Как понятно объяснять что либо ребенку
Как объяснить ребенку, что можно рассказывать, а что не стоит
Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности.
Иногда малыши могут поставить нас в смешное, а порой и неловкое положение, заявляя на публике то, что не стоило делать достоянием гласности. Коронный номер: произнести во всеуслышание фразу, сказанную папой себе под нос, или воспроизвести бабушкину любимую поговорку про незваных гостей неожиданно нагрянувшим родственникам.
Как научить ребенка «хранить тайну»?
Как же объяснить ребенку, что не все, что он слышит в кругу семьи, стоит повторять при посторонних?
Как показать ему разницу между тем, что он может произнести вслед за Вами, и тем, что не предназначено не только для других, но и для него самого?
Когда впоследствии Анюте пытаются объяснить, что так говорить не следует, она отвечает, что «папа всегда так говорит», и с этим трудно спорить.
Аня, искренне, не желая никого обидеть, произнесла то, что не раз слышала от папы. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что слышали от нас в подобной ситуации. Им пока не понятно, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что не будут услышаны.
В таких ситуациях можно объяснить ребенку, что когда мы из-за чего-то сердимся, то иногда нам требуется произнести какие-то слова, но не для других, а для себя, чтобы выразить свою злость.
Часто, дети с замечательной непосредственностью пересказывают окружающим истории из нашей личной и семейной жизни. Воспитательницы, друзья и родители друзей порой выслушивают забавнейшие откровения наших чад. Эта болтливость порой беспокоит, но на самом деле ребенок не хочет Вас огорчить.
Все, что малыш видит и слышит дома, для него часть его жизни, и, рассказывая о вас, он, таким образом, говорит о себе. Ребенок уверен: все происходящее в семье имеет к нему отношение, идет ли речь о финансовом положении или о сложностях между мамой и бабушкой.
Ничто не ускользает от внимания детей, не тешьте себя иллюзией, что взрослая жизнь им непонятна и неинтересна.
Внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, Вы можете задеть чувства ребенка, ведь он обожает бабушку. Жалуясь на мужа лучшей подруге, Вы также рискуете нарушить равновесие ребенка, ему важно знать, что его папа «самый-самый».
Дети необыкновенно восприимчивы по отношению к нам, нашему эмоциональному состоянию, и даже погрузившись в игру или мультики, все слышат и запоминают. Иногда пересказывая, не слишком понятные им разговоры другим взрослым, они ожидают реакции на свой рассказ. Таким образом, бессознательно, они пытаются понять, что происходит и как к этому относится.
Иногда он может начать рассказывать о чем-то при Вас, чтобы обратить Ваше внимание на волнующие его темы. Возможно, он чувствует себя недостаточно включенным в жизнь семьи, и нуждается в том, чтобы Вы объяснили, с чем связаны те или иные события, и сказали ему о том, что Вам понятны его переживания и тревоги.
Неосторожное слово вылетело, и от Вас ждут извинений? Не ругайте ребенка, ведь он повторяет Ваши слова, извинитесь вместо него, разделите с ним ответственность за создавшуюся ситуацию.
Спокойно обсудите с ним происшедшее, когда останетесь наедине. Объясните, что иногда, не желая того, мы можем огорчить людей, сказав лишнее – иногда нужно промолчать. Если Вы узнали, что ребенок рассказывает окружающим о Вашей личной жизни, объясните ему, что это касается только членов семьи. Скажите ребенку, что если он хочет поделиться какими-то семейными событиями с друзьями или воспитателем, то ему стоит посоветоваться с Вами.
Даже если Вы сердитесь или испытываете неловкость, не обвиняйте его, а попытайтесь выяснить, почему ребенку было важно рассказать о том или ином событии. Возможно, чтобы поразить приятелей, привлечь внимание воспитательницы, или вызвать жалость у родителей друга.
Постарайтесь не слишком бурно реагировать на «откровенность» ребенка. Если он поймет, что его слова и поступки имеют силу, он может повторить опыт с единственной целью – спровоцировать Вас.
Только со временем он научится понимать, что можно рассказывать, а что не стоит.
Ведь и взрослые не всегда умеют быть деликатными. И в присутствии детей порой выдают секреты об их личной жизни. Часто взрослые, обсуждая детей, жалуются на них или выражают обеспокоенность тем, что ребенок чего-то не умеет или не знает, таким образом, раня его и лишая поддержки. Представьте себе, какое острое чувство стыда испытывает ребенок, когда Вы рассказываете соседке, что он описался прошлой ночью или что Вы до сих пор кормите его с ложки.
Сложно будет научить ребенка уважению к личной жизни близких, не проявляя уважения к его жизни. Если Вы хотите рассказать о чем-то в присутствии ребенка, спросите его, не будет ли он против, что некоторые подробности о нем узнает кто-то еще. Старайтесь не ранить его самолюбие неосторожными замечаниями.
Для ребенка трех–четырехлетнего возраста важно гордится своими достижениями, чувствовать себя умелым, а Ваши критические высказывания могут лишить его инициативы. Кроме того, в этом возрасте социальные связи ребенка расширяются – он идет в детский сад, где у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами.
Ребенку еще трудно понять, для чего нужно хранить секреты, ведь если он обладает каким-нибудь важным знанием, ему обязательно нужно им со всеми поделиться.
Необходимость сохранять какую-то информацию в «запечатанном» виде вызывает такое сильное волнение, что с ним трудно справиться.
Ведь и нам взрослым знакомо ощущение, когда нас так и распирает от захватывающей новости. Найдите для ребенка повод «потренироваться» в хранении секретов, он обязательно должен быть связан с положительными эмоциями, каким-то радостным событием.
Близится папин день рождения, и он вместе с Вами выбирает подарок? Воспользуйтесь этой возможностью и научите его хранить секреты.
«Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе». «Твой папа любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет».
Таким образом, Вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что Вы доверили ему тайну.
Обязательно объясните ребенку, что существуют вещи, которые нельзя утаивать, о которых совершенно необходимо рассказать родителям.
опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Автор: Наталья Богданова
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Развитие речи. Как научить ребенка ясно выражать свои мысли Часть 1
Развитие речи очень важный момент в процессе воспитания детей. Трудно научить ребенка правильно выражать свои мысли, если сами мы не умеем этого. Если мы столбенеем от одной только мысли, что необходимо кому-то и что-то объяснить, либо попросить что-то, то как мы можем с положительным результатом заниматься развитием речи? Но в любом случае нам придется этому учиться. Давайте я опишу метод, который помог мне в свое время не только в развитии речи ребенка, но и помог научить дочь ясно и понятно излагать свои мысли, пожелания, чувства и эмоции.
Началось все с того, что когда дочери было 2 года, мы проходили комиссию для поступления в садик. Логопед, осмотрев нас, поставила диагноз: «Задержка речевого развития ребенка. Ребенок в 2 года должен уметь говорить развернутыми предложениями». Наша же дочь умела говорить только отдельные слова и то редко. Обычно она ограничивалась тем, что показывала пальцем на то, что ей нужно. Т.к. я знаю своего ребенка, то я естественно, понимала ее без слов и не задумывалась даже, что ей нужно ещё и развивать речь, учиться говорить намного лучше, чтобы её понимали другие люди.
1. После встречи с логопедом я проанализировала свое поведение и поняла, что для развития речи у дочери мне нужно больше разговаривать с ней. И я начала все действия облекать в слова. Беру ложку и говорю: «Я беру ложку» и т.д. В первое время это невыносимо трудно, но только первое время. Быстро привыкаете к тому, что с ребенком нужно всё проговаривать, всё нужно объяснять и пояснять.
При развитии речи так же хорошо помогают детские игрушки. Очень удобно развивать речь с помощью различных игрушек, особенно при помощи разных слоников, осликов, машинок и т.д. Берете такую игрушку и говорите:
А через какое-то время, когда ребенок вам покажет на слоника, спросите: «Кто это здесь?»
Через 1,5 месяца дочка стала говорить правильно и развернутыми предложениями.
— Я тебя не понимаю. Говори словами, что тебе нужно и зачем?
— Я хочу пить, дай стакан с водой.
— В теперь понятно. Так всегда и делай, но не забывай сказать «пожалуйста и спасибо».
— А что это?- спрашиваю я.
Тогда я называю слово и прошу повторить свою просьбу.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста.
— Правильно, так и проси и добавляй зачем.
Вот и результат. Внятно попросила и внятно обосновала.
2) Для таких-то целей..
1. Мне нужна фото-рамка.
2. Я хочу ее рассмотреть.
3. Потому что мне интересно, кто там сфотографирован.
Потом я стала объяснять дочери, как выражать свои эмоции. Если тебе что-то не нравится, надо сказать так:
1. Мне не понравилось то-то …
3. Я почувствовала то-то …
Если ребенок что-то просит, требуйте, чтобы объяснил зачем. Сначала он не сможет даже объяснить, часто не задумывается сам, зачем что-то хочет взять. Потом уже будет не просто объяснять, но и сам задумываться, зачем ему это действительно нужно и нужно ли на самом деле.
Как – то мы пришли в гости к моей подруге. У нее сын, ровесник моей дочери (на тот момент 4 года). Они ушли к нему в комнату, мы сидим на кухне. Пообщавшись с подругой, я стала собираться домой, зову дочь. Оделись, подруга ей говорит:
— Приходи в гости еще.
— Приду, когда вы воспитаете своего сына.
Подруга, справившись с шоком, спрашивает:
— И что же тебя не устроило?
— Мне не понравилось, что он толкнул меня, когда я взяла его игрушку. Я ударилась, и мне было больно.
— Хорошо, я поговорю с ним.
Вот и все. Так моя дочь научилась ясно и понятно объяснять свои чувства и эмоции.
Умение объяснять: как научиться понятно говорить?
Понятное объяснение – наука или искусство?
Умение объяснять считается естественной способностью человека. Оно используется в разных сферах жизни. Родители рассказывают малышам, откуда берутся дети. Учителя внедряют основы наук в головы учеников. Продавцы-консультанты продвигают товары. Руководители мотивируют подчиненных. Бизнесмены ищут инвесторов. Политики успокаивают народ. Каждого из нас хоть раз спрашивали, как пройти, просили раскрыть идею обосновать свое мнение, описать мотивы поступков или причины нарушения договоренностей.
Доходчивое устное объяснение – настоящее искусство! Многие люди уверены, что владеют им от природы. А те, кому достигнуть понимания не удалось, грешат на умственные способности партнера по общению. Между тем, психологическая наука накопила большое количество материала о том, как научиться понятно говорить. Хотите эффективно доносить свои мысли до коллег, начальника, друзей и просто незнакомых людей? Тогда, эта статья для вас.
Преимущества, которые получает индивид, приобретая умение объяснять:
— удовольствие от процесса и результата коммуникации;
— заинтересованность со стороны слушателей;
— объединение усилий единомышленников;
— воплощение своих идей, гарантированное достижение целей;
— общественное признание своих достоинств.
Большинство людей совершают распространенную ошибку, незамедлительно приступая к объяснению. Развернутая схема объяснения выглядит следующим образом: подготовка – оформление – представление. Прежде чем устное объяснение начнет безошибочно попадать в цель с первого раза, придется последовательно освоить три этапа. Потребуются определенные усилия.
Схему удобно применять при планировании предстоящей коммуникации и для анализа уже свершившегося акта. Воспроизведите в памяти случай, когда вы кого-то убеждали. Проследите, была ли проведена оптимальная подготовка? Как были оформлены мысли? Какие способы презентации использованы? Для новичков, интересующихся, как научиться понятно говорить, разделение объяснительного процесса на этапы упростит задачу. Считаете себя гением общения? Схема объяснения поможет убедиться, что реализованы все потенциальные возможности.
После того, как усвоятся и отработаются способы объяснения, произойдет автоматизация навыка. Сократиться уровень сознательного контроля. Первый этап мозг будет осуществлять интуитивно за несколько секунд. Приемы для второй ступени начнут складываться сами собой, из воздуха. А окружающим будет казаться, что вы легко и креативно сразу, на пустом месте приступаете непосредственно к презентации.
Решили убедить сразу группу людей? Помимо перечисленных моментов учтите особенности межличностных отношений. При групповом взаимодействии люди склонны отмалчиваться, скрывать свое личное мнение, подчинятся влиянию лидера или большинства. Другие, наоборот, чувствуя поддержку группы, могут вести себя более агрессивно, бурно реагировать на вполне нейтральные предложения, сопротивляться нововведениям.
Хочешь дать понятное объяснение – учись ставить себя на место другого человека. Определившись с тестом, обратим внимание на начинку. Она должна не только соответствовать вкусам едоков, но и наиболее полно удовлетворять их потребности. Если люди сильно голодны, начинке следует быть сытной. Если народ жаждет новых впечатлений – добавляются необычные ингредиенты. Подходы к объяснению сортируются по тому же принципу.
Что конкретно должны усвоить слушатели? Понятное объяснение отвечает на один или несколько вопросов:
1. ЗАЧЕМ? Мотивирующее объяснение дает представление о важности какого-либо продукта, услуги или знания, о бонусах пользователя.
2. КАК? Функциональное объяснение раскрывает механизм работы, последовательность действий, способы решения.
3. ПОЧЕМУ? Причинное объяснение показывает, при каких условиях происходит желаемое, какие нарушения ведут к негативным последствиям.
4. ЧТО ЭТО? Обобщающее объяснение позволяет проникнуть в смысл явления, понять суть, сформулировать определение, назвать критерии, показатели.
Цель объяснения связана не только с пониманием. Умение объяснять помогает вызывать нужные эмоции, формировать отношение, мотивировать на определенные действия. Хотите вызвать жалость – начинайте оправдываться. Желаете вдохновить – демонстрируйте положительные примеры. Но для начала, определитесь, какой эффект вы рассчитываете произвести.
Почему устное объяснение терпит неудачу?
В повседневном общении мы часто пускаемся в объяснения без всякой подготовки. На нее просто нет времени. Разгневанный начальник, требовательные клиенты, недовольные близкие и любопытные детишки не дадут вам возможности спокойно собраться с мыслями. Кое-как сляпанные пирожки получаются несъедобными и плохо перевариваются.
Типичные промахи, допускаемые неподготовленным оратором:
— Полная идентификация. Объясняющий считает окружающих похожими на себя, предполагает, что людям понравятся именно его любимые пирожки. А это далеко не так. Даже сугубо профессиональная аудитория состоит из людей с разной мотивацией, ценностными установками и стереотипами. По себе людей не судят.
— Проклятие знания. Объясняющий хорошо знает предмет. Ему трудно увидеть, чего можно не знать. А те, кому объясняют, не хотят показаться глупыми. Вопросов не задают, но глаза пустые. В итоге объяснение состоялось, а понимание – нет. Выступающий доволен собой. А зрители недоуменно пожимают плечами.
— Недостаточное понимание. Нередко кто-то берется объяснять то, чего сам до конца не понимает. Есть индивиды, считающие себя экспертами в любой области. Прочитав о чем-то в социальных сетях, готовы приседать на уши всем и каждому. В процессе объяснения некомпетентность обнаруживается достаточно быстро. Для того, чтобы аргументировать свою позицию, необходимо иметь большой личный опыт или черпать информацию из достоверных источников.
— Неоправданные ожидания. Даже доступное устное объяснение терпит фиаско, если объясняющий говорит не о том. Например, начальник подробно разжевывает подчиненным алгоритм выполнения задачи, а те пытаются понять, какую премию получат за выполнение. Или учитель произносит перед родителями пламенную речь о значимости патриотического воспитания, и ни слова не упоминает о методах его осуществления. Родители требуют от ребенка соблюдения определенных правил, не объяснив толком, почему нужно поступать именно так, и что будет «если…».
Тестируем разные способы объяснения
Повторим еще раз, прежде чем начинать устное объяснение, определите желаемый результат и ненавязчиво прощупайте аудиторию. Уяснив, с кем и о чем вести беседу, рассмотрим, КАК реализовать запланированное. Привлекательное оформление идеи – следующий пункт назначения для субъекта, решившего освоить умение объяснять.
Предлагаем простые и эффективные приемы, позволяющие научиться понятно говорить:
— Речь в лифте. Вообразите, что вы и человек, которому адресовано объяснение, едете в лифте. Вам нужно успеть изложить суть своего предложения за 30-60 секунд (50-100 слов). Учитесь начинать с главного, излагать самое основное. Максимально отжимайте воду, откажитесь от ненужных подробностей, опирайтесь на факты. При этом сообщение должно остаться образным и интересным.
— Объяснение для шестилетки. Тренируйтесь менять способы объяснения в зависимости от контекста взаимодействия, рассматривайте проблему с разных точек зрения. Опишите свою идею так, чтобы стало понятно маленькому ребенку, вашей бабушке и признанному эксперту в этом вопросе. Используйте простые слова, приводите примеры, проводите аналогии, вызывайте нужные ассоциации, устанавливайте связи с имеющимся у слушателей опытом.
— Презентация на салфетке. Попробуйте схематично изобразить свою идею на листе бумаги размером с салфетку. Если не получиться с первого раза, создайте максимально подробное описание на доске или ватмане. Затем сократите площадь в два раза и перенесите самое основное. Повторите эту операцию несколько раз. Привлекайте графики, диаграммы, оси времени и координатную сетку. Ограничения подталкивают к творчеству.
— Захватывающая история. Подходящая история помогает уловить смысл объяснения т.к. в ней факты преподносятся через призму личного опыта. Хорошо, если у вас в запасе есть реальный случай из жизни, история, услышанная от кого-то из знакомых или интересные факты биографии знаменитостей. С целью привлекательного оформления своего объяснения, вы можете придумать правдоподобный рассказ, в котором главный герой испытывает определенные трудности и находит способ их преодолеть. А в качестве этого способа и будет описан ваш концепт.
Пробуйте перечисленные способы объяснения в профессиональной деятельности и повседневном общении. Пусть перспективные задумки, правильно оформленные и адекватно представленные, разлетаются как горячие пирожки.
10 вещей, которым вы должны научить своего ребенка, пока он не вырос
Родители часто задумываются о том, какие ценности должны привить своему ребенку. К чему приучить его? Какие навыки общения и социализации необходимы? Ответы не всегда быстро приходят в голову. Вместе с детским психологом Анной Федорчук разбираемся с главными навыками, формирующими характер ребенка и влияющими на его взрослую жизнь.
Анна Федорчук,
детский психолог, «Центр успешных отношений»
1. Владеть языком эмоций (понимать свои чувства и уметь их выражать).
Это первое и самое важное, чему родители должны научить своего ребенка. Почему это важно? Потому что если взрослый человек подавляет свою печаль или гнев, игнорирует собственные чувства, это может привести к депрессии, душевной боли или неконтролируемым вспышкам злости.
К тому же, умение понимать себя во многом помогает выстраивать отношения в будущем, позволяет избежать ситуаций, когда эмоции определяют поведение.
2. Не бояться ошибок и уметь их исправлять
Конечно, любому родителю хочется, чтобы его ребенок учился на чужих ошибках, но без собственных малышу не обойтись. Научиться исправлять их и выносить из них пользу — важный и полезный навык, которому можно обучать с раннего детства. Малыш разлил воду — покажите, где взять тряпку, сломал игрушку — покажите, как починить. Проверяя домашнее задание у школьника, не торопитесь указать на ошибку: пусть найдет ее сам и подумает, как исправить. И не забывайте похвалить за внимательность и умение справляться со своими промахами.
Что это даст? В будущем у такого человека не возникнет страха пробовать что-то новое, а ошибки будут восприниматься как полезный опыт.
3. Быть самостоятельным
Научите ребенка самостоятельно мыслить, самому принимать решения, удовлетворять свои потребности, планировать день и оценивать свои действия. Самостоятельный человек — это психологически зрелая личность.
Но бывает и так, что родители бессознательно воспитывают несамостоятельных детей, чрезмерно опекая их. «Он без меня и суп не разогреет», — возмущается мама 15-летнего подростка, в то время как другая женщина сидит в очереди в поликлинике, чтобы взять талон к врачу для своего 30-летнего сына.
Самостоятельность воспитывается с раннего детства, когда мы разрешаем ребенку выбрать, в каких колготках он пойдет в сад или что он съест на полдник, и главное — принимаем этот выбор. Ребенок становится самостоятельным, когда родители позволяют ему это делать. Задача родителей — по мере взросления ребенка расширять границы его самостоятельности.
4. Нести ответственность за свои поступки
Ребенок должен понимать, какие последствия влекут те или иные его поступки. Детей воспитывают не слова — детей воспитывают последствия. Поэтому родители должны быть последовательны в своих действиях.
Если семья собралась в цирк, а ребенок не одевается и капризничает, то слова «если ты не соберешься, мы опоздаем» не должны быть пустым звуком. Непослушный малыш должен, придя в цирк, увидеть, что представление уже началось, билеты пропали и вместо цирка надо идти домой. Когда мама угрожает: «Если ты не перестанешь бросаться в детей песком, мы уходим с площадки» — важно эти последствия претворять в жизнь.
У родителей есть определенные обязанности: устанавливать ограничения, контролировать соблюдение последствий и делать это с любовью. А ребенок должен активно и напористо испытывать эти границы на прочность и на основе этого познавать правду жизни, смысл отношений и суть ответственности.
5. Правильно вести себя в экстремальных ситуациях
Даже взрослые теряются, паникуют и не знают, что делать, когда в метро кому-то становится плохо или если захлопнулась дверь на лестничной площадке. Хорошо, когда в нестандартной ситуации ребенок не стесняется попросить о помощи. А ведь порой дети даже не догадываются, что в случае, например, острой боли можно позвонить родителям, обратиться в школьный медпункт или информировать учителя.
Отрабатывайте с ребенком экстремальные ситуации. Научите ребенка кричать, когда опасно, смоделируйте ситуацию, когда вы пришли домой без ключей, а дома никого нет. Если что-то пойдет не так, у ребенка должно быть, по крайней мере, три варианта, как он может поступить. И не подсказывайте ему: пусть сам попробует предложить выход из проблемы.
6. Уметь защищать себя
Уже с детского сада ребенок должен уметь не давать себя в обиду, причем нанесенную не только детьми, но и взрослыми. Бывает, что воспитательница или учительница говорит: «Дети, смотрите, какой неряха (плакса и т. д.)». Ребенок имеет право сказать: «Да, я испачкался немного, но с кем не бывает», защитив тем самым себя вербально.
Если ребенка бьют в детском саду, научите малыша защищаться: ловить руку обидчика на ходу, говорить «Я не позволю себя бить». Давать сдачи или нет — здесь разные психологи считают по-разному. Но на уровне детсадовских драк нет ничего плохого, если ребенок, следуя инстинкту самосохранения, ответил обидчику ударом, таким образом защитив себя. Ведь дети, которые глотают обиду и никому о ней не говорят, впоследствии могут стать жертвами травли в школе. Да и взрослые люди подвергаются буллингу, поэтому важно с детства уметь постоять за себя. Но вот чего быть не должно — так это «отсроченной» сдачи: нельзя мстить обидчику на следующий день.
7. Понимать, что оценки — это не главное, главное — знания
Мотивация к учебной деятельности не должна быть гонкой за оценками. Важно спрашивать школьника не какую оценку он получил, а что нового он сегодня узнал, какую пользу он вынес из своей оценки. Работа над своими ошибками — важный навык, которым обладают не все взрослые. Важнее думать о своем личностном росте и развитии, чем о том, как выслужиться перед начальством.
8. Уметь уважать себя и других
Уважение начинается с семьи. Дети тонко считывают информацию, поэтому этот пункт — умение уважать других — воспитывают родители. Демонстрируйте уважение к окружающим сами: в магазине, в транспорте… Не перекладывайте эту родительскую функцию на школу или детский сад.
Показывайте на собственном примере, что вы уважаете желания, эмоции своего ребенка. Часто родители запрещают ребенку брать их вещи без спроса, но при этом с легкостью распоряжаются детскими книгами или игрушками, отдавая их на время соседскому мальчику или младшему брату. Тем самым они показывают неуважение к вещам ребенка и его личности.
9. Говорить «нет»
Умение сказать «нет» — очень важный навык. Часто даже взрослые не умеют говорить «нет» начальнику или партнеру. Одно дело, когда мы, соглашаясь на что-то, действительно понимаем, зачем нам это. Совсем другое — когда мы хотим отказать, но внутренних сил и уверенности недостаточно, чтобы это сделать. Во взрослой жизни такая боязнь выразить свою позицию ведет к недосказанностям и обидам.
Умение говорить «нет» формируется достаточно просто: через развитие логики, мышления у ребенка и вашего уважительного отношения к его позиции. Дайте ребенку возможность формировать свое мнение, свою точку зрения в разных ситуациях. Даже когда дело касается еды: если ребенок не хочет есть котлету, он всегда должен иметь право отказаться.
10. Не бояться обращаться за помощью
И в первую очередь — к вам, к родителям. Как часто дети, совершив какую-то ошибку, боятся сказать маме, думая: «Она меня убьет!». Сформируйте доверительные отношения с вашим ребенком. Что бы ни случилось, он должен знать, что всегда может обратиться к вам, что родители — это не враги. Покажите, что ваша реакция — это не всегда нравоучительный тон или крик, а скорее, теплая беседа.
Это важный навык, ведь часто даже в школе дети боятся поднять руку и попросить учителя растолковать непонятный материал. Объясните ребенку, что не бывает глупых вопросов, что это нормально — что-то не знать, спрашивать, обращаться друг к другу за помощью.