Как понять что за ткань
Как определить вид ткани?
Доброго времени суток, дорогие читатели блога!
Все производители тканей маркируют свою продукцию. Как правило, на рулонах есть бирки, на которых указана информации о производителе и о полотне в рулоне. Такую маркировку можно увидеть и в самом начале рулона, краской набито прямо на ткани.
Правила маркирования тканей регламентированы специальными международными организациями и стандартны для всех производителей. Это могут быть и полные названия волокон, но, как правило, используют сокращенные названия.
Из статьи «Волокнистый состав ткани» (ссылка на статью в блоке ссылок ниже) мы узнали, как маркируются волокна хлопка, льна, шерсти, шелка, а также волокна искусственные и синтетические.
А вот так производители текстильных полотен сообщают потребителям их продукции о смешанном волокнистом составе ткани. Первой идет информация о волокне, которого больше всего в полотне. Дальше по убывающей. Например, 70% хлопка(CO), 25% вискозы(VI), 5% эластана(EL). И т.д.
Если волокон поровну, то их располагают произвольно. 50% хлопка(CO), 50% вискозы(VI), или 50% вискозы(VI), 50% хлопка(CO).
Если волокон в полотне меньше 5%, то они обозначаются как другое волокно или другие волокна.
Если в полотне только одно волокно, то часто вместо 100% — го «чего-то там» пишут All PES или All PL. Что в данном случае означает 100% ПЭ — полиэстер.
Как определить вид ткани?
Конечно, было бы хорошо, если бы все продавцы тканей, на бирках к образцам тканей, указывали все данные о них. Не только ширину полотна, но и состав ткани, и особенности ухода (усл. знаками). Для конечного потребителя, тоесть для нас с вами, эта информация была бы, не только познавательной, но и очень даже необходимой. Нам было бы легче делать выбор, опираясь на знания о свойствах конкретной ткани. А зная ещё и особенности ухода за определенной тканью уже можно строить какие-то планы на ёё «употребление». Но, увы, пока это лишь мечты.
В такой ситуации можно попытаться самим определять, что собой представляет та или иная ткань. Из какого волокна изготовлено её полотно. И прежде всего, по внешнему виду ткани.
Зная свойства тканей можно визуально и достаточно точно определять, с какой тканью нам предстоит иметь дело. Например, по сминаемости, по осыпаемости открытых срезов, по толщине полотна и т.д.
Вернее всего определить происхождение волокна можно по характеру его горения. Для этого нужно взять одну ниточку (например, из припуска на швы) и просто поджечь. Удобнее всего спичкой.
Однородные полотна или из хлопковых, или из льняных или из вискозных волокон.
Ниточка «чистого» хлопка, льна и вискозы горит быстро, ровно и ярким желтым пламенем. При этом распространяется запах сожженной бумаги. От сожженного волокна остается зола светло-серого цвета, которая очень легко и быстро рассыпается в руках.
Однородные полотна или из шелковых или из шерстяных волокон.
И чистошерстяная и чисто шелковая нить горит медленно, а после вынесения из огня только тлеет. При этом источается запах жженого пера. После сгорания на конце волокна образуется черный спекшийся хрупкий шарик.
Однородные полотна из ацетатных, триацетатных волокон.
Нитка горит быстро, желтым пламенем и сворачивается в маленькие бурые наплывы (шарики), пахнущие уксусом. А если спичку с огнем убрать, волокно перестанет гореть, будет медленно тлеть и выделять струйки дыма. Бурые шарики после охлаждения легко раздавливаются пальцами.
Ещё волокно ацетатного и триацетатного шелка можно «вычислить» сделав пробу на ацетон. Ниточка ацетатного и триацетатного шелка в ацетоне через некоторое время растворяется.
Полиамидное волокно.
Полиамидное волокно начинает давать усадку уже при поднесении к пламени. Прямо в пламени огня волокно начинает плавиться, и загорается слабым голубовато-желтым пламенем. При этом выделяется белый дым с запахом сургуча. На конце волокна образуется мягкий шарик — смола.
Полиэфирное волокно.
Полиэфирное волокно горит слабо-желтым пламенем с копотью. На конце нитки образуется твердый шарик чугунного цвета.
Полиакрилонитрильное волокно.
Полиакрилонитрильное волокно горит вспышками и интенсивнее чем полиэфирное и полиамидное волокна, с большим количеством копоти. На конце нитки образуется шарик неправильной формы который легко раздавливается пальцами.
Труднее определять природу волокна в смешанных тканях. Для этого нужно выдергивать нитку, как из основы, так и из утка. Определять их тип и в дальнейшей работе и при уходе за этим полотном ориентироваться на более мягкий режим стирки, сушки, утюжки из двух рекомендованных.
Надеюсь, что теперь у вас не будет сложностей с определением волокна, из которого сделана купленная или задуманная в планах ткань.
Всего хорошего! С уважением, Милла Сидельникова!
Как отличить натуральную ткань от синтетической
К сожалению, многие леди совершенно не умеют определять состав ткани и зачастую носят синтетику, вполне уверенные в том что это шёлк. Да и как возможно это сделать, когда всё покупается на бегу, а выдернуть пару ниточек из изделия не позволит ни один продавец.
В этой статье вы научитесь простым методам определения состава тканей. Эти знания могут пригодиться вам в повседневной жизни, а также быть полезными при выборе материалов тем, кто увлекается рукоделием.
Но для начала немного терминологии..
Сами ткани состоят из переплетения нитей, а нити в свою очередь из волокон. Именно состав волокна так важен для нас.
Ткань состоит из переплетения двух систем нитей – основных (или долевых) и уточных. Уток всегда перпендикулярен кромке ткани, а основа всегда параллельна.
Если обе нити состоят из одного волокна, то такая ткань чистая по составу (однородная) – это может быть чистольняное изделие или чистохлопковое и т. д. (если шерсть содержит не более 10% синтетики для улучшения свойств, то такая ткань тоже считается чистошерстяной.
Хватит премудростей – перейдём к делу!
Если вы идёте в магазин тканей, то возьмите с собой спички. Конечно не надо устраивать лабораторные испытания на месте. Но, прихватив пару ниточек из образца (это не трудно сделать в большом зале) выйдите на улицу, а если вы покупаете дорогую ткань, то продавцы не должны вам препятствовать в проверке состава. Замечательно, если вы смогли достать отдельно нить утка и отдельно нить основы, но простой пучок тоже подойдёт.
Смачиваем пальцы в воде или слюне, скручиваем нити в виде фитиля и поджигаем. Самое главное – это определить характер горения волокна.
Если вы доверяете консультантам магазина, то такой подход будет излишним. Но при покупке с рук – лучше проверить! Данный метод обычно всегда обоснован в Индии и других восточных странах. Если вы хотите определить готовое изделие – постарайтесь найти пару ниточек в шве, которые очень легко достать. Этот опыт также будет полезно провести тем, кто сомневается в уже купленной ткани. Для чистоты эксперимента в домашних условиях вытащите нитки из утка, сделайте мини-фитиль и подожгите. Повторите данную процедуру для нитей основы. В результате вы получите полную и достоверную информацию о материале.
Итак, характер горения различный у всех волокон:
— хлопок даёт запах жжёной бумаги, тлеет образуя белый дымок и серый пепел, горит интенсивно жёлтым пламенем, видны даже искорки. Если раздавить конец фитилька между пальцами, то кроме золы вы ничего больше не почувствуете, поскольку это натуральное волокно;
— лён горит почти также как хлопок, только тлеет хуже;
— шерсть горит медленнее хлопка, потрескивая и спекаясь в тёмный пористый шарик, который рассыпается при прикосновении, не тлеет. Запах волокна – это запах палёных волос, жжёного рога;
Если при горении шерсти выделяется копоть, то это примесь лавсана или нитрона, если вы чувствуете запах бобов – примесь капрона, если к запаху шерсти примешивается запах жжёной бумаги, образуется наплыв и виден мерцающий уголёк, то это примеси вискозы или ацетата.
Коконы тутового шелкопряда.
— шёлк горит почти так же как шерсть с тем же специфическим запахом. Как и у всех натуральных волокон при раздавливании конца фитиля между пальцами кроме золы вы ничего чувствовать не должны.
Хлопок, лён, шерсть и шёлк – это натуральные волокна.
— вискоза горит так же как и хлопок;
— ацетат и триацетат даёт наплыв тёмного цвета, кислый уксусный запах и жёлтое пламя. Волокно тлеет выделяя дымок. Наплыв легко раздавливается пальцами.
Вискоза, ацетат и триацетат получены химическим путём но из природных веществ (целлюлозы), поэтому их называют искусственными волокнами.
— капрон (нейлон 6 или перлон) при горении плавится, даёт усадку (сжимается) застывает в форме твёрдого и тёмного шарика, выделяется белый дымок и запах сургуча;
— лавсан (полиэстер) медленно горит выделяя копоть и образуя твёрдый шар;
— нитрон (акрилик) горит интенсивно выделяя чёрную копоть и чёрный наплыв неправильной формы, который раздавливается между пальцами. Горение происходит вспышками;
— хлорин и поливинилхлорид обугливается, но не горит. Даёт усадку (сжимается) и выделяет запах хлора;
— винол при горении даёт усадку (сжимается) и твёрдый наплыв светло бурого цвета.
Капрон, лавсан, нитрон, хлорин, винол, спандекс (эластан, лайкра), нейлон (анид) и поливинилхлорид получены в результате синтетических соединений и поэтому называютсясинтетическими волокнами.
Всегда растирайте потухший фитиль между пальцами! Если есть примесь синтетики, то вы обязательно почувствуете твёрдые шарики.
Но как быть если ситуация не позволяет определить характер горения? На этот случай есть иные способы определения состава ткани, но они потребуют от вас внимательности и хотя бы небольшого опыта работы с материалами.
— чистый хлопок на ощупь всегда мягкий и тёплый. Если сжать в руке, то ткань сильно сомнётся;
— лён тоже легко мнётся. Если присмотреться к ткани, то льняные нити часто неоднородны по толщине. Сам материал смотрится более блестяще и гладко чем хлопок, но зато драпируется намного хуже. На ощупь ткань твёрдая и прохладная. Лён плохо растягивается по утку и основе;
— шерсть не мнётся;
— шёлк очень приятный, пластичный, тёплый и мягкий на ощупь, мало мнётся. Обладает приятным блеском.
Синтетические волокна электризуются (ацетатные тоже), на ощупь ткани жёсткие и холодные. Синтетика часто имеет шероховатую поверхность, и если у вас сухая кожа, то вы легко это почувствуете. Натуральные ткани быстро принимают температуру тела, а синтетические всегда будут холодными.
— вискоза сильно мнётся. Волокно обладает ярким «шёлковым» блеском (если оно без добавок), мягкое и приятное на ощупь, легко драпируется, не электризуется;
— капрон (нейлон 6 или перлон) или лавсан (полиэстер) делает ткань скользкой, нити легко раздвигаются и сам материал осыпается;
— нитрон (акрилик) имеет шерстеподобные волокна.
Есть также способы определения состава ткани в повседневной жизни: при стирке, сушке или утюжении.
— хлопок на свету желтеет со временем, при стирке даёт усадку, сохнет долго и равномерно, быстро впитывает воду. При утюжении запах натуральной ткани очень приятный и свежий, волокно также не боится высоких температур. В воде хлопок становится более прочным и его труднее разорвать.
— шёлк со временем разрушается на свету. При кипячении теряет блеск и прочность;
— вискоза в отличие от хлопка становится менее прочной при увлажнении и легко поддаётся гниению, но впитывает воду лучше;
— капрон очень быстро сохнет, при утюжении надо быть очень осторожными, поскольку ткань имеет свойство быстро плавится. Воду волокно не впитывает;
— лавсан по свойствам похож на капрон, но плавится только при высоких температурах;
— хлорин так же как и капрон легко деформируется даже при 65-70 градусах;
— винол быстро загрязняется и имеет большую усадку при стирке чем хлопок, а также подвержен внешнему дефекту – пиллингу (образованию катышков).
Проведём эксперимент с двумя образцами тканей: чистошёлковой и синтетической.
В первом случае волокно горит медленно, неохотно, образуя на нитях чёрные пористые шарики, не тлеет и зола легко раздавливается между пальцами – всё это, а также запах палёного пера, говорит нам о том, что перед нами натуральный шёлк.
При рассмотрении вблизи можно видеть неравномерность некоторых нитей – это не недостаток, наоборот, именно в химически произведённых тканях нить всегда ровная. Материал имеет приятный блеск. На ощупь он тёплый и приятный.
Во втором случае волокно горит, образуя чёрный твёрдый шар который невозможно раздавить между пальцами. При горении можно наблюдать чёрную копоть. Запах искусственный. Такие характеристики однозначно говорят нам о синтетической ткани – лавсане (полиэстре).
При осмотре ткань на ощупь холодная и неприятная, нити легко раздвигаются, материал скользкий, осыпается и электризуется.
Как определить вид ткани по внешнему виду и на ощупь
Если в магазине на ценнике написано «лен», то это совсем не значит, что перед вами действительно лен. Вполне возможно, что это чистая синтетика, имитирующая льняное полотно. И надпись «кашемир» не гарантирует наличие шерсти в ткани. Производители ткани научились выдавать синтетику за лен, вискозу за шерсть…Поэтому, как говорится, доверяй, но проверяй.
Проверить вид волокна точнее всего пробой на горение. Но в магазине ткань жечь не будешь, поэтому важно уметь определять волокнистый состав материала по внешнему виду, на ощупь и пробой на смятие.
Рассматривая ткань, обращайте внимание на толщину, гладкость и блеск нитей, на жесткость — пластичность полотна. И прислушивайтесь к тем ощущениям, которые возникают при прикосновении к ткани.
Для пробы на смятие ткань сжать в кулак на 30 сек, затем отпустить и разгладить рукой. Характер складок поможет определить состав ткани.
Ткани из хлопковых волокон
Ткани из хлопковых волокон теплые на ощупь, слегка шероховатые, сухие. Их прикосновение к телу комфортно.
Ткани из длинноволокнистого хлопка (например, хлопчатобумажный батист) тонкие и более гладкие, поэтому может появиться ощущение шелковистости, но эта шелковистость еле уловимая, совсем не такая как у штапельных полотен.
Хлопчатобумажные ткани сильно сминаются, после разглаживая рукой, складки не исчезают. Добавление синтетики уменьшает образование складок.
P.S. Новые хлопчатобумажные ткани часто имеют жесткость, гладкость и даже легкий блеск из-за нанесенного на них аппрета, который во время стирки смывается.
Ткани из льняных волокон
Ткани из льняных волокон по внешнему виду и на ощупь похожи на хлопчатобумажные, но чуть жестче и прохладнее.
Льняные нити часто неравномерные по толщине, т.е. имеют утолщения на отдельных участках. А еще льняная пряжа может иметь небольшой блеск из-за особой граненой формы льняных волокон.
Льняные ткани плохо окрашиваются, поэтому им свойственные неяркие цвета: голубой, светло-зеленый, бледно-желтый… Если льняная ткань яркого цвета, то там добавки других волокон. Возможно даже, что льна нет совсем.
Льняные ткани сильно сминаются, образующиеся складки очень устойчивые, трудно разглаживаются не только рукой, но и утюгом. Поэтому в состав льняных тканей вводят синтетику.
Если ко льну добавлен хлопок или вискоза, ткань мнется также сильно, но разглаживается легче.
Ткани из натурального шелка
Очень приятные и мягкие на ощупь, имеют мягкий глубокий блеск, не похожий на резкий блеск тканей из химических волокон.
Ткани из креповых шелковых нитей (крепдешин) шероховатые за счет особого вида крутки нитей, блеск очень сдержанный, но все равно заметен.
Тонкие ткани из натурального шелка практически невесомые и их можно продеть через обручальное кольцо. Я проверяла, у меня получалось, хотя казалось, что это невозможно.
Неокрашенные ткани приятного кремового оттенка.
Ткани из натурального шелка сминаются не сильно, складки при разглаживании рукой постепенно исчезают.
Ткани из шерстяных волокон
Ткани из шерстяных волокон дают ощущение тепла и колючести. Не всегда можно уловить колючесть ладонью, поэтому можно прикоснуться к ткани более нежным местом, например, щекой или шеей.
Шерстяные ткани шерстистые, т.к. на поверхности торчат кончики шерстяных волокон. Их может больше или меньше в зависимости плотности и переплетения ткани, а также используемого вида волокна (шерсть тонкая, полутонкая, грубая, полугрубая).
За счет пушистости шерстяной пряжи шерстяные ткани матовые без блеска. Блеск появляется при неправильной утюжке и интенсивной носке на местах, которые испытывают постоянное трение (локти, колени..)
На чистошерстяных тканях при смятии образуются мягкие складки, исчезающие при разглаживании рукой.
На шерстяных тканях с добавлением растительных волокон образуются крупные рельефные складки, не исчезающие при разглаживании рукой.
На шерстяных тканях с добавлением синтетики образуются крупные кладки, исчезающие при разглаживании рукой.
Ткани из искусственных волокон
Ткани из искусственных нитей на ощупь жестковатые и холодные. Блеск резкий холодный, синтетический.
Ткани из штапельной пряжи по внешнему виду и на ощупь похожи на хлопчатобумажные, но более гладкие и шелковистые. Очень сильно сминаются, при разглаживании рукой складки не исчезают.
Подробнее про штапель читайте здесь
Ткани из синтетических нитей
Современная текстильная промышленность развивается и постоянно предлагает новые виды волокон, нитей, пряжи, переплетений, отделки полотна, поэтому ткани из синтетических нитей очень разнообразны по внешнему виду. Они могут быть, как явно синтетическими, так и имитировать натуральные.
Блеск у гладких синтетических тканей более резкий, чем у натурального шелка.
Синтетические ткани хорошо сопротивляются смятию. Образующиеся складки хорошо разглаживаются.
На ощупь синтетические полотна как бы «отстраненные», т.е. менее приятные и более холодные, чем натуральные. Но это порой такой трудноуловимый нюанс, который доступен только тем, кто много работает с тканями.
Единственный верный способ определить синтетическая ткань или нет, это провести пробу на горение. При горении синтетики всегда происходит оплавление.
Тренируйте свое умение чувствовать ткани. Это очень полезный навык, особенно для тех, кто шьет, т.к. позволяет предсказать поведение ткани во время шитья и носки, а значит и предупредить возможные неприятности.
СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВАШИМ ДРУЗЬЯМ ЭТО БУДЕТ ПОЛЕЗНО? ПОДЕЛИТЕСЬ С НИМИ В СОЦСЕТЯХ!
Как выбрать качественные вещи с хорошим составом? Учимся читать бирки.
А большинство потребителей просто не задумываются о составах, отдавая предпочтение лишь модному дизайну.
Так что сегодня предлагаю разобраться в основных видах материалов, которые чаще всего заявлены на бирках, и их свойствах. А заодно подробно рассмотрим, к какому виду одежды лучше всего подходит та или иная ткань в чистом виде. И когда искусственные волокна в составе идут на пользу.
Натуральные ткани являются органическими, изготавливаются из сырья растительного и животного происхождения. Такие ткани отличаются хорошей износостойкостью, высоким качеством, хорошо держат тепло, отводят влагу и просто идеальны для нашей кожи. Одежда из натуральных тканей выглядит дорого, приятна в носке, служит дольше и наиболее комфортна. Само производство натурального волокна стоит дороже, а значит и ценность вещей с таким составом всегда выше.
Это как питаться органическими продуктами))
😕 мнется,
😕 может давать усадку при неправильном уходе.
😕 в вязанных изделиях из 100% хлопковой нити могут быстро вытягиваться рукава, но все возвращается в прежнюю форму после стирки.
Из 100% хлопка лучше всего приобретать платья, нижнее белье, рубашки, юбки, легкую верхнюю одежду, типа тренча.
Лучше всего отдать предпочтение легким платьям, блузкам, нижнему белью из шелка.
😕 вытягивается в период носки, но восстанавливается после стирки.
Из-за сильной сминаемости данный материал целесообразнее рассмотреть в смесовом варианте. Иначе неопрятный внешний вид гарантирован.
Данные виды тканей отличаются хорошей сохранностью тепла, не мнутся. Шерсть достаточно плотная, нежная, мягкая, часто двусторонняя, отлично подходит для изготовления свитеров, брюк, костюмов, верхней одежды и головных уборов. Устойчива к загрязнению, хорошо абсорбирует влагу.
😕 при воздействии больших температур дает усадку.
😕 при неправильной сушке может вытянуться.
😕 предпочтительна химчистка.
Искусственные ткани с «натуральной» характеристикой
😕 в зависимости от производителя иногда ткань может быть достаточно рыхлой.
В качестве 100% состава лучше всего носится в легких летних платьях и водолазках.
😕 дает небольшую усадку после стирки.
Из лиоцелла отшивается огромное количество видов одежды: брюки, рубашки, платья, белье и т.д. Отлично зарекомендовал себя в качестве альтернативы хлопковому дениму.
Смесовый текстиль изготавливается путем смешения разных видов тканей, чаще всего натуральных и синтетических, что значительно улучшает качество материала.
На ярлыках таких изделий в графе «состав» два, три и более компонентов.
Смешение волокон разного состава позволяет значительно повысить эксплуатационные качества натуральных тканей и сделать их более доступными по цене. Это не относится к тканям, где в составе заявлена исключительно синтетика.
Так, например, шерсть, при всех своих плюсах, крайне плохо держит форму. Но если добавить хлопок, ткань станет более плотной и «стоячей», а если добавить немного синтетики, то шерстяная ткань не будет кашлатиться и приобретет красивый блеск, при этом сохранив свои натуральные качества.
Пример качественной пальтовой ткани. Основная ткань на 80% натуральная. Подклад состоит из 100% дышащей ткани с натуральными характеристиками. |
Отличный состав: ткань состоит на 79% из хлопка. |
К счастью, больше не работает схема, где за хороший состав надо платить больше. Я прекрасно вижу, как дешёвый акрил продается за 100 р и за 10 000. За одну и ту же сумму теперь можно получить две вещи с совершенно разным составом ткани. Кстати, это касается и премиальной категории товаров. Разница лишь в том, что за более натуральным изделием придется погоняться и, возможно, где-то пожертвовать супер-дизайном.
И тут уже выбор за Вами. За что Вы готовы платить?