Как понять что у тебя аутизм в подростковом возрасте
Как понять что у тебя аутизм в подростковом возрасте
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
После 11 лет у ребенка начинает активно меняться гормональный фон. Именно поэтому признаки аутизма у подростков становятся более выраженными.
Бесплатные занятия с логопедом
После 11 лет у ребенка начинает активно меняться гормональный фон. Именно поэтому признаки аутизма у подростков становятся более выраженными. Из-за этого могут возникнуть трудности в контроле эмоций, агрессивности и собственного поведения. Вместе с изменением функционирования всех органов, включая головной мозг, происходит усугубление ранее наблюдаемых симптомов.
Именно поэтому родителям стоит быть готовым к новым проявлениям расстройства.
Подросток аутист: что нужно о нем знать
Немалую роль в жизни аутиста играет школа. Причем касается она не только части образования, но и общения. Часто дети с аутизмом подвергаются травле с боку одноклассников. Из-за этого теплая атмосфера в семье просто необходима.
Родителям не стоит создавать и без того напряженные условия.
Во-первых, не нужно искать в ребенке особых проявлений РАС (расстройства аутического спектра). Если он стал более замкнутым, постоянно играет в компьютерные игры и меньше делиться секретами с мамой и папой, то вероятнее всего, это лишь проявление взросления ребенка.
Не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок «не такой», чем-то болен и развивается иначе, чем другие. Закомплексованный подросток, который ежедневно сталкивается с проблемами взаимоотношений в школе, личными изъянами и видоизменениями тела, может еще глубже уйти в себя и отстраниться от родных.
Какие симптомы аутизма у подростков и что такое исполнительная функция
Признаки и симптомы аутизма у подростков такие же, как и у детей младшего возраста, но в увеличенном проявлении. Настроение становится более переменчивым, усиливаются страхи, фобии. Также может повышаться агрессивность, отстраненность от окружения.
Подростки с РАС несколько отстают от сверстников в усвоении тех или иных навыков. Может быть нарушена исполнительная функция. Она представляет собой тот механизм управления своими действиями и решениями, которые могут потребоваться при составлении планов, распределении финансов, смене маршрута и самоконтроле.
Признаки аутизма у подростков 14 лет могут проявляться в отсутствии гибкости в решении проблемы, организации своей деятельности и распределении времени.
Родители могут заподозрить аутизм по таким проявлениям как:
Также можно отметить нежелание вступать в контакт с чужими людьми, если рядом нет родного человека, с кем налажено теплое общение.
Модели поведения аутичного подростка
В силу индивидуальности проявлений симптоматики, существуют и различные модели поведения ребенка.
Например, не всегда при РАС появляется изолированность от окружения, молчаливость и отчужденность. Часто к такому возрасту, путем терапии и коррекции поведения, ребенок учится взаимодействовать с окружением и ощущает меньше дискомфорта от коммуникации.
Поэтому некоторые дети становятся экспрессивными, активными, на грани перевозбужденности. На простые замечания может последовать сильная агрессия, полная неготовность подчиняться правилам.
Резко выросло число подростков с РАС: как же им помочь
Резкий рост аутизма в 1990 году отметили Американские медики. Если ранее, подобный диагноз считался редкостью, то за последние десятки лет картина сильно изменилась. Сейчас родители в разы более информированы относительно помощи своим детям. Так, Шанталь Сайсиль-Кира, мать аутиста, написала ряд книг, главной темой которых является помощь подросткам с РАС. По ее мнению, родители иногда могут находить диагноз там, где его нет.
Например, если ваш ребенок стал плохо управляемым, то это может быть лишь проявление переходного периода. Если же диагноз подтвержден, то, как говорит автор книги « Подростки в спектре аутизма», ребенку нужно дать почувствовать себя действительно самостоятельным.
Можно составить ему распорядок дня с указанием тех задач, которые ему необходимо будет выполнить. Затем поместить этот список на видное место. Это позволит подростку принимать самостоятельные решения, без постоянных напоминаний о важных делах родителями. Если вдруг что-то пойдет не так, ответственность за свои решения он будет нести самостоятельно, что поможет выработать в нем понимание причинно-следственных отношений.
Не нужно пытаться исправить своего ребенка. Необходимо помочь ему ладить с самим собой, проще вступать в контакт и учиться управлять своей жизнью. Тогда будучи взрослым, он будет успешно распоряжаться собственными финансами, строить здоровые отношения и вести полноценную жизнь.
Годы в старших классах: что ждет ребенка и к чему его готовить
Окончив среднюю школу, ребенок начинает сталкиваться с новыми требованиями. Ученики начинают заниматься в разных аудиториях, появляются сложные инструкции, для каждого задания используются новые учебники. Нужно выполнять не просто домашнее задание, а делать целые проекты, что требует организации рабочего процесса.
Поэтому родителям и школе нужно осуществлять постоянную помощь подростку, которому сложнее адаптироваться к новым условиям.
Стоит сказать о протекании полового созревания, которое дается аутистам особо сложно. Это не значит, что подросток не понимает, как устроена репродуктивная система. Но принять изменения в себе ребенку бывает сложно. Родителям нужно провести беседу о тонкостях интимной жизни, поговорить по душам.
Многие подростки с РАС могут нуждаться в напоминании о придерживании правил гигиены. Родители должны отслеживать регулярность приема душа, бритья, опрятности одежды и наружного вида в целом. Важно донести, что личная гигиена важна как для здоровья, так и нормального существования в коллективе.
Аутисты часто сталкиваются с изоляцией от участия в социальной жизни. Ученики с РАС реже участвуют в общественных и школьных мероприятиях. Дети с расстройством на 40% реже встречаются с друзьями вне школы, не созваниваются с ними по телефону без необходимости.
Исследование доктора Кифера говорит о том, что такие дети на самом деле ощущают потребность в единении с другими.
Просто найти общий язык со сверстниками им трудно.
Помочь найти свое место в социуме – задача близких
Ниже представлены отзывы родителей, которые воспитывают подростков-аутистов.
С чем пришлось столкнуться при воспитании подростка с РАС | |
Положительный опыт | Негативный опыт |
Ирина. |
В возрасте 14 лет, мой сын стал почти неуправляемым. Он демонстративно не слушал меня, переговаривался и огрызался. С возрастом, и после посещения психотерапевта, все вернулось в норму.
Сейчас сыну 16. Стал не просто замкнутым, а почти отшельником. Как приходит со школы — сразу в комнату. Диалога со мной нет вообще. Учительница сказала, что в школе его не принимают, обижают. И хочется мне его поддержать, но как это сделать, учитывая, что он даже слушать меня не хочет, я не представляю.
Воспитываю дочку. Когда начались месячные, она почему-то постоянно это рассказывала всем подряд. Почти хвасталась. Пришлось объяснять важность хранить всякие «девичьи» секреты в тайне. Да и успеваемость стала хромать. Но, как сказала нам психолог, это нормально даже для обычных подростков.
У нас обострились проблемы с речью. Ребенок говорит так, будто пластинку зажевало. Медленно, тихо и невнятно. Плюс, сын плохо спит, стал тревожным и агрессивным. Пришлось обращаться к психологу.
Вывод
Риск того, что признаки аутизма у подростков 15-16-ти лет обостряться, всегда есть. Однако не стоит впадать в панику. Важно вовремя поддержать ребенка и научить его справляться с жизненными трудностями, как на бытовом, так и социальном уровне. Ведь первое место, где он может получить поддержку – это его семья.
Признаки аутизма у подростков
Аутизм – распространенное явление в последние десятилетия. Детей с таким типом психического отклонения рождается и выявляется все больше. Главная особенность пациентов: проблемы в сфере социального взаимодействия.
Даже на фоне регулярно проводимых лечения и коррекционной работы с детства, признаки заболевания у подростка-аутиста будут проявляться ярче. Причина – гормональные изменения в организме и специфический период гиперобщительности, наступающий в жизни людей особый этап созревания.
Причины развития
Юноши и девушки с аутическим расстройством личности воспринимают мир со своей точки зрения. Не испытывают нужды в общении со сверстниками и взрослыми, членами семьи (братьями, сестрами) [1]. По этой причине, им сложно понять окружающих и интегрироваться в социум. Особые трудности возникают при атипичном аутизме.
Достоверно установить причины проявления симптомов и признаков аутизма у детей и подростков, врачи до сих пор не могут. Так как заболевание не является органической патологией или дефектом структуры мозга.
Как правило, признаки аутизма проявляются в подростковом возрасте на фоне гормональных изменений и возросшей социальной нагрузки.
У отдельных пациентов, изменения в поведении возникают как бы внезапно, остро. Поэтому родители думают, что ребенок заболел вот сейчас, в подростковом периоде. Но это не так: просто расстройство себя не проявляло [2]. Так как мир вокруг таких деток был выстроен комфортно, без раздражающих факторов, были устранены факторы риска по развитию аутического расстройства.
Признаки заболевания
В зависимости от конкретной формы болезни, могут проявляться разнообразные симптомы. Но у подросткового аутизма есть и постоянные признаки, характерные для большинства людей с синдромом:
В зависимости от серьезности синдрома или личностных особенностей признаки аутизма у детей – подростков могут пиково проявиться в 12, или 16-17 лет. Однако при переходе в более взрослом возрасте при правильной коррекции и лечении они постепенно сглаживаются, человек учится подстраиваться под общество.
Модели поведения
Подростки с аутическими расстройствами, как правило, выбирают одну из стандартных моделей поведения. Шаблон коммуникации зависит от особенностей проявления синдрома у них, результатов коррекционной работы.
Это лишь общие черты характерного поведения. Как правило, ребята в периоде созревания сочетают особенности сразу нескольких моделей.
Сами дети не осознают того, что они особенные. Таких пациентов должны приводить к неврологу родители, близкие люди. Те, кому девиации поведения виды со стороны.
Лечение и социализация в обществе
Если у подростка усилились признаки аутизма к 12 или 16-17 годам, нужно обратиться за помощью к специалистам. При этом следует понимать, что аутическое расстройство – не приговор.
С особенностями поведения можно научиться жить, влиться в социальную жизнь, подстроиться под общепринятые законы общества. Главное при этом понять, что ребенку нужна помощь и терпение, чтобы обучиться тому, что другие воспринимают интуитивно.
Нужно понимать, что отсутствие друзей, дополнительного общения – не всегда желание и добровольный выбор такого ребенка. Многие из них хотят иметь компанию, но не знают, как создать такие отношения, не могут найти людей, готовых принимать их особенности. Или не готовы уделять слишком много времени общению из-за эмоциональной перегрузки от этого процесса.
Лечить и социализировать аутистов нужно. Так, есть куча примеров, что такие взрослые достигают успехов в жизни.
Для лечения обращаются в клиники, где ребята проходят осмотр у детского невролога специальные тесты. Затем общими усилиями докторов разного профиля, для них разрабатывается программа коррекции, в которую входят:
Как понять что у тебя аутизм в подростковом возрасте
Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.
Бесплатные занятия с логопедом
Аутизм – это определённое нарушение в развитии. Чтобы понять, что это такое, нужно определено понимать следующее – наш мозг постоянно обрабатывает различную информацию, которая поступает в него с помощью зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов.
Особенность данного заболевания состоит в том, что нарушено восприятие тех сигналов, которые воспринимает наш мозг. И таким образом одни сигналы для детей с аутизмом являются очень интенсивным, а другие могут не замечаться вообще, нет той зависимости, которая есть у всех обычных людей, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые – слабо. В результате неправильного восприятия сигналов, нарушаются контакты ребёнка с окружающим миром, человек, находящийся в аутическом спектре реагирует на него иначе.
Главным заданием родителей является вовремя заметить, что его ребёнок другой и не такой как все, чтобы вовремя ему помочь социализироваться, наладить контакт с внешним миром.
Признаки раннего детского аутизма
Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.
Социальные проблемы
Нормотипичный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т.д.
Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.
Аутичный ребёнок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т.е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.
Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.
Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребёнок реагирует через чур бурно, он кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.
Зачастую такие дети играются не игрушками, а предметами мебели или одежды.
Трудности общения:
Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.
Ребёнок почему-то не задаёт вопросов, которые задают всё нормотипичные дети
Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.
В речи аутичного ребёнка очень часто встречаются придуманные, несуществующие слова или же ребёнок повторяет только, что услышанные слова в механическом порядке, не вдумываясь в смысл. Часто ребёнок с аутизмом может отвечать вопросом на вопрос.
Т.е. ребёнок не говорит о себе «я», чаще называет себя по имени.
Стереотипное поведение
Ребёнок может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т.д.
Разобраться в данной проблеме родителям в одиночку практически невозможно. Все действия аутичного ребёнка воспринимаются как некоторые странности, которые ребёнок должен перерасти. Поэтому очень тяжело аутизм диагностировать рано. При чем, что удивительно, когда у ребёнка, не вовремя вырос зуб или недобор веса, то родители оббегают всех врачей. Но когда дитя не смотрит и не отзывается на маму, то значит, что он такой вредный.
Если у вашего ребёнка обнаруживается что-то схожее с вышеперечисленным, это не значит, что нужно самому ставить диагноз впадать в панику. Первое, что нужно сделать – это проконсультироваться со специалистом, а именно: педиатром, неврологом, психиатром.
В каком возрасте можно обнаружить аутизм
Ранний детски аутизм можно определить до 3-х летнего возраста, но специалисты уже с 3-х месячного возраста могут сказать, что риск этого диагноза достаточно высок.
Симптомы аутизма
Признаки аутизма у детей младше 1 года
В этом возрасте необходимо обратить внимание, соответствует развитие ребенка основным этапам. Вот несколько вещей, о которых стоит побеспокоиться:
Признаки аутизма у малышей до 2 лет
Среди самых распространенных:
Признаки РАС у детей 3-летнего возраста
У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые несколько месяцев жизни. У других не проявляются симптомы до двух лет. Легкие признаки трудно выявляются и могут быть ошибочно приняты за застенчивый темперамент или особенности характера.
Вы можете увидеть некоторые из признаков аутизма у трехлетних детей.
Навыки общения:
Языковые и коммуникативные навыки:
Поведенческие навыки:
Другие потенциальные признаки аутизма:
Наличие любого из этих признаков или симптомов может быть нормальным, но наличие нескольких из них, особенно с задержкой речи, должно вызвать дополнительную озабоченность.
Каковы признаки аутизма у 4-летнего ребенка?
Признаки аутизма у детей становятся более очевидными с возрастом.
У вашего ребенка могут проявляться некоторые из следующих признаков аутизма.
Навыки общения:
Языковые и коммуникативные навыки:
Поведенческие нарушения:
Дополнительные признаки аутизма у 4-летних:
Признаки аутизма у детей 5 лет
Красные флаги социальных коммуникаций:
Поведенческие красные флаги:
Признаки аутизма в возрасте 6 лет
Признаки аутизма с 6 до 15 лет схожи, и при отсутствии полноценной коррекции, могут с каждым годом усугубляться.
Социальные / эмоциональные проблемы:
Речевые навыки:
Поведенческие навыки:
Психосоматика аутизма у детей
Многие психиатры считают, что причины развития аутизма необходимо искать в раннем младенческом возрасте (от 0 до 8 месяцев). Специалисты уверены, что в большинстве случаев причиной появления заболевания является психосоматика.
Дети закрываются от внешнего мира и теряют навык контактировать на подсознательном уровне, например, когда теряют чувство безопасности и защищенности, когда часто окружены бранью, криками, жалобами и т.д.
В младенческом возрасте психика детей очень слабая и ранимая, и для того чтобы не испытывать стресс, происходит полная отрешенность от внешней среды, от всех раздражительных факторов.
Психотерапевты замечают, что дети в спокойной и тихой обстановке начинают проявлять желание к общению, им комфортно.
Итак, психосоматика аутизма у детей – это своеобразная защитная реакция на стресс.
Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 10 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).
Интеллект у ребёнка с аутизмом
Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).
В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:
Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).
Симптомы аутизма
Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.
Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.
Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.
Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.
Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.
Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.
Симптомы аутизма у взрослых
Патогенез аутизма
Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.
В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.
При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.
Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.
В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.
Классификация и стадии развития аутизма
Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:
Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :
При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.
После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:
Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой
РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.
Осложнения аутизма
Среди осложнений РАС можно выделить следующие:
Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.
Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.
Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.
Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения (например, поносы и запоры), болезни желудка и дефицит витаминов. В стуле может быть непереваренная пища.
Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.
Диагностика аутизма
Когда нужна консультация психиатра
К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).
В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм
Возможно ли тестирование в домашних условиях
При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.
Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:
Дифференциальная диагностика
К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:
Лечение аутизма
Возможно ли вылечиться от аутизма
Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.
Лечение у детей
Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:
ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.
На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.
PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.
ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.
DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».
Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.
Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.
Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:
При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.
Лечение взрослых
Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.
Как жить с ребенком с аутизмом
Могут ли у аутистов быть здоровые дети
Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.
Прогноз. Профилактика
Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).
Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.
Дают ли инвалидность при аутизме
Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться.
- Мигает масло в машине что это значит
- Мтс премиум для своих что это