Как понять что ты тугодум
23 минуты. Оправдание тугодумов
Я всегда думал, что я – тупой. Точнее, что я — тугодум.
Проявлялось это просто: на совещаниях и обсуждениях я не мог быстро придумывать решение задачи. Все чего-то говорят, иногда умное, а я – сижу и молчу. Даже как-то неудобно было.
Все остальные тоже думали, что я тупой. Поэтому меня перестали звать на совещания. Звали тех, кто что-то говорит без промедления.
А я, выйдя с совещания, продолжал думать над задачей. И, как говорит устойчивое идиоматическое выражение, хорошая мысля приходит опосля. Находил нормальное, иногда интересное, а бывало – что и офигенное решение. Но оно уже никому не было нужно. Типа после драки кулаками не машут.
Просто культура в тех компаниях, где я начинал работать, была модерновая. Ну, как там это бывает – «совещание должно закончиться принятием решения». Вот чего придумали на совещании, то и принимается. Даже если решение — полная фигня.
А потом попал на завод. Там плевать хотели на новомодные тенденции. Ни один вопрос не решается за одно совещание. Сначала совещание-постановка, потом совещание-обсуждение вариантов, потом совещание-еще раз обсуждение вариантов, потом совещание-принятие решения, совещание-обсуждение принятого решения и т.д.
И тут попёрло. На первом совещании, как положено, молчу. Ко второму приношу решение. И мои решения стали принимать! В том числе потому, что никто, кроме меня, не продолжал думать над проблемой после выхода с совещания.
Собственник заметил эту странность в моем поведении, и официально разрешил мне на совещаниях молчать в тряпочку. Да, еще я заметил, что лучше слушаю происходящее, когда играю в Beleweled Classic на телефоне. Так и порешили.
Все сидят, обсуждают, высказываются, спорят, а я играю в телефон. А после совещания – через час, день или неделю – присылаю варианты решения. Ну или прихожу пешком и рассказываю.
Еще заметил, что если на первом совещании я не молчу, а говорю – ну там, в обсуждении участвую – то результат получается хуже. Поэтому прям заставлял себя молчать.
Раз подход работал, я его просто использовал. Продолжая думать, что я тупой. А остальные – умные, просто не хотят думать над решением проблем после выхода с совещания. Т.е. вся разница в том, что они – ленивые и не проактивные.
Ровно по той же причине я не люблю разговаривать с клиентами, особенно по телефону. Потому что я в таком разговоре ничем не помогу – мне надо подумать. В личной встрече еще куда ни шло – можно замолчать хотя бы на несколько минут, сказав «так, щас подумаю». В телефонном или скайп-разговоре такая пауза будет выглядеть странно.
Ну вот, так и жил последние несколько лет. А потом начал читать книжки по работе мозга. И оказалось, что я делаю всё правильно.
Правило номер раз: мозг не может делать два сложных действия одновременно. Например, думать и говорить. Точнее, может, но с резкой потерей качества. Если вы хорошо говорите, то при этом не думаете. Если вы думаете, то не сможете нормально говорить.
Правило номер два: чтобы начать нормально думать, мозгу надо
23 минуты на «загрузку» информации в себя. Это время тратится на построение т.н. сложных интеллектуальных объектов – грубо говоря, в голове появляется некая многомерная модель проблемы, со всеми связями, особенностями и т.д.
Только после 23 минут, собственно, начинается «думание», качественная работа. Что интересно – она может проходить асинхронно. Т.е. можно, например, сидеть и решать другую задачу, а мозг продолжает искать решение «загруженной ранее» проблемы.
Знаете, как это бывает – сидишь, например, телек смотришь, или куришь, или обедаешь, и – бац! – пришло решение. Хотя, прям в этот момент думал вообще о том, из чего делают соус Песто. Это работа асинхронной «думалки». В терминах программистов – это отработало запущенное несколько дней назад фоновое задание, или очень запоздалый promise вернулся.
Правило номер три: решив задачу, мозг запоминает решение в оперативной памяти, и может выдавать его быстро. Соответственно, чем больше вы решили задач, тем больше быстрых ответов знаете.
Ну а дальше просто. На любой вопрос или проблему мозг сначала выдает быстрое решение, из пула уже ему известных. Но это решение может быть корявым. Оно просто вроде бы подходит, но может не соответствовать задаче.
К сожалению, мозг думать не любит. Поэтому стремится отвечать автоматизмами, чтобы избежать думания.
Любой быстрый ответ – это автоматизм, шаблонная заготовка на основе накопленного опыта. Доверять такому ответу, или нет – решать вам. Грубо говоря, знайте: если человек ответил быстро, то он не думал над вашим вопросом.
Опять же, если вы сами требуете быстрого ответа, то просто обрекаете себя на получение таксебешного решения. Будто говорите: эй, чувак, впарь мне какую-нибудь фигню, мне нормально, и я отвалю.
Если же хотите качественного ответа, то не требуйте его сразу. Дайте всю необходимую информацию, и отвалите.
Но автоматизмы – это не зло. Чем их больше, тем лучше, они экономят время при решении задач. Чем больше автоматизмов и готовых ответов, тем больше задач вы решаете быстро.
Просто надо понимать и использовать оба потока – и быстрый, и медленный. И не путать, правильно выбирая под конкретную задачу – выдать автомат или подумать.
Как писал в своей книге Максим Дорофеев, в любой непонятной ситуации – думайте. Непонятная ситуация – это когда мозг не выдал в ответ никакого автоматизма.
Можно ли стать умной, при том, что ты тугодум? Медленность, как избавиться от этого врага?
Делаю все медленно, соображаю тоже, в то время как другие выполняют свою работу быстро и качественно. Можно ли развить мозг? Или это предел, так настроен и его не изменить, мучают подобные вопросы. Когнитивные свойства моего мозга такие слабые, в то время как у моих сверстников они на прекрасном уровне, что я по жизни сделала не так, слабое тело, отсутствие нормального сна, отсутствие правильного питания, вечный дефицит в еде и в пребывающих условиях, генетика еще. Можно ли вообще такое слабое тело от рождения сделать здоровым, крепким, и смышленным, или это все ложные ожидания, ничего мне не достичь.
Есть виды деятельности, в которых медлительность и обстоятельность не являются недостатками. Если вы никогда не были «слишком быстрой и схватывающей на лету», то вероятно это характеристики нервной системы. Можно какими-то способами стимулировать себя, но это может приводить к истощению и в итоге не принесёт тех результатов, которые можно получить, если принять свои характеристики и с учётом их организовывать свою деятельность.
С другой стороны если есть сфера (например, которая интересна, пусть даже хобби) и в этой сфере вы замечаете, что у вас всё получается быстро и легко, то дело возможно в мотиваци, а не характере нервной системы.
Вы упомянули дефецит сна и т.д. это тоже может влиять, стоит начать с восстановления физического ресурса, есть вероятность, что остальное «подтянется».
Тугодумство Тугодум
Человека достаточно смышленого можно убедить почти
в чем угодно, куда труднее убедить тугодума.
— Я немножко тугодум. До меня не сразу доходит. Мне нужно время — обмозговать.
Овечкин, Районные будни.
И среди тугодумов встречаются люди легкомысленные.
Тугодум — счастливый обладатель туго набитых дум.
Тугодумство как качество личности – свойство заторможенного ума; склонность медленно думать, плохо соображать, тяжко вербально воспроизводить потуги своего ума.
Попали как — то в безвылазную глубокую яму звери: Лиса, Заяц, Осел, Жираф и Медведь. Сидят день, сидят два, жрать охота — тут лиса и говорит: — Ну, что ребята сами видите положение у нас незавидное. Предлагаю такую тему: — Будем травить анекдоты, и если, например, кто-то рассказал анекдот — все над ним ржут, а один не ржёт или наоборот никто не ржёт а он ржёт один — его и сожрем! Звери, значит, договорились. – Давай, мол, заяц — трави свой анекдот! Заяц затравил — все ржут, один Жираф не смеётся! Приходит черед осла травить свой анекдот. — Никто не ржёт — один Жираф смеётся! Лиса у него и спрашивает — Жирафчик, лапуля, а что это ты смеёшься сейчас, радость моя? А Жираф ей и говорит: — Да покойный заяц смешной анекдот рассказывал.
Тугодумство мыслит в темпе черепахи. Призыв: — Возьмись скорей за ум! — придумал, видно, тугодум. Тугодум – человек – «тормоз».
Тугодумство – или особенность неавторитетного ума чрезвычайно долго вести переговоры и договариваться с разумом, или наличие развитого разума, тщательно взвешивающего и анализирующего новое знание, и поэтому довольно долго держащего ум в полном неведении и неопределённости. Юмористы говорят, что история для тугодумов повторяется дважды, что идея, возникшая в голове тугодума, чувствует себя сиротой.
Нет, я в делах не тугодум,
Весьма проста моя замашка:
а после мыслю, где промашка.
Пpапоpщик дает наpяды: — Половой! — Я! — Вымыть пол в зале! — Чем? — Тpяпкой! : — — Какой? — Половой! — Я…
Прапорщик обращается к строю: — Кто может починить радиостанцию на бронетранспортере? Очкарик из строя: — Товарищ Прапорщик, а станция на лампах или полупроводниках? Прапорщик: — Повторяю для тугодумов — на бронетранспортере …
Психолог Роман Кочетов рассказывает: «Да, может в глазах это может показаться реакцией тормоза, но в своей армейской жизни я вспоминаю случай, у нас был командир части. И он всегда, мы над ним еще шутили, когда к нему кто-то обращался, он говорил: — Дайте мне один день, я вам дам ответ. Всегда, вот любой пустяковый вопрос или сверхсложный, он всегда говорил: — Дайте мне один день. И мы знали, что для того чтобы получить этот ответ, нужно за день пораньше к нему прийти, чтоб он смог поразмышлять. И он всегда давал колоссальный ответ. Хоть его и называли тормозом, но все ждали его ответ, потому что его ответ всегда был в «десяточку». Я тогда размышлял, в этом есть какая-то сила. Я потом понимал, кто называл его тормозом, я его тоже так называл, потому что на самом деле я был тормозом, а он был мудрый человек».
Как возникает тугодумство. Если в процессе обучения ребёнка постоянно оскорбляют, унижают, насмехаются над ним, значит, появляются предпосылки сделать из него тугодума. Когда на ребёнка кричат, он замыкается и вообще перестаёт соображать. Если его, к примеру, оскорбляет математичка, он не будет любить алгебру и геометрию. У ребёнка появится ассоциация – математика – учитель, оскорбление. Ум так работает. Поэтому преподаватели не должны называть детей, когда они что-то не понимают, тугодумами. У ребёнка будет барьер в этой науке, он никогда не поймет эту науку.
Мой бедный мозг под гнётом тяжких дум
До белого каленья доведён!
Мне кажется, ещё чуть-чуть — и он
Расплавится! Меня покинет ум!
Всё станет невпопад и наобум,
И буду слышать я со всех сторон
Насмешки издевательские: «Вон,
Смотрите, эй! Да он же тугодум!»
Ум человека имеет тонкую природу. Есть даже скороговорка о связи ума и тугодумства:
Коли мысль нейдёт на ум,
Значит ум твой тугодум.
Чтоб был ум не тугодум,
Надо меньше думать дум.
Если ум не тугодум,
Больше можно думать дум.
Но, от числа большого дум,
Едет даже самый умный ум.
Взрослый человек, когда на него обрушивается гнев начальника, может забыть, как его зовут, где он живёт и что тут делает. Состояние испуга – не самое лучшее состояние для сообразительности, смекалки, находчивости и импровизации.
В романе Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Чонкина» нквэдисты приехали в деревню и ищут председателя. «За мной!»- ахнул мысленно председатель. Как не готовился он к своей участи, но сейчас появление этих людей застало его врасплох… Председатель заметался по кабинету. Что делать? Бежать бессмысленно, да и некуда и вот их шаги уже слышны в соседней комнате, там, где сидит счетовод. Спрятаться? Смешно. Вдруг взгляд его упал на только что составленную бумагу. Вот она, улика! Сам себе подписал приговор. Что делать? Сжечь? Поздно. Изорвать? Склеят. Выход был только один. Иван Тимофеевич скомкал бумагу и затолкал в рот. Но прожевать не успел… Свинцов открыл дверь в соседнюю комнату и позвал Волкова. Волков робко переступил порог, а когда увидел лежащего под столом председателя, вовсе позеленел и затрясся от страха. — Вы знаете этого человека?- кивнул лейтенант на неподвижно распластанное тело. — Не знаком! — прокричал Волков, прикусив с перепугу язык. — Как не знаком? — удивился лейтенант. — Кто же это? — Председатель Голубев, — трясясь от нелепости своих ответов, пролепетал Волков. — Но я с ним только по службе, а в смысле личных отношений мы даже не разговаривали. — Так уж не разговаривали?- недоверчиво посмотрел лейтенант. — Что ж это вы встречались и не разу, ни одним словом не перемолвились? — Ни одним… Ей-богу, ни одним. Я, конечно, беспартийный… образование у меня маленькое, я в этих этих делах ничего не понимаю. — А мы тебя научим понимать, — с места сказал Свинцов. — Он мне однажды, правда, сказал, что труды Маркса- Энгельса рабочему человеку понять трудно, тут, мол, нужно иметь специальную политическую подготовку. — Так, — сказал лейтенант.- И все? — И все. Свинцов тяжело шагнул к Волкову и приставил к его носу огромный красный кулак, заляпанный родинками и веснушками. — Ты у меня брось запираться, а то я тебе нос набок сверну. Тебя лейтенант вежливо спрашивает, так ты, падло, вежливо отвечай». От такой «весёлой вежливости» в секунду станешь тугодумом.
Я-ТУГОДУМ,ТОРМОЗ
— т ренинги управления тревогой и успешной коммуникации.
Анна, я не стану унижать своих коллег извиняясь за них перед Вами, но просто посоветую.
Дело в том, что ваше самоопределение «тугодум» не отражает реальных процессов которые происходят в голове. Если отклонений в развитии у вас нет, то ваш образ мышления не плохой и не хороший, а просто особенный. Есть восприятие визуальное (мыслю картинками), аудиальное (мыслю звуками) и кинестетическое (мыслю ощущениями). У вас либо второе либо третье, а у большинства визуальное. Визуалы быстрее думают, так как картинки сменять в воображении намного быстрее. Звуки требуют воображаемого прослушивания (внутренний голос), а ощущения это самая медленная система восприятия, так как ощущения проходят через тело.
Понятно, что нет чистых типов, но какая-то система доминирует в восприятии и мышлении.
У каждого типа свои сильные и слабые стороны. Слабые стороны вы и сами знаете, а сильные вот.
— прекрасное чувство ритма, размеренность
— осторожность, привычка думать прежде чем говорить
— глубокое чувствование в любых отношениях, умение распытывать эмоционально сложные ситации
— отличное понимание материалов, эстетика вещей, еды, одежды
Если вы кинестетик, то ищите работу связанную с качеством материалов, продукции. Или задумайтесь над карьерой психолога. Возможно дегустация. Очень ценны качества кинестетиков там где нужно оценивать качество продуктов питания, скажем при приемке меда, молочных продуктов и т.п. У таких людей, что называется, волчье чутье.
Если вы аудиал, то вам подходят все профессии где ценится способность запоминмать много речевой информации, создавать звуковой ряд, проводить диагностику неисправностей механизмов.
Понятно, что на одном восприятии далеко не уедешь. Только дегустаторы могут не заботиться ни о чем кроме вкуса. Так что подбирайте профессию, оценивайте чего вам не хватает и добирайте нужные занания и навыки.
Очень советую сходить на курсы НЛП практик. Это поможет вам лучше понять себя, научиться высококачественному эффективному взаимодействию, поменять некоторые свои мыслительные алгоритмы на более эффективные по скорости.
Как перестать волноваться по поводу «ребенка-тугодума»?
На мой взгляд, одной из проблем в воспитании современных детей является чрезмерное стремление родителей сделать ребенка успешным с детства, чуть ли не с пеленок. Развивающие центры пять раз в неделю, три иностранных языка сразу, читать и считать в три года, в шесть лет осилить «Мастера и Маргариту», а еще лучше – «Преступление и наказание». А если ребенок, не дай Бог, не может выполнить эту программу, у родителей начинается паника, в воздухе свистит ремень, ребенка ведут к психологу с просьбой «помогите мне сделать из моего тугодума гения из поколения индиго». Но, давайте, все-таки не станем пороть педагогическую горячку, давайте поговорим о так называемых детях – «тугодумах» по-взрослому.
Первое. Давайте сначала разберемся, какого ребенка считать тугодумом? Того, кто медленно все делает, или того, кто учится на «три», или того, кто одновременно все делает и медленно и на «три»? Мы с вами понимаем, что можно все делать медленно, но за то на «четыре и пять». Того, кто учится на «три»? Не факт, что этот ребенок – тугодум! Он может быть весьма активным по жизни, только вот учиться ему не интересно, а поведение оставляет желать лучшего. Но, это повод для разговора уже в другой статье. Таким образом, выходит, классический «тугодум» – это ребенок 5-12 лет, который и делает все медленно и, при этом, на «три». С этим мы разобрались.
Второе. Почему некоторые считают, что медлительность ребенка – это сразу его порок? Ведь не зря есть народная мудрость: «семь раз отмерь – один раз отрежь!». А еще «Поспешай – не торопясь!». Между прочим, Наполеон был человеком молниеносным, а вот разгромивший его Кутузов, всю жизнь засыпал на ходу. И ничего, это не помешало ему спасти Россию. Так что, неторопливость, по моему мнению – сама по себе вовсе не беда. Это лишь признак наличие у ребенка темперамента флегматика или меланхолика. И не более того. Если он в целом все делает правильно и уровень развития его интеллекта соответствует средним показателям по группе детского сада или класса в школе, поводов для паники просто нет. Пусть он не станет чемпионом по карате или не будет выигрывать олимпиады, но зато во взрослой жизни именно благодаря своей неспешности и обстоятельности он может оказаться идеальным исполнителем, а затем и начальником. А вот те, кто спешил жить в детстве и юности, могут оказаться задвинуты на обочину жизни в сорок-пятьдесят.
Третье. Отсюда, давайте разберемся: почему кто-то диктует нам, что яркая успешность должна быть прямо с раннего детства? На самом деле, значительное число выдающихся людей стали таковыми только уже во взрослом состоянии. А в школе были обычными середняками. Тот же Уинстон Черчилль в школе считался почти умственно отсталым, учился еле-еле на «три», но это не помешало ему ни стать премьером, ни спасти Англию от бесноватого Гитлера. Так что, давайте не путать успешность и подготовку ребенка к успешности. Безусловно, школа – это трамплин в жизнь. Но мы же не требуем от спортсмена, чтобы он крутил свои сальто над трамплином и на него же и приземлялся: голову разобьет! И мы нередко видим, когда отличник в школе влачит жалкую жизнь после нее, а троечник – становится его начальником. Не зря говорят: «Тише едешь – дальше будешь!». И между прочим – дольше! Вот и не нужно требовать, чтобы все дети были отличниками. Есть твердая «четверка» по большинству предметов – вот и хорошо!
Таким образом, давайте не будем переживать за скорость передвижения ребенка в пространстве и число мыслительных операций ребенка в минуту. Если они медленны, но зато точны, это по-своему прекрасно. И не нужно торопить ребенка чересчур: можно просто сломать у него психики, развить в нем невроз или комплекс неполноценности.
Единственное, с чем нельзя мириться родителям, так это с враньем ребенка, его грубостью и с тройками в дневнике! Ведь все это – показатель уже вовсе не медленной скорости ребенка по жизни, а следующих вещей (исключая умственную и речевую отсталость ребенка):
— отсутствия у родителей должного контроля за своим ребенком, низким интересом к его школьным делам, равнодушием к нему;
— нехваткой личного общения родителей и ребенка, их совместной деятельность;
— чрезмерной избалованностью ребенка, которая препятствует у него выработке силы воли и постановки жизненных целей;
Очевидно, что во всем этом, скорость в поведении ребенка не имеет никакого значения: важно личное участие родителей в жизни и воспитании своего чада. И именно недоработки самих родителей, а вовсе не пресловутое «тугодумие» — истинные причины возможной дальнейшей проблемности ребенка. Так что, давайте оценивать не саму скорость процесса обучения ребенка, а его итоговые результаты. И чье тугодумие тут важнее – ребенка или его нерадивых родителей, еще большой вопрос. Если же родители желают повысить скорость быстродействия своего ребенка, они должны делать все вместе с ним. И не только в делах учебы, но и общения и игры.
С уважением, семейный психолог, д.к.н., профессор Андрей Зберовский.
Запись на личную или онлайн консультацию по телефонам: +79266335200, +79029905168.