Как понять что у ребенка дислексия и дисграфия
Как понять что у ребенка дислексия и дисграфия
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом.
Бесплатные занятия с логопедом
Что это такое
Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.
Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.
Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием. Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи.
Этиология появления дефектов
Затруднения в освоении навыков чтения и письма обусловлены рядом причин органического или социального характера:
В зависимости от этиологии нарушения составляется план коррекционной работы. Устранив причину расстройства чтения и письма, вы сможете исправить сам дефект. Каждая форма данных нарушений имеет свои специфические причины, на основе которых строится коррекционная работа.
Клиническая симптоматика
Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др. Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:
Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.
Классификация дисграфии
Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:
Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения. Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта.
Какие бывают ошибки при нарушении процесса письма
Дисграфические ошибки обусловлены не только недоразвитием анализаторных систем, но и проблемами, связанными с особенностями структуры речевого дефекта.
В зависимости от вида ошибок подбирают упражнения для исправления расстройства письменной речи.
Классификация дислексии
В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:
В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.
Особенности диагностики
Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.
Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.
Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру. Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв.
Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.
Логопедическая помощь при дисграфии
Ребенок должен составить из букв слово
Упражнения для исправления расстройства письма нужно подбирать в зависимости от формы дефекта. Если имеется речевое нарушение (дизартрия, алалия и др.), необходимо исправить его. Иногда нужно комплексное воздействие с участием невролога и нейропсихолога.
Также при любой форме расстройства письма на занятиях ребенку предлагают выкладывать буквы из подручных материалов, лепить из пластилина или соленого теста. Используют прием «воздушного письма»: рукой в воздухе прописывают буквы, на начальных этапах можно проговаривать написание элементов. Обязательны упражнения на улучшение координации движений и развитие пальчиковой моторики.
Логопедическая помощь при дислексии
Задания подбираются в соответствии с формой нарушения чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:
Предлагают задания на узнавание образа буквы в «зашумленных» изображениях. Логопед вместе с ребенком составляет схемы предложений. Просит определить звук в слове, при этом показывая изображение. Затем произносит звуки с паузой и просит назвать произнесенное слово.
Кроме того, предлагают добавить пропущенный слог или букву. Или выполнить прочитанное действие, показать на подходящую картинку. На уроках школьнику предлагают работать с различными шрифтами, чтобы сформировать зрительный образ буквы.
В современной логопедии дисграфию и дислексию продолжают изучать и подбирают эффективные пути их коррекции. Некоторые специалисты считают, что это дар, людям просто нужно научиться им пользоваться. Но это не означает, что не нужно заниматься коррекцией расстройств письменной речи. Если коррекция была начата вовремя, родители и ребенок выполняют все рекомендации специалистов, школьник сможет без особых затруднений освоить письмо и чтение.
Трудности в обучении: как понять, что у ребенка дислексия, дисграфия, дискалькулия
Дислексия, дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации. Так, дислексия — это сложности в овладении чтением. Дисграфия и дизорфография — это трудности в овладении письмом, а дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетом.
Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе. По статистике, около 15–20 процентов людей на планете испытывают эти трудности.
Почему возникают такие нарушения, кто помогает детям научиться читать, писать и считать и сможет ли ребенок ходить в обычную школу, рассказала Мария Пиотровская, учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дислексией.
Почему у детей появляются эти состояния
«Для каждого ребенка будет свой собственный ряд факторов, который определяет трудности в обучении, — рассказывает Мария Пиотровская. — Иногда дислексия наблюдается как наследственный феномен. В другом случае причиной могут послужить внешние неблагоприятные факторы: патология протекания беременности, родовая травма, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания и прочее».
В результате возникают особенности в развитии высших психических функций: речи, памяти, восприятия, внимания и т.д., которые препятствуют овладению письмом и чтением. Механизмы дислексии могут быть разными: у одного ребенка она является следствием речевых трудностей, у другого регуляторных или зрительно-пространственных.
Кроме того, есть нарушения письма и чтения, которые требуют коррекции, однако не квалифицируются как дислексия. Это, например, трудности овладения навыком вследствие педагогической запущенности, при билингвизме.
Нарушение может быть ярко выражено или относительно. Например, у ребенка недостаточен регуляторный компонент, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль деятельности, а также серийную организацию движений. На письме это можно увидеть пропуском букв, слогов, слов, повторением одного и того же слова или слога, слитным написанием нескольких слов.
Коррекция во всех случаях определяется ведущим механизмом нарушения.
Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии
Симптомы дислексии: трудности заучивания букв алфавита, медленный темп чтения, потеря строки при чтении текста, ошибки при чтении слов, игнорирование знаков препинания при чтении, чтение без понимания.
Симптомы дисграфии и дизорфографии: большое количество ошибок (более пяти в одной работе), ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги. Испытывает постоянные трудности с выполнением письменных работ и ориентации на листе бумаги, имеет проблемы с почерком и освоением программы по русскому языку. Часто медленно пишет. Сложности с письменным изложением мыслей.
Симптомы дискалькулии и акалькулии: трудности с освоением прямого и обратного счета, отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными. неспособность начать счет с определенной цифры, трудности распознавания даты и времени, сложности восприятия графиков, формул, таблиц.
Какие еще проблемы сопровождают детей:
«В таких ситуациях важно терпимое, сочувственное, принимающее и поддерживающее отношение к ребенку со стороны значимых для него людей — семьи, учителей, сверстников», — уточняет эксперт.
Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе
Дети с дислексией и дисграфией могут обучаться в обычной школе. При этом они имеют право на получение необходимой коррекционной помощи.
Родители детей, испытывающих трудности в обучении, могут обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения ПМПК ребенок получает рекомендации по созданию специальных условий обучения, например, это занятия со специалистами или обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АООП).
Кроме того, школа может рассмотреть возможность предоставить и другие привилегии. Например, ребенок с дислексией может не читать вслух перед всем классом, пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ или диктофоном вместо конспектирования, а некоторые письменные работы могут быть заменены на устные. На выполнение письменной работы ребенку могут давать больше времени. Также для него может быть разработана специальная шкала оценок.
По окончании школы ребенок получает обычный аттестат, сведения об особом статусе не сохраняются.
Какие специалисты работают с дислексией
Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов. Необходимо понять причину и характер ошибок, разработать индивидуальную программу обучения. Для этого родители могут обратиться к школьному логопеду, психологу (если они есть в школе), либо на консультацию в ПМПК, ППМС-центр, а также в Ассоциацию родителей детей с дислексией.
В системе психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией и дисграфией в школе работают логопед и психолог — ребенку необходимы систематические коррекционные занятия.
Большинству детей с дислексией также необходимы занятия с нейропсихологом с целью развития тех или иных психических процессов, составляющих функциональный базис чтения и письма. Содержание, структуру и частоту таких занятий нейропсихолог определяет после развернутой диагностики.
Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребенку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, если есть подозрения на нарушения в работе центральной нервной системы, или психиатра, если ребенок тревожный, неуверенный в себе или, напротив, гиперактивный, чрезмерно подвижный.
Семейный психолог работает с ребенком, если родителям оказывается трудно организовать выполнение домашних занятий, есть вопросы по взаимодействию родителей и ребенка, ребенка с братьями и сестрами.
Также может понадобиться консультация врачей узких специальностей (эндокринолога, гастроэнтеролога), если специалисты предполагают, что трудности обучения связаны с особенностями соматического здоровья.
Важная задача и у родителей — они должны почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно времени и внимания, чтобы помочь развитию его сильных сторон, а также следовать рекомендациям специалистов.
В любом случае процесс сопровождения ребенка с трудностями в обучении длительный, нужно быть к этому готовым. Он может занимать всю начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точные сроки обозначить сложно, поскольку все ученики требуют индивидуального подхода.
«По мере взросления ребенок адаптируется в окружающем мире в соответствии со своими особенностями восприятия обработки информации, — подытоживает Мария Пиотровская. — Существует большая разница между ребенком, который каждый день проводит в школе и испытывает трудности в обучении, и взрослым, который уже приспособился к своим особенностям и максимально оградил себя от ситуаций, где может быть неуспешным».
Справка: Ассоциация родителей и детей с дислексией была основана в 2016 году. Специалисты помогают семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении, и консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.
Дополнительные источники:
Как понять что у ребенка дислексия и дисграфия
С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.
Бесплатные занятия с логопедом
С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.
Практика показывает, что и учителю, и родителям необходимо знать характерные особенности формирования навыка письма, почерка, его возможную скорость, темп на разных этапах обучения. Но не менее важно знать, какие изменения в почерке, какие нарушения графики и орфографики связаны с отклонениями в состоянии здоровья, а какие проявляются при снижении работоспособности и при утомлении. Есть особенности, которые обусловлены несоответствием чисто педагогических требований, а некоторые – функциональными возможностями ребенка, его возрастными особенностями, задержкой развития тех или иных функций.
Вы наверно уже слышали такие термины: «дисграфия, дислексия».
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии.
Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе, и анализируя причины их вызывающие, выделим следующие группы риска детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
1. Одна из основных групп риска – это дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года (даже тяжелый токсикоз можно отнести к причине).
2. Еще одна группа риска – это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило это дети физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть очень высок, начало обучения в школе вызывают серьезные проблемы у ребенка.
3. Группа риска – дети с различными неврологическими нарушениями.
4. Большую группу риска составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причем это видно еще до школы (например: не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, не умеет завязывать шнурки).
5. Особого внимания будут требовать медлительные и леворукие дети.
6. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка.
Характер ошибок на письме у данных групп риска:
1. Нестабильность графических форм (вариативность высоты, протяженности, наклона, несоблюдение пропорций и соотношения частей букв).
2. Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв.
3. Смешение и замена одних букв другими (б-п, д-т, з-с).
4. Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов.
5. Очень медленный темп письма, низкая работоспособность.
6. Дрожание руки, дополнительные штрихи, дрожащие линии.
7. Трудность выполнения связи между буквами, «печатание».
Расстройство двигательного акта письма (это выражается в нестабильности графических форм, медленный темп письма, дрожание линий, вылезает за строки, дети пишут с большим напряжением, чем быстрее темп письма, тем оно хуже).
В качестве помощи это самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц. Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно, необходимо усилить внимание при изучении каждой буквы, на расположение ее частей, направление штрихов. Не торопить, дать возможность писать в большой строке (микродвижение для этих детей непосильны) и медленно.
Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Не забывайте хвалить ребенка за малейшие продвижения и никогда не сравнивайте работу своего ребенка с работами других детей.
Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.
Часто такое бывает у переученных левшей. Основная причина – недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «право-лево». Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право- лево.
При раннем обучению письму зеркальное написание встречается гораздо чаще. Причина – позднее созревание тех отделов коры головного мозга, которые отвечают за пространственный анализ.
Дисграфических ошибок достаточно много встречается у часто болеющих детей с астеническим состоянием. Нарушение письма у таких детей могут быть связаны со значительным искажением подчерка, они могут писать красиво, но как правило они не дописывают или переставляют буквы, слоги или пропускают буквы, слоги, слова. Причем на начальном этапе обучения может и не быть никаких ошибок, они могут появиться во втором полугодии.
Выраженные нарушения графики отмечаются у детей с некоторыми нарушениями в развитии нервной системы.
Наиболее сложная картина нарушений письма отмечается у детей, имеющих проявления временной задержки или нарушений психического развития (трудности еще сочетаются с трудностями чтения, математики, адаптацией к классу, учебной деятельности). Искажается подчерк; искажается смысл слов, фраз; замены букв, слов, слогов; зеркальное написание.
Также сложности с письмом отмечаются у детей с неправильной артикуляцией звуков (неправильное произношение звуков).
Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Работа не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, потом можно продолжать, общая продолжительность работы не более 40-50 минут. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
Нельзя усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объему, не ограничивалось по времени, а основная задача – написать букву правильно!
Нельзя ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Работайте с ребенком спокойно, без упреков, не торопите его, хвалите его.
Нельзя устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
Нельзя стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
1. Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму. Чтобы ребенок производил звуко – буквенный анализ, запоминал порядок звуков.
2. Самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.
3. При выполнении письменных заданий следите, как ребенок держит ручку, тетрадь, достаточно ли освещено место. Проверить ручку, не слишком ли жесткий шарик, не мажет ли, не слишком ли тонкая или толстая ручка.
4. При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках, и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.
5. Упражнение»Корректурная проба».
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше)минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например,»а». Затем»о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть»парными»,»похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами»п/т»,»п/р»,»м/л» (сходство написания);»г/д»,»у/ю»,»д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.
6. Упражнение»Пишем вслух».
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет) Пишите тексты по 150 – 200 символов, с проверкой. Все что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, :»НА стОлестОЯлкуВшин С мОлОком» (Настале стаял куфшин с малаком). Под»слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий, уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа»зу*п», или перед глухим согласным, типа»ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка»ставить палочки». Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово! Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
7. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной
артикуляцией и списывание текста.
По материалам журнала «ЛОГОПЕД»
Как понять, что у ребенка дисграфия?
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.
Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снки, молоко – млко. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно. Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у: ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч – щ: роща – роча, ч – ц: грачи – граци, ч – т (мягкий): чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса. Встречаются ошибки возникающие из-за неумения ребенкапередавать на письме мягкость согласных: сольить (солить) Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенокне разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмоРза. Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях). Читая «по догадке», дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому, искажают окончания (говорится – говорил, переставляют слоги (лопата – лотапа, пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.
Ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. Часто такие дети бывают гиперактивны. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении