть игнорирование или нежелание оказать помощь человеку, который выглядит иным. У меня тоже было так, когда я говорила «окей, это их дело, пусть делают, что хотят».
Чем ближе ты к квир-сообществу, тем больше начинаешь понимать, что там очень много страданий из-за непринятия, из-за того, что ты, например, не можешь просто держаться за руки с любимым человеком, потому что это вызовет негативную реакцию… Это тяжело психологически.
В сообществе очень много людей, которые страдают от депрессий, беспокойств. Не сказать, что за пределами сообщества этого нет. В комьюнити много страдания, но в то же время много и смелости. Люди из квир-сообщества – одни из самых смелых. Для того, чтобы совершить каминг-аут, нужна большая смелость. Со временем всё становится проще. Ведь после каждой бури приходит свет. А когда появляется свет – человек становится сильнее.
Подготовила: Валерия Петровская
Напоминаем, что мы ищем героев, которые готовы рассказать свои истории открыто или на условиях анонимности.
Чьи истории мы хотим услышать:
Если вы заинтересованы и хотите принять участие в дискуссии, поделиться личным опытом или высказать своё мнение по этому вопросу, мы составили анонимный опрос, где вы можете указать как с вами связаться. Или же, напишите нам на почту: [email protected]