Как понять что ты заучил стих
10 способов выучить и рассказать стих на пять
Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, возможно, нажимаете не на те струны, и нажимаете при этом так, что ребенку становится трудно запоминать даже двустишье. Между тем, все так легко и просто! Читаем советы…
1. Великолепная восьмерка
Иногда ребенка пугает не само стихотворение, а его размер. В этом случае мы делим стихотворение на части, на четверостишия, и заучиваем каждое по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше!
Так, ребёнок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, который запомнить среднестатистическому ученику несложно. Когда, он увидит, что два четверостишия быстро запоминаются, страх выучить весь стих пройдёт.
2. Полное погружение
Ну, а теперь включаем воображение. Оживите текст. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Когда вы визуализируете текст, ребёнок легче примет его, он проникнется эмоциями. А то, что вызывает эмоции, запоминается намного легче.
3. Ассоциации
Частенько затруднения возникают с отдельными словами, использованными поэтом и потерявшими актуальность. И, как правило, ребёнок сложно запоминает именно их. Он запинается, когда доходит до слова, например, «полушубок», в который был одет «мужичок с ноготок». Вроде бы всё ясно, что это короткая шуба, но ребёнку тяжело запомнить слово.
Придумайте ассоциацию к этому слову, любую. Спросите у ребёнка, что первое приходит ему в голову при слове «полушубок». Ребёнок вам расскажет. Постараетесь выразить ассоциации в одном слове. И к этому слову, мысленно ваш маленький школьник будет обращаться во время рассказа стиха. А со временем, он и сам научится придумывать ассоциации, ведь они помогают запомнить самые редкие в наше время слова поэтов.
4. Рисование стихотворения
А еще стихотворение можно нарисовать! Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Лучше если они будут прикольными, конечно в том случае, если содержание произведения это допускает. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
5. Книжку под подушку
Самый волшебный способ! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.
Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.
6. Диктофон
Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком. Главное, чтобы оно было прочитано с выражением. А затем, пусть школьник включит запись и прослушает её три раза. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются. Кроме того, данный способ дает возможность услышать себя со стороны и в случае необходимости поработать над своей речью, произношением и интонациями.
7. Театр
О, это наш любимый семейный способ запоминания стихов! Каждая строчка произведения не просто читается, а еще и показывается. Либо самим ребенком, либо всеми членами семьи (если действующих лиц много). Уверена, что фразу «Отец, слышишь, рубит…» моя дочь никогда не забудет. Так как наш папа очень живописно ее показал) Смеялись все. Так что заданный на дом стих, может обеспечить вам интересный семейный досуг.
8. Разрезанные строчки
А это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. О том, что такое долговременная память подробно описано здесь. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.
Очень надеюсь, что приведенные выше 10 способов, помогут вам и вашему ребенку убедиться, что заучивание стихов наизусть — процесс творческий, интересный, а иногда еще и очень веселый! Такой же как и подготовка к пересказу.
Как с ребёнком учить стихи: простые методики
Ждать до школы не обязательно, и даже вредно. Начинать учить стихотворения наизусть желательно в возрасте 2 лет. Это возраст, когда ребёнок старается запомнить как можно больше информации. Его мозг работает как губка.
Стоит отметить, что детям рекомендуется с рождения рассказывать сказки. Так, у них формируется навык запоминания. И если ваш ребёнок с трудом запоминает стихи, попробуйте для начала учить с ним рассказы и сказки. Позже перейдёте к стихам.
Основные правила
Методы
Увеличивать объём постепенно
Этот метод идеальное решение для первых уроков. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье.
Сначала прочитайте текст целиком. Потом первую строчку повторите несколько раз и попросите малыша повторить. Когда он запомнит первую, переходите ко второй. Повторяйте с ним уже две строчки. И так постепенно добавляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.
Визуализация
Если ребёнку сложно запомнить стихотворения по строкам, то можно прибавить к нему метод образов. Когда вы прочитаете ему первую строчку, предложите представить это в виде картинки. Практически любое произведение можно представить в виде образов. Если это даётся с трудом, помогите ему. Поговорите с ним вместе то, о чём говориться в сюжете.
Театр
Попробуйте инсценировать стихотворение. Сделать актёров из игрушек или превратить в актёра самого ребёнка. Для большего интереса можно сделать ему костюм и создать импровизированную сцену. Таким образом, будут развиваться и актёрские способности.
Пересказ
Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.
Полезные советы
Другие способы
Методы заучивания стихов
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное — принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее.
Как вариант: просите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, или перебрасывать мяч (на каждый бросок — одна строчка).
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Вариант: начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Вы читаете эту строку и просите ребенка ее повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами показали малышу, как это делать. Далее вы читаете вторую строку и просите: сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Логический
Не у многих дошколят ведущая — логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.
Как мы учим стихи: личный опыт и рекомендации (опыт одной мамы)
• Далее я прочитала о том, что поэзия это ритм, а к ритму ребенка нужно приучать. Когда пела колыбельные, то похлопывала свою малышку в такт ритма стихотворения или песенки. Потом, когда она подросла, то под ритм стихотворения мы делали движения руками, покачивались, хлопали в ладошки.
• Следующий этап был – рисование иллюстраций к стихотворению, я читала стихотворение, дочка на память прорисовывала его. Иногда стихотворение читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей исполнилось 4 года, мы учили стихи к праздникам, или в подарок – папе, бабушке, друзьям. Это стало отличной мотивацией. Остальные стихи мы даже не заучивали специально, просто я ей постоянно их читала. А Даша запоминала то, что ей больше всего нравилось. А вот после 4 лет, заучивание стихов стало уже заданием или даже работой. Мы старались учить стихи постоянно, так как, я узнала, что именно заучивание стихов – это наилучший путь, для формирования объема памяти дошкольника.
• Хоть я и написала что, мы стали учить стихи целенаправленно, но не когда не делали это против воли ребенка, если у нее не было настроения или желания. По моим наблюдениям детки иногда отказываются учить стихи, только из-за того, что объем стихотворения не соответствует их возрасту и им действительно тяжело. Сведите ваши требования к тому, на что способен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цокотуху, или заставить трехлетнего ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш знакомый мальчик просто впадал в бешенство, когда ему говорили, а сейчас начнем учить стихи. Он убегал и прятался. Я до 4лет вообще своему ребенку не говорила, давай будем учить стихи. Предлагала ей: повторяй за мной, как веселый попугайчик; или, давай поиграем и расскажем твоему медвежонку стишок; или, какую колыбельную ты своим куклам споешь? Так же и поступила мама Егора, она стала говорить ему: я буду рассказывать, а ты повторяй за мной, но я разрешаю повторять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпрашивал все новые и новые строчки, но все это конечно произошло не в один день. Мама сама стала очень часто рассказывать стихи, и делать это с удовольствием. Капля по капле и ребенок звезда детского сада, на каждом утреннике у него самый длинное стихотворение.
• Прежде чем начать учить стихотворение, спросите все ли слова ребенку понятны, разъясните значение каждого слова. Можно пойти на обман прочитать несколько стихотворений, и предложить ребенку выбрать то, которое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руководите процессом, и вы вынуждены учить с ним то, что он выбрал, это повышает его самооценку и прибавляет уверенности.
• Как и во всем: повторение – мать учения! Первую строчку стихотворения повторяем до тех пор, пока малыш не расскажет вам ее без ошибок, потом переходим ко второй строчке, и так учим четверостишие, а из них складываем стихотворение целиком. Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2–3строчки каждый день
• Не забывайте повторять с ребенком те стихи, которые вы учили в прошлом месяце или в прошлом году, и вам и ему будет полезно развивать и активировать долговременную память.
• Рифма – постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле. В возрасте 4 лет Даша шокировала нас первым своим четверостишием – Тили-бом, тили-бом, убираем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама прочесть и выучить стихотворение. И опять нас спасает игра, она рассаживает кукол и готовит их к концерту, в котором каждая кукла расскажет на сцене – стуле, свое четверостишие, как вы понимаете, все стихотворение целиком, она сама рассказывает за кукол.
В заключение еще несколько советов
— Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
— Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он этого сейчас не хочет.
— Если вам интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти вашего ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4‑х строк.
Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком
1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова«Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
2 этап. Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении?
Какой дятел? (Молодой, вежливый)
Почему дятел вежливый? (потому, что стучится)
Зачем он стучится к червячку? (чтобы добраться до червячка, найти его)
3 этап. Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно. Прочитать с читающим ребенком трудные слова из текста.
4 этап. Прочитать еще раз вместе, если ребенок читает. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)
5 этап. Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук.Здесь можно сделать так:
на первой строчке показать длинный нос – дятел,
На слово «вежливая» птица – небольшой поклон,
На слова «перед едой» — показать как движется ложка ко рту,
«К червячку стучится» — постучать по столу.
Так можно придумать любые движения, чтобы сработаладвигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или призаучивании.Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок.Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам.Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
Читаем первую фразу « Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2–3 раза ( вслух, шепотом, с закрытыми глазами). Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2–3 раза. Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую « к червячку стучится».Затем повторить все стихотворение вместе 1–2 раза и отложить на время.
Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить.
8 этап. Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день.Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Если Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
Можно попросить малыша, чтобы онвыучил это стихотворение с котенком, с игрушечным мишкой или какой-нибудь игрушкой. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день,через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
Вот и все. Если вы пройдете эти 8–9 этапов, то Ваш малыш прекрасно выучит стихотворение без напряжения. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека (слуховую,зрительную,образную память включаем, кинестетическую – движения)и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.
Как выучить стих за 5 минут- 10 крутых и легких техник
Уже с детсадовского возраста перед родителями и ребенком встает проблема, как выучить стих. Большинство ставит малыша перед собой и заставляет многократно повторять текст до полного запоминания. У вас это не работает? Если процесс затягивается, предлагаем несколько более эффективных методик.
Как выучить стих: 10 супер быстрых техник
Универсального способа для запоминания стихов не придумали. У каждого ребенка есть предпочтительный для него способ усвоения информации – визуальный, аудиальный и кинестетический. Внимательная мама сможет подобрать подходящий на практике.
Объясните смысл
Запоминание понятного текста проходит легче и быстрее, чем зазубривание неизвестных слов. В произведениях классиков встречается много устаревших понятий, изменений формы для рифмы, терминов, которые не используются в повседневной речи. Начинайте учить наизусть с объяснения смысла всего стихотворения и каждой строчки в отдельности.
Попросите ребенка пересказать действие своими словами. Если он может придумать связный рассказ с упоминанием всех персонажей, событий с правильной интерпретацией, то разбор можно считать законченным.
Учите частями
Длинное стихотворение часто пугает детей, вызывая у них чувство беспомощности. Запоминание текста небольшими блоками позволяет справиться с трудной задачей.
Как легко выучить большой стих:
Такой подход позволяет избежать самой распространенной ошибки, когда начало длинного стихотворения запоминается хорошо, а к концу школьники начинают сбиваться. После того, как отдельные части стиха будут выучены, нужно «уложить» их в голове в правильном порядке. Для этого прочитывайте произведение с выражением наизусть несколько раз перед сном и с утра, как только проснетесь.
Задействуйте зрительные образы
Визуализация — метод, который помогает заучивать стишок дошколятам и младшим школьникам.
Как может помочь мама:
Можно использовать отдельные карточки, показывая их в качестве подсказки по очереди или по необходимости.
Используйте ассоциации
Способ, похожий на предыдущий. Здесь в качестве якорей для запоминания используются не прямые изображения, а ассоциативные связи. Подойдет школьникам с четвертого-пятого класса с развитым воображением.
Читаем стихотворение построчно, придумывая яркий зрительный образ для предмета или действия. Например, произведение Тютчева можно связать с Гарри Поттером:
Ассоциации будут индивидуальными. Для тренировки используйте яркие воспоминания, любимые фильмы, персонажей компьютерных игр.
Запоминайте активно
Помощь мамы важна, но как выучить стихотворение, чтобы оно «отскакивало от зубов» и через несколько месяцев? Этого можно добиться только рассказыванием наизусть.
Рассказывание стихов наизусть развивает долговременную память. Именно поэтому литературные школьные уроки неожиданно «всплывают» через много лет после того, как человек закончил школу.
Пишите
Этот совет подойдет учащимся – записывайте текст от руки. Длинные стихотворения учите блоками по два четверостишья. Важно не заменять ручку клавиатурой. Пишите по памяти, под диктовку.
Написание от руки включает несколько механизмов запоминания:
Попросите школьника несколько раз переписать четверостишье. Так он выцчит стих наизусть за 5 минут без дополнительной зубрёжки.
Добавьте эмоций и движения
Эмоционально окрашенные события откладываются в памяти быстрее. А если добавить кроме чтения стиха еще и движение — вы увеличите еще больше скорость запоминания.
Используйте диктофон
Заданный по литературе стих можно выучить «между делом», если записать собственный голос на диктофон. Перед этим важно провести разбор текста, чтобы школьник мог прочитать все стихотворение с правильно расставленными интонациями. Маме потребуется проверять то, насколько хорошо запоминается текст, поскольку при многократном прослушивании у детей складывается ложное ощущение, что они всё знают.
Такой метод хорошо работает, если на заучивание есть несколько дней. Прослушивать запись необходимо по 2-3 раза с перерывами в несколько часов.
Техника снежного кома
Способ, основанный на последовательном многократном повторении текста «строчка за строчкой». Именно так учат первые стишки с малышами в детском саду.
Этот метод можно подкреплять движением, картинками, мимикой. Выучить стих за 5 минут может и не получится, но качество усвоенного материала обязательно порадует. Связка четверостиший возникает автоматически.
Обратите внимание! Технику снежного кома используйте, чтобы выучить небольшой стих из 2-4 четверостиший. Больший объем требует разбивки на блоки.
Выбирайте правильное время
Как выучить стих быстро и легко в 4 и 5 классе
Четвертый и пятый класс — время перехода от младшей школы к средней. Период кризисный. Часто дети начинают хуже учиться, не успевают или не хотят выполнять домашние задания, особенно устные. Родители же ошибочно полагают, что их помощь подросшим ученикам уже не нужна. Чтобы не дать «упасть» ребенку в «троечники», учите стихи вместе. Разберем возможные методики на примере программы средней школы.
Стихотворение «Парус»
Произведение М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, каждое из которых обладает своей динамикой. Чтобы выучить стих можно используйте ритмичные движения, напоминающие жестикуляцию дирижёра.
Можно использовать это видео:
При смысловом разборе заострите внимание на своеобразном написании слова «счастье». Трудностей с пониманием у школьников это произведение не вызывает. У стихотворения «Парус» яркая эмоциональная окраска. На этой особенности можно построить изучение текста.
Стихи М. Ю. Лермонтова в 5 классе учатся легко, если ребенку понятен их смысл. Для запоминания будет достаточно одного дня с обязательным повторением на ночь.
«Крестьянские дети»
В поэзии Некрасова встречается много архаизмов – слов, которые не используются в современной речи. Значения некоторых дети в 4 классе понимают интуитивно, из контекста. Незнакомые нужно объяснить до того, как начать учить стих.
Пошаговая схема:
Для быстрого запоминания повторите выученное стихотворение 2-3 раза в течение дня и перед сном.
«Зимняя дорога»
Стихи Пушкина А.С. запоминаются очень легко, особенно если представлять «картинку». После предварительного прочтения и разбора непонятных слов сделайте следующее:
При изучении стихов Пушкина важно избежать «переучивания». При слишком частом и долгом повторении текста, дети начинают путать слова и четверостишья местами. Чтобы стих выучить быстро, делайте для усвоения информации временные перерывы.
ТОП 5 лучших приложений для запоминания стихов и текстов
Как можно помочь выучить стихи, если у мамы в данный момент нет времени заниматься? Используйте специальные сервисы, которые в игровой форме подают материал. Вот некоторые их них.
ByHeart
В бесплатный онлайн-сервис byheart.op-team.ru можно загрузить любое стихотворение. Для полного запоминания нужно пройти 6 уровней, каждый из которых труднее предыдущего. Программа перемешивает текст, а ребенок должен собрать правильный «пазл».
Выучи стихи!
Приложение Google Play. В нем загружены наиболее популярные стихи, но можно ввести любой текст самостоятельно. Запоминание основано на «закрашивании» отдельных букв и слов по мере их выучивания.
Стихи для детей от 3 до 5
Бесплатное приложение с готовым набором интересных тематических стишков. Работает в офлайн режиме. Аудиотрансляции сопровождаются красочными картинками. Есть возможность установки таймера. К недостаткам мамы относят невозможность загрузки дополнительных стихов.
Учим стихи
Новое российское онлайн приложение на сайте media.prosv.ru, в котором требуется регистрация. Каждое стихотворение сопровождается профессиональной аудиодорожкой, разделенной на смысловые фрагменты. Есть выборка и объяснение сложных слов. Несколько алгоритмов заучивания. Годовая подписка стоит 149 рублей.
Стихи играючи
Приложение Google Play. Запоминание стихов основано на перемещении слов в тексте. Ученикам предлагается восстановить нарушенный порядок. Программа рассчитана на тренировку не только памяти, но концентрации внимания.
Как тренировать память — 5 мега полезных упражнений по 5 минут в день
1. Поиграем в воспоминания
Ежедневно в разговоре с детьми просите их вспомнить события дня. Побуждайте описывать людей, действия, предметы детально. Пусть малыш вспомнает погоду, запахи, одежду, количество, пол и возраст людей, последовательность событий.
Уделяя такому разговору всего несколько минут в день, вы тренируете наблюдательность, умение замечать особенности поведения людей, качества предметов. Развиваются аналитические способности, умение связно рассказывать, увеличивается активный словарный запас.
2. Считайте в уме
Счет в уме активизирует зоны мозга, ответственные за развитие памяти. Предлагайте детям складывать, вычитать, умножать и делить стоимость покупок, номера домов, проезжающие машины, предметы. Делайте это непринужденно, в игровой форме, при каждом удобном случае.
3. Угадай-ка
Упражнение для развития памяти в виде игры. Можно проводить словесно или подкреплять слова изображениями. Варианты подобных игр можно найти в магазинах.
Принцип следующий:
Упражнение тренирует память, ассоциативное и образное мышление, умение концентрировать внимание, слушать.
4. Делайте что-то руками
Аппликации, рукоделье, игра на музыкальных инструментах, рисование или раскрашивание – любые виды занятий, задействующие мелкую моторику, активизируют работу префронтальной коры мозга. Развивается память, речевые навыки, усидчивость.
5. Меняйте руку
Побуждайте детей делать привычные вещи левой рукой, если ребёнок левша, то правой. Непривычные движения способствуют тренировке мозга, возникновению новых нейронных связей.
Учить стихи быстро получается у тех детей, с которыми целенаправленно работают их родители. Уделяйте время для развития памяти, воображения и словарного запаса ребенка. Читайте ему вслух даже тогда, когда он научился делать это самостоятельно. Заинтересованность мамы, ее похвала – лучшие стимулы для детей.