Как понять что вышка перегружена
Почему иногда «падает» сеть мобильных операторов?
Доброго времени суток всем любителям телекома. Мы продолжаем рассказывать вам про самые интересные моменты работы сети МТС вместе с директором Департамента эксплуатации конвергентных сетей и сервисов МТС Андреем Серегиным.
Напомним, что в нашем первом посте Андрей Вячеславович рассказал, как работает наш Центр оперативного управления мобильной сетью в Краснодаре. Во втором посте – ответил на ваши вопросы по работе центра. Сегодня Андрей Вячеславович ответит на волнующий всех вопрос, почему иногда «падает» сеть мобильных операторов.
Каждый абонент, рано или поздно, может столкнуться с ситуацией, когда при хорошем уровне сигнала сети не получается позвонить или скачать/отправить информацию. Предлагаю поговорить о причинах такого явления в сотовых сетях и возможностях операторов минимизировать неудобства для абонентов.
На языке технических специалистов такая ситуация называется «локальные перегрузки». В нашей жизни мы тоже часто сталкиваемся с «локальными перегрузками» — будь то на дороге в пятничной пробке на выезде из города или даже в торговом центре в очереди за новым iPhone в ночь старта продаж. На сети тоже могут возникать «узкие места» в какое-то время или в каком-нибудь месте.
Сеть у нас никогда не падает на уровне коммутации или «на транспорте», потому что там всегда поддерживается большая пропускная способность. Проблемы возникают, как правило, на радиоподсистеме. Вот, к примеру, стоит башня с базовой станцией далеко за городом, в чистом поле. В обычной обстановке у нее нагрузка 10 эрланг (непрерывное использование голосового канала) – то есть одновременно всегда говорят 10 человек. Это могут быть, например, бабушки из соседней деревни, дачники, отдыхающие из близлежащего пансионата, водители проезжающих неподалеку автомобилей и т.д. В целом базовая станция может быть рассчитана на 28 звонков одновременно. И вдруг на корпоратив в это поле или пансионат приезжает 50 человек. И все начинают одновременно звонить. Естественно, они «завалят» эту станцию. Это будет сравнимо с тем, как в метро 50 человек одновременно попытаются протиснуться в одну дверь вагона.
Кстати, раз уж речь зашла о метро. У связи в метро есть интересная особенность. Если вы едете в туннеле, а между станциями нет сигнала сети, то по прибытию поезда на станцию ваш телефон, а также телефоны еще сотен абонентов, одновременно начнут устанавливать соединение с появившейся сетью. В этот момент «узким местом» становятся служебные каналы сигнализации. Из-за резко возникшей перегрузки это кратковременно не позволит передавать/принимать данные или совершать звонки.
Через некоторое время лавина сигнализации спадает, и интернет-страницы снова начнут загружаться, а звонки – доходить до абонентов. Но как только поезд отойдет от станции, связь может снова прерваться.
Что же может предпринять в таких ситуациях оператор, заботящийся об абонентах?
В метро лучше всего, конечно, проложить излучающий кабель в тоннеле, чтобы радиопокрытие было непрерывным. Это устранит первопричину проблемы. Можно также побороться с последствиями проблемы, увеличив количество каналов сигнализации или подобрав особенные параметры для базовых станций в метро, снижающие сигнальную нагрузку. Все это делается в зависимости от технических возможностей и инженерных сложностей.
Но вернемся к нашей теме. Естественно, что для решения проблемы перегрузки сети при массовом скоплении абонентов устанавливаются дополнительные базовые станции: непосредственно в пансионатах, бизнес- и торговых центрах, на спортивных стадионах, в развлекательных комплексах. Это так называемые индор базовые станции.
Важно проактивно следить за развитием города или региона и еще на этапе строительства новых объектов прокладывать все каналы связи и устанавливать индор базовые станции. Также необходимо следить за планируемыми крупными событиями: концертами, спортивными играми, форумами, конгрессами и т.д., чтобы заблаговременно оценить возможности сети и успеть их подтянуть до нужно уровня.
В целом это уже привычная, можно сказать, будничная работа каждого оператора. Интересно, что в последнее время операторы стали объединять силы для совместного построения сети высокой пропускной способности в локальных зонах. Наиболее ярко это проявилось при обеспечении связью новых стадионов, строящихся к ЧМ 2018 года по футболу.
Достаточно новой и интересной технологией, внедренной у нас в Москве, является SON (self-organizing network — самоорганизующиеся сети). Среди множества полезных функций SON есть функции, которые помогают избежать «падения» сети. Как это работает? Допустим, какая-то базовая станция вышла из строя — что сделает система SON? Она смотрит на статистику – если трафик распределился между станциями и качество покрытия пострадало незначительно, то она, естественно, ничего не делает. Если SON видит, что трафик «просел», и появилась «дыра» в покрытии и что абоненты со станции, которая выключилась, никуда не перераспределились, то она увеличивает мощность, меняет углы наклона антенн соседних станций, чтобы эту область покрыть сигналом. «Рана» на сети затягивается. Так что SON можно назвать «доктором» для сети.
Аналогично функции «доктора» SON может практически мгновенно изменять параметры базовых станций с целью уменьшения перегрузки на одной базовой станции за счет ресурса соседних. Алгоритм похож на описанный выше, только применяется он не когда БС выходит из строя, а когда находится под чрезмерной нагрузкой.
Новый год
Новогодняя ночь является особенным примером перегрузки сети, которую трудно назвать локальной. В первые часы Нового Года нагрузка на сеть возрастает везде, где есть встречающие Новый Год абоненты. Стоит отметить, что никто в мире не расширяет базовые станции под такой всплеск нагрузки.
При этом на Новый год мы вводим специальные параметры сети, которые позволяют пропускать повышенную нагрузку в ущерб каким-то второстепенным функциям. Например, мы отключаем повторный пейджинг. Что это значит. Если вам кто-то пытается дозвониться – первое, что делает сеть, она ищет вас, рассылая пейджинговые сообщения. Находитесь ли вы в зоне действия сети или нет. Если ваш телефон не ответит на запрос сети, то она еще и еще раз шлет сообщения. Когда в Новый год сеть перегружена, многие запросы или ответы «теряются», и получается, что мы сами себя «заваливаем» повторными пейджингами. Поэтому лучше один раз сделать пейджинг. Если ты не ответил, то человек просто перенаберет. Зато другие дозвонятся.
В последние годы в новогоднюю ночь мы наблюдаем следующую тенденцию: всплески голосового трафика и SMS уменьшаются. Люди реже звонят или отправляют SMS сразу после боя курантов. Сейчас в основном растет передача данных. Люди поздравляют друг друга в соцсетях и через мессенжеры.
Хотя на Красной площади еще бывают перегрузки в новогоднюю ночь. Но в целом в Москве такого аврала, как было лет 10 назад, уже нет. Так что Новый год сейчас проходит довольно «скучно».
В каких случаях 3G/4G-антенна не поможет?
Стоит ли грешить на антенну, если вдруг она не помогла усилить 3G/4G LTE сигнал? Пожалуй, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Конечно, все зависит от честности производителя и характеристик самой антенны. Однако бывают случаи, когда даже не самая плохая антенна может оказаться бессильной с технической точки зрения. В нашем новом обзоре расскажем о причинах, которые ведут к таким последствиям, и о решениях, которые должны помочь.
1. 3G/4G-сигнал сотового оператора полностью отсутствует
В этом случае все предельно просто: прежде чем “что-то” усилить, нужно, чтобы это “что-то” было. Если в точке установки антенны USB-модем (или телефон) вообще не видит 3G/4G-сигнала (и даже не пытается установить соединение), скорее всего, ни одна антенна не поможет. Либо базовая станция оператора слишком далеко, либо на пути сигнала есть непреодолимые преграды.
Решение: поищите более удачное место для установки антенны, желательно поднять ее как можно выше. Кроме того, не забывайте про возможность поменять оператора. Может быть, с другим оператором сотовой связи вы “поймаете” сигнал ближайшей базовой станции, который вполне реально усилить с помощью антенны.
2. Базовая станция перегружена
Допустим, текущее качество сигнала позволяет передавать данные со скоростью 10 Мбит/с, но база отдает только 0,2 Мбит/с. Установка антенны, несомненно, позволит улучшить сигнал и расширить канал связи, и вместо 10 Мбит/с передавать 50 Мбит/с. Но оборудование на базовой станции по-прежнему будет отдавать 0,2 Мбит/с. Конечно, есть шанс, что за счет уменьшения потерь скорость вырастет, например, до 0,4 Мбит/с. Но значительного улучшения вы добиться не сможете.
Решение: попробуйте направить антенну на другую базовую станцию. Почти наверняка с помощью направленной антенны вы сумеете подключиться к другой “вышке” оператора. Возможно, она будет менее загружена, и вы добьетесь успеха. Если не получится, то всегда остается возможность попытать счастья с другим оператором.
3. Нет возможности правильно направить антенну
В условиях городской застройки существует проблема отраженного сигнала. Зачастую у пользователей вообще нет возможности точно направить антенну на базовую станцию.
Нередко пользователи интересуются, можно ли устанавливать антенну на окне, не вынося на фасад. Теоретически — да. Но что, если база располагается в другой стороне, а за окном — другие дома, которые отражают сигнал от базы?
При лучшем стечении обстоятельств антенна будет работать точно также как модем, при худшем — вообще снизит качество сигнала. Скорее всего, антенны с широкой диаграммой направленности (например, HiTE PRO Hybrid) дадут какой-то процент усиления, но он будет незначителен.
Чем уже диаграмма направленности, тем точнее нужно направлять антенну на базовую станцию, и тем хуже она справляется с отраженным сигналом. Например, ширина диаграмма направленности антенны HiTE PRO Grid всего 8°. Поэтому нет смысла использовать такую антенну в условиях плотной застройки.
Решение: попробуйте найти более подходящую точку вне зоны отраженного сигнала, например, на крыше или на другой стороне здания. Благодаря 100-метровому кабелю антенны Ethernet-модификации имеют возможность удаленного размещения. Если вы вынуждены усиливать отраженный сигнал, то лучше использовать модель с широкой диаграммой направленности и небольшим коэффициентом усиления.
4. Антенна не поддерживает частотный диапазон оператора
Российские операторы связи используют сразу несколько частотных диапазонов для 3G и 4G LTE. Антенна должна обеспечивать эффективное усиление на тех частотах, которые использует выбранный оператор в данной местности. Если антенна рассчитана на частоту 2500 МГц, а оператор использует 800 МГц, то от неё будет больше вреда, чем пользы.
Ранее мы уже писали о том, как узнать, на какой частоте работает сеть LTE.
Решение: поменять оператора или купить новую антенну. Возможно, другой оператор сотовой связи поддерживает те же частотные диапазоны, что и ваша антенна. Если нет, без новой антенны тут не обойтись.
Важно! Если по каким-либо причинам вы не знаете, какой частотный диапазон использует ваш оператор, советуем обратить внимание на универсальные мультидиапазонные 3G/4G антенны, которые работают на нескольких частотах.
Как избежать подобных проблем?
Если вы еще не приобрели 3G/4G антенну, чтобы не ошибиться, рекомендуем вам:
Важно отметить, что все антенны HiTE PRO совместимы с ведущими российскими операторами связи: Мегафон, Билайн, МТС, ТЕЛЕ2, Yota и др. Антенны со встроенными модемами не привязаны к какому-либо оператору и могут использоваться с любой SIM-картой.
Узнайте за 3 минуты, какие антенны мы производим, и какая из них нужна именно вам! Объясняем простыми словами, без технических терминов.
Надёжный способ понять что БС перегруженна
Перегрузку БС нельзя отличить от персонального бана/шейпера. Но оба определить легко. Либо низкая скорость при хорошем сигнале. Либо меньшая скорость по сравнению с лимитным телефонным тарифом, у которого в системе как правило высший приоритет.
А само соотношение сигнал шум не меняется?
Так нагрузка понятие растяжимое. Если ты замеришь скорость ночью, наверняка поймешь максимум для той БС или места нахождения. А дальше уже смотришь насколько хуже становится от предполагаемого максимума. Сигнал/шум нужно знать только для потребности в усилении.
А еще, некоторые пидрские операторы типа зеленого делят юзеров на целые касты. Например максимальный приоритет/скорость випам, обычная холопам и остатки рабам (йота). Понять реальную нагрузочную способность и статус БС в таких условиях нереально.
Подключиться к базовке по линку X2
Хм, этож надо ещё толпу ретроградов с ретромобилами согнать в эту локацию по идее?
У меня есть чёткий триггер это выходные vs будни(ну и поздняя ночь vs выходной день да). Пинг повышается больше чем на порядок местами например, а скорость падает примерно в 3 раза.
Открывай консоль модема и кури ат команды. У некоторых емнип можно получить список бс в видимости и выбрать к какой бс подключаться. Если повезёт и в радиусе действия две бс, можно сравнить.
Ещё можно попробовать пинг. В теории при большой нагрузке на бс задержки должны расти, если конечно там с icmp не поколдовали.
В 3G есть понятие «дыхание соты». Когда БС перегружена сигнал в 3G ухудшается, вплоть до того, что пользователя расположенного в отдалении выкидывает и зарегистрироваться в сети невозможно. В отличие от LTE, где такого понятия близко нет. Упирается в наличие качественного канала от БС. Оптика там или радиорелейка до другой станции. Жаловаться бессмысленно. Так как оптика требует капитальных затрат, на малозагруженных или сезонных БС таковые для оператора смысла не имеют.
выходные vs будни(ну и поздняя ночь vs выходной день да)
Такое ощущение что трупут просто шейпить начинают. Это наблюдается стабильно как ровная линия на спидтестах. А вот пинг меняется скачками, от 30 до 350 притом волнами примерно в полминуты, но график я не рисовал кстати.
Судя по карте альтернативная вышка на километр дальше и за двумя водоемами.
Пинг повышается больше чем на порядок местами например, а скорость падает примерно в 3 раза
В одном месте или во всем районе? У йоты то лимиты на БС стоят, если БС у ТРЦ или офисного здания, там к полудню уже лимиты высаживают, канал режется и у всех в зоне БС начинаются лаги. Если ты про Билайн, то у них сеть слабенькая, может хомяков во всем городе еле-еле тянуть. Кароче, нужны конкретные советы, пиши конкретные вводные, на каком опсосе что именно происходит итэдэ, мне тебя пытать лень.
Тех саппорт йоты на ЛОРе? Вот это поворот.
А есть годные барыги на примете?
Пинг проверял только стационарно, в остальных местах о пинге речь не идёт вовсе каком-то стабильном.
Оператор мтс, остальное буду пробовать наблюдать в динамике, но после праздников, т.к. сейчас сравнивать не с чем ибо большие выходные считай.
К сожалению, тут у нас нет необходимых инструментов для диагностики проблемы( Поэтому, пожалуйста, напишите нам в ВК (vk.me/yota), как появится возможность. Либо, если ВК не очень удобен для связи, на почту mail@yota.ru. Обязательно разберемся, что случилось с голосовой связью 👍
Когда у меня был Xiaomi RN2, у меня LTE автоматически не переключался, то есть у других операторов все работает, у йопты нет. Саппорт позорно слился. Как и при любых других проблемах.
А есть годные барыги на примете?
Самый именитый Юсуф. Но он берет дорого. Брэнд типа 🙂
Сеть достаточно мощная, шейпинг маловероятен. На псевдобезлимитах могут прикрутить кислород после 150-300 гб в месяц, но не на всех тарифах.
В принципе у меня нечто подобное было с еле2, без нагрузки скорость под 40, днем в нагрузке опускается до 5-10. Но это общая нагрузка на сеть.
Вопрос какова вероятность получить приоритет, при использовании корпоративных тарифов?
Дык, йота внутри тоже пилит трафик: Если сначала запустить спидтест на мобиле, может и 60мбит выдать… сразу после этого запускаем с модема, на компе- 15 мбит.
Когда на компе проседает до 3-5 мбит (когда бс перегружается), на телефоне этого перегруза не заметно! Именно поэтому, не вижу смысла платить более, чем за 10мбит безлимит.
И это я живу в центре города, где у многих есть оптика… вот в пригородах (где люди в СНТ живут)- настоящая жопа!
На спидтест все операторы пускают трафик с высшим приоритетом. Поэтому при любых проблемах тычут пальцем как макаки и УМВР. Но йопта и тут была первой, кто пропускал спидтест мимо шейперов.
какова вероятность получить приоритет, при использовании корпоративных тарифов?
На спидтест все операторы пускают трафик с высшим приоритетом. Поэтому при любых проблемах тычут пальцем как макаки и УМВР. Но йопта и тут была первой, кто пропускал спидтест мимо шейперов.
Дык, я ещё и на яндекс интернетометре проверял 🙂 На нём ближе к правде, даже если спидтест безбожно завышает.
Как вести себя при перегрузке сотовой сети? Советы от операторов
Сотовая связь стала для нас столь естественной, что мы уже испытываем серьезный дискомфорт, когда в привычных местах и ситуациях она вдруг становится недоступной. Массовые акции, чрезвычайные происшествия – все это усиливает нагрузку на сотовые сети компаний, и абоненты вместо успешного соединения получают сообщения вроде «сеть занята». Как правильно вести себя в подобных ситуациях? И существуют ли привилегии на «первоочередной звонок» для отдельных категорий абонентов?
После трагических событий 11 апреля мы задали эти вопросы крупнейшим белорусским операторам сотовой связи.
О сотовой сети и нагрузках
Но сперва немного теории. Сотовые сети рассчитаны на определенную нагрузку и в каждой точке могут обслуживать (предоставлять возможность разговора или передачи данных) некоторое конечное число абонентов – обычно это сотни человек. Однако нагрузки в определенных случаях (чрезвычайные происшествия, концерты, массовые акции и т.д.) могут резко возрастать по сравнению с обычными для данного места значениями.
Это значит, что если из одного небольшого района (например, с площади) будут одновременно звонить или принимать звонки сотни абонентов, то дозвониться (им или к ним) удастся не всем. Надо учитывать и нагрузку на сеть в том районе, где находится тот человек, кому вы звоните, и суммарную нагрузку на маршрутизатор оператора…
Операторы отслеживают работу своих сетей постоянно и в случае пиковых нагрузок принимают меры – сознательно ухудшают качество связи (half-rate) с тем, чтобы обслужить большее количество абонентов, производят другую настройку сетей. Однако против тысяч одновременных звонков из одного и того же места при серьезном увеличении нагрузки на сеть в целом (11 апреля все бросились звонить близким) не попрешь – отказы в обслуживании неизбежны.
Как вести себя при перегруженной сотовой сети?
– Не пытайтесь совершать слишком много попыток дозвона в минуту, не используйте автодозвон;
– Используйте 3G-телефон (в режиме «автоматического выбора сети») в зоне 3G-покрытия оператора;
– Используйте SMS, но не отправляйте их большим потоком;
– Используйте 3G-передачу данных, если этот сервис доступен (для общения через Skype, ICQ, e-mail);
– Если есть возможность – покиньте место массового скопления людей.
Теперь рассмотрим эти вопросы подробнее. Как вести себя, когда мобильная сеть перегружена, а надо срочно дозвониться?
Если не получается дозвониться, но работает передача данных (хотя для нее приоритет, как правило, ниже, чем для голосовых звонков) – попробуйте воспользоваться Skype либо другими средствами интернет-общения. Обратите внимание: пользоваться передачей данных есть смысл только в том случае, если ваш телефон поддерживает 3G, вы находитесь в зоне действия 3G-сети и подключены к ней. Передача же данных в 2G-сети (технологии GPRS/EDGE) при серьезной нагрузке на сеть будет практически невозможной.
В крайнем случае можно использовать SMS – даже если звонки не проходят из-за перегруженности сети, сообщения отправляются по служебным каналам, перегрузить которые гораздо сложнее. Однако слишком большой поток сообщений от всех абонентов может замедлить работу SMS-центра оператора и сообщения будут задерживаться в очереди. Поэтому не пытайтесь разослать SMS сразу всем контактам телефонной книжки.
Ну и конечно, если у вас есть возможность – покиньте место массового скопления людей, даже 100-300 метров в условиях плотной городской застройки могут значить многое для качественной работы сотовой сети.
Существуют ли привилегии у тех или иных абонентов?
Теперь поговорим о «привилегированных абонентах». Постоянно после периодов серьезной нагрузки на сотовые сети в форумах попадаются комментарии вроде: «у меня дешевый тариф, поэтому я не мог никуда дозвониться, а у Васи – дорогой, он дозванивался без проблем«.
Да, действительно, подобные возможности в стандарт GSM заложены. Абонентов можно делить на категории («обычный приоритет», «высокий приоритет» и т.п.) в соответствии с технологией «enhanced Multi-Level Precedence and Pre-emption service (eMLPP)». Но, как официально заявляют крупнейшие GSM-операторы Беларуси, она не используется в их сетях.
«У нас нет приоритезации трафика. Сеть velcom имеет достаточный запас по емкости, чтобы обеспечить абонентам качественную связь даже в условиях нарастающего объема трафика. Однако, когда речь идет о лавинообразном одномоментном увеличении нагрузки в сети, абоненты могут испытывать кратковременные перегрузки в локальных местах сети«, – подчеркивают в velcom.
«Компания МТС не осуществляет приоритезацию трафика по отдельным абонентам. Для увеличения пропускной способности сети специалисты компании отключают ряд дополнительных функций, которые в обычном режиме гарантируют качественный сервис«, – сообщили нам в пресс-службе оператора.
«Технически использование «приоритезации» как голосового, так и дата-трафика возможно, но в настоящий момент эта функция не применяется, все наши абоненты находятся в равных условиях«, – отмечают в life:).
Это неофициально подтверждают и технические специалисты крупнейших компаний.
Почему не используется? Вопрос отдельный. Вероятно, причин несколько. Они могут быть как юридическими, так и техническими. Например, Закон «Об Электросвязи» прямо указывает, что «Юридические и физические лица имеют равные права на пользование услугами электросвязи на территории Республики Беларусь» (статья 46). Хотя уже в следующей статье видим: «Для отдельных категорий лиц при пользовании услугами электросвязи законодательством могут устанавливаться льготы и преимущества в очередности оказания услуг электросвязи«. Технические причины могут быть связаны с разнообразием оборудования в сети каждого из операторов и особенностями реализации тех или иных возможностей (установки для абонентов разного приоритета) в устройствах различных производителей.
Итого
Пользуйтесь сотовой связью разумно и без паники – даже в случаях перегрузки сети. Ну и искренне желаем, чтобы эти рекомендации были вам полезны не чаще чем раз в год – по приятному поводу, на Новый год.