Как понять что ты психически нестабилен тест
Эмоциональная неустойчивость
Под эмоциональной неустойчивостью подразумевают проблемы психологического плана или личностные расстройства, для которых характерны перепады настроения, импульсивные поступки и слова, ослабленный контроль над собой.
Когда стоит переживать
В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.
Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.
Типы и симптомы
Человек с эмоциональной неустойчивостью пограничного типа обычно не может нормально воспринимать все испытания, которые подбрасывает ему судьба. И совсем неудивительно, что такой характер приводит человека к алкоголизму, наркомании или преступлению. Иногда наблюдается развитие истерического или депрессивного состояния.
У людей с пограничным типом психической неустойчивости сильно развито чувство привязанности, поэтому самостоятельность у них практически отсутствует. Также им свойственно угрожать своим близким суицидом, вступать в частые конфликты, устраивать сцены ревности.
Для людей с эмоциональной неустойчивостью импульсивного типа характерна излишняя возбудимость. Многие раздражающие факторы оказывают на них сильное воздействие. Они твердо уверены в том, что весь мир на них ополчился, что злодейка-судьба подкидывает только одни испытания, а окружающие люди желают им только зла. Дети с данным типом психической неустойчивости обычно капризны, обидчивы, они склонны устраивать истерики, проявлять агрессию, как словесную, так и физическую.
В тех случаях, когда человеку с такими личностными качествами не удается стать лидером, он уходит в себя, замыкается, становится злым. Ему свойственно совершение демонстративных неадекватных поступков, приступы частого гнева.
Причины
Основные причины эмоциональной неустойчивости:
Постоянное эмоциональное напряжение, которое может возникнуть вследствие психологической травмы, постоянных жизненных неудач, стрессовых ситуаций, из-за нехватки или переизбытка внимания, слишком строгих табу или, наоборот, вседозволенности.
Эмоциональные расстройства соматического характера. Оно может возникнуть из-за нехватки в организме необходимых витаминов и микроэлементов(у детей это сказывается на учебе и внимательности); из-за гормонального дисбаланса(нервное расстройство, типичное для женщин); изменение гормонального баланса с возрастом(менопауза).
При эмоциональной неустойчивости по причинам, перечисленным в первой группе, необходима консультация психолога или психотерапевта. Во втором случае избавиться от нервной неустойчивости поможет изменение режима питания и прием необходимых витаминов.
Как лечить
Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.
Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.
Эмоциональная неустойчивость у женщин
Как обращаться с женщиной/девушкой при пмс
Как распознать у себя психическое заболевание?
БАДы недорого
Уверенность в собственных силах, способность решать проблемы, приспосабливаться к новым условиям и достигать поставленных целей — признаки психического здоровья. Оно может пошатнуться в любой момент из-за множества причин, включая стресс, ускоренный ритм жизни и даже неправильное питание. Наличие расстройства без квалифицированного лечения всегда снижает качество жизни человека, часто делая его обременительным и опасным для окружающих.
Бесплатная консультация прямо сейчас!
Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!
Номер лицензии: ЛО-77-01-019036
У кого встречаются психические расстройства
Психические расстройства разной степени тяжести и происхождения диагностированы у сотен тысяч пациентов. Но многие люди, даже осознавая наличие расстройства, не обращаются за лечением к психиатру. Иногда измененное состояние даже не воспринимается человеком как расстройство — в этом случае узнать о проблеме можно со стороны.
Международная классификация болезней делит психические расстройства на:
Почему психические расстройства сложно диагностировать
Психических заболеваний много, и часть из них очень сложно выявить и однозначно определить. Даже опытным врачам могут потребоваться дополнительные исследования и время, чтобы уточнить диагноз.
Сложность диагностирования — нормальная ситуация. Она характерна и для других классов заболеваний. Сложность в постановке точного диагноза связана с тем, что:
Последний пункт — самая распространенная причина несвоевременной диагностики.
Как распознать наличие психического расстройства
Чтобы понять, если ли у вас психическое расстройство, не нужно разбираться в их классификации или быть профессиональным психологом. На первом этапе достаточно осознать, что проблема есть. При этом не нужно сравнивать себя с другими людьми, у которых диагностировано психическое расстройство — нарушения психики могут проявляться по-разному даже у близких родственников.
На наличие психического расстройства могут указывать:
Бред
Этот симптом делится на четыре типа:
Наличие бреда позволяет с уверенностью говорить о психическом расстройстве.
Иллюзии
Чаще всего возникают в начале белой горячки, при отравлении или из-за инфекции. Зрительные, тактильные, слуховые и вкусовые иллюзии — это искаженное восприятие реальных предметов. Например, тумбочка может показаться животным, а кружева на занавеске — лицом.
Тревожность
Тревожные состояния (особенно беспричинные) четко указывают на наличие психического расстройства. Обращаться к врачу нужно, если они сохраняются на протяжении 1-2 недель.
Галлюцинации
Галлюцинации похожи на иллюзии и являются типичным признаком белой горячки, шизофрении, психотических и других расстройств. При них человек слышит, видит или иначе ощущает то, чего на самом деле не существует. Например, он может слышать посторонние голоса, чувствовать прикосновения, хотя его никто не трогает, ощущать вкус еды, которую не употреблял.
Нарушения сна
При кошмарах, бессоннице и отсутствии отдыха даже после длительного сна также рекомендуется обратиться к врачу. Важно понимать — самостоятельный прием препаратов может усугубить проблему.
Нарушения воли
Воля человека может ослабнуть или укрепиться из-за невроза, психоза, депрессии, слабоумии или шизофрении. Примеры таких нарушений — шопоголизм, булимия и анорексия, суицидомания, отсутствие реакции на угрозы.
Апатия и безразличие
Паралич эмоций говорит о глубокой депрессии или шизофрении. В таком состоянии человек безразличен ко всему, происходящему вокруг, а также к дорогим и близким людям.
Изменение настроения
О наличии психического нарушения могут свидетельствовать два вида изменений. Депрессивные изменения выражаются как длительное угнетенное состояние, желание быть в одиночестве, пассивность, истерики, «самокопание», упадок сил. Чрезмерная энергичность, беззаботность и веселость — другой «полюс» изменений настроения.
Необоснованные страхи
К этой категории относятся более 50 видов фобий, например, боязнь смерти, замкнутого пространства, высоты, насекомых, других людей.
Эмоциональные нарушения
Неадекватное эмоциональное состояние, например, аффект или эйфория, часто является признаком маниакально-депрессивного психоза.
Нарушения мыслительных процессов
Нарушение мышления может выражаться как:
Этот симптом может свидетельствовать о наличии депрессии, слабоумия, оглушенности или депрессивно-маниакального психоза.
Нарушения дыхания, сердцебиения и головные боли
Головные боли, проблемы с пульсом, ощущение тяжести в груди и другие проблемы с дыханием встречаются как при физических, так и при психических заболеваниях. При любом из симптомов рекомендуется обратиться к врачу.
Рассеянность, ухудшение памяти, сложность в самообслуживании
Если после отдыха такое состояние не проходит,стоит обратиться за помощью к психиатру. Если сон, отдых и смена деятельности помогают, дело может быть в переутомляемости нервной системы.
Как лечить выявленные психические расстройства
Все приведенные симптомы — причина для визита к врачу. Врач поможет разобраться с тем, какое именно расстройство вызывает нарушения и неприятные ощущения. Он найдет причину и назначит подходящее лечение, с помощью которого можно быстро вернуться к нормальной жизни.
Чтобы получить консультацию и помощь психиатра, звоните по телефону +7 (499) 288-19-74.
Медицинский центр «КОРСАКОВ» работает в режиме 24/7 без перерывов и выходных. Квалифицированные врачи, в том числе опытные психиатры, готовы оказать психологическую и медицинскую помощь в любое время.
Методы диагностики психических заболеваний
Обзор всех способов диагностики функциональных психических заболеваний (шизофрении, депрессии и других) от доктора медицинских наук Щербаковой Ирины Валентиновны.
Важнейший этап психиатрической помощи пациентам — установка правильного диагноза. Именно диагноз определяет дальнейшие стратегии ведения пациента, лечение, прогноз и перспективы.
К методам диагностики в психиатрии относятся:
Клинические методы
Основными методами диагностики психических заболеваний остаются клинические. Чтобы определить психическое расстройство врач использует информацию о симптомах заболевания, которую получает от пациента и его близких во время беседы. Кроме того врач наблюдает за пациентом: за его двигательной активностью, мимикой, эмоциями, речью, характером мышления. Оценка развития и видоизменений признаков болезни дает представление о скорости течения заболевания, его характере. Анализ совокупности полученных клинических данных позволяет установить конкретное психическое расстройство.
Клинические методы зависят от субъективных факторов:
Применение дополнительных объективных методов исследования — лабораторных, инструментальных — повышает надежность диагностики психических расстройств и позволяет подобрать оптимальные средства терапии.
Большинство государственных и частных психиатрических клиник ограничиваются только «необходимыми и достаточными» клиническими методами обследования. Прежде всего, речь о диагностике функциональных психических расстройств — тех, которые возникают при отсутствии повреждений мозга. При функциональных расстройствах рентген или томография не показывают никаких отклонений.
К распространенным функциональным расстройствам относят:
Симптомы этих заболеваний могут быть очень похожи между собой или «перекрываться», выступая как неспецифические признаки психической патологии. Такое часто встречается на ранних этапах развития или временном затухании болезненных состояний.
Разграничение между собой внешне схожих, но по сути различных заболеваний — сложная задача, решение которой может занять нескольких месяцев (!). Чтобы распознать психически больного человека, необходимо использовать разные диагностические методы в комплексе (клинические, психометрические, лабораторные и инструментальные).
Рано поставить правильный диагноз важно еще и потому, что благодаря раннему началу лечению пациент быстрее выходит в ремиссию или выздоравливает, улучшается качество его жизни и социальный прогноз.
Психометрические методы диагностики в психиатрии
Психометрические шкалы делятся на:
Чтобы понять, что у человека психическое расстройство, в качестве психодиагностических методов используют батарею стандартизированных тестов, заданий и шкал. Они оценивают основные сферы психики:
При обследовании специалист находит даже самые минимальные изменения, которые еще не определяются клиническими методами. Метод наиболее эффективен при подозрении на психическое расстройство, для уточнения диагноза, оценки степени психического дефекта.
Лабораторные методы
Повышение эффективности диагностики напрямую связано с разработкой новых методов и принципов диагностики психических расстройств, которые основаны на объективных биологических критериях. В настоящее время активно ведется поиск биологических признаков (маркеров) шизофрении и расстройств шизофренического спектра: исследуются генетические, иммунологические, нейрофизиологические показатели. Обнаружение особенностей, которые присущи тому или иному заболеванию, — база для создания дополнительных диагностических тестов «на шизофрению». Несмотря на всемирные усилия таких особенностей открыто крайне мало. Ниже мы рассмотрим самые значимые из них.
Попытки найти гены — маркеры шизофрении привели к неоднозначным выводам. Оказалось, что у пациентов с шизофренией имеются сотни генных аномалий в различных сочетаниях. Выявление таких отклонений не является доказательством шизофрении, а свидетельствует лишь о вероятности ее возникновения. Развитие болезни происходит при взаимодействии многих факторов (внутренних и внешних), включая генетические.
Оказалось, что некоторые иммунные факторы, которые циркулируют в крови, могут реагировать на психические изменения и отражают болезненные процессы, которые происходят в головном мозге. Среди таких факторов:
Число антител к мозговым белкам заметно растет при некоторых формах шизофрении, аутизме, задержках развития. Измерение уровня таких антител в крови широко используется как метод, дополняющий клинические методы психиатрической диагностики. В отрыве от клинических данных этот метод не валиден, так как повышение уровня антител наблюдается и при других заболеваниях нервной системы: рассеянном склерозе, энцефалитах, травмах, опухолях.
Более чувствительный способ диагностики психических расстройств — определение в крови показателей врожденного иммунитета, а именно провоспалительных факторов: лейкоцитарной эластазы, альфа-1-протеиназного ингибитора, С-реактивного белка. Научные исследования нашли связь этих показателей с обострением шизофрении, характером течения и ее формой, а также степенью психического дефекта.
Инструментальные методы
Определить психические отклонения у человека помогают инструментальные методы обследования — томография, электроэнцефалография (ЭЭГ). При функциональных психических заболеваниях применяются ограниченно, по показаниям. Данные этих обследований полезны для дифференциальной диагностики. Например, магнитно-резонансная томография требуется, когда необходимо убедиться, что психические симптомы не связаны с повреждением мозговых тканей, сосудов или нейроинфекцией.
Традиционное изучение биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) при эндогенных болезнях, например шизофрении, не показывает специфических отклонений. Более интересные результаты дает ЭЭГ, записанная в условиях воздействия на пациента звуковых, зрительных и других раздражителей. В этих условиях у пациента регистрируют так называемые вызванные потенциалы.
У пациентов с шизофренией, шизотипическим расстройством и предрасположенных лиц параметры некоторых вызванных потенциалов (компонентов Р50, Р300, N400, NA) могут существенно отличаться от здоровых. Эти аномалии отражают затруднение распознавания сигналов, нарушения памяти и направленного внимания, нарушение когнитивных функций в целом. Отдельные аномалии связаны с остротой, длительностью болезни, ее синдромами.
Хотя особые вызванные потенциалы могут встречаться при депрессии, инсультах, травмах мозга, алкоголизме, в основном их оценка вместе с клиническими данными помогает врачу в диагностике шизофрении и шизофреноподобных расстройств.
Описанные выше методы диагностики психических заболеваний применяют в дополнение к клиническим. Они основаны на результатах мировых исследований, представляют собой разные способы регистрации биологических изменений, которые свойственны психическому заболеванию. Принцип тот же, что и в других областях медицины: после осмотра и беседы врач назначает уточняющие обследования с различными возможностями — УЗИ, рентген, анализы. Совокупность полученных данных о состоянии здоровья увеличивает точность диагноза и сводит ошибки к минимуму.
Психические расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)
© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:
Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах подросткового возраста.
Как мы знаем, это возраст наиболее эмоционального, наиболее горячего, наиболее подвижного изменения характерологических черт. Подростки отличаются крайней степенью максимализма. Знаем о том, насколько они склонны, с одной стороны, к оппозиционному поведению, к протесту, к нигилизму. А с другой стороны, как легко они оказываются во власти манипуляторов, в том числе, к сожалению, умелых манипуляторов от политики и оказываются вовлеченными в различные авантюры.
Особенности подросткового возраста
Подросток – это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.
В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.
В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.
Пограничная психопатология
Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.
В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.
В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.
Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.
После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.
Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.
То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.
Суицидальное поведение
И одним из довольно частых фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.
Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.
Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.
Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.
Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.
Расстройства полового влечения
В этом возрасте формируется и сексуальная сфера подростка, окончательно формируется его гендерная идентичность. В случаях, когда мы говорим о расстройствах личности, очень часты расстройства влечений, в том числе и расстройства полового влечения, и тогда мы можем обнаружить множество различного рода психосексуальных аномалий, которые тоже порой граничат с различного рода событиями, имеющими юридические последствия. Вот такие неприятности могут нас ожидать у подростков, когда мы говорим о психопатиях.
Подростковые депрессии
В этом возрасте также довольно часто развиваются симптомы и синдромы тех заболеваний, которые мы чаще видим у взрослых. Мы можем наблюдать и явления так называемых юношеских депрессий, или депрессий с явлениями астенической юношеской несостоятельности – так они называются.
Во время этих депрессий подросток заваливается в постель, перестает ходить в школу, огрызается в ответ на требования родителей взять себя в руки, пойти принять душ, привести себя в порядок, возобновить походы в школу. Он бессмысленно смотрит в потолок или безостановочно играет в одну и ту же компьютерную игру, перестает общаться со своими сверстниками, уходит в телефон, в социальные сети.
В таких ситуациях о депрессивных расстройствах в большинстве случаев, к сожалению, особо никто и не думает, все думают только о слабостях воли, слабости характера, о лени, о том, что этому человеку нужно дать пинка, чтобы он встряхнулся, встрепенулся. Отдать его в какое-нибудь суворовское училище, начать с ним проводить какие-то жёсткие меры, контролирующие, запрещающие то или иное действие.
Все это, к сожалению, оказывается неэффективным, а иногда и патогенным, если мы имеем дело с настоящей депрессией. А у подростков депрессия именно так как протекает.
Мы можем потерять этого подростка, если мы своевременно не увидим в этом психического расстройства и не озаботимся консультацией психиатров. К сожалению, число завершенных суицидов, то есть суицидов, закончившихся смертью, очень велико именно в подростковом возрасте.
В этом же возрасте довольно велико и число различного рода самоповреждающих действий, причём, последствия этих самоповреждений бывают настолько серьезными, что они фактически инвалидизируют ребёнка на всю его дальнейшую жизнь.
Юношеская шизофрения
Кроме депрессивных расстройств и расстройств личности, в этом возрасте также довольно часто развиваются и такие тяжёлые заболевания, как шизофрения. Мы говорим о такой ее форме, которая называется юношеская шизофрения. Эта форма возникает крайне редко и является эксклюзивной.
Тем не менее, если такое несчастье всё-таки происходит, и болезнь начинается, то она, как правило, протекает катастрофически. То есть это злокачественная форма, при которой психика разрушается стремительным образом, ее крайне сложно остановить. Течение этой болезни разрушает психику за какие-то там 2–3 года. Ребёнок становится за это время инвалидом.
Невротические расстройства подростков
В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.
Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.
И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.
Индивидуальные консультации или консилиум? Что выбрать?
Для того чтобы во всём этом разобраться, а в подростковом возрасте это особенно сложно сделать, необходимо участие различных специалистов. Это и врачи-психиатры, невропатологи, педиатры, психологи, клинические и семейные психологи, педагоги, дефектологи и много других специалистов, которые принимают участие в оказании помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации в связи с теми или иными психическими расстройствами.
Это практически невозможно сделать, придя на индивидуальную консультацию к кому-то из этих специалистов. В большинстве случаев, если обратиться к психиатру или просто к психологу, ребёнок не получит достаточного количества ответов на свои вопросы, и родители тоже не получат ответов на вопрос о том, что же с ним происходит. Необходимо обследование, диагностика, необходим системный подход. И этот системный подход в идеале можно получить только в специализированном учреждении.
Например, в психиатрической больнице или в научном центре психического здоровья детей и подростков. В Москве есть такой центр имени Г. Е. Сухаревой. В этот центре совсем не обязательно госпитализироваться, существуют и нестационарные формы наблюдения и обследования, и амбулаторные, и полустационарные формы.
Если обследование прошло успешно, если на этом обследовании не обнаружилось, к счастью, никаких серьезных психических заболеваний, тогда мы можем определить дальнейший маршрут оказания помощи таким пациентам, определить алгоритм их дальнейших действий.
Если это окажется то состояние, которое может быть ликвидировано амбулаторной помощью психиатра или психолога, тогда нужно найти такого психиатра, психолога, специалиста в области подростковой психологии и психиатрии, которые смогут, работая с этим подростком индивидуально, амбулаторно решить значительную часть его проблем и проблем его семьи.