Как понять что вами манипулируют
10 признаков того, что вами жестоко манипулируют
Психопаты и нарциссы – это не выдумка, это реальные люди, которые окружают нас. Они работают, общаются и иногда кажутся весьма успешными. Посредством исследований доказано, что около 4% руководителей имеют расстройства психики.
Не допускайте, чтобы манипуляторы пользовались вами в своих целях. Мы расскажем вам, как распознать токсичного человека и сберечь собственную психику.
Как распознать манипулятора
1. Газлайтинг
Наиболее коварная манипуляция, это стратегия с употреблением трех основных фраз – «ты что, с ума сошла?», «ты все придумываешь!», «этого не было!». Такие словосочетания разрушают вашу веру в себя и чувство реальности. Произносят их те, кто стремится любым способом оправдать свое жестокое поведение. Вы сможете «удержать удар», если будете сознательно находиться в реальности. Все сказанное агрессором вы вправе рассказать друзьям или записать, чтобы сформировать поддержку и дать отпор злоумышленнику.
2. Проекция
Агрессоры всегда утверждают, что неприятная ситуация возникла не по их вине, а по вашей. Они всегда перекладывают ответственность на плечи других. Это своеобразный защитный механизм, попытка оправдать свои не лучшие черты характера или безобразное поведение. Выход – подавляйте чувство сострадания и эмпатии к такому человеку, в противном случае вас начнут жестко эксплуатировать.
3. Обобщения
Рассмотрим пример – представьте, что вы пристыдили коллегу за не обдумывание возможных последствий принятых решений. Манипулятор в этом случае скажет, что вы обозвали его «бомбой замедленного действия». Вы всего лишь предупредили, что при возникновении конкретных обстоятельств сделка может сорваться, а манипулятор донес босу, что вы заведомо назвали сделку провальной. И здесь дело не в том, что человек не понял вас, а в обобщении им противоположной точки зрения. Манипуляторы не будут слушать ваши аргументы, не будут даже пытаться понять все нюансы, а предпочтут сделать свои собственные выводы, причем быстро. Происходит это из-за их интеллектуальной лени. Решение – всегда конкретизируйте ситуацию и оспаривайте выводы манипулятора.
4. Тактика «перемещения ворот»
Это помогает им убедить всех вокруг, что у них есть весомые основания быть недовольными вами. Даже если вы предоставили все возможные доказательства собственной правоты и выполнили все, чтобы удовлетворить просьбу агрессора, он поставит перед вами новую планку, повыше. Он всегда будет требовать от вас еще больших вложений. Решение – не вступайте в такую игру, поскольку вы уверены в себе и точно знаете, что сделали все, что от вас зависит. Не пытайтесь еще что-то доказать такому человеку, вы ни в коем случае не должны чувствовать себя ущербными.
5. Смена темы
Эта тактика позволяет агрессору увильнуть от ответственности. Такие люди всегда стараются избегать разговоров о том, что они сами являются виновниками всех своих неудач. И подобная манипуляция может продолжаться бесконечно, а если вы позволите, что она будет мешать вам решать конкретные задачи. Для отпора воспользуйтесь методом «заигранной пластинки» – все время повторяйте очевидные факты и не поддавайтесь маневрам агрессора. При разговоре можете прямо заявить – «я говорю не об этом, предлагаю вернуться к реальной проблеме».
6. Оскорбления
манипуляторы всегда используют откровенное хамство, но вы не должны терпеть унижений. Если вас обзывают и оскорбляют – немедленно перестаньте общаться с этим человеком. Манипуляторы прибегают к такому методу, потому что им не хватает ума использовать способы воздействия более высокого уровня.
7. Клевета
Если манипулятору сложно оказать прямое давление на вас, он будет пытаться повлиять через общее окружение. Он обвинит вас во всех бедах, а сам будет играть роль мученика. Клевета – это средство для разрушения вашей репутации. Агрессорам нравится разжигать споры между другими людьми. Не стоит поддаваться провокациям, не позволяйте агрессору добиться успеха и не ведите себя так, как он того требует.
8. Обесценивание
Если ваш знакомый агрессивно отзывается о ком-либо в вашем присутствии, если он обесценивает другого человека, то велика вероятность, что со временем вас постигнет та же участь. Причем часто эта тактика поведения прослеживается не только в деловой, но и личной сфере жизни. Решение – осознать действие этого механизма и минимизировать общение с токсичным человеком.
9. Агрессивные шутки
Манипуляторы всегда их используют и в каждой такой шутке есть определенное скрытое намерение. На вас счет отпускают злобные комментарии? И когда вы обижаетесь, то делают вид, что это всего лишь невинная шутка? Будьте уверены – вы находитесь под влиянием манипулятора и вас обязательно обвинят в отсутствии чувства юмора. Не думайте оправдывать обидчика, невинные шутки не вызывают чувства унижения.
10. «Треугольник»
Токсичные люди всегда стремятся отвлечь вас от своих далеко не благих намерений, просто переключив внимание на другого человека, якобы угроза исходит от него. Так создаются «треугольники», манипулятор может сказать, что некто отзывается о вас плохо. Причем третья сторона зачастую – это тоже жертва агрессора, но никак не ваш враг. Сделайте ответный ход и заручитесь поддержкой третьей стороны, вместе сопротивляться действием манипулятора гораздо легче.
Зная о таких тактиках, вам удастся очистить свое окружение от токсичных личностей. Берегите свои нервы и не общайтесь с теми, кто вызывает у вас неприятные чувства. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как распознать манипуляции и противостоять им
«Уступите мне, пожалуйста, место» — это просьба. «Мог бы бабушке и место уступить!» — это манипуляция. Почувствуйте разницу.
Манипуляции вызывают неприязнь и портят отношения. Но зачастую и манипулятор, и его собеседник вовлекаются в эту «игру» совершенно неосознанно. Хорошо, что существует универсальный способ занять в ней место тренера и направить беседу в нужное русло — чтобы выиграли все. Об этом способе и пойдёт речь в статье.
Что такое манипуляция
«Проект нужно доделать именно сегодня, иначе вы сорвёте продажи в этом месяце», — услышала я от заказчика и совсем растерялась.
Изначальные договорённости были другими. Теперь придётся отменить планы на вечер, да и несправедливо возлагать ответственность за продажи целой компании на одного человека, к тому же стороннего исполнителя. Я рассчитывала на оплату своих услуг и интересный кейс для портфолио, а в результате — несправедливость, обида и жалость к себе. Как же я оказалась в такой неловкой ситуации, под давлением?
Это была чистая манипуляция. Заказчик пытался — в своих личных интересах и без учёта моего мнения — руководить моими действиями и ситуацией в целом.
Манипуляция — такой вероломный захват территории. Это скрытое управление другим человеком, использование его в качестве неодушевлённого ресурса без свободы слова и голоса, без права на признание его чувств и эмоций. Манипуляция возникает, когда один из участников контакта обессилел, находится в позиции слабого или, говоря языком психологии, «ребёнка». Тогда манипулятор давит и искажает факты, и это вызывает у собеседника дискомфорт.
Маркетолог, преподаватель, исследователь вселенских законов. Люблю делиться жизненным опытом. Мыслю масштабно, действую смело. Рассказываю о мягких навыках и чуткости к себе.
Как отличить манипуляцию от просьбы
Отбросив чувства в сторону, я написала на листке бумаги, что произошло. Заказчик:
Манипулятор всегда действует однообразно. Он создаёт историю, факты в которой искажены. Его цель — захватить управление вами. Поэтому ваша реакция на псевдоисторию играет решающую роль в созданной ситуации.
Важно отличать манипуляции от обычных просьб. Последние звучат конкретно, корректно и всегда оставляют вам право выбора. Вы полностью свободны, можете отказаться и ответить собеседнику: «Нет, сейчас это не входит в мои планы» или «Извини, я не могу тебе помочь». При этом не будете испытывать чувства вины, стыда или похожих неприятных эмоций.
С манипуляцией же всё обстоит с точностью наоборот. Собеседник управляет вами и ситуацией через угнетающие чувства. Важно помнить, что их рождает выдуманная история, которая нереальна. А значит, у вас нет повода для беспокойства.
Манипулятор пытается лишить вас здравомыслия, вызывая:
Интересно, что при этом манипулятор выворачивает ситуацию так, что его намерения выглядят благими или как минимум нейтральными. Со стороны может даже казаться, что он жертвует своими интересами. А вы будете чувствовать протест, будто по вашим личным границам ударили тараном. Поэтому важно быть чуткими к себе. Особенно женщинам: их чувствительность очень высока, они легко становятся жертвами своих эмоций и идут на поводу у манипулятора. (Это подтверждается исследованием Gender differences in personality traits across cultures: Robust and surprising findings.)
Простые примеры для сравнения:
Как бороться с манипуляцией
Вовлекаясь в манипуляции, вы разрушаете сами себя, вредите целостности своей личности, жертвуете своими интересами и желаниями ради корысти других людей. Это приносит разочарование и боль, ухудшает вашу жизнь и отношения с окружающими. Вы можете вызвать у них сочувствие и жалость, но они перестают вас уважать. А грамотная «игра», здоровая реакция на манипуляцию, наоборот, повышает уважение и вызывает интерес к вашей личности.
Не соглашаясь на нарушение своих границ, вы показываете свою ценность — это поднимает самооценку. Развивая привычку смело отражать нападения манипуляторов, вы формируете свою новую реальность. Новая позиция покажет окружающим, как с вами нельзя обходиться. Вы больше не согласитесь жертвовать собой, и это непременно повлияет на улучшение уровня жизни. В итоге только вы отвечаете за свою жизнь — никто не может влиять на вас, управлять вами и распоряжаться вашим временем, силами, жизненным ресурсом.
Если вами манипулируют, можно действовать двумя способами:
1. Признание. В мягкой форме обозначить границы, затем уточнить и признать реальную ситуацию, без борьбы и агрессии.
В моём случае можно было перезвонить и озвучить следующее: «Когда вы вешаете трубку, не дождавшись моего согласия, я не знаю, продолжать ли работу над проектом. На сегодняшний вечер у меня планы, и я не могу уделить время вашему заказу. Прошу вас заканчивать разговор, когда мы договорились (обозначение границ). Поясните, пожалуйста, как именно я сорву продажи (уточнение реальной истории)».
Когда вы уточняете факты, история манипулятора «разваливается», и остаётся лишь разделить ответственность. Например, так: «Давайте вернёмся к нашим изначальным договорённостям. По возможности я постараюсь ускориться, но обещать этого не могу». Так — после расставления точек над i, спокойно и без агрессии — собеседники достигают договорённости. Выигрывают оба: заказчик получает качественную работу, исполнитель — оплату и кейс в портфолио.
2. Зеркало. Отразить манипуляцию зеркально в форме шутки, а после предложить манипулятору «надеть ваши ботинки». Опять же без злобы и надменности, но с чувством собственного достоинства.
Существовал и такой вариант реакции: «(в шутливом тоне) Армагеддон Иннокентьевич, представьте, если ваши партнёры, как в Зазеркалье, начнут вести переговоры с телефонных гудков. Будет ли вам понятно, что они имеют в виду? (Зеркальное отражение без злобы.) Как вы будете чувствовать себя, если вам скажут сделать что-либо, не поинтересовавшись вашими планами и желанием? (Предложение оказаться на вашем месте.)»
Стоит взывать к осознанности и чувству справедливости собеседника, когда он к вам лоялен и готов прочувствовать на себе ваше положение.
А я выбрала первый вариант, он был более уместным. С заказчиком нас связывали исключительно деловые отношения, к тому же не хотелось нарушать субординацию. В результате такого разговора мы вернулись к прежним договорённостям и до сих продолжаем сотрудничество.
Если честно, я благодарна случившемуся. Ситуация показала, что сознательное отношение к манипуляциям может поднять отношения на новый уровень и сделать их крепче.
Как распознать и остановить манипуляцию
Они ловко внушают нам чувство вины, шантажируют, угрожают, льстят… Мы выполняем их пожелания или приказы в ущерб себе, будто лишившись воли. Такие игры порой длятся годами, отравляя жизнь. Предлагаем восемь простых правил, чтобы обезопасить себя от манипуляции.
Манипуляторы умеют точно вычислить наши слабые места и используют их против нас. С помощью хитрых уловок заставляют служить своим целям в ущерб нашим интересам. Единожды преуспев, не оставляют нас в покое до тех пор, пока мы не решимся дать отпор. Оказаться жертвой манипуляций крайне неприятно. Чтобы защититься от них, следует соблюдать правила безопасности.
1. Помните о своих правах
Пожалуй, это главное правило. Необходимо осознать свои фундаментальные права, уметь отслеживать, когда они нарушаются, и защищать их. Каждый из нас имеет право:
Эти фундаментальные права обозначают границы вашего личного пространства.
2. Держите дистанцию
В общении манипулятор постоянно меняет маски: с одним человеком он подчеркнуто вежлив, с другим — вызывающе груб, в одной ситуации абсолютно беспомощен, в другой крайне агрессивен. Заметив, что кому-то свойственны подобные крайности, держитесь от этого человека на безопасном расстоянии и старайтесь не вступать с ним в контакты без необходимости.
Причины манипулятивного поведения сложны и коренятся в детском опыте. Исправлять, перевоспитывать или спасать манипулятора не ваша задача.
3. Не принимайте его слова на свой счет
Задача манипулятора — играть на ваших слабостях. Неудивительно, если рядом с ним вы начинаете ощущать свою неполноценность и даже обвинять себя в том, что не соответствуете его требованиям. Отследите эти чувства и вспомните, что проблема не в вас.
Вами манипулируют, чтобы заставить чувствовать себя недостаточно хорошим, а значит, готовым подчиниться чужой воле и отказаться от своих прав. Обдумайте ваши отношения с манипулятором, ответив на вопросы:
Ответы на вопросы помогут понять, в ком проблема — в вас самих или в другом.
4. Задайте ему проверочные вопросы
Манипуляторы одолевают просьбами или требованиями, заставляя забыть нас о себе и переключиться на их нужды. Услышав очередной необоснованный призыв, переместите фокус внимания на манипулятора.
Задайте ему несколько проверочных вопросов. Так вы поймете, обладает ли он хоть какой-то самокритичностью, чтобы осознать несправедливость своих притязаний.
Задавая эти вопросы, вы как бы ставите перед ним зеркало, и манипулятор может разглядеть в «отражении» истинный смысл своего запроса. Если он обладает хоть малой долей самокритичности, то скорее всего отступит. Хотя, конечно, встречаются и совершенно безнадежные персонажи, которые не станут слушать вас и продолжат настаивать на своем. В таком случае воспользуйтесь следующими советами.
5. Не спешите!
Еще один излюбленный прием манипуляторов — добиваться от вас немедленного ответа или действия.
В ситуации нехватки времени им легче управлять вами и достигать своих целей. В терминологии специалистов по продажам это называется «Закрыть сделку». Если вы чувствуете, что на вас давят, — не торопитесь принимать решение. Используйте временной фактор в своих интересах, дистанцируйтесь от попыток давить на вас.
Вы сохраните контроль над ситуацией, всего лишь сказав: «Я подумаю над этим». Это очень действенные слова! Возьмите паузу, чтобы оценить все за и против, и взвесьте, хотите ли вы продолжать обсуждение и достичь более справедливой договоренности, или же лучше вообще сказать «нет».
6. Учитесь говорить «нет» — дипломатично, но жестко
Умение говорить «нет» — важнейшая часть искусства коммуникации. Внятно сформулированный отказ позволяет твердо стоять на своем, сохраняя при этом нормальные отношения с визави. Вы имеете право устанавливать приоритеты, не испытывая при этом чувства вины.
7. Дайте отпор обидчику
Порой манипуляторы доходят до прямых издевательств, пытаясь запугать жертву или причинить ей вред. Главное, что надо помнить: подобные люди цепляются к тем, кого считают слабаками, пассивными и уступчивыми.
При этом многие обидчики трусливы, и как только намеченная жертва начинает проявлять твердость и отстаивать свои права, манипулятор чаще всего отступает. Это правило работает в любом сообществе — в школе, в семье, на работе.
Привлеките других людей как свидетелей или для поддержки. Противостоять обидчику нужно сообща
Как показывают исследования, многие обидчики сами когда-то были жертвами насилия. Это обстоятельство, конечно, их не оправдывает, но о нем важно помнить, чтобы хладнокровнее относиться к их нападкам.
8. Расскажите ему о последствиях
В ответ на грубое вторжение в ваше личное пространство и нежелание слышать ваше «нет» расскажите манипулятору о последствиях его действий. Умение прогнозировать и убедительно сформулировать возможные последствия — одно из самых сильных средств, позволяющих вывести манипулятора из игры. Это ставит его в тупик и заставляет переменить отношение к вам на уважительное.
Как понять, что нами манипулируют
Все мы порой манипулируем другими и позволяем манипулировать собой. Чаще всего это происходит неосознанно и не причиняет особого вреда. Но порой манипуляция становится опасной и приобретает форму психологического насилия. Как ее распознать и научиться ей противостоять, объясняет поведенческий психотерапевт Зан Виллинес.
Эмоциональная манипуляция разрушает самые близкие отношения, а тот, кто попадает в эту ловушку, чувствует себя растерянным, никчемным, беспомощным. Конечно, все мы порой манипулируем друг другом, зачастую совершенно непреднамеренно. Кроме того, это понятие настолько размыто, что под него можно подогнать любое поведение, даже такое естественное, как плач голодного младенца.
Что такое манипуляция
Это любая попытка повлиять на чье-то эмоциональное состояние, с тем чтобы заставить совершить некое действие или испытать необходимые чувства. В личных взаимоотношениях такое бывает постоянно, и не только там. Рекламодатели манипулируют эмоциями потенциальных покупателей, чтобы вызвать у них желание приобрести товар. Политики — избирателями, чтобы заполучить их голоса, убедить в фальшивых заверениях или навязать нужное мнение.
«Все мы манипуляторы, — говорит психолог Мелисса Стрингер. — При этом часто речь идет о социально приемлемой манипуляции — например, улыбке и зрительном контакте, здоровых способах завязать дружеские отношения. Но когда приемы используются для того, чтобы выставить себя в лучшем свете и установить над кем-то власть, — это совсем другое».
Люди, которые это делают умышленно, чаще всего стараются уйти от прямолинейных разговоров о своих потребностях или взаимных желаниях, боясь показаться уязвимыми.
12 распространенных приемов манипуляции
Манипуляторы изобретают сотни тактических ходов, и разгадать их намерения бывает нелегко. Однако в общей сложности все сводится к довольно очевидным способам.
1. Демонстрировать сильные чувства, чтобы подчинить себе другого
Например, абьюзер может попытаться форсировать романтические отношения. Он будет окружать жертву любовью и делать красивые жесты, чтобы та утратила бдительность или почувствовала себя обязанной.
2. Играть на чужих слабостях
Излюбленный прием рекламодателей: так косметические компании навязывают клиентам мысль, что они непривлекательны или стары. Распространена эта тактика и в личных отношениях: к примеру, когда один партнер внушает другому, что его больше никто никогда не полюбит.
3. Лгать и тут же отказываться от своих слов
Манипуляторы способны утопить жертву в потоке лжи. Если их уличают в обмане, они уверяют, что не говорили ничего подобного, или выдумывают новую ложь.
4. Преувеличивать и обобщать
Трудно возразить тому, кто заявляет: «ты меня никогда не любила» или «ты никогда не старался». Конкретные претензии можно обсудить, а расплывчатые обвинения оспорить куда сложнее.
5. Уклоняться от темы
Если человека критикуют за неприемлемые поступки, он может попытаться отвлечь от себя внимание и перевести разговор в другую плоскость. Часто это выражается в такой форме: «Лучше посмотри на …». Скажем, один из супругов обеспокоен, что партнер употребляет наркотики, но в ответ слышит, что надо лучше заботиться о ребенке.
6. Менять правила игры
Это происходит, когда человек постоянно выдвигает новые критерии, которым надо соответствовать, чтобы его все устраивало. Допустим, постоянно высмеивает коллегу за манеру одеваться. Если тот меняет стиль, заявляет, что ему ничего не светит с такой прической или таким акцентом, и так далее.
7. Запугивать, чтобы управлять
К примеру, угрожать или применять физическую силу.
8. Самоутверждаться за чужой счет
Чтобы унизить других или обесценить их жизненный опыт, люди невротического склада часто пытаются убедить окружающих, что тем недостает ума.
9. Проявлять пассивную агрессию
Такое поведение включает множество стратегий, например перекладывание вины или сомнительные комплименты. В целом пассивной агрессией называют склонность выказывать недовольство или гнев без явного выражения эмоций.
10. Изводить молчанием
Попросить время на обдумывание решения или сказать тому, кто оскорбил вас до глубины души, что вам больше не о чем разговаривать, нормально. Но игнорировать человека, чтобы наказать или припугнуть, это манипулятивная тактика.
11. Газлайтинг
Изощренная форма манипуляции, при которой человека заставляют сомневаться в адекватности восприятия реальности. Например, мучитель может отрицать факт насилия и рассказывать жертве, что у нее плохо с памятью.
12. Привлекать союзников
Жестокий родитель может призвать на помощь других членов семьи, чтобы те напомнили ребенку, чем ради него пожертвовали. Под социальным давлением немудрено почувствовать вину и перестать жаловаться на плохое обращение. Манипуляторы умеют комбинировать разные приемы или переключаться между ними в зависимости от контекста.
Почему люди манипулируют окружающими
Не всякая манипуляция злонамеренна, даже если причиняет вред. Люди прибегают к такому поведению по нескольким причинам.
«Чаще всего манипуляторами становятся те, кого не научили навыкам эффективного общения. Бывает и хуже: их наказывали, когда они пробовали выражать свои потребности или желания. В результате изначальный смысл человеческих отношений исказился, и перевесили стратегии, направленные на избегание любых просчетов. Соответственно, цель достигается двумя основными путями: непрямая коммуникация и отказ от ответственности за свои действия», — подчеркивает Стрингер.
Как защититься
Если вы поняли, что не раз поддавались манипуляциям, вы тут ни при чем. Каждым из нас манипулируют в той или иной степени, и предотвратить это невозможно.
Тем не менее есть несколько методов, которые позволяют противостоять и обозначать четкие границы.
Жертвам хронической манипуляции и психологического насилия стоит обратиться к психотерапевту. Специалист поможет обнаружить признаки манипуляции, разорвать тяжелые отношения и уменьшить риск попасться в ту же ловушку. Кроме того, вы научитесь выстраивать здоровые границы и пресекать любые попытки вторжения.
Как понять, что тобой манипулируют, и отстоять свои границы?
Манипуляция в общении – это скрытое психологическое воздействие одного человека на другого с целью повлиять на его мысли, чувства и, в конечном итоге, поведение.
Конечно, осознавать, что кто-то на тебя влияет и использует тебя в своих целях, крайне неприятно. Но правда в том, что попытки людей друг другом манипулировать – это естественная часть общения, так уж мы устроены.
Просто научитесь видеть моменты и ситуации, когда вами пытаются управлять. И тогда вы сможете легко и быстро распознавать скрытые мотивы других людей.
А это значит, вы сможете осознанно выбирать, когда повестись на манипуляцию вам выгодно, а когда нарушать ваши границы и манипулировать вами вы не позволите.
Содержание
Вы – манипулятор. И это нормально.
Каждый человек в день делает огромное количество психологических манипуляций, сам того не осознавая и не замечая. Просто посмотрите вокруг, и вы увидите множество примеров:
А сколько всего сыплется на нас в рекламе, с экранов телевизоров и компьютеров!
Есть люди, которым манипуляции не близки, они предпочитают действовать открыто и прямолинейно. Но есть и те, кто в силу характера и воспитания прибегают к манипуляциям постоянно. Человеку, который вырос в семье «потомственных» манипуляторов, освоить другие приемы общения с людьми не так уж просто.
Представьте: мама, папа, бабушка, дедушка постоянно манипулировали друг другом. Это для них так же естественно, как дышать. Как вы думаете, чему в такой семье всё детство учился ребенок?
Кроме манипуляций есть еще несколько частых ошибок, которые разрушают отношения.
Скачайте бесплатно чек-лист по этой ссылке (откроется в новом окне): 10 ошибок (скачать PDF)
Манипуляции как оружие
Самое неприятное в манипуляциях – это нежелание человека признавать, что им манипулируют.
Мы слишком часто пытаемся доказать себе и другим, что наши мысли, слова, поступки – это результат нашего осознанного выбора. При этом практически всегда мы принимаем решения под влиянием других людей и обстоятельств.
Вопрос только в том, насколько сильным будет это влияние, насколько полезным или вредным для вас, насколько вы будете этим влиянием управлять.
Кто-то будет нападать, захватывать чужую территорию, распоряжаться чужими жизнями. А кто-то будет защищаться и защищать тех, кто ему дорог, заботясь о счастье тех, кто рядом.
Да, проблема обычно в том, что на вас влияют именно скрытно, не озвучивая напрямую свои намерения и цели. И совершенно не факт, что эти намерения и цели вам бы понравились и были бы на пользу. Поэтому реальность такова, что уметь распознавать манипуляции жизненно необходимо.
Как понять, что тобой манипулируют?
Есть чувства, которые у нас возникают обычно при манипуляциях и явно показывают, что в ситуации что-то не так. Появляются эти чувства обычно спонтанно и неожиданно, вне зависимости от обстоятельств и реальных событий.
Вот эти 4 маркерных чувства:
Чувство вины
Бывало ли у вас такое, что вы почему-то чувствуете себя очень виноватой?
При этом вы головой понимаете, что вы тут ни при чем, это вообще не ваша ситуация и не ваше дело.
Представьте такую картину.
Уже довольно поздно, вы собираетесь ложиться спать, но тут неожиданно звонит подруга.
Она в слезах начинает жаловаться на жизнь и очень подробно рассказывать, как видела своего прекрасного мужчину с какой-то непонятной женщиной. И вы чуть ли не час стараетесь её выслушать, успокоить, поддержать. И всё без толку.
Потом кладете трубку и кажется, что вы чего-то не поняли, не додали, не помогли…И у вас такое жгучее чувство вины: «Ну как же так! Какая же я после этого подруга!».
Скорее всего, это прилетела манипуляция и чувство вины на вас навесили.
Чувство победительной праведности
Это чувство рождается мгновенно, оно идет вообще мимо головы, вы не анализировали ситуацию, вы не думали.
Оно просто у вас ПОЯВИЛОСЬ.
В этот момент вы точно знаете, кто виноват. Вы точно знаете, что в этой ситуации всем стоит сделать, и поэтому вы сейчас пойдете и наведете там порядок. Потому что «сколько можно, всем пинков надавать и сделать, наконец, как надо!».
Чувство победительной праведности появляется, когда человек устаёт терпеть и переключается из роли Жертвы в роль Преследователя. Подробнее о стандартных ролях в психологических играх прочитайте в статье «Семейные сценарии и треугольник Карпмана – что это?» (откроется в новом окне)
Непреодолимое желание броситься помогать и чувство использованности
Бывает, у кого-то из знакомых, коллег, друзей или близких случилась неприятность.
Скорее всего вас даже не просили о помощи, но вы бросаете все свои дела, начинаете человеку помогать, разруливать его ситуацию, спасать его. Вы сами толком не понимаете, почему. Просто потому что а как иначе?
В результате вы всю душу вложили, в лепешку расшиблись, человека из неприятностей вытащили, но… Почему-то никто вам даже спасибо не сказал. И появляется такое неприятное ощущение, что об вас просто вытерли ножки и выбросили как ненужную тряпку. Чувство использованности.
Скорее всего вы включились в психологическую игру, где вами манипулируют. Но отследили это довольно поздно.
В лучших традициях психологических игр кто-то прибежал, успешно прикинулся несчастной жертвой и всем своим видом показал: «Давай, спасай меня!». И вы бросились спасать.
Очень обидно, но по всем законам психологических игр вчерашняя жертва очень скоро переключится в роль преследователя и скажет: «Да ты не так уж много для меня сделал, мог бы и получше спасать»
Три условия для помощи, которые защитят от манипуляций
Конечно, бывают ситуации, где помощь кому-то действительно требуется. Бывает, что вложиться временем, силами, деньгами в другого человека – это действительно хорошо, разумно и правильно. Уверена, среди ваших друзей и близких есть люди, которым вы в сложной ситуации поможете с удовольствием и без всяких сомнений.
Чтобы отличать такие ситуации от манипуляций, я предлагаю ориентироваться на три условия «неигровой» помощи.
1. Человек вас сам прямо просит о помощи
Он должен без недосказанности и намеков проговорить это вслух: «Да, мне нужна помощь, помоги мне, пожалуйста».
Если вы понимаете, что рядом с вами человек стеснительный и неинициативный, в крайнем случае вы можете сами поинтересоваться: «Помощь нужна? Тебе помочь?».
И убедитесь, что вы получили прямое согласие. Все эти «ну, я не знаю, в принципе, мне бы помощь не помешала» – это манипуляции.
2. Я хочу помочь человеку больше, чем не хочу
Хотеть всего и сразу – это нормально. Практически в любой даже самой простой ситуации наши эмоции дуальны, нам хочется разного одновременно.
Это может быть обычный утренний подъем по будильнику.
Утро, трезвонит будильник. Вы просыпаетесь, открываете один глаз, отключаете будильник и зарываетесь носом в подушку. Как же хорошо и уютно под одеялом! Но… пора вставать.
Как у любого нормального человека, в этот момент, скорее всего, у вас есть несколько противоречивых желаний. С одной стороны очень хочется поспать подольше, с другой стороны хочется вовремя ребенка в сад отвести и чтобы с работы не уволили.
Наши чувства всегда многогранны и в каждой ситуации, где от нас требуются какое-то решение, у нас есть как минимум 2 – а обычно намного больше – взаимоисключающих желаний.
Какие-то из них понятные и логичные, какие-то, на первый взгляд, совершенно странные и удивительные. Чего-то в этот момент хочется больше, чего-то – меньше.
И каждый раз наша задача – договориться с самим собой.
Есть счастливые люди, которые умеют договариваться с собой честно. Выбирая один из возможных вариантов, они принимают тот факт, что теряют какие-то другие возможности. Они принимают не только плюсы, но и минусы любого своего решения, делают выбор осознанно, с открытыми глазами.
Когда кто-то обращается к вам за помощью, вы будете одновременно и хотеть помочь, и НЕ хотеть помочь. Потому что у каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, свои выгоды.
И поэтому второе условие неигровой помощи звучит так: вы действительно искренне хотите помочь больше, чем не хотите помогать.
3. Человек делает для помощи себе больше, чем вы – для помощи ему
Бывает, что вас просят о помощи не потому, что сами не справятся, а потому, что на чужой шее ехать проще и приятнее, чем вытягивать ситуацию самому.
Поэтому, если вас попросили о помощи, убедитесь, что сам человек делает достаточно много для того, чтобы разгрести свою ситуацию и себя спасти.
Пусть это будет больше хотя бы на 1%, но он должен делать для помощи себе больше, чем вы делаете для помощи ему.
Загляните ко мне в Инстаграм. Самые новые материалы по психологии отношений — там.