Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте. К этим симптомам относят:
Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений. Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.
Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:
Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.
Взаимодействие с окружающими
Ребенок-аутист почти все делает самостоятельно и не обращается за помощью к родителям. Для больных аутизмом характерно нарушение речевой функции. Дети-аутисты поздно начинают говорить, не имитируют слова и не подражают звукам, у них нет простой фразовой речи в том возрасте, когда она уже должна появиться. Многие аутисты в раннем возрасте вообще не говорят, предпочитая словам звуки вроде мычания. Если ребенок-аутист и умеет говорить, то редко использует речь для общения с окружающими, во время разговора не использует местоимений я, ты, они, часто говорят о себе в третьем или втором лицах.
Хотелось бы отметить, что для расстройств аутистического спектра характерны также нарушения мимики и жестикуляции: мимика « бедная», отсутствуют указательные жесты, а часто жесты вообще. Может использоваться безэмоциональный указательный жест при настойчивом требовании чего-либо у родителей, что может говорить о холодном и манипулятивом отношении ребёнка к ним. Больной аутизмом ребенок крайне редко выражает эмоции посредством мимики и жестикуляции, особенно если это положительные эмоции.
Особенности поведения
Поведение детей-аутистов несколько отличается от поведения остальных детей. Больные аутизмом обычно не проявляют интереса к имитативным и ролевым играм. Ребенок-аутист взамен ролевых игр предпочитает игры с мелкими предметами, причем часто фокусируется на какой-то особенности предмета, например, на одинаковой форме, цвете или звучании. Характерны игры с неигрушечными предметами ( веревки, банки, зубные щетки и т. п.), выставление предметов в ряды, часто — от большего к меньшему и наоборот, стереотипное выстраивание примитивных высоких башен « кубик на кубик». Для детей-аутистов характерно « зацикливание» на определенном действии: хлопать в ладоши, качаться из стороны в сторону, ходить на носочках, бегать по кругу, играть с собственной тенью. Кроме того, аутисты обычно стремятся к постоянству: дети не любят перемен в повседневной жизни, склонны к стереотипным поведенческим моделям, когда что-то меняется, сильно нервничают и могут проявлять агрессию.
Также к особенностям детей-аутистов относятся: ходьба по одинаковым маршрутам, просмотр одних и тех же мультфильмов или их серий, прослушивание одной и той же песни часами. Часто отсутствует различения « свой-чужой», дети могут подойти к любому чужому человеку, если он позовет.
Особым пунктом в симптоматике аутизма идут расстройства пищевого поведения. Ребенок-аутист предпочитает употреблять пищу одной консистенции, одного цвета или формы, от остальных продуктов отказывается. Часто в рационе больного ребенка находится всего 2−3 блюда, из-за чего вполне естественно возникают проблемы с пищеварительной системой. В заключение можно сказать, что симптомы аутизма проявляются довольно ярко и отчетливо, поэтому при обнаружении у ребенка хотя бы нескольких отклонений от нормального поведения, следует немедленно обратиться к специалисту. Лечение заболевания на ранней стадии имеет больше шансов на положительный результат.
Обнаружили у ребенка признаки аутизма? Мы поможем Вам и Вашему ребенку! Позвоните нам
Как меняется речь детей-аутистов? Почему их часто принимают за глухих? Есть ли у них указательный жест? Можно ли отдать такого ребенка в обычную школу? Читателям «РГ» об этом рассказывает кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, научный сотрудник Гётеборгского университета Елена Орехова.
— Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?
— Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.
— Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?
2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.
— Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?
4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.
— В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?
Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.
Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.
Бесплатные занятия с логопедом
Аутизм – это определённое нарушение в развитии. Чтобы понять, что это такое, нужно определено понимать следующее – наш мозг постоянно обрабатывает различную информацию, которая поступает в него с помощью зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов.
Особенность данного заболевания состоит в том, что нарушено восприятие тех сигналов, которые воспринимает наш мозг. И таким образом одни сигналы для детей с аутизмом являются очень интенсивным, а другие могут не замечаться вообще, нет той зависимости, которая есть у всех обычных людей, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые – слабо. В результате неправильного восприятия сигналов, нарушаются контакты ребёнка с окружающим миром, человек, находящийся в аутическом спектре реагирует на него иначе.
Главным заданием родителей является вовремя заметить, что его ребёнок другой и не такой как все, чтобы вовремя ему помочь социализироваться, наладить контакт с внешним миром.
Признаки раннего детского аутизма
Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.
Социальные проблемы
Нормотипичный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т.д.
Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.
Аутичный ребёнок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т.е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.
Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.
Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребёнок реагирует через чур бурно, он кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.
Зачастую такие дети играются не игрушками, а предметами мебели или одежды.
Трудности общения:
Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.
Ребёнок почему-то не задаёт вопросов, которые задают всё нормотипичные дети
Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.
В речи аутичного ребёнка очень часто встречаются придуманные, несуществующие слова или же ребёнок повторяет только, что услышанные слова в механическом порядке, не вдумываясь в смысл. Часто ребёнок с аутизмом может отвечать вопросом на вопрос.
Т.е. ребёнок не говорит о себе «я», чаще называет себя по имени.
Стереотипное поведение
Ребёнок может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т.д.
Разобраться в данной проблеме родителям в одиночку практически невозможно. Все действия аутичного ребёнка воспринимаются как некоторые странности, которые ребёнок должен перерасти. Поэтому очень тяжело аутизм диагностировать рано. При чем, что удивительно, когда у ребёнка, не вовремя вырос зуб или недобор веса, то родители оббегают всех врачей. Но когда дитя не смотрит и не отзывается на маму, то значит, что он такой вредный.
Если у вашего ребёнка обнаруживается что-то схожее с вышеперечисленным, это не значит, что нужно самому ставить диагноз впадать в панику. Первое, что нужно сделать – это проконсультироваться со специалистом, а именно: педиатром, неврологом, психиатром.
В каком возрасте можно обнаружить аутизм
Ранний детски аутизм можно определить до 3-х летнего возраста, но специалисты уже с 3-х месячного возраста могут сказать, что риск этого диагноза достаточно высок.
Симптомы аутизма
Признаки аутизма у детей младше 1 года
В этом возрасте необходимо обратить внимание, соответствует развитие ребенка основным этапам. Вот несколько вещей, о которых стоит побеспокоиться:
Признаки аутизма у малышей до 2 лет
Среди самых распространенных:
Признаки РАС у детей 3-летнего возраста
У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые несколько месяцев жизни. У других не проявляются симптомы до двух лет. Легкие признаки трудно выявляются и могут быть ошибочно приняты за застенчивый темперамент или особенности характера.
Вы можете увидеть некоторые из признаков аутизма у трехлетних детей.
Навыки общения:
Языковые и коммуникативные навыки:
Поведенческие навыки:
Другие потенциальные признаки аутизма:
Наличие любого из этих признаков или симптомов может быть нормальным, но наличие нескольких из них, особенно с задержкой речи, должно вызвать дополнительную озабоченность.
Каковы признаки аутизма у 4-летнего ребенка?
Признаки аутизма у детей становятся более очевидными с возрастом.
У вашего ребенка могут проявляться некоторые из следующих признаков аутизма.
Навыки общения:
Языковые и коммуникативные навыки:
Поведенческие нарушения:
Дополнительные признаки аутизма у 4-летних:
Признаки аутизма у детей 5 лет
Красные флаги социальных коммуникаций:
Поведенческие красные флаги:
Признаки аутизма в возрасте 6 лет
Признаки аутизма с 6 до 15 лет схожи, и при отсутствии полноценной коррекции, могут с каждым годом усугубляться.
Социальные / эмоциональные проблемы:
Речевые навыки:
Поведенческие навыки:
Психосоматика аутизма у детей
Многие психиатры считают, что причины развития аутизма необходимо искать в раннем младенческом возрасте (от 0 до 8 месяцев). Специалисты уверены, что в большинстве случаев причиной появления заболевания является психосоматика.
Дети закрываются от внешнего мира и теряют навык контактировать на подсознательном уровне, например, когда теряют чувство безопасности и защищенности, когда часто окружены бранью, криками, жалобами и т.д.
В младенческом возрасте психика детей очень слабая и ранимая, и для того чтобы не испытывать стресс, происходит полная отрешенность от внешней среды, от всех раздражительных факторов.
Психотерапевты замечают, что дети в спокойной и тихой обстановке начинают проявлять желание к общению, им комфортно.
Итак, психосоматика аутизма у детей – это своеобразная защитная реакция на стресс.
Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
В 1-2 года:
В 2-3 года:
В 3 года:
Признаки аутизма в 4 года и старше:
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:
Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 10 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).
Интеллект у ребёнка с аутизмом
Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:
Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).
Симптомы аутизма
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.
Симптомы аутизма у взрослых
Патогенез аутизма
Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.
В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.
При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.
Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.
В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.
Классификация и стадии развития аутизма
Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:
Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :
При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.
После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:
Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой
РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.
Осложнения аутизма
Среди осложнений РАС можно выделить следующие:
Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
Диагностика аутизма
Когда нужна консультация психиатра
К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).
В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм
Возможно ли тестирование в домашних условиях
При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.
Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:
Дифференциальная диагностика
К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:
Лечение аутизма
Возможно ли вылечиться от аутизма
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Лечение у детей
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.
На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.
PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.
ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.
DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».
Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.
Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.
Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.
Лечение взрослых
Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.
Как жить с ребенком с аутизмом
Могут ли у аутистов быть здоровые дети
Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.
Прогноз. Профилактика
Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).
Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.
Дают ли инвалидность при аутизме
Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться.