Как понять что в избытке а что в недостатке в реакции
Как понять что в избытке а что в недостатке в реакции
Репетитор по химии и биологии
100 баллов ЕГЭ по химии!
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
выпускница репетитора В.Богуновой
РГМУ по химии 2010
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
выпускница репетитора В.Богуновой
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
выпускница репетитора В.Богуновой
МГМСУ, лечебный факультет
выпускник репетитора В.Богуновой
МГМСУ, лечебный факультет
выпускница репетитора В. Богуновой
РНИМУ им. Н.И. Пирогова
выпускник репетитора В.Богуновой
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
выпускница репетитора В.Богуновой
Секретная шпаргалка по химии.
Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
В ряде задач представлены данные для обоих реагентов. Как в таких случаях выполнять расчеты по уравнения реакций? Что брать в качестве точки расчета? Давайте разбираться. Вначале определимся с понятиями.
Для того, чтобы понять, в каких соотношениях представлены количества веществ-реагентов в конкретной задаче, необходимо начать анализ задачи по уже известным Четырем Заповедям. После выполнения Предварительных Расчетов (Третья Заповедь), следует выписать количества веществ над формулами реагентов в уравнении реакции и произвести пересчет количества одного вещества через количество другого. После определения избытка-недостатка дальнейшие расчеты в задаче производим по недостатку.
Как определить избыток-недостаток и провести дальнейшие расчеты, лучше разобрать на конкретной задаче. Читайте внимательно и попробуйте записать решение задачи на отдельном листе бумаги.
На 47 г оксида калия подействовали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Найдите массу образовавшегося нитрата калия.
1) Первая Заповедь. Выписать данные задачи в разделе «Дано».
2) Вторая Заповедь. Написать уравнение реакции.
Немного теории химии. Оксиды щелочных металлов проявляют ярко выраженные основные свойства. Они легко реагируют с кислотами с образованием солей.
3) Третья Заповедь. Сделать предварительные расчеты по данным условия задачи
На этой стадии необходимо определить, кто из реагентов в избытке, а кто в недостатке. Для этого следует провести пересчет количества одного вещества через количество другого. Покажу два способа пересчета и анализа. Можете пользоваться любым, какой понятней.
2) Считаем количество вещества оксида калия по количеству вещества азотной кислоты (обычный расчет по уравнению реакции). Я мысленно произношу: «Пусть вся азотная кислота вступила в реакцию. Сколько тогда прореагирует оксида калия?» Оксида калия, по расчетам, требуется меньше, чем дано, значит, оксид калия в избытке.
4) Четвертая заповедь. Составить алгоритм решения задачи.
Формулизируем вопрос задачи «Найдите массу образовавшегося нитрата калия», т.е. записываем формулу расчета массы, которая для нас, как для химиков, должна быть представлена произведением количества вещества на молярную массу.
Анализируем компоненты формулы: молярную массу нитрата калия определяем по таблице Менделеева, количество вещества нитрата калия рассчитываем по уравнению реакции исключительно по недостатку!
Смешали 7,3 г хлороводорода и 4 г аммиака. Какая масса соли при этом образуется?
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1 ) Выписать данные в разделе «Дано»
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты
4) Определить избыток-недостаток
5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)
6) Составить алгоритм решения
7) Сделать окончательный расчет
На 36 г алюминия подействовали 64 г серы. Найдите массу образовавшегося сульфида алюминия.
При поджигании смеси порошкообразных алюминия и серы между ними начинается интенсивная экзотермическая реакция с образованием сульфида алюминия, который полностью гидролизуется водой, поэтому не может быть получен обменными реакциями в водных растворах.
Последовательность действия, выполняемых при решении задачи:
1) Выписать данные в разделе «Дано»
2) Написать уравнение реакции
3) Сделать предварительные расчеты.
4) Определить избыток-недостаток
5) Сделать расчет по уравнению реакции (по недостатку!)
6) Составить алгоритм решения
7) Сделать окончательный расчет
Секрет таланта и успеха на ЕГЭ
Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами.
4.3.5. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Очень часто при проведении реакции между веществами оказывается, что один реагент прореагировал полностью, а другой нет. В таком случае говорят, что вещество, которое полностью израсходовалось, было в недостатке, а то вещество, которое осталось – в избытке. Поскольку избыток реагента не участвует в реакции, количество продукта зависит только от количества вещества, которое было в недостатке.
Предположим, что осуществляется реакция между веществами А и B, которая протекает в соответствии с уравнением:
Для осуществления этой реакции было взято количество вещества A, равное nA, и количество вещества B, равное nB. Определить то, какое вещество в избытке, а какое в недостатке, можно, сравнив выражения:
В зависимости от того, какое выражение окажется меньше, то вещество соответственно и будет в недостатке.
Примечание: распространенной ошибкой является то, что вместо выражений (1) сравнивают просто количества веществ. Так делать категорически не допускается! Если n(A) > n(B), то это еще не значит, что вещество A в избытке!
После того, как будет установлено то, какое вещество было в недостатке, расчеты ведутся по его количеству аналогично рассмотренным в главе 4.3.3.
Пример задачи на избыток и недостаток
Нагрели смесь 54 г алюминия и 80 г серы. Вычислите массу образовавшегося сульфида алюминия.
Решение
Запишем уравнение реакции:
Рассчитаем количества веществ алюминия и серы:
n(Al) = m(Al)/M(Al) = 54/27 = 2 моль;
n(S) = m(S)/M(S) = 80/32 = 2,5 моль
Для того чтобы выяснить, какое из исходных веществ в недостатке, разделим количества молей веществ на коэффициенты перед этими веществами в уравнении и сравним рассчитанные выражения:
Значит сера в недостатке. Расчеты далее ведем по количеству вещества серы.
Исходя из уравнения реакции
следует, что количество прореагировавшей серы и образовавшегося в результате реакции сульфида алюминия связаны выражением:
где 3 и 1 – коэффициенты перед S и Al2S3 соответственно. Отсюда:
Следовательно, масса сульфида алюминия будет равна:
В случае, если вместо массовой доли чистого вещества дается массовая доля примесей, то учитывая, что:
мы можем записать, что:
Пример задачи на расчет количества продукта, зная массу реагента с примесями
Какой объем углекислого газа (н.у.) выделится при действии избытка соляной кислоты на технический карбонат кальция массой 150 г, содержащий 10% некарбонатных примесей.
Решение:
Запишем уравнение взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой:
Массовая доля примесей в техническом карбонате кальция составляет 10%, значит массовая доля чистого карбоната кальция будет составлять:
ω(CaCO3) = 100% — ω(прим.) = 100% — 10% = 90%.
Масса чистого карбоната кальция будет равна:
m(CaCO3) = ω(CaCO3) ∙ m(CaCO3 техн.)/100% = 90% ∙ 150 г/100% = 135 г,
Следовательно, количество вещества карбоната кальция равно:
n(CaCO3) = m(CaCO3)/M(CaCO3) = 135 г / 100 г/моль = 1,35 моль
В соответствии с уравнением реакции:
Количества веществ карбоната кальция и углекислого газа равны (одинаковые коэффициенты в уравнении), следовательно:
Тогда, зная, что один моль любого газа при нормальных условиях занимает объем 22,4 л, мы можем рассчитать объем выделившегося CO2:
V(CO2) = n(CO2) ∙ Vm = 1,35 моль ∙ 22,4 л/моль = 30,24 л
Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ
Задачи такого типа (точнее, это может быть даже не самой задачей, а частью задачи) есть в части С ГИА, они входят в часть С ЕГЭ, теперь они появились и в части B.
Классический пример задачи на избыток и недостаток.
Этапы решения задачи:
1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:
2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:
n(Cu) = m\Ar =3.2 г \ 63.5 г\моль = 0,05 моль
m(Hg(NO3)2) = m\Mr = 20 \ 324 = 0,06 моль
3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:
по уравнению реакции меди и нитрат ртути реагируют 1:1, значит, их количество моль тоже должно быть одинаковым
0,05 моль ПО НЕДОСТАТКУ
Почему по недостатку? Это аналогично вопросу — «сколько целых яблок можно сложить из 5 половинок? «
4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:
0,05 моль ——> 0,05 моль
m(Hg)= n*Ar = 0,05 моль * 200 г\моль = 10 г
______________________________________________________________________________________
Пример задачи на избыток и недостаток,
где вещества в другом соотношении:
те же самые этапы решения:
1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:
2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:
n(N2 ) = m\Mr = 14\28=0.5 моль
3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:
в этом уравнении все не так очевидно, как в предыдущем, поэтому нужно просто прикинуть:
4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:
m(N2O5) = n*Mr = 2* 0.5\5 моль * 108 г\моль = 21 г
______________________________________________________________________________________
Есть задачи, очень похожие на задачи избыток-недостаток,
1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:
здесь у нас возможно 2 варианта — образование средней и кислой соли:
2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:
n(CO2 ) = V\22.4 л\моль = 24.9 \ 22.4 = 1,11 моль
n(NaOH)= m\Mr = 44.4\40 = 1,11 моль
т.к. количество моль веществ одинаково, то делаем вывод, что реакция протекает по схеме образования кислой соли:
4. Вычисляем массу продукта по количеству моль:
m ( NaHCO3) = n*Mr = 1,11 * 84 = 93,24 г
_____________________________________________________________________________________ _
Задачи на избыток и недостаток не трудные, зачастую они являются частью более сложных задач, поэтому все, что нужно сделать, это натренироваться — порешать как можно больше таких примеров, внимательно уравнивая и работая с коэффициентами.
Как понять что в избытке а что в недостатке в реакции
Ключевые слова конспекта: расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; решение задач, когда одно из веществ в избытке.
Вещества реагируют друг с другом в строго определенных количествах. Однако исходные вещества для проведения реакции могут быть взяты в любых количествах. Таким образом, одно из реагирующих веществ может оказаться в избытке, а другое — в недостатке. В этом случае необходимо определить, какое из реагирующих веществ находится в избытке, а какое — в недостатке, и дальнейшие расчеты производить по веществу, находящемуся в недостатке. Это обусловлено тем, что вещество, находящееся в недостатке, прореагирует полностью, таким образом, количество вещества данного реагента нам будет точно известно.
Для того чтобы определить, какое из реагирующих веществ находится в избытке, а какое — в недостатке, необходимо вычислить количества вещества реагентов и сравнить их. Если количества вещества реагентов, участвующих в химической реакции, одинаковы, то в избытке будет то вещество, количество которого больше в соответствии с условиями задачи. Например, если в реакцию, уравнение которой Н2 + Сl2 = 2НСl, взять 0,2 моль водорода и 0,15 моль хлора, то в избытке будет водород, а в недостатке — хлор, так как v(H2) > v(Cl2). Расчет количества образовавшегося водорода в этом случае следует вести по количеству вещества хлора.
Если же вещества реагируют в неравных количествах, то для расчета избытка и недостатка следует учитывать коэффициенты в уравнении реакции. Например, для реакции, уравнение которой 2Н2 + O2 = 2Н2O, отношение количества веществ водорода и кислорода, реагирующих друг с другом, имеет следующий вид:
При использовании количеств веществ, соответствующих условию задачи, это выражение превращается в неравенство, которое и показывает, какое из веществ взято в реакции в избытке. Например, если в рассматриваемой реакции использовать 0,2 моль водорода и 0,15 моль кислорода, в недостатке будет водород, несмотря на то что количество вещества его больше. Это следует из соотношения: 1 • v(H2) Особые трудности возникают в тех случаях, когда в зависимости от того, какой из реагентов в избытке, образуются различные продукты реакции. Например, если углекислый газ взаимодействует с избытком гидроксида кальция, образуется средняя соль — карбонат кальция:
Са(ОН)2 + СO2 = CaCO3 ↓ + Н2O.
Если же в избытке углекислый газ, то в результате реакции образуется кислая соль — гидрокарбонат кальция:
Са(ОН)2 + 2СO2 = Са(НСO3)2.
Поэтому в ряде случаев определение избытка и недостатка следует проводить еще до составления уравнения химической реакции.
В некоторых случаях вещество, взятое в избытке, взаимодействует с одним из продуктов реакции, например при восстановлении магнием оксида кремния (IV) по реакции:
взятый в избытке магний будет взаимодействовать с образовавшимся кремнием:
Такие превращения нужно также учитывать при решении задач.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача № 1. Сколько граммов поваренной соли образуется при сливании растворов, содержащих 24 г гидроксида натрия и 14,6 г хлороводорода?
Задача № 2. Вычислите массу хлорида железа (III), образующегося при взаимодействии 14 г железа и 5,6 л (н. у.) хлора.
Задача № 3. Водород, полученный при разложении 12,6 г гидрида кальция водой, пропустили над 40 г нагретого оксида меди (II). Определите массу образовавшегося металла.
ЗАДАЧИ с КРАТКИМ ОТВЕТОМ
Ответ. m(AgCl) = 50,2 г.
Ответ. m(CuO) = 24 г, оксид меди (II).
Ответ. V(газа) = 11,2 л.
Ответ. Раствор останется окрашенным.
Ответ. m(осадка) = 11,48 г.
Ответ. m(осадка) = 35,85 г.
Ответ. m(осадка) = 5 г.
76,9 мл раствора с массовой долей NaOH 40% (р = = 1,43 г/мл). Найдите массовые доли солей в полученном растворе.
Ответ. V(газа) = 31,36 л.
Ответ. m(осадка) = 39,6 г.
Задачи на количества исходных веществ и продуктов реакции (ответы и решения). Выберите дальнейшие действия:
Влияние щитовидной железы на работу организма
Щитовидная железа – орган эндокринной системы. Находится под гортанью перед трахеей. Имеет форму бабочки – две доли с перешейком между ними. Окружена капсулой.
Тиреоидная ткань – ткань щитовидной железы – состоит из фолликулов – пузырьков, заполненных белком тиреоглобулином. Средний размер здорового органа в норме – 5*6*2 см.
За что отвечает щитовидная железа
Щитовидная железа хранит йод и вырабатывает тиреоидные гормоны трийодтиронин Т3 и тиреоидин Т4 (йодированные производные аминокислоты тирозина), а также гормон кальцитонин. Из фолликулов с током крови эти биологически активные вещества поступают к органам и тканям, где воздействуют на рецепторы клеток-мишеней. Так тиреоидные гормоны влияют на обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы, умственное и физическое развитие, состояние костной ткани.
В частности, они регулируют:
Недостаток тиреоидных гормонов во время беременности у матери может стать причиной недостаточного развития мозга у ребенка.
Нарушения работы
Выработку Т3 и Т4 регулирует тиреотропный гормон гипофиза ТТГ. Работа щитовидки чаще нарушается с возрастом или из-за патологий других органов. При снижении выработки тиреоидных гормонов развивается гипотиреоз. При увеличении синтеза Т3 и/или Т4 диагностируют гипертиреоз, или тиреотоксикоз.
В 70-80 % случаев причины гипертиреоза – патологии щитовидной железы:
Болезнь развивается преимущественно в возрасте 20-50 лет, у женщин в 10 раз чаще, чем у мужчин.
При гипотиреозе замедляется обмен веществ. Состояние в 99 % случаев развивается из-за поражения щитовидки – травматического, лучевого, инфекционного или аутоиммунного, а также из-за дефицита йода в организме или приема некоторых лекарств. У 1 % пациентов причина гипотиреоза – поражение гипоталамуса или гипофиза. Поражения гипофиза сопровождаются повышением уровня ТТГ.
Симптомы недостатка и избытка гормонов щитовидной железы
Гипотиреоз | Гипертиреоз |
---|---|
Замедленный пульс меньше 60 ударов в минуту | Учащенный пульс выше 90 ударов в минуту |
Ломкость, сухость и выпадение волос | Ранняя обильная седина, истончение ногтей и волос |
Повышенная зябкость конечностей | Усиленное потоотделение, непереносимость жары |
Лишний вес на фоне нормального питания | Снижение веса при нормальном питании |
Снижение аппетита | Повышение аппетита |
Тошнота, рвота, запоры, чрезмерное газообразование | Рвота, поносы или запоры |
Повышение уровня холестерина | Нарушения ритма сердца |
Нарушения менструального цикла | Светобоязнь, пучеглазие, чувство песка в глазах |
Утомляемость, слабость, сонливость | Утомляемость и мышечная слабость |
Эмоциональная подавленность | Дрожание рук |
Сухость кожи, желтушность. | Истончение кожи |
Отечность конечностей и лица | Нарушения сна |
Заторможенность мышления и речи | Увеличение щитовидки |
Снижение артериального давления | Повышение артериального давления |
Головные боли | Обильные и частые мочеиспускания, сильная жажда |
Хрипота, отечность гортани, затруднение дыхания и нарушения слуха | Снижение потенции у мужчин и нарушения менструального цикла у женщин |
Прерывистый сон, бессонница, гипотермия | Беспокойств, чувство страха, повышенная возбудимость и раздражительность, повышение температуры тела |
Гипотиреоз у детей может вызывать необратимые нарушения. Если врожденный гипотиреоз не лечить до 2-х лет, развивается умственная отсталость, кретинизм, карликовость.
У взрослых гипотиреоз может провоцировать вторичные патологии – сахарный диабет, ожирение, гипертонию, болезни почек, сердца и сосудов. Гипертиреоз у взрослых сопутствует остеопорозу, умственным нарушениям, заболеваниям ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.
Признаки нарушения работы щитовидной железы
Чтобы заподозрить болезни щитовидной железы на ранних стадиях, рекомендуется ежемесячно проводить самоосмотр. Внешне щитовидки не должно быть видно. Даже незначительное увеличение – повод обратиться к врачу эндокринологу.
Бывает, что размер органа не меняется, но наблюдается резкий набор веса или похудение при обычном питании, плаксивость, увеличение глазных яблок, дрожание пальцев рук и потливость, ощущение кома в горле и затрудненное глотание. При перечисленных проблемах также обратитесь за консультацией к специалисту.