Как понять что ты умеешь делать
Если не знаете, чем по-настоящему хотите заниматься: психолог объясняет японскую философию икигай – она может вам помочь
По данным на 2019-й год, в Японии было более 70 тысяч долгожителей – людей, которым исполнилось 100 и больше лет. Некоторые связывают это с питанием и повседневными привычками, а некоторые – с особенной философией.
В 2008-м ученые провели исследование, которое основывалось на данных более чем 43 000 взрослых, и сделали вывод, что икигай и правда работает. Мы решили узнать про «дело жизни» у минского психолога, который давно увлекается японской культурой.
С некоторыми людьми общение с самого начала идет в очень дружеском ключе – именно так прошла виртуальная встреча с Сергеем Артюшкевичем. Наш собеседник, врач-психотерапевт, психолог и психиатр-нарколог, вместо телефонного интервью настоял на видеоконференции, и мы не пожалели.
Что за икигай?
– Икигай – это такое японское понятие, которое означает «дело жизни». Дело, которое заставляет тебя вставать по утрам и придает некоторый смысл твоему существованию.
Если подходить с экзистенциальной точки зрения, наше существование бессмысленно, у него нет никакого предначертанного смысла. Какой смысл может иметь жизнь? Вот ты в лес выходишь – какой у всего этого может быть смысл? Никакого. Жизнь есть сама по себе, и это прекрасно.
Если и искать какой-то смысл, то в нашей деятельности – в том, чем мы наполняем наше существование. И икигай идеально описывает все компоненты: то, что ты любишь делать, то, что ты умеешь делать, то, что приносит тебе деньги, и то, что нужно другим людям. Вот это все, чем вообще нужно заниматься в жизни.
Как понять, чем именно мне нужно заниматься в жизни?
– А какой компонент чаще всего выпадает у людей, которые приходят к тебе со своими проблемами?
– Чаще всего это «я не знаю, что я люблю делать» – самое первое и самое важное.
Чтобы до этого докопаться… Вот представь: здание разрушили, и осталась куча строительного мусора. Чтобы на этой стройплощадке что-то заново строить, весь мусор надо разгрести.
Большую часть нашей жизни мы живем на свалке прошлого. Наша стройплощадка завалена чем ни попадя, и к настоящему моменту это не имеет никакого отношения. Чтобы услышать себя и понять, чего ты хочешь, к чему лежит твое сердце, приходится сначала весь этот лом разобрать, и это требует времени.
– Что-то нам навязали родители или учителя, что-то – общество: все хотят того самого «успешного успеха». А как выбрать то самое, что отзывается у тебя? Как отделить, где ты идешь на поводу, а где ты настоящий?
– Это очень крутой вопрос, но самые крутые вопросы не имеют ответов. Определить эту грань – где голос социума, а где твои собственные желания, – настолько сложно, что даже не стоит заморачиваться на этот счет.
Только попробовав, почувствовав, как тебе идти по этому пути, что-то поймешь. Тут как в искусстве: пробуешь сначала какие-то чужие манеры и потихоньку складываешь представление о том, что же твое.
В редких случаях бывает, когда человек прямо изначально знает, куда ему идти, и «рубит» в этом направлении, не сомневаясь. У кого-то это чутье развито с детства – можно только позавидовать таким людям. Большинству приходится пройти долгий путь маленьких проб, где суть – в развитии своей чувствительности.
На самом деле много людей приходят с запросом «я не знаю, куда мне жить». Это категория людей от 20 до 40 – люди в процессе поиска: они не знают, куда двигаться дальше, хотят сменить работу.
И как найти этот икигай?
Второй пункт: что я умею делать – это тоже вечный источник проблем. Синдром самозванца: человек не может принять – то, что он делает сейчас, уже достаточно, чтобы считать себя профессионалом. Голоса прошлого тут как тут: «ты недостаточно хорош», «ты должен делать все, чтобы заслужить любовь» и так далее.
Люди либо останавливаются и скучают, закисают в том, что они делают, либо наоборот – бесконечно ломятся в какое-то самосовершенствование: «Вот я пройду еще какие-то курсы, повкалываю 100500 часов – и тогда буду профессионалом».
Третий круг – про деньги. Это о том, что твое дело чего-то стоит– оно должно тебя кормить. То, что ты делаешь, ценно. Многие склонны обесценивать свой труд, свои навыки, свои умения, себя как таковых.
Четвертый круг – человеку важно быть включенным в социум, понимать, что ты – часть чего-то большего. И если то, что ты делаешь, важно для кого-то другого, ты не одинок.
Когда разбираешь каждый из этих пунктов, разрешается очень многое – развязываются узелки, которые не дают человеку жить счастливо. Каждый из этих пунктов – это мини-запрос.
– Тогда возьмем кейс: одна моя подруга-парикмахер хорошо делает свое дело, ей нравится, она этим зарабатывает. Вроде бы искать социальные смыслы особо не надо – люди довольны своим внешним видом. Но у нее есть ощущение, что она в колесе и все бесцельно. Предполагаю, что все из-за начальства…
– Очень часто люди подменяют понятия «что» и «как» – вместо того чтобы разгребать какую-то конкретную житейскую проблему, они начинают заниматься исканиями смысла жизни. Очень часто мне про это говорят люди: «Вроде все устраивает, и дело хорошее, и нравится, и приносит что-то, и людям важно, и я что-то умею. Но плохо складывается – или офис не очень, или отношения в коллективе душные».
Важно понимать: что ты делаешь – это про икигай, а как ты это делаешь – уже другое. Например, неумение сказать «нет», обозначать свои границы. Говорить: «Я вот такой человек, со мной можно вот так и так, а вот так со мной нельзя. Если мы будем нормально общаться – то у нас будет работа, а если мы не будем, то лучше я пойду».
С чего мне начать?
– Меня зацепило слово «чувствительность» – в последнее время оно стало важным для меня: это было причиной перейти на кофе без кофеина, например. Какие способы ты знаешь, чтобы развить чувствительность и наконец понять что-то про себя?
– Есть такая шутка на эту тему: «Мы активно живем! – Нет, вы не активно живете, вы неутомимо суетитесь».
Если говорить про восточный медитативный подход, то созерцательность и внимание к деталям, внимание к моменту возводится в культ. Из всего можно сделать духовную практику: вырезаешь зайчиков или обрабатываешь рис, читаешь книжки или читаешь лекции. Если подходить ко всему внимательно и быть чувствительным к тому, что происходит, не торопиться…
Развитие чувствительности начинается с тела. До банального – мы часто забываем дышать. В искусстве публичных выступлений одна из самых важных вещей, которым я когда-то научился, это: 1) следить за тем, дышишь ли ты, 2) следить за тем, как себя чувствует твое тело. Даже просто в разговоре с кем-то хорошо бы отлавливать: а что со мной сейчас происходит? как бьется мое сердце? волнуюсь ли я? чувствую ли пол под ногами?
Все практики, начиная от восточных и заканчивая бегом, отлично развивают чувствительность. Конечно, можно нестись как лось сквозь заросли, думая о том, что ты должен пробежать 8 километров сегодня, иначе ты не выполнишь свой план.
– Это «бежать за инфарктом», как другая моя подруга говорит.
– Да-да, а можно делать это совершенно по-другому: бежать и прислушиваться к тому, что тело тебе говорит, чувствовать этот ритм, который позволяет тебе твое сердце и твое дыхание. Когда ты что-то делаешь в согласии со своим организмом, это может быть очень медленно.
Зато в какой-то момент можно поймать ощущение, что у тебя пустая голова и все, на чем сконцентрировано внимание, – это то, как работает прекрасный механизм: твое тело. Удивительная машина! И бежать можно очень долго, наблюдая, как в согласии находятся дыхание, сердцебиение, работа мышц.
Есть такая городская практика, которая может перевернуть голову: ты куда-то спешишь, двигаясь с потоком людей. Но попробуй остановиться и пойти с той скоростью, с которой тебе реально хочется идти. Да, это может быть для других немножко неудобно. Да, для тебя это может быть непривычно, и сразу же вылезают все тараканы, которые есть у тебя в голове, – о том, что ты должен соответствовать чужим ожиданиям, быть для всех удобным. А вот есть твоя собственная скорость.
Как понять, что вы умеете?
Джон Эйкафф, автор книги Do Over, рассказывает, как определить навыки, которыми вы обладаете.
Если бы мы с вами сидели за чашечкой кофе, и я спросил бы вас, какими навыками вы обладаете, вероятнее всего, вы бы сказали мне следующее:
Если вы дали первый вариант ответа, то, наверное, потому что нечасто задавали себе этот вопрос.
Если второй, то это потому, что вы человек. Людям трудно осознать собственные навыки. Обычно вы считаете их за нечто само собой разумеющееся и не выделяете как способности.
Ричард Брэнсон. Фото: Reuters/Olivia Harris
Итак, продолжим сидеть за воображаемой чашкой кофе: в первую очередь я попробую помочь вам понять, какие навыки у вас уже есть. Наша цель — составить список ваших текущих навыков, чтобы понять, что вы умеете, что нет и что хотелось бы улучшить.
Для этого вам нужно быть выполнить два шага:
Шаг 1: Запишите все идеи
Ваши записи не должны быть идеальными. Главное сделайте их.
Здесь первым делом идет количество. На одной карточке должен быть записан один ваш навык, карточек может быть столько, сколько ваших способностей вы вспомните. Не нужно ничего редактировать. Сейчас для нас главное количество. Чтобы приступить к записи, ответьте на следующие вопросы:
С чем вы хорошо справляетесь?
Отбросьте скромность, на нее нет времени. В чем вы хороши и, осмелюсь даже сказать, великолепны? Может быть, вы умеете делать отличные маркетинговые предложения? Может вы, как никто другой, умеете балансировать бюджет? И я сейчас не говорю о вашей текущей работе. Вернитесь в прошлое. Если когда-то вы отлично разносили газеты, так и запишите: «своевременная доставка».
Что вам дается само по себе?
Вам может показаться, что некоторые вещи может делать каждый, но на самом деле это не так. Если вы с легкостью проводите шикарные корпоративные обеды, это значит, что вы отлично умеете планировать мероприятия и объединять людей. Если вам что-то дается легко, не значит, что это нельзя назвать способностью. Вы известны тем, что, отправляясь в командировку, можете с легкостью уместить в маленькую ручную кладь запас одежды на десять дней? Или, может, вам удалось устроить в своем гараже настоящую деревообрабатывающую мастерскую, но вы всегда думали, что это глупое хобби?
Камео Илона Маска в сериале «Теория большого взрыва»
Шаг 2: Структурируйте ваши навыки
После того, как вы запишете несколько навыков, вы начнете кое-что замечать — некоторые идеи связаны между собой.
Сгруппируйте их так, как вам нравится. Например, «то, чем я люблю заниматься больше всего», «навыки, за которые мне больше платят», «навыки, которые я хочу улучшить», «способности, которыми я давно не пользовался».
Поместите карточки с записями в такие места, чтобы вы могли их неоднократно видеть в течение дня. Всегда держите несколько карточек в разных местах дома и часть в своем кармане.
Да, это может показаться странным, но только идиот осудит вас за то, что вы записываете свои идеи и стараетесь стать умнее. (Записи можно хранить и в телефоне, но помните, что рукописная запись идеи обладает какой-то особой силой).
Марк Цукерберг в Индии
Структурирование поможет вам лучше понять, какими именно навыками вы обладаете. Если вы записали, к примеру, десять способностей и девять из них попадают под категорию «Навыки, которыми я не пользуюсь на текущей работе», то это нужно исправить.
Попробуйте чаще использовать свои способности, обучитесь навыкам, которые понадобятся в вашем нынешнем деле или же вообще найдите новую работу.
Если в итоге у вас получилось две карточки с общей категорией «У меня нет никаких навыков, ненавижу автора этой статьи», то самое время позвонить кому-нибудь из ваших друзей. Выпейте с ним кофе и спросите прямо: «Как считаешь, какие навыки у меня есть?»
Билл Гейтс. Фото: Youtube
Главная цель упражнения — вызвать два разных чувства: надежду и осознание.
С первым все просто. В начале такого пути всегда можно легко упасть духом и подумать, что у вас очень мало профессиональных навыков.
Вторым идет осознание — оно нужно вам, чтобы понять какие способности вам бы хотелось приобрести. Неважно, хотите ли вы улучшить показатели на текущей работе или найти новую — в любом случае вам наверняка понадобятся новые навыки.
Когда перед вами есть наглядные карточки с вашими текущими навыками, вам проще понять, каких способностей вам не хватает. Так вы быстрее сможете определить, какие новые навыки потребуются, чтобы устроиться на новую работу или выбиться из привычной колеи.
Сто вещей, которые я умею делать!
Пока народ балуется составление сто фактов о себе, я решила составить 100 вещей, которые я умею делать. Это поднимает ценность в своих глазах, повышает уверенность и дает повод задуматься, чего не хватает и что бы еще освоить.
Не смейтесь над моими способностями, кому-то они покажутся простыми и смешными, но я считаю, что даже простые вещи надо уметь делать и иметь талант! А главное, любить это в себе!
Этот список меня даже озарил: оказывается я столько всего умею!Обалдеть!
У меня почему-то цифры поплыли..если вы сложите 1+1то будет 100)))))
1. Я умею кататься на лыжах!
2. Я умею играть в шахматы, и даже, часто выигрываю!
3. Я умею сочинять музыку, при условии, что есть рядом какой-нить инструмент..как-то от скуки даже сочинила музыку на своем старом телефоне. неплохо получилось.
4. Я умею на гармошке набрать мелодию без нот. В далеком детстве любила набирать мелодии типа Подмосковные вечера, притом, музыкального образования у меня нет..представляю, какой гений во мне умирает!
5. Я умею готовить офигенную пасту или по –нашему макароны практически из ничего.
6. Я умею убираться в доме, если захочу, т.е. до блеска ( это когда отодвигаешь диван и вытираешь пыль в каждом мм дома. ) Это еще та способность мне кажется!)))
7. Я могу переставить мебель в доме без помощи мужчин!Качманка я!
8. Я могу пропахать на поле в жару весь день и потом принести на своем горбу полмешка картошки, пройдя при этом 3 км. Ну и силище во мне!
9. Я могу прополоть полгектара огорода.
10. Я могу приготовить вкусный салат по-корейски.
11. Я умею кататься на коньках!
1. Я умею играть в футбол!
2. Я умею играть в вышибалы и меня хрен вышибишь!
3. Я чемпионка в нашей деревне по игре в бадминтон! И первая, кто научил дворовую детвору азам бадминтона!
4. Я умею печатать слепым методом!
5. Я умею общаться на бытовые темы по –испански!
6. Я умею общаться по-татарски!
7. Я умею делать массаж.
9. Я умею общаться по скайпу 6 вечера до 6 утра без перерыва, изредка выходя в туалет.
10. Я умею делать комплименты!
11. Я умею помогать!
12. Я умею общаться по –французски!
13. Я умею очистить курицу, петуха иль гуся от перьев и вынуть все кишки и какашки!
14. Я умею убрать боль со спины и вообще с тела!
15. Я умею общаться по-английски!
16. Я умею смеяться и находить позитив!
17. Я умею любоваться!
18. Я умею поддержать в трудную минуту!
19. Я умею защищаться и дать в морду, если надо!
20. Я умею водить машину!
21. Я умею водить мотоцикл!
22. Я умею доить корову!
23. Я могу привести домой упрямую корову, которая даже с места не хочет двигаться.
24. Я умею быть пастухом!
25. Я могу быть хорошим секретарем!
26. Я могу пользоваться программой 1С и Гарант.
27. Я могу найти любой ответ и справиться с любой задачей, то бишь, нужны поставщики, я их найду, нужен персонал, я это раздобуду..нужны связи- это тоже мое, вообщем, я большой решатель проблем!
28. Я умею собирать ягоды в 40град. жару.
29. Я умею не сгореть на солнце!
30. Я умею привести свое тело в порядок, если надо худеть, я буду к этому идти!
31. Я умею завоевывать сердца, неважно кого, и млада и стара, женщин и мужчин (при условии, если мне этого хочется).
32. Я умею начать отношения, развить их и завершить, если нужно.
33. Я умею не сдаваться, всегда идти к своей цели, даже ноя, жалуясь и проклиная все на свете..
35. Я умею делать ремонт, покрасить стены, покрыть штукатуркой.
37. Я умею делать сувениры своими руками.
39. Я умею поднять себе настроение и вытащить себя сама из самого ужасного, темного, беспросветного болота.
40. Я умею придумывать игры для детей.
41. Я умею организовывать вечеринки.
42. Я могу организовать фирму и начать бизнес.
43. Я могу составить любой официальные документы на русском и английском языках, скоро надеюсь еще добавиться и французский, с испанским и арабским.
44. Я умею выбирать друзей и поддерживать их.
45. Я умею находить нужных мне людей, даже если все контакты потеряны.
46. Я умею бегать и танцевать ламбаду.
47. Я умею заниматься физкультурой.
48. Я умею косить сено.
49. Я умею стричь овец.
50. Я могу вычистить от навоза целый амбар!а вам слабо?))))
51. Я умею перевести любой текст, даже если языка не знаю.
52. Я могу менять дизайн квартиры сама.
53. Я умею любить, ценить и заботиться о людях.
54. Я умею любить и заботиться о животных.
55. Я умею достигать целей.
56. Я умею сдавать экзамены.
57. Я умею подбирать одежду, учитывая стиль, цвет, материал и место, куда эта одежда будет одета.
58. Я умею изучать языки с нуля одна дома.
59. Я умею писать и подделывать почерк, есть такой грешок..подписи я еще так подделывала.стыдоба!.
60. Я умею разрушить отношения, а потом заново их возродить!
61. Я умею составлять красивые букеты.
62. Я умею делать подарки своими руками.
64. Я умею привлекать внимание.
65. Я умею радовать людей.
66. Я умею дать ценный совет.
67. Я умею кататься на лошади.
68. Я могу поймать хороший кадр для фото.
69. Я умею находить веселые, красивые картинки.
70. Я умею сочинять стихи(если есть вдохновение).
71. Я умею рисовать (при условии, что практикуюсь).
72. Я умею делать правильные подарки.
73. Я умею делать вкусные пирожные.
74. Я умею очистить свой организм по буддийскому методу.
75. Я умею с помощью мыслей достигать своих целей и идея, что мысль материальна в моей жизни присутствует на все 100!
76. Я умею вносить вклад в общество. Если нужно собрать денег бедным, убрать мусор и т.д. я с удовольствием участвую.
77. Я умею готовить 10 видов овощных соков.
78. Я могу пройти 10 км пешком.
79. Я могу купаться в проруби.
80. Я могу украсть вещь, а потом вернуть ее и покаяться.
81. Я могу обидеть человека, а потом извиниться и сделать все, чтобы наши отношения продолжились.
82. Я могу взять деньги в долг, если кому-то они очень нужны(но зависит от причины, на что деньги).
83. Я могу бросить комфортную, в достатке жизнь в 8 комн пентхаусе в большом городе, променяв ее на жизнь с любимым в какой-нить деревне, и все только ради любви.
84. Я не боюсь остаться одна во имя следования своим принципам, желаниям и целям.
85. Я могу начать работать в совершенно незнакомой мне области и самостоятельно изучить, что и к чему.
86. Я могу радоваться жизни.
87. Я могу двигаться и дышать.
88. Я могу писать, формулировать свои мысли и честно высказывать свою позицию.
89. Я умею валять дурака и ни хрена не делать!)))
Список могу продолжать, но думаю хватит))) Если есть повторения, поправьте плиз!
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»